Что такое соло в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

(итал. solo, от лат. solus - один).
1) В многогол. сочинении мелодически развитое, зачастую виртуозное выступление одного певца или инструменталиста, сосредоточивающее на себе внимание слушателей. Звучащие одновременно с С. прочие вок. или муз. партии образуют сопровождение, аккомпанемент. Протяжённость С. может быть различной - от неск. тактов до целых разделов. Особые формы С. образуются в разл. конц. муз. жанрах. Здесь выделяются целые сольные партии, т. е. с С. постоянно выступает один и тот же исполнитель. В старинной конц. музыке (см. Concerto grosso) зачастую имеется неск. сольных партий, одновременное звучание к-рых и образует сольные эпизоды (концертино в противовес tutti или ripieno). В концертах для клавишных инструментов С. также оказывается многоголосным, хотя сольная партия поручается одному исполнителю. В классич. и совр. концерте наряду с "настоящими" сольными эпизодами широко применяется солирование инструмента (или инструментов) на фоне орк. сопровождения. Такого рода С. распространены и в балетах (часто составляют в них отд. номер, напр. Adagio Одетты и принца во 2-м д. балета "Лебединое озеро").
2) Муз. произв. для одного голоса или одного инструмента (с сопровождением или без него).
3) Tasto solo (итал., одна клавиша, сокр. T. S., обозначение - О) - в генерал-басе указание на то, что исполнитель должен играть партию баса без добавления аккордовых звуков.

Смотреть значение Соло в других словарях

Соло-клоун М. — 1. Клоун, выступающий один, без партнера.
Толковый словарь Ефремовой

Соло — (ит. solo, букв. Один). 1. нескл., ср. Музыкальное произведение или отрывок его для одного инструмента или для одного голоса (с аккомпанементом или без него; муз.). для скрипки.
Толковый словарь Ушакова

Простой Вексель, Соло-вексель — - письменное долговое обязательство строго установленной формы, выписываемое заемщиком и дающее векселедержателю бесспорное право требовать от должника уплаты обозначенной.
Экономический словарь

Соло-вексель — - 1. то же, что
простой
вексель; 2. вексель, на котором имеется только одна
подпись лица, обязанного совершить
платеж.
Экономический словарь

Соло — [итал. solo]
I. неизм.; ср.
1. Музыкальное произведение или отдельная партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом. С. для скрипки. Теноровое с.
2.
Толковый словарь Кузнецова

Solo (sola) (соло-вексель) — Переводной вексель (bill of exchange), существующий в единственном экземпляре, т.е. не имеющий копий, находящихся в обращении.
Экономический словарь

Простой Вексель (соло-вексель) — выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.
Юридический словарь

Простой Вексель, Соло-вексель — - письменное долговое обязательство строго установленной формы, выписываемое заемщиком и дающее векселедержателю бесспорное право требовать от должника уплаты обозначенной.
Юридический словарь

Соло-вексель — - 1) то же, что вексель простой; 2) вексель, на котором имеется только одна подпись лица, обязанного совершить платеж.
Юридический словарь

Соло — (итал. solo - от лат. solus - один), исполняемые одним певцом илиинструменталистом (с сопровождением или без сопровождения) самостоятельнаяпартия или эпизод произведения.
Большой энциклопедический словарь

Соло-вексель — — простой вексель, в отличие от переводного, имеет подпись только того лица, которое обязано совершить платеж.
Исторический словарь

СОЛО — СОЛО. 1. нескл., ср. Музыкальное произведение или его часть, предназначенные для одного исполнителя. С. для виолончели с оркестром. 2. нескл., ср. Исполнение такого произведения.
Толковый словарь Ожегова

Если при коллективном исполнении музыкального произведения (например, хором, оркестром) один голос получает преобладающее значение в смысле ведения главной темы данного произведения, то над этим голосом в партитуре исполняемого произведения ставят слово-знак Solo.

Связанные понятия

Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.

Упоминания в литературе

Ответ: Да, с точки зрения каких-то медицинских показателей я, наверное, в несколько лучшем положении, и самое интересное, что по жизни я настроен оптимистично. Иначе говоря, каждый должен делать свое дело, как это у него получается. Приходится много трудиться, и такая вот деятельность – она очень благотворно влияет, заставляет собираться, придает силы, энергию. Ведь занятия музыкой, прослушивание, изучение и исполнение произведений соло , или в ансамбле, в оркестре – это так интересно! Мой инструмент, кларнет, – один из самых виртуозных среди духовых. Он обладает замечательным тембром и техникой, на нем так красиво звучат лирические мелодии.

Увы, ни эти две песни, а теперь я уверен, что и немало других отцом в дуэтах и соло исполняемых, записаны не были.

Запомните, что техно-музыка – исключительно электронная. Никакие музыкальные инструменты для ее создания не задействованы. Поэтому пытаться обсуждать с рейвером инструментальную музыку, например выяснять его мнение по поводу гитарных соло Джими Хендрикса, совершенно бессмысленно.

Связанные понятия (продолжение)

Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и другому). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе.

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса, или с его участием.

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, управление звукоизвлеченим в которых осуществляется при помощи клавиатуры.

Вокали́з (от фр. vocalise от лат. vocalis — звучный, гласный — от vox — голос) — вокальная миниатюра для голоса. Вокализ — пение, в котором не используются слова; это бессловесная, почти всегда минорная музыкальная конструкция (часть песни,романса, этюда, пьесы), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио. Вокализ в основном используется как средство развития голоса: в отношении его количественных и качественных характеристик, его вокально-исполнительской техники (вокализ является.

Губная гармо́ника — музыкальный инструмент семейства гармоник. Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.

Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела значительные изменения в музыке и тем самым оказала сильное влияние на массовую культуру.

Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.

Вступление в музыке — вид музыкальной секции, начальный раздел, непосредственно вводящий в какое-либо вокальное или инструментальное произведение, пьесу, картину или музыкально-театральное представление. Вступление включает мелодический, гармонический и/или ритмический материалы, связанный с основой строения, присутствующей в каждой части. Советское музыковедение отличает вступление от интродукции, как композиционно менее развитое и менее самостоятельное, обычно не называемое отдельно.

Акусти́ческая гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент (в большинстве разновидностей с шестью струнами) из семейства гитар, звучание которого осуществляется благодаря колебанию струн, усиливаемому за счёт резонирования полого корпуса. Современные акустические гитары могут иметь встроенные звукосниматели: магнитные или пьезоэлектрические, с эквалайзером и регулятором громкости.

Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов.

Мари́мба — ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками с обмотанными нитками головками (mallets), реже просто с резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона в первую очередь диапазоном и тембром — и, соответственно, размером клавиш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. У традиционной формы инструмента эту функцию выполняет высушенная тыква.

Мандоли́на (итал. mandolino, уменьшительная форма от итал. mandola — вид лютни) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.

Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.

Электрический орга́н (англ. Electronic organ) — электронный клавишный музыкальный инструмент, акустическим прототипом для конструирования которого послужили фисгармония и орган. Этим словом называют как электронные (генератор колебаний — электронные генераторы), так и электрические органы (генератор колебаний — колебательные системы со звукоснимателями, см. Орган Хаммонда).

Ко́нга — высокий узкий одноглавый кубинский барабан. Конги по виду напоминают бочки и делятся на три вида: кинто (высокий), трес, или просто конга (средний), и тумба, или салидор (низкий), по названию паттерна , играемого на нем. Изначально конги использовались в музыке конго и румбе, но затем перешли в жанры латиноамериканской музыки, такие как афро-кубинский джаз, сальса, латинский рок.

Аккордео́н (от фр. accordéon) — хроматическая ручная гармоника с клавиатурой мелодии фортепианного типа. Клавиатура аккомпанемента такая же как у баяна: с 5—6 рядами кнопок, звучащими басами и аккордами (готовый аккордеон) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный аккордеон).

Перкуссиони́ст (от лат. percussio - удар, такт; лат. percutere - ударять) — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах. Перкуссия наравне с хлопанием в ладоши относится к древнейшим формам музицирования.

Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля — Закса духовые инструменты относятся к группе аэрофонов.

Вибрафо́н (лат. vibro — колеблю(сь) и греч. φωνη — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, относящийся к группе металлофонов. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Применяется в академической и эстрадной музыке в качестве сольного или ансамблевого инструмента.

Труба́ (древневерхненем. trumba; итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Обладает.

Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

Бэк-вока́л (англ. backing vocal — досл. пение на заднем плане), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.

Контраба́с (итал. contrabbasso или basso) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны (реже три или пять), настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.

Ба́нджо (англ. banjo) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн. Банджо часто ассоциируется с народной, деревенской, ирландской, традиционной музыкой и жанром блюграсс. В XIX веке банджо занимал центральное место в афроамериканской традиционной музыке. Банджо в тандеме со скрипкой стали основой американской старинной музыки.

Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах).

Пасса́ж (фр. passage, букв. — проход, переход, составляющая орнаментики) — последовательность звуков в быстром движении. Пассаж нейтрален в тематическом отношении, является демонстрацией виртуозного искусства. Появился ориентировочно в XVI в.

Стакка́то (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.

Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства.

Соло-гитара (англ. Solo guitar или англ. Lead guitar) — гитара, роль которой в коллективе — создавать (играть) некие мелодические линии, подобно голосу. Соло-гитара используется в нескольких направлениях. Первое — обыгрывать основную мелодию (куплеты, риффы), делая игру более мелодичной и красивой. Второе — играть основную мелодию для усиления жёсткости и экпрессивности исполнения (часто используется в метал-музыке). Третье — исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Исполняется.

Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.

Тамбурин (франц. tambourine) — старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему.

Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи.

Ксилофо́н (от греч. ξύλον — дерево + φωνή — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками (малетами) или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки.

Уда́рная устано́вка (барабанная установка, англ. drumkit) — набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, блюзе, роке и поп-музыке.

Баритон-саксофон или Баритоновый саксофон — один из самых больших инструментов из семейства саксофонов, уступает только басовому, контрабасовому и субконтрабасовому саксофонам. Часто используется в академической музыке, джазе и военной, преимущественно маршевой, музыке.

Упоминания в литературе (продолжение)

Игра на разных инструментах сопровождалась игрой с реквизитом, световыми эффектами, переодеванием, комедийными положениями. К примеру, таким: луч прожектора выхватывал музыканта, изображавшего соло на саксофоне, в то время как в темноте звучала флейта.

– Кантилена виолончели! – кричал он. – Представьте себе ее протяженной во времени! Соло на фаготе! И тут же флейта проделывает свои фиоритуры! Гремят литавры! Вот и тромбоны! Здесь вступают скрипки! Прочтете это потом в партитуре. Маленькую трубную фанфару я опускаю, у меня только две руки!

(итал. solo, от лат. solus - один).
1) В многогол. сочинении мелодически развитое, зачастую виртуозное выступление одного певца или инструменталиста, сосредоточивающее на себе внимание слушателей. Звучащие одновременно с С. прочие вок. или муз. партии образуют сопровождение, аккомпанемент. Протяжённость С. может быть различной - от неск. тактов до целых разделов. Особые формы С. образуются в разл. конц. муз. жанрах. Здесь выделяются целые сольные партии, т. е. с С. постоянно выступает один и тот же исполнитель. В старинной конц. музыке (см. Concerto grosso) зачастую имеется неск. сольных партий, одновременное звучание к-рых и образует сольные эпизоды (концертино в противовес tutti или ripieno). В концертах для клавишных инструментов С. также оказывается многоголосным, хотя сольная партия поручается одному исполнителю. В классич. и совр. концерте наряду с "настоящими" сольными эпизодами широко применяется солирование инструмента (или инструментов) на фоне орк. сопровождения. Такого рода С. распространены и в балетах (часто составляют в них отд. номер, напр. Adagio Одетты и принца во 2-м д. балета "Лебединое озеро").
2) Муз. произв. для одного голоса или одного инструмента (с сопровождением или без него).
3) Tasto solo (итал., одна клавиша, сокр. T. S., обозначение - О) - в генерал-басе указание на то, что исполнитель должен играть партию баса без добавления аккордовых звуков.

Смотреть что такое СОЛО в других словарях:

СОЛО. 1. нескл., ср. Музыкальное произведение или его часть,предназначенные для одного исполнителя. С. для виолончели с оркестром. 2.нескл., ср. Исполнение такого произведения одним человеком. С. навиолончели. 3. неизм. Относящийся к такому произведению, исполнению. Сонатадля скрипки с. 4. нареч. Без участия других, в одиночку (об исполнениимузыкальных произведений, танцев). Играть, петь, танцевать с. Выступать с.II прил. сольный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). С. номер. смотреть

соло 1. ср. нескл. Музыкальное произведение или отдельная партия, исполняемые одним инструментом, одним певцом, танцором. 2. нареч. В одиночку, без партнеров (об исполнении музыкальных произведений, танцев).

соло с. нескл., нареч. муз.solo

соло См. один. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. соло уединенно, в одиночку, один, ансамбль Словарь русских синонимов. соло см. один Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. соло сущ., кол-во синонимов: 9 • ансамбль (38) • без участия других (3) • в одиночку (16) • врознопляс (3) • врознопляску (3) • один (46) • отдельно от других (6) • соляк (6) • уединенно (23) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: ансамбль, в одиночку, врознопляс, врознопляску, один, уединенно. смотреть

СОЛО (SoIo), река в Индонезии, самая большая на о. Ява. Дл. ок. 540 км, пл. басе. ок. 17 тыс. км2. Берёт начало на склонах вулканов Лаву и Мерапи, т. смотреть

СОЛО (итал. solo, от лат. solus - один, единственный) в музыке, 1) партия или эпизод многоголосного произведения, обладающие особой мелодич. рельефно. смотреть

Итальянское слово "solo" означает один, единственный. В музыке издавна принято обозначать так произведение для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом, иногда без него. Пожалуй, самое известное из сочинений для скрипки соло - это Чакона Баха.

И.С.Бах. Чакона (фрагмент из партиты №2 d-moll, соло для скрипки)

Употребляется это слово и тогда, когда в каком-то крупном сочинении есть отдельная самостоятельная партия для одного из инструментов. Например, в Болеро Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм.

М. Равель. "Болеро"
исполняет Лондонский симфонический оркестр

Бывают произведения, в которых есть небольшие сольные эпизоды. Играет весь большой оркестр. Звучат разные инструменты, переплетаются мелодии. А потом из общего звучания оркестра выделяется один инструмент со своей мелодией. Это начался эпизод соло. Так, в симфонической фантазии "Франческа да Римини" Чайковский выделил в центре эпизод - рассказ Франчески. Задумчивая и печальная мелодия, исполняемая кларнетом соло, звучит как грустная повесть молодой женщины.

П. И. Чайковский. Рассказ Франчески из симфонической фантазии "Франческа да Римини"

Сольной называются партии в произведениях для какого-то инструмента (или голоса) с оркестром - в фортепианном или скрипичном концерте есть, соответственно, сольная фортепианная или скрипичная партии. Их исполнители называются солистами.

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, "Советский композитор", 1984)

Читайте также: