Что такое работоспособность назовите ее основные стадии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Работоспособность — потенциальная возможность инди­вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

- объективные показатели: производительность и качество труда;

- субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.

Виды работоспособности

Предлагается несколько классификаций рабо­тоспособности.

Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Хотя в спортивной медицине наблюдается ряд противоречий. В частности, при снижении физической работоспособности стра­дают соответствующие группы клеток центральной нервной си­стемы.

В физической работоспособности выделяют силовую, вынос­ливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представи­тели различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скорост­ной.

Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов

Стадия оптимальной работоспособности — период, харак­теризующийся стабильными максимальными показателями про­изводительности, субъективным состоянием комфорта. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью. Задача ру­ководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель­ности этой стадии.

Период полной компенсации — стадия, на которой начина­ет развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан­ном уровне достигается усилием воли. В начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра­ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

Период неустойчивой компенсации — снижает­ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор­мируется чувство усталости. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы — заключительный период.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про­должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа­дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.

Методы оценки работоспособности

Выделяют прямые и косвенные методы оценки работоспособности

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций.


При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям органи­зации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессио­нальным опытом и подготовленностью; направленностью лично­сти, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, ус­тановок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, пси­хологические и профессиональные.

Физиологические детерминанты работоспособности. Выде­ляют три таких фактора.

Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ре­сурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связан­ная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Ха­рактер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показате­лей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов явля­ется основой для нормирования труда.

Многочисленными исследованиями установлено, что сниже­ние работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся бо­лезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хро­ническое утомление и переутомление, нервно-психическая напря­женность, а также ряд психических состояний, таких как доми­нантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.

В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом гово­рят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактив­ных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие дав­ление), антигистаминные (используемые при аллергических ре­акциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет мес­то употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало упо­требление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно по­вышает риск возникновения дорожно-транспортных происше­ствий.

Порядок проведения таких обследований определяется феде­ральным органом исполнительной власти в области здравоохра­нения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение па­раметров гемодинамики (частота пульса и величина артериально­го давления), а также в ряде случаев выявление признаков упо­требления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выды­хаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя,

не заменяя наркологической экспертизы, которая должна прово­диться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.

Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддер­жания высокой способности к труду. К ним относят:

индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники ло­комотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выража­ется в большем количестве браков этих работников;

(Связь с темпераментом)

направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Профессиональные детерминанты. Это факторы, характери­зующие процесс, средства и условия профессиональной деятель­ности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.

Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия ра­боты. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необ­ходимые для выполнения деятельности психофизиологические ре­сурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психиче­ские состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.

Эргономические характеристики рабочего места. Их значе­ние хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомо­биля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и пло­хой эргономикой.

Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает сни­жение работоспособности.

Профессиональный опыт и подготовленность — уровень раз­вития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых опе­раций, будет уставать существенно больше профессионала со ста­жем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.

Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности

Повышать или поддерживать работоспособность за счет пред­отвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятель­ности состояния возможно по трем основным направлениям.

Проведение профессионального медицинского и психологи­ческого отбора кандидатов на обучение конкретным професси­ям и периодического медико-психологического освидетельство­вания специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить от­рицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоя­нии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д.

Профилактике функциональных нарушений и снижения рабо­тоспособности способствуют создание оптимальных условий оби­тания на рабочем месте, использование эффективных средств за­щиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, форми­рование здорового психологического климата в коллективе и т. д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процес­сов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т. е. оптимиза­ции процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высо­кой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, от­дыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, раз­работка программ подготовки с учетом не только обучающего эф­фекта, но и функциональной загрузки обучающихся.

3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на че­ловека, такие как индивидуальная регламентация профессиональ­ной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, пси­хогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.

4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохра­нения и восстановления работоспособности. Как правило, эти ве­щества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их ме­таболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармако­логическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и про­филактика острого утомления при критических ситуациях.

В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в це­лях:

1. Что такое работоспособность? назовите ее основные стадии
2. Почему в стадии врабатывания не рекомендуют делать перерывы в работе?
3. Какими особенностями обладает стадия устойчивой работоспособности
4. Какой отдых рекомендуется после окончания работы, если человек находится в стадии утомления
5. Перечислите признаки утомления
6. Для чего необходимо соблюдать режим дня

2. В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается много лишних движений, и даже случается так, что следующая стадия устойчивой работоспособности так и не наступает, а сразу начинается стадия истощения. Надо помнить, что стадия врабатывания – самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности

3.При наступлении стадии устойчивой, или оптимальной, работоспособности человек целиком и полностью сосредоточивается на деле. Посторонние мысли уходят, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление, полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха.


Я незнаю

В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний. Характеристика динамики работоспособности наглядно отражена на кривой работы, которая объединяет совокупность показателей продуктивности труда и оперативного состояния психофизиологических функций (функциональная цена деятельности). Одним из первых закономерные периоды динамики работоспособности, объясняющие кривую работы, выделил Эмиль Крепелин (1902). Кривая представляла собой изменение продуктивности испытуемого, выполнявшего тестовое задание. На основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процессе рабочего дня как для физической, так и для умственной деятельности на кривой работоспособности были выделены следующие стадии.

1. Предстартовое состояние – период, характеризующий состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов:

- состояние боевой готовности – отличается ориентацией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах, высокой деловой мотивацией;

- состояние стартовой лихорадки – при этом выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное возбуждение, нетерпение;

- состояние стартовой апатии – в этом случае для субъекта деятельность лишена смысла, типичны – вялость, сонливость.

2. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – начальный период работы, характеризующийся постепенным нарастанием продуктивности. Здесь могут быть выделены:

- фаза первичной (ориентировочной) реакции (первичная мобилизация) – когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке, наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Эта фаза характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением в нервной системе, возникающим в результа­те изменения характера стимуляции;

- гиперкомпенсация – отмечается в том случае, если условия труда остались прежними и трудовой процесс начинается с адаптационной фазы.

Этот период может занимать от нескольких минут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач. Если задачи повторяются в течение рабочего дня и осуществляются с помощью стереотипных действий, необходимые функциональные системы быстро настраиваются и человек начинает продуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, врабатывание затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по мере формирования программ действий, актуализации автоматизированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмоционально-волевые воздействия.

В целом в данном периоде отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов, возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

3. Стадия оптимальной работоспособности (компенсации) отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт. Стадия характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма, устойчивое рабочее состояние или состояние функционального комфорта, отражает оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях организма не наблюдается.




Рисунок 30. - Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей, деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности (разделены вертикальными линиями):

1 - врабатываемость; 2 - оптимальная работоспособность; 3 - полная компенсация; 4 - неустойчивая компенсация; 5 - конечный порыв; 6 - прогрессивное снижение работоспособности; а - максимальные резервные возможности; б - эффективность работы; в - утомление; г – напряженность.

4. Стадия субкомпенсации (неполной компенсации), обычно сменяет предшествующую стадию к началу третьего часа работы, при этом появляются снижение работоспособности и начальные признаки утомления, субъективно переживаемые как состояние усталости (ощущения дискомфорта, местных болевых ощущений). При этом объективно отмечается: учащение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, снижение показателей психических функций. Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на продуктивности и качестве работы. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.

5. Стадия декомпенсации (или выраженного утомления) является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаруживаются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления утомления ярко выражены. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят не одновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополнительных ресурсов организма.

6. Стадия срыва или прогрессивного снижения продуктивности, отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятельность продолжается, она завершается полным отказом, ибо приближается к потенциально возможной величине работоспособности. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4-5 стадии и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может быть выделена стадия особого состояния – конечный порыв.

8. Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накопле­нием функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов, срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы, отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы и медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.

Кривая работы имеет характерные особенности: при монотонных работах период устойчивой высокой продуктивности может отсутствовать, часто появляется постоянно повторяющееся волевое самостимулирование. В условиях особенно сложных видов труда период устойчивой продуктивности может быть очень коротким по причине быстрого развития состояния острого утомления.

В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний. Характеристика динамики работоспособности наглядно отражена на кривой работы, которая объединяет совокупность показателей продуктивности труда и оперативного состояния психофизиологических функций (функциональная цена деятельности). Одним из первых закономерные периоды динамики работоспособности, объясняющие кривую работы, выделил Эмиль Крепелин (1902). Кривая представляла собой изменение продуктивности испытуемого, выполнявшего тестовое задание. На основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процессе рабочего дня как для физической, так и для умственной деятельности на кривой работоспособности были выделены следующие стадии.

1. Предстартовое состояние – период, характеризующий состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов:

- состояние боевой готовности – отличается ориентацией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах, высокой деловой мотивацией;

- состояние стартовой лихорадки – при этом выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное возбуждение, нетерпение;

- состояние стартовой апатии – в этом случае для субъекта деятельность лишена смысла, типичны – вялость, сонливость.

2. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – начальный период работы, характеризующийся постепенным нарастанием продуктивности. Здесь могут быть выделены:

- фаза первичной (ориентировочной) реакции (первичная мобилизация) – когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке, наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Эта фаза характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением в нервной системе, возникающим в результа­те изменения характера стимуляции;

- гиперкомпенсация – отмечается в том случае, если условия труда остались прежними и трудовой процесс начинается с адаптационной фазы.

Этот период может занимать от нескольких минут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач. Если задачи повторяются в течение рабочего дня и осуществляются с помощью стереотипных действий, необходимые функциональные системы быстро настраиваются и человек начинает продуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, врабатывание затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по мере формирования программ действий, актуализации автоматизированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмоционально-волевые воздействия.

В целом в данном периоде отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов, возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

3. Стадия оптимальной работоспособности (компенсации) отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт. Стадия характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма, устойчивое рабочее состояние или состояние функционального комфорта, отражает оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях организма не наблюдается.

Рисунок 30. - Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей, деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности (разделены вертикальными линиями):

1 - врабатываемость; 2 - оптимальная работоспособность; 3 - полная компенсация; 4 - неустойчивая компенсация; 5 - конечный порыв; 6 - прогрессивное снижение работоспособности; а - максимальные резервные возможности; б - эффективность работы; в - утомление; г – напряженность.

4. Стадия субкомпенсации (неполной компенсации), обычно сменяет предшествующую стадию к началу третьего часа работы, при этом появляются снижение работоспособности и начальные признаки утомления, субъективно переживаемые как состояние усталости (ощущения дискомфорта, местных болевых ощущений). При этом объективно отмечается: учащение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, снижение показателей психических функций. Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на продуктивности и качестве работы. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.

5. Стадия декомпенсации (или выраженного утомления) является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаруживаются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления утомления ярко выражены. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят не одновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополнительных ресурсов организма.

6. Стадия срыва или прогрессивного снижения продуктивности, отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятельность продолжается, она завершается полным отказом, ибо приближается к потенциально возможной величине работоспособности. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4-5 стадии и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может быть выделена стадия особого состояния – конечный порыв.

8. Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накопле­нием функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов, срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы, отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы и медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.

Кривая работы имеет характерные особенности: при монотонных работах период устойчивой высокой продуктивности может отсутствовать, часто появляется постоянно повторяющееся волевое самостимулирование. В условиях особенно сложных видов труда период устойчивой продуктивности может быть очень коротким по причине быстрого развития состояния острого утомления.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Работоспособность. Режим дня

Работоспособность – это физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный. В процессе труда работоспособность изменяется. Вначале она часто повышается, затем держится на одном уровне и, наконец, по мере развития утомления, снижается, а то и прекращается вовсе. Необходим отдых, чтобы восстановить силы.

Первую стадию работоспособности называют врабатыванием или нарастающей работоспособностью . Человек не может сразу полностью включиться в работу. Это требует времени. Он должен приспособиться к обстановке и к людям, с которыми работает. У одних людей стадия врабатывания проходит быстро, у других она затягивается. Одной из причин такого затягивания может быть неподготовленность рабочего места. Отвлечения от работы, поиск забытых вещей отбрасывают человека к началу вхождения в работу. В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается много лишних движений, и даже случается так, что следующая стадия устойчивой работоспособности так и не наступает, а сразу начинается стадия истощения. Надо помнить, что стадия врабатывания – самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности.

Врабатывание или нарастающая работоспособность

Устойчивая, или оптимальная, работоспособность

Истощение, когда вследствие утомления продуктивность работы падает

При наступлении стадии устойчивой , или оптимальной работоспособности человек целиком и полностью сосредоточивается на деле. Посторонние мысли уходят, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление , полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха. Выполняя домашнее задание, например по русскому языку, через какое-то время прервитесь: сделайте несколько физкультурных движений, подметите пол, займитесь другим делом. Перерыв не должен длиться более 5-10 мин. Такая непродолжительная смена деятельности поддерживает оптимальную работоспособность и в то же время позволяет не отключиться от главного дела и быстро включиться в работу. Однако стадия оптимальной работоспособности рано или поздно кончается.

Переход к стадии истощения , как правило, происходит незаметно. Постепенно человек начинает замечать усталость, появляются ошибки, различные сбои в работе. При физических нагрузках ощущается нехватка воздуха, учащается сердцебиение. Обычно в этом состоянии активный отдых не помогает. Нужен пассивный отдых, сон. Однако при сильных физических нагрузках переход к отдыху должен быть постепенным. Вначале надо немного походить, дождаться, пока успокоятся пульс и дыхание, а потом уж заняться спокойной работой или даже прилечь отдохнуть. После окончания умственной работы также полезно неторопливо погулять на свежем воздухе и только потом лечь спать.

Режим дня – это постоянный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну. Правильно организованный режим дня обеспечит нормальное развитие организма, сохранит здоровье. Режим дня способствует выработке полезных привычек, развитию воли, организованности.



Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа – цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становится сигналом для начала последующего, а это сокращает время, которое обычно тратится на врабатывание.

Динамический стереотип – это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку. Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том числе и спортивных. Например, для отработки горнолыжной техники используется специальный тренажёр. Он позволяет спортсменам многократно повторять упражнения, тренирующие мышцы, которые участвуют при катании на склоне.

Оптимальный режим дня должен предусматривать чередование умственного и физического труда. Это условие необходимо для правильного и гармоничного развития человека.

Учащимся после школы рекомендуют сначала отдохнуть, а уже потом садиться за уроки. Отдых после школы должен быть активным: можно заняться спортом, помочь родителям по дому. Физический труд и спорт не только развивают мышцы, сердце, грудную клетку, но и восстанавливают силы после умственной работы. Выполняя домашние задания, соблюдайте гигиену труда, помните о стадиях работоспособности и постарайтесь возможно дольше продлить стадию оптимальной работоспособности.

После приготовления уроков погуляйте на свежем воздухе, займитесь спортом, физической работой. Затем почитайте книгу, просмотрите интересные для вас телепередачи. Смена видов деятельности предохраняет от переутомления.

Многие учащиеся увлекаются компьютерными играми. Они развивают быстроту реакции, точность движений и отрабатывают некоторые навыки работы с компьютером. Однако слишком часто играть не следует, так как это вредно для зрения.

Многие считают, что режим дня, то есть жизнь по распорядку, однообразна. На самом деле это не так. Режим дня определяется рациональным чередованием разных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня. Он отвечает разумным правилам, предусмотренным самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приема пищи). Несоблюдение режима дня может приводить к отставанию в умственном и физическом развитии, нарушению функций различных систем органов. Соблюдение режима — важное правило поведения, сберегающее здоровье.

Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего физический или умственный труд, – имеет 3 стадии: 1) врабатывания, или нарастающей работоспособности; 2) устойчивой, или оптимальной, работоспособности; 3) истощения, когда вследствие утомления продуктивность работы падает. Знание стадий работоспособности позволяет правильно организовать отдых. В состоянии врабатывания любой отдых противопоказан. В состоянии устойчивой работоспособности полезен активный отдых, и наконец, в стадии истощения наиболее целесообразен пассивный отдых, сон.

Облегчает любую деятельность четкий распорядок дня – режим. При его выполнении образуются условные рефлексы на время. Они выстраиваются в четкий динамический стереотип, который сокращает время врабатывания, удлиняет фазу устойчивой работоспособности и дает возможность наиболее рационально сочетать труд, еду, отдых, спорт.

Читайте также: