Что такое структура кратко

Обновлено: 05.07.2024

В античной грамматике и риторике и в средневековой герменевтике структура обозначала организацию предложения или композицию речи и текста. В этом смысле субстанция составляющих элементов, а также изменение и развитие системы не принимается во внимание. Структура обозначает относительно неизменную сторону системы. Динамическая парадигма особенно успешно развивалась в биологии и психологии, где структура используется в органически-функциональном смысле. При этом динамические структуры подчёркивают регулярности процессов и эволюции. Кибернетика и теории систем развивали структурные матрицы и другие модели формализации динамических структур. Ж. Пиаже рассматривал динамику как конститутивную характеристику структуры вообще. Холистическое определение структуры вводит такие характеристики как целостность или единство. В контексте гуманитарного знания введение понятия структуры традиционно связывается с именем В. Дильтея. В своей структурной теории Дильтей развивал холистическую парадигму структуры в противоположность атомистической психологии. Понятие структуры основывается на диалектическом отношении части и целого. Структура, по мысли Дильтея, представляет собой некоторый порядок взаимосвязанных психических фактов. С точки зрения целого, отношения между психическими факторами характеризуются регулярностью. Таким образом, структура определяется как холистический организующий принцип, предопределяющий интерпретацию составляющих элементов. В то же время целое и части, по Дильтею, образуют герменевтический круг: части значимы только с точки зрения целого, и наоборот.

В противоположность холистической парадигме, особенно в математике, распространено представление о структуре как о схеме отношений, связывающей элементы системы. Система в таком случае представляет собой и совокупность элементов, и схему отношений между элементами. Таким образом, система отличается от структуры. Система состоит из совокупности элементов, однако они никакого отношения к анализу структуры системы не имеют. В противоположность структурализму, который абсолютизирует структуру ценой отрицания элементов, данная парадигма рассматривает элементы как далее неразложимые сущности. Согласно Ж. Пиаже, структуру можно определить как модель, принятую в лингвистике, математике, логике, физике, биологии и других областях знаний и отвечающую трём условиям: целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; саморегулированию: внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Согласно такому определению, структура тождественна любым системам, в том числе динамическим.

СТРУКТУРА (от лат . structura - строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Смотреть что такое СТРУКТУРА в других словарях:

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА, -ы, ж. Строение (во 2 знач.), внутреннее устройство.Социальная с. Организационная с. С. почвы. С. белка. С. посевов.Геологическая с. С. языка. II прил. структурный, -ая, -ое. смотреть

СТРУКТУРА

структура ж. 1) Взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-л.; строение. 2) Устройство, организация.

СТРУКТУРА

структура ж.structure структура народного хозяйства — national economy pattern организационная структура — framework of organization

СТРУКТУРА

структура См. конструкция, строение, строй, устройство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. структура конструкция, строение, строй, устройство; состав, архитектура, конфигурация, схема, фрейм; архитектоника, конституция, композиция, синклинорий, антиклинорий, ид, астроблема, геоблема, строма Словарь русских синонимов. структура см. строение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. структура сущ. • строение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. структура сущ., кол-во синонимов: 32 • антиклинорий (1) • архитектоника (5) • астер (2) • астроблема (2) • венит (1) • геоблема (1) • госструктура (2) • ид (1) • композиция (19) • конституция (11) • конструкция (29) • лазероструктура (1) • лизосома (3) • макроструктура (1) • мегаструктура (1) • меланосома (1) • микроструктура (1) • наноструктура (1) • паттерн (4) • подструктура (2) • разведструктура (1) • синклинорий (2) • система (86) • состав (49) • социоструктура (1) • строение (34) • строй (48) • строма (2) • суперструктура (1) • трансструктура (1) • ультраструктура (2) • устройство (117) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: антиклинорий, архитектоника, астроблема, венит, геоблема, госструктура, ид, композиция, конституция, конструкция, лазероструктура, лизосома, макроструктура, мегаструктура, микроструктура, паттерн, подструктура, синклинорий, состав, социоструктура, строение, строй, строма, суперструктура, трансструктура, ультраструктура, устройство. смотреть

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств пр. смотреть

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА, решётка (матем.), важное алгебраич. понятие. С. наз. непустое множество S, для элементов к-рого определены две операции - объединение и пе. смотреть

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА металла, строение металла (сплава). С. можно наблюдать невооруж. глазом или при небольших увеличениях (см. Макроструктура), чтобы установит. смотреть

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (лат. structure - строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (от лат. structure — строение, располо-жение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и т. смотреть

СТРУКТУРА

1) С., математическая структура,- родовое название, объединяющее понятия, общей чертой к-рых является то, что они применимы к множествам, природа элеме. смотреть

СТРУКТУРА

ж.structure- V-структура- агрегатная структура- аморфная атомная структура- аморфная структура- анизотропная структура- аномальная структура- антиферро. смотреть

СТРУКТУРА

совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих воспроизводимость при изменяющихся условиях. В литературе господствует двоякое понимание С. В холистическом понимании С. приравнивается к системе. Система при этом понимается как элементы плюс связи между элементами. Второе определение различает понятие С. и понятие системы. С. при этом понимается как внутренняя организация и упорядоченность объекта. И в том, и в другом случае С. предполагает динамическое и статическое измерения. Статическая парадигма обозначает статику и синхронию С. Как явствует из самой этимологии, латинский термин *structura* обозначает строение, упорядоченное строение. В античной грамматике и риторике и в средневековой герменевтике С. обозначала организацию предложения или композицию речи и текста. В этом смысле субстанция составляющих элементов, а также изменение и развитие системы не принимается во внимание. С. обозначает относительно неизменную сторону системы. Динамическая парадигма особенно успешно развивалась в биологии и психологии, где С. используется в органически-функциональном смысле. При этом динамические С. подчеркивают регулярности процессов и эволюции. Кибернетика и теории систем развивали структурные матрицы и другие модели формализации динамических структур. Пиаже рассматривал динамику как конститутивную характеристику С. вообще. Холистическое определение С. вводит такие характеристики как целостность или единство. В контексте Geisteswissenschaften введение понятия С. традиционно связывается с именем Дильтея. В Strukturlehre Дильтей развивал холистическую парадигму С. в противоположность атомистической психологии. Понятие С. основывается на диалектическом отношении части и целого. Структура, по мысли Дильтея, представляет собой некоторый порядок взаимосвязанных психических фактов. С т. зр. целого, отношения между психическими факторами характеризуются регулярностью. Т. о., С. определяется как холистический организующий принцип, предопределяющий интерпретацию составляющих элементов. В то же время целое и части, по Дильтею, образуют герменевтический круг: части значимы только с т. зр. целого, и наоборот. Холистическая парадигма доминирует и в структурализме. Леви-Стросс определяет С. как модель и выделяет четыре холистических критерия: *Мы полагаем, что модели, достойные наименования структуры, должны удовлетворять четырем требованиям: во-первых, структура обладает свойствами системы. Она состоит из элементов; модификация каждого из них влечет за собой модификацию всех остальных; во-вторых, каждая модель принадлежит к группе преобразований, каждое из которых в свою очередь соотносится с моделью того же семейства; т. о., множество преобразований; в-третьих, указанные особенности позволяют предвидеть, каким образом будет реагировать модель в случае, если ее элементы подвержены определенным модификациям; в-четвертых, модель должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее функционирование характеризовало все наблюдаемые факты*. В противоположность холистической парадигме, особенно в математике, распространено представление о С. как о сетке отношений, связывающей элементы системы. Система в таком случае представляет собой и совокупность элементов, и сетку отношений между элементами. Т. о., система отличается от С. Система состоит из совокупности элементов, однако они никакого отношения к анализу С. системы не имеют. В противоположность структурализму, который абсолютизирует С. ценой отрицания элементов, данная парадигма рассматривает элементы как далее неразложимые сущности. Согласно Ж. Пиаже, С. можно определить как модель, принятую в лингвистике, математике, логике, физике, биологии и т. д. и отвечающую трем условиям: а) целостности подчинение элементов целому и независимость последнего; б) трансформации упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; в) саморегулированию: внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Согласно этому определению, С. тождественна любым системам, в т ч. динамическим. В социальных теориях понятие С. развивается в оппозиции к понятию социального действия. С одной стороны макротеории типа структурализма, структурного функционализма, теории систем, а с другой микротеории типа символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Макротеории определяют С. как нечто первичное, независимое от индивидов. Социальное действие оказывается т. о. полностью продуктом и производным социальной С. Микротеории совершенно противоположным образом строят понятие социальной С. как производное от социального действия и взаимодействия. С начала 80-х гг. в социальной теории наблюдается попытка интегративного понимания социальной С. и социального действия. Тенденция интегративного подхода наиболее четко проявляется в *многомерной социологии* Дж. Александера, в теории *коммуникативного действия* Ю. Хабермаса, в *теории структурации* Э. Гидденса, в когнитивном анализе А. Сикурела и др. В частности, Э. Гидденс развивает положение о *дуальности структур*: *Структуры следует концептуализировать не просто как налагающие ограничения на человеческую деятельность, но как обеспечивающие ее возможность. В принципе всегда можно изучать структуры на основе их структурации как ряда воспроизводимых практических обычаев. Исследовать структурацию практики значит объяснять, как структуры формируются благодаря действию и, обратно, как действие оформляется структурно*. Анализ С. в научных теориях предполагает ответ на вопрос об онтологическом статусе этих С. Вопрос об онтологическом статусе С. в средние века разделял философов на номиналистов и реалистов В то время как реалисты рассматривали С. в качестве объективной реальности, существующей независимо от исследователя, номиналисты отказывались принять тезис об объективной реальности С. Большее отвращение вопрос об онтологии С. вызывает у структуралистов. К. Леви-Стросс основывает свой ответ на этот вопрос на разведении реальности и модели. Согласно Леви-Стросс у, С. не составляют часть реальности, а конституируют модели реальности. С. никакого отношения к реальности не имеют. Т. о., социальные отношения представляют собой только сырой материал, из которых задним числом строятся модели. Несколько видоизмененный тезис о реальности С. развивается семиотиками, которые, в соответствии с У. Эко, представляют методологический структурализм. Последний рассматривает С. как полезный и необходимый инструмент мышления для целей упрощения различных феноменов с какой-то одной т. зр. У. Эко рассматривает С. как техническое средство в целях гомогенизации различных объектов. С позиций методологического структурализма вопрос об имманентности С. исследуемому объекту или познавательной деятельности исследователя оказывается излишним. С т. зр. *теории структурации* Э. Гидденса С. обладают виртуальным существованием. С. характеризуются Гидденсом как вневременные, бессубъектные. Т. X. Керимов. смотреть

СТРУКТУРА

Структура

(от лат. structura - строение, расположение, порядок) - англ. structure; нем. Struktur. Расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение ч.-л. Структуры можно различать: по сфере существования - материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по характеру связи - порядковые, композиционные, топологические; по направленности - субстанциальные и функциональные: по разнообразию связей - простые и сложные.

Структура

Структура

- объективно существующее образование, представленное элементами и их взаимосвязи друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что "в структурах число и особенности подструктур зависят от свойства объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их".

Структура

- совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы <->принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, - например, при изменениях состава элементов. Системно-структурный анализ процессов социальных, составляющий одну из методологических основ современного гуманитарного знания, зародился в XIX в. В XX в. он распространился на языкознание, культурологию, этнографию, социологию, другие социальные дисциплины. В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные (-> перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и не могущие быть объяснены из комбинации его элементов. Эти исследования непосредственно развивались в гештальт-психологии. В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для этого принципа характерно: 1) понимание структуры как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво воспроизводимых в ходе непрерывно меняющихся процессов психических; в этом смысле структуры можно рассматривать как базовые образования психики, на основе коих строятся процессы психические; 2) понимание структур человеческой психики как социально обусловленных; 3) признание наличия многих уровней структур психических, связанных иерархическими отношениями. Переход от глубинной к вышележащей структуре характеризуется трансформациями структуры, причем глубинные структуры могут не выявляться в сознании.

Структура

1. Организованная, оформленная, относительно устойчивая конфигурация. Этот термин, конечно, один из наиболее свободно используемых во всей психологии, и он употребляется относительно чисто физических (структура стимула), биологических (мозговая структура), психических (структура памяти), социальных (структура группы), абстрактных (лингвистическая структура) и т.д. структур. Обычно этот термин используется всякий раз, когда автор хочет передать представление о том, что характеризуемое явление рассматривается как целое, имеющее присущую ему организацию, и что эта организация фактически один из наиболее значимых его аспектов. Часто термин структура используется так, как будто автор имеет в виду, что он является антонимом терминов функция, процесс или даже поведение. Трудность здесь заключается в том, что в большинстве случаев функциональные, поведенческие процессы сами имеют структуру, в которой они также организованы, оформлены и относительно устойчивы. Приблизительными синонимами являются конфигурация, Гештальт, организация, система; см. каждую из этих статей. 2. Любая сложная система, которая рассматривается с точки зрения целого, например структура науки. Этот способ употребления отражает представление о том, что структура существует только тогда, когда рассматривается множество.

Структура

(лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Структура

Структура

Структура

Структура

(от лат. structure - строение, расположение, порядок) - расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение ч.-л. Структуры можно различать: по сфере существования - материальные (физич., биологич., химич.) и идеальные (психич., познавательные, логич.); по характеру связи - порядковые, композиционные, топологические; по направленности - субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей - простые и сложные.

Структура

(structure) — 1. Упорядочение элементов в определенную модель, например, каких-либо институциализированных социальных классификаций (роли, организации и т.д.) в "образовательную структуру" или "структуру занятости" (см. также Социальная структура; Структурный функционализм) . 2. Правила ("глубинная структура" ), лежащие в основе поверхностной структуры (особенно в аналогичной грамматике) (см. также Лингвистика; Леви-Стросс). Для Гидденса (1984) "структура" в этом смысле относится к "правилам и возможностям", содержащимся в воспроизводстве социальных систем (см. также ция; ционная теория) . Различие (смыслы 1 и 2), выводимое между "поверхностными" и "глубинными структурами", также важно в структурализме (значения 3 и 5). Наибольшая критика термина исходит от теоретиков символической интеракции, социальной феноменологии и герменевтики. По их мнению, социология должна помещать в центр причастность акторов к созданию и воссозданию социального мира через символическое значение. Люди, а не структуры, создают социальный порядок. Даже если к структурам относиться как к "правилам", то и тогда они создаются людьми. Компромисс между теориями структуры и теориями значения зачастую предпринимался социальными теоретиками. В 1960-х гг. П.Л. Бергер с коллегами предложил "диалектическую" теорию "социального конструирования действительности". Согласно ей, "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности", а однажды построенная, она "противостоит индивидууму (и) как чуждая фактичность (и) как средство принуждения" (Бергер и Пулберг, 1966). Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой. Более позднее предположение Гидденса о том, что "структуры" всегда можно в принципе исследовать с точки зрения их структурации "как ряда воспроизведенных практик" (Гидденс, 1976) и что структуры "и сдерживают, и облегчают", дает еще один пример подхода, предлагающего компромисс между теориями деятельности и теориями структуры (см. Дуальность структуры; ция; ционная теория) . См. также и воля.

Структура

(лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определении понятия С. добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и т.п. Понятие С. и родственные ему (такие, как связь, отношение, взаимодействие) играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности; понятие С. тесно связано с понятием "функция" . также: Система, Структурно-функциональный анализ. Н.Н. Леонов

Структура

(от лат. structure строение, порядок, связь) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у Канта структура - "положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью". В новой психологии - одно из гештальткачеств. Многие психологи связывают понятие структуры только со срезом переживания, осуществляемого в данный момент, т.е. с получившей определенную структуру связью психического содержания в определенный момент (описательный структурный анализ; см. Сознание); другие связывают его с последовательностью отрезков во времени, т.е. хотят обосновать структурную связь переживаемого опыта с предшествовавшим опытом, а также с приобретенной или врожденной предрасположенностью (генетический структурный анализ, особенно представленный у Крюгера). Оба понятия о структуре используются для исследования индивида, общих типов, групп и коллективов (напр., структурная психология детей, животных, народов, масс, искусства и религии, культуры и хозяйства, социальная психология, психопатология и т. д.). Согласно Дильтею, психические структуры переживаются. Но под структурой надо понимать также и непереживаемое .предрасположение (конституция, тип, характер и т. д.). В психологии как науке о духе структура является взаимосвязью переживаемых и действующих предрасположений; различается структура по ценностной направленности и связывается с центром, с Я (см. Структурная психология).

Структура

- способ организации элементов и характер связи между ними. При этом часто существенна не сама природа элементов, а совокупность отношений между ними. системы, определенная как совокупность отношений, задает связь между элементами. Формирование структуры - это возникновение новых свойств и отношений в множестве элементов системы.

Структура

- философская категория, отражающая внутреннее строение системы, совокупность подсистем, элементов (вместе с их связями, взаимодействиями), входящих систему и предопределяющих характер ее содержания, качество и интенсивность ее функциональных процессов.

Структура

(лат. structure - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определении понятия С. добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и т.п. С. Понятие С. и родственные ему (такие, как связь, отношение, взаимодействие) играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности; понятие С. тесно связано с понятием "функция". См. также: Система, Ризома, Структурно-функциональный анализ. Н.Н. Леонов

Структура

общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых связей между элемнтами объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура

Структура

- строение и форма организации вещи (системы), обусловленная дискретностью ее внутреннего наполнения.

Структура

- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих воспроизводимость при изменяющихся условиях. В литературе господствует двоякое понимание С. В холистическом понимании С. приравнивается к системе. Система при этом понимается как элементы плюс связи между элементами. Второе определение различает понятие С. и понятие системы. С. при этом понимается как внутренняя организация и упорядоченность объекта. И в том, и в другом случае С. предполагает динамическое и статическое измерения. Статическая парадигма обозначает статику и синхронию С. Как явствует из самой этимологии, латинский термин "structura" обозначает строение, упорядоченное строение. В античной грамматике и риторике и в средневековой герменевтике С. обозначала организацию предложения или композицию речи и текста. В этом смысле субстанция составляющих элементов, а также изменение и развитие системы не принимается во внимание. С. обозначает относительно неизменную сторону системы. Динамическая парадигма особенно успешно развивалась в биологии и психологии, где С. используется в органически-функциональном смысле. При этом динамические С. подчеркивают регулярности процессов и эволюции. Кибернетика и теории систем развивали структурные матрицы и другие модели формализации динамических структур. Пиаже рассматривал динамику как конститутивную характеристику С. вообще. Холистическое определение С. вводит такие характеристики как целостность или единство. В контексте Geisteswissenschaften введение понятия С. традиционно связывается с именем Дильтея. В Strukturlehre Дильтей развивал холистическую парадигму С. в противоположность атомистической психологии. Понятие С. основывается на диалектическом отношении части и целого. , по мысли Дильтея, представляет собой некоторый порядок взаимосвязанных психических фактов. С т. зр. целого, отношения между психическими факторами характеризуются регулярностью. Т. о., С. определяется как холистический организующий принцип, предопределяющий интерпретацию составляющих элементов. В то же время целое и части, по Дильтею, образуют герменевтический круг: части значимы только с т. зр. целого, и наоборот. Холистическая парадигма доминирует и в структурализме. Леви-Стросс определяет С. как модель и выделяет четыре холистических критерия: "Мы полагаем, что модели, достойные наименования структуры, должны удовлетворять четырем требованиям: во-первых, структура обладает свойствами системы. Она состоит из элементов; модификация каждого из них влечет за собой модификацию всех остальных; во-вторых, каждая модель принадлежит к группе преобразований, каждое из которых в свою очередь соотносится с моделью того же семейства; т. о., множество преобразований; в-третьих, указанные особенности позволяют предвидеть, каким образом будет реагировать модель в случае, если ее элементы подвержены определенным модификациям; в-четвертых, модель должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее функционирование характеризовало все наблюдаемые факты". В противоположность холистической парадигме, особенно в математике, распространено представление о С. как о сетке отношений, связывающей элементы системы. Система в таком случае представляет собой и совокупность элементов, и сетку отношений между элементами. Т. о., система отличается от С. Система состоит из совокупности элементов, однако они никакого отношения к анализу С. системы не имеют. В противоположность структурализму, который абсолютизирует С. ценой отрицания элементов, данная парадигма рассматривает элементы как далее неразложимые сущности. Согласно Ж. Пиаже, С. можно определить как модель, принятую в лингвистике, математике, логике, физике, биологии и т. д. и отвечающую трем условиям: а) целостности - подчинение элементов целому и независимость последнего; б) трансформации - упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; в) саморегулированию: внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Согласно этому определению, С. тождественна любым системам, в т ч. динамическим. В социальных теориях понятие С. развивается в оппозиции к понятию социального действия. С одной стороны - макротеории типа структурализма, структурного функционализма, теории систем, а с другой - микротеории типа символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Макротеории определяют С. как нечто первичное, независимое от индивидов. Социальное действие оказывается т. о. полностью продуктом и производным социальной С. Микротеории совершенно противоположным образом строят понятие социальной С. как производное от социального действия и взаимодействия. С начала 80-х гг. в социальной теории наблюдается попытка интегративного понимания социальной С. и социального действия. Тенденция интегративного подхода наиболее четко проявляется в "многомерной социологии" Дж. Александера, в теории "коммуникативного действия" Ю. Хабермаса, в "теории структурации" Э. Гидденса, в когнитивном анализе А. Сикурела и др. В частности, Э. Гидденс развивает положение о "дуальности структур": "Структуры следует концептуализировать не просто как налагающие ограничения на человеческую деятельность, но как обеспечивающие ее возможность. В принципе всегда можно изучать структуры на основе их структурации как ряда воспроизводимых практических обычаев. Исследовать структурацию практики - значит объяснять, как структуры формируются благодаря действию и, обратно, как действие оформляется структурно". Анализ С. в научных теориях предполагает ответ на вопрос об онтологическом статусе этих С. Вопрос об онтологическом статусе С. в v-srednie-veka-4690.html">средние века разделял философов на номиналистов и реалистов В то время как реалисты рассматривали С. в качестве объективной реальности, существующей независимо от исследователя, номиналисты отказывались принять тезис об объективной реальности С. Большее отвращение вопрос об онтологии С. вызывает у структуралистов. К. Леви-Стросс основывает свой ответ на этот вопрос на разведении реальности и модели. Согласно Леви-Стросс у, С. не составляют часть реальности, а конституируют модели реальности. С. никакого отношения к реальности не имеют. Т. о., социальные отношения представляют собой только сырой материал, из которых задним числом строятся модели. Несколько видоизмененный тезис о реальности С. развивается семиотиками, которые, в соответствии с У. Эко, представляют методологический структурализм. Последний рассматривает С. как полезный и необходимый инструмент мышления для целей упрощения различных феноменов с какой-то одной т. зр. У. Эко рассматривает С. как техническое средство в целях гомогенизации различных объектов. С позиций методологического структурализма вопрос об имманентности С. исследуемому объекту или познавательной деятельности исследователя оказывается излишним. С т. зр. "теории структурации" Э. Гидденса С. обладают виртуальным существованием. С. характеризуются Гидденсом как вневременные, бессубъектные. Т. X. Керимов

Структура

- совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе

Читайте также: