Что такое сравнительный метод в географии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сравнительно-описательный метод — самый старый в физической географии. Он был и остается впредь не просто основным, но главным методом всей географической науки. Недооценка некоторыми учеными этого метода проистекает из поверхностных представлений о нем и о существе географии.[ . ]

Второй метод почвенных исследований — метод стационарных исследований. Он заключается в систематическом наблюдении за каким-либо почвенным процессом. Так, например, если систематически измерять содержание углекислоты в почвенном воздухе на протяжении года на разных глубинах, можно выяснить режим углекислоты в данной почве. Систематическое определение содержания какого-либо химического элемента в почвенной влаге на разных глубинах дает представление о миграции этого элемента в почве. Место для стационарных исследований выбирается очень обдуманно, на типичных почвах, с определенным сочетанием почвообразующих факторов. Таким образом, метод стационарных исследований уточняет и детализирует метод сравнительно-географических исследований.[ . ]

Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии — изотермы, изогипсы, изобары, изогиеты (количества осадков в единицу времени), изофены (линии одновременного наступления какого-либо сезонного явления). Без них невозможно представить ни одной отраслевой или комплексной научной дисциплины физико-географического цикла.[ . ]

Исследование методом дневных хронорядов показывает, что развитие дерново-подзолистых почв на покровных суглинках проходило относительно равномерно, без заметных скачков. Саморазвитие может быть охарактеризовано как стадиальное, но относительно простое (см. рис. 56), что обусловлено, с одной стороны, независимым развитием частных профилей, с другой стороны, существенно разным характерным временем их появления. На карбонатных породах имеет место длительное торможение процесса текстурной дифференциации и формирование дерново-карбонатных почв (рендзин). Возможно ступенчатое (термин H.A. Караваевой, 1982) саморазвитие почв на карбонатных породах (см. рис. 5в). Примеры такого развития, основанные на результатах сравнительно-географических исследований, приведены в работе A.A. Роде (1947).[ . ]

Картография почв использует сравнительно-географический метод исследования, основанный на ландшафтно-индикационных связях, и заимствует у общей картографии методы генерализации и способы изображения.[ . ]

Сравнительная оценка индикаторного значения БГКП, выделяемых по методам ГОСТ 18963-73 (ферментация глюкозы и отсутствие оксидазной активности), и лактозоположительных кишечных палочек выполнена в процессе санитарно-химического и микробиологического исследования воды около 20 различных по типу, степени загрязнения, географическому расположению водоемов страны. Одновременно с определением санитарнопоказательных микроорганизмов в одних и тех же пробах воды определяли патогенные бактерии и вирусы. На обширном материале, накопленном за несколько лет, установлено, что количественное содержание БГКП и лактозодоложительных кишечных палочек близко (первая группа несколько меньше или равна второй). Разница между ними не имеет существенного значения для санитарной оценки воды при изучении водоемов.[ . ]

Выявление границ между различными почвами основано на сравнительно-географическом методе, сущность которого заключается в установлении связей между почвами и факторами почвообразования.[ . ]

В итоге, длительное изучение проблемы с помощью традиционных методов и подходов (сравнительно-географический, анализ почвенного профиля) не дало однозначного ответа. Необходимость комплексного подхода (методы палеопедологии, радиоуглеродный, катен, микроморфологии и др.) назрела. С этой целью в Новосвободной и других районах Северного Кавказа был проведён сравнительный анализ почв со вторым гумусовым горизонтом и погребённых почв, имеющих точные археологические и радиоуглеродные даты. Это позволило понять исходное строение почвенного профиля, послужившего основой для образования современных полигенетичных почв, а также определить последовательность и длительность стадий эволюции почв и почвенного покрова (Александровский, Бирина, 1987; Александровский, Чичагова, 1998; Alexandrovskiy, 2000).[ . ]

По сравнению с естественными комплексами антропогенные ландшафты являются сравнительно молодыми образованиями.[ . ]

Малый потенциал-зонд — это электрокаротажное устройство без фокусировки тока со сравнительно коротким (40,5 см) расстоянием между электродами. Таким образом, данное устройство характеризуется небольшой глубинностью исследования пласта. Кривая, построенная по данным измерения малым потенциал-зондом (с 5-кратным электронным усилением), в настоящее время считается одним из наиболее надежных инструментов для оценки на месте пластового давления [1]. Хоттман и Джонсон [19] предложили метод, допускающий нормальное уплотнение глинистых сланцев с глубиной. Таким образом, с ростом глубины ожидается увеличение удельного сопротивления глин вследствие уменьшения их пористости при условии, что минерализация пластовых вод будет оставаться неизменной или немного увеличиваться. Характер линии нормального уплотнения зависит от возраста и типа глинистых сланцев; следовательно, кривые уплотнения, полученные в разных географических районах, вероятно, совпадать не будут. Хоттман и Джонсон использовали два метода оценки пластового давления на основании результатов измерений малым потенциал-зондом — отношения удельных сопротивлений и эквивалентной глубины.[ . ]

Для изучения развития почв во времени необходимо привлечение специальных объектов и методов. Долгое время для этого использовался сравнительно-географический метод. Он основан на предположении о том, что почвы исследуемой территории находятся на разной стадии развития. Согласно существующим представлениям об эволюции почвообразовательных процессов почвы выстраиваются в эволюционный ряд (например, бурозем - бурозем оподзоленный - подзолистая почва; Дюшофур, 1970), в пределах которого свойства почв закономерно изменяются от начального состояния к конечному. Иначе говоря, пространственные различия почв сопоставляются со стадиями их развития во времени. По мнению Л.И. Прасолова (1939) и A.A. Роде (1947), это определяет гипотетичность построений и нередко является источником ошибок: под стадиями почвообразования ошибочно подразумеваются различия почв, связанные с местными различиями (Прасолов, 1939).[ . ]

Прогнозирование экологическое — научное предвидение возможного состояния природных экосистем и окружающей среды, определяемого естественными процессами и антропогенными факторами. При составлении эколого-географических прогнозов используются общие методы исследований (сравнительный, исторический, палеогеографический и др.), а также частные методы (методы аналогий и экстраполяции, индикационный, математическое моделирование и т. п.). В последнее время особое значение приобретает экологическое моделирование — имитация экологических явлений и процессов с помощью лабораторных, логических (математических) или натурных моделей. Эти методы сейчас используются при изучении экологических последствий глобального потепления климата (парникового эффекта), в частности с помощью математических моделей проведено прогнозирование возможного поднятия уровня Мирового океана на XXI в., а также деградации многолетней мерзлоты на территории Евразии. Эти прогнозы необходимо учитывать уже в настоящее время с перспективой дальнейшего освоения северных регионов России. Американскими учеными на основе изучения 22 озер и водохранилищ США составлены 12 эмпирических моделей по эвтрофированию пресноводных водоемов. Эти модели помогут контролировать в будущем темпы антропогенного эвтрофирования и качество воды в крупных озерах различных регионов земного шара.[ . ]

Важной, но далеко не решенной является проблема возраста почв. То же можно сказать и о проблеме скоростей формирования почв из породы и их трансформации под воздействием меняющейся среды. Специалистами, применяющими различные методы: сравнительно-географические, па-леопедологические и другие, накоплено немало фактов о существенных природных и антропогенных трансформациях почв в разных географических условиях. Собраны обширные материалы, характеризующие этапы развития голоценового почвообразования (Естественная и антропогенная, 1988; Антропогенная и естественная . 1989; Проблемы эволюции. 2003), палеопочвы голоцена (Bednarek, 1990; Holliday, 1992; журнал Catena, т. 34, 1998 и 41, 2000), темпы развития почв (Геннадиев, 1990; Stevens, Walker, 1970). Вместе с тем пока ещё много не ясно: как быстро почвы реагируют на изменение факторов, как быстро они восстанавливаются при нарушениях разного масштаба, за какое время они проходят стадии развития от породы (нуль момент почвообразования) до зрелого состояния и какова скорость отдельных почвообразовательных процессов. Такая слабая изученность проблемы связана с недостаточным использованием метода почвенных хронорядов. Причем в нашей стране пока мало работ по хронорядам дневных почв, хотя весьма детально изучены хроноряды погребённых почв. Неясной также остаётся, например, проблема распространённости полигенетичных почв. В этом отношении имеются крайние взгляды, от предположений о том, что все почвы полигенетичны, так как климат и ландшафты менялись повсеместно, до представлений о том, что большинство почв соответствуют современным условиям почвообразования, а реликтовые признаки распространены локально и лишь отчасти нарушают общую актуалистическую картину педогенеза.[ . ]

Через полтора столетия после Варения развертывается научная ;еятельность немецкого натуралиста Александра Гумбольдта 1769—1859). Если Варений — начало отсчета, то Гумбольдт — од-1а из замечательных вершин в развитии общего землеведения. Гумбольдт— ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки — представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность — животный мир — климат — рельеф), обосновал биоклимэтическую широтную и высотную зональность. Углубляя и совершенствуя сравнительно-описательный метод, А. Гумбольдт первым предложил употреблять изотермы в климатических характеристиках.[ . ]


География, как и любая другая наука, имеет свои методы исследований и источники информации. Под эти термином стоит понимать те способы и приемы, с помощью которых географы получают новые знания. Ученые анализируют известную им информацию, чтобы понять закономерности, связанные с географическими процессами и явлениями. Какие же методы выделяют в географии?

Метод наблюдения

Картографический метод

Здесь можно выделить две важных составляющих. С одной стороны, ученые анализируют уже составленные карты, ведь такой вид представления информации наиболее удобен для человека. С другой стороны, они создают собственные карты, на которых в наглядной форме отражают собранные ими сведения. На картах могут отображать расположение физических объектов, торговые маршруты и водные течения, распределение средних температур, рельеф местности, плотность населения и уровень его доходов, разбиение территорий на регионы по физическим, политическим или экономическим признакам и многое другое.

Статистический метод

Статистика – важнейший инструмент практически любой науки, и география исключением не является. Ученые собирают самую разную информацию о географических объектах, на например, численность населения стран и их площадь, скорость морских течений или движения материков. Уже на основе статистики могут быть составлены разнообразные карты, отражающие ее. Также статистическая информация может быть представлена в виде графиков, диаграмм, гистограмм или в другой форме.

Наконец, статистика дает исследователям методы обработки информации. В частности, можно определить корреляцию между какой-либо парой параметров. Например, статистика говорит, что в странах с низкой долей курящего населения выше средняя продолжительность жизни.

Исторический метод

Важно изучать не только статическую картину сегодняшнего мира, но и динамику её изменения. Для этого анализируются исторические данные. Например, можно сравнить изменение численности населения стран во времени или колебания среднегодовых температур. Подобный анализ помогает находить причины географических явлений.

Сравнительный метод

Ещё один общенаучный метод. Для нахождения закономерностей географам приходится сравнивать разные процессы между собой. Они ищут сходства и различия между географическими процессами и явлениями, классифицируют их. Например, сравнение вулканов помогло разбить их на щитовидные и купольные вулканы, стратовулканы, шлаковые конусы и сложные вулканы.

Метод районирования

Часто в географической литературе можно встретить такой прием, как разбиение единой территории на районы. Иногда это деление носит естественный характер (по границам материков или стран), но часто оно бывает условным (разбиение Евразии на Европу и Азию). Нередко территорию страны делят на экономические районы, а весь земной шар – на географические пояса (экваториальный, субэкваториальный, тропический, арктический и т.д.).

Метод дистанционных наблюдений

Иногда ученому необязательно надо наблюдать за природой своими глазами. Много информации добывается за счет съемок с беспилотников, спутников и пилотируемых самолетов. Так, именно с помощью наблюдения из космоса было определено, что в одной из точек Антарктиды 10 августа 2010 года температура опустилась до -93,2 °С – минимального значения за всю историю. Также к дистанционному наблюдению можно отнести сбор информации с автоматически работающих установок, расположенных на поверхности Мирового океана.

Метод моделирования

Метод географического прогноза

Тесно связан с методом моделирования. На основе разработанных теорий географических процессов и построенных моделей ученые могут предсказывать развитие событий. Простейший пример – это прогноз погоды на неделю. Но географы также предсказывают будущее на десятилетия и даже столетия вперед. Так, считается, что к 2050 году лед в Северном ледовитом океане в летние месяцы будет полностью таять.

Экономико-математический метод

Иногда из статистического метода выделяют экономико-математический, который связан с расчетом таких социоэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, смертность и рождаемость, плотность населения, уровень миграции и эмиграции.

Геоинформационный метод

Этот метод также выделяют не всегда. К нему относят работы, связанные с сбором огромных массивов статистических сведений с помощью космических спутников и метеорологических станций.

старейший общегеографический метод, заключающийся в выявлении сходства и различий в объектах, явлениях и процессах, их свойствах и состояниях. Изучаемые и сопоставляемые объекты могут соседствовать или находиться на значительном удалении один от другого, быть сопоставимыми по структуре и выполняемым функциям или совершенно различными, располагаться рядом на временно́й шкале или в совершенно разных исторических эпохах; возможно также использование сравнительного метода для сопоставления состояний одного и того же объекта в разные периоды времени и на разных участках (стадиях) траектории его развития. Сравнительный метод используется в прикладных исследованиях (напр., страноведении) и как базовый (исходный) при генерализации, классификации, типологии, оценке и прогнозировании в географических исследованиях. Он помогает разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития. Для успешного применения сравнительного метода необходимы унификация приёмов наблюдения и форм их фиксации, стандартизация исходных данных и их качественная оценка.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Смотреть что такое "сравнительный метод" в других словарях:

сравнительный метод — Метод, устанавливающий общие и специфические черты сходных или разных языков. Сравнение как общенаучная операция мышления присутствует во всех методах лингвистического анализа. Различается внутриязыковое и межъязыковое сравнение. Межъязыковое… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Сравнительный метод — изучения ландшафтов сопоставление и выявление сходства и различий свойств, состояний, процессов двух или более ландшафтов, как рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и отдаленных в пространстве и во времени. С.м. используется … Экологический словарь

сравнительный метод — 3.6 сравнительный метод (comparative method): Метод, основанный на сравнительных измерениях выбросов стационарных источников, содержащих оксиды азота, и используемый для оценки точности АИС в условиях ее применения. Примечание 2 Это может быть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД — (comparative method) 1. Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством… … Большой толковый социологический словарь

сравнительный метод — lyginamasis matavimo metodas statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Matavimo metodas, pagrįstas matuojamojo dydžio palyginimu su tos pačios rūšies dydžiu, pvz., matu. pavyzdys( iai) Nuolatinės įtampos matavimas… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

сравнительный метод — lyginamasis matavimo metodas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. comparative method; comparison method of measurement; method of measurement by comparison vok. Vergleichsmeßmethode, f; Vergleichsmethode, f; Vergleichsmeßverfahren, n rus.… … Fizikos terminų žodynas

Сравнительный метод — см. Сравнительно исторический метод … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД изучения ландшафтов — сопоставление и выявление сходства и различий свойств, состояний, процессов двух или более ландшафтов, как рядом расположенных, существующих в одно и то же время, так и отдаленных в пространстве и во времени. С.м. используется как базовый при… … Экологический словарь

Сравнительный метод в политологии — сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

Сравнительно- географический метод исследования- это метод сопоставления различных стран, экономических районов, городов , промышленных узлов, типов сельского хозяйства и др. экономико- географических объектов, по их развитию, специализации и т. д. Сравнительный метод заменяет в экономической географии эксперимент. Он позволяет подойти к вопросу проблемы типологии изучаемых явлений. Сравнительно -географический метод используется в тесной связи с картографическим методом исследования. Но подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер - страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихт-гофен - земную поверхность, Э. Мартонн - распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения, О. Пешель - природу Земли и т. д. Предлагались разные термины для определения объекта географии: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеносфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин "географическая оболочка". Видный советский географ, акад. А. А. Григорьев считал, что главная задача науки состоит в познании структуры географической оболочки. Другой выдающийся советский географ, акад. С. В. Калесник уточнил определение объекта географии, включив в него структуру географической оболочки, законы ее формирования, пространственного распределения и развития. Итак, географы установили специфический объект своих ис-следований. Это - географическая оболочка, которая представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы1В течение ряда лет накапливается опыт, позволяющий уточ-нить специализацию в зависимости от ряда моментов, ранее не учитывавшихся. К числу таких моментов относятся, например, различия от места к месту в запасах воды для орошения, в температурах (свекле надо больше воды, а хлопку больше тепла); но наряду с моментами природного порядка приходится учитывать и другие, как-то: близость к городскому рынку (что важно для овощеводства), наличие или отсутствие резервов рабочей силы, трудовые навыки и традиции населения, возможности производственной увязки с другими отраслями (например, свекло-сахарной культуры с интенсивным животноводством) и т. д. Во всей этой весьма сложной совокупности разного рода факторов и моментов факторы природного порядка всегда играют ту или иную роль, но не как единственные, а в сочетании с рядом факторов, хотя тоже региональных, но уже иного порядка - общественно-исторического или транспортно-рыночного. При всех исследованиях по вопросу о влиянии природных ус-ловий на производственное направление хозяйства необходимо принимать во внимание технику производства, которая в свою очередь тесно связана с общественным строем.

Сравнительно- географический метод исследования- это метод сопоставления различных стран, экономических районов, городов , промышленных узлов, типов сельского хозяйства и др. экономико- географических объектов, по их развитию, специализации и т. д. Сравнительный метод заменяет в экономической географии эксперимент. Он позволяет подойти к вопросу проблемы типологии изучаемых явлений. Сравнительно -географический метод используется в тесной связи с картографическим методом исследования. Но подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер - страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихт-гофен - земную поверхность, Э. Мартонн - распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения, О. Пешель - природу Земли и т. д. Предлагались разные термины для определения объекта географии: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеносфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин "географическая оболочка". Видный советский географ, акад. А. А. Григорьев считал, что главная задача науки состоит в познании структуры географической оболочки. Другой выдающийся советский географ, акад. С. В. Калесник уточнил определение объекта географии, включив в него структуру географической оболочки, законы ее формирования, пространственного распределения и развития. Итак, географы установили специфический объект своих ис-следований. Это - географическая оболочка, которая представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы1В течение ряда лет накапливается опыт, позволяющий уточ-нить специализацию в зависимости от ряда моментов, ранее не учитывавшихся. К числу таких моментов относятся, например, различия от места к месту в запасах воды для орошения, в температурах (свекле надо больше воды, а хлопку больше тепла); но наряду с моментами природного порядка приходится учитывать и другие, как-то: близость к городскому рынку (что важно для овощеводства), наличие или отсутствие резервов рабочей силы, трудовые навыки и традиции населения, возможности производственной увязки с другими отраслями (например, свекло-сахарной культуры с интенсивным животноводством) и т. д. Во всей этой весьма сложной совокупности разного рода факторов и моментов факторы природного порядка всегда играют ту или иную роль, но не как единственные, а в сочетании с рядом факторов, хотя тоже региональных, но уже иного порядка - общественно-исторического или транспортно-рыночного. При всех исследованиях по вопросу о влиянии природных ус-ловий на производственное направление хозяйства необходимо принимать во внимание технику производства, которая в свою очередь тесно связана с общественным строем.

Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений.

Первые графические изображения местности создавали ещё первобытные люди, изображая в наскальных рисунках места охоты. Далее начали появляться своеобразные карты знакомой местности на доступных в то время материалах: коре деревьев и собственно на древесине, коже и кости животных.

Первые карты появились в Древней Греции (\(8\)–\(6\) вв. до н. э.). Расцвет картографии в Европе начался в \(XV\) веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными.

карта Эратосфена 2.jpg

ipad-632394_640.jpg

На современном этапе выпускаются различные тематические карты: географические, исторические, климатические, туристические, дорожные, карты природных ресурсов, почвенные карты и др.

Карты используются как в научной, так и в практической деятельности. С помощью карт можно изучить географические объекты, а также явления, характерные для определённой территории.

Этот метод является одним из старейших в географической науке. Между собой сравнивают геогра­фические объекты, процессы, явления, расположенные на разных территориях или наблюдаемые в разное время.

Сравнительно-географический метод — метод, в результате которого устанав­ливаются пространственные или временные различия.

Читайте также: