Что такое ситуация общения в доу

Обновлено: 04.07.2024

Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций” : удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:

участие в ситуации общения (в основном добровольное);

позиция взрослого как партнера по общению;

изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;

планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.

Ситуации общения с детьми в разных возрастных группах

Цель: Воспитывать культуру поведения и общения во время прогулки по городу. Воспитывать привычку следовать правилам культуры. Систематизировать знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Пробудить чувство уважения к родному городу, его жителям.

2. Ситуация общения " Осенние изменения "

Цель: Формировать знания детей как изменяется жизнь человека осенью. Систематизировать знания об изменениях в одежде и обуви в сравнении (летняя и демисизонная) .

3. Ситуативный разговор " Комплименты для мамы"

Цель: Способствовать развитию добрых чувств к маме, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать заботливое отношение к ней. Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая.) Обеспечить применение на практике умения говорить комплименты друг другу.

Цель: Формировать правильное поведение в природе. Развивать стремление детей облегчить жизнь бездомным животным зимой. Продолжать формировать правильное поведение с бездомными животными. Рассказать о правилах соблюдения гигиены после общения с животными. Формировать безопасное поведение в природе. Стремиться к З. О. Ж.

5. Игровая ситуация "Наши имена и фамилии"

Цель: Формировать привычку обращаться к взрослым по имени и отчеству, представляться при знакомстве, называя свое имя и фамилию. Добиться усвоения знаний о том, что у каждого есть свои имя и фамилия, которые отличаются друг от друга.

6. Беседа: "Правила на всю жизнь"

Цель: Систематизировать знания об основных правилах поведения и культуры общения. Формировать высшие моральные качества личности. Вызвать желание следовать одобряемым нормам поведения.

7. Имитационная игра " Мы в транспорте"

Цель: Формировать представление об этичном и правильном поведении в транспорте: во время поездки не бегать по салону, сидеть, удерживаясь за поручни. Формировать культуру общения : громко не разговаривать, не баловаться, обращаться к взрослым на "Вы".

8. Проблемная ситуация "Кто прав? Кто виноват? "

Цель: Закрепить правила общения со сверстниками во время совместных игр. Формировать привычку просить прощения, если виноват. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Воспитывать дружеское взаимоотношение.

Цель: Формировать представления детей о школе, закреплять ранее полученные знания. Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Цель: Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций; помочь воспитанникам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; воспитывать культуру поведения и общения в группах.

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода; закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности; активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.

Цель: закрепить приметы зимы, знания о празднике Новый год; активизировать речь детей, учить развернуто отвечать на вопросы, участвовать в беседе, задавать вопросы.

Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Закрепить знание пословиц о семье. Развивать связанную речь детей.

Цель: расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности; способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене.

Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР Личностно-ориентированный подход всё более стремительно завоёвывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей

Картинки дети и родители в детском саду: Картинки по запросу рекомендации родителям на лето в картинках — Общие дети, г. Воронеж

воспитатель

высшей кв. категории

Ананьева И.Г

Ситуации о бщения – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и , не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач . В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения (принцип “интеллектуального голода”), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуацииобщения как формы работы с детьми :

ü участие в ситуации общения (в основном добровольное) ;

ü позиция взрослого как партнера по общению ;

ü изменение стиля взаимоотношений педагога и детей : взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций ;

ü планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

ü длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;

ü предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения .

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения . Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.

Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительныйпроцесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений . От ребенка требуется непрерывная умственная активность : надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности : уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста .

Ситуации общения с детьми в разных возрастных группах.

Первая младшая группа:

Цель: Формирование умения выражать просьбу в словесной форме.

Цель: Формирование умения проявлять заботу о взрослых, помогать в выполнении несложных действий.

Цель: Ознакомление детей с правилами поведения во время разговора со взрослыми и сверстниками.

Цель: Воспитание доброжелательных отношений друг к другу.

Цель: Формирование умения прислушиваться к указаниям взрослого, оказывать посильную помощь.

Цель: Формирование внимательного, заботливого отношения к окружающим, закрепление знаний имён родителей и ближайших родственников.

Цель: Формирование умения детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Цель: Формирование умения играть в совместные игры, не отнимать игрушки.

Цель: расширение ориентировки детей в ближайшем окружении

Вторая младшая группа:

1. Ситуация общения " Осенние изменения "

Цель : Формирование знания у детей об осенних признаках в природе.

2. Ситуативный разговор " Комплименты для мамы"

Цель : Вызвать желание говорить маме комплименты (родная, милая, красивая, добрая).

Цель : Формирование безопасного поведение в природе.

4.Игровая ситуация "Наши имена и фамилии"

Цель : Формирование умения обращаться ко взрослым по имени и отчеству.

5. Имитационная игра " Мы в транспорте"

Цель : формирование правильного поведения в транспорте.

6. Проблемная ситуация "Кто прав? Кто виноват? "

Цель : формирование умения общаться со сверстниками во время совместных игр.

Цель : формирование у детей к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

Цель : формирование знания у детей о приметах зимы, знаний о празднике Новый год.

Цель : формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Цель : формирование о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.

Речевая деятельность в ДОУ. Ситуации общения.

Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения. Это специально проектируемые педагогами или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др.

Младший дошкольный возраст.

Цель: развивать разговорную речь детей с использованием знакомой сказки, учить вступать в общение с окружающими, выражать свои мысли вербально.

Материал: деревянный теремок, игрушечные звери: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Педагог ставит на ковре теремок. Возле теремка рассаживает зверей. Дети стайкой размещаются рядом. Взрослый рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.

Педагог: Стоит в поле теремок. Прибежала к терему… Кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают) Какую мышка песенку поет? (Пи-пи-пи…)

Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремочку…(лягушка). Какую песенку поет лягушка? (Ква-ква-ква)

2. Педагог предлагает детям построить теремок для зверей из мелкого строительного материала. Во время постройки взрослый побуждает детей комментировать свои действия, рассказывать, что они делают, кто будет жить в теремочке.

3. Обыгрывание готовой постройки. У детей мелкие игрушки-зверюшки, с которыми они играют: селят их жить в теремок (каждый с свой), зверюшки ходят друг к другу в гости, выполняют какие-то бытовые действия.

Цель: учить вступать в речевой контакт со взрослыми и детьми, выражать свои мысли вербально.

Педагог разыгрывает пред детьми небольшую сценку: в руках у него куклы: зайчонок и бельчонок.

Педагог: Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять.

-Пойдем, Бельчонок, на нашу любимою полянку, поиграем.

- Не могу, Зайчонок.

-Это полянка далеко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко гулять.

- Так спроси разрешение у своей мамы, и пойдем! - не унимался Зайчонок.

- А моей мамы нет дома. - грустно ответил Бельчонок.

- Тогда, пойдем так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернёшься домой. Твоя мама даже не заметит.

Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и никак не поддавался на уговоры друга.

Педагог спрашивает у детей, правильно ли поступил Бельчонок, зачем нужно спрашивать маму; просит детей предположить, что бы произошло, если бы Бельчонок все-таки ушел без разрешения. (Выслушивает ответы детей)

В процессе беседы-диалога педагог подводит детей к выводу, что мама всегда беспокоится, волнуется за своего ребенка, она всегда подскажет, как правильно потупить, придет своему малышу на помощь. Вот почему нельзя расстраивать маму.

Старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать речетворские способности детей: умение изменять сюжет сказки в зависимости от изменившихся условий.

Цель: учить детей рассуждать, делать предположения, достойно отстаивать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению окружающих.

Цель: учить детей отгадывать загадки, подбирая рифмованное слово-разгадку, самостоятельно рифмовать слова.

Педагог читает загадки, дети их отгадывают, определяют, с каким словом в загадке рифмуется слово- разгадка. Придумывают свою рифму.


Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Выделяют следующие методы достижения этих задач:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

- дидактические игры, игры–драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

На что же необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по речевому развитию детей.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует [4].

В связи с этим необходимо понимать, что речь, а вернее ее качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. И хотя стандарт и изменился, дети остались неизменными, они по-прежнему познают мир эмоциями, а не умом, как мы — взрослые, для них отношение первично, а информация вторична.

Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий [2]. Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития, которые ставит перед нами ФГОС.

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:

- внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;

- проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;

- уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- уметь ориентироваться в ситуации общения;

- уметь договариваться, планировать совместные действия;

- уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми [7].

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 256 с.

2. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

3. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6.

5. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3.

7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008–287 с.

9. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова Е. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. — СПб.: КАРО, 2006. — 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ситуация общения, детский сад, взрослый, воспитатель, детская деятельность, дошкольное образование, повседневная жизнь, разговорная речь детей, речевое развитие.

Похожие статьи

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях.

цифровая лаборатория, рассуждение, ребенок, детский сад, развитие речи, речевая деятельность, образовательная деятельность, дошкольное образование, детский клуб, связная речь.

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике.

ребенок, разговорная речь, детский сад, разговор, воспитатель, дошкольный возраст, диалогическая речь, тематика разговоров, группа, игра.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками.

ребенок, окружающий мир, проектная деятельность, речевое развитие дошкольников, взрослый, педагог, Родитель, метод проекта, языковая способность, образовательный процесс.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского.

Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной.

Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием.

Читайте также: