Что такое пророчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

в иудейско-христианской традиции возвещение воли Божией и связанных с Его замыслами грядущих событий. Пророка вдохновляет Св. Дух, избрание и вдохновение этого человека не подавляет его как личность, не гасит его разума и чувств. Инспирация пророка вербальна он должен передать людям весть, полученную им в слове, *влагаемую в уста* (Втор.18.18; Иер.1.9 и др.). Не все библейские пророчества исполнились. В древней Церкви пророки по рангу уступали апостолам, они возвещали воскресшего Господа словами, имеющими власть, предсказывали события, давали откровения, идентифицировали определенных лиц как избранных свыше для определенных видов церковного служения и давали им необходимые для этого силы. Впоследствии пророками стали называть только тех, кто канонизирован в качестве таковых Св. Писанием, и оно угасло как особый вид церковного служения. В наше время пророками в не особенно строгом смысле называют писателей, поэтов, общественных и церковных деятелей, ставших инициаторами духовного обновления в Церкви и в обществе, а также свидетелями нравственной правды.

Смотреть что такое ПРОРОЧЕСТВО в других словарях:

ПРОРОЧЕСТВО

(богословское понимание его). — В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взг. смотреть

ПРОРОЧЕСТВО

ПРОРОЧЕСТВО. -а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.).

ПРОРОЧЕСТВО

пророчество ср. 1) Предсказание, являющееся - по религиозным представлениям - откровением Бога. 2) Предсказание, предвидение.

ПРОРОЧЕСТВО

пророчество с.prophecy, oracle

ПРОРОЧЕСТВО

пророчество См. предсказание. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. пророчество прогноз, предсказание, прорицание; предвещение, апокалипсис, предрекание, предвещание, вещание, предвозвестие, предречение, провидение Словарь русских синонимов. пророчество см. предсказание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. пророчество сущ. • предсказание • прорицание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. пророчество сущ., кол-во синонимов: 14 • апокалипсис (7) • вещание (12) • лжепророчество (1) • откровение (9) • предвещание (13) • предвещение (12) • предвозвестие (5) • предрекание (9) • предречение (6) • предсказание (35) • провидение (21) • проречение (2) • прорицание (9) • теомантия (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: апокалипсис, вещание, лжепророчество, откровение, предвещание, предвещение, предвозвестие, предрекание, предречение, предсказание, провидение, прорицание, теомантия. смотреть

ПРОРОЧЕСТВО

Пророчество (богословское понимание его). — В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире, хотя в последнем не было точного понятия о пророчестве. Из сочинения Цицерона ("De divinatione" (кн. XXXVIII, гл. 83), между прочим, видно, что последователи стоической философии смотрели на пророчества как на необходимые откровения богов и как на ясные доказательства бытия богов. В другом сочинении Цицерона, " О природе богов" ("De natura deorum", кн. 2, гл. 12), другой стоик Луцилий (Lucilius) в существовании пророчества видит наглядное доказательство бытия богов: "если есть истолкователи воли богов, то необходимо признать, что есть и боги". О значении пророчеств как признаков откровения особенно много мест находится у пророка Исайи; так, например, обличая язычество, пророк доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинных П. (Ис., XLI, 21—24; XIX, 12). В других местах пророк Исайя указывает на предвидение отдаленного будущего как на свойство одного истинного Бога (см. Ис., XLVI, 9—10; XLI, 8—9). В Новом Завете мы находим такой же взгляд на значение пророчеств. Сам Иисус Христос указывал на Свои предсказания будущего как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его божественном достоинстве (см. Иоан., XIII, 19; XIV, 29). По примеру Христа и апостолы в ветхозаветных П. о Мессии и в исполнении этих П. в лице Иисуса Христа видели самое сильное доказательство той же истины. П. по точному значению его есть определенное предвидение и предсказание будущих, совершенно случайных событий, которые ни сами по себе, ни в своих сокровенных причинах не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью предсказаны никаким ограниченным существом, а только по откровению всеведущего Существа могли быть сообщены кому-либо из людей. Относительная неясность может быть присуща в известной степени и истинному П.; это имеет свою причину в том, что в пророческом видении пророку открывается иногда не целостный образ будущего, но только отдельные части целого. Поэтому и говорит апостол Павел: "отчасти пророчествуем" (1 Кор., XIII, 9). Кроме того, будущее, которое пророк созерцает в своем видении, как настоящее, он изображает для своих современников под видом образов, заимствованных из настоящего и прошедшего. Отсюда большая часть пророчеств имеют прикровенный, символический, таинственный характер. Однако же при относительной неясности в частных и второстепенных вопросах истинное П. не может быть неопределенным и двусмысленным в главном и существенном своем содержании. Самым важным признаком того, что известное пророчество есть истинное, служит его исполнение. На неисполнение П. как на признак его неистинности находится прямое указание в Св. Писании: "если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей" (Второз., XVIII, 22). "Пророк тогда только признаваем был за пророка, которого послал Господь, когда сбывалось слово того пророка" (Иерем., XXVIII, 9). См. Н. П. Рождественский, "Христианская апологетика" (т. II, изд. 2, СПб., 1893); митр. Макарий, "Введение в православное богословие" (изд. 5, СПб., 1884); архим. Августин, "Руководство к основному богословию" (изд. 3, М., 1894); прот. Д. Тихомиров, "Курс основного богословия" (СПб., 1887); Ив. Пятницкий, "Введение в православное богословие" (Ставрополь, 1893).

ПРОРОЧЕСТВО

(Невуа) Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое "пророчеством". Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей И. смотреть

ПРОРОЧЕСТВО

прор’очество — предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из кот. смотреть

ПРОРОЧЕСТВО

ПРОРОЧЕСТВО

ПРОРОЧЕСТВО

1) Орфографическая запись слова: пророчество2) Ударение в слове: прор`очество3) Деление слова на слоги (перенос слова): пророчество4) Фонетическая тран. смотреть

Содержание

Пророк

Пророк — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.

Самоисполняющееся пророчество

Самоисполняющееся пророчество — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.

Хотя мотивы самоисполняющегося пророчества можно проследить ещё в мифах Древней Греции и Индии, сам термин был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном.

Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.

The self-fulfilling prophecy is, in the beginning, a false definition of the situation evoking a new behaviour which makes the original false conception come 'true'. This specious validity of the self-fulfilling prophecy perpetuates a reign of error. For the prophet will cite the actual course of events as proof that he was right from the very beginning

Иными словами: предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Известные пророчества

Библейские пророчества

Ленинское пророчество



Ленинское пророчество — поддельный документ XIII века, приписываемый монаху Герману из Ленинского аббатства в местечке Клостер-Ленин в Бранденбурге, объявившийся в 1722 или 1723 году.

См. также

Примечания

  1. ↑ Robert K. Merton, Social Theory and Social Structure, Free Press, 1968, p. 477, ISBN 0-02-921130-1.

Ссылки

Литература

  • Новый Библейский словарь: в 2 ч. — СПб. : Мирт, 1999—2001. — Ч.2: Библейские реалии. — 2001. — 1014 с.
  • Генри Гелей. Библейский справочник. СПб: Библия для всех. 2000 ISBN 5-7454-0509-0.
  • Новый Библейский словарь: в 2 ч. — СПб. : Мирт, 1999—2001. — Ч.1: Библейские персонажи. — 1999. — 440 с.
  • Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, B., [1968].
  • Eissfeldt О., The prophetic literature, в книга: The old testament and modern study, ed. by Н. Н. Rowbey, Oxf., [1961].
  • Heaton Е. W., The Old Testament Prophets, Harmondsworth, 1958.
  • Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. СПб, 1899.
  • Пророчества
  • Парапсихология
  • Религия
  • Откровение

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пророчество" в других словарях:

пророчество — См … Словарь синонимов

ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчить и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

пророчество — , а, ср. Высок. == [Замечательное] Ленинское (В.И.Ленина) пророчество. патет. ◘ Можно смело утверждать, что сегодня ленинское пророчество сбылось. РЯНШ, 1986, № 3, 29. Замечательное пророчество В.И.Ленина сбылось. Шкаратан, Ваксер, 155 … Толковый словарь языка Совдепии

Пророчество — (Невуа) Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое пророчеством . Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: И не… … Энциклопедия иудаизма

Пророчество — сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Пророчество — (богословское понимание его). В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

пророчество — прор’очество предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

В прошлом номере журнала мы говорили о библейских пророках. Но в чем актуальность произнесенных ими пророчеств для современного человека, который живет в совершенно ином мире и занят иными заботами? И вообще, что такое пророчество — предсказание будущего, набор неких туманных образов или инструкция людям от Бога? Зачем оно нужно?

Ослицы и царский престол

В этом, пожалуй, основное отличие пророчества от гадания. Обращаясь к гадалке, человек ждет ответа на вполне конкретный житейский вопрос: где ослицы, за кого выходить замуж, какие акции покупать. А пророчество само врывается в человеческую жизнь, открывая людям волю Божью о них самих и окружающем мире. Оно зачастую неудобно и нежеланно: даже Саул сначала смутился, спрятался и не хотел выходить, когда израильтяне стали призывать своего царя. Что уж говорить о тех пророчествах, которых обличают и грозят бедой!

О ком и о чем это? Исайя утверждает, что это сказано о царе Вавилона, самой жестокой империи того времени и наиболее страшном враге израильтян. Но эти слова пророка вспоминаются и в Новом Завете. Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10:18) – по-видимому, имея в виду именно эти слова Исайи. При этом Он однозначно называет того, кто спал с неба, сатаной. А еще всё это очень напоминает Владимира Ильича Ленина и его верных соратников: вспомним о богоборческом пафосе Ленина, и о его прижизненном и посмертном культе, и о падении основанного им общественного строя, и об истреблении ближайших соратников, и даже о том, что он до сих пор не похоронен.

Так о ком же это пророчество – о вавилонском царе, о сатане или о председателе Совнаркома? Обо всех сразу, и о каждом в отдельности. Исаия говорит о гордом и жестоком правителе-богоборце. Наиболее полное и яркое воплощение этой идеи – действительно, сатана, но, к сожалению, в мировой истории не один он пошел по этому пути. Правители Вавилона или Третьего Рейха, вожди большевизма и африканские диктаторы – в этой галерее множество имен из разных стран и эпох. Следуя за сатаной, они уподобляются ему в той или иной степени, они сами вставляют свое лицо в отверстие на холсте, как у старинных фотографов.

Пророчество говорит об истории, но воспринимает ее как окно, через которое можно взглянуть на Вечность. Или, точнее, показывает нам, какими глазами Вечность смотрит на нашу современность. Поэтому пророчество, даже однажды уже сбывшееся, остается в каком-то смысле открытым для последующих событий, которые тоже могут стать его исполнением, если совпадет духовный вектор.

Пророчество как нерв

Царь Иудеи (Южного царства) Ахаз беспокоился: Израиль (Северное царство) заключил союз с Сирией и готовился напасть на Иудею. Сможет ли он противостоять такому нашествию? И тут ему навстречу вышел пророк Исайя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис 7:14-16).

Если читать это пророчество в историческом контексте, смысл его кажется вполне очевидным: некая девушка забеременеет, родит сына (вполне естественный процесс), и этот ребенок будет еще совсем маленьким, когда обоих угрожающих Ахазу царей уже не будет в живых. Возможно, речь шла о жене Ахаза (еврейское слово הםלע, альма, могло подразумевать и юную замужнюю женщину) или о ком-то, кто стоял поодаль; Исайя даже мог в этот момент показывать на нее пальцем.

Но любой, кто читает этот текст сегодня, видит в нем пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы. Неужели евангелист Матфей (Мф 1:23) нафантазировал, когда привел это пророчество именно в таком смысле? Конечно же, нет. В этом особенность практически всех пророчеств: они обычно указывают на конкретно-исторические события, но в них содержится и нечто большее, чем сами эти события. В них Бог раскрывает, как именно Он действует в этом мире, на каком языке говорит с людьми. И когда происходит нечто похожее (не только по внешней канве, но и по сути событий), библейские авторы осмысливают это как продолжение той же самой линии пророчеств.

Пророчества создают некое пространство смыслов, которое может помочь нам ориентироваться в сложных событиях человеческой истории. А может и не помочь, ведь всё, в конечном счете, зависит и от нашего прочтения тоже.

В 13-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что сказал Иисус, когда ученики восхищались великолепными храмовыми сооружениями: всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк 13:2-26).

Что же, пророчество не сбылось? Вовсе нет, ведь здесь, как и во многих ветхозаветных текстах, события соединяются по их внутреннему смысловому единству, а не по их хронологической смежности; тем более что для Бога тысяча лет как один день (Пс 89:5). Падение Иерусалима и разрушение Храма (который до сих пор не восстановлен, хотя евреи давно уже вернули контроль над городом) – важнейшее событие во всемирной драме, которая завершится уничтожением всего этого мира, поэтому здесь одно описывается как продолжение другого. Но мы не знаем, сколько лет разделяют эти события – две тысячи или двести миллионов лет; и сам Иисус говорил, что никто не знает ни дня, ни часа (Мф 25:13).

Буквально или символически?

Пророчество, при всей своей надмирности, всегда связано с исторической конкретикой. Именно это обстоятельство привело многих исследователей Библии к выводу, что главы книги Исайи, начиная с 40-й, написаны другим человеком, жившим позднее, ближе к концу вавилонского плена, который Исайя только предсказывал. В самом деле, эта глава начинается с благой вести: наказание Израиля окончено, его ждет скорое освобождение и возвращение домой. Стоило ли говорить это в тот момент, когда наказание еще даже и не начиналось, а народ спокойно сидел по домам? Это все равно, что предрекать скорое падение коммунизма в конце XIX века, как раз накануне его неожиданной победы. Конечно, пророк мог предвидеть даже отдаленное будущее, но такое прорицание скорее сбило бы с толку его слушателей.

Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама – только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой-то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее.

Но не менее важно и другое: пророчества не прекратились, когда была поставлена последняя точка в последней книге Ветхого Завета. Новый Завет тоже полон пророчеств, продолжающих традицию пророчеств ветхозаветных. И невозможно верно понять и оценить ни жизнь современной Церкви, ни Новый Завет, если не знаешь Ветхого. Пророческий дух продолжает жить в Церкви, а сбываются эти пророчества уже в нашей жизни. Ведь мы с вами живем в ту эпоху, которая описывается в последнем пророчестве Библии, завершающем Откровение Иоанна Богослова: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11-12).

Что называется пророчеством и какие уровни пророчества существуют? Как различить настоящего пророка? Есть ли пророки сегодня?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Пророчество — слово от Б-га

Пророчество раскрывает волю Б-га через выбранного Им пророка

Оглавление

Пророчество книг ТаНаХа [↑]

Книги ТаНаХа возникли как результат пророческого откровения: появлению каждой из них предшествовало отдельное пророчество особого уровня. Например, Хумаш (Пятикнижие) был записан Моше (Моисеем) под влиянием пророчества наивысшего уровня.

Что такое пророчество? [↑]

То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама (Маймонида).

Пророчество Йоны

Пророк Йона во чреве рыбы

Кроме того, знания и информация, которыми пророк будет наделен после обретения пророчества, кардинально отличаются от всех остальных знаний. Обычные знания берут свое начало от человеческого разума и ограничиваются возможностями человеческого восприятия и понимания, даже если эти возможности гениальны. Но знания, которыми наделяется пророк, берут свое начало извне, непосредственно от Вс-вышнего, и выходят за рамки природы и обычного понимания.

Уровни пророчества [↑]

Пророчества пророка Элияу

Пророк Элияу вызывает огонь с Небес

Как достичь пророческого уровня? [↑]

Прежде всего, он должен быть большим мудрецом. Его разум должен всегда брать верх над его злым началом и любыми плохими побуждениями, а логический анализ даже в самых сложных вопросах должен всегда приходить к правильным заключениям.

Согласно Рамбаму, если человек, обладающий всеми вышеперечисленными достоинствами, начнет углубляться в изучение мироздания и сущности Творца и сумеет правильно понять то, что изучит, и отдалится от мирских дел и погони за славой, почетом и материальным обогащением, и все его мысли всегда будут направлены на постижение мудрости Вс-вышнего и величия Творца через изучение Его творений, от самых простых и заканчивая высшими ангелами, — на такого человека сразу низойдет пророческий дар! И после этого человек мгновенно поймет и почувствует, что он уже не тот, кем был раньше, а находится на ступень выше всех остальных людей.

Определение истинного пророка [↑]

Единственный пророк, который не нуждался в совершении знамений, и которому мы, тем не менее, верим, был Моше. Вы можете задать вопрос: а как же все те великие чудеса, связанные с Моше — разве это не знамения? Нет, потому что все эти чудеса совершались через Моше не для того, чтобы доказать истинность его пророчества, а просто потому, что в них нуждался еврейский народ: было необходимо уничтожить египтян — Моше рассек воды Красного моря, еврейский народ нуждался в еде — Моше спустил с Небес ман, и так все чудеса, совершенные через Моше, без исключения. Поэтому в пророчество Моше и в Тору, которую он получил, мы верим только благодаря Синайскому откровению, поскольку весь народ видел и слышал, что Вс-вышний обращается к Моше. Почему это так? Потому что если бы мы верили в пророчество Моше только из-за чудес, которые он совершил, то на каком-то историческом этапе могли бы возникнуть сомнения в том, что чудеса действительно имели место быть и достоверно изложены в Торе. Но поскольку весь народ присутствовал, видел и слышал, и потом непрерывно, из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась информацию о том, что евреи видели и слышали у горы Синай, то у нас не возникает вопросов об истинности пророчества Моше и записанной им Торы.

Именно поэтому любой человек, будь он евреем или представителем другого народа, который совершит знамение и заявит, что Вс-вышний послал его добавить какую-нибудь заповедь к Торе или, наоборот, убрать из нее что-нибудь, или что заповеди, которые записаны в Торе, были даны на некоторое ограниченное время, а не навсегда, и что есть другие, новые заповеди — такой человек, безо всяких сомнений, считается у нас лжепророком, и в отношении него сказала Тора, что он должен быть казнен удушением (Дварим 13:6).

Какие именно знамения должен совершить пророк, чтобы ему поверили?

Есть еще одна возможность доказательства истинности пророка, не требующая совершения знамений. Если один пророк, который уже был проверен (выяснилось, что его предсказание полностью сбылось), сообщает нам, что некий-человек, который пришел к нам, тоже является пророком — в таком случае мы обязаны верить и второму пророку. Именно так было в случае с Моше и Йеошуа, когда Моше представил Йеошуа народу как пророка, и тому не пришлось совершать знамения.

Однако в случае, когда пророк дает нам знамение и сообщает о каком-то наказании или несчастье, независимо от того, предназначено оно всему народу или отдельному человеку, мы не будем считать его лжепророком, если пророчество не сбудется. Потому что вполне вероятно, что Вс-вышний, на самом деле, намеревался реализовать замысел, о котором сообщил пророк, но люди раскаялись, и Вс-вышний их помиловал. Именно так было в случае с пророком Йоной, которого Б-г послал в город Нинве, сообщить о том, что город будет уничтожен, но жители раскаялись и Вс-вышний их простил.

А если пророк оповещал нас о благе, которое Творец намеревается сделать, и оно не сбывается — значит, он лжепророк.

Пророчество у народов мира [↑]

Сама Тора называет нам имя лишь одного не-еврейского пророка — Билама, который намеревался проклясть еврейский народ после выхода из Египта, но в последствии был вынужден благословить его.

Наши мудрецы объясняют, зачем Вс-вышнему, заключившему союз с народом Израиля, понадобился нееврейский пророк: он был нужен для того, чтобы народы мира не могли предъявить претензию Вс-вышнему, что если бы у них был такой пророк, как Моше, то они тоже шли бы путем истины и добра. Больше таких пророков, как Билам, у народов мира не было.

Конец пророчества [↑]

Еврейские пророчества

Пророчество может осуществляться через Б-жественный Дух,
через специально сотворенный Божественный голос и через ангелов.

Это постоянно подталкивало еврейский народ к исправлению, к достойному поведению и Б-гобоязненности, хотя во многих случаях слова пророков игнорировались, в результате чего был разрушен Храм и пророки исчезли из нашей среды.

И теперь мы можем лишь изучать то, что было записано и оставлено для поколений, живущих во тьме, и надеяться, что когда будет отстроен Храм к нам вернутся пророки и возобновится особая, пророческая связь со Вс-вышним, которая была в те давние времена.

Читайте также: