Что такое ритм в музыке кратко для детей 2 класса

Обновлено: 07.07.2024

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

изучаем ритм в музыке

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

Вне нотного стана




1 и 2 и 3 и 4 и






или


или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:


Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)


Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.



Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.


Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.


Сравните с ответом, представленном ниже:


Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.



Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.



Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.


Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но и длительностью, то есть временной протяжённостью – долгие и короткие.

Что такое ритм.

Ритм – это чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности.

Может ли музыка существовать без ритма?

Не может. Музыка существует только во времени, точно так же, как и кино или театральная постановка. Если остановить время – остановится и музыка.

Как измерить музыкальное время?

Время в музыке - не такое как в физике, его нельзя измерить точными секундами или минутами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицу измерения музыкального времени так же называют словом – пульс.

Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары . Эти удары могут быть быстрыми или медленными, главное, что бы они были равномерными.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс, который музыканты чувствуют внутри себя.

Сильные и слабые удары пульса.

Удары пульса в музыке не равномерны по силе и не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это можно сравнить с ударением в словах. Так же, если ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, то получается поэзия.

В музыке пульсация имеет строгую закономерность чередования между сильными и слабыми ударами.


Такт в музыке –это расстояние (время) от одной сильной доли до следующей. В нотной записи так отделяется вертикальной тактовой чертой. Один такт содержит одну сильную долю и несколько слабых.


Что такое музыкальный метр?

Двудольный метр: 1-и, 2-и

Трёхдольный метр: 1-и, 2-и,3-и

Четырёхдольный метр: 1-и, 2-и, 3-и, 4-и


Числовое выражение метра.

Числовое выражение метра – это музыкальный размер, который измеряет музыкальные такты.

Музыкальный размер при помощи двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр, и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмой, половинный).

Размер пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа по типу математической дроби. Эти цифры сообщают нам о том, сколько четвертных нот помещается в одном такте этого музыкального произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока музыки для 2 класса по теме: "Ритм - золотой ключик музыки", целью которого является сформировать целостное представление о ритме.

РИТМ – ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК МУЗЫКИ

Цель урока: сформировать целостное представление о ритме.

Задачи урока:

1) актуализация представлений о пульсации, сильной и слабой доли;

2) введение понятий ритм, ритмический рисунок;

3) обучение моделированию ритмического рисунка в процессе ритмодекламаций;

4) развитие чувства ритма.

Оборудование: баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка.

«Музыка, здравствуй - музыкальное приветствие

Звуковой эффект: тиканье часов – слушание

- Ребята, скажите, как называется тема первой четверти?

- Средства музыкальной выразительности (музыкальные краски).

- А что мы называем королевой музыки?

- Какая бывает мелодия?

- Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая.

- Из чего состоит мелодия?

- Какие бывают звуки?




Высокие низкие

Долгие Музыкальные звуки короткие

- Одним из важных средств музыкальной выразительности является ритм. Он встречается не только в музыке. Им наполнена вся природа. В природе и в жизни есть свой ритм – чередование разных явлений (утро – вечер, день – ночь, зима – лето, туча – солнце, радость – грусть и др.); движений человека, качелей (вверх – вниз), колоколов (динь – бом), маятника (тик – так) и др.

Все вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик – так! Тик – так!

Тик – так! Тик – так!

(звук часов – слушание)

- В музыке ритм – это также чередование, только разных по длительности звуков – долгих и коротких. Например:

























Такая запись называется ритмическим рисунком.

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно!























- А теперь споем и покажем пульс-шаги по таблице и исполним их хлопками. (Важно, чтобы дети почуствовали, что разные характеры детей передаются разным характером исполнения). Исполнение попевки по рядам (один ряд поет про спокойных детей, другой – про непоседов) и вместе, в двухголосии.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

- А теперь мы будем ритмодекламировать стихотворение. Читаем и отхлопываем ритм:

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Записываем его нотами в своих тетрадях:








Ста - и птиц у - ле - та - ют








Прочь за си - не - е мо- ре.








Все де- ре - вья бли - ста - ют








В раз- но- цвет- ном у - бо - ре.

Читаем по ритмослогам: ти-ти та, ти-ти, ти-ти. Далее играем короткие длительности на треугольнике, а долгие – выделяем маракасом.

Кто хочет побывать в роли учителя музыки и прохлопать свой музыкальный ритм, чтобы весь класс его повторил?

(Ребята поочередно выступают в роли учителя музыки, демонстрируя свои ритмические рисунки).

Ребята, какие марши вы знаете, для кого они написаны. А кто мог бы шагать под этот марш?

“Марш цветных солдатиков” – слушание. В ходе слушания ученики должны почувствовать мелкий, легкий шаг, услышать небольшие изменения в темпе (замедление, возвращение к первоначальному темпу), смену шага, как-будто кто-то мешает солдатикам шагать ровно, а также на смену характера звучания, это значит на смену музыкальных частей.

Продолжение работы над песней “Улетает скворушка”, слова Т. Прописновой, музыка И. Смирновой.

Жизнь человека – это неутомимое движение в пространстве и времени. Гармоничность этого движения зависит от того, насколько точно оно совпадает или дополняет движение окружающей среды.

Природа вещей или происхождение ритма

Так уж сложилось, что беззвучное движение встречается крайне редко. Движение маятника, ход стрелки часов, биение сердца, работа мотора, шум листвы, журчание ручья, смена времён года, дня и ночи – у каждого явления есть своё звучание и характерная хорошо узнаваемая ритмическая организация.

ритм в музыке это

Человек, утоляя жажду познания, находится в системе координат, центром которой является он сам. Первоначально понятия большой-маленький, быстрый-медленный ребёнок классифицирует относительно своего роста и темпа работы сердца.

Постепенно становятся доступными сравнения предметов и явлений между собой в отстранённой системе координат, однако основы не уходят в небытие, а переходят на уровень подсознательной регуляции. Таким образом, можно утверждать, что основу жизни составляет соразмерная смена явлений, действий, форм – ритм жизни в макро- и микромасштабах, который играет одну из ключевых ролей и в музыкальном искусстве.

Ритмическая организация жизни и музыки

Слово "ритм" греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность. Ритм в музыке – это упорядоченное чередование звуков различной длительности, один из основных элементов выразительности в музыкальной палитре, поскольку звуки без ритмической огранки не могут образовывать мелодию.

В обыденной жизни человеку приходится часто делить целое на две половины или четыре равные части, а иногда и на восемь частей. Этот принцип действует и в определении длительности нот:

  • целая нота – имеет белый окрас и является обозначением длинного звука;
  • половинная нота – составляет по длительности звучания половину целой, также имеет белый окрас, но к ней приставлен штиль, который и отличает её от предыдущего знака;
  • четвертная нота – звучит только четвёртую часть от целой ноты, окрашена в чёрный цвет и имеет штиль;
  • восьмая нота – по аналогии составляет восьмую часть целого, чёрная со штилем и одним флажком.

Существует и более мелкое деление времени звучания и более крупное, но для того, чтобы разобраться в ритмической организации, приведённых длительностей нот более чем достаточно.

длительности нот

Если сравнивать с ежедневными ритмами человека музыкальный, то следует определиться с системой отсчёта. Нашу жизнь ежедневно отсчитывают обыкновенные стрелки часов. А вот ритмическая жизнь музыкального произведения зависит от метра и темпа.

Как различать ритм, метр и темп

Подобно дыханию и сердцебиению, музыкальная ткань состоит из напряжения (сильная доля) и разрядки (слабая доля). Графически музыкальный метр обозначается через размер (изображается в виде дроби и указывает количество долей определённой длительности от одной сильной доли до следующей за ней). Роль ритма в музыке – это создание неповторимого образа мелодии.

пунктирный ритм

С определением темпа всё проще, но есть и свои нюансы. В нотной графике всё, что связано с темпом, обозначается итальянскими терминами, а щепетильные композиторы в начале произведения выставляют значение метронома.

Метроном – это прибор, помогающий определять скорость исполнения при помощи шкалы, на которой можно установить разное количество ударов в минуту. Иногда, композиторы указывают темп на русском, английском, французском языках, но, несмотря на это, значение остаётся прежним.

Просторы пунктирного ритма

ритм в современной музыке

Территориальные претензии синкопы

Синкопа – это название ритма в музыке. Суть её заключается в перенесении акцента с сильной доли метра на слабую (иначе говоря со вдоха на выдох). Создаётся ощущение ритмического перебоя, который вносит в музыкальную палитру остроту и напряжённость. Сам термин происходит от греческого слова и обозначает пропуск чего-либо. Красочностью этой ритмической организации пользовались многие композиторы, и, в зависимости от метра и темпа произведения, данный ритм способен широко обогатить музыкальный язык.

значение ритма в музыке

Такой загадочный свинг

название ритма в музыке

Нужно заметить, что свинг - это не что-то из ряда вон выходящее, и как пример - неповторимый Луи Армстронг в композиции Go Down Moses. Ритм в современной музыке не ограничивается только донной матрицей, он многогранен, и зачастую эксперименты композиторов приобретают невообразимые рельефы.

Особые ритмические фигуры, как кружевное украшение в музыке

Под особыми ритмическими фигурами понимаются триоли, квартоли, квинтоли и т.д. Происходят они от деления одной доли на произвольное количество (3,4,5,6,7) равных частей. По времени звучания эти группы не отличаются от разделённой доли и имеют только один акцент (это всегда первый звук в группе).

затакт в музыке

Что же касается медленных и умеренных темпов в использовании особых ритмических рисунков и затакта в музыке, то в данном случае хочется упомянуть Фредерика Шопена и его непревзойдённые Ноктюрны. Для польского композитора ритм в музыке – это одно из главных средств выразительности. Известный "Ноктюрн Ля-бемоль мажор" - яркая иллюстрация данного утверждения.

Художественные краски ритма

Совершенно очевидно, что ритм тесно связан с темпом, мелодикой, динамикой. Однако нельзя отрицать, что ритм в музыке – это первооснова и связующая нить между остальными выразительными компонентами.

Разнообразие ритмических матриц, заимствованных от предыдущих поколений, царит в современной музыке. И неважно, какой национальности композитор, какие ритмы и стили предпочитает использовать в своих композициях - ценно то, что он общается со слушателем на понятном ему языке, описывает знакомые переживания и чувства.

Читайте также: