Что такое социальная активность каковы ее проявления кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основе любой деятельности личности, групп или институтов лежит социальная активность, которая имеет в своей основе интенцию на обеспечение возможностей для удовлетворения потребностей, реализации интересов и соблюдения ценностей и норм.

Социальная активность как терминологическая категория

Определение 1
Под социальной активностью понимается сознательная и целенаправленная деятельность по совершенствованию условий и форм общественного сосуществования. Она фиксирует сложившиеся в обществе условия, потребности, направления деятельности, правила и стандарты, идеалы и инициативы по отношению к аналогичным запросам отдельной личности.

Социальная активность позволяет отдельному члену обществу реализовать свои идеи, воплотить свои представления, проявить свои знания и продемонстрировать систему ценностей. При этом можно говорить о том, что активность как качество деятельности характерна для многих объектов живой природы, но лишь в социальном контексте прослеживается намерение и осознанность.

Возможности реализации социальной активности

Определение 2
Под формой активности понимается деятельность, которая постепенно переходит на более сложный уровень развития и приобретает всё более сложную структуру.

Животные проявляют активность и совершают активную деятельность, однако она носит адаптивный характер и предполагает то, что животное вынуждено находить способы выживания в новой для него среде. В отличие от животных, люди могут как испытывать на себе влияние среды, так и оказывать обратное влияние. Таким образом, среда преобразуется под нужды индивида и позволяет ему реализовывать свою деятельность продуктивно, получая должный отклик. В условиях социальной активности простые формы деятельности постепенно переходят на более сложный уровень, поэтому становится возможным более стремительное развитие социального прогресса – деятельность людей позволяет реализоваться личности, одновременно оказывая влияние на структуру всего общества, выстраивая более сложные формы взаимодействия.

Процессуальные компоненты социальной жизни

Компоненты социальной жизни носят характер взаимосвязи и реализуются в процессе деятельности. Среди таковых можно выделить субъект, объект и саму деятельность. Субъект социальной жизни – это тот индивидуум, та группа или то общество, которые активны и которые имеют возможность оказывать влияние на другие объекты или субъекты.
Под объектом понимается что-то, в отношении чего реализуется социальная активность. Под активностью же подразумевается совершаемая деятельность, которая носит преобразовательный характер для среды, паттернов и уровней коммуникации в обществе.

Характерные особенности социальной активности

Социальная активность обладает рядом характеристик, которые обуславливают её особенности и характер:

  • Субъект совершает некие действия, в зависимости от собственных внутренних стимулов, которые овладевают им и доминируют в его мышлении в момент реализации этих действий;
  • Деятельность совершается под воздействием субъективных причин личности и преследует субъективную цель;
  • Инициативность и выход за рамки стандартного решения вопроса, позволяет личности преобразовывать и совершенствовать свою деятельность;
  • В рамках деятельности достигаются не только первоначально обозначенные цели, но и сопутствующие им – так, личность не приспосабливается к условиям и не проходит этап адаптации, а реализует свой потенциал;
  • Процессу достижения целей характерна линейность – индивидуум не стремится поменять цель до достижения первоначально установленной.

Также в качестве характерных особенностей можно назвать ситуативность, инициативность и интенсификацию.

Определение 3
Интенсификация – это высокая степень субъективизма в отношении цели деятельности, её представлении, значимости и мотивов, которые позволяют реализовывать деятельность более объективно.

Определение 4
Инициативность – это способность индивидуума проявлять своё желание осуществлять деятельность, высокая заинтересованность в результатах деятельности.

Определение 5
Ситуативность – это способность индивидуума переформатировать свою деятельность в соответствии с запросами, потребностями и условиями среды.

Иными словами, социальная активность – это деятельность личности, группы, института или общества, способствующая созданию гармоничных условий для жизнедеятельности и дающая возможность выстраивать процессы на более высоком уровне.

Социальная активность – определенный набор форм и видов деятельности человека и общества, целью которых является решение задач, поставленных перед обществом, социальной группой и различными классами. Задачи зависят от исторического периода. Объектом социальной активности может быть так личность, так и коллектив, группа и общество в целом.

Содержание статьи

В чем проявляется социальная активность общества

  • В чем проявляется социальная активность общества
  • Что входит в понятие "социальная активность"
  • Почему возникает общество

Особенности социальной активности

В социологии рассматривается несколько видов социальной активности – явление, состояние и отношение. С психологической точки зрения основным видом социальной активности считается состояние. Оно базируется на интересах общества и его потребностях в данный период времени и рассматривается как внутренняя готовность к действию.

Особенность социальной активности заключается в преобразовании убеждений и идей в действия общества. Социальная активность общества зависит от его лидера. Он оказывает сильное влияние на убеждения и идеи общества в тот или иной период времени. От этого зависит уровень социальной активности общества. Проявление социальной активности происходит, когда личность осознает свою общественную значимость и действует в совокупности общественных и личностных мотивов. Это невозможно без определенной свободы общества, которая состоит в том, что граждан имеет право участвовать в развитии общества или в местном самоуправлении, без принуждения.

Типы проявления социальной активности

Иждивенческая активность – жалобы и запросы, заключающиеся в требовании от административных органов, решить проблемы граждан. Зачастую это запросы и жалобы, которые не входят в компетенцию административных органов. Конструктивная активность – предложения и идеи изменения деятельности административных органов, для улучшения условий жизни населения и благоприятного устройства территорий. Партнерские отношения администрации и населения. Фиктивно-демонстративная активность – для повышения статистических данных привлекаются волонтеры. Оплачиваются определенные публикации в средствах массовой информации. Протестная активность – противостояние общества деятельности административных органов, не предлагая альтернативных решений. Представляется в форме митингов, забастовок, бойкотов или голодовок.

Социальная активность российского общества

В наше время социальная активность российского общества весьма низка.
Исключая выборы, всего четверть населения принимает участие в других формах социальной активности. Остальные граждане считают, что их социальная активность бессмысленна. Согласно исследованиям в России, социальная активность принимает фиктивно-демонстративную форму. Это объясняется тем, что большинство граждан считают, что все уже решено и осталось сделать видимость принятия решения. Из-за этого возникает низкий уровень социальной активности общества.


Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, с целью занять определенное место в данной системе и удовлетворить свои потребности. Данный вопрос находится в центре внимания многих ученных в связи с тем, что понимание процесса формирования и проявления социальной активности содействует разработке более эффективных концепций упорядочивания общественных процессов государством. Проблема построения гражданского общества остается нерешенной до сих пор, возможно, ввиду недостаточной теоритической проработки вопроса, и как следствие отсутствия механизма управления процессом социальной активности граждан.

Е. М. Бабосова, Г. Е. Зборовского, Е. М. Токареву, С. С. Фролова можно отнести к представителям первого направления. Они понимают социальную активность как меру, степень, характеристику целенаправленной деятельности человека, связанную с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности.

На наш взгляд, представленные выше подходы дополняют друг друга и никак не противоречат. Внешним проявлением активности является деятельность, а внутренним — осознание целей данной деятельности. Таким образом, основными характеристиками социальной активности являются:

Внутреннее побуждение (осознанная готовность к деятельности, понимание мотивов, определение подходящих форм деятельности);

Социальное взаимодействие (взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и изменение социальной среды).

Таким образом, социальная активность всегда проявляется в конкретном виде деятельности, во всех сферах жизнедеятельности общества. Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на трудовую, общественно-политическую, духовную, семейно-бытовую, досуговую активность. С. В. Тетерский выделяет следующие уровни и сферы социальных инициатив и, соответственно, социальной активности: человек-человек (благотворительный уровень), человек-природа (экологический уровень), человек-производство (социально-экономический уровень), человек-общество (культурный и информационный уровень), человек-государство (социально-политический уровень) [1, с.]. Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Причем все они существуют не просто как отдельные и тем более обособленные виды активности, а как проявления этого целостного, интегрального качества в различных видах деятельности.

Анализируя примеры каждого из видов социальной активности, можно отметить, что все они отражают глубину связей личности с социумом, осознанное отношение к обществу, проблемам его развития, превращение в субъекта общественных отношений. Основными признаками социальной активности являются целостное, устойчивое стремление влиять на социальные процессы и участие в общественных делах.

Для более точного определения понятия можно выделить три основных критерия социальной активности. Первый критерий выявляет характер потребностей, мотивов, ценностей и целей, лежащих в ее основе. Анализирую привычное употребление понятия активная личность, можно сделать вывод, что это личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь с учетом общественных интересов, включенная в движение и развитие общественных процессов. Следовательно, в основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Чтобы прогнозировать общие линии социальной активности личности в длительной жизненной перспективе, необходимо определить главную ценностную направленность, которая интегрирует в целостное единство все ценности и представления.

Второй критерий характеризует степень, глубину принятия и усвоения ценностей. На уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. Более глубокое и конкретное усвоение ценностей происходит на уровне знаний. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т. е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. То есть человек может принимать ценности на уровне чувств, знаний и волевых устремлений, и только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Выражением связи знаний, чувств и воли, обеспечивающим социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

В качестве третьего критерия выступает форма реализации ценностей. Показателями являются характер и масштабы, результаты, формы деятельности. Необходимо не забывать, что социальная активность — это готовность, умение реализовать свои интересы и интересы общества, активная деятельность самостоятельного субъекта, а не только понимание и принятие устоявшихся ценностей определенных общностей. Важнейшими признаками социальной активности в таком случае является постоянное, сильное стремление влиять на социальные процессы и реальное участие в общественных делах, стремление укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны, а также внести позитивные изменения, усовершенствовать.

Таким образом, социальная активность — это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. Данное качество проявляется в усвоении социальных ценностей и реализации своих целей с учетом интересов общества. Для анализа характера, масштаба и уровня социальной активности личности необходимо выяснить, существует ли разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью. Не столько степень развития данных элементов, сколько характер их взаимосвязи, согласованность и единство свидетельствуют о высоком уровне социальной активности личности. Принятие данной концепции ориентирует на изучение целостной направленности, взаимосвязи, структурной упорядоченности, системности качеств личности и целостности ее деятельности.

1. Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. — М.: Изд-во Ижевск, 2002. — 422с.

2. Кратко А. А., Якуба Е. А. Социология. — Харьков: Изд-во Константа, 1996. — 192с.

3. Комарова С. Л. Оптимизация отношений субъектов политической деятельности: автореферат к дис. канд. психол. наук: 19.00.05. — М. — 2002. — 29с.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.:Изд-во Смысл, 2007, 1ое изд. — 513 с.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Статус, 1995. — 217 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, социальная активность личности, ценность, высокий уровень, деятельность, интерес общества, личность, образ жизни, социальная среда, усвоение ценностей.

Похожие статьи

Нравственно-правовая социализация индивида в обществе

социальная среда, формирование личности, социализация, стадий, общество, норма, процесс усвоения, нравственно-правовая социализация личности, целенаправленное воздействие, свободная воля, самый человек.

Социологические подходы к изучению ценностей личности.

ценность, система ценностей, ориентация, ценность личности, социальная психология, идеал, предметное воплощение, общество, ценность общества, культурно-исторический релятивизм.

Ценности и их влияние на формирование личности

Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества. В современных условиях социально-экономической нестабильности механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему деформированы.

Педагогические основы развития социально-активной личности

социальная активность личности формируются в процессе социально-педагогических отношений и

усвоение содержания обучения общественно-гуманитарным предметам и овладения навыками и умениямы применения усвоенных знаний в практической деятельности

Роль социальной активности будущего специалиста в его.

Социальная активность как самодетерминированность (самопричинность) взаимодействия личности с социумом

Учебно-профессиональная деятельность вне социальной активности самого студента в этой деятельности не развивает будущего специалиста.

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Ключевые слова: активность, активность личности, социальная.

социальная активность, социальная активность личности, социальная среда, активность, потребность, социальный субъект, сама деятельность, педагогическая парадигма, социальная деятельность.

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

‒ усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит

‒ включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации.

Нравственно-правовая социализация индивида в обществе

социальная среда, формирование личности, социализация, стадий, общество, норма, процесс усвоения, нравственно-правовая социализация личности, целенаправленное воздействие, свободная воля, самый человек.

Социологические подходы к изучению ценностей личности.

ценность, система ценностей, ориентация, ценность личности, социальная психология, идеал, предметное воплощение, общество, ценность общества, культурно-исторический релятивизм.

Ценности и их влияние на формирование личности

Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества. В современных условиях социально-экономической нестабильности механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему деформированы.

Педагогические основы развития социально-активной личности

социальная активность личности формируются в процессе социально-педагогических отношений и

усвоение содержания обучения общественно-гуманитарным предметам и овладения навыками и умениямы применения усвоенных знаний в практической деятельности

Роль социальной активности будущего специалиста в его.

Социальная активность как самодетерминированность (самопричинность) взаимодействия личности с социумом

Учебно-профессиональная деятельность вне социальной активности самого студента в этой деятельности не развивает будущего специалиста.

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Ключевые слова: активность, активность личности, социальная.

социальная активность, социальная активность личности, социальная среда, активность, потребность, социальный субъект, сама деятельность, педагогическая парадигма, социальная деятельность.

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

‒ усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит

‒ включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации.


СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, с целью занять определенное место в данной системе и удовлетворить свои потребности. Данный вопрос находится в центре внимания многих ученых в связи с тем, что понимание процесса формирования и проявления социальной активности содействует разработке более эффективных концепций упорядочивания общественных процессов государством. Проблема построения гражданского общества остается нерешенной до сих пор, возможно, ввиду недостаточной теоретической проработки вопроса, и как следствие отсутствия механизма управления процессом социальной активности граждан.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

С одной стороны, подростки и молодежь являются одной из наименее заинтересованной в общественной и политической деятельности группой населения, а с другой стороны, молодежь не хочет оставаться безучастной к жизни общества, и стремится проявить свою социальную активность.

В социальной активности можно выделить следующие виды:

политическая активность - форма, реализуемая в сфере политической деятельности;

гражданская активность - действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;

культурная активность - форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;

творческая активность - форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;

трудовая активность - форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;

коммуникационная активность - форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;

Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности:

Участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

Проявление личностных качеств в деятельности;

Общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.

В качестве педагогических основ развития социальной активности личности в процессе обучения выступают следующие положения:

социальная активность личности формируется в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;

важным показателем сформированности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями;

развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне;

развитие социальной активности личности стимулируется прогнозированием перспектив общественного прогресса.

Существуют три направления возможного решения задач по развитию социальной активности личности:

1) доведение до сознания личности понятия социальной активности;

2) организация содержательного досуга;

3) ориентирование и поддержка личности на проявление любой инициативы со стороны. Социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (общностями, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимым интересом и целями.

Социальная активность может иметь различную меру проявления, зависимую от отношения установок личности на деятельность и общение и того социального пространства, в котором она может реализовать эти установки.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы:

личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения;

организационные проблемы: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (школьника часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе); непонимание и недоверие со стороны учителей и администрации школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности;

кадровые проблемы: текучесть кадров – координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов; недостаточное количество программ обучения координаторов, руководителей общественных объединений.

Однако, несмотря на определенные проблемы, социально-активная деятельность является привлекательной, поскольку:

она объединяет единомышленников,

она показывает, что такое поведение выгодно для большей части членов общества;

она является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что тебе не интересно;

эта деятельность является осознанной и предполагает ответственность личности в своих действиях.

Таким, образом, существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности – это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности. В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социальных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.

Список литературы

Зубок, Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008г.

Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.В. Иванов. - М., 2013.

Кострикин, А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи // Второй международный психолого-социальный Конгресс: Материалы. 14-15 мая 2009 года, СПб.: СПбГИПСР, 2010г., С. 10-13.

Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции [Текст] / А.Б. Купрейченко. - М.: Логос, 2012.

Мальковская, Т. Н. Социальная активность школьников [Текст] / Т. Н. Мальковская. – М.: Педагогика, 2002.

Читайте также: