Что такое стимулирующие занятия в школе

Обновлено: 08.07.2024

В учебном плане ГУО “Средняя школа №2 г.Смолевичи” предусмотрены часы для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий.

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)

Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения,
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
  • принцип учета возрастных возможностей обучающихся.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

  • предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  • прививать им стремление к приобретению знаний.
  • предусматривать наличие и использование источников.
  • поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе.
  • способствовать развитию их сознания и самосознания.

Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:

1. Познавательные способности

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

2.Творческие способности

Гибкость в мышлении и действиях.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

3. Развитие эмоциональной сферы

Уважение к другим.

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

  • глобальный характер изучаемых тем и проблем;
  • насыщенность содержания;
  • направленность на развитие критического мышления.
  • развитие личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
  • развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
  • поощрение творческого и продуктивного мышления;
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
  • использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интер­активные методы развития детских способностей.
  • использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.

Приемы:

  • занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
  • Создание ситуации новизны, актуальности.
  • Занимательные аналогии.
  • Прием удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
  • Создания ситуаций успеха.

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.

Возможная структура занятия:

  1. Организационно – мотивационный этап.
  2. Интеллектуальная разминка.
  3. Основная часть.Расширение и углубление знаний и умений по теме.
    1. Контрольно – оценочный этап.
    1. Подведение итогов.
    1. Рефлексия.

    При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

    Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

    Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.

    • принцип развивающего и воспитывающего обучения,
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
    • принцип учета возрастных возможностей обучающихся.

    При организации стимулирующих занятий необходимо:

    • предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
    • прививать им стремление к приобретению знаний.
    • предусматривать наличие и использование источников.
    • поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе.
    • способствовать развитию их сознания и самосознания.

    Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:

    1. Познавательные способности

    Владение большим объемом информации.

    Богатый словарный запас.

    Перенос усвоенного на новый материал.

    Установление причинно- следственных связей.

    Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

    Умение делать выводы.

    Умение интегрировать и синтезировать информацию.

    Участие в решении сложных проблем.

    Умение улавливать сложные идеи.

    Умение замечать тонкие различия.

    Чувствительность к противоречиям.

    Использование альтернативных путей поиска информации.

    Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

    Умение предвидеть последствия.

    Применение идей на практике.

    Способность к преобразованиям.

    Критичность в мышлении.

    2.Творческие способности

    Гибкость в мышлении и действиях.

    Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

    Восприятие неоднозначных вещей.

    Высокие эстетические ценности.

    3. Развитие эмоциональной сферы

    Уважение к другим.

    Эмпатическое отношение к людям.

    Терпимость к особенностям других людей.

    Склонность к самоанализу.

    Терпимое отношение к критике.

    Готовность делиться вещами и идеями.

    Настойчивость в выполнении задания.

    Независимость в мышлении и поведении.

    Чуткость к анализу нравственных проблем.

    Уверенность в своих силах и способностях.

    При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

    • глобальный характер изучаемых тем и проблем;
    • насыщенность содержания;
    • направленность на развитие критического мышления.
    • развитие личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
    • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
    • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
    • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
    • развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
    • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
    • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
    • поощрение творческого и продуктивного мышления;
    • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
    • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
    • использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интер­активные методы развития детских способностей.
    • использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.

    Приемы:

    • занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
    • Создание ситуации новизны, актуальности.
    • Занимательные аналогии.
    • Прием удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
    • Создания ситуаций успеха.

    Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

    В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

    Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

    Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.

    Возможная структура занятия:

    1. Организационно – мотивационный этап.
    2. Интеллектуальная разминка.
    3. Основная часть.Расширение и углубление знаний и умений по теме.
      1. Контрольно – оценочный этап.
      2. Подведение итогов.
      3. Рефлексия.

      При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Выделяют пять уровней учебной мотивации:

      Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

      Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

      Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

      Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

      Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

      Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

      Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

      Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

      Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

      Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

      Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

      При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации необходимо начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного уровня мотивации учения у большинства учащихся. Постановка целей воспитания мотивации является вторым важным требованием научно обоснованного процесса ее воспитания. Третье требование - отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.

      Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

      1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

      Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

      При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

      Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но, в то же время, материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

      Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

      Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

      Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания.

      2. Организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации.

      Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

      Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

      наглядные и практические методы

      репродуктивные и поисковые методы

      методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

      1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

      2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

      3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

      4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

      Методы стимулирования и мотивации учения группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

      В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:

      Эмоциональные методы мотивации:

      1 - поощрение, порицание

      2 - учебно-познавательная игра,

      3 - создание ярких наглядно-образных представлений,

      4 - создание ситуации успеха,

      5 - стимулирующее оценивание,

      6 - свободный выбор задания.

      Познавательные методы мотивации:

      1 - опора на жизненный опыт,

      2 - создание проблемной ситуации,

      3 - побуждение к поиску альтернативных решений,

      4 - выполнение творческих заданий,

      Волевые методы мотивации:

      1 - предъявление учебных требований,

      2 - информирование об обязательных результатах обучения,

      3 - познавательные затруднения,

      4 - самооценка деятельности и коррекция,

      5 - рефлексия поведения,

      6 - прогнозирование будущей деятельности.

      Социальные методы мотивации:

      1 - развитие желания быть полезным отечеству,

      2 - побуждение подражать сильной личности,

      3 - создание ситуаций взаимопомощи,

      4 - поиск контактов и сотрудничества,

      5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

      Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути и методы в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

      Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

      Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

      За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

      Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

      Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

      На доске записана тема урока.

      - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

      - Вот видите, как важно…

      Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

      Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

      В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

      1. На что был похож прошлый учебный год?

      На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

      Что тебе нужно сделать для этого?

      Какая нужна помощь?

      2. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

      Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

      Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

      Как ты поймёшь, что результат достигнут?

      Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

      Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

      Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

      Что случится, если я буду писать грамотно?

      Что случиться, если я не буду писать грамотно?

      Образовательная стратегия.

      - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

      Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

      Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

      Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

      - Что вы уже знаете об этой теме?

      - Подберите слова об этом или на эту тему….

      - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

      (Не правда ли, звучит как открытие!)

      На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

      Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

      ▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
      Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

      (В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
      подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
      работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

      ▪ вопросы, требующие установления сходства и различия.

      Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
      ▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей.

      Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
      ▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
      ▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей;

      Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.



      Все в мире подвержено инерции. Вот и человек — все бы ему отдыхать. А почему же тогда мы все-таки работаем, учимся, чем-то занимаемся? Почему мотивация побеждает лень и как добиться того, чтобы мотивация победила в отдельно взятом классе?

      Мотивация — что это и как работает?

      Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

      То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.

      У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.

      Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.

      Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Есть знаменитая притча.

      Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: "Что ты делаешь?" —"Разве не видишь? Тащу тяжелые камни". Спросил о том же второго, тот сказал: "Зарабатываю на жизнь своей семье". Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: "Я строю величественное здание".

      Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.

      Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей "подпитки" извне).

      Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней ("Все я делаю для мамы. "), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.

      Однако что же делать, чтобы изменить мотивацию школьника в нужную сторону или хотя бы поддержать ее во время урока?

      Мотивирующее начало урока

      В начале урока желательно создать бодрое, рабочее настроение и замотивировать ребят на работу. Что для этого можно сделать?

      • Сказать ученикам несколько приятных фраз. Например, как вы шли на работу в плохом настроении, а когда увидели свой любимый класс, открытые и светлые личики своих любимых учеников, для вас словно солнышко выглянуло.
      • Только лучше хвалить всех, а не кого-то отдельно во избежание огорчений и зависти.
      • Прочитать короткое мотивационное стихотворение, которые так любят учителя начальной школы.
      • Прочитать подходящее по смыслу стихотворение классика. Например, осенью — "Осень" И. Бунина, на уроке, посвященном словарям,— "Словарь" С. Маршака и т.д.

      Читать лучше наизусть и с выражением.

      Кстати, короткое, но красивое стихотворение известного поэта — это одна из палочек-выручалочек, о которых речь ниже.

      • Предложить решить ребус, шараду и т.п.
      • Рассказать короткую сказку про то, о чем будет речь на уроке.
      • Рассказать анекдот, подходящий к теме.
      • Начать урок нестандартно: спеть песню, прийти в необычном костюме, принести странный предмет или коробку с таинственным содержимым, вбежать в класс вприпрыжку или громко болтая по телефону, притвориться спящим.

      Все это способствует созданию приятной атмосферы в классе. Но на этом не надо останавливаться, а лучше сразу перейти к фазе вызова. Например так: "Ребята, а как вы думаете, почему я рассказала вам эту историю (сказку, анекдот, стихотворение. )? Что мы будем сегодня изучать?" Это создаст интригу.

      Тему можно зашифровать в ребусе или шараде, она может быть отгадкой загадки.

      Интересно объединить актуализацию знаний с фазой вызова с помощью кроссворда. По горизонтали загаданы уже пройденные понятия, а по вертикали в результате вписывания слов можно прочесть новое, еще не изученное.

      Надо помнить и о том, что ощущение недостатка информации мотивирует на ее поиск. Можно предложить пример или задачу, которые можно решить только пока не изученным способом. Или задать вопрос, ответить на который можно только после изучения новой темы. Продемонстрировать опыт и предложить объяснить его. Или показать его не до конца и предложить спрогнозировать, что получится.

      Все это заставит проснуться любопытство и, как следствие, мотивацию.

      Нестандартный урок

      Нестандартные уроки сами по себе вызывают интерес и желание поработать.

      Например, учитель сообщает, что урок отменяется. Вместо этого все летят на Луну. Но сначала надо выяснить, сколько горючего надо взять с собой (или написать письмо лунатикам, или сдать экзамен на звание лунного путешественника. ). Хорошо довести игру до конца и выдать всем "Свидетельства о путешествии на Луну" или что-то в этом духе.

      Или такой вариант. Учитель приходит в "волшебной" шляпе или с "волшебной палочкой" и сообщает, что злой колдун похитил из школы все пятерки. Он их спрятал на необитаемом острове на вершине гигантской пальмы. "Если не боитесь, я перенесу вас на этот остров и превращу в обезьянок. Вы заберетесь на вершину и спасете пятерки. Но на пальму так просто не влезешь. По пути придется решать примеры (отвечать на вопросы, писать воьшебные слова. )".

      Помимо таких "игровых" уроков существует множество уже устоявшихся занимательных форматов:

        ; ;
      • урок-игра ("Поле чудес", "Что? Где? Когда?", "Кто хочет стать миллионером?" и т.п.); ; и многие другие.

      Эмоциональный настрой и ситуация успеха

      Что мотивирует больше: ситуация успеха или неуспеха? Ответ известен каждому.

      Ирония лишь в том, что ответы эти разные.

      И в самом деле, у одних поражение вызывает депрессию, а у других — спортивную злость. Одних крошечная победа окрыляет, а других погружает в самодовольный "анабиоз". Конечно, научиться принимать "хвалу и клевету. равнодушно" очень хорошо, да ведь это когда еще будет! Для большинства детей это пока недоступный высший пилотаж. Поэтому они зависимы от поощрения или порицания учителя.

      Бесспорно, не стоит всех ребят стричь под одну гребенку. Чаще всего педагог знает, кого надо похвалить за какую-то мелочь, а кому попенять за крошечный недочет, чтобы не поощрять зазнайство. Но все же в целом лучше лишний раз похвалить, чем понапрасну отругать. Доброе слово не только кошке приятно. Оно помогает создать на уроке радостную атмосферу — атмосферу успеха. Возможно, она не поможет слабому ученику хорошо выполнить задание. Но бесспорно, что атмосфера страха и неуверенности в себе многим помешает.

      Чтобы создать ситуацию успеха, обычно рекомендуют использовать такие приемы:

      Мотивирующие фразы призваны настроить ученика на стремление к победе. Они внушают надежду на то, что цель достижима.

      Приведем примеры таких фраз:

      • В этот раз у тебя получилось лучше.
      • Я уверен: это тебе по силам.
      • Ты справишься.
      • Ты делаешь это задание все лучше и лучше.

      Ну, во-первых, не объявлять оценки вслух. Каждый сам увидит свою оценку в тетради.

      Вариантов можно придумать множество.

      Свобода!

      По мнению психологов, одним из составляющих мотивации является свобода. Этот закон открыл еще, как известно, Том Сойер, когда белил забор. Человек по собственному желанию иногда совершает очень трудоемкие действия. Например, ходит в поход, поднимается в гору, бегает или прыгает с парашютом. Но он отказался бы, если бы ему за это платили. То есть принуждение (трудовой договор) и оплата за работу убивает интерес и увлеченность. Нечто подобное происходит и в школе. Скажем, дома ребенок любит рисовать, а в школе не хочет. Хотя его никто за рисунки не ругал. Просто дома он хочет, а в школе — должен. Также если ребенок сначала получал вознаграждение (даже конфетку) за каждый рисунок, без поощрения не принимается рисовать, рисует хуже или иначе проявляет пониженный интерес к оплачиваемому занятию.

      Как же дать ребятам свободу? Может, они хотят весь урок просидеть в соцсетях! А работать-то нужно!

      Конечно, нельзя идти на поводу у лени детей, но это не значит, что нельзя оставить что-то на выбор ребят.

      Например, можно давать каждый раз не одно, а два-три варианта домашнего задания на выбор.

      Можно предложить школьникам

      • выбрать последовательность упражнений;
      • решить, какая тема будет рассмотрена на уроке, а какую надо будет разобрать самостоятельно дома;
      • самим придумать для себя вопросы или задания по теме и т.д.

      Палочки-выручалочки

      Если учитель видит, что дети устали, настрой на работу исчез, никому ничего не хочется делать и т.п., он может попытаться взбодрить класс. Вот несколько несложных способов.

      Мотивация — это важная составляющая образовательного процесса. Поэтому, как бы ни было трудно достичь результата, надо стремиться к этому всеми возможными способами.

      Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


      Материал "Методы стимулирования познавательной активности младших школьников" подготовлен для выступления на педагогическом совете лицея по теме "Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации". В материале рассказывается о группе методов стимулирования активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, даётся их подробное описание, объясняется, какие методы дают наибольший успех. "Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников." В конце доклада предлагаются правила стимулирования младших школьников в виде памятки для учителей и родителей. К данному материалу имеется также презентация.

      Содержимое разработки

      МЕТОДЫ СТИМУЛРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      учитель начальных классов

      Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

      Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

      Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные от ношения учителя с учащимися. Использование влияния отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

      Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

      - методы эмоционального стимулирования;

      - методы развития познавательного интереса;

      - методы формирования ответственности и обязательности;

      - методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

      Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

      Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

      Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению. Приемы создания ситуации успеха:

      -подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности;

      - дифференцированная помощь школьнику в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.

      Поощрение и порицание в обучении. Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

      Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала.

      Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного материала: выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

      Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

      Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критерия ми оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

      Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

      Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся. В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Но методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются. Основная причина этого заключается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно ( в течение последних двух-трёх десятилетий). Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

      Наибольший эффект дают такие методы, как:

      - постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

      - дискуссия ( организация обсуждения материала);

      - создание креативного поля;

      - перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень

      Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

      Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

      Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме заданий можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

      Правила стимулирования учения в младших классах можно сформировать следующим образом:

      - Сравнивайте, приводите примеры;

      - Заставляйте учеников страстно чего-то желать;

      - Говорите о том, что интересует детей;

      - Используйте намерения, возникающие, как правило, на основе потребности;

      - Поощряйте желание добиться признания;

      - Показывайте последствия совершаемых поступков;

      - Сделайте работу привлекательной;

      - Используйте мнимые запреты;

      - Дайте ученику шанс;

      - Обращайтесь к самолюбию;

      - Хвалите, хвалите и еще раз хвалите;

      - Критикуйте сопереживая. Используйте при этом:

      - Создавайте хорошую репутацию своим ученикам.

      Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников. Если ученику предмет интересен, он более успешно его изучает, если учитель при этом направляет его интерес, помогает проявить себя в качестве активного субъекта познания, то происходит развитие ученика.


      -75%

      Читайте также: