Что такое психологические умения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Профессионально-психологические навыки и умения Это освоенные сотрудником ПОО способы действий, ориентированных на практический учет психологических аспектов осуществляемой деятельности. Есть три важнейшие группы их: а) аналитико-психологические умения (см. Аналитико-психологические умения), б) тактико-психологические навыки и умения (см. Тактико-психологические навыки и умения) и в) технико-психологические навыки и умения (см. Технико-психологические навыки и умения).

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .

Смотреть что такое "Профессионально-психологические навыки и умения" в других словарях:

Тактико-психологические навыки и умения — Навыки и умения выполнения тактических действий, решающих конкретные психологические задачи. Такие действия не имеют самостоятельного значения и выступают как вспомогательные, обслуживающие решения юридических, оперативно служебных и служебно… … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника — Обязательный компонент его профессионального мастерства (см. Психологическая структура профессионального мастерства сотрудника). Это то, что он фактически приобрел в результате проведенной с ним профессионально психологической подготовки, либо… … Энциклопедия современной юридической психологии

ЛИЧНОСТЬ — 1) социальная сторона, социальное качество в человеке; 2) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О. реализуются цели образования (См. Образование) и воспитания (См. Воспитание). Главный путь получения… … Большая советская энциклопедия

Личностный подход в ЮП — ЮП имеет дело с реальностями жизни, с исследованием и решением индивидуально и общественно значимых проблем человека. Реальностям жизни соответствует психологический поход к человеку как к личности. Под личностью в психологической науке… … Энциклопедия современной юридической психологии

педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… … Большая психологическая энциклопедия

Как часто учитель, обращаясь к детям, предлагает им по­слушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ниче­го больше и не требуется, кроме как активно использовать возможности детей.

Не будем обижаться за поэзию, которой уготован такой неблагодарный удел, но пожалеем школьников, которые вы­нуждены ежедневно заниматься изнуряющей, неинтересной и неблагодарной работой по заучиванию самого разного учеб­ного материала. Психологическая наука уже давно не только доказала неэффективность механического заучивания, но и разработала приемы осмысленного запоминания. Как дальше будет показано, прочное запоминание можно обеспечить во­обще без заучивания.

Нет необходимости доказывать, что приемы осмысленного запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и во многих других ее видах, выполняемых человеком на про­тяжении жизни.

Другим важным умением, необходимым для любой дея­тельности, является умение быть внимательным.

Психолог Н.В. Кузьмина опросила около 400 учителей разных классов и разных уровней мастерства. Оказалось, что среди трудностей, которые испытывают учителя, первое место занимает проблема воспитания внимания учащихся. Харак­терно, что даже учителя-мастера, которые успешно справля­ются со многими другими трудностями, указывают на задачу воспитания внимания как наиболее сложную для них. Это говорит о том, что здесь существуют объективные трудности. И это действительно так. Внимание доставляет много хлопот не только учителям, но и исследователям-психологам. Главная трудность состояла в том, что долгое время ученые не могли правильно установить роль внимания в познавательной дея­тельности человека. С одной стороны, совершенно очевидно, что роль внимания велика во всех видах деятельности, в том числе и учебной, но в чем конкретно эта роль состоит, до по­следнего времени оставалось неясным. Поэтому учитель полу­чал множество общих рекомендаций, но все они касались не внимания, а каких-то других сторон деятельности учащихся.

Особенность большинства рекомендаций заключается в том, что в них предлагается воздействовать на вниманиекос­венным путем. Одни считают, что надо воспитывать в ребенке убежденность, сознательное отношение к знаниям, волю, твердость характера и т.д. Это означает, что воспитание вни­мания должно идти через организацию всей системы обучения и воспитания школьника. Для первоначальной организации внимания на уроке подчеркивается важность доступности изложения материала, его наглядности и т.д.




Можно назвать десятки общих рекомендаций, которые, однако, все направлены на формирование не внимания как такового, а различных сторон личности школьника, его пси­хического развития в целом'. А в объемном перечне рекомен­даций нет ни одной, которая касалась бы непосредственно внимания, т.е. указывала бы прямой путь к воспитанию уме­ния быть внимательным.

' См., например: Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

Только в 70-х гг. нашего столетия П.Я. Гальпериным было установлено, чтовнимание выполняет контрольную функцию,и его воспитание надо начинать с обучения учащихся контро­лю.Внешний контроль, превращенный в контроль внутренний, автоматизированный, и есть внимание. И теперь можно дать учителю конкретную методику, как работать с учащимися, у которых внимание не сформировалось в их прошлом опыте. Понятно теперь, почему так велика роль внимания в учебной, как и во всякой другой деятельности¢.

¢Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное фор­мирование внимания. - М., 1974.

Не останавливаясь на других общих умениях, отметим лишь, что многие из них необходимо формировать у уча­щихся в начальной школе, чтобы обеспечить им успешное выполнение не только учебной, но и других видов деятель­ности: трудовой, спортивной и т.д. К числу таких умений относится умение планировать свою деятельность, а также время жизнедеятельности в целом; умение сотрудничать с другими людьми и др.

Как часто учитель, обращаясь к детям, предлагает им по­слушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ниче­го больше и не требуется, кроме как активно использовать возможности детей.

Не будем обижаться за поэзию, которой уготован такой неблагодарный удел, но пожалеем школьников, которые вы­нуждены ежедневно заниматься изнуряющей, неинтересной и неблагодарной работой по заучиванию самого разного учеб­ного материала. Психологическая наука уже давно не только доказала неэффективность механического заучивания, но и разработала приемы осмысленного запоминания. Как дальше будет показано, прочное запоминание можно обеспечить во­обще без заучивания.

Нет необходимости доказывать, что приемы осмысленного запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и во многих других ее видах, выполняемых человеком на про­тяжении жизни.

Другим важным умением, необходимым для любой дея­тельности, является умение быть внимательным.

Психолог Н.В. Кузьмина опросила около 400 учителей разных классов и разных уровней мастерства. Оказалось, что среди трудностей, которые испытывают учителя, первое место занимает проблема воспитания внимания учащихся. Харак­терно, что даже учителя-мастера, которые успешно справля­ются со многими другими трудностями, указывают на задачу воспитания внимания как наиболее сложную для них. Это говорит о том, что здесь существуют объективные трудности. И это действительно так. Внимание доставляет много хлопот не только учителям, но и исследователям-психологам. Главная трудность состояла в том, что долгое время ученые не могли правильно установить роль внимания в познавательной дея­тельности человека. С одной стороны, совершенно очевидно, что роль внимания велика во всех видах деятельности, в том числе и учебной, но в чем конкретно эта роль состоит, до по­следнего времени оставалось неясным. Поэтому учитель полу­чал множество общих рекомендаций, но все они касались не внимания, а каких-то других сторон деятельности учащихся.

Особенность большинства рекомендаций заключается в том, что в них предлагается воздействовать на вниманиекос­венным путем. Одни считают, что надо воспитывать в ребенке убежденность, сознательное отношение к знаниям, волю, твердость характера и т.д. Это означает, что воспитание вни­мания должно идти через организацию всей системы обучения и воспитания школьника. Для первоначальной организации внимания на уроке подчеркивается важность доступности изложения материала, его наглядности и т.д.

Можно назвать десятки общих рекомендаций, которые, однако, все направлены на формирование не внимания как такового, а различных сторон личности школьника, его пси­хического развития в целом'. А в объемном перечне рекомен­даций нет ни одной, которая касалась бы непосредственно внимания, т.е. указывала бы прямой путь к воспитанию уме­ния быть внимательным.

' См., например: Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

Только в 70-х гг. нашего столетия П.Я. Гальпериным было установлено, чтовнимание выполняет контрольную функцию,и его воспитание надо начинать с обучения учащихся контро­лю.Внешний контроль, превращенный в контроль внутренний, автоматизированный, и есть внимание. И теперь можно дать учителю конкретную методику, как работать с учащимися, у которых внимание не сформировалось в их прошлом опыте. Понятно теперь, почему так велика роль внимания в учебной, как и во всякой другой деятельности¢.

¢Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное фор­мирование внимания. - М., 1974.

Не останавливаясь на других общих умениях, отметим лишь, что многие из них необходимо формировать у уча­щихся в начальной школе, чтобы обеспечить им успешное выполнение не только учебной, но и других видов деятель­ности: трудовой, спортивной и т.д. К числу таких умений относится умение планировать свою деятельность, а также время жизнедеятельности в целом; умение сотрудничать с другими людьми и др.

Наш нынешний уровень жизни и требования, которым окружающая среда подчиняет нас каждый день, заставляют нас развивать различные типы способностей, чтобы адаптироваться к окружающей среде. Как на рабочем месте, так и в повседневной жизни существует ряд навыков, которые очень полезны для этого как на социальном, культурном, психофизиологическом и психологическом уровне.

Что касается последних, которые применимы практически ко всем сферам жизни, мы представляем серию 35 психологических компетенций, которые необходимо повысить из-за его высокой полезности в различных жизненно важных областях.

Что такое соревнование?

Быть компетентным в чем-либо означает иметь возможность эффективно выполнять требуемое действие, мы говорим о действиях на физическом или ментальном уровне.

Психологические компетенции бывают самых разных типов. что мы развиваемся в большей или меньшей степени на протяжении нашего личного роста. В этой статье мы увидим основные

35 психологических навыков, которые нужно укрепить

Выявление личных слабостей и их исправление за счет улучшения психологических навыков - хороший способ просто улучшить качество нашей жизни и производительность труда. привнесение некоторых привычек в нашу повседневную жизнь. Выберите те, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят для вашего случая.

1. Сочувствие

Умение поставить себя на место другого очень важно при налаживании эффективного сосуществования. Это позволяет нам принять во внимание, как они видят мир другие и уметь действовать, учитывая это восприятие.

2. Возможности анализа

Понимание различных событий и явлений - это первый шаг к выработке различных стратегий и способов реагирования на них. Для этого очень полезно иметь возможность разложите каждую проблему на различные элементы, которые составляют ееособенно когда речь идет о сложных проблемах.

3. Синтезирующая способность

После того, как каждый компонент проблемы проанализирован, важно уметь повторно интегрировать всю доступную информацию по теме. Речь идет о способности связывать связанные идеи вместе.

4. Способность к самомотивации

Психологическое функционирование человека во многом зависит от способности оставайтесь активными и заинтересованными в том, что мы делаем. Вот почему очень полезно развивать способность к самомотивации и ставить цели и задачи, которые нас волнуют.

5. Эмоциональная осведомленность

Эмоции - неотъемлемая часть человека, имеющая большое значение для объяснения его поведения и сильно влияющая на его благополучие. Способность определять, что мы чувствуем и что их вызывает это позволяет нам лучше понять себя и адаптировать свое поведение и отношение к реальности.

6. Самоуправление или эмоциональное регулирование

Возможность управлять ими, рассматривать их в перспективе или адаптировать их к контексту, в котором мы находимся, является большим преимуществом.

7. Эмоциональная автономия.

Под этим понимается способность чувствовать и учитывать свои эмоции и эмоции других людей для себя, без зависимости от внешних воздействий. Субъект отвечает за свои эмоции.

8. Работа в команде

Мы живем в обществе. Практически в любое время мы так или иначе контактируем с кем-то прямо или косвенно, каждое из наших действий может повлиять на разных людей. Уметь объединять усилия с другими Это может позволить нам легче достигать различных целей, используя ресурсы и личные навыки каждого человека.

9. Управление стрессом и психологическая устойчивость.

Мы живем во времена напряженного образа жизни, полного обязательств и конкуренции. Возможность управлять ситуациями, в которых мы находимся под сильным давлением Это то, что очень необходимо на рабочем уровне, и в то же время помогает нам преодолевать различные обстоятельства, в которых мы живем, и реагировать на них адаптивным образом.

10. Умственная гибкость

Психологическая компетентность, имеющая большое значение для нашей правильной адаптации, - это способность иметь определенный уровень умственной гибкости. Это означает способность фиксировать другие точки зрения, мысли и способы ведения дел и принимать их как действительные. Речь идет о возможности оценить другие точки зрения вне нашего собственного и иметь возможность вносить изменения в наш взгляд на мир, не ограничивая себя нашими первоначальными идеями.

11. Коммуникативные способности.

Мы можем знать многое, но в такой социальной сущности, как человек, может быть очень важно уметь самовыражаться. Таким образом другие люди могут осознавать, что мы пытаемся передать, и действовать соответственно. Обучение этому типу навыков означает улучшение наших социальных навыков.

12. Креативность и нестандартное мышление.

Установление новых способов действий перед лицом конкретных проблем, без зависимости от заранее установленных вариантов, предполагает возможность получения новых результатов, позволяя нам развиваться как индивидуумам и даже как видам. Развивать творческие способности и быть компетентным в создании новых стратегий Поэтому это очень полезно.

13. Способность принимать решения

В жизни мы должны принимать решения и не позволяйте сомнению блокировать нас. Хотя мы должны попытаться учесть различные точки зрения и варианты, в конечном итоге мы должны действовать. Способность принимать решения - важный элемент нашей повседневной жизни, хотя для некоторых людей это может быть сложно. Но, как и все соревнования до и после, его можно тренировать и оптимизировать с практикой.

14. Способность к планированию и видение будущего

Каждый поступок имеет свои последствия, и способность визуализировать эффекты как нашего поведения, так и экологических явлений позволит нам начать разработку стратегии превентивных действий.

15. Способность к импровизации.

Хотя в упомянутом выше соревновании мы говорили о важности способности предотвращать различные аспекты реальности, мы не всегда можем быть готовы к тому, что с нами произойдет. Следовательно, необходимо уметь быстро выработать курс действий перед лицом неожиданных событий, импровизировать, чтобы избежать неожиданных или новых явлений.

16. Возможность выбора информации

В настоящее время у нас есть практически любая информация, доступная одним щелчком мыши. У нас есть доступ к многочисленным источникам знаний, некоторые из которых не совсем надежны или даже предлагают информацию, которая может быть противоречивой. Это из-за этого возможность выбора информации очень полезна.

17. Напористость.

Когда с нами происходят определенные вещи или вспыхивают конфликты между людьми, можно реагировать по-разному. Конформистская пассивность или навязывание собственной воли может не только не решить текущую проблему, но и усугубить ее или даже породить другие в будущем. Одна из позиций, которая в большинстве случаев поможет нам больше всего, - это напористость, которая позволяет нам отстаивать свои права и мнения четко и эффективно, не нарушая при этом прав или честности других.

18. Отражательная способность.

Наши импульсы являются частью нас самих, и рекомендуется избегать их полного подавления. Однако это не означает, что они постоянно увлекаются ими. Мы должны быть в состоянии найти золотую середину и действовать таким образом, чтобы позволить сосуществовать с другими людьми, ища наилучшую возможную альтернативу поведения для достижения адаптации. Тренировка этого качества подразумевает не подавление инстинктов, а скорее то, что мы способны действовать рационально.

19. Дисциплина

Под дисциплиной понимается установление кодекса поведения и поведения, который позволяет нам поддерживать порядок и действовать организованно и систематически. Способность поддерживать дисциплину сделает нас заслуживающими доверия и что мы можем достичь более сложных целей.

20. Критическое мышление

У каждого из нас есть свои планы, намерения и пожелания. То, что другие сообщают нам или то, что мы видим, может зависеть от разных аспектов. Способность анализировать рассуждения, ведущие к определенному утверждению, позволяет нам сомневаться в информации, которую мы получаем, и формировать собственное представление о реальности более объективным образом.

21. Сила воли и настойчивость

Хотя необходимо проявлять гибкость и учитывать разные точки зрения на одну и ту же тему, важно, чтобы, если мы четко обозначили наши цели, мы смогли их достичь. Дисциплина и самомотивация - это аспекты, проистекающие из силы воли. Быть компетентным в ремонте и настойчиво добиваться поставленных целей Это поможет нам достичь наших целей и чувствовать себя более удовлетворенными собой и своей жизнью.

22. Чувство собственной эффективности.

В таком конкурентном мире необходимо верить в свои возможности. Ожидания относительно нашей собственной работы должны мотивировать нас продолжать работу. Восприятие себя как неэффективных может вызвать у нас разочарование и страдания, в дополнение к снижению нашей мотивации и производительности. Фактически, может быть сгенерирован эффект Пигмалиона, который заставит нас в конечном итоге получить производительность, которую мы ожидали.

23. Спонтанность

Хотя вдумчивость очень полезна во многих отношениях, иногда она может привести к чрезмерной жесткости и пренебрежению нашей истинной натурализацией. Необходимо уметь быть собой, делать то, что нам нравится, несмотря на страх возможных последствий.

24. Умственная ловкость

Сегодня очень важно иметь гибкое мышление. Обдумывайте и наблюдайте за различными частями проблемы с определенной скоростью. он облегчает нашу немедленную реакцию на раздражители окружающей среды адаптивным способом.

25. Возможности вывода

Данные, которые мы получаем из окружающей среды, можно анализировать и синтезировать с большой эффективностью, но есть очень важный аспект, связанный с наблюдением, который влечет за собой определенный уровень субъективности и позволяет нам делать прогнозы на основе данных. Речь идет о способности делать выводы, связывать полученные и синтезированные данные и информацию с другими аспектами реальности, с которыми они связаны.

26. Ответственность

Способность брать на себя ответственность за свои действия - основная компетенция для правильного функционирования. Принимать во внимание последствия наших действий и брать на себя ответственность за ущерб, который они могут вызвать, устранять и устранять. И ответственность касается не только этого аспекта, но также знать, что от нас ожидается в зависимости от нашей роли и действовать соответственно. Это также означает умение признавать свои достоинства.

27. Способность к убеждению и влиянию.

Убедить других в своем видении и вызвать изменения в их привычном поведении - ключевой тип компетенции в определенных аспектах жизни. Востребован в разных рыночных нишахУмение убеждать других также помогает нам защищать свои права и позиции от любых внешних злоупотреблений.

28. Лидерство

Связанные с убеждением, лидерские качества включают способность взять на себя инициативу и управлять своим поведением и поведением других К общей цели Речь идет не только о влиянии, но и о способности организовать, установить цели и методы их достижения, мотивировать других и помочь разрешить любые сомнения, которые могут возникнуть.

29. Постановка реалистичных целей

Людям необходимо мотивировать себя, чтобы придать смысл излучению поведения. Для этого мы предлагаем цели или задачи. Однако многие люди сталкиваются с проблемами, когда дело доходит до постановки целей, требуя слишком много или слишком мало, так что либо они не могут их достичь, либо не требуют слишком больших усилий и теряют свою мотивационную способность. Это из-за этого мы должны научиться ставить цели, соответствующие нашим возможностям, которые предполагают, что мы достижимы, и которые могут быть структурированы и подразделены на небольшие шаги, которые позволяют их решить.

30. Оценка контекста

Независимо от обработки различной информации, которая нас окружает, мы должны помнить, что она находится в определенном контексте. То, что происходит, имеет разное значение в зависимости от места, времени и людей, которые это переживают. Вот почему мы должны тренироваться в контекстуализировать любую информацию и ситуацию.

31. Применение знаний

Хотя теоретические знания важны, умение применять эту информацию на практике или применять в реальной жизни не менее важно. Тренируйте это соревнование предполагает применение теории на практике, обнаружение или анализ определенных способов преобразования одних и тех же или других знаний в различные модели поведения и действий.

32. Управление ресурсами

При решении задач нужно учитывать то, что у нас есть для этого. Мы должны уметь распознавать и уметь использовать все доступные элементы, повышение шансов на успех нашей компании или проекта.

33. Делегат

Мы должны нести ответственность за свои действия, но также мы должны осознавать наши ограничения. Во многих случаях нам придется доверять и делегировать полномочия другим людям. Знание того, кто и какие конкретные аспекты могут быть полезны, если кто-то другой отвечает за успешное выполнение задачи, можно также обучить на практике.

34. Внимание и адресность.

Другая ключевая компетенция связана со способностью сосредоточиться на конкретном аспекте. Это позволяет нам четко осознавать нашу цель и средства, которые у нас есть для ее достижения, игнорируя другие элементы, которые на нее не влияют.

35. Проактивность

Проявляйте инициативу и придумывать новые цели и пути совершенствования Это очень важно. Связанный с творчеством и инновациями, он помогает сохранять мотивацию и получать новые впечатления, всегда начиная с ответственности за собственное поведение и предоставляя основы.

Как часто учитель, обращаясь к детям, предлагает им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ничего больше и не требуется, кроме как активно использовать возможности детей.

Не будем обижаться за поэзию, которой уготован такой неблагодарный удел, но пожалеем школьников, которые вынуждены ежедневно заниматься изнуряющей, неинтересной и неблагодарной работой по заучиванию самого разного учебного материала. Психологическая наука уже давно не только доказала неэффективность механического заучивания, но и разработала приемы осмысленного запоминания. Как дальше будет показано, прочное запоминание можно обеспечить вообще без заучивания.

Нет необходимости доказывать, что приемы осмысленного запоминания нужны не только в учебной деятельности, но и во многих других ее видах, выполняемых человеком на протяжении жизни.

Одним из важных элементов сознательной деятельности любого индивида являются навыки. Они относятся к автоматизированным компонентам и имеют сложную классификацию. Мы расскажем, что такое навыки с научной точки зрения и как развить нужный комплекс элементов.

Содержание

О навыках простыми словами

Навык – это, в психологии, действие, возведенное в степень автоматизма. Но здесь важно разделять деятельность в целом и ее отдельные процессы, так как навыками могут быть только элементы, входящие в процесс деятельности.

Рассматривая научное определение навыков, стоит четко понимать, что они не имеют ничего общего с безусловными рефлексами. Последние изначально не контролируются сознанием и автоматизированы. Примеры безусловных рефлексов знакомы каждому: дыхание или сглатывание слюны.

man people

А вот навыки превращаются в автоматизированные только в процессе регулярного повторения или, как еще принято говорить, упражнения. Специалисты часто дают такую характеристику навыкам – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, становящиеся таковыми в процессе деятельности и не контролируемые сознанием.

Хорошим примером в данном случае могут служить люди, потерявшие память. До 98% из них сохраняют элементы деятельности, доведенные в течение жизни до автоматизма. Это могут быть навыки, связанные с работой, ведением домашнего хозяйства или хобби.

lyudi poteryavshie pamyat

Около 10 лет назад в одну из больниц Новосибирска попал мужчина с травмой головы, результатом чего стала потеря памяти – пациент не помнил ничего о себе. Через год память не вернулась, а поиски родственников не увенчались успехом. Мужчине пришлось выстраивать жизнь заново. Как оказалось, он хорошо управлялся с деревом. И не просто мастерил из древесины поделки, а создавал уникальную мебель с особыми отличительными элементами – почерком мастера, который не пропал вместе с памятью. По почерку мужчина абсолютно случайно и опознал партнер по бизнесу.

Если опустить все научные описания навыков и изложить их кратко самым простым языком, то можно сказать следующее – навыком считается тот компонент деятельности, который производится легко, без сознательного контроля и сосредоточенности на происходящем.

Классификация

В психологии существует сложная классификация навыков. В первую очередь они делятся на:

Под первыми понимаются элементарные действия, свойственные каждому человеку: поднести ложку ко рту, расчесать волосы, закрыть дверь ключом.

Вторые могут состоять из целого набора элементов - навык одновременного приготовления трех блюд или командной игры.

Также навыки подразделяются на:

Конкретные уместны только в одной ситуации. Часто подобные навыки приобретают люди, которые длительное время занимаются одним и тем же делом. Но вне рамок ситуации автоматизированные действия бесполезны.

В отличие от универсальных навыков. Они уместны в любых обстоятельствах и способны существенно облегчить жизнь индивида (в качестве примера можно взять завязывание шнурков).

Различают навыки и по видам:

  • перцептивные;
  • интеллектуальные;
  • двигательные.

Перцептивные навыки представляют собой отображение знакомого объекта через чувственную среду. Причем происходит это автоматически и затрагивает как свойства, так и характеристики объекта.

Интеллектуальные навыки – это применение алгоритма решения уже когда-либо встречавшейся задачи.

Двигательные навыки характеризуются как воздействие на некоторый предмет, производящееся в автоматическом режиме. Нужно отметить, что в эту категорию входят и перечисленные выше навыки.

Но описанные виды нельзя считать единственными. Отдельно выделяют коммуникативные навыки, спортивные, социальные навыки, бытовые. И это далеко не весь список. Практически в каждой сфере деятельности существует возможность довести действия до автоматизма.

rabota

Взаимодействие

Каждый индивид владеет группой навыков, и они постоянно взаимодействуют между собой. Тем более, когда речь идет о формировании новых элементов под воздействием сложившихся обстоятельств. Первоначально личность пытается применить уже имеющиеся навыки, что классифицируется как перенос навыков. Он бывает трех видов:

Аллокация навыков наиболее важна в педагогике. В этом ключе можно отметить и такое явление как диффузию – распространение навыков в группе индивидов. Если одна личность владеет необходимыми для всей группы элементами действий, то вскоре и остальные ее участники вырабатывают их у себя.

Нюансы формирования

Обучение навыку происходит в три этапа:

  • объяснение – индивид должен понимать саму задачу и видеть способы ее решения;
  • тренировка – последовательное выполнение необходимых действий под контролем сознания;
  • доведение до автоматизма – навык формируется и сознание перестает контролировать воспроизводимые действия.

Немаловажную роль в оттачивании навыка играет личность, через которую происходит обучение. Правильно организованный процесс ускоряет формирование и закрепление алгоритма действий, приводя их к автоматизму.

Читайте также: