Что такое сенсорный маршрут в доу

Обновлено: 04.07.2024

Как меняется программа М. Монтессори в зависимости от возраста?

Монтессори группы намеренно создаются разновозрастными, так как это позволяет детям учиться друг у друга, тем не менее, дошкольные группы разделяются на две основные категории: от нуля до трёх и от трёх до шести.

Материал для Монтессори занятий в группах также различается: если в программе Монтессори 0-3 всё направлено на сенсорное развитие и обретение самостоятельности, то в группе 3-6 дети уже начитают получать свои самые первые научные знания о мире, хотя этот переход происходит далеко не за один раз.

Что касается расширенной программы детских Монтессори — на некоторых программах дети делятся также на группы более однородные по возрасту, что обусловлено включением в классические Монтессори активности творческих занятий и встреч с психологами и педагогами.

Доклад к педсовету

«Создание развивающей среды по сенсорному развитию у старшего дошкольника

Воспитатель :Лемещенко Е.А

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

На индивидуальных занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов “Дошкольное воспитание”, , “Обруч”, содержащих идеи оформления уголка.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Дизайн сенсомоторного уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его

Сенсомоторный уголок предназначен:

-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

-развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

-снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

-создания положительного эмоционального фона, повышения

таких процессов как(мышления, внимания, восприятия, памяти);

повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Собраны пособия и материал для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем мире. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств. Здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. В группе собрано материалы на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Составляем композиции из природного материала. Естественно, что работа сопровождается разговором, связанным с растениями, семенами .Одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке мы помогаем детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения.

Детей учим замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Основные группы сенсорных материалов

, используемые в играх с детьми, следующие:

1. материалы для развития зрения подразделяются на подгруппы:

— для различения размеров и развития глазомера

-для различения цветов и их оттенков (цветные таблички ,флажки )

-для различения формы (геометрическиу фигуры, геометрические тела, )

2. материалы для развития осязания (доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани)

3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки, шумовые игрушки)

4. материалы для развития чувства тяжести (весовые таблички и детские весы)

5. материалы для развития чувства тепла (тепловые таблички)

6. материалы для развития обоняния (коробочки с запахами)

7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки)

Сенсорному развитию детей дошкольного возраста содействует обращение к различным дидактическим играм

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Красота природы не оставляет безучастными даже дошкольников. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут на участке детского сада небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

Сенсорное развитие

играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Именно от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет выразить все эти знания в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.

ВложениеРазмер
proekt_sensornyy_marshrut.doc 751.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир.

Дети, которые обладают данными сенсорно-математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, секций раннего развития или даже на детской площадке.

В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно-действенный тип мышления. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими дошкольниками является использование дидактических игр, создание сенсорного маршрута в групповом помещении и на участке детского сада.

Проблема, решаемая при реализации проекта

Создание условий в группе для детей раннего возраста, способствующих формированею первоначальных представлений о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Своевременное и последовательное развитие сенсорных эталонов, органов чувств, первых элементарных действий с предметами ближнего окружения. Формирование первичных математических представлений.

Привлечение внимания родителей к вопросам формирования у детей раннего возраста первичных математических представлений.

Контингент участников проекта: воспитанники ДОУ от 2 до 3 лет, педагоги и специалисты ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), родители воспитанников.

Цель и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта

Цель: создание сенсорного маршрута в детском саду для формирования у воспитанников первичных математических представлений.

  • Задачи:
    развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  • повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов и специалистов ДОУ.

Strengths (свойства проекта дающие преимущества перед другими в отрасли)

Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)

1. В образовательном учреждении существует группа педагогов-лидеров, активно участвующих в проектной деятельности.

2. Создана насыщенная предметно-пространственная среда, позволяющая развивать и совершенствовать все виды восприятия у детей раннего возраста.

3. Использование ИКТ технологий для трансляции опыта работы, информирования родителей и обратной связи.

1. Чрезмерная загруженность педагогов не позволяет уделять достаточно внимания процессу саморазвития.

2. Низкий уровень знаний родителей в области развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)

Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Общепринято, что современная городская среда становится все более агрессивной, экологически неблагоприятной по отношению к детям, особенно детям, имеющим жизненные ограничения. Острота проблемы отдыха детей в городе, их социализации, отвлечения от асоциального поведения и реабилитации средствами природы, может быть снижена путем организации такого специально оборудованного природного сенсорного уголка.

Сенсорный сад - это специально организованная природная территория, создающая благоприятные условия общения детей с городской природной средой. Специальное обустройство территории предусматривает включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Сенсорный сад - особый городской ландшафт, предоставляет возможность для успешного развития творческих способностей детей. В саду формируются три модуля: созерцательный, игровой и исследовательский. Каждый модуль имеет свои образовательные и воспитательные задачи, в целом природа сада направлена на сохранение здоровья детей и развития их эмоционально-чувственной сферы.

Создание данного проекта является приоритетной задачей для реализации инициативы "Наша новая школа", так как в данном документе здоровью школьников уделяется особое внимание. Предполагается доработка образовательной программы школы с включением основных положений данного проекта. Внедрение проекта "сенсорного сада" в учебно-воспитательный процесс послужит механизмом обновления школьного образования, так как представляет собой современную оздоровительную технологию, основанную на развитии эмоционально-чувственной сферы детей.

Цель: создание условий (определённой ландшафтной среды) для использования всех органов чувств в познании природы детям (в том числе детям с ограниченными возможностями), позволяющих восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения с природой.

  • социализацию групп учащихся основной школы,
  • социализацию учащихся классов компенсирующего обучения,
  • социализацию и восстановление нарушенного здоровья учащихся, имеющих проблемы со здоровьем (снижение остроты зрения, слуха, нарушения координации движений),
  • социализацию детей с ограниченными возможностями,
  • успешное развитие творческих способностей детей, в том числе детей с ограниченными возможностями,
  • снижение уровня асоциального поведения и реабилитация средствами природы учащихся с девиантным поведением.
  • через практику познакомиться с организацией волонтерской деятельности,
  • познакомиться с практикой экологического просвещения и использованием опыта "Сенсорного сада" в педагогической деятельности;
  • показать детям личный пример участия родителей в общественной жизни города,
  • способствовать использованию "Сенсорного сада" как места для семейного отдыха, экологического просвещения детей и их первичного волонтерского опыта.
  • Поиск участников проекта.
  • Поиск места для встреч по проведению практических занятий (возможно, Городской Детский экологический центр).
  • Написание и рассылка пресс-релизов для СМИ.
  • Поиск благотворителей/спонсоров.
  • Нахождение или покупка инструментов и материалов.
  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, воспитанию и развитию личности.
  • Формирование у учащихся навыков и привычек, помогающих в поддержании здорового образа жизни на протяжении всей жизни.
  • Снижение уровня некоторых заболеваний среди учащихся (остроты зрения, слуха, нарушения координации движений),
  • Cнижение уровня повышенной тревожности, повышенной конфликтности, повышение уровня толерантности между учащимися, педагогами, родителями.
  • Снижение показателей отставания в физическом развитии среди учащихся.
  • Планируемые направления деятельности в рамках проекта:
  • Творческие мастерские и работы по облагораживанию территории (возможно добавление)
  • "Солнечные часы"
  • "Информационные щиты и таблички"
  • "Раздельный сбор мусора"
  • "Семейный субботник"
  • Культурно-просветительские занятия и мероприятия
  • Занятия с детьми и летняя площадка дополнительного образования "Сенсорный сад"
  • Организация семейных культурно-спортивных праздников
  • Поддержание правопорядка и пропаганда здорового образа жизни
  • "Здоровая Дружина"
  • Городское детское экологическое движение "Дети-Югре".
  • ЗАО "ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис".
  • ООО "ЛУКОЙЛ Западная Сибирь".
  • Организация Первопроходцев города Когалыма.
  • Когалымское лесничество Сургутского лесхоза (возможно добавление новых партнеров).
  • Планируемые и действующие направления деятельности в рамках планируемых модулей:

Цвет, текстура, форма, движение, свет и тень стимулируют работу органа зрения. Контрасты этих элементов усиливают переживания чувственных восприятий.

Цвет оказывает стимулирующее воздействие на зрение, также присоединяя к этому порядок и баланс, цельность, рисунок, фокусные точки, акценты и наименование для сада. Теплые цвета - такие, как красный, оранжевый и желтый - оживляют эмоции и активизируют движения. Холодные цвета - такие, как голубой, фиолетовый и белый- имеют тенденцию умиротворять и содействуют спокойствию. Цветы являются традиционным эффективным способ привнесения цвета. Красочные плоды, листва и кора также в значительной мере увеличивают зрительную привлекательность сада.

Свето- и цветоощущения посетителей сенсорного сада обогащаются в представленных композициях цветущих растений, специально подобранных для того, чтобы период цветения продолжался с весны до глубокой осени (фото).

Для увеличения зрительного удовольствия можно включить цветовую подсветку потока воды, фонари, зеркала и зрительные шары. Мобиле и скульптуры также активизируют зрительский интерес.

Мир звуков сенсорного сада усиливает впечатления и способствует расширению восприятия. Можно просто сидеть под деревом и слушать, как ветер шелестит листьями. Из семенных коробочек некоторых растений получаются природные маракасы или звуковые шейкеры.

Звуки, издаваемые животными, оживляют чувства. Пение птиц может заполнить сад, для этих целей в саду размещаются и поддерживаются кормушки и скворечники.

Среди устройств, создающих звуковое оформление сада, находится водопад, ветряные колокола и проигрывание музыки через громкоговорители. Для работы органов слуха планируется установить ксилофоны, на ветках деревьев будут развешаны колокольчики (музыка ветра), чтобы ребята могли слышать ветер и лучше ориентироваться в пространстве.

Есть в парке дорожка, посыпанная камнями, глиной, песком, корой, шишками, травой и опилками. Занятия на этой дорожке развивают у детей осязание (фото).

В лабиринте из пеньков ребята учатся держать равновесие, а на клумбе "Волшебная корзина", полной растений разных цветов и запахов, учатся отличать их друг от друга (фото).

В качестве "сиденья" используются лавочки из природного материала с естественными неровностями, которые также будут способствовать обострению чувств человека (фото).

Учащимся, посещающим сад, можно дотрагиваться до растений. Удовлетворения от тактильных ощущений можно получить при касании нежных цветков, кружевных листьев, пружинистого мха, грубой коры берёз и сосен, находящихся в окружении школы (фото).

Обоняние - глубоко эмоционально и ассоциативно. Благоухание сада может создать надолго запоминающееся чувственное переживание. Развитию обоняния способствует "копилка запахов", в которой собраны сильнопахнущие растения (тимьян, душица, мята, шалфей).

Движение в сенсорном саду может быть выражено разными путями. К примеру, включают растения, колышущиеся во время ветра, склоняющиеся к воде, пруды с плавающими листьями или цветами, рыб в прудах, бабочек и птиц. Восприятие движения может быть также получено при зрительном слежении за последовательностью фокусных точек и видов цветочных клумб.

В игровой модуль включены сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей (высокие спилы деревьев, деревянный лабиринт "крепость" (фото), дорожки равновесия, бревенчатая система для лазания) (фото).

Исследовательский модуль предназначен для занятий организованных групп детей. Он включает территорию "размышления о природе" с кормушками и домиками для птиц (фото); солнечные часы; "зеленый класс"; высокие спилы деревьев для занятий "путешествие во времени", водопад (фото). Расширению каналов связей с природой способствует ходьба по специальной сенсорной дорожке, вымощенной естественными материалами (речным песком, галькой, гравием, щепой, шишками (фото)).

С целью получения более красочных впечатлений от сенсорного сада для посетителей готовятся различные информативные подсказки и указатели. Например, возле определенных растений расположить листовки с информацией, какие именно органы восприятия "активируются" в данном случае. Такие подсказки располагают посетителя к взаимодействию с природой. Для более подробного изучения сенсорного сада создаётся рекламная продукция с описаниями всех наиболее интересных мест с картой подразделения сада на зоны воздействия чувств человека.

Механизм реализации проекта заключается в следующем:

1. Совершенствование нормативно-правовых условий сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов в рамках реализуемого Проекта.

2. Оптимизация образовательного процесса.

3. Кадровое и методическое обеспечение.

4. Формирование знаний у учащихся, направленных на соблюдение здорового образа жизни и укрепление собственного здоровья.

5. Совместная работа с родителями.

6. Мониторинговая работа по основным параметрам здоровья.

7. Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья педагогов.

8. Наглядно-агитационная деятельность.

9. Маркетинговые исследования.

Для успешной реализации Проекта необходимо развитие и укрепление материально-технической базы школы, которую и предусматривает данный Проект.

Этапы реализации:

Согласование проекта с основными партнерами проекта.

Оповещение потенциальных участников: СМИ, сайт, социальные сети в Интернете.

Совместный субботник, знакомство с волонтерами и презентация проекта.

Творческие и ремонтно-строительные работы (семейный субботник).

Семейный культурно-спортивный праздник.

Творческая работа по самостоятельным направлениям.

Завершение опроса участников, выявление наиболее востребованных тем и определение графика практических занятий.

Формирование творческих рабочих групп по направлениям и назначение ответственных лиц за каждое из направлений.

Читайте также: