Измерение информации 8 класс план урока
Обновлено: 30.06.2024
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомиться и научиться определять объемы информации.
В нашей повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с различными единицами измерения, каждый физический предмет имеет свой вес, объем, размер и т.д. Для измерения длины есть такие единицы, как миллиметр, сантиметр, метр, километр. Известно, что масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах и тоннах. Бег времени выражается в секундах, минутах, часах, днях, месяцах, годах, веках.
Компьютер работает с информацией и для измерения ее объема также имеются соответствующие единицы измерения.
Как раз о них и пойдет речь в сегодняшнем уроке.
Как известно, компьютер оперирует информацией, однако очевидно, что не так, как мы. Что же такое информация? Каким же образом и как измерить эту информацию? Давайте разбираться!
Информация – это все то, что Вы можете видеть, слышать или читать. Объёмы информации постоянно растут, и с каждым днем все быстрее и быстрее, поэтому встает проблема её хранения и систематизации, чтобы потом можно было что-то легко найти.
1 бит (bit – сокращение от англ. binary digit – двоичное число) – это минимальная единица измерения информации.
Последовательность нолей и единиц и передается в ЭВМ от устройства к устройству: 0100111010100001100010001001101100001100111110000011001001010111 …. и т.д.
Одним байтом в ЭВМ кодируется один любой символ (буква, цифра, знак препинания, математический знак, специальный символ, в общем, все, что можно ввести с клавиатуры.). Всего, таким образом, может быть закодировано 256 символов.
1 символ = 8 битам = 1 байту.
Изучение компьютерной грамотности предполагает рассмотрение и других, более крупных единиц измерения информации:
Чтобы понять, что будет представлять собой привычная нам вещь в электронном виде (в плане объема), дам примерные цифры:
• содержимое печатного листа А4 – 100 килобайт
• 1,5 часа фильма в невысоком (для современных масштабов) качестве – 1,5 гигабайта. В высоком может быть и 40 гигабайт.
• фото среднего качества – 1-1,5 мегабайт
• аудиозапись среднего качества 3-5 минут – 10 мегабайт
1. Читать записи в тетрадях.
2. Посчитать объем книги, если известно, что в ней 500 страниц и на каждой странице 2500 символов.
3. У Вас есть флешка объемом 2 ГБ. Поместятся ли на нее 3 файла размером по 600 Мб?
4. У Вас есть флешка объемом 4 Гб, но на ней уже занято 3,8 Гб. Сколько нужно освободить места, чтобы поместить на нее файл размером 350 Мб?
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_informatiki_v_8_klasse_quotizmerenie_informatsii_alfavitnyy_podkhod_k_izmereniyu_informatsiiquot.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большеокуловская средняя общеобразовательная школа
Навашинского района Нижегородской области
Конспект урока по информатике
в 8 классе
"Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
учитель информатики и математики
Нурибекова Ирина Александровна
Большое Окулово 2013
Урок информатики в 8 классе по теме: "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
Тип урока: Комбинированный. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Организационный момент – 1 мин
- Актуализация опорных знаний – 5 мин
- Изучение нового материала – 15 мин
- Первичное закрепление 6 мин
- Контроль изученного – 14 мин
- Домашнее задание – 2 мин
- Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия – 2 мин
2. Актуализация знаний
Вопросы к классу:
- Что понимают под информацией?
- Какие виды представления информации в компьютере вы знаете?
- Что такое код и кодирование информации?
- Что такое алфавит языка?
- Что такое мощность алфавита?
- Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
3. Изучение нового материала.
Как же оценить количество получаемой информации?
Мотивация учащихся. Демонстрация видеофрагмента.
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Просмотр видеофрагмента. Запись основных понятий в тетрадь.
Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.
Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.
Будем обозначать эту величину буквой N .
i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).
К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.
Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i.
При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.
Таким образом, алфавитный подход к измерению информации можно изобразить в виде таблицы. На экране демонстрируется плакат – презентация.
При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.
Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией.
N=32 I=K∙I 2 i = N, 2 i =32, 2 i = 2 5 , i=5
К=30 I= 30*5=150 бит
Книга, набранная с помощью компьютера содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):
2 400*150=360 000 байт; 360 000/1024=351,5625Кб; 351,5625/1024=0,34332275Мб
3Кб в байтах и битах
(3*1024байт = 3072байт*8 = 24576 бит )
Учащиеся выполняют тест на ПК, задают вопросы учителю по выполнению данного теста.
(Выполненные задания учащиеся присылают на e-mail учителя).
Тема : Измерение информации
1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв . Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?
Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательная – повышать мотивацию учащегося путем использования интерактивных средств обучения, формировать информационную культуру.
Здоровьесберегающая - соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, исключающие переутомление.
Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.
План-конспект урока информатики в 8 классе.
Тема "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
Цель урока: сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.
Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательная – повышать мотивацию учащегося путем использования интерактивных средств обучения, формировать информационную культуру.
Здоровьесберегающая - соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, исключающие переутомление.
Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Мы с вами говорили, что в основе нашего мира лежат три составляющие – вещество, энергия и информация. А как много в мире вещества, энергии и информации? Можно ли измерить количество вещества и как именно? Можно ли определить количество энергии?
Актуализация и фиксирование затруднений в деятельности.
Вопросы к классу:
Как человек получает информацию?
Назовите три основных вида информационных процессов.
А как узнать сколько информации мы передали, обработали или сохранили?
Вы можете передать другу килограмм конфет, получить у продавца три метра ткани, а как измерить, сколько информации вы получите сегодня на уроке?
Какой объём информации содержится в книге, на диске?
Формулирование темы и задач урока.
Оказывается информацию также можно измерять и находить её количество.
- Сформулируем тему урока. (Измерение информации).
Формирование новых знаний.
Как же оценить количество получаемой информации? Существует два подхода к измерению информации. Один из них называется содержательный или вероятностный.
А). Измерение информации в быту (информация как новизна).
Можно ли сказать, что чем больше статья, тем больше информации она содержит?
Б). Измерение информации в технике. Алфавитный подход.
Содержательный подход к измерению информации рассматривает информацию с точки зрения человека, как уменьшение неопределенности наших знаний.
Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к определению количества информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные процессы. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства и т. д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют последовательности знаков – букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. Такой подход называется алфавитным подходом.
Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.
Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.
Будем обозначать эту величину буквой N.
i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).
К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.
Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i.
При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.
ЦОР 1. Алфавитный подход к измерению информации
Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.
Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.
Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.
Найти мощность алфавита N/
Найти информационный объём одного символа i.
Для измерения информации используются и более крупные единицы
В 100 Мб можно уместить:
страниц текста
50 000 или 150 романов
цветных слайдов высочайшего качества
аудиозапись речи видного политического деятеля
1.5 часа
фильм высокого качества записи
15 секунд
протоколы операций с банковским счетом
за 1000 лет
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Решение задачи по алгоритму в парах. Текст задачи и запись условия после обсуждения на слайде)
Дано: К=2000, N=128
Найти: I - ?
128=2 i
i=7 (бит) – объём одного символа.
I=14000 (бит)
Ответ: Объём текста 14000 бит.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Индивидуальная или парная формы работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, сравнивания с эталоном).
ЦОР 4. Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"
Отработка навыков решения задач по теме "Измерение информации" в режиме тренировки.
Рефлексия деятельности.
Оцените свою деятельность на уроке. Что у вас сегодня получилось лучше всего? В чем были затруднения?
Оценить работу учащихся на уроке, поставить оценки.
Домашнее задание.
ЦОР2. Домашнее задание N 4
Домашнее задание №4
Тема: Измерение информации
1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?
Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие места учеников (персональный компьютер).
Оформление доски:
- дата, тема урока,
- основные этапы урока:
- алфавитный подход к измерению информации;
- алфавит, мощность алфавита;
- информационная емкость знака;
- информационный объем текста.
- домашнее задание § 1.1.3, стр.30, задание 1.8, 1.9. стр.32.
- формулы
Материал к уроку:
Список используемой литературы:
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация и систематизация знаний.
(в скобках ответ на вопрос)
Фронтальный опрос учащихся. слайды 3-6
Существует несколько подходов к измерению информации. На этом уроке мы рассмотрим, только один, который называется алфавитным подходом к определению количества информации.
III. Изучение нового материала.
Под алфавитом некоторого языка мы будем понимать набор букв, знаков препинания, цифр, скобок, пробел и других символов, используемых в тексте.
Мощностью алфавита называется полное число символов алфавита. Мощность алфавита обозначается буквой N.
- мощность алфавита из русских букв равна 32 (без буквы ё);
- мощность алфавита текста набранного с клавиатуры равна 256 (строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, скобки, знаки препинания и т.д.);
- мощность двоичного алфавита равна 2;
- мощность алфавита арифметических выражений равна 16 (цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; операции +, -, *, /, ; знак = ; запятая).
При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет информационную емкость. Информационная емкость знака зависит от мощности алфавита.
N – количество знаков в алфавите знаковой системы i – количество информации, которое несет каждый знак |
Например, из формулы можно определить количество информации, которое несет знак в двоичной знаковой системе
Информационная емкость знака двоичной знаковой системы составляет 1 бит.
Задание (устно): определить какое количество информации несет буква русского алфавита.
Буква русского алфавита несет 5 битов информации.
Решим несколько задач.
При решении задач можно использовать калькулятор на компьютере. Объяснить учащимся, как запускать программу Калькулятор.
Чтобы решить задачу, записываем, ДАНО, НАЙТИ, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.
Учитель разбирает вместе с учащимися решение задач (см. Приложение 4), по желанию учащиеся выходят к доске.
IV. Закрепление нового материала.
Выполнение практической работы учащимися (решение задач самостоятельно). (см. Приложение 1)
При решении задач учащиеся могут использовать калькулятор на компьютере.
В помощь учителю предлагается дополнительный список задач для дополнительных заданий или зданий на дом более сильным учащимся. (см. Приложение 3)
1. Текст составлен с использованием алфавита мощностью 64 символа и содержит 100 символов. Каков информационный объем текста.
(ответ Ic= 600 бит)
2. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кбайт. Сколько символов содержит этот текст?
(ответ k = 3584 символов)
V. Домашнее задание.
Записать домашнее задание в дневник или тетрадь.
учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович.
§ 1.1.3, стр.30, задание для самостоятельного выполнения 1.8, 1.9. стр.32.
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Ответить на вопросы учителя (в скобках ответ на вопрос).
Читайте также: