Что такое программные требования в школе

Обновлено: 05.07.2024

Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения. Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

  • название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

6. Учебно-методические средства обучения

  • "Литература (основная и дополнительная)";
  • "Дидактические материалы";
  • "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
  • "Оборудование и приборы".

Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ "Об образовании" не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей “рекомендовать рабочую программу к утверждению” отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (сверху слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (посредине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4 классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех предметов одного преподавателя в одном образце, заверенный рассмотрением, согласованием и утверждением;

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

Учебные программы по предметам православного компонента

(Авторские учебные программы)

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

Может включать в себя сведения об одном предмете или состоять из различных модулей, последний вариант программы будет иметь особенности построения.

  • “Титульный лист”, где указываются данные об учредителе, полное наименование школы, грифы: согласования с зам.директора по УВР, принятия на педсовете, утверждение приказом директора ОУ; название программы, возраст обучающихся, может указываться класс, авторы-разработчики, год издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели, дается общая характеристика курса и основные результаты освоения предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
  • “Оснащение учебного процесса”, которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется по форме:

Согласование и утверждение КТП проводится ежегодно до 1 сентября соответственно зам.директора по УВР и директором школы.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором отражается круг базисных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине.

  • список тем изучаемых материалов;
  • указания по количеству времени на каждую отдельную тему;
  • разделение их по годам обучения;
  • время, которое должно отводиться для изучения всего курса.

Существует несколько типов учебных программ:

  • типовые программы;
  • рабочие школьные программы;
  • личностно-индивидуальные авторские программы, которые создаются и используются учителями-новаторами, специалистами педагогического труда.

Типовые программы одобряются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят необязательный характер. Они отражают только наиболее общий, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и порядок основных научных мировоззренческих понятий, а также наиболее полные разъяснения систематического характера с указанием необходимых и полных средств и приемов обучения, специальных для определенных учебных предметов.

На основании стандартных учебных программ создаются рабочие программы, в которых, как правило, воссоздаются национально-региональные элементы, локальные или школьные, принимаются во внимание вероятности методического ресурса учительства, а также информативного, технического обеспечения и, естественно, степень готовности учащихся.

Авторские программы различаются и логикой создания курса, и серьезностью рассматриваемых в них задач, теорий, и характером их изложения автором программы. Чаще всего их используют при подготовке специальных курсов по выбору, обязательных предметов и других учебных дисциплин. Такие программы при наличии отзывов одобряются советом школы.

Учебная программа включает в себя три главных элементов:

  • объяснительная записка, в которой освещены цели и задачи прохождения дисциплины;
  • содержательная часть, содержащая список тем, разделение времени на изучение тем и разделов, список рекомендуемых занятий и способы обучения;
  • методические инструкции о способах реализации программы, которые касаются методов, организационных форм, способов обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, получаемых учениками в процессе изучения определенного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы делятся на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельно взятые части материала создают непрерывное постоянство непосредственно связанных между собой звеньев, которые прорабатывают за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая структура предусматривает возвращение к усвоенным знаниям. Обзор одной и той же проблемы постепенно увеличивается, обогащается новыми знаниями, связями и зависимостями.

В последнее время усиленно обосновывается так называемый спиральный способ выстраивания школьных программ. Отличительным признаком спиральной структуры изложения материала является то, что ученики, не упуская из поля зрения начальную проблему, постепенно увеличивают и усиливают круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

Методические требования к учебным программам

Программы отдельных учебных предметов (курсов) направляют на достижение предполагаемых результатов овладения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Программы отдельных учебных дисциплин (курсов) создаются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, которые включены в структуру основной образовательной программы.

Данный проект подготовлен Мининформсвязи России в рамках внедрения единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями.

Что входит в перечень базового лицензионного программного обеспечения?

Категория

Наименование продукта

MS Windows или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Антивирусное программное обеспечение

AVP Kaspersky или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Dr. Web или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Программное обеспечение для формирования файловых архивов

WinRar или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Система управления файлами

Total Commander или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам

Пакеты обработки графических изображений

Adobe Photoshop или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Corel Draw или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам.

Стоимость единого федерального базового пакета лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской федерации на 1 рабочее место в год.

Стоимость лицензии в год с учетом НДС (рублей) на 1 персональный компьютер

Операционная система, включая офисные приложения

MS Windows, MS Office, MS Visual Studio, MS Front Page

Антивирусное программное обеспечение

Антивирус Касперского 6.0, Dr. Web

Программное обеспечение для архивации файлов

Система управления файлами

Пакет обработки фотоизображений

Пакет обработки векторной графики

Corel DRAW Graphics Suite X3

Общий объем потребностей в финансировании проекта в целом в период 2007-2010 годы составляет порядка 3,8 млрд. рублей. В эту сумму входят средства на создание системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях (1,356 млрд. рублей) и средства, необходимые для обеспечения стопроцентной лицензионной чистоты (около 2,366 млрд. рублей).

Минпросвещения опубликовало проекты новых ФГОС начального общего и основного общего образования. Когда их примут – школе придется срочно менять ООП. Поэтому, чтобы переход на новые ФГОС не был неожиданным, расскажите педагогам об изменениях в них. Также поручите заместителю директора проверить ООП на ошибки, перед тем как утвердить изменения и дополнения в программы на новый учебный год.

Чтобы подготовить педагогов к новым требованиям ФГОС, которые придется учесть в ООП, расскажите об основных из них на педсовете в августе. Тогда работа с изменениями не станет для учителей неожиданной, и они смогут продумать, как реализуют их. Также нужно перепроверить ООП на семь частых ошибок – включили ли все разделы, правильно ли рассчитали соотношение частей, отразили ли в образовательных программах новые учебные предметы. Вы можете выдать заместителю директора по УВР таблицу, чтобы он уточнил конкретные положения всех разделов ООП.

Обсудите с педагогами изменения в ООП

Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.

10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Конкретные требования к предметным результатам

В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.

В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира. То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, вероятности, статистике. Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.

Тематические модули по учебным предметам

Новая программа воспитания

Самостоятельное решение о втором иностранном

На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Вопрос. Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребенок изучал иностранный язык, который они выбрали?

Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей, но не обязана это делать. Поэтому она вправе выбрать язык, для изучения которого сможет создать условия, и предложить его родителям. Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Новое обязательное количество часов

На уровне начального образования уменьшат нижний порог обязательных часов, чтобы освоить программу, до 2851 часа. На уровне основного – уменьшат оба числа, минимум составит 5029 часов, максимум – 5676. В новой редакции ФГОС НОО также установили минимальное количество учебных занятий, чтобы изучать государственный язык, – 544 часов.

На заметку

Как ввести ОДНКНР в учебный план

Школа вправе включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла. Например, изучать эту предметную область в рамках истории, обществознания, географии и не выделять отдельный час на эту предметную область.

Проверьте ООП на семь частых ошибок

Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.

Обратите внимание

К 1 сентября 2020/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)

Ошибка № 1. В ООП нет оценочных материалов

Ошибка № 2. В ООП уменьшили формируемую часть

Уменьшать формируемую участниками образовательных отношений часть ООП нельзя. ФГОС СОО обязывает школы устанавливать соотношение обязательной и формируемой частей как 60% к 40%. Во ФГОС НОО оно составляет 80% к 20%, а во ФГОС ООО – 70% к 30%.

Ошибка № 3. В рабочих программах не соблюли структуру по ФГОС

Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов структуру выстроили по ФГОС. Для этого нужно включить в программы планируемые результаты освоения и содержание учебного предмета, курса. Также необходимо прописать тематическое планирование. Там же нужно указать количество часов, которые отведете, чтобы освоить каждую тему.

В программах курсов внеурочной деятельности школа тоже должна отразить результаты освоения курса внеурочной деятельности и тематическое планирование. Когда прописываете содержание курса, нужно указать формы организации и виды деятельности.

Ошибка № 4. ООП включает только содержательный и организационный разделы

Школа самостоятельно принимает решение об изменении структуры ООП. Например, исключает целевой раздел в ООП или включает его положения в содержательный. Но это ошибка.

В структуру ООП должны входить целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел необходим, чтобы зафиксировать концепцию программы и результаты, которых ученики должны будут достичь. Убедитесь, что в этот раздел включили пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.

Ошибка № 5. Нарушили предельный объем внеурочной деятельности

Проверьте показатели по объему внеурочной деятельности в ООП по уровням общего образования. Для начальных классов внеурочная деятельность должна составлять максимум 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе – до 1750 часов за пять лет обучения. В средней – 700 часов за два года обучения.

Вопрос. Может ли школа изменить направления внеурочной деятельности?

Нет, направления внеурочной деятельности менять нельзя (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Их перечислили во ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа вправе менять структуру направлений – корректировать план внеурочной деятельности по каждому из них, но сами направления менять нельзя.

Ошибка № 6. В календарном учебном графике не указали каникулы

В календарном учебном графике школы прописывают даты начала и окончания учебного года, его продолжительность, а также сроки для промежуточных аттестаций. Забывают упомянуть каникулы – закрепить их сроки и продолжительность. Но это неправильно. Пропишите сроки каникул, если не зафиксировали их. Также обратите внимание, что календарный учебный график нужно поместить в организационный раздел ООП, разработать и утвердить для каждого уровня образования отдельно (п. 19.10.1 ФГОС НОО и п. 14 ФГОС ООО).

Ошибка № 7. В подразделах не отразили обязательные учебные предметы

Проверьте, чтобы во всех разделах ООП учли новые учебные предметы. Так, школа обязана организовать изучение родного языка и родной литературы, астрономии, второго иностранного. Чтобы проверить ООП по разделам и подразделам, выдайте заместителю по учебно-воспитательной работе таблицу.

На заметку

Директор вправе утвердить изменения в ООП одним приказом или несколькими по каждому уровню образования. Смотрите образец приказ

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Учитесь одновременно на двух специальностях, продолжайте обучение в 10-11 классах и получайте образование в колледже, работайте и учитесь. У нас каждый найдет для себя удобный вариант обучения. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

Разработка программы является одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому, приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

Новые личностно-профессиональные установки педагога по отношению к обучающемуся как субъекту образовательного процесса и к самому себе как участнику диалога – одновременно и ведущему и равноправному.

Использование развивающих технологий и методов образовательной деятельности.

Ориентация на широкое гуманитарное образование, позволяющая гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности.

Разработка программы является одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому, приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.

Нормативно-правовой аспект.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграция личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

современным образовательным технологиям, отраженным:

в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Основные качественные характеристики образовательных программ:

актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем;

прогностичность – свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние потребности к образованию, но и будущие;

рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;

реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения;

целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обусловливающие согласованность и последовательность действий по достижению целей;

контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов;

корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

содержание изучаемого курса.

методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Титульный лист включает:

полное наименование образовательного учреждения согласно Уставу ОУДОД;

реквизиты по согласованию программы на заседании коллегиального органа (педагогического совета или методического совета с правами экспертного), а также реквизиты учреждения программы как действующего нормативного документа (Программа считается принятой к работе, утвержденной с момента ее подписи директором, подтвержденной печатью);

название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф.И.О. автора (авторов) дополнительной образовательной программы, занимаемую должность в ОУДОД;

название города, населенного пункта;

год разработки дополнительной образовательной программы.

Нумерация страниц текста начинается со 2 (или 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы. Цифра страницы текста ставится без точек или тире.

Оглавление или содержание.

Пояснительная записка (первый раздел программы).

Этот раздел программы может называться Пояснительной запиской или Объяснительной запиской, по усмотрению автора. Принципиального значения это не имеет. Однако, различие зависит от времени прохождения программы.

Программа одного года более конкретна, чем программа двух и т.д. лет. В продолжительной программе Пояснительная записка становится более объемной. Для более четкого размещения информации этот раздел можно разделить на два раздела: Введение и Пояснительную записку.

Во Введении необходимо представить те основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены в следующих разделах программы:

(Концепция:1. система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов; 2. единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.).

Программа должна начинаться с небольшого педагогического обоснования:

направленности дополнительной образовательной программы;

определения данного вида деятельности в культуре общества, его значения для развития личности ребенка;

существующей ситуации, выходов на социальную действительность и потребности ребенка;

новизны, актуальности (для страны, конкретного региона или учреждения), педагогической целесообразности;

отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности;

основных ведущих педагогических идей (научных – по предмету знаний, общепедагогических, социальных и прочие, раскрывающие научную и методологическую позицию автора).

Введение (концепция) и пояснительная записка не должны дублировать друг друга. Текст концепции пишется в свободной форме и, большей частью, содержит основные педагогические и технологические идеи программы.


В самой Пояснительной записке размещается информация, относящаяся к конкретной программе:

цели и задачи программы на все годы ее реализации (если она долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года деятельности в отдельности;

краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

краткое описание методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений и исследований;

краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.), которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобразительность, а также развивают их эмоциональное восприятие;

ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется).

Учебно-тематический план (второй раздел программы) включает:

перечень разделов, тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Читайте также: