Что такое ступа кратко

Обновлено: 06.07.2024


Содержание

История

Первые буддийские ступы в буддийском предании

Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (на пали: Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды, его смерти и событиям вскоре после его смерти, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ.

После смерти (махапаринирваны) Будды в Кусинаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь различных сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды, для воздвижения ступы:

Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, 1 — сосуду в котором кремирован Будда, и 1 — золе из погребального костра Будды.

Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.

Дальнейшая история

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.



Строгие каноны строительства ступа сложились в Тибете. Тибетскими учеными были письменно зафиксировали четкие пропорции и формы ступ.





Название



Название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранн, в Лаосе — тхат, в Тибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. д.

Архитектура

Уже наиболее ранние ступы (Ступа №1 в Санчи, 3—2 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота.

В ступах тибетского типа на вершину ступы устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.

Разновидности ступ



1) Ступа лотоса. Первая ступа данного вида построена ещё при жизни Будды и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.



2) Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайе после Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми. Символизирует цель буддийского пути — полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.

4) Ступа чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.

5) Ступа схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.

6) Ступа примирения, или ступа единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.

7) Ступа совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.

8) Ступа паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.

У всех восьми ступ нижняя часть до львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае ступы лотоса, например, она состоит из лотосов [5] .

Помимо приведённой выше, наиболее распространённой, классификации с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы [6] . Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям [7] . Реликварные ступы бывают двух видов:

  • шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
  • парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни [6] .

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы [8] .

Культовое значение

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.

Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: cначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.

При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может проходить / проползать много кругов в течение многих часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания. Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней.

Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.

Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди иногда строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям.



Ступы в России

Большое множество ступ различных видов возведено в Бурятии, Калмыкии и Тыве. Большой комплекс ступ находится в Иволгинском дацане.



Самой большой ступой в России на данный момент является копия непальской Бодхнатх — Джарун Хашор в Кижингинском районе Бурятии, построенная в конце 1990-х. Один из субурганов находится на острове Огой (озеро Байкал, пролив Малое море, напротив посёлка Курма).

С 1996 года в Республике Алтай существовал субурган, сооружённый в Каракольской долине на месте кремации ламы Боора, однако в 2002 году он был разрушен местными шаманистами [1]. Небольшой субурган расположен в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, в Уймонской долине, на значительном удалении от автотрассы Усть-Кокса — Тюнгур в сторону Теректинского хребта, между сёлами Курунда и Теректа.

Ступа — символ природы ума

В этой статье мы расскажем о происхождении ступ, или ступ-пагод, ступ-храмов, по всему миру, об их видах и значении, а также об их связи с философско-религиозным течением буддизма.

Ступа в буддизме. Ступа Будды

С вященные ступы в буддизме расположены во многих странах. Достаточно упомянуть об Индии, Непале, Лаосе, Камбодже, Индонезии, Таиланде, Мьянме, России, Тибете и других странах, куда проник буддизм. На основе ступ стали возводиться буддийские храмы-ступы. Таким образом, получается, что ступа — это не только место поклонения Будде как таковому, но она также может выполнять функцию храма.

Так, например, в Китае ступа трансформировалась и приняла форму пагоды. Храмы-пагоды стали появляться тут и там. Эта традиция распространилась и за пределами Китая, в соседние Японию, Таиланд. Даже сейчас можно встретить такие храмы-ступы, в которых происходят религиозные ритуалы, практики медитации.


Буддийская ступа — священный холм

Согласно буддийским воззрениям, обход вокруг ступы очищает карму. Ещё больший эффект достигается, когда верующий совершает простирания, а затем поднимается в полный рост. Ламы делают обход вокруг неё 108 раз. Некоторые верующие тоже обходят ступу, хотя для этого требуется много сил и энергии. Ступы могут быть довольно внушительными по размеру, поэтому часто делается перерыв на отдых.

Буддийская ступа или буддистская ступа? Виды ступ

С течением времени сложились каноны, по которым строились ступы. Существуют 8 видов классических ступ:

  • ступа Лотоса,
  • ступа Просветления,
  • ступа схождения с неба Тушита,
  • ступа Примирения,
  • ступа Мудрости, или 16 ворот,
  • ступа Чудес,
  • ступа Совершенной победы,
  • ступа Паринирваны.

Строение ступы можно условно разделить на три части, две из которых во всех ступах очень похожи, — это нижняя часть, включающая в себя Львиный трон, и верхняя, которая состоит из 13 колец шпиля, символизирующая окончательное просветление. В середине могут быть вариации. Так, например, в ступе Лотоса средняя часть состоит исключительно из Лотосов.

Также существуют не только сутрические ступы, но и мемориальные, и реликварные. Что из себя представляют мемориальные ступы? Это такие ступы, которые возводятся для того, чтобы запечатлеть в памяти события, которые были связаны с буддийской историей, прошлыми рождениями Будды, а также его последним воплощением на земле. Также эти ступы могут быть посвящены событиям из жизни великих учителей буддизма.

Что касается реликварных ступ, то они также очень распространены. Их возводят над телесными останками реализованных учителей или же над предметами, которыми они пользовались при жизни. Так как по тибетским канонам содержимое ступы обязательно должно включать в себя предметы великого учителя, то все ступы на Тибете являются реликварными.

В Непале символика ступы соотносится с телом Будды. Основание — это скрещенные ноги Будды, когда он сидит в позе Лотоса, округлая часть — это туловище Будды, над ней располагается реликварий — голова Будды, шпиль и луна, солнце и бинду. Часто под шпилем изображены глаза Будды, которые символизируют его всеведение.


Ступа Просветления: значение

Ступа Просветления относится к одной из восьми сутрических ступ и является главнейшей их них, т. к., по преданию, в том месте, где она расположена, — в Бодхгае — Будда устранил последние завесы и иллюзии ума, что открыло ему дорогу к настоящему просветлению.

Эта ступа может быть условно разделена на три части:

  • Львиный трон — это основание, над которым и возвышается сама ступа, состоящая из двух частей.
  • Ступа причин (первая часть ступы) — причины для просветления.
  • Ступа результатов (это вторая часть ступы, от колец и выше) — само просветление.

Каждый элемент ступы символичен. Так, например, снежные Львы — это и Дхарма, и сам Будда, потому что одно из имен Будды — это Симха, что в переводе означает 'лев'. Над Львиным троном располагаются два Лотоса, которые символизируют шесть парамит — щедрость, осмысленное поведение, терпение, усердие, дхарану и джняну. Над Лотосами расположена квадратная плита, четыре угла которой символизируют неизмеримое — то, что нельзя измерить, — любовь, сочувствие, радость и равностность.

Выше плиты расположена сама ступа, символизирующая просветление и пять его составляющих, — накопление, соединение, видение, медитацию и путь без учения. Каждая ступенька, расположенная выше плиты, и будет означать один из этих аспектов. Так, накопление состоит из трёх ступенек — малое накопление, средний путь накопления и большой путь накопления.

Ступа Мира: описание

Мы уже говорили о различных видах ступ, но есть один совершенно новый вид, ступа Мира, основание которому заложил Нитидацу Фудзии, японский монах. В 30-х годах прошлого века, после встречи с Ганди Нитидацу, он решил посвятить свою жизнь постройке ступ Мира. Так на него подействовал пример практики ахимсы, которую исповедовал великий Ганди.

Первые ступы были построены в Хиросиме и Нагасаки в память о бомбёжках, а затем они стали строиться по всему миру. На сегодняшний день в мире уже возведено около 80 ступ-пагод Мира. Цель их возведения состоит в том, чтобы люди осознали единство всех рас и континентов, чтобы закончилась вражда между народами.

Одной из самих известных ступ мира в Европе является ступа, расположенная на южной стороне Темзы. Её постройка была завершена в 1985 году, и она была подарена городу орденом Ниппондзан Мёходзи. В Мюнхене пагода Мира расположена в Западном парке. Её постройка также относится к 80-м годам прошлого столетия. В Вене ступа Мира стоит на Дунае, и она считается первой ступой Мира, расположенной в континентальной Европе.

Множество пагод Мира построены в Индии, в том числе в Дарджилинге и Ладахе. Есть такие пагоды и в США, и в Австралии. В селе Паньковка Луганской области также идет постройка такой ступы.

Ступа: история

Что касается Явы, то этот находящийся в уникальном месте исторический памятник, именуемый Борободур, что также имеет отношение к курганам, выполнен ещё и в форме мандалы. Площадь, на которой расположены ступы, является мандалой, что многократно увеличивает энергетический эффект от пребывания в этом месте. Символ ступы необычайно популярен в культуре стран, исповедующих буддизм, поэтому там их можно увидеть повсюду.

Ступы древней Индии

Ступа в Индии и в целом ступы древней Индии — это отдельная история. Когда мы говорим об индийских ступах, то первым делом приходят мысли о буддизме и его распространении. Буддийская ступа в Индии — это памятник и место поклонения Будде. Для того чтобы лучше понять, почему изначально ступы ведут свою историю из этой страны, нужно осознавать тот факт, что буддизм пришёл к нам из Индии. Сам Будда был там рождён. Так что неудивительно, что превращение ступ из могильных курганов в священные холмы и храмы начинает свой отсчет именно с того времени, когда Ашока декларировал установление этой религии на подвластной ему территории.

Где же установлены главные культурно-религиозные сооружения буддизма? Самые известные из них как раз и находятся в местах, связанных с жизненным путём Будды, а это означает, что они должны находиться в Индии и Непале. В Индии, в местах, где Будда родился, жил и проповедовал, установлены священные ступы.

  • В Лумбини была построена ступа Лотоса.
  • В Богхгайе — ступа Просветления.
  • В Сарнатхе — ступа Мудрости.
  • В Кушинагаре — ступа Паринирваны.


Последняя из этих четырёх ступ символизирует совершенную мудрость Будды и вхождение в Паринирвану. Сам уход Будды из этого мира — это и есть Паринирвана.

Кроме этих четырёх мест есть ещё другие 4 места, где установлены ступы, связанные с чудесами, совершёнными Буддой.

В Раджгире он усмирил разъярившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат, постоянно мешавший практикующим и всячески старавшийся их разъединить. Поэтому в честь этого события была возведена ступа примирения, или ступа Единства.

В Шравасти построена другая ступа, знаменующая чудеса Будды. В этом месте в древней Индии Будда доказал шести учителям, которые не понимали его и пытались настаивать на своих взглядах, что они неправы. Будда поднимался в воздух, а затем, опустившись на землю, в позе Лотоса явил Будд в небе. Это было двойное чудо, которое подействовало на присутствующих, поэтому ступа названа ступой Чудес.

В Шинкаси есть ступа схождения с небес Тушита, по которой Будда Шакьямуни спустился с небес, как до него делали другие будды. Там, на небесах, он проповедовал своей матери и 33 божествам Абхидхарму, а затем настало время спуститься на землю. Лестницу для него соорудили сами Брахма и Индра, поэтому у этой ступы много ступеней.

В Вайшали находится ступа совершенной победы. Там Будда победил чуму. В древности в этом месте свирепствовала чума, а Будда смог её остановить. Также в этом месте он объявил своим ученикам о том, что скоро ему предстоит уйти, но по их просьбе он продлил свою жизнь ещё на 3 месяца, таким образом доказав, что он властен над временем и смертью.


На этом обзорная статья по буддийским ступам подошла к концу. Можно более подробно изучать ступы, их значение и влияние на человека, но лучше всего при возможности посетить места, где они установлены. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.


Ступы – это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной.

Исторические корни буддийских ступ

С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев.

Со временем ступы стали иметь более широкое значение, их начали строить в ознаменование каких либо событий или в качестве подношения. Сегодня в них могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветленного Учителя, а в некоторых случаях реликвии вообще могут отсутствовать.

Ступа может отмечать памятное место, возводиться в память о событиях буддийской истории – такие ступы можно назвать мемориальными. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, в которых не могут содержаться никакие вложения. Ступы также строились в качестве подношения Буддам, путевых знаков и для защиты путешественников. В Тибете и Бутане ступы стоят на многих горных перевалах.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, в том числе и в его честь. Например, Ступу лотоса (или Ступу источника благоприятности) король Суддходана, отец Будды, построил в Лумбини (Непал), на месте рождения Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов.

В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две были построены купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, еще одна подобная ступа была возведена Анатхапиндакой, он же построил ступу над останками Шарипутры. Также существуют три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы над его останками построили ступу (Махапаринирвана-сутра). Тем самым он придал ступе новую функцию – объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной природе Будды, поскольку ступа символизирует ум Будды. Делая подношения природе Будды, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе и приближаясь к окончательному счастью, Просветлению.

Реликварные ступы

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества

Четыре из этих мест паломничества были обозначены самим Буддой. Они связаны с его жизнью и обозначают места, где он родился, достиг Просветления, дал первые поучения, ушел в Паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагаром.

Как уже было сказано, в Лумбини отцом Будды, королем Суддходаной, была построена Ступа лотоса. Главная ее часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгайе была построена Ступа Просветления, или Победы над всеми препятствиями. Ее возвел Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления – важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути – узнавание ума, полное Просветление. Она является также символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Кушинагаре, месте ухода Будды, появилась Ступа Паринирваны. Ее главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в Паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды, добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, – это Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением Сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же после ухода Будды в Паринирвану состоялся Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы каноны Сутры и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями – последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал здесь двойное чудо: поднявшись в воздух, одновременно испускал из себя струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта Ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была возведена Ступа схождения с небес Тушита. В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, а затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой Ступы.

В Вайшали была сооружена Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась подаренная Будде куртизанкой Амрапали манговая роща, где он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца, победив тем самым время и смерть.

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с перечнем великих реликварных ступ, описанных в Махапаринирвана-сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения.

Скорее всего, списки основываются на устной традиции и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время создавалось множество различных ступ. Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух – Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения.

Эти места паломничества, так же как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где Будда Шакьямуни жил и учил. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхаруте (Индия), а также в Патане (Непал). Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Традиция их возведения также проникла в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, и здесь наибольшее внимание уделялось их внутреннему наполнению. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов (считается, что они исходят непосредственно от Будды) придерживаются и сегодня.

Особое место среди тибетских ступ занимает Ступа Калачакры, она относится не к Сутре, а к Тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатака), Индия. В ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры.

Буддийский историк Таранатха писал:

Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, формы и пропорции которых были тоже четко регламентированы. В настоящее время известно о десяти Ступах Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы – пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек, буддийские пагоды не только символизировали Учение Будды, но и становились украшением ландшафта, служили объектами созерцания.

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде храма-пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады и пагоды, и ступы являются храмами, в других пагоды и ступы отличают друг от друга.

Обычно форма тайских и бирманских ступ – конусообразная, с заметно скошенными углами. Часто их красят в золотой цвет или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон – 98 метровая позолоченная ступа в Янгоне (Мьянма). По преданию, она содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале – Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней.

Согласно тибетской легенде, Ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, но непальские источники гласят, что она появилась только в VI–VII веках нашей эры. Также со строительством этой Ступы часто связывают имя тибетского Дхарма-короля Трисонга Дэцена.

Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде, после того как Будда Манджушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду, на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа. И на ее месте позже была построена существующая. По другим источникам, король Ашока посетил это место в III веке до н. э. и возвел здесь храм, а Ступа в более-менее современном виде была создана в начале V века н. э. С тех пор это одно из мест, наиболее почитаемых буддистами и индуистами.

Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы – скрещенные ноги; полусферическая часть – торс; реликварий над ней – голова; шпиль – ушниша; луна, солнце, бинду – тройное украшение прически Будды. Изображение глаз приходится на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, символизируют всеведение Будды.

Мемориальные ступы

С развитием буддизма возникла особая категория ступ – мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории Сангхи.

Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928–1972). В отличие от других ступ здесь не содержится останков короля – только его фотография в церемониальной одежде. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего создать пространственное представление ума Будды. Считается, что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными способностями, поэтому Ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже расположен один из участков, известных как Поля смерти, где в период между 1975 и 1979 годами, во время режима красных кхмеров, было казнено приблизительно 17 000 человек. После падения режима в братских могилах было найдено 8 895 тел. Сегодня Чоенг Эк – мемориал с буддийской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, она заполнена останками жертв режима Пол Пота – в ней более пяти тысяч человеческих черепов.

Ступы сегодня

Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала – ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой – в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это – предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Символика ступы

Важнейшая из всех восьми форм – ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути – полное Просветление, реализацию всего человеческого потенциала. Это достижение означает освобождение от всех завес и раскрытие высших способностей ума, особенно – совершенной мудрости Будды. Эта ступа является также символом преодоления всех препятствий.


СТУ́ПА, -ы, ж. Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-л. пестом. Анна сидела у раскрытого окна и что-то толкла в чугунной ступе тяжелым пестом. Марков, Строговы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Сту́па, сту́пка — сосуд, в котором очищают зерно от оболочки или измельчают что-либо при помощи песта. Также в ступах могут растирать и смешивать вещества. В настоящее время используется крайне редко, в основном в фармацевтике и химических исследованиях. До настоящего времени ступы активно используются как предмет кухонной утвари.

Ступы изготавливаются из различных материалов: древесины твёрдых пород (часто ступы из дерева являются чисто декоративным элементом интерьера кухни); металла (чугун, латунь); фарфора, камня как натурального, так и искусственного; пластика. В фармакологии и химических лабораториях применяются ступы из всех материалов, кроме дерева.

Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна. Обычно под ступками понимают небольшие сосуды высотой не более двадцати сантиметров.

Слово произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.

СТУ'ПА, ы, ж. Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в к-ром размельчают, толкут что-н. пестом. ◊

сту́па I

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

сту́па II

ступа́

1. устар. тихая, неторопливая походка, поступь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Читайте также: