Что такое схизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

(греч. σχίσμα) — т. е. раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри, но позднее С. стало называться лишь такое разделение в лоне церкви, которое не касается догматов. Этим С. и отличается от ереси. В словоупотреблении римско-католич. церкви схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении; а так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточные христиане (православные). В средние века именем С. назывались случаи двойных или тройных выборов в папы. Самою замечательною из таких схизм был великий раскол католической церкви в конце XIV и начале XV в. См. Ересь, Раскол великий, Разделение церквей.

схизма ж. Церковный раскол, отделение от ранее единой церкви какой-л. ее части.

схизма
ж. церк.
schism

схизма разделение, раскол Словарь русских синонимов. схизма сущ., кол-во синонимов: 2 • разделение (99) • раскол (22) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: разделение, раскол

Схизма (греч. σχίσμα) — т. е. раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри, но позднее С. стало называться лишь такое разделение в лоне церкви, которое не касается догматов. Этим С. и отличается от ереси. В словоупотреблении римско-католич. церкви схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении; а так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточные христиане (православные). В средние века именем С. назывались случаи двойных или тройных выборов в папы. Самою замечательною из таких схизм был великий раскол католической церкви в конце XIV и начале XV в. См. Ересь, Раскол великий, Разделение церквей.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

схизмы, мн. нет, ж. [ греч. schisma ] (церк.). Церковный раскол, ересь. Католики считают православных впавшими в схизму.

ы, ж. (греч. schisma букв. расщепление).
Церковный раскол, отделение от ранее единой церкви какой-н. части ее.
Схизматик — раскольник.
Схизматический — относящийся к схизме.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

СХИ́ЗМА, и, ж., церк.

1 . Церковний розкол у християнстві внаслідок суперечностей між послідовниками різних поглядів (перев. про поділ православної і католицької церков).

За умов сучасної подвійної схизми в українському православ'ї багато хто бачить вихід у рішучому втручанні світської влади, зокрема, президентської, у справи церкви (з газ.);

Церковна схизма привела до поділу не тільки церкви, але загалом Європи, православна й католицька частини якої почали розвиватися своїми особливими несхожими шляхами (з газ.);

// Розкол будь-якого руху, організації і т. ін.

Ця схизма в лавах ОУН, без сумніву, завдала великої шкоди справі інтегрального націоналізму (з наук.-попул. літ.).

2. Те саме, що правосла́в'я.

– Вони [хлопи] нас обох ненавидять через те, що ми оступились од схизми (І. Нечуй-Левицький);

Церквам ерекцій не давати, а де є старі – накладати на них великі оплати. Землі волинські і подільські, де люд уперто тримається схизми, віддати татарам (Г. Хоткевич);

Ваша ексцеленціє, не звинувачуйте мене в прихильності до схизми – мій шановний вітець, староста львівський, справді був у дитинстві православним, я ж вірно служу католицькій державі і її правителям. (Р. Іваничук).


1) Орфографическая запись слова: схизма
2) Ударение в слове: сх`изма
3) Деление слова на слоги (перенос слова): схизма
4) Фонетическая транскрипция слова схизма : [сх'`изм]
5) Характеристика всех звуков:
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
х [х'] - согласный, мягкий, глухой, непарный
и [`и] - гласный, ударный
з [з] - согласный, твердый, звонкий, парный
м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а а - гласный, безударный 6 букв, 4 звук

ПРАВОСЛА́В'Я (православна віра), СХИ́ЗМА церк., БЛАГОЧЕ́СТЯ церк., заст. Староста хоч був, як і його співгромадяни, противником православ'я, але все-таки належав до тих заможніших та практичніших господарів, котрі вважали ліпшим бодай про око придержуватися православ'я (І. Франко); — Нас обох ненавидять (хлопи) через те, що ми одступились од схизми (І. Нечуй-Левицький); От у Тройці благочестя, а у нас унія (Словник Б. Грінченка).

Розрив особи з Церквою; організаційне відокремлення релігійної групи від попередньої церковної організації, переважно на підставі суспільно-політичних, національних, культурних розходжень, а не доктринальних ( напр., с. сх. у християнстві — розкол між Сх. Церквою і Зх. Церквою); в сучасній теологічній мові уникають поняття с. і схизматик.

(греч. - раскол) - этим словом обозначаются любые церк. разделения, распри. Позднее С. стали называть те из них, к-рые не сопровождались отказом от признания церк. догматов. В этом отличие С. от ереси. Католич. церковь считала С. разделение церквей, при к-ром было нарушено церк. единство, но отколовшиеся церкви сохранили верность церк. догмам, и называла схизматиками последователей православия.

(греч. раскол) этим словом обозначаются любые церк. разделения, распри. Позднее С. стали называть те из них, к-рые не сопровождались отказом от признания церк. догматов. В этом отличие С. от ереси. Католич. церковь считала С. разделение церквей, при к-ром было нарушено церк. единство, но отколовшиеся церкви сохранили верность церк. догмам, и называла схизматиками последователей православия.

корень - СХИЗМ; окончание - А;
Основа слова: СХИЗМ
Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой

Содержание

Расколы в христианской церкви

Акакианская схизма

Великий раскол христианской церкви

Исторические предпосылки схизмы восходят по времени своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обусловлены появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Традиционно схизму делят на два этапа. Первый имел место около 867 года в связи со взаимными претензиями папы Николая I и Константинопольского патриарха Фотия в вопросах догматики, первенства Римского епископа, а также в стремлении главенствовать над христианской церковью в Болгарии.

Второй этап относят к 1054 году (взаимное предание анафеме римского легата Гумберта и Патриарха Константинопольского Михаила Кирулария). Ухудшение отношений между Папой и Патриархом в это время некоторые историки связывают со стремлением папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, традиционно входившей в состав сначала Великой Греции, а затем и Византии. Некоторые историки считают главной причиной разрыва претензии Константинопольского Патриарха на главенство во всей христианской Церкви. Окончательно разрыв был закреплен в 1204 году взятием крестоносцами Константинополя.

Расколы в католической церкви

В отдельные исторические моменты на папском престоле оказывалось одновременно сразу несколько пап, каждый из которых поддерживался той или иной группировкой среди светской знати или духовенства. Такое положение вещей также принято называть схизмой, но уже в более узком смысле, в применении именно к римско-католической церкви. Подробнее см. антипапа.

Что про­изо­шло в 1054 году: раскол Все­лен­ской Церкви надвое или откол одной её части, Рим­ской Помест­ной Церкви?

В бого­слов­ской исто­ри­че­ской лите­ра­туре нередко встре­ча­ется утвер­жде­ние, что в 1054 году про­изо­шёл раскол Единой Все­лен­ской Хри­сто­вой Церкви на Восточ­ную и Запад­ную. Это мнение нельзя назвать убе­ди­тель­ным. Гос­подь Иисус Хри­стос создал одну единую Цер­ковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о несколь­ких Церк­вях Он сви­де­тель­ство­вал, что она про­су­ще­ствует до конца времён и врата адовы не одо­леют её ( Мф.16:18 ).

Какая же не усто­яла? — Для того, чтобы отве­тить на этот вопрос, доста­точно вспом­нить, какая именно Цер­ковь, Пра­во­слав­ная или Като­ли­че­ская, хранит веро­уче­ние в том непре­лож­ном виде, в каком при­няла от апо­сто­лов. Разу­ме­ется, это — Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Испокон века в принадлежности к ней обвиняли друг друга христиане разных конфессий. Например, для православного католик является раскольником.


Что такое схизма

Древние греки не предполагали, что термин, применяемый ими для самого обыденного действия, например, для операций с грецкими орехами, станет определением самого жесткого нестроения в религии.

Происхождение слова

Значение понятия

Так называется раскол в Церкви или иной религиозной организации, например конфессии одной и той же религии. Причинами раскола могут быть разногласия в толковании канонических догматов, несогласие части клира и прихожан с решениями церковного руководства, политические и другие противоречия.

История Великой схизмы

Датой раскола христианства на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую или Православную) Церкви считается 1054 год. На самом деле противоречия между ветвями Церкви Христовой проявились гораздо раньше.

Причины возникновения

Конфликты между Восточной и Западной церквами, равно как между Папой и Патриархом, начались еще в IV веке, когда император Константин сделал столицей государства Константинополь.

Когда же в IX веке Запад единолично внес в общехристианский Символ Веры уточнение о исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, Восток это новшество категорически отверг. С тех пор вопрос filioque — исхождения Духа Святого — стал краеугольным камнем в канонических разногласиях двух конфессий. Кроме того, римских священников константинопольский Патриарший престол обвинял в брадобритии, субботнем посте, причащении верующих пресным хлебом.

Когда же Патриарх Фотий прибавил к своему титулу определение Вселенский, возмутился уже Рим, воспринявший это как посягательство на его приоритет в христианской церкви.

Но основные конфликты разгорались из-за влияния на те или иные земли, к примеру, на Болгарию. Поводом для полного разрыва стал спор о подчиненности приходов в византийских районах Южной Италии, которые Папа Лев IX принялся подчинять Риму.

Между Патриархом Михаилом Керулларием и Львом IX началась переписка, в которой они вели дискуссию о примате и канонических противоречиях. В этой переписке оба они далеко не всегда проявляли такт и уважение друг к другу как братья во Христе.


Исторические события

В основе Великого Раскола лежал конфликт духовных владык Рима и Византии — Льва и Михаила Керуллария.

Папа Лев IX появился в Риме в 1048 году после долгих уговоров со стороны клира и императора Генриха III. Он шел к престолу по улицам города босым, одетым во власяницу, и под громкие приветствия толпы, которой это весьма понравилось, на него надели тиару.

С приходом Льва IX значение папства не только как духовного, но и как политического института значительно возросло. Новый Папа провел значительные реформы, выступил активным защитником всех притесненных и униженных, чем завоевал непререкаемый авторитет.

Михаил Керулларий вступил на Патриарший престол в 1043 году. Аристократ, обвиненный в попытке дворцового переворота и постриженный в монахи, он все-таки дождался своего звездного часа. Император Константин из рода Мономахов приблизил его к себе, а затем по его рекомендации и с согласия клира Михаил был возведен в сан первоиерарха Восточной христианской церкви.

Это был весьма властный человек, обладающий качествами государственного деятеля, не терпевшего никакого посягательства на авторитет Константинопольского престола.

В тогдашней политической ситуации Риму была нужна помощь Византии. Италии угрожали норманны, захватившие Сицилию и нацелившиеся на материковые земли. Император Священной Римской империи необходимыми военными силами не обладал и помочь не мог, поэтому Лев IX был вынужден просить содействия у Константинополя.

Невзирая на необходимость помощи с Востока, Папа настаивал на том, что Римская кафедра выше Константинопольской, а весь христианский Восток должен считать Римскую Церковь матерью. Этим утверждением Папа обосновывал и введенные на Западе в одностороннем порядке канонические новшества. Но если с этими обрядовыми нововведениями Патриарх Михаил и мог примириться, то в отношениях с Римом настаивал не меньше чем на равенстве, но не на подчинении. А с этим уже категорически не соглашался Папа.

Развязка наступила в 1054 году, когда Лев IX отправил в Константинополь легатов, главой которых был епископ Гумберт. Легаты должны были провести переговоры как с императором, так и с Константинопольской Церковью.

Посланцы Папы сразу же решили поставить своих оппонентов на место, устроили диспут с ведущим византийским теологом Никитой Стифатом, признали его проигравшим и сожгли представленный им трактат. Патриарх отомстил, разместив легатов во время богослужения в соборе за спинами греческих епископов. Гумберт простить такого поругания папской чести не смог, и 15 июля 1054 года в переполненном храме святой Софии прервал литургию и принялся обличать Михаила Керуллария.

Легаты возложили к алтарю папскую буллу, отлучавшую Патриарха и его сторонников от церкви и перечислявшую обвинения их в ереси. После этого они ушли из собора. Когда же содержание переведенной с латыни буллы сообщили пастве, греки едва не разорвали легатов, которым пришлось бежать из Константинополя.

20 июля Патриарх созвал Собор архиереев, на котором предал легатов Папы и всю Западную Церковь анафеме.


Результаты и последствия

В результате раскола христианского мира образовались две церкви — Православная и Католическая. Католическая до происшедшего в ней в XVI веке лютеранского раскола оставалась единой. Православная состоит из 15 поместных церквей.

Во главе их стоят собственные предстоятели:

  • патриархи;
  • митрополиты;
  • архиепископы.

Разделение церквей не только внесло разлад в христианскую веру, но и стало одной из причин размежевания в мире вообще. Падение Византии, вызванное усилением ислама, произошло не в последнюю очередь из-за этого раскола. Усилиями всех христианских стран можно было остановить мусульманские орды, не позволить им даже помыслить о штурме Константинополя, но в результате раскола под властью турок на долгие столетия оказались и Греция, и Балканы, под угрозой оказалась вся Европа.

Как утверждают многие церковный историки, реальное разделение Церквей произошло после 1204 года, когда во время 4-го крестового похода крестоносцы разграбили Константинополь и перерезали тысячи его жителей. Если бы не эта пролегшая между конфессиями кровавая межа, события 1054 года вполне могли бы остаться досадным эпизодом, а грамоты с анафемами были бы только объектом изучения историков.

7 декабря 1965 года на Втором Ватиканском Соборе была обнародована совместная Декларация Православной и Католической церквей, в которой анафемы 1054 года объявлялись снятыми. Декларацию подписали Вселенский Патриарх Афинагор и Папа Павел VI.

Сегодня Рим и Константинополь поддерживают самые тесные связи.


Расколы отдельных церквей

Расколы по догматическим, историческим либо политическим мотивам не обошли ни одну мировую религию.

В католицизме

Избрание на папский престол сразу нескольких пап большинство историков расколом католицизма не считают, хотя почти целое столетие противостояние пап и антипап будоражило Католическую церковь. Но подлинный раскол в ней начался в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге, чем положил начало Реформации.

За столетие до этого в Чехии последователи Яна Гуса нанесли удар традиционному католицизму. Моравская церковь, существующая и по сей день, — наследница учения сожженного на костре реформатора.

Далее события развивались следующим образом:

  • в 1527 году от Рима отделилась церковь Швеции, спустя несколько десятилетий — церкви Англии, Шотландии и Норвегии;
  • в 1870 году часть католиков откололась, выразив протест против решений I Ватиканского собора;
  • В 1919 году чешскими раскольниками создана Чехословацкая гуситская церковь.
  • В 60-х годах ХХ века католики-традиционалисты, выступившие под названием Братства св. Пия Х, не согласились с решениями II Ватиканского собора. Ныне они называются также Лефевристами.


В православии

Раскол Русской православной церкви 1666 года, вызванный протестом части прихожан и клира против реформ патриарха Никона, длится по сей день. Количество раскольников-староверов, по разным подсчетам, в современной России составляет от 300 тысяч до миллиона человек.

  1. В 1833 году от Константинопольского патриархата отделилась Элладская церковь, в 1872 — Болгарская. С течением времени обе они получили от Патриарха томос об автокефалии.
  2. В 1917 году Грузинская православная церковь объявила о возобновлении автокефалии и разорвала общение с РПЦ. Восстановлено в 1943 году.
  3. С 1922 по 1946 год — Обновленческий раскол в РПЦ.
  4. В 1924 году от РПЦ отделилась Польская православная церковь, признанная Патриархатом РПЦ вскоре после окончания Второй Мировой войны.
  5. С 1927 по 2007 годы длился раскол РПЦ на Московскую патриархию и РПЦЗ.
  6. В 1992 году произошло отделение от РПЦ многих украинских приходов, в результате чего образовалась непризнанная УПЦ Киевского патриархата.
  7. В 1996 году РПЦ временно разрывала общение с Константинопольским Патриархатом из-за юрисдикции над эстонскими приходами.
  8. В 2018 году Московский Патриархат разорвал каноническое общение с Константинопольским из-за снятия Патриархом Варфоломеем наложенной Москвой анафемы с глав УПК КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и отмены принятого в XVII веке постановления о передаче Киевской метрополии в управление Московскому Патриархату.


В иудаизме

Отделение караимизма в VIII веке

В наше время в Израиле, Турции и некоторых странах Восточной Европы проживает несколько десятков тысяч караимов.

Отделение миснагдим в XVIII веке

Ныне между хасидами и миснагдим достигнуто примирение при условии четкого распределения ролей в жизни общин.

Отделение прогрессивного иудаизма в XIX веке

Реформисты считают, что еврейская традиция не стоит на месте, а находится в развитии, и стремятся примирить современность с иудейским учением, отказавшись от средневековых традиций и обрядов.

В общинах прогрессивного иудаизма состоят в наше время около 2 миллионов евреев.


В исламе

Раскол ислама на две ветви произошел сразу после смерти его основателя. Смысл разделения в том, кого стоило признать главой уммы (общины) в возникшем в VII веке халифате.

Большинство мусульман посчитало, что халифов нужно избирать, те же, кто был наиболее близок к Пророку и чтил его память, начали отстаивать права его зятя Али, самого ближайшего помощника Мухаммеда в последние годы его жизни.

Их противники в качестве возражений приводили тот факт, что в Коране нет ни слова касательно имамов и особых, закрепленных святым писанием мусульман прав рода Али на управление халифатом. Не написано об этом ничего и в Сунне — книге, являющейся, по сути, жизнеописанием Пророка, сводом правил и принципов, основанных на случаях из его жизни, делах, речах, зафиксированных его соратниками. Мухаммед, по мнению противников Али, тоже никак по этому поводу не высказывался.

Основной теологический конфликт между суннитами и шиитами состоит в том, что:

  1. Шииты видят в имамах посредников между Всевышним и человеком и придают им весьма широкие полномочия в общественной и религиозной жизни.
  2. Сунниты же не видят необходимости в каких-либо посредниках между Аллахом и верующим и поклоняются Богу непосредственно. В их понимании имам — отнюдь не мистическое лицо, каким шииты хотели бы представить Али, а простой религиозный деятель, и авторитет он должен заслужить не происхождением, а познаниями в богословии, безукоризненным служением Богу.

В наше время подавляющее большинство последователей пророка Мухаммеда — сунниты.

Шииты (их насчитывается лишь около 10 процентов от числа всех мусульман) живут:

  • в основном, в Иране, который является их оплотом и духовным центром;
  • в Азербайджане;
  • отдельные общины есть в Таджикистане;
  • на полуострове Индостан;
  • в Афганистане.

Есть они и в ряде арабских стран, исключая страны Магриба, являющиеся исключительно суннитским владением.


В других движениях

Буддизм, основатель которого Гаутама Будда не оставил наследников, способных повести за собой миллионы верующих, вовсе не считался им самим религией.

Тем не менее, буддизм стал мировой религией, позже разделившейся на три основные ветви:

Видео

В этом видео можно увидеть, как митрополит Волоколамский Иларион сообщает о разрыве отношений РПЦ с Константинопольским Патриархатом.

Читайте также: