Что такое самостоятельность 6 класс обществознание кратко

Обновлено: 02.07.2024

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.

С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5—6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к кон 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обострённом стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребёнка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удаётся сделать подчинение главным механизмом поведения ребёнка, это серьёзно затрудняет формирование С.

Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обострённая потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искажённом представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учёт растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.

Полезное

Смотреть что такое "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, самостоятельности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы. 2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.… … Толковый словарь Ушакова

самостоятельность — лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

самостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Большая психологическая энциклопедия

самостоятельность — САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

самостоятельность — чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

Самостоятельность — положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самостоятельность — • полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самостоятельность — savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

На прошлом занятии речь шла о подростковом возрасте. Мы выяснили, какие особенности у подросткового возраста и как правильно воспринимать себя в этом возрасте.

Сегодня мы попробуем разобраться в вопросах: что такое самостоятельность; как это: быть самостоятельным?

2. Понятие самостоятельности

Самостоятельность – это способность человека самому решать то, кто он, и то, какой он.

3. Сущность самостоятельности

4. Как понимать самостоятельность

Задавая себе вопрос, для чего человеку нужна самостоятельность, можно прийти к выводу, что самостоятельность нужна для того, чтобы каждый из нас был отдельной личностью, индивидуальностью. Еще в детском возрасте наступает момент, когда ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, чтобы родители ему не мешали. Девочки могли пытаться приготовить какое-то блюдо без помощи взрослых, мальчики – вбить гвоздь или что-то смастерить.


Рис. 1. Первые проявления самостоятельности (Источник)

5. Ложная самостоятельность

Часто в переходном возрасте подростки видят самостоятельность в том, чтобы отказываться от всего, что предложено старшими. Например, в вопросе, что надеть на праздник, мнение ваших родителей и ваше собственное может кардинально отличаться. К примеру, мама предлагает вам нарядные, по ее мнению, вещи, а вы считаете, что они не соответствуют вашему возрасту и вашим интересам, не выражают вашу индивидуальность.


Рис. 2. Одна из попыток самовыразиться (Источник)

То же касается стрижки: раньше вас не волновала ваша стрижка, а теперь появились предпочтения. Такие маленькие изменения происходят во многих сферах. Иногда они особо не заметны и являются естественными, а иногда могут приводить к нехорошим последствиям.


6. Самоограничение как проявление сильной личности

Но все же в фильме мы ожидаем хорошего финала, ждем того, чтобы добро восторжествовало. К этому стоит стремиться и в жизни. Если на действие в фильме мы повлиять не можем, то наша жизнь полностью в наших руках. Сейчас, в подростковом возрасте, к примеру, вы можете начать курить, попробовать спиртное, начать хулиганить, использовать нецензурную лексику и пр., при этом, возможно, к вам придет упоительное чувство свободы. Ведь раньше, в детстве, вы не могли этого делать, т.к. не имели такой возможности и были слабы физически.



Рис. 4 (Источник), Рис. 5 (Источник). Ложные проявления самостоятельности

Теперь вы не боитесь совершать определенные поступки, и от этого появляется чувство весомости своих действий, самостоятельности собственной личности. Но следует понимать, что это не совсем так, ведь вседозволенность по отношению к себе может привести к плохим последствиям. Такой путь ведет не к самостоятельности личности, а к тому, что человек становится отрицательным. Наверняка, вы сами можете вспомнить подобные примеры. Грубое копирование не самых удачных моделей поведения может привести к плачевным последствиям.


Рис. 6. Подростки в исправительной колонии

Задумайтесь над тем, что такое подлинная самостоятельность. Это не очень удачные модели поведения, которые вы можете примерять на себя, или это процесс взросления и становления личности, когда вы сами в состоянии отвечать за собственные поступки, процесс самовоспитания себя как личности и полноценного члена общества. Мы с вами уже говорили о том, что личность формируется на протяжении всей жизни и это тяжелый труд. Воспитание самостоятельности не менее важный и тяжелый процесс. Не идите по легкому, неправильному пути.

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004. (Источник).

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопрос на стр.32. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Расскажите о том, что вы умеете делать самостоятельно.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Самостоятельность – показатель взрослости."

Возможно потому, что чем самостоятельнее подросток, тем больше он похож на взрослого? В детстве к вашим проявлениям самостоятельности можно было отнести умение самому одеться и застелить постель, помыть после обеда посуду или убрать игрушки.

Я всё умею делать сам:
Сам просыпаюсь по утрам,
Сам говорю: Пора вставать!
Сам застелю свою кровать!
Я сам! Я первый на ногах,
Сам одеваюсь впопыхах,
Чтоб никуда из-за меня
Не опоздала вся родня!
Сам чищу ваксой башмаки,
Сам завяжу на них шнурки,
Как следует, без узелка,
А это целых два шнурка!
И вот иду я в детский сад.
Я все сегодня сделал сам!
И этому я очень рад.

То есть самостоятельность – это любые действия, которые ребёнок осуществляет сам, без подсказки и помощи взрослых.
Но, будучи подростками, всего того, что вы научились делать в детстве, уже недостаточно, чтобы взрослые по праву считали вас самостоятельным.

Согласитесь, если пятилетний малыш взялся завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, взрослые, безусловно, порадуются его умению и самостоятельности. Но им не придёт в голову восхищаться подростком только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он самостоятельно сделает уроки или возьмёт на себя часть родительских забот по дому.

Как вы думаете, можно ли вас назвать самостоятельными людьми? Не знаете? Тогда попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы это понять:

· Кто вас будит по утрам?

· Кто готовит вам завтрак?

· Кто собирает школьные учебники и тетради в ваш рюкзак?

· Кто наводит порядок в вашей комнате?

· Кто решает, в какой одежде вы завтра пойдёте в школу?


- А вдруг ты завтра попадёшь на остров в океане?
- На остров? Вот здорово!
- А как же ты там проживёшь без повара, без няни?
- А я найду кого-нибудь…
- Да хорошо бы кого-то, но мы-то знаем, что этот остров необитаем.
- Необитаем?
- То есть абсолютно.
Подушек нет, матрасов нет, нет ни одной кроватки.
- А я на травке буду спать.
- Простудишься на травке.
- Костёр, костёр, костёр.
- А я могу разжечь костёр.
- Никто на помощь не придёт, ни дров не раздобудет,
- Никто не сварит ничего ни на каком огне.
- А я пойду, топор найду.
- И что же дальше будет? Ты размахнёшься по сосне, ударишь по ноге!
- Грибы, орехи собирать умеешь?
- Нет, не умею.
- От крокодила убежать успеешь?
- Нет, не успею.
- Не бойся, мы тебя спасём!
- Но как же мы его спасём? Ведь мы считаем, что этот остров необитаем.
- А я? А я? А я.
- А ты стоишь на берегу, тебе тепло и скучно,
стоишь себе, худеешь не по дням, а по часам.
- Ну почему?
- Да потому что ты никогда и ничего не делал в жизни сам!

Самостоятельность – это очень ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Учёные определяют наличие самостоятельности таким образом:

· умение действовать по собственной инициативе;

· умение выполнять привычные дела, не обращаясь за помощью к взрослым, без контроля с их стороны;

· умение самостоятельно решать поставленные взрослыми задачи;

· умение правильно действовать в незнакомой ситуации (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

· умение контролировать себя и давать оценку результатам своей деятельности;

· применять уже известные знания, умения и навыки в незнакомой ситуации.

Обычно родители задумываются о самостоятельности своего ребёнка, когда тот начинает ходить в школу. Однако, чтобы добиться больших успехов, воспитывать это качество нужно гораздо раньше.

Психологи считают проявление самостоятельности одним из показателей взросления человека.

Однажды беседовали два философа. Один из них удивлялся:

– Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои ведут себя как дети, избегают меня и невнимательно слушают?

Второй улыбнулся и поделился своим секретом:


Но легко ли быть самостоятельным?

В самом начале времён, когда только-только была создана Земля и её обитатели, появился перед людьми ангел с корзинкой, которая была наполнена разными полезными качествами. И тогда стали все земные жители брать себе то из них, которое понравилось. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и так далее.

И, как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком – оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению.

К сожалению, не все подростки понимают, как правильно наполнить эту корзину, поэтому очень часто там оказывается непослушание, а также желание всё делать по-своему, не обращая внимание на разумные советы старших.

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой.

Командир на командире .

Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказу - одеваться,

По приказу - умываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде - есть садиться,

По заданию - учиться,

По режиму - спать ложиться,

По будильнику - вставать!

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моемую –

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

Многие ваши сверстники в своей самостоятельности заходят дальше простого несогласия с мнением старших. Для них главным показателем самостоятельности являются поступки и привычки, присущие некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, хамство по отношению к старшим. Они уверены в том, что такое поведение для взрослого и полностью самостоятельного человека считается совершенно нормальным, однако психологи называют это ложной самостоятельностью.

Самостоятельность – монета с двух сторон,

На каждой из которых – правда.

С одной – свобода, жизнь и трон,

С другой – ответственность и тяжба.

Самостоятельность, прежде всего, подразумевает ответственность за свои поступки.


Так и есть. Самостоятельный человек всегда отвечает за принятые им решения. Более того, чувство ответственности за порученное дело может изменить ваше поведение: появятся собранность, предусмотрительность, заботливость; вы во что бы то ни стало будете стремиться оправдать доверие взрослого.

В конце нашего урока давайте вспомним основные его моменты.

Самостоятельность - это способность человека делать осознанный выбор и уметь отвечать за совершенные поступки. В период своего развития подросток уверен в своей самостоятельности на все 100%, даже больше, чем кто-либо из взрослых. Однако существуют негативные и позитивные проявления самостоятельности подростка. К позитивному проявлению можно отнести, например, желание подростка самостоятельно выполнять какие-либо домашние обязанности или устраиваться на подработку, к негативным - побег из дома для доказательства своей самостоятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проверка домашнего задания: стр. 15-17 читать; стр. 21 ответить устно на вопр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания: стр. 15-17 читать; стр. 21 ответить устно на вопр.

Проверка домашнего задания: стр. 15-17 читать; стр. 21 ответить устно на вопросы № 1, 2.

Вопросы: Кого называют отроком? Почему принято считать подростковый возраст п.

Вопросы: Кого называют отроком? Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Самостоятельность – показатель взрослости.

Самостоятельность – показатель взрослости.

Что такое самостоятельность? - обратитесь к стр. 18 учебника.

Что такое самостоятельность? - обратитесь к стр. 18 учебника.

Самостоятельность - это уверенность в своих силах и желание пробовать незнако.

Самостоятельность - это уверенность в своих силах и желание пробовать незнакомое дело.

Показатели самостоятельности: самостоятельность в принятии важных решений; по.

Показатели самостоятельности: самостоятельность в принятии важных решений; постановка цели и ее осуществление; умение определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь; умение оценивать результаты своего труда, учебы, отношений со сверстниками; уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле.

Инфантилизм — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом об.

Инфантилизм — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Инфантильным человеком называют тех, кто не желает принимать решения и нести.

Инфантильным человеком называют тех, кто не желает принимать решения и нести ответственность. Человек инфантильный не будет делать того, чего ему делать не хочется. Поэтому проблемы он видит, но, будет пытаться уклониться от решения тех, которые ему представляются слишком сложными.

Всегда ли самостоятельность приносит пользу? - обратитесь к стр. 20 учебника.

Всегда ли самостоятельность приносит пользу? - обратитесь к стр. 20 учебника и прочитайте первые три параграфа.

Нужны ли сегодня рыцари?

Нужны ли сегодня рыцари?

Домашнее задание: Читать параграф 2 (стр. 15-24); Подготовиться к самостоятел.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 399 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.05.2020 778
  • PPTX 607.5 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Романенкова Дарья Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: