Что такое союз 2 класс школа россии правило

Обновлено: 05.07.2024

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния меж­ду собой, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний в тексте.

Союз как часть речи начи­на­ют изу­чать в 3 и 4 клас­се. Рассмотрим подроб­нее, что такое союз в рус­ском языке.

По грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам все сло­ва отно­сят к само­сто­я­тель­ным или слу­жеб­ным частям речи.

Самостоятельные части речи обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и обо­зна­ча­ют пред­мет (дере­во, забо­та), при­знак (весе­лый, мор­ской), дей­ствие или состо­я­ние (стро­ить, раз­мыш­лять), коли­че­ство (три, шесте­ро) и пр. Слова само­сто­я­тель­ных частей речи обла­да­ют харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми, по кото­рым их мож­но узнать и отли­чить друг от дру­га и от слу­жеб­ных частей речи.

Служебные части речи не могут назы­вать пред­ме­ты и их при­зна­ки, дей­ствия или коли­че­ства. Они не изме­ня­ют­ся, не име­ют пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков и не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Служебные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся для выра­же­ния раз­лич­ных отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, обо­зна­чен­ны­ми сло­ва­ми само­сто­я­тель­ных частей речи.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют три слу­жеб­ные части речи:

  • пред­лог (к, от, насчет);
  • союз (а, но, пока);
  • части­ца (как, неуже­ли, вот).

Выясним, для чего исполь­зу­ет­ся союз как слу­жеб­ная часть речи.

Союз — это средство связи

В пред­ло­же­нии могут быть несколь­ко слов, отве­ча­ю­щих на один и тот же вопрос и пояс­ня­ю­щих одно и то же сло­во. Это одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Их мож­но про­сто пере­чис­лить с помо­щью инто­на­ции, а мож­но исполь­зо­вать с ними союз как слу­жеб­ную часть речи.

Сравним:

В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни, виш­ни, гру­ши, сливы.

В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни и виш­ни, гру­ши и сливы.

Союз вос­тре­бо­ван так­же в слож­ном пред­ло­же­нии, если соеди­ня­ет его части:

Поднялся ветер , и серые тучи ушли за горизонт.

Наконец союз может соеди­нять целые фраг­мен­ты текста:

С дав­них пор люди счи­та­ли Север непро­хо­ди­мым. Ледяная без­жиз­нен­ная пусты­ня была опас­на для чело­ве­ка. И все же начи­ная с XVI века на Север регу­ляр­но наве­ды­ва­лись кораб­ли смель­ча­ков. У море­пла­ва­те­лей была мно­го­ве­ко­вая меч­та най­ти про­ход меж­ду материками.

Понаблюдав за исполь­зо­ва­ни­ем сою­зов, дадим опре­де­ле­ние сло­вам этой части речи:

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и фраг­мен­тов текста.

Происхождение и состав союзов

По про­ис­хож­де­нию сою­зы делят­ся на непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные. Непроизводные сою­зы не свя­за­ны с дру­ги­ми частя­ми речи:

Производные сою­зы обра­зо­ва­ны от слов дру­гих частей речи спо­со­бом перехода:

  • тоже, так­же, зато;
  • если, хотя, пока, как будто.

По соста­ву сою­зы бывают

  • про­стые, кото­рые состо­ят из одно­го сло­ва (и, да, пока, как);
  • состав­ные, име­ю­щие несколь­ко слов (до тех пор пока, для того что­бы).

Типы союзов

По упо­тре­би­тель­но­сти сою­зы делят­ся на оди­ноч­ные (а, но, да, тоже), повто­ря­ю­щи­е­ся (ни…ни, не то…не то, либо…либо) и двой­ные, кото­рые состо­ят из несколь­ких вза­им­но свя­зан­ных ком­по­нен­тов, раз­де­лен­ных дру­ги­ми словами:

Типы союзов по употреблению

По син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные союзы.

Сочинительные союзы

Сочинительные сою­зы соеди­ня­ют рав­но­прав­ные элементы:

  • одно­род­ные члены;
  • про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве сложного;
  • пред­ло­же­ния в тексте;
  • абза­цы текста.

По выра­жа­е­мым отно­ше­ни­ям меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и частя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния сочи­ни­тель­ные сою­зы делят­ся на группы:

1. соеди­ни­тель­ные сою­зы, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся при перечислении:

В эту тем­ную ночь ни звез­ды, ни луна не осве­ща­ли нам путь.

2. про­ти­ви­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния про­ти­во­по­став­ле­ния, несо­от­вет­ствия пред­ме­тов, при­зна­ков, дей­ствий, под­чер­ки­ва­ют раз­ли­чия меж­ду ними:

Кругом цари­ла тиши­на, одна­ко вда­ли послы­шал­ся едва раз­ли­чи­мый гул.

3. раз­де­ли­тель­ные сою­зы обо­зна­ча­ют отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния явле­ний, чере­до­ва­ния пред­ме­тов, событий:

С утра небо либо хму­рит­ся, либо неожи­дан­но вспых­нет из-за туч сол­неч­ный луч.

4. гра­да­ци­он­ные сою­зы име­ют зна­че­ние уси­ле­ния или ослаб­ле­ния зна­чи­мо­сти одно­го из чле­нов одно­род­но­го ряда, как пра­ви­ло, второго:

Мы не толь­ко посмот­ре­ли спек­такль, но и про­чли эту пье­су в оригинале.

5. пояс­ни­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния разъяснения:

На выстав­ке гон­чар пред­ла­га­ет гли­ня­ные изде­лия, а имен­но: сви­стуль­ки, фигур­ки живот­ных и птиц, деко­ра­тив­ную посуду.

6. при­со­еди­ни­тель­ные сою­зы слу­жат для при­со­еди­не­ния доба­воч­ных све­де­ний или замечаний:

Путь был один, при­чем места­ми по болоту.

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Подчинительные сою­зы — это сою­зы, кото­рые свя­зы­ва­ют меж­ду собой нерав­но­прав­ные части слож­но­го пред­ло­же­ния. В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния они ука­зы­ва­ют на зави­си­мость одно­го пред­ло­же­ния от другого.

По зна­че­нию различают

1. изъ­яс­ни­тель­ные союзы:

Мы не зна­ем, нуж­но ли сле­до­вать это­му совету.

2. вре­мен­ные союзы:

Едва рас­све­ло, начал­ся нуд­ный осен­ний дождь.

3. при­чин­ные союзы:

Она гром­ко запе­ла, пото­му что боя­лась окру­жа­ю­щей гне­ту­щей тишины.

4. целе­вые союзы:

Для того что­бы понять дру­го­го чело­ве­ка, доста­точ­но вни­ма­тель­но его выслушать.

5. срав­ни­тель­ные союзы:

Под её лег­ки­ми шага­ми тихо шеле­сте­ла листва, как ино­гда шур­шит в кустах ежик.

6. усту­пи­тель­ные союзы:

Даром что это село назы­ва­ют город­ком, жите­лей тут оста­лась уже совсем немного.

7. сою­зы следствия:

Быстро смер­ка­лось, так что силу­эты дере­вьев за окна­ми сли­ва­лись в одну тем­ную стену.

Подчинительные союзы

Морфологический разбор союза

Последовательность раз­бо­ра сою­за как части речи:

  1. слу­жеб­ная часть речи союз;
  2. неиз­ме­ня­е­мый
  3. сочи­ни­тель­ный или подчинительный;
  4. раз­ряд по значению;
  5. про­стой или составной;
  6. ука­зать, что соединяет.

Примеры морфологического разбора

Белые лебе­ди да пёст­рые утки пла­ва­ют в пру­ду парка.

Да — это союз, неиз­ме­ня­е­мый, сочи­ни­тель­ный, соеди­ни­тель­ный (да=и), про­стой, соеди­ня­ет одно­род­ные подлежащие.

У Ивана силь­ная воля, и у него есть сокро­вен­ная мечта.

И — это союз, неиз­ме­ня­е­мый, сочи­ни­тель­ный, соеди­ни­тель­ный, про­стой, соеди­ня­ет два про­стых пред­ло­же­ния в ССП.

Если с утра нет дождя, мож­но идти дальше.

Если — это союз, неиз­ме­ня­е­мый, под­чи­ни­тель­ный, усло­вия, про­стой, при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть усло­вия в СПП.

Видеоурок

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок русского языка Фроловой О.В.

Тема: Предлоги и союзы – слова-связки.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель : ознакомление обучающихся со служебными частями речи предлогом и союзом.

Содействовать формированию умений применять в практической деятельности предлоги и союзы;

Организовать деятельность по усвоению условий написания и применения предлогов с другими частями речи;

Содействовать развитию монологической речи, умения доказывать и обосновывать свой ответ;

Воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям, через систему текстовых заданий, интерес к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия :

Личностные – оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и пользования, устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, оценивать собственную учебную деятельность;

Регулятивные – удерживать цель деятельности до получения ее результата, корректировать свою учебную деятельность, оценивать уровень усвоения новых знаний;

Познавательные – воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, приводить примеры в качестве доказательства своего ответа, устанавливать причинно-следственные связи во время ответа;

Коммуникативные – воспринимать текст в соответствии с поставленной учебной задачей, оформлять собственный устный рассказ по заданной теме, приводить убедительные доказательства.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки для дифференцированной и групповой работы.

1.Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

А теперь настраиваемся на плодотворную работу и хороший результат. (Хором):

Мы умные! Слайд 1.

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

2.Чистописание.

Рабочая тетрадь С.40

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

-Назовите слова, обозначающие предметы.

-Какие это существительные: собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые? Докажите.

3. Актуализация знаний.

Упражнение на повторение. Одновременно с чистописанием 2 пары учащихся работают по карточкам. (Работа в парах)

3.1.Распределите глаголы по временам в 3 группы. Соотнесите их с вопросом. Слайд 2.

Что такое союз простыми словами

Союзы выполняют две функции:

Вот и все. Теперь разберем, какими бывают эти части речи.

Простые и составные союзы

Простые – это такие, которые состоят только из одного слова. Например: и, но, однако, зато.

Составные состоят из двух или большего количества слов: не только – но и, вследствие того что, до тех пор пока, потому что.

Курсы ОГЭ по русскому языку

Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку – только лучшие дистанционные программы от самых талантливых учителей России

Сочинительные и подчинительные

Сочинительные связывают равноправные слова и предложения. Равноправные – это когда от одного нельзя задать вопрос к другому, то есть одно другому не подчиняется.

Подчинительные союзы могут находиться только между двумя простыми предложениями в составе сложного. Подчинительные – то есть они стоят между предложениями, из которых одно подчиняется другому, от одного можно задать вопрос к другому:

  1. Мне кажется (что?), что ученики не готовы к экзамену.
  2. Я не могу читать Лермонтова (почему?), потому что у него стихи очень грустные.
  3. Дорога закрыта (почему?), потому что дорожники ее ремонтируют.

3 типа сочинительных союзов

  1. А у него все блин да пирог, блин да пирог. То есть и блин, и пирог. И то, и другое.
  2. Ни кола, ни двора. То есть вообще ничего нет.
  3. Я взял не только тетрадь, но и ручку = и тетрадь, и ручку.
  4. Я захватил палицу, дубинку, а также копье. Короче, все три вида оружия.

Курсы подготовки к ВПР по русскому языку

Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели

Разделительные. Они используются, когда надо выбрать что-то одно из двух. Союзы этой группы: или, либо, или – или, то – то, не то – не то, то ли – то ли.

  1. Не то снег, не то дождь. То есть либо снег, либо дождь, просто непонятно.
  2. Выбирай: или он, или я.
  3. То ли зверь, то ли птица. То есть животное в конечном итоге окажется либо зверем, либо птицей.

8 типов подчинительных союзов

Вот тут разновидностей побольше.

Где писать союзы, когда строишь схему предложения

Все сочинительные союзы, которые связывают простые предложения в сложном, всегда ВНЕ скобок. Запомните это. То есть на схеме они будут выглядеть так:

Сочинительные союзы пишем вне предложений

Все подчинительные союзы – всегда внутри предложения, которое они подчиняют:

Подчинительные союзы пишем внутри придаточных предложений

Правописание союзов

Направляю вас на восемь своих статей. Они все очень маленькие, читаются за 2-3 минуты. Я в начале объясняю правило простым языком, а потом еще говорю, как надо объяснять в школе. Итак:

Напишите, пожалуйста, как вам эта статья и статьи по правописанию. Если есть пожелания к материалу – с радостью их учту и внесу правки.

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Подробно разберем тему на примере заданий из УМК Бабайцевой.

Назначение союзов


Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:




Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:



2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике





Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Читайте также: