Что такое ритм в литературе 5 класс определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый

в воздухе кружится

И на землю тихо

-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.

Тайна вторая: что такое ритм?

-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

-Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.

-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)

На дво-рах и до-мах

Снег ле-жит по-лот-ном

И от солн-ца блес-тит

Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

Тайна третья: что такое рифма?

Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

- Что же такое рифма?

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.

(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).

От буквы А до буквы Я

Шеренга слов стоит.

Вся эта дружная семья

Знает даже лодырь и бездельник:

Бывает дом для человека,

Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).

А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

На доске на карточках записаны имена детей класса:

Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.

А могут озарить, как солнца свет.

Ты в памяти их бережно храни.

В душе от них неизгладимый след.

Домашнее задание (на индивидуальных карточках).

- Очень рада! Значит можно

Всем в поэтов поиграть.

И домашнее заданье

Вам в стихах хочу я дать.

- По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.


Размер и ритм в стихотворении - это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.

Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.

Влияние гармонии на восприятие произведения

Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах - это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация "Памятник" написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.

Девушка за сочинением

Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.

Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.

Определение ритма в стихотворении

Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм - это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы - в стопы.

Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.

изучение ритма и стиля

Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.

Разнообразие чередований звуковых элементов

Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.

Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.

Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.

В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки - это благозвучие.

ритм в стихах и музыке

Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.

Образ маятника

Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность - это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.

Определение ритма. Уровни

Образующие элементы ритма - это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.

Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.

Первый уровень - это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй - тропы, третий - поэтические строки, четвертый уровень - это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.

Сложные строфы и ритмика

Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм - это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.

Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, - это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.

Ритм и рифма

Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.

Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае - под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.

Ритм и рифма в поэзии

Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.

Какие бывают ритмы

Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.

Библиотека поэта

Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:

Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест - три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.

пример стихотворения

Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.

Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.

На́ш бо́г бе́г,

Се́рдце — на́ш бараба́н

Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.

Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма

Поясним эти основные понятия. Ассонанс - это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.

Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.

Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.

И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.

Вывод

Разбор стихотворений по стопам и определение размера - это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.

Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, - взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.


На этом уроке мы узнаем, чем стихи отличаются от прозы. Выясним, что такое ритм и рифма. Поговорим о стопе и строфе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа, строфа"

· Узнаем, чем стихи отличаются от прозы.

· Выясним, что такое ритм и рифма.

· Поговорим о стопе и строфе

Но сначала присоединимся к ребятам, у которых, кажется, возникли какие-то проблемы…

– Почему ты плачешь, Алина? – удивился Артём.

– Да вот, у мамы день рождения, – жалобно ответила Алина. – Мне так хотелось сочинить красивое поздравительное стихотворение! Я мучилась-мучилась, а у меня ничего не выходит!

– Ха, да ведь это легче лёгкого, – хмыкнул Миша. – Сейчас мы тебе не хуже пушкинского стихотворение напишем!

Да я всё прямо сейчас и сочиню! Вот:

Дорогая моя мама!

Я тебя от всей души поздравляю

С Днём рождения.

И я тебе от всей души желаю

Здоровья, счастья

И хорошего настроения.

Будь всегда самой прекрасной!

Алина от удивления перестала расстраиваться и заметила робко:

– Но ведь это же, кажется, не совсем стихи…

– Как не совсем? – удивился Миша. – Ведь всё написано в столбик?

Ведь чем отличается проза от стихотворения?

А вот отрывок из поэмы Жуковского о спящей царевне – мы недавно эту поэму читали. Стихи пишутся в столбик!

Вот царём Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их…

– Но есть и другие отличия, – заметил Артём.

Посмотри-ка на своё стихотворение. А теперь попробуй подобрать к нему мелодию и спеть как песню!

– Н-ну… - протянул Миша, почёсывая затылок. – Ну… хочешь, я тебе его как рэп прочитаю? Хотя тоже вряд ли получится – почему бы это?

Потому что в стихотворениях обычно есть чёткий ритм.

Ритм – это чередование определённых элементов в тексте.

В стихах обычно чередуются ударные и безударные слоги.

Например, идёт ударный слог, а потом безударный, и это повторяется в строгом порядке: потом опять идёт ударный слог, а потом безударный…

Посмотрим на предложение из прозаической сказки. Поставим в этом предложении ударения в каждом слове.

Это выглядит как-то беспорядочно: сначала ударный слог, потом три безударных, потом ударный, безударный… и так далее.

В прозе обычно нет ритма – если это не какая-нибудь особенная проза.

Теперь посмотрим на первые две строчки стихотворной сказки Жуковского. Расставим ударения.

Вот ца-рём Мат-ве-ем пир

Знат-ный -дан на це-лый мир.

И сразу можно увидеть закономерность: ударный, безударный, ударный, безударный, ударный – безударный… Слоги чередуются! Это и есть ритм – один из признаков стихотворной речи.

Рисунки ритма могут быть разными.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Здесь уже наоборот – чередуются сначала безударный, потом ударный слог, потом безударный и ударный.

Заметим, что в каждой строке этот рисунок повторяется.


В нём жизнью небесной душа зажжена,

Отважность сверкнула в очах…

Тут сначала идёт безударный слог, потом ударный, потом безударный. А потом всё это повторяется.


Давайте попробуем выделить те самые одинаковые отрезки ритма, которые повторяются.

Теперь особенно видно, насколько они отличаются. Эти стихи будто делают разные шаги – более короткие или более длинные!

На самом деле – не шаги, а стопы.

Такие повторяющиеся отрезки ритма называются стопами.


В одной стопе обычно два или три слога – больше бывает очень редко.

В первом случае строка у нас состоит из четырёх полных стоп по два слога. И ещё кусочек остался. А во втором случае стопа трёхсложная. Мы видим три полные стопы и ещё неполный кусочек.

В тексте мы тоже можем так выделять стопы, не только в схемах.

У разных стоп есть разные названия, о которых мы ещё поговорим.

А пока что нужно запомнить, что ритм – это чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Отрезок ритма, который постоянно повторяется, называется стопой. В стопе два или три слога.

– Понятно, - кивнут тут Миша. – Значит, напишем вот что:

Самую лучшую маму

Я от души поздравляю!

Будь неизменно весёлой!

Счастья, любви и богатства!

Ну, разве я не второй Пушкин, а?! Что? Почему нет? Ведь в стихотворении-то теперь есть ритм: ударный слог – два безударных, ударный – два безударных…

– Так-то оно так, – заметил Артём, – но только ритма недостаточно.

Обычно стихи от прозы отличаются ещё и рифмой.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Рифмой называется совпадение конечных слогов в стихотворных строках.

Здесь первая строка рифмуется с третьей: зелёный – учёный.

А вторая строка – рифмуется с четвёртой: томкругом.

Нужно заметить, что совпадают не просто какие-то последние слоги, а вся часть слова с последнего ударения. В словах зелёный-учёный совпадают два слога: ёный.

Рифмовать нужно правильно.

Вот слово шапка. Ударение падает на первый слог. Значит, нужно подбирать что-то, чтобы заканчивалось на -апка.

Лапка, тапка, бабка – согласные не так важны, как гласные.

А вот слово лежит.

Здесь ударение падает на второй слог. Значит, нужно, чтобы слово заканчивалось на -жит, -шит, или на -жи, потому что согласный в конце не так важен.

Бежит, спешит, дрожит, скажи, ножи – это всё рифмы!

Слова из разных частей речи рифмуются между собой, и это считается самыми красивыми рифмами.

Ну-ка, зарифмуем слово улыбка!

Нужно что-то, что содержало бы часть -ыбка!

Рыбка, гибко, ошибка, зыбкий, гибкость

Иногда созвучие может быть слегка неточным, но зато оригинальным. Это тоже ценится.

– Так, – задумалась Алина. – Вот у нас первая строчка заканчивается на слово маму. Как же подобрать рифму? Маму, раму, пижаму, телеграмму, прямо, самой… о, возьму последнее слово! А вот слово поздравляю. Какую рифму подобрать? Таю, стаю, убегаю, повторяю, не такая, желаю… почему бы и нет?

У меня есть две рифмы! Теперь надо написать строчки, которые бы на них заканчивались! Только так, чтобы при этом ещё и с ритма не сбиться!

– Смотри, что у меня получилось, - предложил Артём:

Самую лучшую маму

Я от души поздравляю

Быть нестареющей самой

Вечно тебе я желаю!

– Красота! – захлопала в ладоши Алина. – Только мне хочется поздравление подлиннее. Ну, чтобы в нём было не одно четверостишие. То есть, не один столбик. То есть…

– Не одна строфа! – вклинился Миша. – Столбик в поэзии называется строфой.

Строфа – это такая часть поэтического текста, которая объединяет несколько строк стихотворения.

И строфы могут быть самыми разными по размеру!

Вот отрывок из одной сказки Лермонтова. Это две строфы, и в каждой – по две строки.

В море царевич купает коня;

Фыркает конь и ушами прядёт,

Брызжет и плещет и дале плывёт.

А вот отрывок из стихотворения Пушкина. Это одна строфа, и в ней четыре строки.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В строфе строки обычно объединяются по смыслу и по рифме.

По смыслу вся строфа – это речь царя.

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнёт с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

И вот что мы узнали:

Рифма – это совпадение конечных слогов в стихотворных строках.

Строфа – несколько строк, которые объединяются смыслом и рифмой. При этом в строфах может быть разное количество строк.

– А у нас тут четыре строки, - воскликнула Алина. – Это четверостишие!

– Тогда нужно написать ещё одно такое четверостишие, – подхватил Миша. – Или лучше два. Давай попробуем высказать, чего мы желаем маме:

Чтоб неизменное счастье

Вечно с тобой оставалось

Чтобы, как солнце, почаще

Ты нам светло улыбалась!

– А теперь нужен финал! – подхватила Алина. – Давай вот так:

Сбудутся пусть ожиданья,

Светлого лишь настроения!

Я от души поздравляю

В радостный день – День рожденья!

Поздравление получилось просто чудесным – любая мама будет рада такому подарку. И главное – это ведь совершенно точно стихи. Потому что теперь мы знаем, чем стихи отличаются от прозы.

Повторим ещё раз – что есть в стихах, чего нет в прозе?

Там есть ритм – чередование ударных и безударных слогов. Один отрезок такого повтора – это одна стопа.

Ещё в стихах есть рифма – совпадение последних слогов в стихотворных строках.

По смыслу и рифмам строки стихотворения могут объединяться в строфы разного размера.

РИТМ — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные) явления (стук, удар), во-вторых — соизмеримость, однородность этих единиц (удар однокачественен с ударом), в-третьих — повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых — упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, — чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Р. в широком смысле присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.).
В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный Р., который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдыхов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, к-рые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Р. речи является так. обр. результатом закономерного повторения каких-либо однородных элементов речи, характер к-рых определяется составом данного языка. Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Напр. в следующем отрывке мы можем установить наличие Р. на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Библиография:

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

С. П. Бобров. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Читайте также: