Что такое созерцание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Созерцанием называется и видение или воспитание чего-либо чувством зрения, или и внутреннее, мысленное следование за ходом многоразличных представлений. См.

Созерцанием называется и видение или воспитание чего-либо чувством зрения, или и внутреннее, мысленное следование за ходом многоразличных представлений. См. Умозрение.

непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.

прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Соэерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое.


Привычка находить удовольствие не столько в действии, сколько в мысли предохраняет от глупости и излишней любви к власти; она помогает сохранить спокойствие в несчастьи и мир в душе среди забот. Жизнь, ограниченная только личным, рано или поздно станет невыносимо болезненной; лишь окна в более широкий и не столь капризный космос могут облегчить наиболее трагические моменты жизни.

непосредственный, пассивный способ осознания объекта. При этом объекты, внешний мир действуют на органы чувств человека (ощущения, восприятия), а последний выполняет лишь роль их наблюдателя (что частично характерно, например, для античной философии). Либо – созерцание может выступать как непосредственное, интуитивное "схватывание" сущности объекта, слияние человека с объектом (такое понимание характерно для восточной традиции), тогда созерцание рассматривается как умозрение, как путь от видимости к сущности посредством интеллектуального или мистического озарения. В марксистском материализме – созерцание есть процесс, предшествующий понятийному осмыслению: "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания".

чувств. ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. intuitio, нем. Anschauung). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувств. познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание связано с именем Канта, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывает С. неосознаваемое интеллектуальное содержание и считает С. "первичным" представлением, а понятие – "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С. – "эмпирич." С. (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое" С., предметом к-рого является сущность ("эйдос"), В трактовке эйдетического созерцания Гуссерль продолжает линию Платона. См. также Интуиция, Непосредственное знание и лит. при этих статьях.


- в платонизме: прямое видение разумом идей в вечном и неизменном горнем мире, источник истинного знания. По Аристотелю,"метафизическое созерцание позволяет нам изредка пережить то, что Бог переживает всегда"; божественный Ум вечно пребывает в самосозерцании. У неоплатоников созерцание пронизывает все области бытия, где есть жизнь, напр., земную природу; созерцают души философов, богов, демонов, Мировая душа, Мировой разум. Природа молчалива: будучи в непрестанном созерцании, она не нуждается в слове. В высшей форме созерцания уже нет мышления: таково созерцание Единого, которое превыше всякой мысли. Сверхразумности Единого соответствует сверхразумность высшего созерцания, какого достигает философ на вершине своего духовного восхождения. "Греки постигли ту великую истину, что созерцание само по себе выше действия. Но они сразу же превратили ее в великое заблуждение: они верили, что человеческий род живет ради нескольких интеллектуалов", - философов, достигших сверхчеловеческой высоты, которым следует подчинить гражданскую, трудовую и общественно-политическую жизнь (Ж.Маритен).

способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно-европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой сверхчувственное познание идей, открывающее перед человеком мир истины. У ряда представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг) С. становится интеллектуальным. Оно рассматривается как источник философского познания и представляет собой интеллектуально-мыслительное проникновение через видимость явлений к их сущности. Второе понимание С. связано с именем Канта. Отрицая возможность интеллектуального С, он противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами "чистого С." - пространством и временем. Шопенгауэр приписывал С. неосознаваемое, интеллектуальное содержание и полагал С. "первичным" представлением, а понятие - "вторичным". В рамках марксистской теории познания С. рассматривалось как целостное восприятие предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению. В феноменологии Гуссерля признаются оба вида С. - "эмпирическое" С. (С. предметов чувственного опыта) и "эйдетическое" С, предметом которого является сущность, "эйдос".
Л.В. Ванчукевич

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

чувств. ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. intuitio, нем. Anschauung). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувств. познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание связано с именем Канта, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывает С. неосознаваемое интеллектуальное содержание и считает С. "первичным" представлением, а понятие – "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С. – "эмпирич." С. (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое" С., предметом к-рого является сущность ("эйдос"), В трактовке эйдетического созерцания Гуссерль продолжает линию Платона. См. также Интуиция, Непосредственное знание и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СОЗЕРЦАНИЕ — чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его пони

мания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках — лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания “по истине”. Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его “первичным” представлением, а понятие -- “вторичным”. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания — эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и “эйдетическое”, предметом которого является сущность (“эйдос”). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

чувств. ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. intuitio, нем. Anschauung). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувств. познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание связано с именем Канта, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывает С. неосознаваемое интеллектуальное содержание и считает С. "первичным" представлением, а понятие – "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С. – "эмпирич." С. (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое" С., предметом к-рого является сущность ("эйдос"), В трактовке эйдетического созерцания Гуссерль продолжает линию Платона. См. также Интуиция, Непосредственное знание и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СОЗЕРЦАНИЕ — чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его пони

мания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках — лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания “по истине”. Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его “первичным” представлением, а понятие -- “вторичным”. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания — эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и “эйдетическое”, предметом которого является сущность (“эйдос”). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

богозрение, восприятие, зрелище, лицезрение, наблюдение, петинотеология, рассматривание, самосозерцание

Значение слова - это совокупность всех его употреблений в существующих языках: )
Слово СОЗЕРЦАНИЕ неоднозначно. Так называют:
1. Просто пристальное разглядывание, как заметил Роман Васильев.
2. чувственное восприятие - не только зрительное - как первую ступень познания.
3. Беспристрастное и безоценочное наблюдение. Не только чувственное.
4. То, что на санскрите называют дхиана. А оно тоже не однозначно. В разных системах различны не только методы, но и цели дхианы. Для буддистов Тхеравады достаточно освобождения от желаний. Буддист Тантра-Ваджраяны считает обязательным достичь Самадхи. Адепт адвайта-веданты различает две ступени самадхи и стремится к нирвикальпасамадхи, в котором намерен раствориться в безличном Абсолюте. Вайшнавы считают истинным самадхи любовное соединение с Верховной Личностью Бога. Христиане-мистики и суфии выбирают один из двух последних вариантов. :)

извините,что вмешиваюсь в ваш разговор, но мне думается, что созерцание, о котором прозвучало в вопросе - это процесс, который является инструментом для достижения тех целей, которые Вы перечислили в своем ответе.

Салам Алейкум Искусственный Интеллект (107093) Вы имеете полное право влезать в любой разговор, это открытый форум. )))) цели, о которых идет речь, тоже процессы. Финальную цель определяет Бог, и она, мне кажется, сильно отличается от человеческих понятий о ней. А по буддийской философии статичных объектов и конечных целей вообще не существует, а только процессы и существуют.

В какой-то мере:
Созерцание = Наблюдение = Медитация. .
Высшая форма СОЗЕРЦАНИЯ — САМАДХИ. .

В Тибете существуют пещеры, где до сих пор
в состоянии САМАДХИ сидят представители
нескольких Коренных рас. . начиная с
гигантов-Лемурийцев. . Они сидят ТАК несколь-
ко миллионов лет. . Это — генофонд челове-
чества. . О них писал Э. Мулдашев в своих кни-
гах. . В такую пещеру войти нельзя — их защи-
щает ПСИПОЛЕ. . Но вездесущие китайца смо-
гли проникнуть кое-куда и уничтожили несколь-
ких САМАТИ. . *(


Тamis Искусственный Интеллект (138785) А Вы т о ч н о знаете — из чего состоит АТОМ? Или просто слепо верите господам ФИЗИКАМ? *)

Созерцания формы - в кантовском смысле пространство и время, в которых упорядочиваются ощущения; они суть данные рассудка, готовые формы чувственного созерцания, a priori, независимые от опыта, а скорее лишь создающие для него возможность.

Созерцание сущности, созерцание идеи, значения - духовный акт, с помощью которого человек постигает идею вещи, значение сущности или непосредственно, или опосредованно через восприятие соответствующей вещи. Платон говорил о душе, которая еще до своего переселения в тело непосредственно созерцала идеи. Непосредственное постижение сущего проповедовали также неоплатонизм, мистика, нем. идеализм (см. также Интуиция) . О созерцании сущности как постижения логического значения, опосредованного восприятием, говорят и сторонники современной предметной логики, напр. Дриш.
У Гуссерля созерцание сущности является видением эйдоса.

Гуссерль конечно производит сильное впечатление своей философией логики, но при этом появляется сильное подозрение, что он был талантливый теоретик, не имеющий всё-таки, сильного, глубокого, личностного духовного переживания.

Созерцание, простыми словами это познание через чувственность. Близкий синоним понятия созерцание - это интуиция. Если интуиция предпологает принятие решения через мысленную оценку ситуации. То созерцание предпологает ту же самую мысленную оценку ситуации для простого наблюдения наблюдаемых событий.

Читайте также: