Что такое равновесие в изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 07.07.2024

Давайте возьмем чистый лист и нарисуем на нем какой-нибудь предмет. Говоря языком изобразительной композиции, впишем пятно в формат.

Теперь постараемся оценить всю картинку целиком, формат листа с нарисованной на нем гирькой.

Правда же, кажется, что правая сторона картинки сильно перевешивает?

Ещё бы: на правой стороне "тяжёлая" гирька. Наше зрительное восприятие листа с нарисованным предметом очень похоже на восприятие плоскости с настоящим предметом. У предмета, тонального пятна, подсознательно ощущается тяжесть. И правая сторона картинки перевешивает левую.

Вот это и есть неуравновешенность композиции. Наша композиция с гирькой сейчас неуравновешенная.

А что бы мы сделали, чтобы уравновесить реальную, а не нарисованную плоскость с настоящим тяжелым предметом с краю? Мы или подвинули бы предмет к середине, или добавили бы тяжести и с другой стороны. Поставили бы другой тяжелый предмет. Или несколько предметов полегче.


Благодаря композиционному построению, оптимальному соотношению и взаимодействию частей композиции достигается целостность художественного произведения.
Целостность является важным свойством композиции.
Целостность - стадия законченности композиции, при которой, по определению:
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.


Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности.
Гармоничность - единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме.
Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции.
В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира.

✔️ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие - такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит более цельной, в такой композиции острее ощущается взаимосвязь составляющих ее элементов.
Одним из важных условий завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно композиционного центра.
Уравновешенность - важный принцип композиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.


Различают следующие виды равновесия:
• Статическое равновесие, которое возникает при симметричной ориентации фигур на плоскости;
Статичная композиция служит для передачи состояния покоя и гармонии
• Динамическое равновесие - возникающее при асимметричном расположении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновременно в нижней или в верхней части плоскости.
Динамичная композиция служит для передачи состояния движения, стремления, изменения.

Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.


На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.


✔️ СОПОДЧИНЕНИЕ


✔️ СВЯЗНОСТЬ


Закон организации - чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.
/М.Вертхеймер/

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

• Любую композицию характеризует композиционный центр (доминанта) - это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции;
- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
- это условный центр тяжести композиции;
- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
- геометрический,
- оптический,
- сюжетный (семантический),
- композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.


• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Равновесие

Описание презентации по отдельным слайдам:

Равновесие

Равновесие. В изобразительном искусстве равновесие значит «зрительная устойчи.

Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансиров.

Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие объемов или частей зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии уравновешенности. Совершенно-обратное чувство вызывает неуравновешенность. Композиционно равновесие достигается прежде всего формой деталей цветом тоном пластикой.

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы. В да.

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы. В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.




Если один из объектов будет больше, то равновесие будет нарушено, так как бол.

Если один из объектов будет больше, то равновесие будет нарушено, так как больший по размеру объект перевешивает меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса:

 Так же добиться равновесия можно будет, перевесив больший предмет ближе к ц.

Так же добиться равновесия можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру





Асимметрия. Если в предмете отсутствует элемент симметрии, то их называют ас.

Асимметрия. Если в предмете отсутствует элемент симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия придаёт форме динамику и выявляет её способность к движению.

Передача равновесия в композиции В симметричной композиции все ее части ура.

Передача равновесия в композиции В симметричной композиции все ее части уравновешены. Асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами.

Схема равновесия в композиции

Схема равновесия в композиции

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и.

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

Композиция натюрморта: 1. уравновешенная по цвету 2. неуравновешенная по цвету

Композиция натюрморта: 1. уравновешенная по цвету 2. неуравновешенная по цвету

Неуравновешенная по тону

Неуравновешенная по тону

Уравновешенная по тону

Уравновешенная по тону

Уравновешенная по тону

Уравновешенная по тону

Неуравновешенная по цвету

Неуравновешенная по цвету

Уравновешенная по цвету

Уравновешенная по цвету

Асимметрично неуравновешенная композиция

Асимметрично неуравновешенная композиция

Асимметрично уравновешенная композиция

Асимметрично уравновешенная композиция

Симметричная уравновешенная композиция

Симметричная уравновешенная композиция

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композ.

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композ.

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композ.

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композ.

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композ.

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композ.

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Общие теоретические понятия

Наука о композиции вычленяет три ее разновидности, которые на практике зачастую бывают тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, давая порой самые неожиданные и многогранные сочетания. Результатом этого становятся шедевры культуры. К таковым относятся: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции.

Равновесие в композиции

При всей сложности, которую демонстрирует любая картина, строение или иное творение, появившееся в результате акта искусства, должно быть уравновешено, что в первую очередь выражается в визуальной устойчивости комплекса составляющих его элементов. При этом речь далеко не всегда идет о строгой симметрии. Равновесие в композиции заключается в балансе всех деталей (а также составленных из них фрагментов) относительно центра. При этом необходимость достижения такой устойчивости, очевидно, продиктована самой природой. Доказательством этому может послужить тот факт, что и животному, и растительному, и даже неживому миру присуще равновесие в композиции. Примеры его присутствуют повсюду: кленовый лист, кристалл снега, раковина моллюска и т. п.

Поиск гармонии в расстановке элементов человек, обладающий художественным мышлением, осуществляет интуитивно. Это стремление прослеживается в истории мировой культуры на протяжении тысячелетий. В частности, выражается оно в тяге к симметрии, что доказывает, например, зрительное равновесие масс в композиции старинных католических соборов, крестово-купольных храмов Древней Руси и, конечно, в ансамбле египетских пирамид.

Симметричность и асимметричность

Как известно, абсолютной соразмерности в природе не существует. Также не встречается в ней и полной асимметрии. Однако факт зеркального принципа строения абсолютного большинства живых существ (а также многих элементов неживой природы) свидетельствует о том, что в мире все стремится к соразмерности. Тяготеют к ней и человеческие творения.

Равновесие масс в композиции достигается посредством правильного расположения ее элементов на плоскости или относительно центральной точки. Симметрия же – это наиболее контрастно выраженное ее качество. Упомянутый выше ее зеркальный тип считается самым распространенным как в нерукотворной природе, так и в искусстве. Сутью его является близкое к равному соотношение частей объекта относительно вертикальной или горизонтальной оси.

Такие виды равновесия композиции, как осевая и винтовая симметрия, образуются путем вращений вокруг оси. В первом случае при повороте различные элементы могут неоднократно совмещаться. Во втором же путем разного рода художественных приемов создается динамика – спиралевидное движение вокруг статичной оси.

Равновесие в композиции примеры

Значение масштаба

Зрительное равновесие масс в композиции при полном отсутствии симметрии применимо также и в архитектуре. Образцом его может служить Собор Святого Андрея, имеющий несоразмерные башни (одна из характерных черт викторианского стиля). Асимметрия является более сложным приемом в искусстве и в отличие от зеркального метода прочитывается постепенно. Являясь способом передачи замысла художника и стремлением к его наиболее яркому выражению, несоразмерность раскрывает динамическое равновесие в композиции. Демонстрируя баланс разных элементов разной степени массивности, она создает иллюзию их движения в общих границах.

Принцип пропорции заключается в соблюдении постоянства отношений между двумя или несколькими величинами. Увеличивая одну до определенных пределов, во столько же крат следует увеличить и другую.

Равновесие основных элементов композиции на листе

Геометрия в искусстве

Секрет этой пропорции, по мнению ученых, был известен много тысячелетий назад. Итогом применения этой формулы служит именно равновесие в композиции, примеры которой наша эпоха унаследовала в виде таких грандиозных сооружений, как Парфенон и египетские пирамиды. Строения, выполненные по тем же пропорциям, имеются также в Индии и Китае, в Италии и в Греции.

Фигуры в живописи

Зрительное равновесие масс в композиции

Передать неподвижный образ художнику помогает такой прием, как статичная композиция, равновесие из геометрических фигур в которой достигается посредством вытягивания всех линий к ядру изображения. Примером такого решения может служить иконопись, где наиболее часто встречается расстановка сюжетных элементов по форме круга, квадрата или прямоугольника, и зачастую прослеживается строгая симметрия.

Схематичность открытой композиции

С наступлением эпохи Возрождения кардинальным образом переменилась сама концепция мироощущения. Границы человеческого сознания значительно увеличились, что совершенно естественным образом отразилось на живописи, музыке, литературе и архитектуре. Крайне ограниченный мир расширился до бесконечных пределов, а замкнутую композицию сменила открытая.

Двигаясь в сторону постижения гармонии в каждой картине, художник, естественно, ориентируется на сугубо личные ощущения и апеллирует к своему образному мышлению. И хотя, сам акт творчества не поддается анализу, большинство используемых приемов можно прочесть и рассмотреть подробнее. В частности, это касается художественных схем, благодаря которым достигается равновесие в композиции. Примеры рисунков, сюжет которых включает в себя обширные пейзажи с большим перечнем разноплановых деталей, позволяют ясно наблюдать грамотное соотношение различных частей в единой структуре.

Закон равновесия в композиции

Значение деталей при достижении равновесия

Главный сюжетный элемент расположен точно посередине полотна. Герои развернуты друг к другу. Голова победителя находится несколько выше головы пораженного противника и выглядит светлым пятном на тускловатом фоне скучающих солдат и зеленоватой дали. Фигура губернатора, вручающего символический ключ от павшего города, прописана на светлом фоне. Он несколько смугл, и лицо его обрамлено белоснежным воротничком. Подобные контрасты прослеживаются на всем полотне.

Одну диагональную линию образует шарф, которым перевязан победитель от плеча и до бедра, а другую – знамя поверженного противника и линии рук главных персонажей. Визуальное ощущение глубины картины достигается благодаря нескольким светлым мазкам – голове лошади слева от губернатора и белой рубахе воина рядом с ней.

Принцип хронотопа

Равновесие в композиции может достигаться также путем изображения на картине длящихся событий. Эту методику с большим успехом использовали древнерусские художники. Так, новгородскими живописцами позднего средневековья была создана резная картина в красках, сюжет которой был основан на знаменитом сражении новгородского войска с суздальским. В этом произведении была применена трехъярусная композиция: в ряд (сверху вниз) были выполнены три самостоятельных рисунка, каждый из которых демонстрировал отдельный эпизод. При этом, находясь строго одна над другой, они представляют собой единую картину.

композиция равновесие из геометрических фигур

Схожим и не менее распространенным приемом решения композиционных вопросов считается создание изображения, основой которого являются события, произошедшие в разных местах и в разное время, но связанных между собой одной сюжетной линией. Зачастую такая картина представляет собой большое полотно с центральным эпизодом посредине и множеством небольших фрагментов, расположенных вокруг. Как правило, подобные произведения относятся к жанру иконописи или просто к работам на религиозные сюжеты, ярким примером которых могут послужить полотна Иеронима Босха.

Композиция в декоративном искусстве

Способы и методы, используемые для передачи художественного замысла, разнятся в зависимости от вида искусства, в котором работает автор. При этом, естественно, могут наблюдаться схожие или даже общие закономерности. Однако каждое ремесло особо и специфично, а потому каждое из средств построения композиции вполне может быть применено по-разному.

Живописное полотно должно быть органичным и с максимальной естественностью сочетать в себе все элементы, без навязывания идеи. И если стандартная картина имеет в качестве одной из своих целей передачу иллюзии пространства в его объеме и глубине, то в народном изобразительном искусстве мастер стремится подчеркнуть рельеф и детальность, используя для этого свои особые методы. Приемы декоративного творчества принципиально отличаются от способов построения композиции, которыми пользуется классический художник. Например, поскольку изображаемый пейзаж не может быть показан в своей глубине, мастер размещает дальний план прямо над ближним. Такие методы применялись в том числе и древними русскими иконописцами.

Приемы построения композиции

Задачи, которые ставит перед живописцем каждая его работа, требуют единственно верных решений. В том числе это касается и приемов, которые применяются при построении композиции. Методы, используемые каждым отдельно взятым художником, должны отличаться оригинальностью и новаторством.

равновесие масс в композиции

Для того чтобы правила композиции были соблюдены, учитывать следует многое:

  • массу описываемых предметов;
  • габариты каждого и (исходя из этого) их местоположение на листе;
  • ритмику линий и цветовых мазков;
  • способ передачи точки зрения автора;
  • методы, при помощи которых описывается пространство.

Огромное значение также имеет то, насколько четко прописываются силуэты персонажей с учетом набора красок всей картины. Композиция – это своего рода специальное профессиональное средство художника, при помощи которого ему удается передать свое видение окружающего его, мира, собственные чувственные идеи, ассоциации, впечатления и т. д. Навыки эти оттачиваются каждым мастером из года в год.

Работа над композицией

Любое художественное изображение прорабатывается его автором заранее и довольно длительное время. По-настоящему правильное построение композиции обязывает художника владеть подобными навыками в совершенстве. Потому умение применять необходимые для этого приемы следует постоянно оттачивать.

Для того чтобы соблюсти равновесие основных элементов композиции на листе, необходимо обладать настоящим профессионализмом. Даже простая точка, поставленная на белой поверхности бумаги, вызывает у художника множество вопросов, ведь впечатление от нее будет меняться в зависимости от того, в каком именно месте она будет находиться. То же самое касается любого другого объекта, располагаемого на полотне.

Основные правила и методики построения композиции являются плодом огромной истории изобразительного искусства. Однако из столетия в столетия они пополняются богатым опытом новых поколений художников. Техника композиции меняется, развивается и всегда соответствует творческой позиции мастеров каждого конкретного поколения.

Передача равновесия

При ярко выраженной симметрии детали картины или иного художественного объекта композиционно уравновешены. Что же касается асимметричного изображения, то его элементы могут располагаться относительно друг друга как в балансе, так и вне его. Для этого существует целый перечень приемов: обширный мазок светлых оттенков может быть уравновешен небольшим темным пятном; противовесом ряду маленьких пятен выступает одно большое и т. д. Таким образом разные части полотна балансируют в зависимости от своих габаритов, массы, тонов и прочих характеристик.

Кроме того, уравновешены должны быть не только фрагменты (персонажи, детали окружающего пространства и т. п.), но и пространство между ними. При этом композиционное равновесие не стоит даже сравнивать с математическим равенством величин. Умение интуитивно прочувствовать его либо дается от природы, либо может быть развито с течением времени в процессе неустанного труда. Что же касается асимметричной картины, то в ней смысловой центр либо находится у края изображения, либо вовсе отсутствует.

Равновесие композиции в любом случае зависит от:

  • правильного расположения массивных деталей изображения;
  • пластики и ритмики художественного письма;
  • пропорций, в которых прописывается каждый фрагмент полотна;
  • грамотно подобранных тонов и цвета картины.

Принципы построения

Равновесие основных элементов композиции на листе достигается путем строго следования основным принципам их соединения. Первым из которых (и не самым очевидным) является целесообразность. Дело в том, что искусство, как пространство, в котором все подчинено строгой логике, дисциплине и тщательной экономии изобразительно-выразительных средств, требует четкого соответствия степени приложенных усилий конкретной поставленной задаче. Любая работа должна быть построена лаконично и максимально продуктивно в плане передачи идеи и замысла художника.

Композиция, по своей сути, это связь разрозненных вещей, которые, благодаря умелому их совмещению начинают работать максимально продуктивно и в своей взаимной зависимости представляют собой нечто новое и общее. Это говорит о принципе единства и целостности, которому должен следовать каждый живописец. Для того чтобы понять, соблюдается ли этот закон на холсте, следует мысленно изъять любую часть композиции из картины. В том случае, если в результате этого сюжет не понесет никакого ущерба, можно с уверенностью заключить, что принцип целостности, очевидно, нарушен. То же можно сказать и о перемене мест частей композиции и о внесении в картину каких-то новых элементов.

Достижение единства и целостности

Для того чтобы все принципы композиции были соблюдены, необходимо использовать следующие приемы:

  1. Уместное наложение объектов, позволяет подчеркнуть планы. Кроме того, такой прием дает ощущение глубины пространства и придает изображению объем.
  2. Соблюдение единства формы и характера предполагает работы в одной манере и стиле. Линии и пластика элементов должны сочетаться друг с другом. Цвета необходимо подбирать в одной тональности и повторять их по мере необходимости. То же касается текстуры.
  3. В композиции должна наличествовать обобщающая форма, при этом изобразительно-выразительное решение картины также должно быть однообразным.

Кроме того, чтобы добиться целостности и композиционного равновесия, необходимо соблюдать строгую последовательность действий на всех этапах создания работы. Для начала следует тщательно обдумать план произведения. Разработав все структурные элементы композиции, нужно определить степени соотношения ее главных частей. Чтобы это стало возможным, сочетают пластические массы изображения, в силуэты которых потом могут войти детали.

Читайте также: