Что такое процедура какую роль в избирательном процессе играют различные процедурные вопросы кратко

Обновлено: 28.06.2024

В обществе, как уже говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т. е. процедуре. Мало демократию объявить, бесполезно клясться ей в верности. Нужно следовать ее сущностным принципам, требованиям, выполнять все условия их реализации. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить ее преимущества.

Мировая практика демократического голосования знает две основные избирательные системы:мажоритарную (голосование по одномандатным округам) и пропорциональную (голосование по партийным спискам).

Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Люди приходят на избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов списков. Например, избиратели получают бюллетени, в которые включены:

• список кандидатов республиканской партии;

• список кандидатов коммунистической партии;

• список кандидатов либеральной партии;

• список кандидатов партии крупных хозяйственников;

Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии наиболее достойного, на его взгляд, кандидата). При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии вводится избирательный метр, т. е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная система имеет как положительные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в представительном органе могут быть широко представлены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в парламент избираются лидеры партий, не имеющие отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.

Мажоритарная система (фр. majoritaire от majorité – большинство; от лат. major – большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Избирательные округа являются одномандатными, т. е. в них может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Партия или блок партий, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).

Данная избирательная система тоже не идеальна. Достаточно сказать, что партия или блок партий, проигравшие на выборах по одномандатному округу, но получившие немало, например 49 %, голосов, в парламенте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона. Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряженность в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь между депутатами и избирателями: депутат представляет интересы одномандатного округа, в котором он был избран. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах.

Особый вариант мажоритарной системы представлен системой абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие абсолютное большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Если первый тур не выявил абсолютного победителя, получившего более 50 % голосов, во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии призывают избирателей поддержать представителей тех партий, с которыми они договорились в ходе предвыборной кампании.

С приближением очередных выборов иногда предлагают оставить в силе список округов, образованных к прошлым выборам. Но население России так активно перемещается, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Возьмите сельскую местность: где-то продолжается отток селян в города, но в иных местах, наоборот, количество сельских жителей заметно увеличивается. Огромную роль сегодня играют процессы миграции, связанные с последствиями распада СССР.

Так что если следовать этой точке зрения, можно со временем оказаться в положении Великобритании, государства, чтящего традиции, где к середине XIX в. такие крупные промышленные центры, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарем, в котором жили 7 человек, посылало в парламент двоих депутатов. В населенном пункте Данвич проживал один человек, который автоматически становился депутатом. Иногда преобладание в округах избирателей определенной категории закрепляется в конституции. Так было, например, в Норвегии, где до 1952 г. преимущество на выборах в парламент имели сельские жители.

Избирательный процесс в Российской Федерации сложный, проходит он достаточно долго, начинается с установления сроков его проведения и заканчивается опубликованием результатов голосования.

Выделяют следующие этапы избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных участков и округов;

4) выдвижение кандидатов и их регистрация;

5) предвыборная агитация;

6) голосование, подведение итогов, их опубликование.

Выборы в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ; а выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. В России выборы проводятся в воскресенье. Ориентиром для назначения даты выборов является срок действия того или иного представительного органа. С 2013 г. установлен единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной кампании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Соблюдение установленных сроков гарантирует справедливость, результативность выборов, сводит к минимуму возможности нарушений.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией сразу же после назначения дня выборов. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на его территории.

Основная причина, по которой в конце концов остановились на пропорциональной системе формирования состава Государственной Думы, заключается в том, что избранный таким образом депутатский корпус будет более четко, чем при прежней смешанной системе, отражать реальную расстановку политических сил в обществе, свободных от региональных, местнических влияний.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан в России обеспечивают избирательные комиссии.

Все избирательные комиссии действуют в соответствии с законодательством (федеральным и субъектов РФ).

Закон определяет порядок финансирования избирательных кампаний. Из федерального бюджета определенные средства поступают в Центральную избирательную комиссию, которая направляет их в окружные, городские, участковые комиссии.

Эти деньги идут на подготовку бюллетеней для голосования, оборудование и приведение в порядок участков, ими оплачиваются транспорт и информационная продукция. Деньги из бюджета получают и участвующие в выборах партии, которые создают свои избирательные фонды. В эти фонды могут поступать и собственные средства партий, их членов, а также пожертвования физических и юридических лиц.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он проводится на всей территории государства. Участвовать в референдуме имеет право гражданин, обладающий активным избирательным правом.

На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, когда решение об этом принято Конституционным Собранием Российской Федерации. Такой референдум называется конституционным (плебисцит). Могут выноситься и другие вопросы. Не выносятся на референдум такие вопросы, как, например, изменение статуса субъекта РФ, амнистии и помилования и др. Референдумы делятся на общероссийский, субъектов РФ, местный.

И вот наступает день голосования. В установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Члены участковой избирательной комиссии дожидаются определенного законом часа, чтобы приступить к подсчету голосов. Председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным. Процедура подсчета голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избиркома: необходимо проверить целостность печатей и пломб на ящиках, выявить недействительные бюллетени и др. В присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии.

Протоколы подсчета голосов поступают в соответствующие избирательные комиссии, а общие итоги выборов подводит Центральная избирательная комиссия не позже чем через три недели после дня голосования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое процедура? Какую роль в избирательном процессе играют различные процедурные вопросы?

2. Каковы основные избирательные системы?

3. Каковы особенности пропорциональной системы?

4. Что такое мажоритарная избирательная система?

5. Что такое джерримендеринг? Как появился этот термин?

6. Как проходят выборы в РФ?

Это интересно

Останется ли Дума инструментом политической борьбы в руках немногочисленных партийных вождей или, сохранив отчасти свое нынешнее качество главного политического ристалища страны, станет профессиональным парламентом, где каждого депутата избиратель будет знать в лицо?

Во многом в результате действия пропорциональной системы новая Дума оказалась поделенной между партийными командами, в которых рядовые бойцы обязаны своими депутатскими мандатами не столько избирателю, сколько удачливому командиру. При этом градус политизации парламента явно повысился.

Спор о правилах формирования Думы имеет давнюю историю и не должен сводиться к разбору каждого отдельного аргумента в пользу той или иной концепции. Проблема сводится к вопросу, в какой системе социальных координат мы ведем этот спор…Влияние на поведение и мотивацию каждого гражданина в нашей стране абсолютно несопоставимо с теми возможностями и правами, которые приобретают партии по ныне действующему закону о выборах депутатов.

Фактически избирательное законодательство навязывает гражданину необходимость голосовать за то или иное избирательное объединение, ибо в большинстве случаев нет никакой организационной или идейно-политической связи между гражданином и этим объединением (О. Морозов, депутат Государственной Думы РФ).

В обществе, как уже говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т. е. процедуре. Мало демократию объявить, бесполезно клясться ей в верности. Нужно следовать ее сущностным принципам, требованиям, выполнять все условия их реализации. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить ее преимущества.

Мировая практика демократического голосования знает две основные избирательные системы: мажоритарную (голосование по одномандатным округам) и пропорциональную (голосование по партийным спискам).

Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Люди приходят на избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов списков. Например, избиратели получают бюллетени, в которые включены:

• список кандидатов республиканской партии;

• список кандидатов коммунистической партии;

• список кандидатов либеральной партии;

• список кандидатов партии крупных хозяйственников;

Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии наиболее достойного, на его взгляд, кандидата). При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии вводится избирательный метр, т. е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная система имеет как положительные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в представительном органе могут быть широко представлены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в парламент избираются лидеры партий, не имеющие отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.

Мажоритарная система (фр. majoritaire от majorit? – большинство; от лат. major – большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Избирательные округа являются одномандатными, т. е. в них может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Партия или блок партий, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).

Данная избирательная система тоже не идеальна. Достаточно сказать, что партия или блок партий, проигравшие на выборах по одномандатному округу, но получившие немало, например 49 %, голосов, в парламенте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона. Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряженность в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь между депутатами и избирателями: депутат представляет интересы одномандатного округа, в котором он был избран. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах.

Особый вариант мажоритарной системы представлен системой абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие абсолютное большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Если первый тур не выявил абсолютного победителя, получившего более 50 % голосов, во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии призывают избирателей поддержать представителей тех партий, с которыми они договорились в ходе предвыборной кампании.

С приближением очередных выборов иногда предлагают оставить в силе список округов, образованных к прошлым выборам. Но население России так активно перемещается, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Возьмите сельскую местность: где-то продолжается отток селян в города, но в иных местах, наоборот, количество сельских жителей заметно увеличивается. Огромную роль сегодня играют процессы миграции, связанные с последствиями распада СССР.

Так что если следовать этой точке зрения, можно со временем оказаться в положении Великобритании, государства, чтящего традиции, где к середине XIX в. такие крупные промышленные центры, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарем, в котором жили 7 человек, посылало в парламент двоих депутатов. В населенном пункте Данвич проживал один человек, который автоматически становился депутатом. Иногда преобладание в округах избирателей определенной категории закрепляется в конституции. Так было, например, в Норвегии, где до 1952 г. преимущество на выборах в парламент имели сельские жители.

Избирательный процесс в Российской Федерации сложный, проходит он достаточно долго, начинается с установления сроков его проведения и заканчивается опубликованием результатов голосования.

Выделяют следующие этапы избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных участков и округов;

4) выдвижение кандидатов и их регистрация;

5) предвыборная агитация;

6) голосование, подведение итогов, их опубликование.

Выборы в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ; а выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. В России выборы проводятся в воскресенье. Ориентиром для назначения даты выборов является срок действия того или иного представительного органа. С 2013 г. установлен единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной кампании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Соблюдение установленных сроков гарантирует справедливость, результативность выборов, сводит к минимуму возможности нарушений.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией сразу же после назначения дня выборов. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на его территории.

Основная причина, по которой в конце концов остановились на пропорциональной системе формирования состава Государственной Думы, заключается в том, что избранный таким образом депутатский корпус будет более четко, чем при прежней смешанной системе, отражать реальную расстановку политических сил в обществе, свободных от региональных, местнических влияний.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан в России обеспечивают избирательные комиссии.

Все избирательные комиссии действуют в соответствии с законодательством (федеральным и субъектов РФ).


Закон определяет порядок финансирования избирательных кампаний. Из федерального бюджета определенные средства поступают в Центральную избирательную комиссию, которая направляет их в окружные, городские, участковые комиссии.

Эти деньги идут на подготовку бюллетеней для голосования, оборудование и приведение в порядок участков, ими оплачиваются транспорт и информационная продукция. Деньги из бюджета получают и участвующие в выборах партии, которые создают свои избирательные фонды. В эти фонды могут поступать и собственные средства партий, их членов, а также пожертвования физических и юридических лиц.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он проводится на всей территории государства. Участвовать в референдуме имеет право гражданин, обладающий активным избирательным правом.

На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, когда решение об этом принято Конституционным Собранием Российской Федерации. Такой референдум называется конституционным (плебисцит). Могут выноситься и другие вопросы. Не выносятся на референдум такие вопросы, как, например, изменение статуса субъекта РФ, амнистии и помилования и др. Референдумы делятся на общероссийский, субъектов РФ, местный.

И вот наступает день голосования. В установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Члены участковой избирательной комиссии дожидаются определенного законом часа, чтобы приступить к подсчету голосов. Председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным. Процедура подсчета голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избиркома: необходимо проверить целостность печатей и пломб на ящиках, выявить недействительные бюллетени и др. В присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии.

Протоколы подсчета голосов поступают в соответствующие избирательные комиссии, а общие итоги выборов подводит Центральная избирательная комиссия не позже чем через три недели после дня голосования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое процедура? Какую роль в избирательном процессе играют различные процедурные вопросы?

2. Каковы основные избирательные системы?

3. Каковы особенности пропорциональной системы?

4. Что такое мажоритарная избирательная система?

5. Что такое джерримендеринг? Как появился этот термин?

6. Как проходят выборы в РФ?

Останется ли Дума инструментом политической борьбы в руках немногочисленных партийных вождей или, сохранив отчасти свое нынешнее качество главного политического ристалища страны, станет профессиональным парламентом, где каждого депутата избиратель будет знать в лицо?

Во многом в результате действия пропорциональной системы новая Дума оказалась поделенной между партийными командами, в которых рядовые бойцы обязаны своими депутатскими мандатами не столько избирателю, сколько удачливому командиру. При этом градус политизации парламента явно повысился.

Спор о правилах формирования Думы имеет давнюю историю и не должен сводиться к разбору каждого отдельного аргумента в пользу той или иной концепции. Проблема сводится к вопросу, в какой системе социальных координат мы ведем этот спор…Влияние на поведение и мотивацию каждого гражданина в нашей стране абсолютно несопоставимо с теми возможностями и правами, которые приобретают партии по ныне действующему закону о выборах депутатов.

Фактически избирательное законодательство навязывает гражданину необходимость голосовать за то или иное избирательное объединение, ибо в большинстве случаев нет никакой организационной или идейно-политической связи между гражданином и этим объединением (О. Морозов, депутат Государственной Думы РФ).

Статья 25. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Темы для проектов и рефератов

1. Две избирательные системы – пропорциональная и мажоритарная: достоинства и недостатки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

30. Избирательные права граждан РФ

30. Избирательные права граждан РФ Статья 32 Конституции РФ предоставляет гражданам РФ право на участие в управлении делами государства. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в

21. Избирательные права граждан РФ

21. Избирательные права граждан РФ Принято различать понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле.В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов,

28. Избирательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика

28. Избирательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика Избирательный процесс — это система правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по

30. Избирательные комиссии в Российской Федерации

30. Избирательные комиссии в Российской Федерации Подготовка и проведение выборов производятся системой избирательных комиссий, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.Система избирательных комиссий включает:1. Центральную избирательную

Избирательный процесс занимает достаточно длительное время и включает осуществление ряда необходимых и обязательных процедур. Эти избирательные процедуры регулируют и регламентируют весь ход избирательного процесса. Они включают:

- создание избирательных органов, ответственных за их проведение;

- организацию избирательных округов, районов, участков;

- регистрацию кандидатов в депутаты;

- агитационно-пропагандистскую избирательную кампанию;

- подведение итогов голосования.

Старт избирательному процессу любого уровня дает назначение выборов и определение их даты. В разных странах это осуществляется по-разному, в Украине - Указом Президента. Дата выборов Президента - постановлением Верховной Рады.

Избирательные комиссии - это один из ключевых институтов избирательного процесса. Они могут оказать большое влияние на ход и характер выборов. Поэтому важно обеспечить формирование независимых беспристрастных и компетентных избирательных комиссий (начиная с ЦИК). Функциями ЦИК (Центральной Избирательной Комиссии) и нижестоящих комиссий является толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, организация избирательных округов и участков, проверка подписей в поддержку кандидатов, регистрация кандидатов, проведение мероприятий по информированию избирателей, составление, печать и доставка избирательных бюллетеней на участки, подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, общий контроль за проведением выборов, подсчет результатов выборов и объявление их результатов.

Важное место в избирательном процессе занимает институт регистрации избирателей. Это - составление списков избирателей и их проверка, чтобы руководители избирательных комиссий и члены этих комиссий могли установить личность голосующего, имеет ли он право голоса, является ли он избирателем данного округа.

Институт регистрации претендентов на депутатские мандаты или на должность. Для получения регистрации и внесения в бюллетень, надо чтобы кандидаты отвечали всем требованиям, которые установлены законом к претендентам на депутатство или на должность.

Избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, информационных и агитационно-пропагандистских мероприятий по обеспечению избирательного процесса.

Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов на депутатские мандаты или на должность и обеспечения их регистрации.

При мажоритарной системе выдвижение осуществляется партиями, общественно-политическими движениями, организациями, группами граждан, отдельными лицами, которые собрали необходимое количество подписей в их поддержку.

При пропорциональной системе выдвижение осуществляется самими партиями и организациями, которые обеспечивают сбор подписей в свою поддержку и вносят регистрационный взнос (денежный залог).

Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией. Агитационно-пропагандистская кампания начинается после регистрации и представляет собой действия непосредственных участников выборов - сторон, которые соперничают на выборах, по обеспечению своей победы. Главные условия демократичности агитационно-пропагандистской кампании:

- примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ресурсов среди всех участников избирательной компании;

- нейтралитет государственных органов и их невмешательство в ход избирательной кампании;

- лояльность кандидатов по отношению друг к другу, недопущение фальсификаций, оскорблений, пренебрежения соперников и т.д.

Для организации избирательной кампании того или иного кандидата создается штаб - команда профессионалов по обеспечению победы на выборах. В этот штаб должны входить специалисты по изучению соперников, их сильных и слабых сторон и анализа положения в избирательных округах, связи со СМИ и поиск источников финансирования, имиджмейкеры и тому подобное.

Определенное значение имеют личные встречи с избирателями, поведение кандидатов во время этих встреч, автографы, почтовые отправления, плакаты, бигборды и др. Особенно СМИ: телевидение, радио, газеты.

Главной задачей всех этих стратегических и тактических средств является создание привлекательного образа (имиджа) кандидата.

Агитационно-пропагандистская кампания, как правило, заканчивается за сутки до голосования.

Процесс голосования строго регламентируется нормативными актами и важно обеспечить его четкое исполнение. Для этого существует институт наблюдателей. Наблюдатели состоят из представителей кандидатов, партий, неправительственных международных организаций. Их главная задача - не допустить фальсификаций, давления на избирателей, нарушений при подсчете голосов, своевременность предоставления результатов.

Итоги выборов объявляются в установленном законом порядке. В Украине - не позднее, чем на 5-й день после выборов.

В целом соблюдение всех норм и принципов избирательного процесса обеспечивает адекватное выражение политической воли народа.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое выборы?

2. Почему выборы являются важнейшим институтом волеизъявления народа и легитимности власти?

3. Социальное назначение выборов.

4. Чем отличается деятельность оппозиции в ваших странах и в Украине?

5. Что такое референдум, для чего он проводится?

6. В чем сущность избирательного права?

7. Назовите и объясните основные демократические принципы избирательного права.

8. Какие из цензов являются дискриминационными? Почему?

9. Назовите и обоснуйте принципы организации демократических выборов.

10. Что представляет собой избирательная система?

11. Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

12. По какой избирательной системе избирается президент, глава правительства в вашей стране?

13. Основные процедуры избирательного процесса.

Задания для самостоятельной работы.

1. Ознакомиться с законами о выборах главы государства, парламента и местных органов самоуправления в своих странах.


Урок посвящён знакомству с избирательной системой нашей страны и её основными видами. Кроме того, учащиеся узнают о стадиях избирательного процесса в нашей стране.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Избирательные системы и избирательный процесс"

Вы уже знаете о том, что такое избирательное право и почему его гарантия и защита со стороны государства очень важны для рядовых граждан и всего общества в целом.

Но осуществить это право было бы невозможно без таких компонентов как избирательная система и избирательный процесс. Давайте познакомимся с ними более подробно.

Понятие избирательной системы принято употреблять в двух смыслах. Так в широком смысле, избирательная система – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, определения результатов голосования.

В узком смысле избирательная система – это порядок определения результатов голосования.

В современном мире существуют следующее виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система – при ней избранным считается тот кандидат, за которого было отдано большинство голосов избирателей

Различают следующие мажоритарные избирательные системы:

· относительного (простого) большинства,

В первом случае для победы одному из кандидатов достаточно просто опередить своих конкурентов по числу голосов.

Такая система применяется в Великобритании, США и Индии.

Во втором случае одному из кандидатов для победы необходимо получить более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Данная система применяется, например, при выборах Президента Российской Федерации.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – две третьих, три четвёртых и так далее.

Такая система до недавнего времени применялась при выборах сенаторов в Италии.

По мнению многих экспертов, мажоритарная система не идеальна, так как кандидаты, получившие довольно много голосов, например, сорок девять процентов проиграют выборы, а следовательно, и интересы той части избирателей, которые поддержали кандидата, не будут представлены в парламенте.

Также есть мнение о том, что данная система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона или избрание самих представителей властных структур.

Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряжённость в обществе.

Тем не менее, эта система обеспечивает тесную связь между депутатом и избирателем, так как депутат представляет интересы непосредственно того населения одномандатного округа, в котором он был избран.

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой число мест, получаемых в законодательных (представительных) органах власти политическими партиями или избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, отданных за список кандидатов этой партии или объединения.

Это значит, что избиратель должен сделать выбор из нескольких списков в бюллетене для голосования, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, и при подсчёте голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов.

Например, на выборах в Государственную Думу Российской Федерации 2011 г. в избирательный бюллетень были включены семь списков кандидатов в депутаты от политических партий, и по итогам голосования места в Государственной думе распределились следующим образом.

Вы уже обратили внимание, что не все партии, которые принимали участие в выборах, прошли в Государственную думу.

С этим моментом связано понятие избирательного барьера (или избирательного метра) – это получение обязательного минимума голосов избирателей, необходимого для участия в распределении мест в законодательных (представительных) органах власти.

Например, в две тысячи одиннадцатом году такой барьер составлял семь процентов, а в две тысячи шестнадцатом году – уже пять процентов голосов избирателей.

Пропорциональная система имеет как положительные черты, так и спорные. С одной стороны, в представительном органе могут быть социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны прежде всего перед своей политической партией, а не перед избирателем. Также при пропорциональной системе в парламент часто избираются кандидаты, которые не имеют отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах.

Смешанная избирательная система, является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем. При её использовании политические партии или избирательные объединения, а также рядовые граждане получают возможность выдвигать в качестве кандидатов, как в составе партийного списка, так и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Смешанная избирательная система была ведена на выборах в Государственную Думу в сентябре 2016 г. Из 450 депутатов 225 были избраны по партийным спискам и ещё 225 – по одномандатным округам.

А сейчас давайте познакомимся более подробно с понятием избирательного процесса.

Избирательный процесс – это установленная законом деятельность по организации и проведению выборов.

Избирательный процесс включает следящие стадии:

· составление списков избирателей;

· образование избирательных участков и округов;

· выдвижение кандидатов и их регистрация;

· подведение итогов выборов и их опубликование.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса в России обеспечивают избирательные комиссии, главной из которых является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. С её деятельностью более подробно вы сможете познакомиться не её официальном сайте.

А сейчас давайте познакомимся со стадиями избирательного процесса.

В соответствии с законодательством нашей страны выборы назначают уполномоченные государственные должностные лица и органы.

Например, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.

Сразу же после назначения дня выборов участковой избирательной комиссией составляется список избирателей. В списке избирателей содержатся такие сведения, как фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения, адрес места проживания избирателя. Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

На первое июля две тысячи четырнадцатого года в нашей стране насчитывалось сто двенадцать миллионов восемьдесят три тысячи восемьсот сорок избирателей.

В дальнейшем все избиратели распределяются по так называемым избирательным округам.

Избирательный округ – это территория, от которой избирается депутат или выборное должностное лицо.

При этом важно учитывать соотношение количества избирателей и избираемых ими кандидатов на выборную должность.

Если не следовать этому правилу, можно со временем оказаться в положении Великобритании девятнадцатого века, когда такие крупные города, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарум, в котором жили семь человек, избирало в парламент двух депутатов, а в населённом пункте Данвич проживал один человек, который сам автоматически становился депутатом.

Принято выделять следующие виды избирательных округов:

Единый избирательный округ – это округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо, либо территорию, на которой проводятся выборы в представительный орган власти по пропорциональной избирательной системе.

Многомандатный избирательный округ – это округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Одномандатный избирательный округ – это округ, от которого избирается один депутат.

Внутри избирательных округов образуются избирательные участки.

Избирательный участок – это место для организации процесса голосования.

Избирательные участки образуются таким образом, чтобы к ним относилось не более трёх тысяч избирателей.

Избирательные участки могут образовываться и за пределами Российской Федерации для голосования граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом.

Также избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей: в больницах или санаториях, в труднодоступных и отдалённых местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях и в порядке исключения – в воинских частях, расположенных в обособленных или удалённых районах.

Немаловажным этапом является выдвижение кандидатов и их регистрация.

В законодательстве закреплено два способа выдвижения:

· непосредственное, которое может быть осуществлено путём самовыдвижения;

· в составе списка кандидатов, осуществляемое избирательным объединением или политической партией.

В первом случае выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу может каждый гражданин нашей страны, достигший возраста пассивного избирательного права и собравший установленное законом количество подписей избирателей.

Во втором случае, решение принимается голосованием на съезде политической партии и оформляется протоколом, к которому прилагается список кандидатов, выдвигаемых этой партией. Этот протокол вместе со списком кандидатов подаётся в избирательную комиссию.

Кандидаты или списки кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией.

После успешной регистрации кандидат на выборную должность вправе начать проведение предвыборной агитации для привлечения избирателей на свою сторону.

Предвыборная агитация может иметь различные формы, такие как:

· встречи с избирателями, митинги и шествия;

· агитация в средствах массовой информации и в сети интернет;

· наружная и наглядная агитация;

· организация концертов, мероприятий, благотворительных акций и так далее.

За сутки до начала голосования объявляется так называемый день тишины, в течение которого нельзя вести никакую предвыборную агитацию.

Самым напряжённым моментом избирательного процесса является процедура голосования.

В настоящее время нашей стране установлен единый день голосования, это второе воскресенье сентября.

Как правило, процедура голосования заключается в следующем. Избиратель приходит на избирательный участок и предъявляет членам избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность. Члены избирательной комиссии проверяют наличие данного избирателя в списке избирателей и выдают ему бюллетень для голосования. Затем избиратель в специально оборудованном месте заполняет свой бюллетень и опускает его в урну для голосования. После закрытия участка для голосования, члены избирательных комиссий вскрывают урну и подсчитывают голоса избирателей.

Но прогресс не стоит на месте, и сегодня на избирательных участках в нашей стране широко используются комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного голосования.

Но как же они работают?

Комплекс обработки избирательных бюллетеней, очень похож на обычную урну для голосования, за исключением того, что внутри установлено специальное сканирующее устройство, которое и считывает информацию с бюллетеня, опущенного в устройство избирателем, а подсчёт голосов избирателей ведётся комплексом автоматически.

Особенностью данной системы является и то что, члены избирательных комиссии впоследствии могут пересчитать вручную избирательные бюллетени и сравнить полученные результаты.

В случае если на избирательном участке используется комплекс для электронного голосования, то избиратель получает карточку со штрих-кодом.

Штрих-код на карточках создаётся и печатается с использованием специальной программы, которая использует генератор случайных чисел. Карточка может быть использована только один раз и только на определённом избирательном участке, воспользоваться ей повторно невозможно.

Избиратель прикладывает её к считывателю на сенсорном устройстве и получает доступ к электронной системе голосования. Далее избиратель выбирает бюллетень для голосования, фамилию кандидата или название политической партии, за которую он хочет отдать свой голос и подтверждает свой выбор. После чего избиратель проверяет свой выбор, сравнивает его с результатом на контрольной ленте принтера и подтверждает правильность выбора или аннулирует его, чтобы проголосовать повторно.

Подсчёт голосов избирателей при использовании такого комплекса для электронного голосования полностью автоматизирован, что исключает возможность проверки бюллетеней вручную.

Поэтому перед началом голосования на каждом участке, оборудованном техническими средствами подсчёта голосов, проводится обязательная процедура тестового голосования.

Итоги выборов с данными о голосах избирателей, подлежат обязательной публикации, например, на сайте Центральной избирательной комиссии или любом средстве массовой информации.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты и ответим на некоторые вопросы.

Читайте также: