Что такое психологическое насилие над ребенком в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологическое насилие в детском саду

Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная , значимая задача детской общеобразовательной организации.

Что же такое насилие? это форма принуждения со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.

Виды насилия над детьми: жестокое обращение с детьми; пренебрежение основными нуждами ребенка; оставление ребенка в опасности.

Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка) , педагогами, воспитателями , представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми : физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое ) насилие , пренебрежение основными нуждами ребенка .

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка (например: исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств ).

угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме ( например: более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей и воспитателей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни ).

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка ( например: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми).

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний (например: недопустимо прибегать к подкупу и обману. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых ).

однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Наша цель - это обеспечение психологического здоровья детей, то есть не только душевного, но и личностного здоровья. Психологическое здоровье – определяется как состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.

Обобщенный портрет психологически здорового ребёнка — это, прежде всего творческий, жизнерадост­ный, веселый, открытый ребёнок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Такой ребёнок берет ответственность на самого себя, его жизнь наполнена смыслом.

 Психическое насилие в детском саду. Как помочь ребенку?

Психологическое насилие труднее распознать, чем физическое насилие, потому что его последствия менее заметны невооруженным глазом. Однако оно может действовать так же сильно, и его следы иногда остаются на всю жизнь и их трудно лечить.

Дети начинают оскорбления словами часто уже в детском саду. Зачем? Они, вероятно, сами испытывают такое насилие в своей среде и реагируют таким образом на сложные эмоции, которые они не могут выразить иначе.

Взятие обуви, очков, посуды, высмеивание, обзывание, преследование и отделение от группы сверстников - это форма психологического насилия.

Агрессором может быть как один человек, так и группа. Дети, которые используют эмоциональное насилие, могут также вовлекать других детей, убеждая своих друзей не играть с конкретным ребенком, рассказывая об этом часто неправдоподобные и нелестные вещи, высмеивая их и сплетничая.

Со временем жертва думает, что на самом деле она слишком маленькая, слишком глупая, слишком толстая, неподходящая, и их самооценка снижается день ото дня. Ребенок чувствует себя виноватым в этой ситуации и считает, что заслуживает этого.

К сожалению, распознать психологическое насилие очень сложно. Не каждый ребенок скажет, что происходит самостоятельно, потому что может бояться мести преступника и быть целью дальнейших нападений.

Что может сделать родитель?
С самого начала стоит иметь хороший контакт с куратором группы, который может сообщить о ситуациях агрессии по отношению к ребенку. Такой человек есть и видит отношения и поведение детей.
Также можно постараться заметить любые изменения в поведении ребенка, которые вызывают беспокойство, кажутся странными или необычными.

Не существует стандартного списка такого поведения, после которого родитель может с уверенностью сказать, что малыш является жертвой психологического насилия. Это требует времени, внимания и, прежде всего, разговора.

Ребенок, который до сих пор был общительным и уверенным в себе, может внезапно отстраниться, не желая посещать детский сад. Малыши с беспокойством могут реагировать агрессивно и стать гиперактивными. Родитель должен быть начеку и поговорить с ребенком, если что-то его беспокоит.

Если реагировать на то, что он говорит вам, то есть шанс, что если у него возникнут проблемы, он с большей вероятностью обратится к вам за помощью. Во время такого разговора нужно дать время ребенку рассказать, что происходит, каковы его страхи, каковы его эмоции. Слова и реакции могут отличаться, но стоит сохранять спокойствие, потому что ребенок может плакать, бояться ходить в детский сад, хотеть, чтобы его забрали, или наказать преступника.

Никогда не обещайте ничего, если нет точной вероятности в сдержании слова. Стройте доверие к маленькой личности в каждый момент, особенно в этот, трудный.

После разговора стоит определиться, что будет дальше. Пусть ребенок знает, что вы собираетесь делать дальше, чтобы он понимал, что вы относитесь серьезно, и ничего делать за его спиной не будете.

В такой ситуации лучше всего доложить воспитателю группы и рассказать о ситуации. Если это возможно и необходимо, можете обратиться за консультацией и поддержкой к психологу. В таких случаях полезно сосредоточиться не только на жертвах насилия, но и на лицах, совершивших насилие.

Только таким образом можно иметь шанс, что детский сад, который посещает ребенок, станет для него безопасным местом, свободным от насилия, как физического, так и эмоционального.

Increase size

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.

Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребёнка.

Статья 19. Конвенцией установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско–правовая ответственность. Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Родителям о наказании

  • Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
  • Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
  • Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
  • Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказания?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказания.

Виды насилия.

Психологическое насилие:

  • длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Эмоциональное насилие.

  • длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

Запугивание ребёнка – ему внушают страх с помощью жестов, взглядов:

  • используют для запугивания свой рост, возраст
  • на него кричат
  • угрожают насилием по отношению к другим (родителем ребёнка, друзьям, животным и т.д.)
  • использование изоляции
  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями, сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • используют его в качестве доверенного лица;
  • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;
  • ребёнка стыдят;
  • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребёнком совершают экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги;
  • ребёнок используется как средство торга при разводе.

К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме-исключить и перевести в другое учреждение);
  • угрозы самоубийства, нанесение физического вреда себе или родственникам;
  • используют свои привилегии, обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым;
  • отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, о посещениях его родителей, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров;

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.


Частный детский сад Барнаула превратился в камеру пыток. Как установило следствие, воспитательница с февраля по май 2018 года жестоко обращалась со своими маленькими подопечными. На записях с камер видеонаблюдения кадры, от которых хочется плакать.

Мальчик, видимо, не хотел спать во время тихого часа. На записи видно, как воспитательница грубо вытаскивает его из кровати и выталкивает в другую комнату. Ребёнок, не удержавшись на ногах, кубарем летит на пол.

Следующая запись: женщина в наказание заталкивает испуганного воспитанника в тёмную комнату и закрывает за ним дверь.

Третье видео: воспитательница шлёпает спокойно стоящего ребёнка по попе и хватает его за ухо.

Четвёртое: на занятии педагог грубо дёргает за руку воспитанника и, как тряпичную куклу, рывком усаживает его рядом с собой на стул.

Для одного из мальчиков такое воспитание обернулось психологической травмой: он стал бояться темноты. Родители попросили записи с камеры и, увидев всё это, немедленно обратились в полицию. Сейчас по факту насилия над детьми возбуждено уголовное дело.

Психологи и психиатры рассказали Лайфу, как понять, что в саду происходит что-то страшное, и вовремя принять меры.

Скриншот видео: youtube/Следственный комитет Российской Федерации

По словам детского психиатра Анны Портновой, если поведение ребёнка изменилось в худшую сторону, это может говорить о том, что он большую часть своего времени находится в эмоциональном напряжении.

Тревожными сигналами для семьи должны быть слёзы и отказ ребёнка ходить в садик. Ещё одним знаком может стать внезапно проснувшаяся злость малыша к своим родителям, братьям и сёстрам.

— Физическая агрессия становится для маленького человека допустимой нормой поведения, потому что он эту агрессию видит со стороны воспитателя, — объясняет Портнова. — Ребёнок начинает обижать сверстников, отыгрываясь за собственные унижения в детском саду.

Поговорить с воспитателем

По мнению детского психотерапевта Айны Громовой, если поведение малыша стало отличаться от "досадовского", то стоит обязательно пообщаться с воспитателем и задать ему все волнующие вопросы.

— В моей практике был случай. Трёхлетняя малышка с удовольствием ходила в частный садик, пока там не сменилась воспитательница. Девочка стала отказываться от посещения, потом призналась, что не хочет именно к этой женщине, — говорит Громова. — Её мама подошла к педагогу и вежливо рассказала о реакции своей дочери. В ответ та разразилась гневными возмущениями по поводу того, что родители сомневаются в её профессионализме.

По словам детского психотерапевта, если на вопросы родителей воспитатель отвечает агрессией, значит, он тем более не будет сдерживать себя в общении с беспомощными детьми.

— Родители не должны просто отвести ребёнка в садик и считать, что всё хорошо, слепо полагаясь на профессионализм сотрудников, — говорит Громова. — Нужно разговаривать с теми людьми, которые по долгу работы весь день проводят с вашим ребёнком, а также общаться с другими родителями.

Фото: © Shutterstock

По словам Анны Портновой, на приёме у психолога часто выясняется, что ребёнка обижают в садике. При этом родители с удивлением узнают об этом.

Специалист пояснила, что малыши боятся рассказывать о наказаниях воспитателя в своей семье. Дети не могут критически оценивать поведение взрослого, для них он авторитет.

— Ребёнок думает, что плохо себя вёл и поэтому его наказали, — объясняет Портнова. — Что же он будет о своём плохом поведении рассказывать маме.

Специалист поделилась случаем из своей практики. Обеспокоенные родители привели на приём пятилетнего сына. По их словам, мальчик стал капризным, вредным, начал часто задирать своего младшего брата.

— Я стала расспрашивать ребёнка, как у него дела в садике, с кем он дружит, какая у него воспитательница, нравится она ему или нет, почему, — говорит психиатр. — Потом я спросила, наказывает ли она других детей, каким образом. Так, выяснилось, что воспитательница берёт детей за ухо или шлёпает по попе. Потом мальчик признался, что с ним тоже случалось такое. Для родителей эта новость была настоящим откровением.

По словам Портновой, многим мамам и папам даже не приходит в голову поговорить с детьми о том, что происходит в детском саду. Часто родители забирают ребёнка домой, будучи уставшими после рабочего дня, и для них важно, чтобы к ним никто не приставал.

Специалист рекомендует родителям обязательно расспрашивать ребёнка о его делах и заботах. Стоит избегать прямых вопросов, особенно таких: "Били ли тебя в садике?" Спрашивать нужно так, чтобы ребёнок начал просто рассказывать о своей жизни, начиная не с самых тревожных моментов. Лучше спросить, что он ел сегодня, кто себя плохо вёл в группе, какие смешные моменты были в садике, а какие страшные.

— В трёхлетнем возрасте дети рассказывают о том, что видят. Они охотно начинают разговаривать о садике, делиться впечатлениями, но часто родители говорят: "Давай потом поговорим, я устал", — объясняет детский психиатр. — И потом удивляются, почему в подростковом возрасте ребёнок замкнут и ничего не рассказывает. А лишь потому, что он просто не привык это делать.

Впрочем, воспитатели могут запретить детям говорить о том, что происходит в саду, запугав чем-нибудь.

Поиграть в садик

Фото: © Pixabay

Можно поиграть с ребёнком в детский сад. Допустим, мягкие игрушки будут детьми, а кукла — воспитательницей. По словам детского психолога Светланы Клюваевой, в моменты спонтанной игры ребёнок чувствует себя естественно и выдаёт всё, что слышит и знает. Если кукла всё время говорит динозаврику: "Ты наказан, иди в тёмный угол", — это тревожный знак. Тем более если кукла начинает драться.

Светлана Клюваева советует также обращать внимание на то, как малыш играет сам с собой (он может повторять слова, услышанные в саду), и на то, как он рисует.

Один из самых известных приёмов детских психологов — попросить малыша нарисовать какое-нибудь несуществующее животное. Если зверь получится в итоге с рогами, шипами, зубами, значит, ему (и автору рисунка) всё время приходится защищаться от жестокого мира. Если же это счастливое существо, то и у ребёнка, скорее всего, хорошее эмоциональное состояние. Также стоит обратить внимание на цвета, которые выбирает юный художник, — мрачные они или светлые.

Читайте также: