Что такое совесть 5 класс однкнр кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

  • Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

Ожидаемые результаты:

Ход урока

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

А) - Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) - Что такое стыд?

В) Работа с текстом учебника.

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в паре.

- Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

- Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

- Мы ответили на второй вопрос урока.

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

- Кот Базилио и Лиса Алиса;

Ж) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

  • заставляет размышлять о своих поступках,
  • критически оценивать свои поступки,
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
  • игнорирует хитрые оправдания,
  • заставляет говорить о себе правду.

- Что значит поступать по совести?

- Работа с пословицами.

  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Совесть без зубов, а грызет.

- Чему учат нас эти пословицы?

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

и) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 2, 3 абзацы.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека.

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  • Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  • Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  • Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  • Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  • Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

Как понять выражения:

  • меня мучает совесть;
  • бессовестный человек;
  • совестливый человек;
  • моя совесть молчит;
  • моя совесть чиста?

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Согласны ли вы с утверждениями:

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)

  • Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

- Кто выиграл в наших соревнованиях?

- Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

- Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия.Оценка.

  • Урок сегодня был удачный,
  • Не прошёл для вас он зря.
  • Вы все очень постарались.
  • Вам понравилось, друзья?

1. Закончи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Урок дал мне для жизни…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у учащихся через беседу, дискуссию.

  1. Логические: развитие логического мышления (умение объяснять, сравнивать, выделять главное в дискуссии, делать выводы)
  1. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, оценивание.
  1. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению
  1. Личностные: способствовать развитию самостоятельности, уверенности в себе, стремление к личностному росту, учить детей жить в ладу со своей совестью
  1. Организационный момент
  2. Вопрос: Кто указывает человеку на его грех? Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека

Что помогает человеку различать добро и зло?

Что такое совесть?

Ваши идеи, предположения будем закидывать в корзину (это было домашнее задание). В конце занятия вы назовёте наиболее точное определение, которое вам больше всего понравилось.

Совесть – это внутренний советчик человека, помогающий ему

Совесть – это внутренний судья

Совесть – это душа, которая указывает как вести себя в данной ситуации, подсказывает, что честно, а что бесчестно

Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман

Совесть – это внутренний нравственный закон человека

Совесть – это внутренний голос человека, подсказывающий правду

Совесть – это что – то светлое и доброе в человеке

Совесть помогает человеку совершать добрые поступки

Совесть – это зеркало души, это особый показатель человечности

Совесть – это внутреннее запрещающее я (запрещает делать плохие поступки)

Совесть – это то, что отталкивает тебя от плохих поступков

Вывод : Стыд – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

Совесть – это стыд перед самим собой.

6. Учитель: Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Голосу совести сопутствуют два главных чувства: удовлетворённость и неудовлётворённость. Удовлётворённость вызывает спокойная, чистая совесть. Человек осознаёт, что за ним нет существенных нарушений долга и отступлений от нравственных правил.

7. Приходилось ли вам испытывать муки совести? С чем это было связано?

(привести примеры). Дети приводят много примеров.

Нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Почему Нина не пошла в школу?
  2. Почему она прошла в рощу украдкой?
  3. Как Нина подшутила над малышом??
  4. Почему Нина не взяла с собой завтрак?
  5. Почему Нина заплакала?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Вывод: Её грызла беспощадная совесть. Нина раскаялась. Раскаяние – изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может оцениваться как глупый, нечестный трусливый.

Следующий шаг в раскаянии – исправление своей ошибки. Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо.

9. Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Что это значит?

Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки.

10. Рефлексия. Какую тему изучили. Что бы вы взяли для себя с этого занятия? (поучения, мудрые мысли)

Совесть — это основное чувство человека, к которому он должен всегда прислушиваться. Это важное человеческое качество, которое объединяет в себе доброту и искренность.

5 сочинений про Совесть для школьников

Что такое Совесть – сочинение

Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.

Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее.

Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть.

Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.

Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был.

И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.

Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу. Ведь я взял у человека вещь без спросу.

Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.

Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.

Сочинение на тему Совесть

Счастлив тот, кто дружен со своей совестью, живет в миру с собой. Это значит, что человек старается не совершать подлых поступков, которые бы камнем ложились на его душу. Ведь совесть – это своеобразный внутренний судья, моральный и нравственный контролер, который позволяет или запрещает человеку совершать тот или иной поступок.

Совесть – некий внутренний голос человека, который всегда подскажет, как поступить правильно даже в самой сложной ситуации. Он помогает отделить плохое от хорошего, и не совершить заведомо дурной поступок, который может принести страдание другим людям. Вот поэтому так важно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Говорят, именно совесть не дает спать по ночам, если человек поступил неправильно в какой-то ситуации. Чтобы внутренние терзания не растянулись по времени, необходимо постараться как можно скорее загладить свою вину.

Если же человек заглушает в себе совесть, старается не прислушиваться к внутреннему голосу, не обращать на него внимание, то он становится беспринципным, жестоким, черствым. Однако от совести своей не убежишь, люди это поняли еще давным-давно. Она является частичкой души человеческой, которую, как известно, никуда не денешь.

Совесть – олицетворение самых лучших качеств человека. Это прекрасная смесь добра, справедливости, нравственности, милосердия, порядочности, честности. Это верный друг и помощник, который всегда подскажет правильный путь, поможет развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Что я понимаю под словом Совесть

Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.

А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку.

Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.

Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.

Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом, когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям.

А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.

Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить.

Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.

Эссе про Совесть с примерами

Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия. На мой взгляд, совесть — естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться.

В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице.

Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию.

Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.

Сочинение-рассуждение про Совесть

Совесть – страшное существо, от которого тебе никогда не будет покоя. Так я думаю.

Я думаю, что частично совесть – это выученные в детстве правила. Они так глубоко вошли в наше сознание и подсознание! Их нам прямо озвучивали родители, эти правила мы встречаем в книжках, в сказках. Это о том, что нужно быть честным, помогать людям… Думаю, что совесть у нас и у африканских народов всё-таки несколько отличается.

Для некоторых нормально съесть человека и не переживать, а думать, наоборот, что помогли ему. А тут на ногу в толпе человеку наступишь, а после спать не можешь – совесть мучает. Себя ругаешь, типа, что я такой неуклюжий…

Говорят, ещё, что мы можем убедить других людей, даже себя в чём-то, привести много-много аргументов, что мы поступили правильно, а вот со своей совестью нельзя договориться. Она знает, как нужно!

Я читал рассказ Веллера о том, как один человек взял на себя вину за общее преступление, которое можно было легко скрыть. Но человека, будто бы, совесть замучила… И он хотел других тоже подставить, а они на него всю вину скинули. Тут мысль о том, чтобы не путать голос совести со своей мнительностью и подобным.

Ещё совесть – это о понимании, что не только нашими отношениями или деньгами ограничивается этот мир. Я часто думаю, что лучше я не ввяжусь во что-то, зато совесть чиста будет. Тратить свои силы, пытаясь себя, свою совесть убедить в чём-то? Плохо спать по ночам от кошмаров? Нет уж, никакие блага этого не стоят.

Главное всё-таки – гармония с собой, спокойствие, счастье. А отсюда и здоровье! А ноющая совесть – только подтачивает твой фундамент, поэтому лучше не рисковать своим эмоциональным состоянием, но и не надумывать себе ничего на пустом месте.

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)





Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.




В этом видеоуроке мы познакомимся с такими понятиями, как совесть и раскаяние. Поговорим о том, что человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка всегда есть свидетель – это ваша душа.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Совесть и раскаяние"

В православии добро — это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.


Человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель — это ваша душа.

— Мама, что такое совесть?

— Совесть, дочка, — это повесть

Про хорошие дела —

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт —

Никого не подведёт.

Совесть — клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит.

В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнён.


В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! попросила бабушка, только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

Петя, где ты так долго был? переживая, спросила бабушка.

Гулял с мальчишками из соседнего двора! весело ответил Петя.

А молоко купил?

Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

А Петя не знал, что и ответить, он просто стоял и смотрел в пол.

Ведь вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

Мы вместе с вами пришли к мнению, что совесть — это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть, потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чём не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека — быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.


Раз сказала Совесть человеку, что он не прав, другой, третий. Надоела человеку Совесть, и он решил избавиться он неё. Да не на день или два, а навсегда.

Думал человек, думал, как это сделать, и придумал.

— Давай, — говорит, — Совесть, в прятки играть!

— Нет, — отвечает та. — Ты меня всё равно обманешь, подглядывать будешь.

Притворился тогда человек больным и говорит:

— Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка.

Не смогла отказать ему в этом Совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати, и закрыл её.

Позвал он на радостях друзей и с лёгким сердцем одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попрёков. Хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошёл день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял, чего — Совести. И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи. Только теперь не командуй.

А в ответ молчание.

Спустился человек в погреб: туда, сюда — нет нигде Совести. Видно, и впрямь избавился от неё навсегда. Зарыдал человек:

— Как же я теперь без Совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба голос, а из сердца:

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил. Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и Совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

И действительно, некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости. Помните песенку Крокодила Гены из известного мультфильма?

Может, мы обидели кого-то зря,

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями! На самом деле, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние.

Раскаяние (или покаяние) — это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам. Тот твой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

Первый шаг покаяния — согласие с протестующим криком твоей совести.

Второй шаг в покаянии — это переворот твоих стремлений.

Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка Крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был не прав, — ничего, учись дальше. Но, когда речь идёт о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на неё. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет.


Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

· Солгал? — Наберись сил сказать правду.

· Сказал злое слово? — Попроси прощения.

И ещё надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

Читайте также: