Что такое проповедь в церкви кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Распространение Христианства неразрывно связано с проповедью. Сам Иисус Христос проведывал Свое учение среди еврейского народа. Им были избраны 12 апостолов, а затем еще 70 учеников для проповеди Евангелия. Их благовестие миру принято называть апостольской проповедью. В деле христианской проповеди потрудились отцы и учители Церкви, многие из которых были выдающимися проповедниками.

Проповедь священника - неотъемлемая часть православного богослужения.

Наука о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди называется гомилетикой.

Проповедь в древней Церкви

Проповедь за богослужением IV-V вв.

Проповедь за богослужением IV-V вв. занимала не менее значительное место, чем в прежние века, благодаря живости богословских споров и повышению общего уровня образования в клире (многие церковные деятели IV-V вв. получили образование в лучших светских школах того времени). Едва ли какой период оставил более длинный ряд знаменитых проповедников и дал более материала для нынешних уставных чтений. На Востоке прославились: Евсевий Кесарийский, свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Макарий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Прокл Константинопольский, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и блж. Феодорит Киррский; на Западе: св. Амвросий Медиоланский, блж. Августин Иппонийский, Петр Хрисолог, Лев Великий, Цезарий Арльский. Большинство сохранившихся от этого периода проповедей представляет из себя изъяснение Св. Писания; значительное количество посвящено догматическим спорам; менее - чисто назидательного характера и сравнительно небольшой круг представляют из себя праздничные проповеди. Из проповедей первого рода вошли в нынешнее наше богослужение в наиболее широком размере беседы св. Иоанна Златоуста, отчасти Василия Великого; второй род проповедей этого времени, как имевшие временный характер, не вошел вовсе в наше богослужение. Из третьего рода вошли беседы св. Ефрема; из четвертого - большинство немногочисленных произведений этого рода.

Проповедники этого периода нередко отмечают усердие, с которым посещались их поучения, и иногда вынуждены бороться даже с преувеличенной оценкой места и значения проповеди в составе богослужения. "Проповедь, - говорит св. Иоанн Златоуст, - для вас все. Вы говорите: что делать в церкви, если нет проповеди? Это совершенно превратный взгляд. Что за нужда в проповеднике? Собственно из-за вас он стал необходимым. Зачем проповедь? Все ясно в Св. Писании". "Часто я искал в оный священный час (евхаристии) такого многочисленного собрания, какое теперь здесь составилось, и не находил нигде, и глубоко вздыхал я о том, что вы вашего сораба, говорящего с вами, слушаете с таким рвением, а когда Христос является на св. вечере, церковь пустеет".

Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Златоуст. Карфагенский Собор 399 г. постановляет: "кто выйдет из собрания (de auditorio), когда священник держит слово в церкви, да будет отлучен". Цезарий Арльский (нач. VI в.) после бесплодных убеждений не уходить с проповеди велел на время ее запирать церковные двери. Вообще на Востоке проповедь за богослужением занимала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих последних свидетельств, и из списка проповедников там и здесь, и, наконец, из явно преувеличенного, но характерного свидетельства Созомена, что в Риме "ни епископ, ни другой кто не учит в церкви".

Время проповеди

Главным моментом для проповеди была Литургия, и именно ее подготовительная часть, Литургия оглашенных, как это показывает целый ряд бесед св. Иоанна Златоуста и др., часто напоминающих слушателям только что слышанные ими литургийные возгласы и молитвы. Но иногда и по местам проповедь была и за другими службами. Так, беседы на Шестоднев св. Василия произносились по две в день - за утренним богослужением и вечерним ("когда вы были на короткой утренней (εωθεν) беседе, то мы натолкнулись на такую скрытую глубину мысли, что отчаялись насчет дальнейшего" и т. п.3). По Сократу, "в Кесарии Каппадокийской и на Кипре в день субботний и недельный всегда вечером с возжжением светильников (μετά της λυχναψίας) пресвитеры и епископы изъясняют Писания". Беседы св. Иоанна Златоуста на Бытие произносились вечером ("мы излагаем вам Писания, а вы, отвратив глаза от нас, обратили внимание на светильники, на того, кто зажигал светильники"). "Обратите внимание на продолжение псалма, о котором мы на утрене говорили", - приглашает своих слушателей блж. Августин. Так как проповедь считалась непременною принадлежностью литургии, то она, надо думать, имела место обязательно в те дни, когда совершалась литургия и настолько часто, насколько где-либо совершалась последняя. Но в Четыредесятницу и Пятидесятницу, особенно в первую - в виду оглашенных, проповедовали большей частью ежедневно. Так, в беседе св. Иоанна Златоуста на Бытие и "о статуях", равно как в словах блж. Августина на псалмы, постоянно встречаются ссылки на "вчерашнюю" беседу. В монашеских же общинах, по крайней мере некоторых, как увидим, авва и в течение целого года ежедневно поучал братию.

Проповедовавшие лица

По примеру апостолов и по практике II и III вв., настоящим служителем слова считался епископ. "Собственно обязанность (proprium munus) епископа - учить народ". По св. Иоанну Златоусту, способность к учительству в епископе "должна быть прежде всего". Проповеднический талант тогда наиболее выдвигал лиц на епископские кафедры, как показывают примеры Евсевия Кесарийского, свв. Григория Богослова, Иоанна Златоуста и блж. Августина. Но в церковном учительстве гораздо более прежнего времени принимают участие и пресвитеры. Еще в III в. столь знаменитый проповедник, как Ориген, был пресвитером.

Апостольские Постановления предписывают: после чтений, а в частности после Евангелия, "пресвитеры поодиночке, а не все сразу, пусть увещевают народ, а после всех их епископ, который подобен кормчему". Согласно с этим, в Иерусалимской Церкви, по описанию Паломничества, приписываемого Сильвии, в день воскресный "из всех сидящих пресвитеров проповедует кто пожелает, а после всех их проповедует епископ". Св. Иоанн Златоуст именно в сане пресвитера проповедовал в Антиохии в присутствии своего епископа Флавиана, который иногда присоединял свое увещание к его проповеди.

Блж. Августину, когда он был пресвитером, его престарелый епископ Валерий, плохо владевший латинским языком своей паствы, поручил проповедование в церкви, и когда епископа упрекали за это, он сослался на восточный обычай такого рода. Следовательно, на Западе до того времени проповедь была прерогативой одного епископа. Но уже блж. Иероним Стридонский об этом говорит: "весьма плохой обычай, что в некоторых церквах пресвитеры молчат и не говорят в присутствии епископов, как будто те им завидуют или не удостоивают слушать их".

В случаях необходимости или исключительных допускались к проповеди и диаконы. Еще в III в., по свидетельству св. Киприана, во время гонений, которые иногда лишали Церковь пресвитеров, право проповеди предоставлялось и диаконам. Один из самых знаменитых проповедников IV в. св. Ефрем Сирин имел только сан диакона. Св. папа Григорий Великий ( 604 г.) во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. Даже миряне допускались к проповедованию, но только в самых исключительных случаях. Так было еще в III в. По свидетельству Евсевия, когда Ориген удалился из Александрии в Кесарию Палестинскую, "здесь местные епископы (Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский) просили его беседовать и изъяснять Св. Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще рукоположен в пресвитера", и на упрек со стороны Димитрия, еп. Александрийского, "что никогда не слыхано было и теперь не в обычае мирянину проповедовать в присутствии епископа", ссылались на целый ряд прежних примеров в разных странах. Но от IV и V вв. не известно уже таких примеров, если не считать речи императора Константина Великого к Первому Вселенскому Собору. Напротив, когда некоторые монахи на Востоке стали присваивать себе право церковной проповеди, папа Лев I Великий (440- 461), для которого, может быть, странна была и проповедь пресвитера в церкви, писал против этого Максиму, еп. Антиохийскому, и Феодориту, еп. Киррскому, говоря в письме первому: "кроме священников Господних никто не смеет проповедовать, монах ли то, или мирянин, какою бы ученостью (cujus libet scientiae nomine) ни славился он". Но Карфагенский Собор 399 г. постановляет: "мирянин (laicus) да не дерзает учить в присутствии клириков, если они сами не попросят его об этом".

Только женщине, как и всегда, с апостольских еще времен, безусловно воспрещалась проповедь. Тот же Собор постановляет: "женщина, хотя бы ученая и святая, да не присваивает себе права (non praesumat) учить мужчин в собрании". В восточных Церквах, впрочем, диакониссам позволялось заниматься оглашением готовящихся ко крещению женщин, но не публично, а частно. В этом отношении от Кафолической Церкви резко отличались некоторые еретические общины, не только допускавшие проповедь женщин, но имевшие пророчиц, какими у монтанистов были Приска и Максимилла, и возводившие женщин в степени епископскую и пресвитерскую, как у них же Квинтилла и Присцилла. То же было у коллиридиан IV в., у которых женщины совершали священнодействия в честь Пресв. Девы Марии, как и у катафригов.

Возгласы и обряды, сопровождавшие проповедь

Так как на проповедь, служившую объяснением Св. Писания и всецело основывающуюся на нем, смотрели тоже как на слово Божие в некотором роде, то и обставлялась проповедь обрядами и возгласами почти такими, как чтение Св. Писания. Так, пред проповедью диакон приглашал присутствующих к тишине и вниманию, может быть, возгласом "Вонмем". Пред поучением проповедник совершал молитву, должно быть, тайно. Пред поучением было в обычае приветствие народа со стороны проповедника во имя Божие. Это приветствие выражалось возгласами: "Мир вам" или: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и причастие Св. Духа со всеми вами" с ответом "И со духом твоим". Начиналась проповедь разными молитвенными возгласами, например "Благословен Бог" (Εύλογητός ό Θεός). Заключением проповеди было обыкновенно славословие Св. Троице.

Что касается положения тела, в котором произносилась и слушалась проповедь, то по крайней мере епископ обычно произносил проповедь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заимствованием у синагоги и основывалось на примере Спасителя. Но у св. Иоанна Златоуста указывается и на стояние проповедника. Слушатели же всегда стояли. Блж. Августин говорил: "чтобы не держать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно. ". И Константин Великий не хотел садиться при долгих проповедях Евсевия Кесарийского. Августин позволял только слабым и больным слушателям садиться.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Проповедь имеет огромное значение в жизни Церкви, в жизни каждого христианина, который ходит в церковь, который молится, который жаждет слышать слово Божие. Говорить об этом необходимо, но очень сложно. Тот, кто говорит о проповеди, должен сам быть блестящим проповедником и наставником. Ведь надо донести до читателя, какой должна быть проповедь, кто призван проповедовать, как надо проповедовать, о чем проповедовать, в каком объеме, и множество-множество других вопросов. Я, конечно, о себе не могу сказать, что я сколько-нибудь успешный проповедник. Но в то же время я, как священник, имею эту священную обязанность — учить людей слову Божию. Эта тема составляет предмет моих раздумий, моих поисков, моих опытов. И я хотел бы сегодня этим опытом поделиться, поделиться своими размышлениями, наблюдениями и тем, что я смог прочитать у других авторов, и в таком ключе еще раз поразмышлять над некоторыми аспектами этой проблемы.

Иерей Иоанн Курбацкий

Голод слышания слова Божия

Наша современная церковная жизнь такова, что проповедь церковная стала роскошью. Не слишком ли дорогой? Если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что Господь говорит в повелительном наклонении:

Шедше, научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елико заповедах вам (Мф. 28:19).

Это последние слова Христовы перед его Вознесением, сказанные святым апостолам на горе Елеонской. Множество цитат можно привести из посланий святого апостола Павла на эту тему. В одном месте он восклицает:

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14).

В другом месте апостол о себе говорит:

Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9:16).

Если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез.3:19).

Но не все, надо прямо сказать, могут и проповедовать.

Искушение тщеславием

Преподобный Иоанн Лествичник

Эти примеры я привел для того, чтобы человек, который готовится проповедовать слово Божие, ясно и четко осознавал ту высокую миссию, которую он берет на себя. Осознавал ту ответственность и перед Богом, и перед людьми или отдельным человеком за каждое слово, которое он произнесет. Но в то же время мы должны понимать ответственность и за отказ от проповеди, за уклонение от этой высокой задачи. Можно привести противоположные примеры того, как Бог благословлял своих проповедников, как он обильно сообщал им дары Святого Духа. Вспомним вселенских учителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, блаженного Августина, святого Амвросия Медиоланского, Ефрема Сирина, проповедь которых была богодухновенной, и которая облетела всю Вселенную.

Настоящая проповедь — искусство

Подобно тому, как не всякий может быть художником, не всякий может быть писателем или композитором, подобно этому не всякий может быть настоящим проповедником. Настоящая проповедь — это искусство, это Божие дарование, которое подается Духом Святым. Но это не оправдывает тех людей, которые полностью не радеют о проповедании слова Божия, ссылаясь на отсутствие способностей. Не оправдывает, потому что человек должен трудиться, работать над собой. Сколько известно примеров, когда человеку дан тот или иной талант, а он его не возделывает. И в итоге он достигает меньше того, что достиг другой с меньшими способностями, но с большей усидчивостью и трудолюбием. А если талант все же есть?

Уместно вспомнить еще раз святителя Амвросия Медиоланского. Он был избран в архиереи в момент, когда он и крещеным-то не был, был только оглашенным. Сколько ему пришлось потрудиться в освоении христианского знания, перейдя от государственных дел к церковным! Бог щедро вознаградил его за это служение. В конце жизни он удостоился схождения на него Святого Духа. Однажды, когда он диктовал толкование на 43-й псалом, на него внезапно сошел огонь, похожий на небольшой щит, который покрыл его голову и постепенно вошел через его уста, словно житель в свой дом. После этого лицо его стало как будто снег, а потом его лицо вернулось к своему облику.

Итак, нужно работать над собой, нужно много читать и размышлять, чтобы доносить Божественное слово до слушателей, до христиан. И не только христиан, но и всех тех людей, перед которыми поставил тебя Бог.

Каждому дается проявление Духа на пользу

Итак, будущему священнику надо соразмерять свои силы с тем служением, которое ему предстоит. Если ты не можешь говорить, то как дерзаешь принять на себя великий дар священства?

Хотя мы знаем примеры выдающихся пастырей, не отличавшихся красноречием, но изобиловавших иными дарованиями Святого Духа.

Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7-11 ).

Надо ли учиться?

Августин Блаженный, епископ Иппонийский. Италия, Венеция. Собор Святого Марка; XII в.

Живое слово

Тем, кто не может сам составить проповеди, блаженный Августин советует пользоваться уже готовыми текстами. Не будет грехом, если кто-то просто заучит какое-то слово и наизусть расскажет его людям. В таком случае, правда, несмотря на то, что люди будут слышать слово проповедника, это будет все-таки мертвое слово, по выражению епископа Михаила. Мертвое в том смысле, что оно не обращено к конкретным людям, не отвечает на их вопрошания, сомнения, не всегда соответствует их духовным запросам.

Настольная книга священнослужителя в 8 томах

Проповеднику пригодятся основы ораторского искусства, мастерство чтения. Но успеха в этом деле надо ожидать более от благочестивых молитв (и за себя, и за слушателей), нежели от ораторских способностей. Очень важна личная убежденность проповедника, его вера. Тогда слово будет идти от сердца к сердцу, от души к душе. Когда произносится прочувствованное слово, люди легко прощают какие-то заминки, повторения отдельных фраз. Если они видят, что человек старается говорить для них, они почти всегда с благодарностью принимают это слово.

Научать, нравиться и убеждать

Обратная связь

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:6-8).

Итак, не следует бояться проповедовать, даже если уходят с проповеди. Хотя это, конечно, сигнал. Значит, ты как-то не так и не то говоришь, не можешь заинтересовать слушателя.

Кто должен проповедовать

Как же быть мирянину? Может ли он проповедовать? Как быть с учителями, преподавателями в воскресных школах? Это чаще всего миряне.

Не уклониться от подобающаго

Слова, слова, слова…

Продолжительность проповеди

Готовясь к проповеди, надо соизмеряться не только с духовной жаждой людей, но и с тем, какие у нас продолжительные службы. И в связи с этим возникает вопрос: какого объема должна быть проповедь? Если мы посмотрим на творения древних святителей, то их поучения занимают несколько страниц, иногда даже десятки страниц. Поражает факт, что они буквально ежедневно проповедовали и делали это довольно продолжительно. Наша современная практика такова (я это по своему опыту вижу), что проповедь должна быть примерно 10-15 минут. Не надо стремиться за один раз раскрыть весь смысл, допустим, евангельского отрывка. Следует ограничиться одной, двумя темами, на них сосредоточиться и следить за временем. Больше пятнадцати минут уже тяжело для людей. Видишь, как они начинают переминаться с ноги на ногу, посматривать на часы, на двери, дети начинают пищать… Люди устают, и мы должны это учитывать.

Но много ли можно рассказать за 10 минут? Если делать это регулярно и систематически, то немало. Хотя, конечно, этого недостаточно. Выходом может стать организация катехизаторских курсов для взрослых, групп по изучению Священного Писания и т.п. Такая работа может преобразить нашу церковную жизнь. Да и не только церковную. Мы — часть общества. А потому наша проповедь, христианское благочестие могут и должны изменить ситуацию к лучшему. Это наша обязанность.

Слово и дело

Свет пред человеки

Наконец, проповедовать мы должны не только словом, но и жизнью, личным примером. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего иже на Небесех (Мф.5:16). Ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь!

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Богословская часть учения о проповеди

Определение проповеди.

Эти светские издания верно указывают на две стороны проповеди – внешнюю – проповедь как эмоционально окрашенное ораторское произведение с этическими требованиями, и прикладную – проповедь, как часть богослужения, и цель ее – наставление.

Проповедь в современном Православии.

Проповедь в Православии не является неотъемлемой частью богослужения. Роль проповеди по научению прихожан выполняют литургия и иконы, хотя заменить в этом деле проповедь, на наш взгляд, невозможно.

Впрочем, в Православии были и имеются проповедники, произносящие проповеди с большой силой, такие проповедники не остаются незамеченными, вокруг них образуется община, часто они подвергаются критике – так происходит сейчас с проповедниками церкви Косьмы и Домиана в Москве. Необходимо только заметить, что даже там, где служители в Православии понимают важность проповеди Слова Божия для духовного роста верующих и жизни церкви, православным проповедям не достает той сосредоточенности на Христе и благодати, как в протестантских церквях.

Проповедники в церквях ЕХБ.

Проповеди в баптистских церквях христоцентричны и носят призывный характер, они основываются на Библии. В последующих разделах мы также будем говорить о проповеди и проповедниках в церквях ЕХБ.


1. Действие по знач. глаг. проповедовать. [Кирилл] занимался проповедью евангелия язычникам на северных границах империи. Чернышевский, О времени происхождения славянских письмен. Соч. О. Бодянского. Наряду с проповедью языка Шевченка и Котляревского, --- он горячо пропагандировал также знакомство галицкой молодежи с русской передовой литературой. Короленко, История моего современника.

2. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. Воскресная проповедь. || перен. Разг. Нравоучительная речь; поучение, наставление. Савельича мудрено было унять, когда бывало примется за проповедь. — Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Пушкин, Капитанская дочка. — Не трудись читать мне проповедь. У меня свой собственный взгляд на вещи. Чехов, Тина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

ПРО'ПОВЕДЬ, и, мн. и, ей-е́й, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная п. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). Кому вы вздумали читать такую проповедь? Некрасов. 2. перен. Устное или письменное распространение какого-н. учения, идей, взглядов, мнений. — Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это — тоже проповедь, но это проповедь действием. Ленин (1919 г.).

про́поведь

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова диаспора (существительное):

Читайте также: