Что такое предметное рисование в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.

Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Советы родителям по организации изобразительной деятельности детей

  • Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому не рекомендуется их использовать. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному фону, способом размывки. Детей учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски - гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
  • Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
  • От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь правильно ли ребенок держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку ребенка. Необходимо сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Задача взрослого - научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом нужно с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
  • Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей проводите различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
  • Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.
  • У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует.

Предметное рисование – это изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.

ВложениеРазмер
predmetnoe_risovanie.docx 21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей.

Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

  • научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;
  • научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;
  • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  • развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Первая младшая группа

-вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;

-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;

-знакомство детей с цветом . .

Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала.

Вторая младшая группа.

-научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;

-применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;

-обучение промыванию кисти — этот процесс требует от ребенка аккуратности и терпения;

-сочетание нескольких форм в одном предмете — снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольника.

  • развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
  • совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;

-развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;

  • новое в обучении — передача строения с ритмично расположенными частями (вверху — внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.
  • совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;
  • научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
  • вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм — снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены;
  • научить передаче в рисунке несложных движений;

-развивать и совершенствовать чувство цвета;

-развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Подготовительная к школе группа

Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

-научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

-научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

-развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

-развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

-развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

-накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы

Материал по 1 - 2 младшей группе.


Проект тематической выставки в методическом кабинете "Обучение дошкольников предметному рисованию"

И в десять лет, и в семь, и в пять.Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсе, что его интересует.Все вызывает интерес:Далекий космос, ближний лес,Цветы, машины, сказки, пляски…Все.


Предметное рисование.Обучающее занятие "Бублики и баранки".

Учить рисовать бубдики и баранки.


Конспект занятия по предметному рисованию для средней группы детского сада. "Яркое солнце".

Учить детей овладевать навыками рисования.


Сюжетное рисование современной военной техники в подготовительной группе.


Конспект ООД по рисованию "Предметное рисование "Чебурашка"

С использованием пальчиковой гимнастики и упражнений с карандашом.


Конспект Образовательно игровой ситуации по рисованию в подготовительной группе. Тема: "Ели на опушке- до небес макушки".

В детском саду изодеятельность осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструировании. Каждый их этих видов ИЗО помогает детям отобразить впечатления об окружающем мире.

Рисование – это вид изодеятельности, при котором изображение создается на плоскости.

Свои впечатления о предмете дети могут передавать через цвет и его оттенки, через размер предмета, его форму.

1Развивает мышление детей, а именно наглядно-действенное (обводят контур предмета, а потом рисуют предмет такой же формы) и наглядно-образное (после прочтения сказки рисуют образ главного героя так как его представители).

2 Развитие речи детей, а именно расширение словарного запаса, формирование грамматической структуры речи и др.

3Развитие мелкой моторки руки и подготовка руки к письму.

4 Развитие представлений об окружающем мире.

5 Развитие навыков самообслуживания.

6 Развитие сенсорики, т.е. знаний, основанных на развитии восприятия окружающего мира.

7Развитие нравственных качеств (дружелюбия, взаимовыручки и др.).

8 Развитие волевых качеств личности (выдержки, целеустремленности и др.).

1 Предметное (изобр-е отдельного предмета)

2Сюжетное (нескольких предметов, связанных между собой)

3 Декоративное (отдельных узоров или предметов народно-декоративного искусства).

Предметное рисование

Общие задачи:

1 Научить изображению формы и строению предмета, передаче пропорциональных соотношений и изменений предмета в движении.

2 Научить изображению характерных деталей предмета, делающих его выразительным и образным.

3 Научить правильно передавать цвет предмета и его оттенки.

4 Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Младший дошкольный возраст. Главная задача воспитателя – вызвать у ребенка интерес.

На первых занятиях детей знакомят с материалами, они рисуют прямые линии, штрихи. Затем пытаются изобразить предметы округлой формы.

Темы занятий очень просты: воздушные шарики, ветка рябины, снегопад и др.

В рисовании используются основные цвета: красный, желтый, синий. Затем добавляют зеленый, голубой, розовый.

Средний дошкольный возраст. Осн. задача педагога: научить детей правильно передавать форму предмета.

Дети рисуют предметы округлой и прямолинейной формы (снеговик, лодка с парусом, дом, елка и др.).

Детей начинают учить убирать за собой рабочее место. Вводятся новые цвета и оттенки: фиолетовый, серый, оранжевый, салатовый и др.

Старший дошк. возраст. Главная задача – научить детей передавать движения предмета.

Дети рисуют человека, который выполняет какое-либо простое действие (мама машет рукой, дети делают зарядку и др.).

Т.к. вводятся новые материалы для работы, дети могут рисовать ими простые предметы (для тренировки).

Декоративное рисование

Общие задачи:

1Развивать чувство композиции в связи с построением узора на разных формах.

2Развивать чувство цвета.

3 Развивать способности различать стили декоративного искусства и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.

4 Совершенствовать технические навыки в рисовании.

Младший дошк. возраст. Главная задача педагога – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы.

Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым).

Средний дошк. возраст. Осн. задача педагога – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков.

Старший дошк. возраст. Главная задача педагога – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира.

Дети украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы.

совершенствовать умение ра­ботать с гуашевыми красками, закрашивать всем ворсом кисти округлую форму, рисовать точки пальцем или палочкой; воспитывать лю­бовь к насекомым, бережливое отношение к природе; вызывать радость от творческой работы.

Оборудование:

бумажный силуэт листика зеленого цвета на каждого ребенка,

гуашевые краски (красная, коричневая, черная),

кисти, подставки для ки­стей, влажные салфетки, стакан с водой;

солнышко-жучок (игрушка или рисунок).

Предварительная работа.

Наблюдение за божьей коровкой (или рассматривание игрушки):

обратить внимание на красную спинку, черные точечки на ней, посчитать ножки, точечки.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Игровая мотивация

Воспитатель. Дети, я только что слышала шуршание крылышек. Наверное, кто-то прилетел к нам в гости. (Берет мягкую игрушкубожью коровку.) Вот она, наша гостья! Этого жучка называют божьей коровкой, или солнышком. Ну, что ты нам расскажешь, малышка? Ой, совсем ничего не слышно. У этой малышки очень тихий голосок. Ну-ка, поднесу тебя к уху — может, что-то услышу и детям перескажу. Да, теперь и в самом деле слышу. Вот послу­шайте, что сказала мне эта крошка:

Я солнышко в крапочку,

Сажусь всем на шапочки,

А из вашей ладошечки

Взлечу я на окошечко,

Взлечу я на окошечко,

Туда, где светит солнышко.

А еще солнышко рассказало мне, что ему очень грустно, потому что поте­рялось и отстало от своих друзей-жучков. Оно прилетело к нам с просьбой, чтобы мы помогли найти его друзей. Поможем ему, ребята?

3. Рассматривание игрушки или рисунка

Воспитатель рассказывает детям о том, что весной в траве можно увидеть множество всяких жучков. А среди них и божья коровка. Она очень быстро ползает.

Вопрос к детям и их ответы.

А какого цвета спинка у солнышка? (Красная, с черными точечками.) А усики и лапки тоже черные? (Да.) Сколько у него лапок? Где они располо­жены? (С обеих сторон по три лапки.) А сейчас я покажу вам, как надо рисовать солнышко.

4. Демонстрация и объяснение приемов изображения

Сначала нарисую панцирь солнышка. Он у него круглый. Рисую красной краской и закрашиваю длинными мазками сверху вниз (или слева направо), не выходя за контур круга. Это туловище-панцирь солнышка с крылышка­ми. Когда краска подсохнет, дорисую полукруг — это голова, потом усики. Точки сделаю пальчиком или палочкой. Через всю спинку (вдоль) проведу линию, чтоб было видно два крылышка. Вот какое солнышко я нарисовала. Вам нравится?

А теперь и вы попробуйте нарисовать такие же солнышка, чтобы наша го­стья не грустила.

5. Самостоятельная работа детей

Воспитатель поддерживает сюжетно-игровой замысел рисунка: напоминает о том, что божьи коровки бывают большие и маленькие. Предлагает подождать, пока высохнет краска. Если кому-то из детей тяжело передать окру­глую форму солнышка и точек на спинке, воспитатель показывает приемы их изображения на своем листе.

6. Итог занятия

Божья коровка благодарит детей за то, что они подарили ей много друзей. Она радуется и приглашает детей потанцевать.

Читайте также: