Что такое сенсорная интеграция для воспитателей доу

Обновлено: 05.07.2024

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

Сенсорная интеграция: что за методика?

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин:
- Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто - при СДВГ.
При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

- Утяжеленные одеяла и подушки.

- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

- Развивающие коврики и столы.

- Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres - трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.

Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

3. Расстройства мышечного тонуса

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)

5. Двигательная неуклюжесть

6. Трудности в концентрации, импульсивность

7. Быстрая утомляемость

8. Отказ от социальных контактов

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

На базе нашего детского сада, в кабинете педагога-психолога, мною организован сенсорный уголок, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в детском саду могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми - агрессивно. Воспитатель может сердиться на детей т. к. они часто неловкие, импульсивные или им трудно следовать указаниям и инструкциям.

Практика показывает, что нарушения в ЭВС и поведении также часто оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.

Таким детям свойственна:

- трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация

- не переносит прикосновений, не смотрит в глаза

- сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.

Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами.

Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.

Ценность сенсорного уголка заключается в его универсальности:

- доступность обогащения среды;

- нет возрастных ограничений;

- возможность разнообразного выбора.

Организация коррекционно-развивающих групп

Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

•развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

•развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

•повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

•повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Сенсорный уголок предназначен :

•для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

•развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

•снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

•создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

•повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Игры проводятся индивидуально и по подгруппам (от 4 до 6 детей). Рекомендуется формировать подгруппы с учетом возраста.

В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.

Сенсорный уголок располагается в кабинете психолога и поделен на 2 зоны: для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.

В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т. д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы Далее представлены примеры некоторых игр.

Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.

На данном этапе моей работы можно подвести следующие итоги:

У детей: повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

ВложениеРазмер
sensornaya_integratsiya_dlya_pedagogov.docx 26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция – это …

Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих предшественников. Стремительно развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации и развитие СМИ – все это в своей совокупности оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики.

Психика ребенка неустойчива и лабильна, то есть подвержена влиянию со стороны окружающего общества и обстоятельств. Наиболее распространенные психологические проблемы детей в современном мире:

В совместной деятельности различных сенсорных систем есть порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,

2 тактильная — слуховая — зрительная,

3 тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные (ощущения тела), вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная (до 6 мес.), слуховая (до 4 лет), обонятельная, вкусовая (почти всю жизнь) развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

При нарушении этого процесса у ребенка появляется отставание в развитии. По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок имеют проблемы в сенсорном развитии, которые мешают им полноценно развиваться.

В чем причина сенсорной депривации?

Во-первых, это может быть патология беременности и родов. Если была угроза выкидыша, мама перенесла ОРВИ во время беременности, токсикоз, кесарево сечение, неправильные потуги и т.д.

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения, границы собственного тела:

- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение или часто обнимаются, просят почесать спину, ноги и т.д.;

- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;

- сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;

- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;

- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;

- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

  • игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др., игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т. д., образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т. д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения : например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический…
  • если ребенку не нравится прикосновения, то собираясь к нему прикоснутся, нужно обязательно его предупредить.
  • если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами,
  • целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
  • если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте дети постоянно обнимаются, при чем делают это очень крепко, любят залезать в тесные места, то таким детям целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики.
  • игры с хлопками, кинезиологические игры и сказки

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:

- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;

- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле

- не любят застегивать и расстёгивать пуговицы.

3. Проприорецептивная дисфункция:

- чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

- шлепают ногами во время ходьбы;

- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;

- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

- жуют несъедобные предметы;

- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

- плохо удерживают позу.

4. Зрительная дисфункция

- непереносимость яркого света или же темноты;

- раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;

- плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;

- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

  • рассматриваем книжки, карточки, картинки, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга, то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.
  • обязательны игры мячом: сначала катаем, потом ловим, бросаем на пол, вверх, учимся водить мяч двумя руками, одной рукой и.т.д.

5. Слуховая дисфункция

- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;

- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;

- ребенок не распознает определенные звуки.

- или наоборот, не любят, когда шумно, закрывают уши

6. Обонятельная дисфункция

- не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;

- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;

- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

7. Вкусовая дисфункция

- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;

- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;

- определенная структура еды вызывает дискомфорт (БОРЩ) или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту

- едят только что-то определенное (в основном это макароны).

  • пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое) . Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации . То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель . Не отчаивайтесь, будьте последовательны и терпеливы.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям и специальных условий для их обучения и воспитания. На мой взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер-класс

«Элементы сенсорной интеграции

1. Теоретическая часть.

Ведущий: Несложно поставить диагноз, если у человека вывих, гастрит или бронхит. Но бывают “невидимые” нарушения, когда мы наблюдаем лишь результат - плохое поведение, трудности в учебе, сложную социализацию ребенка.

Такие дети плохо учатся, “плохо” себя ведут несмотря на высокий уровень интеллекта и благополучную семью. В большинстве случаев причина - дисфункция сенсорных систем.

Дело в том, что мы получаем информацию о мире через 7 систем восприятия - обоняние, вкус, зрение, слух, тактильную систему, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела. Мозг обрабатывает поступившую информацию и “даёт команду” реагировать соответственно обстоятельствам.

Обычно это происходит автоматически, поэтому мы не задумываясь определяем, к какой части тела прикоснулись, можем одеться с закрытыми глазами, переступить через лужу и спокойно носим одежду из разных материалов.

Сложности возникают, если на одном из этапов восприятия (вход - обработка - реакция) мозг даёт сбой, и нервная система ребенка не реагирует адекватно на внешние раздражители .

· Боятся громких звуков, часто закрывают уши или, напротив, не слышат, когда к ним обращаются. Это говорит о нарушениях обработки слуховой информации;

· Капризничают при ярком свете, не смотрят в глаза, не любят ходить по ступенькам — значит, нарушена зрительная система;

· Боятся испачкаться, избегают прикосновений, не любят определенную одежду или ярлыки. Здесь нужно работать с тактильным восприятием;

· Не катаются на велосипеде, не прыгают, неловко двигаются. Это признаки вестибулярных дисфункций;

· Раздражаются от запахов, обнюхивают предметы, избирательны в еде (иногда до крайностей). В таких случаях работаем с обонятельной и вкусовой системой;

· Плохо спят, трудно адаптируются к новым местам и людям, у них нарушена речь и мышечный тонус. В таких случаях работаем с ощущение собственного тела.

Часто в работе с такими детьми даже специалисты с опытом получают нулевой или очень скудный результат . Как повысить эффективность занятий? Как заинтересовать родителей и сделать их своими союзниками?

И чтобы получить результат, мы, в своей работе, используем элементы сенсорной интеграции - как основу нашего взаимодействия с внешним миром и адекватной оценки того, что происходит вокруг!

Сенсорная интеграция – это упорядоченный процесс взаимодействия всех органов чувств, с целью адекватного адаптивного ответа на внешние раздражители.

Метод сенсорной – интеграции подходит ребенку, если родители или педагоги наблюдают в его развитии следующие особенности:

• Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм – немотивированное нежелание говорить, при наличии возможности к речи;

• Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;

• Недостаточность зрительного и слухового восприятия;

• Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;

• Трудности усвоении всех компонентов речи;

• Особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции;

• Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

Логопед: Логопеды, в своей работе применяют элементы сенсорной интеграции и параллельно решают речевые задачи. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

Существуют направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской:

1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Эти упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.

2. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.

3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.

4. Лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

- Сенсорные подносы (тематические). Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.

- Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.

5. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. А логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Ведущий: Мы думаем, что в недрение элементов сенсорной интеграции в работе специалистов с детьми позволит решить сразу несколько задач:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

2. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

3.Развивать общую и мелкую моторику;

4. Развивать глазодвигательные функции;

5. Формировать графомоторные навыки;

6. Формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

7. Оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

8.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

2. Практическая часть.

Ведущий: Специалист - не волшебник! У него нет особенной таблетки или чудо-процедуры, после которых у ребенка исчезнут сложности в обучении, развитии или поведении. Зато есть опыт и знания - та база, которая позволяет ему помогать:

• Детям - “научить” их нервную систему адекватно реагировать на внешние раздражители;

• Родителям - понять и принять своего ребёнка, помочь ему адаптироваться к особенностям собственного восприятия.

Это интересная совместная работа, которая уже изменила к лучшему жизнь многих семей.

Ребенок любит играть, но не хочет заниматься? Играйте на занятиях.

Ребенок не любит играть, научите его.

Есть несколько простых способов:

• Показывайте, как нужно играть, и ребенок начнет повторять за Вами.

• Пусть ребенок периодически играет с одной игрушкой или игрой — это поможет ему совершенствовать игровые навыки.

• Организуйте помощь в игре детям с моторными нарушениями: используйте скотч, держатели, шероховатые поверхности.

• Закрепляйте навыки, постепенно вводите новые, но не перегружайте ребенка.

• Сосредоточьтесь на процессе, а не на результате.

Ведущий: Готовы получать знания, готовы играть? Тогда…

Мы, (КОКОШНИКИ) Премудрые Василисы, собрались на слет по обмену премудростями.

Мы готовились, старались,

Рассчитали за урок,

Что использовать в работе,

Чтобы детям было в прок.

Премудрая Василиса Логопедии:

v А теперь разомнем язычок. Выполним артикуляционную гимнастику и в этом нам поможет волшебный телевизор – зеркало и новомодная игрушка. Игра нацелена на отработку артикуляционных упражнений, развитие речи, закрепление цвета, развитие мелкой моторики.

Как у любого телевизора, у нашего тоже есть пульт. Перед тем, как узнать, что покажет телевизор, отгадай загадку.

Если сахар и клубнику
На плите в тазу сварить,

То гостей зимою длинной
Будет чем нам угостить.
Из клубники, без сомненья,

Всем понравится . (варенье)

Что это? Варенье. Правильно. Волшебный телевизор показывает баночку варенья. Какого она цвета? Красного.

Нажми на пульте и посчитай все кнопочки красного цвета. Сколько кнопочек?

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица? … (лошадка)

Кто это? Лошадка. Правильно. Волшебный телевизор показывает лошадку. Какого она цвета? Зеленого.

Нажми на пульте и посчитай все кнопочки зеленого цвета. Сколько кнопочек?

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога и шляпка -
Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип.
Ну, конечно это - ! (Гриб)

Кто это? Гриб. Правильно. Волшебный телевизор показывает гриб. Какого он цвета? Синего.

Нажми на пульте и посчитай все кнопочки синего цвета. Сколько кнопочек?

v Поделюсь с вами секретом обследования. Ведь оно тоже должно быть интересным и увлекательным. Мне в этом помогает сенсорная коробочка. Осенняя тематика, в нее входят предметы –наполнители: листья, шишки, грибы, овощи и т.д.

Ты любишь секреты? – Да. Тогда эта игра для тебя.

Какое время года? – Осень.

Осень принесла нам волшебную коробочку с секретами. Что тут только нет.

Осенью собирают урожай овощей и фруктов. Давай мы тоже соберём урожай и разложим по корзиночкам отдельно овощи, отдельно фрукты.

У белки что? – Шишка. А у ежика? – Шишки.

Под елкой что? – Гриб. А на опушке? – Грибы. (Употребление сущ. Им. п. в ед. ч. и мн. ч.)

Осенью что опадает с деревьев? – Листья. Ветер подул и сдул их. Чего не стало? – Листьев. (Употребление сущ. Род. п. в мн. ч.)

С сенсорной коробочкой можно предложить детям много разных заданий.

Но мы продолжаем.

2. УУУХ! (ПАЛОЧКА) Василиса Премудрая Логопедии:

v Переходим к воздушным процедурам, будем отрабатывать воздушную струю. Нам понадобиться одноразовый стаканчик, одноразовая перчатка, коктейльная трубочка, скотч и веселое настроение. Щеки не надуваем, плечи не подымаем.

v Хотите сами изготовить пособие по сенсорике? Это просто. Берем одноразовую перчатку, разноцветные шарики, скотч или изоленту. И пособие готово. Можно развивать мелкую моторику, отрабатывать цвет, использовать при проведении артикуляционной гимнастики, отрабатывать счет и все что вы сами нафантазируете.

4. Заключительная часть .

Мы поделились своими премудростями и показали, что использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Все представленные игры перекликаются и переплетаются между собой. Можно взять одну игру, пропустить ее через сенсорную интеграцию… Будет интересно, познавательно, эффективно для всех участников образовательного процесса.

Опытом мы поделились,

Сделали все от души!

И желаем вам принять

И в работе применять!

Ведущий: Благодарим за участие!

ВМЕСТЕ: ДО СВИДАНИЕ!

2. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016.

Развитие сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формируют правильную реакцию. Например, сигналы вестибулярного аппарата помогают обеспечить телу безопасное положение, неприятный запах продукта информирует о его несвежести и т. д. У детей с правильным сенсомоторным развитием эти процессы происходят автоматически, в случае отклонений от нормы ребенок испытывает проблемы со здоровьем и сложности в обучении.

Теория сенсорной интеграции, разработанная всемирно известным специалистом по развитию детей Джин Айрес построена на системном подходе к деятельности мозга. Она помогает устранить пробелы в развитии ребенка, обеспечить правильное поведение, повысить успеваемость в обучении. В последние годы эта методика становится популярной и в нашей стране. Для достижения поставленных целей применяют специальные методы сенсорной терапии с использованием современного оборудования.

Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей

Ошибочно полагать, что нарушение сенсомоторного развития свойственно только детям с ограниченными возможностями. Такая особенность может появиться и у вполне здоровых ребят. И зачастую взрослые воспринимают признаки нарушения сенсорной интеграции как недостаток в воспитании. Хотя это не так. Проявления нарушений сенсомоторики можно заметить в различных направлениях:

  • Тактильные нарушения. У ребенка может возникать неприязнь прикосновений или, наоборот, слабая реакция при тактильном воздействии.
  • Дисфункция вестибулярного аппарата. Об этом свидетельствует нарушенная координация движений, недостаточная активность или гиперактивность малыша.
  • Проприоцептивная дисфункция. Ребенок не может ощутить себя правильно в пространстве. Он часто падает; слишком топает, когда идет или бежит; прикладывает большую силу, чтобы удержать предметы.
  • Аудиальная дисфункция. У малыша повышенная или, наоборот, слабая реакция на звуки. Он может бояться громко слушать музыку или напротив, не реагировать на громкие звуки, вплоть до того, что не откликаться на свое имя.
  • Нарушения оральных функций. Проявляется в боязни кушать твердую пищу или, наоборот, пристрастии к несъедобным предметам, а также очень кислым или острым блюдам.
  • Дисфункция обоняния. Слишком сильная или слабая реакция на запахи. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ее запах кажется слишком резким или не переносить аромат парфюма. Либо, наоборот, он не чувствует даже весьма неприятный запах и не может установить источник его возникновения.
  • Визуальная дисфункция. Чрезмерная реакция на яркий свет. Ребенок может плакать при интенсивном освещении, стремиться к уединению в темных местах. Недостаточная визуальная реакция. Малыш рисует слишком мелко или слишком крупно, не умеет различать цвета и формы, испытывает трудности при сборе пазлов.
  • Артикуляционные нарушения. Ребенок не может определить источник звука, с трудом высказывает мысли, не различает голоса. Также у малыша может наблюдаться неразборчивая речь.
  • Социальная дисфункция. Малыш испытывает трудности в общении с другими детьми, а также избегает диалога с близкими и родными.
  • Нарушения эмоционального характера. Наблюдается эмоциональная нестабильность, когда малыш активен на индивидуальных занятиях с педагогом, а в окружении других ребят становится молчаливым и замкнутым.
  • Игровая дисфункция. Многократно повторяет одно действие, требует вовлечение в игровой процесс мамы, избегает игр с ровесниками.
  • Отклонения в саморегуляции. Ребенок слишком раздражителен, требует постоянного внимания, успокаивается с помощью дополнительных действий — укачиваний, поглаживаний и т. д.
  • Дисфункция внутренней регуляции. У малыша может быть непредсказуемое поведение и настроение, он неправильно ощущает температуру окружающей среды, не умеет контролировать жажду, голод и т. д.

Важность коррекции нарушений в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста

Методы терапии сенсорной интеграции призваны создать условия для полноценного функционирования нервной системы посредством стимуляции тактильной, проприоцептивной, вестибулярной систем организма. Положительные изменения появляются естественным образом, как только восстанавливается работа нервных структур. Развитие сенсорной интеграции начинается еще в утробе матери и интенсивно продолжается до достижения школьного возраста. Важно не упустить ранние годы развития малыша, ведь развитая сенсорная интеграция влияет не только на здоровье человека в целом, но и успешность в различных видах деятельности.

Главные принципы сенсорной терапии

Сенсорная терапия в наше время получила широкое распространение в качестве профилактического использования в дошкольных учреждениях. Строится она на следующих принципах:

  • Игровая форма — необходимая составляющая успешного развития сенсорной интеграции.
  • Постепенное усложнение задач. Сначала детей учат реагировать на незначительные раздражители, а потом подводят к самым неприятным для них.
  • Большое значение придают мотивации детей. Их заинтересованность как раз напрямую зависит от применяемого в процессе сенсорной терапии оборудования.
  • Перед детьми ставят только посильные задачи, которые можно усложнить только при успешном предыдущем результате.

Виды занятий по развитию сенсорной интеграции

Важно, что применение метода сенсорной интеграции помогает успешно подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого существуют различные виды занятий.

Занятия по лепке

Малыши очень любят лепить разнообразные фигурки из пластилина, который не ограничивает фантазию благодаря оптимальной структуре и богатой цветовой гамме. Занятия по лепке способствуют развитию тактильного восприятия, что входит в перечень задач терапии сенсорной интеграции. Чтобы обеспечить малышам взаимодействие с разнообразными текстурами, можно также использовать специальные массы для лепки и целые наборы для лепки, которые помогут познакомить их с различными предметами и формами.

Упражнение "Тяжелая работа"

Утяжеленное сенсорное оборудование

Часто дети не могут контролировать уровень своего возбуждения. По этой причине им не сидится на месте, они проявляют небывалую активность и крушат все на пути. В этом случае успокоить нервную систему помогут упражнения с отягощением. Конечно, специалисты ни в коем случае не предлагают малышам поднимать гири, штанги и тяжелые предметы. Вместо этого стоит использовать специальное оборудование для детей: утяжеленная подушечка, жилет Совы, шарф Совы.

В результате упражнений с подобными предметами малыш получает необходимую сенсорную нагрузку, которая успокаивает нервную систему.

Программы для сна и расслабления

Зачастую отклонения сенсорного восприятия сопровождаются проблемами с засыпанием. Чрезмерно возбужденная нервная система не способна обеспечить глубокий полноценный сон. Для решения этой проблемы существуют следующие способы ее решения:

  • Стимуляция глубоким давлением благодаря использованию утяжеленного одеяла или одеяла Совы
  • Прослушивание спокойной, расслабляющей музыки.
  • Релаксирующие воздушно-пузырьковые трубки, обеспечивающие поразительный эффект за счет стимуляции зрительного аппарата.
  • Приборы для ароматерапии, которые позволят расслабиться перед сном.

Также для полноценного отдыха рекомендуются физические нагрузки перед сном, снимающие напряжение с нервной системы.

Игры с использованием песка и воды

Игра с песком и водой была излюбленным времяпрепровождением в любые времена. И если наши бабушки и дедушки довольствовались только песочницей и примитивными формочками, то у современных детей для тактильной стимуляции намного больше возможностей. Разнообразные Центры воды и песка, а также передвижные столы для игр с песком и водой позволяют организовать увлекательный досуг с ожидаемым терапевтическим эффектом в любом ДОО.

Игры с тоннелями и палатками

Подобные игры весьма полезны для сенсорной интеграции и при проявлении фантазии станут прекрасным инструментом для сенсомоторного развития. Использование фиброоптического туннеля полезно для крупной моторики, способствует развитию координации и вестибулярных реакций. Детям, перегруженным сенсорными стимулами, будет полезно отдохнуть в уютном домике в расслабляющей атмосфере.

Игрушки с эффектами

Для развития сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста могут использоваться игрушки со световым, звуковым, вибрационным эффектом. Они не только несут огромную пользу, но и способны надолго занять малышей. Для стимуляции или успокоения нервной системы применяют вибрирующие игрушки, многообразие которых позволяет придумывать новые сюжеты для игр с малышами. Поскольку развитие сенсомоторики представляет собой комплекс упражнений, то не обойтись без таких полезных игрушек как Тоннель для исследований и Развивающий центр, которые формируют зрительное внимание, тренируют пальцы, развивают фонетические навыки.

Сенсорные комнаты

Сенсорная комната

Для организации специальной среды, оборудованной таким способом, чтобы воздействовать на все органы чувств человека, ДОО комплектуют сенсорными комнатами. Подобные готовые решения подходят как для развивающих и терапевтических занятий, так и сеансов, нормализующих психоэмоциональное состояние ребенка.

Оборудование для развития вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы

Сенсорно-динамический зал

Недостаточно развитая проприоцептивная система создает проблемы с мелкой и крупной моторикой, мешает нормальной координации, не может обеспечить плавность движений. Ребенок с подобными особенностями испытывает трудности при ползании, ходьбе, езде на велосипеде. Также ему трудно освоить навыки письма и рисования.

Успешным решением по комплексному развитию сенсорной интеграции является сенсорно-динамический зал, который можно приобрести в различной комплектации. Подобное оборудование полезно как для детей с ОВЗ, так и обычных ребят, которым также важно обеспечить полноценное развитие на этапе раннего возраста.

Самым главным преимуществом сенсорно-динамического комплекса является получение детьми полноценного сенсомоторного опыта, которого невозможно добиться с помощью традиционных спортивных комплексов. Через подобную игру у ребят формируются необходимые двигательно-сенсорные навыки, необходимые для полноценного физического и психического развития.

Подвешенные в воздухе снаряды можно закреплять различным способом, тем самым регулируя уровень нагрузки под конкретного ребенка, определенную группу ребят. Продуманный комплекс позволяет чередовать игры и задания, что положительно влияет на развитие мышления, речи, эмоциональное состояние детей.

В качестве дополнительного оборудования для развития сенсорной интеграции можно использовать следующие тренажеры:

Компания Эдукид предлагает обширный перечень изделий для развития сенсомоторных навыков, имеющих важное значение для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Читайте также: