Что такое швартовы на корабле кратко

Обновлено: 06.07.2024

НОСОВЫЕ ШВАРТОВЫ — швартовы, поданные с носа судна на берег, пристань, другое судно. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Постановка корабля на швартовы — (судна на швартовы) маневр и крепление корабля (судна) швартовными тросами к пирсу (причалу, пристани) или другому кораблю. Встречаются следующие разновидности швартовок корабля: бортом к причалу; кормой к причалу; к борту другого корабля,… … Морской словарь

отдавший швартовы — прил., кол во синонимов: 2 • отошедший от причала (2) • отшвартовавшийся (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

ПАЛ — (1. Pawlbit, pawl of the capstan. 2. Pile, wharf post) 1. Прямой или выгнутый металлический брусок, сидящий на оси и не допускающий вращения шпиля или ворота в сторону, противоположную той, в которую его вертят при работе. Иногда его называют… … Морской словарь

Молотов (крейсер) — Молотов … Википедия

ШВАРТОВ — Происхождение: от гол. zwaartouw трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта др. судна. В качестве Швартовов используются стальные, а также растительные или синтетические тросы из… … Морской энциклопедический справочник

шварто́в — а, м. мор. Трос или цепь для привязывания судна к причальным приспособлениям. Отдать швартовы (отвязать судно от причала). □ Пришвартовали его [броненосец] правым бортом к стенке. Швартовы были толстые и крепко завернуты за палы и кнехты на… … Малый академический словарь


ШВАРТО́В, -а, м. Мор. Трос или цепь для привязывания судна к причальным приспособлениям. Отдать швартовы (отвязать судно от причала). □ — Пришвартовали его [броненосец] правым бортом к стенке. Швартовы были толстые и крепко завернуты за палы и кнехты на стенке. Новиков-Прибой, Цусима.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ШВАРТО'В, а, м. [гол. sjortow] (мор., авиац.). В морском судоходстве и воздухоплавании — пеньковый или проволочный канат, к-рым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке; ср. чалка 1 во 2 знач. Отдать швартовы (отвязать судно от причала).

шварто́в

2. морск. устар. причал (по Далю)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дисгармонировать (глагол), дисгармонировал:

Ассоциации к слову «швартовый»

Синонимы к слову «швартов»

Предложения со словом «швартов»

  • Путешественники отдали швартовы, ветер надул паруса, скрипнула мачта, и удивительный корабль с локомотивчиком на буксире тронулся в путь.

Сочетаемость слова «швартов»

Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.

Шлю́пка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

Выстрел (мн.ч. выстрела) — рангоутное дерево или металлическая балка, прикреплённые к борту судна (корабля) шарнирным соединением.

Галс: Движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт; англ. portside) и правый (ветер дует в правый борт; англ. starboard) галсы. При расхождении парусных судов в ситуации пересечения курсов для избежания столкновения судно, идущее левым галсом, обязано уступить судну, идущему правым галсом.

Сте́ньга (нидерл. steng букв. — шест, штанга) — часть судового рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты.

Что означает Отдать швартовы?

Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.

Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.

В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.

Моряк и процесс пришвартовки судна

Канаты на корабле

В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем

Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти.

Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:

  • Стальной цепи;
  • Пеньки;
  • Синтетики (полипропилен, терилен);
  • Растительных волокон;
  • Парусины;
  • В древности – койры, волокон кокосовой пальмы;
  • Проволоки.

На судне встречаются такие канаты:

  1. Бакштов. Используют для крепежа мелких судов к кораблю, в том числе шлюпок;
  2. Стропы. Подходят для работы с грузами, подвешивания, привязывания и перемещения, как в пределах борта, так и во время разгрузки на берег;
  3. Буйареп. Крепится к якорю и за счет специального деревянного поплавка определяет его местоположение;
  4. Сорлинь. Контролирует работу руля и помогает в случае его поломки;
  5. Шпринги. Один из видов швартовых тросов, подается так, чтобы удерживать корабль в заданном положении при стоянке у причала.

Канаты на корабле

Что значит отдать швартовы?

Виды концов или выбросок:

Конец состоит из огона, линя, то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.

Швартовные операции

Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:

Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.

Канаты на корабле

В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.

При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.

Морские узлы и крепление судна

Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:

  • Выбленочный узел с петлей. Название получил благодаря выбленкам – веревочным ступенькам, по которым матросы лезут на мачту. Используется для повязки канатов на предметы с гладкой поверхностью;
  • Узел полуштык. Страховочный узел, укрепляет коренной на случай повышенной нагрузки.

Пришвартованный корабль и его крепление

Видео: как спускают судно на воду

В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: ~116 шварт

ШВАРТ, шварта, муж. (см. швартов) (мор.). Запасный якорь на судне.

шва́рт, шва́рты, шва́рта, шва́ртов, шва́рту, шва́ртам, шва́ртом, шва́ртами, шва́рте, шва́ртах

сущ., кол-во синонимов: 1

Запасный, пятый якорь на корабле.

- Запасный якорь на судне.

швартанувшийся

прил., кол-во синонимов: 1

швартов

Трос или канат для подтягивания и крепления судна к чему-либо во время стоянки.

ШВАРТО́В, швартова, муж. (голланд. sjortow) (мор., авиац.). В морском судоходстве и воздухоплавании - пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке; срн. чалка 1 во 2 знач. Отдать швартовы (отвязать судно от причала).

ШВАРТО́В, -а, муж. (спец.). Канат, трос, к-рым морское судно крепится к причалу. Отдать швартовы (открепить судно от причала).

ШВАРТОВ - муж., мор. причал волжск. канат, перлинь (волжск. шейма, косяк), коим корабли в гавани чалятся к палам и сваям. Швартовить, ошвартовить на зиму судно. -ся, страд. и ·возвр. Шварт муж. запасный, пятый якорь на корабле.

ШВАРТО́В, -а, мн шварто́вы, -о́вов,м

Часть водного транспортного средства в виде каната, троса, которым судно, обычно морское, крепится к причалу.

Сильно качало - и матросы с трудом закрепили швартов.

ШВАРТО́В -а; мн. шварто́вы, шварто́вов; м. [голл. zwaartouw] Мор. Трос, канат для привязывания судна к причальным приспособлениям. Толстые швартовы. Носовой ш. лопнул. Отдать швартовы (открепить судно от причала).

◁ Шварто́вный; Шварто́вый (см.).

шварто́в (от голл. zwaartouw), трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну.

ШВАРТОВ - ШВАРТО́В (от нидерл. zwaartouw), трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну.

ШВАРТОВ (от нидерл. zwaartouw) - трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну.

Трос или цепь для привязывания судна к причальным приспособлениям.

Отдать швартовы (отвязать судно от причала).

- Пришвартовали его [броненосец] правым бортом к стенке. Швартовы были толстые и крепко завернуты за палы и кнехты на стенке. Новиков-Прибой, Цусима.

шварто́в, -а; р. мн. шварто́вов; отда́ть шварто́вы

шварто́в, м., род. шварто́ва; мн. шварто́вы, род. шварто́вов.

шварто́в, шварто́вы, шварто́ва, шварто́вов, шварто́ву, шварто́вам, шварто́вом, шварто́вами, шварто́ве, шварто́вах

сущ., кол-во синонимов: 3

род. п. -а "причальный канат" (Лавренев), впервые швартоу, Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 327. Отсюда швартова́ть, шварто́вить. Из голл. zwaartouw "швартов"; см. Мёлен 245 и сл.; Маценауэр 340.

ШВАРТОВ (голл.). Канат, которым прикрепляются корабли с носа и кормы к палам и сваям.

- Какой трос отдаёт матрос?

швартовавший

прил., кол-во синонимов: 4

швартовавшийся

прил., кол-во синонимов: 7

швартование

1. процесс действия по гл. швартовать

2. Результат такого действия.

ШВАРТОВА́НИЕ -я; ср. Мор. к Швартова́ть и Швартова́ться.

сущ., кол-во синонимов: 1

швартованный

шварто́ванный; кратк. форма -ан, -ана (от швартова́ть)

шварто́ванный, -ан, -ана, -ано, -аны

прил., кол-во синонимов: 2

швартовать

Подтягивать, прикреплять судно швартовами к причальным приспособлениям.

ШВАРТОВА́ТЬ, швартую, швартуешь, несовер., что (мор., авиац.). То же, что швартовить.

ШВАРТОВА́ТЬ, -тую, -туешь; -ованный; несовер., что (спец.). Ставить (судно) на причал, на швартовы.

| совер. пришвартовать, -тую, -туешь; -ованный и ошвартовать, -тую, -туешь; -ованный.

| сущ. швартовка, -и, жен.

| прил. швартовный, -ая, -ое. Швартовное устройство.

ШВАРТОВА́ТЬ -ту́ю, -ту́ешь; шварто́ванный; -ван, -а, -о; нсв. (св. зашвартова́ть, отшвартова́ть и пришвартова́ть). что. Мор. Привязывать швартовами (судно) к причальным приспособлениям. Надвигается шторм, в портах швартуют пароходы.

◁ Швартова́ться, -ту́ется; страд. Шварто́вка (см.).

-ту́ю, -ту́ешь; несов., перех. (сов. зашвартовать и ошвартовать). мор.

Привязывать швартовами (судно) к причальным приспособлениям.

По радио всю ночь бюро погоды Предупреждает, что кругом шторма, - Пускай в портах швартуют пароходы И запирают накрепко дома. Симонов, Старик.

швартова́ть, -ту́ю, -ту́ет

швартовать(ся)

швартова́ть(ся), -ту́ю, -ту́ешь, -ту́ет(ся)

швартоваться

1. Прикрепляться к причальным приспособлениям с помощью швартовов (о судах).

ШВАРТОВА́ТЬСЯ, швартуюсь, швартуешься, несовер. (мор., авиац.).

1. О судах и воздухоплавательных аппаратах: становиться на швартовы.

ШВАРТОВА́ТЬСЯ, -туюсь, -туешься; несовер. Становиться на причал, на швартовы.

| совер. пришвартоваться, -туюсь, -туешься и ошвартоваться, -туюсь, -туешься.

| сущ. швартовка, -и, жен.

| прил. швартовный, -ая, -ое.

ШВАРТОВА́ТЬСЯ -ту́ется; нсв. (св. зашвартова́ться, отшвартова́ться и пришвартова́ться). Мор. Закрепляться за причальные приспособления при помощи швартовов (о судах). У городской пристани швартовался военный корабль. Ш. к плавучему доку.

◁ Швартова́ние (см.).

-ту́ется; несов. (сов. зашвартоваться и ошвартоваться). мор.

1. Закрепляться за причальные приспособления при помощи швартовов (о судах).

швартова́ться, -ту́юсь, -ту́ется

швартова́ться, шварту́юсь, шварту́емся, шварту́ешься, шварту́етесь, шварту́ется, шварту́ются, шварту́ясь, швартова́лся, швартова́лась, швартова́лось, швартова́лись, шварту́йся, шварту́йтесь, шварту́ющийся, шварту́ющаяся, шварту́ющееся, шварту́ющиеся, шварту́ющегося, шварту́ющейся, шварту́ющихся, шварту́ющемуся, шварту́ющимся, шварту́ющуюся, шварту́ющеюся, шварту́ющимися, шварту́ющемся, швартова́вшийся, швартова́вшаяся, швартова́вшееся, швартова́вшиеся, швартова́вшегося, швартова́вшейся, швартова́вшихся, швартова́вшемуся, швартова́вшимся, швартова́вшуюся, швартова́вшеюся, швартова́вшимися, швартова́вшемся

швартовиться, приставать, зашвартовываться, причаливаться, становиться на причал, швартовать

швартовивший

прил., кол-во синонимов: 1

швартовившийся

прил., кол-во синонимов: 1

швартовить

несов. перех. разг.

ШВАРТО́ВИТЬ, швартовлю, швартовишь, несовер., что (мор., авиац.). Прикреплять, привязывать к причалам швартовами (судно, воздухоплавательный аппарат).

Если не усложнять морской терминологией, то это привязывание судна швартовными концами (о них статья здесь ) к опоре (причалу, моно-бую, другому судну и др.) для того, чтобы судно находилось (держалось) в определенной позиции.

Ну на первый взгляд, здесь ничего особенного и вполне рутинная операция для моряков. Да, за один контракт (4-6 месяцев) может быть и 20, и 30, и 50 швартовок. Но каждая швартовная операция уникальна по-своему даже на один и тот же причал (ветер отжимной/прижимной, течение, видимость, лоцман другой, капитан встал не с той ноги, матрос не может выброску докинуть, 3-й помощник на "рабочее" намотал в два слоя и т.д.).

Да, и самое главное, габариты судна очень важны и одно дело, пришвартовать "Волгонефть" (длина 130 метров) или же танкер покрупнее (275 метров, например). Кстати, для швартовки последнего задействовано 4 буксира.

Чем швартовка опасна для моряка?

Начну с элементарного: несоблюдение моряками правил техники безопасности во время швартовки. Это и нахождение в опасных зонах - "зона выстрела швартовного конца" и самое распространенное - многие моряки пренебрегают ношением средств индивидуальной защиты (PPE): каска и особенно ремешок, который держит каску, перчатки, безопасная обувь, очки.

Сейчас явно найдется тот, кто скажет: да нет толку от PPE, это все ни о чем.

Приведу пример. Я был 2-м помощником, а один опытный матрос регулярно отказывался надевать каску и тем более ремешок на подбородок, который реально выручает и не дает каске слететь. Но и на таких "умников" находится управа и я добился того, чтобы он каску все-таки надевал.

На одной из швартовок, он споткнулся о швартовный конец (зазевался), который начали наматывать на лебёдку. А падая, ударился головой о парапет возле лебёдки. Результат - потеря сознания от удара. Очнулся через несколько минут и попытался дальше продолжить швартовные операции (но я отправил его в каюту). От серьезных ушибов и травм спасла та самая каска, которая не слетела с головы, благодаря ремешку.

Главная опасность именно для жизни, это конечно разрыв швартовного конца и последующий его "отскок" с нанесением увечий швартовщикам (морякам).

Когда рвутся пропиленовые концы - мало не кажется никому. И сила удара достаточна даже для летального исхода.

Рекомендации, как этот риск минимизировать

1. Отношение и внимание. Каждая швартовка должна быть "как в первый раз". Нет, не суетиться и бегать по баку или корме. Здесь о другом. Опыт дело хорошее, но часто я стал замечать, что у многих моряков глаз "замыливается" и они перестают обращать внимание на очевидные и простые вещи.

Самое распространенное, это конечно стоим там, где небезопасно: на линии выстрела конца, или же суёмся под швартовные концы (например, шпринги), когда они "под напряжением" и швартовка в разгаре. Не надеваем ремешки на каске, хотя они слетают только так.

2. Коммуникация между штурманом и матросом/мотористом. Очень важно! Встречал 2 типа штурманов: одни вообще не общаются с матросами и даже команды могут не озвучивать, все только жестами: "вира", "майна", "на рабочее" и т.д.

А вторые - наоборот, чрезмерно близкое общение, типа "по-братски", а потом на швартовке куча мнений и споров в стандартных ситуациях, которые только сбивают и мешают сконцентрироваться.

Коммуницировать можно и нужно, только в меру. Я всегда считался (будучи 3 помощником, а потом 2-м) с мнением своей команды, но только в двух случаях, которые я всегда корректно озвучиваю в новом экипаже:

1. Если вы видите, что я "порю горячку" и действую неправильно или небезопасно - сразу скажите мне об этом. Посоветуемся вместе, как лучше завести швартов, как его набить и т.п.

2. Если я буду сомневаться в принятии решения, я сам с вами посоветуюсь ("корона" не слетит). В остальных случаях - работаем тихо, со спокойной и безопасной атмосферой.

Объясню, почему так и не иначе. Однажды я пришел в новый экипаж в должности еще 2-го помощника и встретил там агрессию на первой же своей отшвартовке. Кучу эмоциональных советов, которые были не уместны и только отвлекали. Это было очень странно и после отхода судна я пообщался с ребятами на ужине. Мне объяснили, что мой предшественник постоянно орал и нервничал, поэтому они так привыкли.

Случай, конечно из ряда "истории из детсада", но пришлось выправлять ситуацию. Через швартовок так 5, у нас получилась сплоченная и психологически уравновешенная швартовная команда. Людям было комфортно работать под поим руководством.

Со штурманами все понятно, давайте теперь о матросах, здесь будет поинтереснее))

Матросов я тоже встречал "2х типов". Первые - мегаопытные, не собирающиеся слушать молодого штурмана, все делают по-своему и не всегда вообще на тебя реагируют, любят брать на себя всю работу. С такими можно работать, вполне кстати комфортно, выстроив с ними доверительные отношения. Честно проблем не встречал с ними, всегда получается наладить отношения в экипаже. Эти самые люди становятся твоими главными помощниками на швартовке.

Вторые - здесь все гораздо сложнее. Тоже опытные. НО! Этот самый опыт их научил, что инициатива то на флоте НАКАЗУЕМА (благодаря тем самым начальникам, которые умеют только орать)! Поэтому, эти люди ничего, вот прям ничего не делают без команды. "Так это хорошо же ведь" - подумаете вы. И да и нет, отвечу я))

Швартовка довольно быстрый процесс на принятие решений, и один штурман следит за всей ситуацией, за безопасностью, за тем, кто и где стоит, отвечает капитану по рации, который "заскучал" с лоцманом на крыльях мостика и т.д. Нет, есть капитаны, которые очень кстати помогают и подсказывают на швартовке. но есть просто АТАС! А когда на швартовке все матросы "на опыте", которые стоят и ждут любых команд (возьми выброску, размахнись, кинь и др.. Утрирую конечно) - с ними очень сложно бывает работать.

Мало того, что команды все ждут (хотя каждый должен знать свою роль на швартовке и действовать). Так еще и за своей же безопасностью не следят и как будто ждут, когда им сделаешь замечание. С ними работать гораздо сложнее и беседы проводить бывает бесполезно.

Статья уже подзатянулась, пора наверное завершать. О швартовке в одной статье и не напишешь, очень обширная тема. Кстати, обязательно выпущу публикацию о схеме швартовки и названиях швартовых концов.

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓

Читайте также: