Что такое развитие кратко

Обновлено: 07.07.2024

В наиболее общем смысле (в психологии) — последовательность событий и изменений, происходящих в течение жизненного срока.

DEVELOPMENT)
Процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом – с другой.

это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

development). Изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды.

процесс качественных изменений, появления новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Признаки Р. по Х.Вернеру: дифференциация, расчленение элемента, перестройка связей между сторонами объекта. Напр., появление знаковой функции в младенческом возрасте, изменение системного и смыслового строения сознания на протяжении детства.

направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры; одна из основных категорий военной психологии, отражающих целенаправленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности военнослужащих в соответствии с характером решаемых задач и условий службы.


направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных обьектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование. Применительно к р. организмов и психики нередко применяют понятия онтогенез, филогенез и др.

1. Усиление, укрепление.
2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.
4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией.
5. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо.
6. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

необратимое, направленное закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры: обратимость изменений характеризуют процессы функционирования; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и поэтому процесс лишается характерной для развития, единой, внутренне взаимосвязанной линии. В основе развития лежит инновационный процесс – процесс создания и освоения новшеств, т.е. процесс движения к качественно новому состоянию.

development) Психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т.е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение, или эволюцию, ИНФАНТИЛЬНОГО поведения, и что его "высшие" формы можно понимать как усложнение примитивных влечений и паттернов поведения. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. ТРАВМАтическим является опыт, который нарушает или искажает развитие; ТОЧКИ ФИКСАЦИИ обусловливают ТОРМОЖЕНИЕ развития. Не существует подходящих терминов для обозначения опыта, ускоряющего развитие (т.е. продуцирующего раннее развитие), как и для обозначения негативного опыта (СТИМУЛЬНАЯ депривация), ведущего к остановке развития. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ связана с идеей деления ПСИХИКИ на ЭГО и ИД, она вынуждена постулировать параллельные формы развития: РАЗВИТИЕ ЭГО и развитие ЛИБИДО. Первое заключается в приобретении ФУНКЦИЙ ЭГО, увеличивающих его АВТОНОМНОСТЬ, а второе - в превращении ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ сексуальных и агрессивных влечений (см. СЕКС и АГРЕССИЯ) во взрослые сексуальные и сублимированные виды деятельности (см. СУБЛИМАЦИЯ).

закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает P. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии; для них характерно отсутствие закономерностей катастрофического типа. Общественная практика показывает, что вне преемственности Р., которое просто отрицает достигнутое предшествующей историей, в существенных отношениях оборачивается регрессом. Данные современных естественных и общественных наук расширяют представления о типах и формах Р. Биология, всеобщая история культуры показали, что процесс Р. неоднороден. Если рассматривать крупные линии Р. (напр., органическую эволюцию), то внутри них обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса. Р. конкретных конфликтов происходит в двух масштабах: в виде динамики или эволюции. Любой конкретный конфликт имеет динамику Р., которая в развернутом виде включает три периода и десять этапов. Длительные конфликты помимо динамики могут иметь эволюционные векторы Р. Конфликты вообще как явления социальной или внутрипсихической жизни имеют эволюцию Р. Ее закономерности определяются эволюцией социального взаимодействия и психики.

1. В общем случае прогрессивное изменение чего-либо, связанное с его совершенствованием, приобретением новых, положительных качеств и свойств. Психологическое Р. человека-это совершенствование его психических процессов, состояний и свойств, их переход на более высокий уровень Р., способствующий лучшему приспособлению человека к условиям жизни. 2. Последовательность прогрессивных изменений, происходящих в течение жизни организма. Именно так понималось Р. на начальном этапе становления психологии как науки, когда из нее в качестве самостоятельной отрасли знаний выделилась психология развития (первые десятилетия ХХ в.). 3. Р., понимаемое как созревание, т. е. его трактовка как биологического, генетически обусловленного процесса. Эта трактовка Р. характера для биологических наук и является еще более ранней, чем понимание процесса Р. в психологии. В современной психологической науке Р. рассматривается как процесс, отличающийся от созревания, как результат научения. 4. Необратимая, односторонне направленная последовательность изменений чего-либо. 5. Совокупность изменений, ведущая к переходу того, что изменяется (развивается), на более высокий уровень функционирования или совершенства. Именно этот смысл вкладывается в словосочетания человеческое Р., интеллектуальное Р., эмоциональное Р., социальное Р. См. афазия развития, психология развития, развитие когнитивное, развитие либидональное (развитие инфантильное), развитие моральное, развитие психосексуальное, развитие психосоциальное ребенка, развитие революционное, развитие ситуационное, развитие умственное, развитие эволюционное, развития вехи, развития возрастного период, развития детского этапы, развития группы социально-психологического уровень, развития детского этапы, развития интеллектуального уровень общий, развития норма, развития период сензитивный (сенситивный), развития последовательность, развития принцип, развития психического функциональная теория, развития психолингвистика, развития психологического (психического) условия, развития психологического (психического) человека уровень, развития психосексуального стадии, развития ситуация социальная, развития стадия, развития умственного коэффициент, развития шкалы, созревание.

1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития — изучение всей продолжительности жизни, от рождения до смерти. Сегодня отмечается тенденция использовать этот термин более ограничено. См., например, такие термины, как инвалидность вследствие порока развития и афазия развития, в которых возрастной диапазон ограничен от рождения до пубертатного периода. 2. Созревание. Здесь имеется в виду, что этот процесс биологический и в значительной степени определяется генетическими процессами. Это значение, возможно, самое старое и этимологически восходит к старофранцузскому desveloper, означающему раскрытие или развертывание. Когда этот термин используется в этом смысле, он часто противопоставляется процессам, которые являются результатом научения. См. обсуждение термина развитие ребенка. 3. Необратимая последовательность изменений. В некотором смысле это понятие необратимости содержится и в вышеупомянутых значениях этого термина, но в этом случае отмечено из-за его употребления в медицине и психиатрии для обозначения развивающегося течения болезни или расстройства, при котором стадии регулярно следуют одна за другой. 4. Прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации. Здесь подразумевается положительный характер прогресса, увеличение эффективности функционирования, созревание, улучшение, обогащение и усложнение. Это значение обычно предполагается в таких фразах, как развитие человека, социальное развитие, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие и т.д. Обратите внимание, что в этом значении нет генетического смысла, отмечавшегося в значениях 2 и 3; скорее здесь имеется в виду, что эти процессы связаны с факторами окружающей среды (научение, питание и т.д.). Ясно, что здесь мы имеем дело с довольно свободным термином. И, как это часто бывает в случаях с терминами, обозначающими процессы, имеющие фундаментальное значение, его применение очень широко. Почти в любом из вышеупомянутых значений "развивающийся предмет" может быть чем угодно: молекулярной системой, костями и органами, эмоциями, идеями и познавательными процессами, моральными системами, личностью, отношениями, группами, обществами и культурами. Не удивительно, что имеется большое число специальных терминов, основанных на этом; наиболее часто используются приведенные ниже.

Development; Psychogenese) - психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что "высшие" формы последнего можно понимать как усложнение примитивных влечений и поведенческих стереотипов (паттернов).
Термин "психическое развитие человека" употребляется в юнгианской психологии в связи с самыми различными понятиями и представлениями, служащими в качестве моделей. Если мы обратим свой взор на телесные, духовные и душевные возможности развития, которые имеют место в течение всей жизни, то для нас станет очевидным, сколь разнообразны и многослойны эти процессы. В первые годы жизни детское сознание, постоянно увеличиваясь, развивается из состояния, в котором ребенок еще целиком слит с фигурой матери и окружающим миром. Хотя ребенок и начинает говорить "Я", континуальность сознания часто прерывается бессознательностью. Юнг полагал, что в целом развитие сознания у женщин заканчивается в двадцатилетнем возрасте, а у мужчин - в двадцатипятилетнем. Завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь Я с бессознательным.
Психическая энергия - это внутренний процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направляться не только благими намерениями или волей. Важными "помощниками" в развитии являются живые символы, которые способствуют разрушению психической бессознательности и бессознательной идентификации ребенком себя и своих родителей, благодаря чему он замещает их персональными объектами. Часто эти избранные замещающие объекты (Ersatzobjekte) имеют более или менее большое сходство с личностями родителей.
Процессы психической энергии особенно ярко отражаются в сновидениях и являющихся в них символах. Дальнейший энергетический процесс осуществляется в развертывании персональной типологии, когда человек приспосабливается как к внешней реальности, так и к внутренней действительности. Равным образом человек выстраивает свою энергию с помощью четырех функций, а именно: мышление содействует познанию и способности суждения, чувства позволяют оценить что-либо по достоинству, ощущения способствуют чувственному восприятию, а интуиция как способность предчувствия проясняет скрытый задний план. Целью психической, равно как и типологической энергии является полное осуществление личности.
Взгляды Юнга на развитие личности содержат в себе синтез врожденных структурных факторов (см. архетипы) с обстоятельствами, в которых оказывается индивид. Развитие можно рассматривать с точки зрения отношения к себе (см. индивидуация; самость) или к объектам (см. объект-отношения', эго), или к инстинктивным импульсам (см. энергия).
В развитии сосуществуют регрессивные и прогрессивные тенденции (см. интеграция; прогрессия; регрессия), и сам процесс не бессмыслен (см. смысл; стадии жизни; саморегуляторная функция психического).


Поступательный процесс, при котором структуры и функции, определяющие личность человека, постепенно эволюционируют от биологического созревания индивида к его взаимодействию со средой. Такое взаимодействие осуществляется на основе генетически обусловленных последовательных этапов развития и реализации врожденных возможностей, а также при содействии внешних влияний и приобретенного индивидуального опыта. В психоаналитической терминологии применяется для специального обозначения процессов роста и созревания, непосредственно связанных с взаимодействием с внешним миром и способствующих формированию основных психических структур - Оно, Я и Сверх-Я. При этом термин созревание относится к процессам физического и психического роста, основанным на врожденных генетических возможностях организма и независимым от влияний внешней среды. В последнее время, однако, этот термин утратил свою четкость, поскольку доказано, что взаимодействие со средой играет важную роль как в развитии, так и в созревании.
В психоанализе понятие развития изучалось с различных точек зрения, в частности, с позиций моделей развития, предложенных отдельными авторами. Пожалуй, одной из наиболее известных остается психосексуальная модель Фрейда (1905). Согласно предложенной им схеме, развитие ребенка проходит через ряд последовательных стадий (оральную, анальную и фаллическую) формирования либидинозных влечений; становление каждой из этих стадий связано с определенными областями тела и соответствующим чувственным вознаграждением органов, принадлежащих этим областям. С позиций классического психоанализа наиболее важным для развития является объект. Однако многие из исследователей этой проблемы опираются на другие феномены, рассматривая стадии развития с точки зрения реакций ребенка на стабильность психологического образа матери, развития Я и Сверх-Я. Основными из этих функций являются: индикаторная и организующая (Шпиц), сепарации-индивидуации (Малер) и линий развития (А. Фрейд). Сходные попытки предпринимаются в направлении изучения стадий развития Самости, половой принадлежности и чувства реальности. Эти попытки, однако, недостаточно четко обоснованы, а потому не получили всеобщего признания.
Общей для всех схем является идея предсказуемой последовательности процесса развития. Отдельные этапы такого процесса определяются как стадии или фазы. Концепцию психосексуального, или либидинозного, развития и схему сепарации-индивидуации принято описывать с помощью фаз, хотя четких разграничении между понятиями стадия и фаза в упомянутых концепциях, в сущности, нет. Оба понятия соотносимы с периодами нормального развития, каждый из которых характеризуется специфическими структурами, санкциями и определенными наборами поведенческих проявлений. Элементы каждой стадии неразрывно связаны и дополняют собой аналогичные элементы предыдущей стадии, при переходе в следующую фазу реорганизуются и объединяются с 'вышележащими". Хотя первую схему развития Фрейд предложил в терминах либидо, в 1938 году он выразил сомнение в четкой последовательности стадий развития либидо. Он был вынужден признать, что стадии могут перекрывать друг друга, а поведение, характеризующее одну стадию, может наблюдаться и в другой. Современные исследования поставили под вопрос правомерность не только модели в целом, но и отнесенности к стадиям отдельных личностных проявлений (Pine, 1985; Stem, 1985).
Стадии развития либидо, объектных отношений, личностного смысла и основных структур необходимо отличать от стадий жизненного цикла, то есть наиболее общих сочетаний физических и психических свойств, распределенных в различные периоды времени по разным точкам спектра, состоящего из зависимости/независимости и адоптации к основным жизненным задачам и обязанностям. Стадии подразделяются на младенческую (0-3 года), раннедетскую (3-6 лет), латентную (6-12 лет), подростковую (12- 18 лет) и зрелую. Перечисленные стадии имеют свои градации, а термином младенческий в литературе часто объединяют возраст от первого до пятого года жизни.
Среди моделей и теорий развития следует выделить концепцию линий развития, разработанную А. Фрейд (это словосочетание особенно часто употреблял 3. Фрейд). С ее точки зрения, для оценки личности ребенка требуется гораздо больше того, что дают изолированные подходы, такие, как развитие либидо или интеллекта. Для полного понимания комплексного процесса, каковым является развитие, А. Фрейд предложила метафорическое описание отдельных поведенческих сочетаний (кластеров) в виде структурных единиц и их 'линейных' траекторий. С этих позиций ей удалось представить развитие в терминах отдельных предсказуемых, сцепленных и взаимосвязанных, перекрещивающихся и развертывающихся линейных рядов. При этом определяющие личность поведенческие кластеры представляют собой комплексы сцепленных психических структур - Оно, Я и Сверх-Я - с динамическими, адаптивными и генетическими факторами. С точки зрения А. Фрейд, подобное взаимодействие влечений, Я и Сверх-Я со средой отражается в отдельных последовательностях некоторых частей детской личности. В совокупности эти последовательности раскрывают картину успехов или неудач на пути развития человека. Типичными линиями, к примеру, являются: 'от зависимости через эмоциональную уверенность в себе к объектным отношениям', 'от безответственности к ответственному управлению собственным телом', 'от тела к игрушке, от игры к труду".
Поскольку линии развития рассматриваются как врожденные способности, существующие вне Я и Оно, их общую согласованность и взаимодействие пришлось вводить в качестве постулата. Вместе с тем А. Фрейд подчеркивала, что развитие линий не всегда является равномерным, а потому в структуре личности можно выявить скрытые нарушения и несоответствия. Подобные нарушения являются результатом взаимодействий внутри сложнейшего клубка внешнесредовых, конфликтных, защитных и регрессивных факторов, а также зависят от степени зрелости индивида.

Развитие - процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

- Развитие как рост - процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост - всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

- Развитие как созревание - морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

- Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

- Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

- непрерывными (дискретными), скачкообразными;

- прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

- Филогенез - развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.




- Антропогенез - развитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

- Онтогенез - индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

Основными свойствами развития являются:

- направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

- закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

- динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

- структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

- каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

- онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

- преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

- непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

- психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития - это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее .

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда - окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип - совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Развитие - процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

- Развитие как рост - процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост - всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

- Развитие как созревание - морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

- Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

- Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

- непрерывными (дискретными), скачкообразными;

- прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

- Филогенез - развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.

- Антропогенез - развитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

- Онтогенез - индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

Основными свойствами развития являются:

- направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

- закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

- динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

- структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

- каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

- онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

- преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

- непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

- психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития - это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее .

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда - окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип - совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

процесс качественных и количественных, физических и психических изменений личности, происходящих под влиянием внешних и внутренних факторов.

процесс качественных и количественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

приобретение новых качеств, освоение новых ролей и функций индивидом, образовательным институтом, учреждением, образовательной системой в целом. Сопряженное понятие — функционирование.

процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [68, с. 91].

объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, физиологических, психических, социальных и духовных сил человека. Формы развития – обучение и воспитание [80, c. 262].

изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека. (Г)

процесс формирования организма или его отдельных частей и органов. В отличие от роста-процесса, связанного главным образом с количественными явлениями, развитие направлено на качества, которые присуши индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания.

деятельность системы со сменой ее цели. При развитии системы ее инфраструктура качественно изменяется; при функционировании системы явно не происходит качественного изменения инфраструктуры системы. Развитие в желательную сторону называется прогрессом. В нежелательную сторону – регрессом. Литература: [45].

1. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Это общая философская категория.
2. Развитие (психическое) – становление и развитие психических процессов специфически человеческих высших психических функций: внимания, воли, чувств, мышления и т. д. Литература: [56, 65].

необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава и структуры; развитие - всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Развитие имеет две формы: эволюционную и революционную.

это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо- физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений (духовной сфере).

базовая категория читательского развития в онтогенезе и филогенезе, системообразующая в структурном и функциональном планах, обеспечивающая качественные преобразования различных системных процессов в читательском сознании, читательской деятельности и читательском общении, в личностном росте читателя и накоплении человеческого капитала для творчества жизни.

в философском аспекте это необратимое направленное, закономерное изменение материальных объектов в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. предполагает количественные и качественные изменения в человеке.

1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры; 2) одна из основных категорий военной педагогики и психологии, отражающих целенаправленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности военно-служащих в соответствии с характером решаемых задач и УСЛОВИЙ службы.

характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции развития тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

процесс становления и формирования личности человека, совершенствования его качеств (интеллектуальных, нравственных, физических, эстетических и др.) под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль. В узком смысле развитие понимается как совершенствование интеллектуальных, физических и других качеств личности.

направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта; революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. Выделяют восходящую линию развития (прогресс) и нисходящую (регресс). В современной науке разрабатываются специально научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

Встречается также вариант словообразования: развитье.

Приставка: раз-; корень: -ви-; суффикс: -тиj; окончание: -е [Тихонов, 1996] .


  1. действие по значению гл. развивать, развиваться, развить, развиться[≈ 1][≠ 1][▲ 1][▼ 1][‿ 1] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). такого действия; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему [≈ 2][≠ 2][▲ 2][▼ 2] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). просвещённости, культурности, умственной и духовной зрелости; развитость[≈ 3][≠ 3][▲ 3][▼ 3] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). , биол. необратимые, направленные, закономерные количественные и качественные изменения структуры и функций растения (организма) и его отдельных частей — органов, тканей и клеток, возникающие в процессе онтогенеза[≈ 4][≠ 4][▲ 4][▼ 4][‿ 2] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). в шахматах и шашках — планомерный перевод фигур, пешек или шашек с их начальных позиций на другие, т. е. ввод борющихся сил в действие [≈ 5][≠ 5][▲ 5][▼ 5] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Происходит от гл. развивать, развить, из раз- + вить; калька нем. Entwicklung — то же, которое, в свою очередь, калькирует лат. ēvolūtiō или франц. dévеlорреmеnt — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Читайте также: