Что такое проект в информатике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Второй этап – подбор литературы и источников по теме информационного проекта. Этот этап можно назвать библиографическим. Он проходит в библиотеках, Книжной палате и других книгохранилищах. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и текстов, которые помогут вам создать информационный проект.

Третий этап – планирование работы над информационным проектом. Студент составляет план-проспект информационного проекта, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект – это уже черновое оглавление проектной работы с реферативным раскрытием ее содержания. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурной схемы информационного проекта. Этот этап является промежуточной формой контроля и предполагает сдачу письменного варианта проспекта информационного проекта. Проспект представляется в распечатанном виде, оформляется произвольно.

Четвертый этап – проведение маркетингового исследования проекта и работа над текстом информационного проекта. Здесь студент анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.

Композиция информационного проекта включает в себя следующие элементы:

1. Титульный лист.

3. Резюме проекта.

4. Введение, в котором обозначается актуальность темы проекта, цель и задачи проекта, основные источники проекта.

5. Описание анализа коммуникационной ситуации, с результатами исследования целевых групп и конкурирующих идей.

6. Стратегия и тактика идеи проекта: планирование образа и техническое планирование.

7. Основы информационной политики проекта (работа со СМИ).

8. Реализация проекта.

9. Заключение, в котором содержаться предполагаемые результаты информационного проекта и прогноз развития идеи.

10. Библиографический список использованной литературы.

11. Приложения (если есть).

Титульный лист является первой страницей информационного проекта и заполняется по определенным правилам. Образец титульного листа утверждается на заседании кафедры, по которой пишется данная работа. В верхнем поле указывается полное наименование организации, где выполнена работа, а также наименование факультета и отделения. Далее в среднем поле по центру указывается форма работы – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ и дается заглавие работы без кавычек. Далее ниже по центру указывается ФИО автора или авторов проекта, номер группы и курса в именительном падеже, на следующей строке ФИО научного руководителя, ученое звание и степень. В нижнем поле по центру указывается место выполнения работы и год ее написания (Образец № 1). Титульный лист подписывается студентом и научным руководителем. Это – допуск к защите проектной работы.




Оглавление содержит все заголовки разделов информационного проекта и страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны четко повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.

Резюме проекта содержит краткое описание работы в целом, в котором автор (ы) презентуют в вербальной форме проделанную работу, определяя наиболее ценные разделы и результаты этой работы. Резюме не должно превышать по объему 0,5 страницы.

Введение – это очень важная часть работы, по которой судят о том, насколько владеет информацией о той или иной части работы студент. В этой части должен быть отражен методологический аппарат проекта и его целевые установки. Во Введение информационного проекта должны быть включены:

обоснование актуальности темы (обоснование актуальности темы дается в первых строчках Введения и содержит формулировку идеи проекта и аргументы в пользу изучения данного вопроса в современных условиях);

цель проекта (вытекает из актуальности темы и предполагает акцент на том, чего хочет достичь автор работы);

задачи проекта (не менее трех, являются продолжением цели и конкретизируют целевые установки проекта, служат основой для выделения этапов работы над проектом);

методы исследования (концепции и теории, способы и методы, которые используются в рамках проекта);

практическая значимость проекта (предполагаемое значение работы для теории и практики массовой информации).

Описание анализа коммуникационной ситуации предполагает подробный анализ того информационного поля, в котором протекает исследование, отражаются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника конкурирующих идей, даются характеристики целевым группам.

Стратегия и тактика идеи проекта включает в себя описание процесса планирования образа идеи информационного проекта и техническое планирование, включающее в себя процесс создания имиджа идеи, финансовые источники, коммуникационные каналы.

Основы информационной политики проекта предполагают развернутую концепцию медиапланирования, что включает основы информационной политики в отношении СМИ.

Реализация проекта как раздел информационного проекта основан на плане маркетинга проекта и включает в себя этапы продвижения идеи информационного проекта в соответствии с целевыми установками, выдвинутыми во Введении.

Заключение отражает результат проведенного исследования. Полученный результат – это решение задач, которые вы поставили во Введении. Он формулируется как выводы и наглядная демонстрация предполагаемых или реальных результатов. Заключение выполняет функцию концовки, обусловленной логикой проведенного проектного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части исследовательской информации. Выводы и демонстрация результатов должны излагаться последовательно, логично, должны быть соотнесены с целью и задачами работы, вытекать из логики исследования, быть наглядными и убедительными.

Библиографический список использованной литературы отражает самостоятельную творческую деятельность студента. В списке первоисточников должно содержаться не менее десяти наименований, столько же и в списке второисточников. Важно! Первоисточники указываются по хронологии, а второисточники - по алфавиту.

Приложение может содержать вспомогательные или дополнительные материалы, которые сопровождают вербальный вариант проекта, иллюстрируют содержание, служат большей наглядности проекта.

Язык и стиль проекта позволяют судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль проектного исследования как часть письменной научно-публицистической речи представляет интерпретацию собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования проектных разделов и доказательства практической значимости выдвигаемой в качестве основной проектной идеи. Основным способом изложения материала является доказательное рассуждение. Допускается использование прямого указания на автора проекта, что подчеркивает креативный характер всей работы. Стиль работы должен подчеркивать также ее презентационный характер, демонстрировать и убеждать в истинности высказываемой идеи.

Информационный проект помещается в папку-скоросшиватель. К распечатанному информационному проекту прилагается диск-презентация, содержащий иллюстративный материал и компьютерную программу презентации проекта.

Работа рецензируется представителями СМИ, информационных служб предприятий, организаций и институтов. Рецензенты представляют рецензии в письменном виде – по две на каждый проект.

Второй этап – подбор литературы и источников по теме информационного проекта. Этот этап можно назвать библиографическим. Он проходит в библиотеках, Книжной палате и других книгохранилищах. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и текстов, которые помогут вам создать информационный проект.

Третий этап – планирование работы над информационным проектом. Студент составляет план-проспект информационного проекта, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект – это уже черновое оглавление проектной работы с реферативным раскрытием ее содержания. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурной схемы информационного проекта. Этот этап является промежуточной формой контроля и предполагает сдачу письменного варианта проспекта информационного проекта. Проспект представляется в распечатанном виде, оформляется произвольно.

Четвертый этап – проведение маркетингового исследования проекта и работа над текстом информационного проекта. Здесь студент анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.

Композиция информационного проекта включает в себя следующие элементы:

1. Титульный лист.

3. Резюме проекта.

4. Введение, в котором обозначается актуальность темы проекта, цель и задачи проекта, основные источники проекта.

5. Описание анализа коммуникационной ситуации, с результатами исследования целевых групп и конкурирующих идей.

6. Стратегия и тактика идеи проекта: планирование образа и техническое планирование.

7. Основы информационной политики проекта (работа со СМИ).

8. Реализация проекта.

9. Заключение, в котором содержаться предполагаемые результаты информационного проекта и прогноз развития идеи.

10. Библиографический список использованной литературы.

11. Приложения (если есть).

Титульный лист является первой страницей информационного проекта и заполняется по определенным правилам. Образец титульного листа утверждается на заседании кафедры, по которой пишется данная работа. В верхнем поле указывается полное наименование организации, где выполнена работа, а также наименование факультета и отделения. Далее в среднем поле по центру указывается форма работы – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ и дается заглавие работы без кавычек. Далее ниже по центру указывается ФИО автора или авторов проекта, номер группы и курса в именительном падеже, на следующей строке ФИО научного руководителя, ученое звание и степень. В нижнем поле по центру указывается место выполнения работы и год ее написания (Образец № 1). Титульный лист подписывается студентом и научным руководителем. Это – допуск к защите проектной работы.

Оглавление содержит все заголовки разделов информационного проекта и страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны четко повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.

Резюме проекта содержит краткое описание работы в целом, в котором автор (ы) презентуют в вербальной форме проделанную работу, определяя наиболее ценные разделы и результаты этой работы. Резюме не должно превышать по объему 0,5 страницы.

Введение – это очень важная часть работы, по которой судят о том, насколько владеет информацией о той или иной части работы студент. В этой части должен быть отражен методологический аппарат проекта и его целевые установки. Во Введение информационного проекта должны быть включены:

обоснование актуальности темы (обоснование актуальности темы дается в первых строчках Введения и содержит формулировку идеи проекта и аргументы в пользу изучения данного вопроса в современных условиях);

цель проекта (вытекает из актуальности темы и предполагает акцент на том, чего хочет достичь автор работы);

задачи проекта (не менее трех, являются продолжением цели и конкретизируют целевые установки проекта, служат основой для выделения этапов работы над проектом);

методы исследования (концепции и теории, способы и методы, которые используются в рамках проекта);

практическая значимость проекта (предполагаемое значение работы для теории и практики массовой информации).

Описание анализа коммуникационной ситуации предполагает подробный анализ того информационного поля, в котором протекает исследование, отражаются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника конкурирующих идей, даются характеристики целевым группам.

Стратегия и тактика идеи проекта включает в себя описание процесса планирования образа идеи информационного проекта и техническое планирование, включающее в себя процесс создания имиджа идеи, финансовые источники, коммуникационные каналы.

Основы информационной политики проекта предполагают развернутую концепцию медиапланирования, что включает основы информационной политики в отношении СМИ.

Реализация проекта как раздел информационного проекта основан на плане маркетинга проекта и включает в себя этапы продвижения идеи информационного проекта в соответствии с целевыми установками, выдвинутыми во Введении.

Заключение отражает результат проведенного исследования. Полученный результат – это решение задач, которые вы поставили во Введении. Он формулируется как выводы и наглядная демонстрация предполагаемых или реальных результатов. Заключение выполняет функцию концовки, обусловленной логикой проведенного проектного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части исследовательской информации. Выводы и демонстрация результатов должны излагаться последовательно, логично, должны быть соотнесены с целью и задачами работы, вытекать из логики исследования, быть наглядными и убедительными.

Библиографический список использованной литературы отражает самостоятельную творческую деятельность студента. В списке первоисточников должно содержаться не менее десяти наименований, столько же и в списке второисточников. Важно! Первоисточники указываются по хронологии, а второисточники - по алфавиту.

Приложение может содержать вспомогательные или дополнительные материалы, которые сопровождают вербальный вариант проекта, иллюстрируют содержание, служат большей наглядности проекта.

Язык и стиль проекта позволяют судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль проектного исследования как часть письменной научно-публицистической речи представляет интерпретацию собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования проектных разделов и доказательства практической значимости выдвигаемой в качестве основной проектной идеи. Основным способом изложения материала является доказательное рассуждение. Допускается использование прямого указания на автора проекта, что подчеркивает креативный характер всей работы. Стиль работы должен подчеркивать также ее презентационный характер, демонстрировать и убеждать в истинности высказываемой идеи.

Информационный проект помещается в папку-скоросшиватель. К распечатанному информационному проекту прилагается диск-презентация, содержащий иллюстративный материал и компьютерную программу презентации проекта.

Работа рецензируется представителями СМИ, информационных служб предприятий, организаций и институтов. Рецензенты представляют рецензии в письменном виде – по две на каждый проект.

Организация проектной деятельности на уроках информатики — актуальная тема. Согласно требованиям ФГОС, проектная работа должна реализовываться в рамках учебного процесса. О тонкостях проведения исследований и составления проектов по информатике рассказал учитель высшей категории, финалист и победитель профессиональных конкурсов Магомедшапи Дибиров.

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской?

Организуя творческую работу школьников, необходимо учитывать разницу между видами деятельности: проектной и исследовательской. Иногда происходит подмена понятий.

Исследование — это получение нового знания про известные предметы. Исследовательская деятельность направлена на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагается наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проект — это создание новых предметов с теми качествами, которые нам нужны, которых раньше не было. Проектная деятельность направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В школах чаще реализуется проектная деятельность. Эта работа, вкупе с исследовательской деятельностью и научно-техническим творчеством составляет научно-техническое образование. Один из главных трендов в творческой деятельности учащихся на уроках информатики — обращение к робототехнике. Наборы, которыми постепенно оснащаются школы, позволяют ученикам создавать новые конструкции, проверять на них свои теории и программы.

Этапы исследовательской деятельности

Изучение теоретического материала.

Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

Освоение методики исследования.

Сбор собственного материала.

Обработка собранного материала.

Обобщение, анализ, выводы.

Представление исследовательской работы.

Соблюдение плана варьируется в зависимости от обстоятельств. Например, при дополнительном образовании каждому этапу уделяется максимальное внимание. На экскурсии резонно исключить освоение методик, обработку материала, представление работы и оставить только изучение теории (краткое), постановку целей и задач, сбор материала, выводы.

На основе приведенных пунктов можно составить индивидуальный план выполнения работы, обозначив для каждого этапа:

При этом важно разделить работу между учеником и руководителем проекта, чтобы первый имел возможность сделать свой весомый вклад, а второй — проявить свою компетентность. К самостоятельной работе учащихся лучше отнести выбор темы и задачи, формулировку гипотезы, выбор объекта, анализ результатов и выводы. К консультационной работе руководителя — создание теоретической базы, подбор методики под задачу, составление плана работ, подбор методики обработки, составление плана презентации.

Критерии оценки текста исследовательской работы

Соответствие содержания работы заявленной теме.

Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность.

Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования.

Обоснованность и адекватный подбор методов исследования.

Глубина анализа литературы по исследуемой теме.

Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность.

Глубина самостоятельного анализа полученных результатов.

Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами.

Соблюдение требований к оформлению работы.

Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.)

Критерии оценки текста проектной работы

Актуальность проблемы и четкость ее постановки.

Соответствие содержания работы заявленной теме.

Четкость и конкретность формулировки проблемы, цели и задач работы.

Четкость описания методов реализации проекта.

Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме.

Последовательность и логичность этапов реализации проекта.

Соответствие результатов проекта поставленным задачам.

Практическая значимость проекта.

Степень реализации проекта на практике.

Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта и оценка перспектив развития проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Проект и основные этапы его разработки.

Тип урока: урок получения новых знаний и способов деятельности.

Цели урока: - сообщить учащихся:

что такое проект

какие типы проектов существуют

основные этапы разработки проекта и их назначение

- воспитать чувство ответственности, аккуратность;

- развить логическое и пространственное мышление.

Литература: Информатика и ИКТ: 10 класс. Базовый уровень Учебное пособие/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 219-221

Сообщить учащимся тему и цели урока.

Проверка домашнего задания

Когда следует использовать форму Счетчик?

Как установить пределы изменения значений для формы Счетчик?

Что такое макрос?

Когда следует использовать макрос?

Можно ли использовать форму Кнопка для управления макросами? Как это сделать?

Объяснение нового материала

Что такое проект?

• проект строительства скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург;

• проект социальной поддержки малоимущих граждан;

• президентский проект реорганизации вертикали власти;

Из перечисленных примеров можно сделать вывод, что существуют различные типы проектов. Определение типа зависит от основания, по которому производится классификация проектов. Таким основанием может быть сфера деятельности людей, продолжительность проекта, сложность, масштаб (значимость и количество занятых трудовых ресурсов) и т. д.


П о сфере деятельности проекты подразделяются на организационные, технические, социальные, экономические и т. п. (рис. 6.1). Чаще всего проект представляет собой смешанный тип. Например, проект строительства магистрали является не только техническим, но и экономическим, так как решает проблемы экономического развития целых регионов. Телевизионный проект может быть социальным по содержанию и одновременно экономическим, так как решает экономические задачи канала.



В самом общем смысле проект — это некая новая идея, которая в результате определенной деятельности воплощается в жизнь в виде реального продукта (объекта), материального или интеллектуального. В качестве продукта могут выступать разного рода услуги, например услуги по оформлению и дизайну помещений, информационно-аналитические услуги, образовательные услуги. Для того чтобы появился какой-либо продукт, необходимо выполнить определенные действия, а также обеспечить весь процесс его создания необходимыми ресурсами: денежными, материальными, трудовыми.

Важно отметить, что для успешного выполнения проекта необходима четкая цель.

Проект — это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.

Системный подход к проектной деятельности позволяет:

• ставить цели и обеспечивать их выполнение;

• принимать правильные решения для эффективного управления любым процессом;

• правильно организовывать деятельность;

• прогнозировать результаты работы.

Подведение итогов:

Домашнее задание: Информатика и ИКТ: 10 класс. Базовый уровень Учебное пособие/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 219-221

Особенности организации проектной деятельности на уроках информатики на разных этапах обучения

Проектная деятельность – это деятельность, ориентированная на достижение конкретной цели, решение определенных задач с лимитированным временем реализации, творческой ориентацией и получением определенных результатов.

Проектная деятельность является важной технологией обучения. Она имеет практическую направленность и развивает творческие навыки деятельности. потому, проекты активно применяются в образовательном процессе на всех его этапах при изучении всех дисциплин.

Информатика – это учебная дисциплина, ориентированная на изучение теоретических аспектов научно-информационной деятельности и освоение практических навыков работы с информационными ресурсами разного рода.

Информатика знакомит учащихся с методами сбора, хранения, обработки информации, ее воспроизведения, передачи, анализа и оценки посредством использования современных электронных ресурсов: ПК, сеть Интернет и др.

Знания, постигаемые на уроках информатики, имеют широкое применение в современном обществе. Они необходимы во всех областях и сферах жизнедеятельности.

Метод проектов является одним из актуальных приемов организации познавательной информационной деятельности учащихся на всех этапах обучения: общеобразовательная школа, профессиональное обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров.

Если рассматривать общеобразовательную школу, то проектная деятельность реализуется на уроках информатики с учетом психологических параметром развития учащихся на конкретном этапе обучения. Также, проекты выбираются в зависимости от педагогических возможностей их реализации.

Рассмотрим варианты проектной деятельности, реализуемой на разных этапах обучения:

Готовые работы на аналогичную тему

Каждый проект имеет разную длительность. На уроках информатики выполняются мини-проекты. Более объемные по содержанию и длительности выполнения проекты даются на самостоятельную домашнюю работу и охватывают, также, разные временные промежутки исполнения: от одного дня до нескольких месяцев.

Примеры проектов по информатике

На уроках информатике общеобразовательной школы могут быть использованы следующие виды проектной деятельности:

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Понятие проекта, виды проектов.

Проектная деятельность учащихся - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.

Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.

Виды проектов.

I. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

II. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

III. По продолжительности выполнения проекты могут быть:

краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),

средней продолжительности (от недели до месяца),

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

IV. По характеру управления принято различать проекты:

непосредственные проекты – в них учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”;

сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.

V. По характеру контактов проекты бывают

Групповые – над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.

Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.

Региональные – например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).

Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.

VI. По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:

Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во неурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Основные этапы проектной деятельности.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 5 основных этапов проектной деятельности:

Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям учеников, была для них интересна.

Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

Критерии оценки проектов:

  • осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы
  • аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов
  • выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность
  • качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,
  • качество и полнота в оформлении записей
  • свободное владение материалом во время защиты проекта

Примеры проектов для учащихся.

1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 5 -8 класса. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.

Ход проекта

Тип проекта: информационный, общий.

Предметно-содержательная область: информатика.

Ход проекта

  • отбор материала, его анализ;
  • создание презентации на компьютере;
  • добавление собственных комментариев;
  • представление результатов работы учителю.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.

Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.

Темы проектов, используемых мною на уроках информатики по классам:

Тема "Информация и информационные процессы"

"Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));

"Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).

Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"

"Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));

"Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));

Тема "Коммуникационные технологии"

"Тематический сайт" (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (в течение нескольких уроков)).

Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"

"Плакат" (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));

"Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));

Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"

"Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));

"Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );

Тема "Кодирование и обработка числовой информации"

"Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));

Тема "Основы алгоритмизации"

"Я рисую на Pascal" (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));

Тема "Моделирование и формализация"

"Интерактивная или 3D модель процесса или явления"

Тема "Информационные технологии"

"Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));

"Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);

"Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);

Тема "Коммуникационные технологии"

"Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)

Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"

"Компьютер (робот будущего)" (анимационный или видеофильм)

"Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)

Тема "Моделирование и формализация"

"Интерактивная модель процесса или явления"

Тема "Базы данных и СУБД"

Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"

"Программа-тестер по предмету"

Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.

Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности.

Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.

Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.

Читайте также: