Что такое предложение в доу
Обновлено: 30.06.2024
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Понятие о предложении".
ЦЕЛЬ: Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений; учить определять количество слов в предложении; продолжать учить составлять предложения по демонстрации действий, по картинке. Развивать слуховое внимание, память.
Оценить 2998 0
ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ЦЕЛЬ: Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений; учить определять количество слов в предложении; продолжать учить составлять предложения по демонстрации действий, по картинке. Развивать слуховое внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, картинки (рубашка, шорты, туфли), сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Скажите, о чем мы говорили на прошлом занятии? (о продуктах питания). Какие продукты питания, вы знаете?
2. Слушайте внимательно:
Я назову два слова: девочка, рисует.
Сколько слов я назвала? (два слова).
Чтобы вы не забыли эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочки), а второе слово заменим полоской.
Теперь повторим эти два слова. (Девочка рисует).
Кто рисует? (Девочка).
Что делает девочка? (Рисует).
Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем - мы говорим предложения.
Если два слова дружат, то они помогают нам что-то узнать. Это и будет предложение.
В предложении может быть 2,3,4 и больше слов.
3. Сейчас мы будем составлять предложения и считать, сколько в нем слов. Чтобы было легче считать, мы каждое слово будем обозначать полоской.
Назову предложение и выложу нужное количество полосок.
Сколько слов в предложении?
Сколько выложено полосок?
Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили слова в предложении.
Какое это слово? (Указываю на первую полоску – Дети).
Какое это слово? (на вторую – Гуляют).
Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Каждое слово обозначается короткой полоской. Сколько в предложении слов, столько и коротких полосок.
Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения.
4. Физминутка.
Девочки и мальчики дети прыгают
Прыгают, как мячики на месте
Ножками топают, топают
Ручками хлопают. хлопают
Головками кивают кивают
И тихо приседают. медленно приседают.
5. Послушайте предложение:
- Что делает?
Сколько в нем слов? (3). Назовите их.
- Что мы не узнали? (кто моет и что моет).
Теперь вы поняли, дети, как важно не терять слова, называть полное предложение. Иначе мы ничего не узнаем о том, что вы желаете спросить или рассказать.
6. Сейчас я вам расскажу про мальчика Витю, который этого не знал и вот, что с ним произошло …….
Логопед рассказывает про Витю.
«В моем доме живет мальчик Витя. Он всегда опаздывает в детский сад.
Почему ты всегда опаздываешь в детский сад? - спрашивают Витю. А он отвечает:
Ребята, вы поняли, почему Витя опаздывает в детский сад? (он не убирает на место свои вещи).
А что ищет по утрам Витя, вы поняли?
И я не поняла, потому что Витя пропускал слова, не договаривая предложение.
Давайте, научим Витю правильно рассказывать. Добавим слова, которые пропускал Витя.
Логопед рассказывает, дети добавляют предложения с опорой на предметные картинки (рубашка, шорты, туфли).
7. Итог занятия.
Чем занимались на занятии? Чему научились?
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.
Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.
Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.
Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.
Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Публикация состоит из конспекта НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема конспекта: "Что такое предложение?". В конспекте описаны цели, задачи и, непосредственно, ход занятия.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_gramote_2020.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте для подготовительной группы.
Тема: "Что такое предложение?"
Подготовил воспитатель: Мишкина А.Н.
"Что такое предложение?"
Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Упражнять детей в составлении предложений из 2-х, 3-х слов.
5. Продолжать расширять словарный запас детей, способствовать его активизации при составлении рассказа.
6. Формировать навыки учебной деятельности.
7. Воспитывать желание учиться в школе.
8. Развивать внимание, умение слушать.
Материалы и оборудование: кукла - Буратино, доска магнитная, тетради в крупную клетку, ручки, мяч, сюжетная картина по теме "Зимние забавы".
Дети с воспитателем встают в круг, берутся за руки и играют в игру - приветствие "Доброе утро!" ( сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко повторяют фразу - "Доброе утро!" Повтор 2-3 раза.).
Воспитатель: Друзья, к нам сегодня пришел Буратино! Он на следующий год тоже идёт в школу, поэтому решил вместе с нами готовиться к школе! Примите его в нашу компанию? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Буратино о правилах поведения в школе и за партой! (Дети по - очереди с места называют правила).
Воспитатель: Друзья, давайте немного отдохнем! Дети встают около своих стульчиков. Физминутка "Зайка": (движения выполняются по ходу текста стихотворения).
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель вешает на доску сюжетную картину, по теме "Зимние забавы".
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Чему научились? (Дети вместе с воспитателем обсуждают пройденный материал).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Буратино, а тебе понравилось с ребятами заниматься? ( Ответ Буратино). Тогда до скорой встречи! Приходи к нам ещё! (Дети прощаются с Буратино).
После занятия воспитатель проводит игру "Похвалилки" ( все встают в круг и каждый по очереди, передавая мяч друг другу хвалит соседа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема "Зимушка - зима"
Занятие с использованием ИКТ.
Интересный конспект . Много материала. Детям было очень интересно. Занятие идёт как итоговое.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т
Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т.
Конспект занятия по обучению грамоте для воспитателей подготовительных групп детского сада.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки".
Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
I этап. Вычленение предложений из потока речи.
Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье.
Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.
Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.
Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.
Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?
1. Придумывание предложений с заданным словом;
2. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;
II этап. Ознакомление со словесным составом предложений.
На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:
- демонстрация действий с игрушками,
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:
1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,
2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;
3. перепрыгивание через скакалку,
4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько
5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
7. произнесение слов вразбивку;
8. произнесение слов по рядам;
9. шепотный анализ предложения;
Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:
1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …
3. Название первого и последнего слова в предложении.
4. Которое по счету слово…
5. Назовите третье слово.
6. Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.
9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?
10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.
11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.
13. Придумывание предложений с предложенным словом.
14. Придумать предложение по двум или трем словам.
15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.
Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.
В настоящее время при подготовке детей к обучению в школе, одной из основных задач является формирование устной речи у детей. Ребята должны научиться общаться с детьми и взрослыми, уметь составлять различные виды предложений с опорой на предметы, картинки, действия, пересказывать тексты и составлять рассказы. Эта работа проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании их в начале учебного года и с опорой на закономерности развития фразовой речи.
В своей работе большое внимание уделяем подбору различных видов наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
В работе выделяем несколько этапов:
Начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. Затем по действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.
А также на панно, где все предметы и изображения животных можно передвигать. Например: Собака сидит около дома. Лодка плывет по реке. Кошка вышла из-за дома.
Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение и положи лучик солнышка или лепесток цветка, листочки на березку и получится солнечная полянка, на которой стоит березка. Дети также составляют рассказы по серии картинок и по сюжетным картинкам.
Затем детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной зеленой полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой зеленой полоской.
!_________ _________ ___ ______________ .
Он предлагает составить схему этого предложения на столах.
В последующей работе ребята составляют и обозначают предложения символами по всем пройденным темам.
Работа по фонематическому анализу предложения усложняется после того, как дети учатся читать. Даем им такие задания, как
- Подбери маленькое слово, написанное на карточке, к данному предложению по данной картинке.
- Составь предложение из слов, написанных в изображениях тучек.
В под дети грибы собирали
- Можно давать ребятам карточки, на которых предложения изображены символами и они придумывают по ним свои предложения
!____________ __________ Мама спит.
!____________ ___________ ___ _____________
Девочка идет в школу
!____ !_________ __________ _______
По Неве плывут корабли
Можно дать детям карточки, где в предложениях пропущен предлог. Они читают предложение и вставляют по смыслу нужный предлог.
Например: ….. дома отъехала машина.
Книга лежит ….. столе.
Вся работа с детьми по развитию связной речи проводится в тесном контакте с впоспитателями.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект занятия в старшей группе
Цель: Составление простых нераспространённых предложений.
1. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.
2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?, действий с вопросом Что делает?
3. Знакомство с понятием предложение.
4. Составление простых нераспространённых предложений из двух слов.
5. Закрепление цветовых символов слов.
Оборудование: предметные картинки, прямоугольники жёлтого и коричневого цвета.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Что можно увидеть глазами и потрогать руками?
2. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.
У каждого ребёнка предметная картинка с изображением живых и неживых предметов.
- Задайте вопрос к своему слову-предмету.
3. Знакомство с понятием предложение.
- Птица, лететь. Ребята, что я назвала? – Два слова.
- Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?
Вызвать двух детей.
- Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Слова начинают дружить и получается предложение.
Птица, лететь. – Это два слова.
Птица летит. – Это предложение.
- Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.
- Хлопните, когда я назову предложение: Солнце светит. Машина ехать. Конь скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать.
4. Обозначение предложения символами-полосками.
На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком и точкой в конце полоски.
- Длинная полоска – это предложение, а уголок обозначает начало предложения. На письме начало предложения обозначается большой заглавной буквой, а в конце каждого предложения ставиться точка.
5. Закрепление символов слов.
- Каждое предложение состоит из слов. Чтобы посчитать слова, мы уже научились пользоваться цветными прямоугольниками.
- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова- предметы? (Жёлтого.)
- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? (Коричневого.)
- Составьте предложение из слов: рыба, плавать. Назовите первое слово в предложении? (Рыба.) Какое второе слово? (Плывёт.) Теперь нужно посчитать слова. Какой прямоугольник мы положим вместо первого (второго) слова? Сколько слов в предложении?
6. Составление предложений из двух слов.
- А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения
Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. И т.д.
7. Физминутка.
Координация речи с движением.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
8. Составление предложений по схеме.
На доске картинка с изображением собаки.
- Задайте правильно вопрос - кто это? или что это? Что обозначает это слово?
Читайте также: