Что такое проектирование кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проектирование – это процесс создания, преобразования и представления в принятой форме образа еще не существующего объекта (системы).

Результатом проектирования является техническая документация, по которой в дальнейшем создается проект.

Проект – совокупность технической документации, описанный состав, принцип работы, производства и обслуживания объекта (системы).

Неотъемлемая часть технической документации: чертежи, пояснительная записка, схемы.

Методы проектирования:

1) Математический (аналитический) метод – применяется если можно формализовать требования к системе и представить их в виде математической модели, после математической модели выделяется целевая функция, которая описывает качество работы системы, потом эта функция оптимизируется (находится экстремум)

2) Экспериментальный – создание макета системы (физической модели) и исследование производится на основе этой модели.

3) Эвристический. Этот метод используется при:

- выборе и формулировке цели проектирования

- при выборе физических принципов действия системы

- при выборе методов математического и экспериментального исследования

- при трактовке результатов

- при принятии решений

Суть метода заключается в том, что используется интуиция и опыт разработчика.

Цель задачи и стили проектирования

Цель – эффект (экономический, социальный, технический), который будет достигнут в результате реализации проекта

Задачи: 1. Создание новой системы

2. Модернизация существующей системы

Стили: 1. Нисходящее проектирование (переход от общего к частному)

2. Восходящее (от частного к общему)

2. Перечислите и опишите этапы и фазы проектирования технических систем. Раскройте цель и содержание каждого этапа.

Под проектом будем понимать проектно-конструкторскую и технологическую документацию, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации объекта (системы). Под проектированием будем понимать процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, о методах проектирования и т. д. в проект.

Этап Фаза
1. Анализ объекта и формирование требований 1.1 Формулировка цели проектирования 1.2 Обследование объекта 1.3 Формирование требований показателя к системе
2. Разработка технического задания
3. Эскизный проект 3.1 Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям 3.2 Разработка пояснительной записки и локальной сметы эскизного проекта
4. Технический проект 4.1 Разработка проектных решений по системе и ее частям 4.2 Разработка документации на систему и ее части 4.3 Разработка и оформление документации по комплектующей системе
5. Рабочая документация Подготовление рабочей документации по установке и сопровождению системы
6. Ввод в эксплуатацию
7. Сопровождение системы

1. Анализ объекта и формирование требований

Целью проектирования является тот эффект (экономический, социальный, технический), который достигается при проектировании.

При обследовании объекта, необходимо уточнить границы изучения системы, круг пользователей, для которых она создается, выделить типы объектов, подлежащих дальнейшей разработке/модернизации. Важнейшими объектами обследования являются:

1. Структурные звенья организации (структура отделов, цехов, участков, рабочих мест)

2. Функциональная структура (состав хозяйственных процессов и процедур)

Основной целью данного этапа проектирования является:

1. На основе общих сведений об объекте выяснить предполагаемый объем работ, стоимостные ограничения на используемые ресурсы, временные ограничения на процесс проектирования,

2. Провести анализ аналогичных решений (при анализе аналогов вначале должны быть выбраны критерии сравнения: стоимость; функциональные возможности; удобство настройки, сопровождения; качественные характеристики. Затем должно быть дано краткое описание каждого аналога и проведено сравнение в контексте выбранных критериев.)

2. ТЗ является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации) системы, в соответствии с которым проводится разработка системы и ее приемка при вводе в действие.

3. Эскизный проект разрабатывают с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных и др.) решений изделия, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройстве системы/объекта. Эскизный проект: включает в себя ведомость эскизного проекта, схему организационной структуры, схему комплекса технических средств, схему функциональной структуры и др.

4. Технический проект. На этом этапе осуществляется логическая проработка функциональной и системной архитектуры, в процессе которой строится несколько вариантов компонентов системы, проводится оценка этих вариантов по показателям: стоимость, трудоемкость, достоверность и т. д. и составляется технический проект системы. Наиболее важной задачей на данном этапе можно считать разработку функциональной архитектуры.

5. Рабочая документация. Подготовление рабочей документации по установке и сопровождению системы.

6. Ввод в эксплуатацию. Этот этап можно разделить на 3 части:

1. Подготовка объекта к внедрению.

2. Опытное внедрение.

3. Сдача проекта в промышленную эксплуатацию.

7. Сопровождение системы. На этом этапе определяется чьими силами будет осуществляться техническое сопровождение проекта. В процессе выполнения этапа осуществляется регистрация сбоев, накопление статистики о качестве работы системы. Эти данные служат основой для модернизации системы в целом или ее частей.

Перечислите основные методы проектирования и опишите структуру процесса проектирования. Приведите классификацию и особенности основных параметров проектируемой системы связи.

Проектирование – это процесс создания, преобразования и представления в принятой форме образа еще не существующего объекта (системы). Результатом проектирования является техническая документация, по которой в дальнейшем создается проект.

Опишите суть и принципы системного подхода к проектированию сложных систем. В чем особенности применения данного подхода при проектировании телекоммуникационных систем?

Основы системного подхода

Системный подход подразумевает изучение разрабатываемой системы и ее поведения как единого объекта, выполняющего определенные функции в конкретных условиях с учетом взаимной связи и взаимного влияния элементов системы.

Система – это объединение некоторых составных частей в единое целое, которое можно рассматривать как единый комплекс, преследующий одну цель.

Принципы системного подхода

- система, состоящая из оптимальных элементов, в общем случае не является оптимальной

- оптимизация должна осуществляться по количественно определенному и единственному критерию, который в математической форме выражает цель программирования

- система должна оптимизироваться в условиях количественно определенных ограничений на ее параметры

Систем­ный подход позволяет на стадии проектирования оптимизировать состав оборудо­вания, избавиться от избыточности оборудования и кабельных коммуникаций, из­бежать встречной работы систем, которая часто является проблемой.

Также он позволяет найти оптимальное, в широком смысле, решение задачи проектирования за счет всестороннего, целостного рассмотрения как проектируемой системы, так и самого процесса проектирования, и способен привести к подлинно творческим новаторским решениям, включая крупные изобретения и научные открытия.

Для всех подходов к проектированию сложных систем характерны также следующие особенности:

1. Структуризация процесса проектирования, выражаемая декомпозицией проектных задач и документации, выделением стадий, этапов, проектных процедур. Эта структуризация является сущностью блочно-иерархического подхода к проектированию.

2. Итерационный характер проектирования.

3. Типизация и унификация проектных решений и средств проектирования.

6. Опишите разновидности системного подхода и особенности проектирования сложных систем. Какие способы проектирования таких систем существуют?

Системный подход подразумевает изучение разработанной системы и её поведения как единого объекта, выполняющего определённые функции в конкретных условиях с учётом взаимной связи и взаимного влияния элементов системы.

Разновидности системного подхода:

- структурный подход. Идея заключается в синтезе вариантов компоновки системы из элементов и частичном переборе этих элементов с оценкой и прогнозированием качественных параметров системы.

- блочно-иерархический. Подразумевает декомпозицию сложных описаний элементов системы на различных уровнях и рассмотрение системы на этих отдельных уровнях.

- объектно-ориентированный подход. Вносит большую структурную определенность, распределяет данные между классами объектов, также он сокращает объем спецификации благодаря введению иерархии объектов.

Для всех подходов к проектированию сложных систем характерны следующие особенности.

1) Структуризация или декомпозиция задач проектирования.

2) Итерационный характер проектирования.

3) Типизация и унификация проектных решений и средств проектирования.

Существуют следующие способы проектирования:

1) Ручное (без использования приспособлений)

2) Автоматическое (без участия человека)

3) Автоматизированное (системы автоматизированного проектирования САПР – диалог человек-ЭВМ)

- CAM (производство системы)

- CASE (разработка программных средств)

Ведется диалог между пользователем и ЭВМ. Чаще всего используют третий способ проектирования.

7. Опишите математическую трактовку задач проектирования. Какие методы и средства для решения данных задач используются?

Математический (аналитический) метод – применяется если можно формализовать требования к системе и представить их в виде математической модели, после математической модели выделяется целевая функция, которая описывает качество работы системы, потом эта функция оптимизируется (находится экстремум)

Синтез проектных решений:

1. Структурный – выбор топологии, архитектуры, технологии.

2. Параметрический – оптимизация настроек системы, выбор методов управления трафиком, пропускной способности, изменении е размера буфера с целью коррекции задержки и потерь пакетов.

Структурный синтез первичен. Процедура синтеза проектных решений выполняется человеком в процессе многовариантного анализа, либо реализуется на базе формальных методов оптимизации.

С математической точки зрения задача синтеза проектных решений сводится к задаче оптимизации.

extr F(x) – в качестве экстремума лучше исп-ть min, а не max;

F(x) – целевая функция. Её целесообразно формировать таким образом, чтобы её оптимальное значение находилось в 0.

х – параметры системы (управляемые параметры).

Dx – обл-ть допустимых значений в простр-ве управляемых парам-в.

φ(x) и ψ(x) – ф-ии-ограничения.

y – вых. параметры сист., по этим парам-м оценивается качество работы системы.

F(Y(x)) – целевая функция.

Этапы решения задачи синтеза:

- формализация задачи и формирование целевой ф-ии;

- нахождение экстремума целевой ф-ии при известных ограничениях на её параметры.

Основная проблема состоит в том, что выходных параметров много, а целевая ф-ия одна.

Чтобы выделить целевую ф-ию существует несколько подходов:

1. Частный критерий оптимизации – среди вых. парам-в выбирают один в качестве целев. ф-ии, а условия работоспособности остальных вых. парам-в относятся к ограничениям задачи. Использование этого критерия приемлемо, если можно выделить один наиболее критичный выходной параметр.

2. Двухкритериальная задача.

8.Опишите назначение и принцип применения диаграммы Парето при выборе проектных решений. Приведите пример использования данной диаграммы.

Назначение диаграммы Парето - показать важнейшие факторы, влияющие на тот или иной показатель. Чтобы потом использовать эти сведения для быстрого и значительного увеличения производительности или качества работы.

Постановка задачи: необходимо найти экстремум от целевой функции при .

- Если х состоит из одного параметра проводится частный критерий оптимизации. Выбирается наиболее важный параметр и ищется экстремум функции при соблюдении ограничений на остальные параметры.

- Если важны два параметра, то строится диаграмма Парето, где параметры нормализуются так, чтобы оптимальное значение находилось в начале координат.

На диаграмму наносятся все точки с возможными конфигурациями системы. Далее на диаграмму накладывают ограничения, отсекающие нецелесообразные варианты систем. Потом строится область Парето, включающая в себя точки, наиболее приближенные к оптимальным. Далее производится выбор из точек, принадлежащих диаграмме Парето по дополнительным критериям.


y1 и y2 – вых. парам-ры

Т1 и Т2 – огранич. работоспособности

· требования к ширине полосы пропускания лежат в широких диапазонах: от десятков кбит/с для низкоскоростных интерактивных приложений до тысяч Мбит/с для приложений, ориентированных на работу с графическими данными.

Трафик данных: высокоскоростная передача цифровой инфы, передача сигналов телесигнализации, телеконтроль.

Для трафик данных допустима любая задержка.

Основные характеристики трафика:

-значение трафика ( мгновенное, макс-е, пиковое, среднее и мин), бит/с;

- коэф пачечности трафика (пульсация)

- средняя длительность пикового трафика, с;
- средняя длительность сеанса связи, с;

- форматы элемента трафика;

- максим, сред, миним размеры пакета;

- интенсивность трафика запросов.

Пример временной реализации трафика одного из сервисов:


Среднее значение трафика выч-ся по формуле:

График трафика реального времени:


Коэф. пачечности и средней длительности пика:

Коэф. Пачечности - определяется как отношение между максим и средним трафиком соответствующего сервиса. Коэф пачечности вычисляется по формуле: .

Средняя длительность пика - средняя длительность интервала времени в течении которого воотсетствующий сервис генерирует пиковый трафик. Вычисляется по формуле: , где - число пиков в течении сеанса связи; - длительность i-го пика процесса B(t), i=1..N ( p ) и в течение i-го пика определяется выражением .

Рекомендации QoS для VoIP сервисов.

* Потери пакетов в магистралях спроектированных для предоставления VoIP сервиса высокого качества не должны превышать 0,25%.

* В соответствии с требованиями ITUG.114 односторонняя задержка не должна превышать 150 мс (в худшем случае 400 мс)

Любые сложные начинания и производственные работы требуют соблюдения участниками проекта единого разработанного плана. Без документа, в котором бы содержалась вся подробная информация графического и текстового характера об этапах производства, слаженного взаимодействия не получится. Этот закон распространяется на все виды деятельности в большей или меньшей степени. В этой статье мы расскажем о процессе проектирования: что это такое, каков его объект и каковы основы разработки.

Из чего состоит проектная работа

В первую очередь весь пакет бумаг можно разделить на чертежи и документацию.

Любой объект в строительстве, макет разрабатываемого продукта, например, детали автомобиля или план по реконструкции жилого участка содержит схематические изображения. В ряде случаев они остаются на примитивном уровне – местоположение объектов, линии пересечения коммуникаций или расположение глаз в конструкции игрушечной куклы.

Но чаще используются многослойные планы, которые содержат ряд файлов для специализаций – в случае согласованной работы разных отделов или технически трудного выполнения изделий. Такая работа проводится на компьютере в специализированных программах – САПРах. Это позволяет оперативно обмениваться информацией, вносить коррективы по ходу производства и выполнять точные расчеты.

что является объектом проектирования

Документация представлена в проектах рядом актов, требований, норм и отчетов. Сюда же могут входить сметы по стоимости израсходованных материалов, рекомендации по работе конкретных специалистов, договоры и запротоколированные условия сделки – сроки изготовления и реализации объекта. Чтобы точно определить, что включает в себя проектирование, важно знать сферу, в которой оно происходит. В зависимости от нее будут добавлены или убраны из перечня чертежей и сопутствующих бумаг специализированные пункты.

Проектирование (от латинского projectus , что означает "брошенный вперед") - это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному описанию путем детализации, дополнения, расчетов и оптимизации.

Проектная процедура – это взаимосвязанная, взаимообусловленная совокупность действий, направленных на получение проектных решений.

Проектное решение – промежуточное или окончательное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для продолжения или окончания проектирования или вариант проекта, удовлетворяющий требованиям технического задания (ТЗ) (промежуточное или конечное описание объекта проектирования).

В этих определениях практически не оговариваются требования по качеству результатов проектирования.

Эффективное проектное решение – описание объекта, принципиально выполняющего требуемые функции или проектное решение, принципиально отвечающее требованиям ТЗ.

Оптимальное проектное решение – описание объекта, наилучшим образом выполняющего требуемые функции или проектное решение, наилучшим образом отвечающее требованиям ТЗ.

Проектные процедуры принято разделять на проектные операции, под которыми понимаются действия, выполняемые для разных процедур по единому алгоритму.

Существуют следующие проектные операции.
Синтез – конкретизация облика или параметров проектируемого объекта; определение состава и взаимосвязей элементов объекта или конкретизация технических решений, определяющих вариант проекта.

Моделирование или создание модели объекта проектирования – создание абстрактной (математической, графической, текстовой) или физической (макетный, опытный, серийный образец) модели объекта.

Анализ – исследование свойств синтезированного варианта проекта с применением абстрактных и (или) физических моделей или исследование объект проектирования с использованием моделей.

Принятие проектного решения – выбор варианта проекта из имеющихся альтернативных вариантов по результатам анализа или выбор варианта проекта с учётом требований ТЗ на основе результатов анализа.

Моделирование или создание модели объекта проектирования является проектной операцией, связанной с каждой из двух других проектных операций: синтезом и анализом. Поэтому далее моделирование или создание модели объекта будет рассмотрено подробно.

Процесс получения проектного решения имеет явно выраженный итерационный характер, иллюстрируемый блок-схемой на рис.1.

Обратная связь в блок-схеме начинает работать, если ранее синтезированный вариант проекта даёт неудовлетворительные результаты, то есть не отвечает поставленным требованиям, а также, если необходимо получить вариант проекта, имеющий лучшие показатели. В последнем случае нужно получить несколько допустимых вариантов проекта, то есть вариантов, для которых выполняются ограничения, и выбрать среди них лучший. Для выбора требуется знать или сформулировать правило сравнительной оценки вариантов или критерий оптимальности.

Итерационный процесс получения проектного решения


Рис.1. Итерационный процесс получения проектного решения

Процесс проектирования во времени разделяется на стадии и этапы.

В соответствии с системным подходом к проектированию принято укрупнённо выделять следующие стадии проектирования:
1) Внешнее проектирование – конкретизация целей и задач объекта проектирования и определение требований к его функционированию.
2) Формирование облика будущего объекта – корректное согласование требований внешнего проектирования с возможностями внутреннего проектирования.
3) Внутреннее проектирование – реализация проектируемого объекта с заданными свойствами.

При более детальном рассмотрении выделяют следующие стадий проектных работ:
1) Предпроектные исследования (изыскания).
2) ТЗ.
3) Техническое предложение.
4) Эскизное проектирование (эскизный проект).
5) Техническое проектирование (технический проект).
6) Рабочее проектирование (рабочий проект).

Первый этап проектирования – этап НИР в который входят первые три стадии (иногда вместе с четвёртой). На этапе НИР проводятся исследования по поиску новых принципов работы и конструкций объектов проектирования, новой элементной базы и пр.

Второй этап проектирования – этап опытно-конструкторских работ (ОКР) – включает техническое проектирование (иногда вместе с эскизным проектированием). На этапе ОКР осуществляется детальная конструкторская проработка объекта проектирования.

Третий этап проектирования – этап технологической подготовки производства – совпадает с шестой стадией – рабочее проектирование.

Четвёртый этап проектирования – изготовление опытного образца – совпадает с седьмой стадией проектирования.
Пятый этап проектирования – отладка, испытание и ввод в эксплуатацию (в действие) – включает восьмую и девятую стадии проектирования.

Укрупнённо в логической схеме проектирования выделяются этапы:
• формирования ТЗ,
• предварительного,
• эскизного,
• и рабочего проектирования.

На этих этапах развивается описание объекта проектирования, фиксируемое в комплекте документации.

В качестве примера можно выделить следующие виды проектной деятельности:

  • Проектирование технических систем, в том числе
    • техническое проектирование (технические устройства и оборудование);
    • электротехническое проектирование (электротехника и электроснабжение);
    • проектирование инженерных систем (вентиляции, газопроводов, электросетей и др. инфраструктуры);
    • архитектурно-строительное проектирование;
    • проектирование инженерных сетей и систем;
    • экологическое проектирование;
    • Проектирование объектов хранения и перевалки нефтепродуктов;
    • градостроительное проектирование;
    • технологическое проектирование и др.
    • дизайн интерьера;
    • промышленный дизайн;
    • ландшафтный дизайн;
    • прогнозное социальное проектирование (социальная технология, ориентированная на выработку образцов решений перспективных социальных проблем с учётом доступных ресурсов и намеченных целей социально-экономического развития. Его цель — предплановое научное обоснование управленческих решений.

    Существуют следующие стадии проектирования:
    — технико-экономическое обоснование (ТЭО);
    — технико-экономический расчет (ТЭР);
    — эскизный проект (ЭП);
    — проект (П);
    — рабочая документация (Р)

    Стадия ТЭО (ТЭР). Разрабатывается на основании задания заказчика для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, которые нуждаются в детальном обосновании соответствующих решений и определения вариантов и целесообразности строительства объекта.
    ТЭР применяется для технически несложных объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. ТЭР выполняется в сокращенном объеме сравнительно с ТЭО соответственно характеру объекта и требований задания.

    Стадия ЭП. Разрабатывается на основании задания заказчика для принципиального определения требований к градостроительным, архитектурным, художественным, экологическим и функциональным решениям объекта, подтверждения возможности создания объекта непроизводственного назначения.
    В составе ЭП для обоснования принятых решений по заданию заказчика выполняются расчеты основных проектных решений, сметной стоимости и обоснование эффективности инвестиций, а также могут дополнительно выполняться инженерно-технические разработки, схемы инженерного обеспечения объекта.

    Стадия П. Разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства.
    П разрабатывается на основании задания на проектирование, исходных данных и одобренной при трехстадийном проектировании предыдущей стадии. Разделы стадии П даются в четкой и лаконичной форме, без чрезмерной детализации, в составе и объеме, достаточном для обоснования проектных решений, определения объемов основных строительных работ, потребностей в оборудовании, строительных материалах и конструкциях, положений по организации строительства, а также опре-деления сметной стоимости строительства.

    Стадия Р. Разрабатывается на основании утвержденной предыдущей стадии. После утверждения стадии П по решению заказчика рабочая документация может разрабатываться автором проекта или другим проектировщиком. Разработка рабочей документации другими проектировщиками осуществляется с соблюдением авторских решений утвержденного П и соблюдением авторских прав.

    Литература:

    1. Сидоров А.И. Основные принципы проектирования и конструирования машин. — М .: Макиз, 1929. — 428 с.

    2. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочник: В 2-х книгах. — М .: Машиностроение, 1988.

    3. Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие. — Белгород, 1999. — 372 с.

    Виды проектирования (в зависимости от объекта):

    • Проектирование технических систем,
      • Техническое проектирование,
      • Электротехническое проектирование,
      • Проектирование инженерных систем.
      • Архитектурно-строительное проектирование,
      • Градостроительное проектирование,
      • Технологическое проектирование.
      • Дизайн интерьера,
      • Промышленный дизайн,
      • Ландшафтный дизайн.

      Что такое проект?

      • Проект - комплект документации, предназначенный для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации (например проект здания, сооружения или изделия);
      • Проект - предварительный либо незавершенный текст какого-либо документа (например, проект договора);
      • Проект - программа, план действий, комплекс работ, подлежащих воплощению.

      Существует принятое на международном уровне определение проекта прописанное в стандарте по управлению проектами - ISO 21500. Этот стандарт был принят единогласным голосованием 37 стран Евросоюза, при отсутствии замечаний от 12 стран-наблюдателей.

      Проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям.

      Подведем небольшой итог. Проект:

      • Уникальный набор протекающих и ограниченных во времени действий, этапов проекта.
      • Для осуществления проекта необходима проектная команда и координатор проекта, который даёт задания, следит за прогрессом и сроками выполнения процессов
      • Проект, как и процессы внутри его, ограничен во времени – он имеет начало и конец.
      • У проекта обязательно должна быть цель и предполагаемый результат, с помощью которых решается личная, общественная или государственная проблема.

      Виды проектов (в зависимости от объекта)

      Вид проекта

      На что направлен

      на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

      на доказательство или опровержение какой – либо гипотезы.

      На сбор информации с целью её анализа и представления для широкой аудитории.

      Привлечение интереса публики к проблеме проекта

      Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта.

      Продукт

      Заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

      Результат исследования (доказательство или опровержение гипотезы)

      Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу, публикация в СМИ, в том числе в Интернете.

      Этот проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

      Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и пр.)

      Тип деятельности

      Практическая деятельность в определенной области

      Деятельность, вязанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.

      Деятельность, связанная со сбором, проверкой, обработкой информации из различных источников; общение с людьми как источник информации

      Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от целевой публики

      Деятельность, связанная с групповой коммуникацией.

      Этапы проектной деятельности

      Шаг 1. Определение потребности

      Потребность определяется при помощи жизненного опыта, социологических исследований либо извлекается из общеизвестной проблемы.

      Шаг 2. Обозначение требований к объекту, к конечному результату

      Иными словами – ожидаемые результаты, чего мы хотим достичь кроме решения проблемы и удовлетворения потребности. Или как будет выглядеть это решение.

      Шаг 3. Выработка первоначальных идей

      Шаг 4. Анализ идей

      Шаг 5. Выбор одной идеи

      В трех предыдущих шагах действуют правила эвристических методов, и прочих методов генерации и отбора идей.

      Шаг 6. Планирование

      Каждый шаг, который подлежит реализации должен быть зафиксирован с обозначением сроков и ответственных за реализацию.

      Шаг 7. Реализация проекта

      Во время реализации допустима корректировка плана.

      Шаг 8. Оценка, анализ и рефлексия

      Обязательные составляющие проекта

      Для полной картины стоит рассмотреть обязательные составляющие проекта:

      • Титульный лист
      • Пояснение актуальности проблемы
      • Цели и задачи проекта
      • Механизмы реализации
      • Календарный план
      • Бюджет проекта
      • Ожидаемые результаты
      • Критерии оценки эффективности

      Титульный лист. Оформляется на отдельном листе. Может включать в себя: название проекта, сроки начала и конца проекта, список рабочей группы (ФИО + контактная информация), полная общая стоимость проекта, география проекта.

      Пояснение актуальности проблемы. Любой проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы. Необходимо учитывать реальные личные возможности и возможности организации при определении проблемы, а также ее актуальность для молодежи и общества в целом. Пред разработкой проекта всегда полезно провести небольшой опрос, действительно ли эта проблема является острой для других людей (т. е. нужно ли это будет кому – то кроме вас).

      Цели и задачи. Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель проекта – полное или частичное решение поставленной проблемы. Задачи проекта – это шаги к достижению Цели. Задачи должны быть четко сформулированы и выстроены в логической и временной последовательности их решения. Проект может иметь несколько Целей, в таком случае необходимо будет разработать отдельный спектр задач для каждой из поставленных целей.

      Механизмы реализации. В этом пункте необходимо четкое описание конкретных действий в рамках КАЖДОГО шага проекта. Механизмы реализации могут зависеть от масштаба проекта, возможностей организации, бюджета и других ресурсов.

      Календарный план реализации проекта. Неспособность уложиться в сроки становится серьезной проблемой перед многими на пути реализации проекта. Но в большинстве случаев это связано с халатным отношением к срокам у самих людей. Ключом к успешному проекту является грамотное планирование. Зачастую планирование проектов игнорируется, и работа начинается как можно быстрее. А между тем грамотно спланированная работа экономит время, деньги и позволяет избежать многих проблем.

      Бюджет проекта - план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Главная функция бюджета — отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Представляет собой самый важный документ. Он должен быть тщательно проработан.

      После составления бюджета, необходимо обосновать статьи расходов . Это нужно как для вас, так и для ваших спонсоров.

      По завершению проекта вам необходимо будет представить отчет о проделанной работе. Форма отчета может быть практически любой: это может быть официальный документ, а может быть и один из вариантов выходов проекта: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, выставка, журнал, законопроект, система школьного самоуправления, и многое другое.

      Когда проект закончен, отчет прочитан и проблема решена, то следующим очень важным этапом является анализ.

      Критерии оценки эффективности:

      Анализ – очень важный этап проекта, но не заключительный. Остается еще один: по завершению анализа в силу вступит уже известное вам последействие, т.е. внедрение в работу предложений по улучшению ведения, организации, планирования, реализации проекта. И вот этот этап может длиться вплоть до конца следующего проекта.

      Понятие и виды

      Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

      Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

      а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

      б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

      в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

      В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

      Виды социальных проектов:

      • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
      • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
      • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
      • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
      • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

      Структура социального проектирования

      Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

      Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

      Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

      Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

      Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

      Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

      Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

      Из чего состоит социальный проект?

      Исследование -> Проблема -> Цель -> Задачи -> Методы -> Шаги -> Бюджет -> Оценка

      Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

      Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

      Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

      Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

      Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

      Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

      Цель и задачи проекта.

      Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

      Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

      Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.

      Задачи – конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являтьсянеобходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

      Признаки хороших задач:

      • Являются логическим следствием проблемы;
      • Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
      • Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
      • Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

      Методы реализации проекта.

      Метод – это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

      Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

      В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

      При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

      • Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
      • Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
      • Соответствие деятельности заявленным результатам;
      • Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
      • Инновационность / возможный риск;
      • Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
      • Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

      Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

      Читайте также: