Что такое русский мир кратко

Обновлено: 06.07.2024

Поговорим про очень популярное словосочетание в РФ - "Русский Мир". Что же это такое и с чем это едят. Естественно версия с точки зрения России.

Начнем с официального понятия "Русский Мир" - культурно-историческая идея международного, межгосударственного и межконтинентального сообщества, объединенного причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. Простыми словами - если ты разговариваешь по-русски или смотришь русские шоу, телевидение, музыку и не важно где ты находишься, то ты и есть тот самый человек из "Русского Мира".

На деле же все обстоит немного запутаннее. Часто к выше упомянутому понятию относят религию, то есть все православные жители нашей планеты автоматически являются в той или иной степени жителями выдуманного мира. Например, Грузия православная республика Закавказья, которая в культурном и культурно-историческом плане имеет мало общего с Россией, но жители Руси считают иначе, вера одна же!

Или насильное принуждение к приоритету русской нравственности над своей. Например Белоруссия и Украина, почти 500 лет жили в изоляции от России в составе федеративного государства Речь Посполитая (ВКЛ + ПОЛЬША), а теперь уже якобы неотъемлемая часть "Русского Мира". Почему так? Жителям 200 лет насаживалась культура и обычаи Российского государства. Белорусский и украинские языки были языками быдла необразованного, самое популярное обзывательство "село"
(деревня), а вот знаешь и говоришь по-русски это ты молодец хороший умный человек. Практически все тоже самое происходило в России когда русский был плохой, а вот французский или немецкий - знатные, у образованного населения.

Что же мы имеем по факту? "Русский Мир" это универсальное понятие для роста империи, под него подходит практически все страны славянского региона. Это прекрасный повод например раздать паспорта соседним государствам или ввести войска (Донецкий сценарий отличный пример защиты "Русского Мира"). Данное понятие будет работать и дальше, а соседям просто придется смирится с этим.

Подписывайтесь на канал, лайк и обязательный просмотр видео от милой девушки, а так и не узнаете, что быстрые супы полный отстой:

Как говорили в древности, "сколько людей, столько и мнений". Поэтому необходимо проанализировать и понять основу каждого общепринятого мнения, всё ли в нём соответствует истинному пониманию сути того, что вкладывается в конкретное понятие или термин. Начнём с самых распространённых трактовок и посмотрим, что скрыто в их сути.

В настоящее время популярна расширенная трактовка "русского мира" как глобального цивилизационного феномена охватывающего 300 миллионов человек, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье.

Отражает ли данная расширенная трактовка полный смысл понятия "русский мир"? По моему нет.

Во первых. Придание, якобы разумности и научности, этому нагромождению из слов иностранных языков, еще не означает правильность передачи сути понятия и его смысл. Что именно означает "глобальный цивилизационный феномен" при переводе, этой смеси латыни и греческого, на родной русский язык? Всего лишь - всеобщее городское явление. Но разве "русский мир" охватывает только жителей городов? Разве жители сел, деревень, хуторов и поселков России не являются частью "русского мира"? По моему именно последние как раз и несут в себе большую суть "русского мира" в отличии от большинства жителей городов.

Во вторых. Наличие людей говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, еще не делает их неотъемлемой частью "русского мира". Например. Разве якуты, зулусы или китайцы говорящие по-русски и интересующиеся русской культурой являются частью "русского мира"? Отнюдь. Способность говорить на каком-либо другом языке и интерес к культуре другого народа еще не делает частью другого мира. Поэтому, как бы прекрасно якуты, зулусы или китайцы не говорили по-русски, и как бы глубоко они не интересовались русской культурой, они навсегда останутся частью своих миров, якуты будут частью "якутского мира", зулусы частью "зулусского мира", а китайцы - "китайского мира".

Как мы видим из вышесказанного, популярная расширенная трактовка "русского мира", так и не раскрывает сути того, что сокрыто в понятии "русский мир". Рассмотрим другую трактовку.

Согласно Н. А. Шалимовой, русский драматург Александр Николаевич Островский трактовал "русский мир" как "человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев".

Эта трактовка уже немного ближе к сути понятия "русского мира", но она описывает только лишь небольшую часть понятия, а не всё понятие целиком. Проведём небольшой разбор того определения, что дал А.Н. Островский.

То, что "русский мир" - "человеческое сообщество", это можно даже и не обсуждать, а вот остальные определения вызывают некоторые сомнения. Возьмём для примера определение - "сообщество православных христиан". Какой смысл вложен в это определение и как можно соединять совершенно различные понятия, такие как "православие" и "христианство"? Для того, чтобы понять, что они различны, достаточно ознакомиться с вводной (преамбулой) к федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" за номером 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года, в котором сказано следующее: ". признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. " Как видно из данной вводной к закону, "православие" и "христианство" это совершенно разные понятия.

Для начала разберем, что сокрыто за термином "христианство". Изначально данное религиозное учение появилось в Иудее, оно базировалось на основах, истории, традициях и культуре еврейского народа, а также на учениях и пророчествах существовавших в иудаизме, поэтому христианство до сих пор считается одной из авраамических религий. В последствии данное религиозное учение распространилось по всей Римской империи впитывая в себя местные ритуалы и обряды. Распространение данного религиозного учения среди жителей Египта и адаптирование под себя местных ритуалов и обрядов привело в последствии к созданию Коптской и Арианской церквей. Распространение этого религиозного учения среди европейских жителей Римской империи и адаптирование под себя местных религиозных ритуалов и обрядов привело к созданию на территории Италии и в европейских западных ее провинциях - Римско-Католической церкви, а те же самые действия среди греческого населения в восточных провинциях привели к созданию Ромейской Греко-Кафолической (ортодоксальной) церкви.

Сначала, несмотря на появившееся множество различных религиозных ритуалов и обрядов в богослужениях на юге, востоке и западе, христианство считалось единой религией и единой церковью, ибо самые главные христианские обряды были едиными. И только лишь распад Римской империи привёл к тому, что разделилось и само христианство на несколько сестер-церквей. В южных провинциях бывшей Римской империи набирали силу Коптская и Арианская христианские церкви, в западных провинциях преобладала Римско-Католическая церковь, а на востоке бывшей Римской империи, ставшей самостоятельной Ромейской (Византийской) империей, сохраняя изначальное (ортодоксальное) христианское учение упрочила свои позиции Ромейская Греко-Кафолическая (ортодоксальная) церковь. Через некоторое время все эти церкви стали частью государственных систем, а ветви христианского учения государственными религиями, т.е. помимо религиозного учения, они впитали в себя государственно-правовую и народно-бытовую составляющие.

Спустя несколько веков, уже устоявшаяся ромейская (греческая) версия христианского учения, стала распространяться по Русским и Славянским землям. Историки именуют эти события, как Крещение Восточной Европы и Киевской Руси. Её отличие от первоначального христианского учения было в том, что ромейская (греческая) версия религии больше не впитывала в себя религиозные ритуалы и обряды местных верований и культов, как это было в раннюю эпоху христианства, а просто заменяла одни понятия другими. В новые земли проповедники христианства несли так называемое греческое право, которое они трактовали как незыблемый закон данный свыше сыном Божьим Иисусом Христом, его апостолами и отцами церкви. Все местные старые верования и Родовые культы в Древних Богов, в местах и землях, куда приходили проповедники Ромейской Греко-Кафолической (ортодоксальной) церкви, объявлялись язычеством, т.е. чужеродным иноверием, и подлежали искоренению и уничтожению.

Теперь рассмотрим другой термин - "православие". В настоящее время "православие", даже в научных кругах, пытаются трактовать, как синоним греческого слова "ортодоксия". Это несмотря на то, что у термина "ортодоксия" есть свой, точный аналог перевода, который звучит как "правоверие". Почему же это происходит? Ведь термин - "православие" имеет свой очень древний глубокий смысл, охватывающий значения от "право славить", т.е. почитания Славянского Права, в котором прописаны все уклады повседневной жизни, до значения "Правь славить", т.е. когда славится Правь - Мир Древних Богов, которых почитали славянские Рода, племена и народы, а это уже относится к духовной сфере жизни, в которой существуют свои собственные обряды, ритуалы и традиции. Поэтому данные определения и формы бытия называют просто Старой Верой, т.е. Вероисповеданием, которое существовало до Крещения Руси

После этого небольшого экскурса в прошлое, вернёмся к определению и трактовке понятия "русского мира", что дал Александр Николаевич Островский - "человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев".

В его трактовке "русского мира" сокрыты две совершенно независимые по своей сути формы: одна форма гласит про "человеческое сообщество православных" живущих в соответствии со Славянским Правом, которые сохраняют всё многообразие своей Старой веры, её обрядность, Родовые уклады и славянские обычаи, и вторая форма указывает на "человеческое сообщество христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев".

Если с первой формой определения термина "русского мира" всё просто и понятно, ибо это неотъемлемая часть жизни, то вторая форма определения термина "русского мира" требует дополнительного рассмотрения.

Как уже было сказано ранее, "христианство" как религия зародилось в Иудее, оно впитало в себя основы, историю, традицию, верования и культуру еврейского народа, в последствии, восточное "христианство" впитало в себя греческие обряды и традиции, а также Греческое право, т.е. законы Ромейской (Византийской) империи и "наставления святых отцов" Ромейской Греко-Кафолической (ортодоксальной) церкви. Нет никакой нужды разбирать внутреннюю структуру данной христианской церкви и данной религии. Это их внутреннее дело. Каждый человек волен верить во что хочет и исповедовать ту религию, которую он выбирает. Вопрос в другом. Каким образом древняя история, старые традиции, религия еврейского народа с наложением на неё обрядов и законов греческого (ромейского) народа, вдруг стали частью "русского мира"? Только из-за того, что когда-то в прошлом произошло массовое крещение людей в Киеве или из-за того, что правители Киева стали использовать Греческое право (законы) вместо Славянского Права?

Далее, Александр Николаевич Островский говорит о "христианах, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев". Но разве это так на самом деле? В 17-ом веке, Греко-Кафолическая (ортодоксальная) церковь в России раскололась на две части. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Одной из причин раскола была попытка Никона подменить изначальные понятия в восточной христианской церкви. При переписи богослужебных книг фраза "правоверная вера христианская" заменялась на "православная вера христианская", а вот этого и не хотели признавать ни протопоп Аввакум Петров, ни его последователи. Таким образом, после раскола, в России стали параллельно существовать две ветви христианской церкви: государственная (ортодоксальная или никонианская) и независимая раскольничья (после указа от 17 апреля 1905 года имп. Николая II "Об укреплении начал веротерпимости", она стала называться "старообрядческая") церкви. У каждой из этих христианских церквей на территории России существуют свои собственные обряды и обычаи, так что говорить о каком-либо "единстве веры, обрядности и обычаев" нельзя.

Вот поэтому и было сказано выше, что лишь небольшую часть понятия "русского мира", в трактовке Александра Николаевича Островского можно принять, а не всё понятие целиком.

Так что же изначально сокрыто в понятии "русский мир" и что нам нужно воспринимать как неотъемлемую часть этого понятия? Если мы обратимся к более старым определениям то, в первую очередь всплывают такие понятия как: "русский дух", "русская душа", "русское воспитание", "русское образование", "русская вера" и "русское наследие". Всё это связано с многовековыми и много тысячелетними устоями, обычаями, древними знаниями, а также с повседневным образом жизни русских людей. Это заложено в русских людях изначально, и даже не столько на генетическом уровне, сколько на глубинно-духовном, связанном с Родовой памятью.

Из всего вышеперечисленного следует, что "русский мир" - это человеческое сообщество объединённое едиными древнейшими духовными и душевными составляющими, которые взаимосвязаны с много тысячелетними устоями, обычаями и древними знаниями, а также с образом жизни православных людей, которые сохраняют древние наследия и древние знания своих Родов. Это описание "русского мира" извечно, оно не привязано к какой-либо форме власти в стране, системе её управления или существующего государственного строя. "Русский мир" - это в первую очередь внутренний духовный мир людей, который невозможно измерить современными мерами и понятиями.

При этом хочется также отметить тот факт, что все привнесённые от других народов, за последние одиннадцать веков, религиозные культы, верования и религии, хоть и стали вероисповеданием для некоторой части русских людей, но это всё же лишь их личный выбор, ставший частью их личного мировоззрения и мировосприятия. Считать, что чей-то личный выбор какого-либо вероисповедания, может хоть как-то повлиять на общее изменение душевной или духовной составляющей "русского мира" несостоятельно. Как говорили древние мудрецы: "Каждый человек верит своим Богам, но окружающий мир от этого не меняется, от веры человека изменяется только его внутренний мир".

Поддержка государственными структурами страны и ее законами каких-либо религий (церквей) или вероисповеданий, также не делает их частью "русского мира". Такая поддержка просто даёт возможность государственным структурам и чиновникам от власти контролировать людей с различными вероисповеданиями, влиять на граждан государства через представителей (священнослужителей) узаконенных в государстве конфессий. Это делается во всех странах, так называемого цивилизованного мира. Делается несмотря на постоянные громогласные заявления политиков и государственные законы, в которых говорится о том, что все конфессии (церкви) отделены от государства и, что чиновники от государственного аппарата не вмешивается во внутренние дела каких-либо конфессий (церквей).

Возникает резонный вопрос, какая же форма власти и управления в стране может сохранить самобытный "русский мир"?

Рассмотрим для начала несколько, известных до сих пор, форм правления и систем власти: монархия, империя, государство, демократия, республика и держава. На первый взгляд, некоторые вышеприведённые формы и системы означают одно и тоже, но это не правильный взгляд. Все вышеприведённые формы и системы различны, поэтому рассмотрим каждый вариант.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία - "единовластие": μόνος - "одиночный, единый" и ἀρχή - "управление, власть") - форма правления, при которой верховная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху. Данная форма правления характеризуется тем, что верховная власть и функции главы страны передаются по принципу наследования, от родственника к родственнику.

Импе́рия (от лат. imperium - власть) - могущественная военная система, объединяющая разные народы и территории в единую страну. Данная наднациональная идеократическая система сходна по форме управления с монархией, вот только во главе её стоит император, человек который не имеет прав престолонаследия, как в случае с монархией. Показательным примером может служить Франция. Сначала формой правления была монархия, верховная власть во Франции была у короля и она передавалась по наследству от отца к сыну. В начале 19-го века Франция стала империей. Возглавил Французскую империю Наполеон Бонапарт, ставший её императором. Он стал императором Франции, а не монархом, так как не имел кровного родства с французскими королевскими родами и не имеел законных прав на французский престол.

Государство - изначально, особая система жизнеуправления страной, где вся деятельность подчинена общепринятому всенародному праву. Во главе страны стоял государь, который избирался всеми сословиями страны, следил за соблюдением общепринятого всенародного права, разбирал возникающие споры между людьми, а в военное время занимался вопросами обороны страны. В наше время, государство это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения. Это система устанавливающая и регламентирующая социальные нормы и правила жизни в стране путем принятия соответствующих законов.

Демократия (от греческого demos - богатый народ, рабовладельцы и kratos - власть) - дословно власть богатого народа, власть рабовладельцев. Данный тип общественной власти появился городах-полисах в Древней Греции. Эта система правления обеспечивает реализацию интересов и воли богатых людей, их контроль над народными массами, которых именовали "охлосом", т.е. тружениками и рабами. Поэтому, Джордж Бернард Шоу говорил: "Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". В наше время, демократия, как форма правления немного изменилась, но суть её осталась прежней. Демократия обеспечивает реализацию интересов и воли богатых людей, а их контроль над народными массами производится посредством установленных ими определённых правил и законов.

Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественный, всенародный), форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо создаются представительными учреждениями (парламентами), либо назначаются уже стоящими у власти лицами. Данная система правления имеет двойственную структуру, внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура находится у всех на виду и действует открыто, а внутренняя структура, старается себя внешне ни как не обозначать, она действует совершенно по другим правилам. Небольшой пример. Система управления власти в республике основана на следующем, избирается путём голосования на избирательных пунктах руководитель (страны, области, края, губернии, города, села) и законодательная власть (дума, совет, парламент), это видимая, внешняя структура власти, в неё входит небольшое количество людей. А вот основное, наибольшее количество людей находящихся у власти, как раз и находится во внутренней структуре, которую никто и никогда не избирает. Поясню, люди на выборах избирают руководителя (президента, губернатора, мэра), это у всех на виду и никто не оспаривает этот факт. А вот кто выбирает людей, которые составляет властную администрацию (президента, губернатора, мэра)? Ведь это очень большое количество народу, от нескольких сот до несколько тысяч человек, наделённых самыми разными властными функциями, и при этом, этих людей никто и никогда не избирал и не передавал им властных полномочий. Такая же картина наблюдается и с законодательной системой республики.

Держава - независимая, могучая страна, которая существует самостоятельно, на основе своих внутренних установлений и правил, которые неразрывно взаимосвязаны с устоями родов, с общей культурой и традицией, а также с единым мировосприятием. Держава, благодаря своей системе взаимоотношений между людьми, может совершено автономно существовать не соприкасаясь с остальным миром, или благодаря своему внутреннему мощному потенциалу, может оказывать влияние на систему международных и международно-правовых отношений. Вся система благосостояния в державе построена на древнем принципе: "будет достаток в каждом роду, значит будет достаток в народе, ежели будет достаток в народе, значит будет достаток в державе, а если будет достаток в державе, то никакая сила или вражеская рать не сможет ее одолеть". Держава, в отличии от других форм и систем государственного управления, никогда не ведёт захватнических войн, только оборонительные. Все территориальные расширения державы происходят только лишь за счёт добровольных при соединений земель.

Русский мир

Что мы должны мыслить под русским миром и что должны делать для этого русского мира? Какова миссия материка, какова миссия Матери-России и Матери-Церкви по отношению к Русскому миру? Что мы включаем в Русский мир?

Об этом мы беседуем с заместителем декана философского факультета МГУ по научной работе, кандидатом философских наук, доцентом Алексеем Павловичем Козыревым.

Русский мир

Если это лингвистический, языковой элемент, то это все русскоговорящие — сюда можно включить и африканца, выучившего русский язык, и изучающих русский язык детей Ирландии или Великобритании. Будучи в Пекине, я общался со студентами Китайского народного университета – они старательно учат русский язык и очень заинтересованы в том, что происходит в России, кроме того, весьма осведомлены в последних новинках нашего кинематографа.

Третье, русский мир – это мир веры, это мир, где светит свеча русского Православия, мир, который организуется вокруг приходов РПЦ.

Русский мир

Дмитрий Белюкин. Белая Россия. Исход

— Хорошо, а кто представляет русский мир сегодня в мире? Почему вы говорите, что русский мир – это миф?

Это тоже русский мир. Все нас уважают, за то, что мы очень богатые, и все нас боятся и презирают в то же время, за то, что мы очень богатые. Но с другой стороны, кто богатый? Мы с вами не богатые, посетители вашего сайта в основной своей массе люди далеко не ультра обеспеченные, и в то же время, русские.

Русский мир

Кто является участником этого диалога с русским миром в диаспоре? Государство? Общество? Церковь?

— Мне кажется, что каждый из этих субъектов, может выстраивать по-своему и диалог, и концепцию русского мира. Настала пора и Церкви определиться с тем, что она вкладывает в понятие русского мира.

Если мы вспомним раннехристианские апостольские времена, то к кому обращались апостолы? Они обращались к коринфянам, к ефесянам, к фессалоникийцам — к народам. И народы выступали в качестве особых личностей, которые предстояли перед престолом Божьим.

— Но Поместные Церкви часто становились в определенном смысле национальными Церквями…

— Да, и этот процесс шел очень болезненно, иногда с церковными схизмами, и прещениями. Скажем, Болгарская Церковь сколько десятилетий была неканонической, отвергнутой Константинополем за филетизм. Но, в конце концов, она стала национальной Церковью. Сейчас на Украине возникает вопрос о том, должна ли создаваться Украинская Церковь по национальному признаку? Есть национальное украинское государство, и в то же время Украина является канонической территорией Московского Патриархата. Должен ли Московский Патриархат сохранять свое юрисдикционное влияние на Украину?

Эти вопросы во многом зависят от того, как мы выстроим концепцию русского мира.

— Как влияет концепция русского мира на этническое самоопределение Церкви?

— Важно, что мы поставим на первый план: государственную принадлежность — нацию в европейском в смысле этого слова? Поставим этническую принадлежность — нацию как братство по крови? Поставим духовное родство, которое связано с тем, что мы вышли из общей купели, что нас крестили в водах Днепра и вера к нам пришла из Киева, и именно поэтому абсурдно мыслить Москву, Киев и Минск столицами разных поместных Церквей? Это главная проблема — проблема церковного единства.

Русский мир

Говоря о русском мире, мы должны включать сюда вопрос о диалоге с церковными общинами, целыми церковными юрисдикциями. Кроме того, до сих пор есть русские деревни в Аргентине, Бразилии, Канаде, Австралии. Причем деревни в силу своего сектантства моноэтничны: люди не женятся и не выходят замуж за коренное население, они продолжают жить русскими общинами, сохранять русскую одежду, русские традиции и обычаи. Разве это не часть русского мира? Русский язык, который застывает в своих архаических формах. С этими этническими общностями тоже нужно каким-то образом вести диалог и возвращать в культурном, духовном отношении в русскую культуру.

— И что можно противопоставить такому подходу?

— Надо понимать, что диаспора живет, потому что жива метрополия. Если Россия умрет, то нечем будет кичиться, и благополучная жизнь там — в каком-то смысле залог того, что вы должны помочь что-то сделать здесь. Не ждать пока мы вас призовем, приедем с дипломатической миссией просить вас на царство, но служить России.

Концепция русского мира в церковном ее понимании должна стать концепцией православной миссии в Европе. А максималистки – концепцией геополитической экспансии России.

­ — Да, здесь есть важный момент, который, мне кажется, может быть повернут в неожиданном ключе. Во Франции есть laïcité- это светскость, но враждебная по отношению к Церкви: нельзя крестики в школу носить, нельзя появляться с религиозными атрибутами в общественных местах.

У нас же нет концепции светскости, у нас непонятно, что вообще должен делать мирянин. Понятно, что он должен делать в церкви: приходить, молиться, посещать литургию, столько-то раз исповедоваться за пост, столько-то раз причащаться, но непонятно, что он должен делать кроме вот этого регулярного посещения церкви. Что такое мирская жизнь? Что такое мир? У нас даже пост одинаковый для монахов и для мирян, хотя мало уже кто из мирян соблюдают его в такой строгости, которую предписывает монастырский устав. Конечно же, не определять, сколько колбасы съесть и на какой пост, но нужна концепция того, что такое мир, мирское в понимании Церкви.

Christianitas – латинское понятие, которое обозначает христианский мир. Есть понятие chrétienté – французское. А есть русское понятие – христианство. Но многие ли христиане сейчас подлинно могут назвать себя этим словом, много ли христиан осталось во Христе? Этот русский вариант концепции chrétienté, христианского мира и есть, на мой взгляд, костяк концепции русского мира. Концепция того, как Русская Церковь мыслит себе мирскую жизнь, обязанности, мирские обязанности христианина может, определенным образом, дополнить Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

— Есть ли сегодня у Церкви ясное понимание того, что такое Русский мир?

— Для Церкви Русский мир – это, пожалуй, мир, который окормляется Русской православной Церковью, т.е. – это мир наших приходов. Да, произошло объединение Церквей, но есть еще Константинопольский Экзархат, большинство православных во Франции, например, не являются прихожанами ни Московской Патриархии, ни РПЦЗ. Вспомним общину храма св. Александра Невского на Rue Daru, Сергиевское Подворье в Париже. Но язык не поворачивается сказать, что они не являются частью Русского мира. Хотя эта их отдаленность от митрополии приводит к вымыванию русскости.

Русский мир

Собор св. Александра Невского

— Русские философы в эмиграции остались в Русской церкви?

— И что стало с архивом?

Архив был возвращен, и благополучно пролежал в разобранном виде в архиве литературы и искусств, который подчинялся КГБ, потом МВД. Дошел до нас этот бердяевский архив, и до сих пор он до конца не изучен, и не по вине исследователей.

Таким образом, выстраивая концепцию Русского мира, мы находимся на пересечении нескольких полей. Государству важно продвигать русский язык, важно быть привлекательным для интересов бизнеса, важно, кто в нашу экономику будет капитал вкладывать. Церкви необходимо привлекать паству, не отдалять, а приближать ее к метрополии.

— Намного более трудная задача, чем просто поддерживать русский язык…

— Религия — это такая сфера, где символическое очень важно, и мельчайшая деталь: не так человек зашел, не так перекрестился, не столько раз поклонился перед иконой – все, он уже чужой.

Приход православного храма в Сан-Паолу

— Нужна ли Русскому миру консолидация?

— Консолидировать можно по-разному. Есть консолидация тусовки, есть консолидация университетской аудитории, есть консолидация собора и консолидация сборища, консолидация молитвы или консолидация митинга. Поэтому важен вопрос — вокруг чего собираются и зачем собираются?

У Церкви свои задачи.

— Существует русская цивилизация?

— Важный вопрос… Есть ли русская цивилизация, должны ли мы ей служить? Или русская цивилизация — это морок, сторона европейской цивилизации, которая таким-то образом проявила себя на Балканах, таким-то образом проявила себя в России?

— А как воспринимается Русская Православная Церковь в этой православной цивилизации?

В православном мире к господствующей церкви, наиболее многочисленной церкви всегда относятся с особой взыскательностью и даже недоверием. Это проблема православия. Странно было бы, если бы католик, где-нибудь в Гвинее-Бисау, не любил Рим. А в православном мире поместные Церкви могут с недоверием относиться к Церкви, господствующей по количеству приходов, по силе, по состоятельности.

В истории православия большинство православных были под гнетом империй — Австро-Венгерской, Турецкой. Свободных церквей было очень мало. Русская была свободна, но относительно: в синодальный период государство диктовало Церкви, превращало ее в свой придаток, в свое министерство. Сегодня православная цивилизация, это тоже такая альтернатива, которая еще пока не исчезла с лица земли, и с арены мировой политики. Сегодня цивилизационный дискурс возвращает возможность мыслить историю как сад цивилизации, как диалог цивилизаций.

Будет ли XXI век столкновением цивилизаций, как говорил C.Хантингтон? Или он будет взаимным открытием этих цивилизаций, веком их диалога, их узнавания. Я думаю, что история не предрешена ни кем и она может пойти так и так. Есть, наверное, провидение божественное, которое мы не знаем, но мы должны исходить из того, что мы сами создаем направление в движении истории. Мы должны заявлять о том, что сегодня есть русская цивилизация, есть русский мир и русский образ жизни, есть русский уклад. Но нужно быть предельно конкретным, потому что, описывая этот русский уклад, русский образ мира, мы рискуем поддаться очарованию слов и удачных и не очень метафор из истории русской литературы.

— Какие метафоры вы считаете неудачными?

Давайте не зверей вообще спасать, а спасем одну единственную лошадь Пржевальского, которая осталась где-нибудь в зоопарке. Давайте мы не вообще русских будем любить, а выкупим архив, спасем храм, отреставрируем фрески, кладбище приведем в порядок. Что-то такое, что можно, засучив рукава, сделать в определенном временном отрезке. Храмы построим в Европе, какую-то собственность Церкви возвратим, не просто возвратим, а сделаем так, чтобы она работала, служила русской Церкви.

Она в сумме предлагает сильный репертуар: это продукт геополитического воображения, размытый атлас, на котором разные регионы мира рисуются в вольном смысле, как и их различные связи с Россией.

Она служит аргументом для России в деле воссоединения со своим досоветским и советским прошлом через примирение с российскими диаспорами за рубежом. Она является важнейшим инструментом России для брендирования ее на международной арене и продвижения ее собственного голоса в мире.

Траектория развития концепции

В концепции Русского мира понятие мира должно пониматься в его древнем значении, как цивилизационного пространства: древние источники говорили о греческом мире, римском мире и византийского мире, чтобы определить обширные пространства, находящиеся под влиянием единого центра. Эти обширные пространства не только разделяли культурные ценности центра, но они демонстрировали свою политическую лояльность к нему и были включены в его экономическую орбиту. Во многих этих аспектах концепция Русского мира является обновленной версией древнего восприятия общего цивилизационного пространства. В первые годы его использования термин часто писался с использованием дореволюционного русского алфавита (Русский Мiръ), усиливая налет старины.

323071 900

В отличие от ельцинского проекта, Русская Россия Павловского, Щедровицкого и других их единомышленников призывала к участию в глобализованном мире со своим особенным голосом. Создатели этой концепции вдохновлялись русской философией, Соловьевым и Бердяевым, но в то же время были специалистами по маркетингу и брендингу. Это слияние жанров оказалось успешным миксом.

Кроме того, концепция Русского мира никогда четко не обозначала три элемента в своем составе: политику в отношении ближнего зарубежья (концепция возникла под эгидой исследования политики России в СНГ); взаимодействие России с российскими диаспорами в мире (концепция была создана в период, когда заново открывались богатства духовной жизни российской эмиграции); и бренд России как PR и мессианский проект.

Русский мир как общественная политика России

Общественная дипломатия является одновременно новой и глубоко укоренившейся концепцией для России.

Ошибочно считать концепцию Русского мира как нечто уникальное, присущее только России. Понятие франкофонии во многом похоже на Русский мир и опирается на такую же амбивалентность. Можно провести параллель между Русским миром и Британским Содружеством. Концепцию Русского мира также можно сравнить с американской общественной дипломатией. Очевидно, что Россия явно повторяет многие меры политики США в отношении создания собственной дипломатии НПО и присутствия в СМИ. С точки зрения российских властей, Россия тиражирует свою общественную дипломатию в защиту того, что она понимает как свои национальные интересы.

Русский мир не означает косную доктрину. Его размытость и эластичность являются ключевыми элементами функциональности: это геополитическая метафора, колеблющаяся пустая значимость, открытая для всякого вида ребрендинга и повторной артикуляции. Это не инструмент для России, чтобы закрыться в себе, но путь диалога с миром.

Марлен Ларуэль

Telegram Вести.UZ

Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Читайте также: