Что такое пояс в древней руси определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пояс — опояска, шнур, ремень, кушак, юсало, тонкая полоска материи, используемая для охвата верхней одежды по линии талии.

Старославянское – поясъ (стан).

Общеславянское – pojasъ.

Слово "поясъ" происходит от индоевропейского корня jasati (опоясывать).

Гачник, гашник, гасник, гачень, гач м. ремень, веревочка, снурок, тесма, для вздержки и
завязки шаровар. В. Даль.

Пояс — обязательная часть любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский. Им подвязывали верхнюю, нательную, набедренную одежду, однако главное его назначение — охранение от злых сил: по древним поверьям нечистая сила всегда ходила не подпоясанная. Кроме того, пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение.

Важную роль в русской одежде играли разного рода опояски – от простого плетеного пояса крестьянина и рядового горожанина до драгоценного золотого пояса с каменьями – регалии князя-военачальника, пояса, из-за которого однажды даже разгорелась феодальная война. Рассматривая предметы верхней и домашней одежды, мы говорили, какие из них подпоясывались. Но люди выходили на улицу, надевая один на другой несколько таких предметов, и как на мужчине, так и на женщине при этом могло оказаться несколько опоясок.

Виды поясов

В древнерусском костюме использовались два, иногда три пояса. В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.

Формы поясов менялись от губернии к губернии, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:

  • пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс, так что он становился незаметным — характерно для поселений русских в Забайкалье;
  • пояс выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались — показательно для ряда губерний Европейской России.

И мужчины и женщины подвязывали пояса под левую руку, затягивали пояса слабо. В праздничных комплексах поверх широкого тканого пояса иногда повязывали узенькую плетеную пояску.
Ношение остальных поясов определялось полом и социальным положением:

Пояса у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин, к поясу привешивались гребешок и кисет, а также мешочек для денег.

Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался. Кожаные ремни носили охотники.

В женских костюмных комплексах существовали возрастные варианты, в которых поясами подпоясывались.

Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветную полоску. Пояса всех типов оборачивались на талии два–три раза, что скрадывало стройность стана и подчеркивало традиционный идеал дородности.

Пояс в мужском костюме

Пояс в женском костюме

А. В. Арциховский считает, что женская рубаха не подпоясывалась. (Арциховский, 1948, с. 239-241), но на изображениях женщин видны и подпоясанные рубахи (см. Радзивилловская летопись, л. 3-6 об.). Отсутствие в женских погребениях металлических пряжек и блях может указывать на то, что женский пояс представлял собой шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей, и просто завязывался, ременных же поясов женщины не носили. В. П. Левашова отмечает у женщины шерстяной вязаный пояс (Левашова, 1966, с. 115-117). Такие пояса могли в погребениях не сохраниться.

Простейшими были пояса тканые, плетеные и витые, какие сохранились в крестьянском быту и в XIX в. (Русские, карта 61). Один узорный шерстяной тканый пояс найден при раскопках в Москве, в слое XVI в. (Рабинович, 1964, с. 281; Громов, 1977, с. 214). Таким поясом, а также витым шнуром подпоясывали мужскую и женскую рубахи, сарафан. На новгородской иконе XIV в. дети изображены в рубахах, подпоясанных поясами-шнурами с кистями на концах.

Пояс — знак отличия

Поясные накладки и привески


Итак, пояс с калитой был не только необходимой частью туалета, но и украшением.

Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 м., отдельные пояса достигают 5—6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Пояс — оберег

Круг, столь наглядно воплощенный в поясе, во всех культурах мира считался идеальной формой, недоступной злым духам. По народным поверьям разных стран, в поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая всякой нечисти и болезням. В отличие от специального шаманского опоясывания в роли пояса-оберега выступал любой ежедневно носимый ремень и каждый препоясывающийся по своей вере наделял его силой оберега.

Согласно народным поверьям с помощью пояса, как магическим кругом, можно было оградить себя от нечистой силы.

В Полесье (Житомирщина) полагали, что ведьм можно ловить, как арканом, с помощью освященного пояса.

Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от сглаза, наговора и приворотов других женщин.

В XIX веке в Шенкурском уезде Архангельской губернии считалось, что пояс способен защитить вдову от домогательств нечистой силы, которая захочет ее посетить в облике покойного мужа.

У народностей Амура недавно овдовевшая женщина носила пояс из рыболовной сети с тем, чтобы оградить себя от злого духа, принесшего смерть ее мужу.

В Коми, когда в дом заходил посторонний мужчина, все мальчики должны были быть препоясанными. Если же кто-либо из них оказывался без пояса, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка осуществляла очистительные ритуалы.

В народных традициях разных стран с помощью пояса устанавливали границу между своим и чужим и символически притягивали добро к дому.

В Белоруссии глава семьи проходил в новый дом первым, а затем втягивал за пояс всех остальных.

Некоторые обрядовые действия с поясом были направлены на стимулирование мужской и женской плодовитости и на защиту беременной женщины.

Согласно Сербскому списку XV века лыковым поясом лечились от мужского бесплодия.

Русский обычай опоясываться травами на Юрьев день ради беременности имел, по всей вероятности, глубокие языческие корни.

Заменой какого-то дохристианского обряда стал обычай, согласно которому бездетные русские женщины в надежде забеременеть носили при себе кусок пояса священника.

Православные сербки из Призрена и его окрестностей опоясывали старые церкви шерстяной ниткой, из которой они потом плели пояс и надевали на себя, чтобы забеременеть.

Сербки-мусульманки также использовали этот обряд, только первоначально они опоясывали шерстяной нитью мавзолей шейха Гусейна в Призрене.

Пояс был необходим как при жизни, так и после смерти. Считалось, что и в потустороннем мире человеку надлежало быть препоясанным. Поэтому пояс включали в комплект смертной одежды и в разных местах по-разному использовали в траурных ритуалах.

В большинстве губерний России, когда хоронили умершего, пояс расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело. Согласно поверью если не сделать этого, то мертвый не обретал покоя.

В ряде губерний России пояс на покойном завязывали на один узел, в особенности если муж или жена покойного надеялись повторно вступить в брак.

В России, когда гроб выносили со двора, ворота завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс.

В Белоруссии во время похорон хозяина дома по выносу его тела со двора ворота завязывали красным поясом для того, чтобы вслед за хозяином не пошел мор на домашний скот.

В южной Македонии поясом из шелковых нитей опоясывалась талия покойника, что защищало от исхода сил из семьи умершего.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.

Пояс в свадебном обряде

Пояс невесты свидетельствовал об установлении брачных отношений и обязанностей. Пояс жениха в свадебном обряде символизировал сексуальную силу и, по народным представлениям, провоцировал рождение мальчиков.

Традиционные свадебные обряды ушли в прошлое, но обычай дарить подарки как молодоженам, так и их родственникам остается в силе.

Пояс и нечисти

В мифологических представлениях пояс — принадлежность некоторых мифологических персонажей, в частности, русского домового или лешего. В болгарской мифологии пояс — атрибут самовилы (см. Вила), в котором сосредоточена ее магическая сила. Если украсть ее пояс, самовила лишится своих демонических способностей и будет послушна воле человека, пока не найдет способ вернуть себе пояс. Постоянный сюжет болгарских быличек: пастух крадет пояс самовилы во время ее купания. Лишившись пояса, самовила соглашается выйти замуж за пастуха и рожает ему ребенка. Через некоторое время самовила находит спрятанный пояс, надевает его и навсегда покидает семью, вылетев из дома через трубу очага.

Пояс в христианстве

Пояс воплощал честь и свободу славянина. Каждый уважающий себя русский старался даже по избе не разгуливать распоясанным [Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991., с. 17-18].

Пояс нёс защитную символику, слова молитвы. Традиционная длина русского пояса доходила до 2,4—2,8 м; он завязывался на левом боку, под сердцем, концы свисали до земли [Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX — начала XX века (развитие этнических традиций). М., 1993. (Российский этнограф. Вып. 11.), с. 177-178].

Определение пояса из Церковно-славянского словаря свящ. Г. Дьяченко:

«Поясу християне всегда уделяли символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с невидимыми врагами (см.Еф.6,14).
О необходимости християнам носить пояс св. Василий Великий Писал следующее: "Что употребление пояса необходимо,доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн. кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф.3,4; а еще прежде его Илия,потому что как отличие сего мужа описано: "Муж космат, и поясом усменным[кожаным] (препоясан) о чреслех своих" (4 Цар.1,8). Указывается, что и Петр употреблял пояс, как видно из слов Ангела, говорящего ему: "Препояши, и вступи в плесницы твоя" (Деян. 12,8). И блаженный Павел, по пророчеству о нем Агава, оказывается употребляющим пояс, ибо сказано: "Мужа. его же есть пояс сей, тако свяжут в Иеросалиме" (Деян. 21,11). И Иову повелевает Господь препоясаться. Как бы в ознаменование какого-то мужества или готовности ему сказано: "Препояши яко муж чресла твоя" (Иов. 38,3). И у всех учеников Господних было в обыкновении употребление пояса, как видно из запрещении "не иметь меди при поясех"" (журнал "Церковь", 1913, № 42).

И далее, тот же святой Отец наставляет: ". ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном. ".

Спаситель использовал пояс как символ служения, которое Господь потребует от своих учеников: "Да будут чресла ваши препоясани и светильницы горящи" (Лк. 12,35). "Препоясанные по чреслам суть ведущие деятельную жизнь. Ибо таково одеяние рабочих. Посему, говорит: "да будут чресла ваши препоясани", то есть вы всегда являйтесь готовым на дела своего Владыки, и "светильницы горящи", т.е. не живите во тьме и без рассуждения, но свет разума пусть указывает вам всё, что должно и не должно делать. " (блаж.Феофилакт).

Нравственное символическое значение пояса: целомудрие, умеренность и самоограничение.

Напомним и о том: в таинстве Крещения на каждого из нас одеваются вместе с нательным крестом и срачица (сорочка, рубашка) с поясом, которые никогда не снимаются, как принадлежности святого Крещения.

Пояс в других культурах


Тора уважали не только германские племена, но и вся Скандинавия, Исландия и Новая Англия.

В скандинавском эпосе бог грома, бури и плодородия Тор опоясывается поясом силы, благодаря которому его божественная энергия удваивается, что делает его главным защитником богов и людей от исполинов и чудовищ.

Пояс мужской и женский у славян

У восточных славян пояс издавна составлял необходимую часть как мужской, так и женской одежды. Нательную (рубаху), горничную (сарафан, а иногда и нагрудник) и верхнюю одежду носили подпоясанной. Подпоясанная одежда значительно теплее, так как плотнее прилегает к телу, и вместе с тем облегчает движения во время работы. Кроме того, пояс служил для укрепления поясной одежды, для ношения оружия (меч, сабля), орудий труда (нож, топор) и необходимых предметов обихода (денежной сумочки, кисета, гребня, ключей и т. п.). При помощи пояса в длинной женской рубахе делали напуск, служивший мешком. У кочевых народов пояс играл значительную роль в одежде, однако не у всех; у некоторых из них пояс не являлся обязательной частью одежды. Известно, например, у татар и башкир ношение нараспашку широкого длинного халата; нательная одежда типа рубахи у них не подпоясывалась.

Упоминания в летописях, миниатюры и фрески XI—XII вв. дают некоторые сведения о ношении пояса в древней Руси. Золотым поясом стянута княжеская одежда, изображенная на миниатюрах Трирской Псал­тири и Изборника Святослава. Дорогие золотые и серебряные пояса перечисляются в княжеских духовных завещаниях. Пояса жертвовали в церковь, о чем говорится в Киево-Печерском Патерике.

Археологические материалы, начиная с середины I тысячелетия н. э., указывают на наличие у восточных славян пояса, как необходимой части одежды. Пояс в комплексе женской одежды изображен на браслете XII в., а также на миниатюре Кенигсбергской летописи XV в.

По данным этнографии XVIII—XIX вв., пояс остается существенной частью как мужской, так и женской одежды, в особенности нательной. Пояс — общевосточнославянский термин; имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень (рус.); пыяс, дяга, ремень (белор.); крййка, черес, баюр (укр.).

Значительно более были распространены как у мужчин, так и у женщин плетеные и тканые пояса. Беднейшая часть населения употребляла часто в качестве пояса лыко или веревочку.

Тканые пояса изготовляли преимущественно без помощи ткацкого стана — на дощечках, на ниту, на бердечке.

Для тканых поясов у русских и белорусов обычен прямолинейно-геометрический орнамент. Часто встречаются мотивы ромба, усложненные гребенчатым орнаментом, узор из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, иногда роз. Распространенные названия узоров на русских поясах: кружки (ромбы), копытца, репьи и другие или названия, указывающие на количество нитей, взятых для образования добавочного зева, когда ткут браный узор,— за тринадцать, за двадцать и т. д. На широких поясах — кушаках — у всех восточнославянских народов особенно часто встречаются узоры из продольных полос, выполненные разноцветными нитями, проходящими в основе. Широкие пояса, напоминающие рушники, с узорами из поперечных полос, выполненных цветными нитями, проходящими в утке, были известны на Украине.

Преобладание вытканных геометрических узоров на поясах обусловлено, вероятно, самой техникой тканья и формой пояса в виде узкой полосы. Более сложные изображения фигур и растений чаще выполнялись вышив­кой. Так, например, великоустюжские пояса, тканные на ниту из разноцветной шерсти, с узором в виде поперечных полос, на концах имеют вы­шитые изображения женских фигурок. Пояса из ткани часто вышивали узорами из цветов, веток (например, в Нижнем Поволжье). Кроме само­дельных поясов, изготовлявшихся самими крестьянками, получили распространение пояса, сделанные городскими ремесленниками 1 или в монастырях, где производство их получило значительное развитие в XIX в.

В связи со спросом на широкие восточные пояса в г. Слуцке в XVIII в. возникло местное производство таких поясов. Слуцкие пояса широко про­славились и по богатству и красоте не уступали восточным. Их раскупало казачество. Слуцкая фабрика просуществовала до конца XVIII в. Было много и других, менее значительных фабрик, изготовлявших роскошные шелковые пояса. Слуцкие пояса (творчество белорусских ткачих Слутчины) представляют собой тонкую шелковую ткань с двухсторонней расцвет­кой и орнаментацией растительного характера. Во второй по­ловине XIX в. на Украине и в Белоруссии, а частично и у русских, были распространены пояса, вытканные из хлопчатобумажной пряжи в подражание слуцким поясам.

Существуют два способа повязывания пояса: высоко — под грудью и низко — под животом. Пояс, обернутый вокруг корпуса, завязывался чаще сбоку, иногда спереди или сзади, нарядными концами вниз. Женские пояса, которые обычно были длиннее мужских (до 5 м), нередко обертывались несколько раз вокруг талии. У украинцев, кроме завязывания поясов, широко применялась закладка концов пол пояс; у русских и белорусов концы закладывали только у кушаков, главным образом при ношении их с верхней одеждой.

Нельзя не упомянуть о капоушках, или уховёртках (по-белорусски — колупках) — оловянных или медных ложечках для выскабливания серы из ушей; чаще их носили на шейном шнуре или цепочке для креста.

У русских девушек в ряде областей было в обычае прикреплять к поясу матерчатый карман —лакомку для гостинцев; у замужних женщин — для разных мелких предметов и денег. Шили их из ткани и вышивали, а иногда составляли из различных кусочков ситца. В Самарской губернии в конце XIX в. девушка обычно заготовляла несколько таких карманов для одаривания родни жениха на свадьбе.

А молода Марина Игнатьевна
Она высунулась по пояс в окно,
В одной рубашке без пояса.

У восточных славян существовало представление о том, что пояс служит талисманом, охраняющим от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов, а также, что пояс увеличивает силу мужчины.

Пояс – шнур, ремень, тонкая полоска материи, используемая для охвата верхней одежды по линии талии. Это слово происходит от индоевропейского корня jasati (опоясывать). Слово пояс имеет множество родственных слов в европейских языках, в частности – в балтийских (литовский – juosta, латышский – josta).

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство . Москва . 2003 .

Смотреть что такое "пояс" в других словарях:

ПОЯС — пояса, мн. пояса, м. 1. Длинная узкая полоса из ткани, шнур или ремень, служащие для кругового охвата, завязывания по талии. Кожаный пояс. 2. Место, где охватывается туловище этой полосой, талия (простореч.). Тесно в поясе. По пояс в воде. 3.… … Толковый словарь Ушакова

ПОЯС — муж. (от поять, обнять, как понява), обвязка, полоса вкруг чего либо; чем повязываются поперек стану, подвязывают на себе одежу; опояска, подпояска, кушак; поясок, нитяный, плетеный, коим опоясываются крестьяне по рубахе. В ·знач. кушака, мн.… … Толковый словарь Даля

пояс — заткнуть за пояс.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пояс поясок, кушак, опояска, поясочек, корсаж, подпояска, оби, жилет, корсет, бархот, бархоут, бандаж, грация, кушачок,… … Словарь синонимов

пояс — ПОЯС, а, м. Живот, пресс, солнечное сплетение. Бей в пояс. См. также: Всё пониже пояса (до пониже); выше пояса В мире животных. ; гнуть пояс; Надеть пояс невинности; по пояс … Словарь русского арго

пояс — пояс, мн. пояса, род. поясов и устарелое поясы, поясов. В предложных сочетаниях: за пояс, по пояс и устарелое за пояс, по пояс … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ПОЯС — ПОЯС, а, мн. а, ов, муж. 1. Лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания, застёгивания по талии. Кожаный п. П. юбки. За пояс и за пояс заткнуть кого н. (безусловно превзойти кого н. в чём н.; разг.). Заткнуть топор за п. 2. перен … Толковый словарь Ожегова

пояс — ПОЯС, кушак, разг. опояска, разг. подпояска уменьш. ласк. ПОЯСОК, уменьш. ласк. кушачок … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

пояс — Деталь швейного изделия для фиксации его на фигуре человека и (или) декоративного оформления. 25 пояс [ГОСТ 22977 89] Тематики детали швейных изделий … Справочник технического переводчика

Пояс — см. Одежда … Библейская энциклопедия Брокгауза

ПОЯС — (сев.) полоса или гряда носящегося в море льда. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Пояс — Уральские горы Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

История русского пояса

Широкие матерчатые кушаки ярких расцветок стали непременной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века, вследствие, как считает Е.В. Киреева, ордынского влияния. В домонгольскую эпоху рубаху навыпуск подпоясывали исключительно нешироким ременным поясом. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачовыми кушаками, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.


В ХVIII-ХIХ веках широкие цветные кушаки бытовали главным образом в одежде простонародья. Наряду с ними в постоянном обиходе были ременные пояса разной ширины и расцветок, но без металлических блях. Кожаные пояса носили, как правило, мужчины. В частности, представители средневековых воинских сословий носили ремни поверх матерчатых и тканых кушаков.


Бытовали также пояса из лыка. Наиболее широко были распространены в XIX веке плетеные и тканые пояса из шерсти, льна, шелка. Узкие тканые пояса служили в основном для подпоясывания рубахи, широкими же (кушак, опояска) подпоясывали верхнюю одежду.

Широкие и длинные пояса, длиной до 3-4 метров, несколько раз обертывавшиеся вокруг талии, наиболее характерны для украинского и южнорусского костюма. В старину в качестве праздничных поясов, особенно среди казачества, широко бытовали шелковые кушаки турецкого и персидского производства. В конце XVIII века в Белоруссии возникло производство шелковых, так называемых, слуцких поясов, которые не уступали по качеству и красоте поясам восточной работы. Однако большей частью пояса ткали сами крестьянки. Праздничные пояса орнаментировались, концы их украшались кистями, которые свешивались до колен и ниже. Девушки и женщины нередко укрепляли на поясе сшитый из ткани карман-лакомку для сластей или для денег.

Способы ношения пояса


Значение пояса

Пояс был предметом не только престижным, но и охранительным. Ходить без пояса было грешно, как и без креста. Более того, во многих староверческих согласиях сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку. Такой пояс дается ребенку при крещении и заменяется по мере его изнашивания.

Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Многие снимали пояса только в бане. Пояс считался неким оберегом даже от нечистой силы. По представлениям староверов Урала, нечисть, стремящаяся отвлечь человека от молитвы или толкнуть на грех, заигрывается кистями пояса (либо пересчитывает его нити), забывая о том, зачем приступила к человеку.

Кроме апотропейного смысла, имелось и социальное значение. Например, в разных общинах мужчины и женщины носили концы пояса на разные стороны. В староверческом селе Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области мужчины носили пояса справа, а женщины — слева, а вот староверы в Шалинском районе — наоборот. Есть общины, где представители обоих полов носили пояс на одну сторону. Главное, обсуждая этот вопрос, помнить о вариативности.


Также в зависимости от обычая разные пояса предпочитали мужчины и женщины. Например, у семейских женские кушаки шире мужских, а вот в Свердловской области и в Пермском крае наоборот.

Аналогично разные узлы могли обозначать и социальный статус владельца и его семейное положение.

Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки. Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. По описаниям свадеб в Чердынском уезде Пермской губернии за свадьбу могло быть раздарено до 140 поясов.

Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Англичанин Коллинз, посетивший Московию в 1659-1666 годах, отмечал, что по воззрениям русских пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы.

Виды поясов

Виды поясов и кушаков напрямую связаны со способом их изготовления.



  • Пояса в технике закладного ткачества. Они были довольно дорогими, и к XX веку их изготовление сосредоточилось в руках артельщиков-ткачей.



Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.



Дальнейшая история пояса

Мода во многом бывает сурова, и в начале XX века в мужскую моду вновь входят ремни, а также круглые пояса, которые представляли собой косичку из ниток разной благородности (круглый пояс).



В женском гардеробе появляются и пояса-шитики, выполненные из ткани, украшенной машинной отстрочкой, и застегивающиеся на пуговицы, подобно ремню.


Постепенно в среде староверов, за огромным количеством разных передряг в XX веке, пояс заменяется обычной тесемочкой, веревочкой и его значение становится функционально-религиозным.



Пояс еще называли опояской или поясницей. Ширина поясов колебалась от пяти до двадцати сантиметров, а длина — от одного до трех метров. Женские пояса обычно были длиннее мужских — до пяти метров и нередко обматывались вокруг фигуры несколько раз. Пояса были плетеные, тканые на дощечках и на ниту, из грубых шерстяных тканей, окрашенных в разные цвета, а также вязаные.


Богатые князья и бояре носили шелковые пояса, усыпанные камнями и затканные золотой и серебряной нитями. Также делали плетеные серебром, золотом, бархатные и кожаные пояса. Жемчуг, золотые и серебряные кованые бляхи и пряжки служили украшением поясов. Дорогим металлом отделывали концы поясов, которые завершались бубенчиками или канителью. Высшие военачальники, крупные феодалы, князья носили драгоценные золотые пояса. Зачастую сыновья великих князей получали в наследство не только удел, но и драгоценности, среди которых обязательно был и золотой пояс.


Самым распространенным поясом на Руси был кушак. Кушак являлся принадлежностью верхней мужской одежды, он был широким и длинным — в несколько метров, несколько раз оборачивался вокруг талии. Концы его иногда оставляли спереди, а иногда — затыкали по бокам. Это был пояс на выход, его яркий цвет контрастировал с цветом одежды. Кушаки делали из шерсти и шелка и переплетали красивой нитью. Были крученые пояса с кистями. Кисти считались душой пояса, его украшением. Чем уже и скромнее был пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Для создания кистей использовали бисер, шерсть, конский волос. Их делали в несколько ярусов, многослойными, в виде гроздьев, из множества мелких помпонов.


Ременные пояса с глубокой древности были одним из важнейших символов мужского престижа, женщины никогда их не носили. Такой пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.


Раньше пояса умела ткать каждая женщина. К примеру, перед свадьбой невеста одаривала ими всю родню, не только свою, но и со стороны жениха. Поэтому девушка начинала готовить себе приданое уже с одиннадцати-двенадцати лет. А учились ткать пояса девочки еще раньше — в шесть-семь лет. Чтобы выткать пояс шириной в сто пятьдесят ниток, надо было научиться считать до ста пятидесяти, кроме того, нужно было научиться выполнять арифметические действия. А чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии.


Читайте также: