Что такое софт навыки в школе

Обновлено: 07.07.2024

Не возникает сомнений, что в любой деятельности важны навыки. Будь то умение считать и грамотно строить предложения или составлять бизнес-план и писать код для программы. Хороший результат – это следствие профессионализма и глубины познаний в вопросе. Но достаточно ли этих знаний? Иногда важно посмотреть со стороны: что если навыки soft skills смогут помочь прийти к цели быстрее?

Что такое soft skills и какие навыки к ним относят

Soft skills, или гибкие навыки, а также мягкие навыки, – это умения, не связанные с профессией, но помогающие в жизни и карьере. Для продуктивной работы важно не только быть профессионалом, но и уметь составлять план, расставлять приоритеты, коммуницировать и быть инициативным. Эти навыки порой ценятся не меньше, чем профессиональные. В эпоху цифровизации многие задачи можно передать компьютеру для экономии времени, а ценность человека остается за его умением думать неординарно, общаться, критически мыслить и использовать накопленные знания из других сфер.

Уже в начале XX века ученые задумались о важности soft skills. Согласно исследованию, проведенному Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром до 85% успеха работы зависит от мягких навыков и умения работать с людьми, и только 15% остается на технические навыки и знания. Уже больше века гибкие навыки обсуждаются учеными и ставятся в приоритет при работе.

Сейчас эффект от soft skills рассматривают не только в контексте работы, но и с точки зрения обучения. Результаты исследования Кирабо Джексона демонстрируют, что обучение в школах с упором на социально-эмоциональные качества приводят к более эффективным результатам.

Список soft skills варьируется от исследования к исследованию. Но есть ряд навыков, важность которых отмечают все. В их число входят:

1. Коммуникативные навыки

В процессе работы так или иначе придется общаться с людьми. Умение работать в команде часто ценится, ведь задачи могут ставиться группе, а не конкретному человеку. Важно деловое общение: корректные вопросы и переговоры с коллегами и руководителями, умение доносить мысль четко. Иметь идею – это половина пути, остается правильно ее презентовать.

2. Управленческие навыки

Самоорганизация – залог успеха. Важно ставить перед собой ключевые вопросы. Как распорядиться временем и все успеть? Что в этой задаче наиболее приоритетно? Как составить план проекта от начала до конца? Умение ответить на эти вопросы позволит заметно сократить время на решение задачи и выполнить ее более эффективно.

3. Креативность

Мыслить неординарно – большая ценность в любой деятельности. Альтернативный подход к решению вопроса, идейность, логическое мышление, умение анализировать информацию и находить скрытые возможности – это и составляет такой гибкий навык как креативность.

4. Эмоциональный интеллект

Во время решения задачи человек не становится безэмоциональным роботом, выполняющим задания исключительно по плану. Часто в процессе деятельности приходится сталкиваться со стрессом, непониманием, тревогой. Всё это может негативно сказаться на результате. Умение работать с эмоциями в процессе деятельности сильно облегчит путь к успеху.

Все эти навыки ваш ребенок усвоит на бесплатном Лектории по soft skills, который проводит образовательный центр MAXIMUM. Мы расскажем ему об основах коммуникации и лидерства, креативности, тайм-менеджменте и многом другом. Каждое занятие длится не более 30 минут. Записывайтесь, будет интересно!

Как навыки soft skills помогут в учебе

Учёба, как и работа, требует полного погружения и отдачи. Важно уметь распоряжаться знаниями и с умом подходить к решению задачи. Гибкие навыки в этом плане – главные помощники.

Управленческие навыки нужны на первом же этапе. С чего начать? Как раскрыть суть предмета исследования? Расписать типы личности или дать определение термину? Уделить внимание типологии или теории происхождения? Ответы на эти вопросы помогут корректно составить проект.

Коммуникативные навыки повысят уровень вовлечения в проект. Стоит уделить внимание ключевой информации и правильно ее подать: расставить акценты и подвести итоги. Хорошая презентация поможет легче усвоить материал, ведь так анализируются все данные. А ораторское искусство позволит грамотно ответить на вопросы и обсудить тему.

Чтобы проект не был скопированным из интернета рефератом, стоит проявить креативность. Может, стоит добавить кейсы из реальной жизни? Или связать личность и деятельность на работе, чтобы материал легче понимался.

Как развить мягкие навыки

Развить навыки soft skills можно и самостоятельно.

Например, выступления экспертов есть в свободном доступе, на YouTube, ПостНауке или Лекториуме. Можно уделить внимание тому, как спикеры подают информацию и общаются с коллегами. Из чего состоят их проекты? Как они используют свои знания в процессе рассказа? Какие аналогии приводят и как простыми словами объясняют совсем непростой материал? Стоит лишь начать смотреть на выступления не только как зритель, но и как аналитик.

Наконец, еще один отличный вариант – записаться на бесплатные мини-курсы по основным навыкам soft skills от нашего образовательного центра. Мы расскажем вашему ребенку все о том, как быть лидером, эффективно общаться с людьми и добиваться целей и даже учиться лучше всех 💪


Soft skills — это набор навыков и личных качеств, которые не связаны с определенной сферой деятельности, но которые обеспечивают преимущество в работе и учебе. Мягкие навыки важны не только для сотрудников компаний, но и для школьников. Софт скиллы помогают интегрироваться в современную жизнь, адаптироваться к учебному и рабочему процессу, а также применить свои знания на практике в реальной жизни.

Hard skills могут быть частично заменены программным обеспечением, а такие навыки, как креативность и кооперация, присущи только человеку. Поэтому одна из главных задач организаций дошкольного и школьного образования в долгосрочной перспективе — формирование софт скиллов у учеников.

Во ФГОС в разделе личных качеств, которые должен развить в себе ребенок во время обучения, присутствуют такие навыки, как:

  • адаптация в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживания чувствам других;
  • сотрудничество со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

Эти качества можно отнести к мягким навыкам. Но несмотря на наличие этих пунктов в государственных образовательных стандартах, литературы для учителей по развитию гибких навыков у детей крайне мало, недостаточно и подходящих заданий в учебниках. Поэтому педагогам приходится подавать информацию на свое усмотрение, искать и придумывать интересные подходы, форматы и задачи.

Например, для формирования критического мышления учителя используют работу с таблицами, диаграммами, задачи с недостаточными или избыточными условиями, чтобы научить анализировать, а не только действовать по алгоритму. Ребенок должен уметь находить нужную информацию для решения поставленной задачи.

Почему учителю сложно определить уровень владения гибкими навыками у ребёнка? У него просто нет необходимых инструментов в школе. Учителя не могут самостоятельно провести диагностику и дать рекомендации по дальнейшему развитию личностных качеств.


Навык кооперации и коммуникации развивается во время групповых занятий, когда дети учатся распределять задачи, договариваться, брать ответственность за результат и презентовать его. В таком случае важен не тип задачи, а именно групповой формат решения.

Раньше обучение детей софт скиллам зависело от личности преподавателя, методики обучения и его желания давать детям больше информации, чем предусмотрено в учебном плане. Сейчас развитию гибких навыков уделяется намного больше внимания. Поэтому появляются современные способы развития и измерения навыков.

Учи.ру разработал инструмент для диагностики soft skills у детей. Решение будет доступно в личном кабинете учителя, который сможет выдавать задания своим ученикам. После прохождения учениками теста учитель получает отчет по каждому ребенку.

Концепция 4K произошла от Давосского перечня навыков, необходимых современному сотруднику. Из десяти важных качеств были выбраны четыре ключевых навыка:

  • критическое мышление;
  • коммуникация;
  • кооперация;
  • креативность.

Чтобы оценить уровень владения мягкими навыками системы 4K, надо дать определение этим понятиям: Коммуникация — это умение понимать и доносить свою мысль. Чтобы понять, насколько этот навык развит у школьников, инструмент диагностики soft skills от Учи.ру, проверяет:

  • Понимание текста.
  • Понимание информации о собеседнике, считывание вербальных и невербальных знаков, определение настроения.
  • Навык регуляции общения — понимание учеником того, что он хочет сказать и каким образом это выразить.

При коммуникации важен не только смысл, но и эмоции, формулировка, посыл и т. д.

Критическое мышление — навыки анализа, работа с информацией в разных видах, вывод и аргументация по полученной информации. Ученик должен уметь анализировать и простые тексты, и сложные, включающие в себя данные из нескольких источников. Для учеников основной школы важно уметь решать комбинаторные и логические задачи.

Кооперация — формирование общей цели и определение способов ее достижения, принятие взаимообязывающих ролей, умение оказывать поддержку и взаимодействовать с участниками определенной ситуации, понимание социальных норм и институтов.

Для диагностики soft skills у детей методисты Института образования НИУ ВШЭ совместно с Учи.ру разработали задания для оценивания трех мягких навыков: кооперации, коммуникации и критического мышления. Ученику необходимо выполнить несколько интерактивных задач совместно с другими персонажами. В рамках каждого задания ученик попадает в ситуацию, в которой должен решить ту или иную проблему и проявить определенные качества, присущие диагностируемому навыку.


В заданиях не будет правильного ответа, платформа принимает любой ответ ученика и делает вывод о владении каждым навыком по трем блокам. Предусмотрено три результата прохождения теста:

  • развивающийся;
  • базовый;
  • продвинутый.

Учитель получит подробное описание уровней и рекомендации по дальнейшему развитию навыков для каждого ребенка.

Не менее важно развивать у школьника и читательскую грамотность. В понятие читательской грамотности входит не только скорость чтения, но и понимание смысла прочитанного, а также умение оценивать информацию, полученную из текста, и использовать ее для развития знаний и достижения своих целей. Именно от того, насколько развита читательская грамотность, зависит успешность овладения другими предметами. Поэтому читательскую грамотность относят к метапредметным результатам. Этот навык необходим в течение всего обучения в школе, а не на определенном предмете.

Учи.ру вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ разрабатывает инструмент для оценки уровня читательской грамотности учеников 2–3-х классов. Инструмент содержит два интерактивных задания: с информационным текстом и с художественным. Сервисы по диагностике мягких навыков и читательской грамотности появятся в личном кабинете учителя на платформе Учи.ру в декабре 2021 года.

t1614323101aa.jpg

Данные методические рекомендации будут интересны и полезны педагогическим работникам БОУДО УР РЦДОД, педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования Удмуртской Республики, а также всем тем, кто хотел бы расширить свои знания в области развитие Soft skills .

Методический материал содержат информацию об универсальных умениях, которые приобретаются путем личностного развития.

Понятие Soft skills и его смысл все больше и глубже проявляется в жизни современных людей, независимо от того, где они живут, чем занимаются, сколько им лет.

Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills - эти понятия и смыслы, так или иначе, появляются в жизни современных людей.

По словам президента, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде.

В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего, передает ТАСС.

По его словам, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде.

И если для сферы образования сегодня стали понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, это soft skills.

Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

1. Развитие в области soft skills

Сейчас о soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, н о только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать.

Первые подтвержденные упоминания термина пришли к нам от а мериканских военных. В 60-е годы прошлого века они выяснили, что за успех в войне в большей части отвечает то, как руководят солдатами в бою. Но учебные программы не учили этому. Тогда все навыки, которые связаны с работой с физическими предметами, для простоты назвали hard, твёрдыми. А все сложноизмеримые, непонятные сущности, существующие в голове человека - soft skills.

Все инновации основываются на хороших традициях. Если говорить откровенно, то и гибкие навыки - это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ русской классической гимназии и классического университета ещё 19 века, построенных на взаимодействии дисциплин.

Но экономическая ситуация конца XIX - начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привела к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагали совершенствование в своей узкой области.

t1614323101ab.jpg

Hard skills

Soft skills

Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ.

Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.

Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек. Например, правила хорошего программного

кода остаются одинаковыми для любой компании.

Требуют адаптации под конкретную ситуацию. Например, межличностное общение понадобится для работы в команде, которая занимается тестированием программного обеспечения.

Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала (лекции, книги, аудио и видеоматериалы, личный инструктаж).

Формирование навыков основано на личном опыте.

При этом hard skills осваиваются в более высоком темпе по сравнению с soft skills.

3. Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций

Дополнительное образование сейчас можно получить в обеих сферах.

В отчете о будущем профессий, сделанном недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе, назван список тех навыков, которые будут самыми нужными через 5 лет. Список очень интересный, потому что показывает две значительные тенденции развития человека, общества и культуры.

Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций:

1.Комплексное многоуровневое решение проблем

Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.

2. Критическое мышление

Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.

3. Креативность

4. Лидерские навыки (умение управлять людьми)

5. Взаимодействие с людьми

Как важно умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.

6. Эмоциональный интеллект

Это умение распознавать чужие эмоции демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений

8. Ориентированность

Умение ориентироваться в современном мире о обществе

9. Умение вести переговоры

10. Гибкость ума

Когнитивная гибкость - это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, также обдумывать несколько вещей одновременно.

Из этого списка видно, что одна половина навыков связана с умением общаться, договариваться, управлять и понимать людей, а другая половина связана со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, придумывать решение проблем, генерировать новые проекты и идеи.

Собственно, все эти навыки уже востребованы сейчас, а через несколько лет они станут еще популярнее. И вывод очень простой: акцент мира все больше смещается на самого Человека, его способности, его мозг, его масштабность и взаимодействие с другими людьми.

Одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны, является развитие гибких навыков XXI века.

конечно, очень важно, чтобы молодые люди смогли определить, где же они смогут быть наиболее востребованными, где они смогут добиться максимального результата и реализовать себя на благо своей семьи, своих близких, на благо всей страны.

Изменения в системе дополнительного образования должны быть эволюционными. Жизнь меняет образование и учащимся, родителям, педагогам необходимо вовремя сориентироваться в вызовах нового времени.

4.Система навыков XXI века

Система навыков XXI века предполагает, что обучающие будут:

выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;

следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Таким образом, современные выпускники всегда будут опережать технологии, активно использовать их и наблюдать за их развитием не со страхом, а с интересом - потому что технологии только для того и развивают, чтобы человек с их помощью мог улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.

5. Как связаны soft skills и педагогика?

Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мария Монтессори, создатель авторской системы природосообразного образования, которая активно развивается во всем мире и в XXI веке, одна из первых обозначила подготовленного педагога как самую существенную часть качественной образовательной, развивающей детей среды. В своих работах Монтессори не раз отмечала, что педагог - это модель мира для ребенка. То есть важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим обучающимся и в какой среде они будут в итоге расти.

На первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество. Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills важно понимать: каким ждет ребенка современный мир, с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение . Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой . Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

6. Как развивать soft skills?

Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.

Общие правила развития soft skills:

Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.

Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.

Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.

Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.

Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.

Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.

Сложность развитии навыков зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.

Универсальных рекомендаций по развитию soft skills.

Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать, и целенаправленно ищите информацию о нем.

Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет.

Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.

Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед одноклассниками или коллегами, а не с крупной научной конференции.

Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.

Что мешает развиваться?

Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы

Отсутствие готовности что-то менять

Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты

Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах

Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий

Когда происходит развитие?

Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти

У вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития

Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях, а не во внешних обстоятельствах

Вы стремитесь получать обратную связь об успешности ваших действий

Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей.

Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.

Главное современное направление педагогики - развитие в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умение изменяться, подстраиваться, ориентироваться в современном мире.

Список информационных источников

Навык - способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Когнитивность, познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Команда - это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Цифровизация - переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую.

Фото: Nicolas Picard / Unsplash

Успех человека в профессии на 85% зависит от soft skills. Вместе с Наталией Гатановой, психологом, мамой и научным руководителем фонда МиКЭБИ разбираемся, что это и как развивать их у детей младшего возраста

Что такое soft skills и почему они важны для ребенка

Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.

Простая модель профессиональных компетенций в виде матрешки. Внутри «жесткие» навыки, снаружи — «гибкие»

Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.


Какие soft skills развивать у детей

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.

  • Коммуникативные навыки. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
  • Лидерские качества. Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
  • Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Шесть основных мегатрендов, которые меняют мир. Из доклада «Навыки будущего»

Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:

В своем выступлении на TED преподаватель Римма Раппопорт рассказывает, как на уроках русского языка можно развивать гибкие навыки у детей

Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.

Фото:Из личного архива

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.

  1. Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
  2. Отношение. Ребенок — это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко — мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите, что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.
  3. Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые — ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером — не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме. Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.

Фото:Fauxels / Pexels

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Фото:Sharon McCutcheon / Unsplash

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Читайте также: