Что такое пост очень кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

С 7 марта по 23 апреля 2022 года у православных России Великий пост. В Церкви шутят: если на Великий пост в семье завелся праведник, все остальные становятся мучениками.


Но почему обычно приветливые, доброжелательные люди в пост превращаются в фурий и церберов, достоверно знающих, что если ты, в отличие от них, не постишься, то тебе точно гореть тебе в аду? Как сделать, чтобы Великий пост принёс пользу душе? А здоровью? Только пользу, а не малокровие, усталость, обмороки? Стоит ли следовать публикуемым в Сети "Меню по дням в Великий пост"? И что с интернетом, зачем на все дни Великого поста нужно отказаться от соцсетей или хотя бы не участвовать в выяснениях там истины? Почему на телевизор наложено табу? А секс, интим, как тут с воздержанием? И куда девать мужа, если ты решила поститься, а он ни в какую и требует мяса, любви, внимания? Будем разбираться.

1. Великий пост: что делать нельзя?

Великий пост, как и любой другой пост, делится на пост телесный и пост душевный (духовный). Телесный пост - когда "когда чрево постится от пищи и питья". Душевный - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Эти два поста связаны. Пост телесный без поста душевного - ничто, диета. Постясь телом, нужно поститься и душой. Воздерживаясь от мяса, "не кусай подобных тебе, не ешь людей"; не прикасаясь к животной пище, "не "простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое"; удерживаясь от лакомства, "воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения"; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы, брани, учил святитель Тихон Задонский. Каждый, кто пытался, знает: это непросто, особенно в Великий пост, когда что-то будто подмывает тебя то съесть кусок колбасы, то осудить того, кто ее все-таки ест. Иногда кажется, что тебя просто подменили, что ты стал не лучше, а хуже. Отчего так?

2. Почему в пост мы становимся хуже?

При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует само по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам.

3. Зачем он нужен, Великий пост?

Фото: Юрий Снегирев/РГ

И тут принципиальный момент. Важно понимать, зачем погружаться в Великий пост? В интернете гуляет демотиватор: "Христос не для того страдал и принял смерть на Кресте, чтобы я не ела колбасу". Да, не для этого. Когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо - это наша жертва, добровольная жертва Богу. И жертва эта должна делаться из любви. И если последняя фраза кажется вам пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба, и уж тем более колбасы, не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя". То есть Бог человека любит, желает его спасения, а вот сам человек.

". их бог - чрево", - говорил апостол Павел, и, думаю, каждому знакомо, как заботы, попечения о земном, телесном не просто увлекают нас, отвлекая от Бога, но часто и искажают истинную картину мира. Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы. Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит всё в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - потребности тела. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это оживление человеком его отношений с Богом. И отношения эти начинаются с покаяния. Поэтому Великий пост не пройти, редко бывая в церкви.

4. Так что же мы в Великий пост не едим?

Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояние здоровья, физических и умственных нагрузок. Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл.

Фото: PHOTOXPRESS

Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Ученые считают, что такое ограничение принесёт здоровью только пользу. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.

5. Как понять, правильно ли ты постишься?

Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. Святые учат: постясь, проверяй себя - сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах!

Сущ­ность и зна­че­ние поста

Сей же род изго­ня­ется только молит­вою и постом.
( Мф.17:21 )
Когда вы пости­лись… Для Меня ли пости­лись?
( Зах.7:5 )

Ука­за­ния хри­сти­а­нину о посте могут сильно раз­ниться в зави­си­мо­сти от состо­я­ния здо­ро­вья тела хри­сти­а­нина. Оно может быть в полном здо­ро­вье у моло­дого чело­века, не совсем здо­рово у пожи­лого или при серьез­ной болезни. Отсюда и ука­за­ния церкви о соблю­де­нии постов (по средам и пят­ни­цам) или в пери­оды мно­го­днев­ных постов (Рож­де­ствен­ского, Вели­кого, Пет­рова и Успен­ского) могут сильно раз­ниться в зави­си­мо­сти от воз­раста и физи­че­ского состо­я­ния здо­ро­вья чело­века. Все ука­за­ния в полной мере отно­сятся лишь к физи­че­ски здо­ро­вому чело­веку. При физи­че­ских болез­нях или для пре­ста­ре­лых к ука­за­ниям сле­дует отне­стись вни­ма­тельно и рас­су­ди­тельно.

Как часто и у тех, кто счи­тает себя хри­сти­а­нами, можно встре­тить пре­не­бре­же­ние к посту, непо­ни­ма­ние его зна­че­ния и сущ­но­сти.

Пост рас­смат­ри­ва­ется ими как дело, обя­за­тель­ное только для мона­хов, опас­ное или вред­ное для здо­ро­вья, как пере­жи­ток из старой обряд­но­сти – мерт­вая буква устава, с кото­рым пора покон­чить, или, во всяком случае, как нечто непри­ят­ное и обре­ме­ни­тель­ное.

Сле­дует заме­тить всем дума­ю­щим так, что они не пони­мают ни цели поста, ни цели хри­сти­ан­ской жизни. Может быть, напрасно они име­нуют себя хри­сти­а­нами, так как живут своим серд­цем вместе с без­бож­ным миром, име­ю­щим куль­том свое тело и само­уго­дие.

Хри­сти­а­нин же в первую оче­редь должен думать не о теле, а о своей душе и бес­по­ко­иться о ее здо­ро­вье. И если бы он дей­стви­тельно стал думать о ней, то он радо­вался бы посту, в кото­ром вся обста­новка направ­лена на исце­ле­ние души, как в сана­то­рии – на исце­ле­ние тела.

Если душа хри­сти­а­нина тос­кует по чистоте, ищет душев­ного здо­ро­вья, то она должна поста­раться как можно лучше исполь­зо­вать это полез­ное для души время.

Вот почему среди истин­ных бого­люб­цев при­нято вза­им­ное поздрав­ле­ние с наступ­ле­нием поста.

Но что такое пост по суще­ству? И не бывает ли само­об­мана среди тех, кто счи­тает нужным испол­нять это лишь по букве, но не любит его и тяго­тится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблю­де­ние одних правил о нев­ку­ше­нии ско­ром­ного в пост­ные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме неко­то­рого изме­не­ния в составе пищи, мы не будем думать ни о пока­я­нии, ни о воз­дер­жа­нии, ни об очи­ще­нии сердца через уси­лен­ную молитву?

Нужно пола­гать, что это не будет постом, хотя все пра­вила и обычаи поста будут соблю­дены. Прп. Вар­со­но­фий Вели­кий гово­рит: «Пост телес­ный ничего не значит без духов­ного поста внут­рен­него чело­века, кото­рый состоит из предо­хра­не­ния себя от стра­стей.

Как пишет о. Алек­сандр Ель­ча­ни­нов: «В обще­жи­тиях суще­ствует корен­ное непо­ни­ма­ние поста. Важней не сам по себе пост, как неяде­ние того-то и того-то или как лише­ние себя чего-то в виде нака­за­ния – пост есть лишь испы­тан­ный способ достиг­нуть нужных резуль­та­тов – через исто­ще­ние тела дойти до утон­че­ния духов­ных мисти­че­ских спо­соб­но­стей, затем­нен­ных плотию, и тем облег­чить свое при­бли­же­ние к Богу…

Как гово­ри­лось ранее, душа чело­века тяжело больна. Цер­ковь отво­дит в году опре­де­лен­ные дни и пери­оды вре­мени, когда вни­ма­ние чело­века должно быть осо­бенно устрем­лено на исце­ле­ние от душев­ной болезни. Это пост и пост­ные дни.

Как гово­рит св. Исаак Сири­я­нин: «Пост есть оружие, уго­то­ван­ное Богом… Если постился Сам Зако­но­по­лож­ник, то как не поститься кому-либо из обя­зан­ных соблю­дать закон.

До поста род чело­ве­че­ский не знал победы и диавол нико­гда не испы­ты­вал пора­же­ний… Гос­подь наш был вождем и пер­вен­цем этой победы…

Совер­шенно оче­видно, что подвиг пока­я­ния и молитвы в посте должен сопро­вож­даться мыс­лями о своей гре­хов­но­сти и, конечно, воз­дер­жа­нием от всяких раз­вле­че­ний – хож­де­ния в театры, кино и гости, лег­кого чтения, весе­лой музыки, смот­ре­ния теле­ви­зора для раз­вле­че­ния и т.п. Если все это еще влечет сердце хри­сти­а­нина, то пусть он сде­лает усилие, чтобы ото­рвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Для физи­че­ски здо­ро­вых людей осно­вой поста счи­та­ется воз­дер­жа­ние в пище. Здесь можно раз­ли­чать 5 сте­пе­ней физи­че­ского поста:

  1. Отказ от мяса.
  2. Отказ от молоч­ного.
  3. Отказ от рыбы.
  4. Отказ от масла.
  5. Лише­ние себя пищи вообще на какие-то сроки.

Есте­ственно, что на послед­ние сте­пени поста могут идти лишь здо­ро­вые люди. Для боль­ных и пре­ста­ре­лых более соот­вет­ствует пра­ви­лам первая сте­пень поста.

Сила и дей­ствен­ность поста может оце­ни­ваться по силе лише­ния и жертвы. И есте­ственно, что не только фор­маль­ная замена ско­ром­ного стола на пост­ный стол состав­ляет истин­ный пост: можно при­го­тов­лять изыс­кан­ные блюда и из пост­ной пищи и таким обра­зом в какой-то мере удо­вле­тво­рять и свое сла­сто­лю­бие и свою алч­ность к ней.

Надо пом­нить, что каю­ще­муся и скор­бя­щему о своих грехах непри­лично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (фор­мально) пост­ные блюда. Можно ска­зать, что поста не будет, если чело­век будет вста­вать из-за стола с вкус­ными пост­ными блю­дами и чув­ством пре­обре­ме­не­ния желудка.

Здесь мало будет жертв и лише­ний, а без них не будет и истин­ного поста.

«Почему мы постимся, а Ты не видишь?”- взы­вает пророк Исайя, обли­чая иудеев, лице­мерно соблю­дав­ших обряды, но серд­цем дале­ких от Бога и Его запо­ве­дей ( Ис.58:3 ).

Поэтому в тех слу­чаях, когда по болезни или по боль­шому недо­статку в про­дук­тах пита­ния, хри­сти­а­нин не может соблю­дать обыч­ные нормы поста, то пусть сде­лает в этом отно­ше­нии все, что сможет, напри­мер: отка­жется от всяких раз­вле­че­ний, от сла­стей и лако­мых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пят­ницу, будет ста­раться, чтобы наи­бо­лее вкус­ная пища пода­ва­лась лишь по празд­нич­ным дням. Если же хри­сти­а­нин по стар­че­ской немощи или по нездо­ро­вью не сможет отка­заться от ско­ром­ной пищи, то сле­дует хотя бы несколько огра­ни­чить ее в пост­ные дни, напри­мер, не есть мяс­ного – словом, в той или иной мере все же при­об­щиться к посту.

Кроме про­яв­ле­ния своего чув­ства пока­я­ния и нена­ви­сти ко греху, пост имеет и другие сто­роны. Время поста – не слу­чай­ные дни.

Среда – это пре­да­ние Спа­си­теля – наи­выс­ший из момен­тов паде­ния и позора чело­ве­че­ской души, идущей в лице Иуды пре­да­вать за 30 среб­рен­ни­ков Сына Божия.

Пят­ница – это тер­пе­ние изде­ва­тельств, мучи­тель­ные стра­да­ния и крест­ная смерть Иску­пи­теля чело­ве­че­ства. Вспо­ми­ная о них, как может хри­сти­а­нин не огра­ни­чить себя путем воз­дер­жа­ния?

Вели­кий пост – это путь Бого­че­ло­века к Гол­гоф­ской жертве.

Чело­ве­че­ская душа не имеет права, не смеет, если только она хри­сти­анка, про­хо­дить рав­но­душно мимо этих вели­че­ствен­ных дней – зна­ме­на­тель­ных вех во вре­мени.

Как она дерз­нет потом – на Страш­ном суде стать одес­ную Гос­пода, если она будет рав­но­душна к Его скорби, крови и стра­да­ниям в те дни, когда Все­лен­ская Цер­ковь – Земная и Небес­ная – вспо­ми­нает их.

В чем должен состо­ять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зави­сеть и от состо­я­ния здо­ро­вья, от воз­раста и усло­вий жизни. Но здесь надо непре­менно задеть за живое свое пло­то­уго­дие и сла­сто­лю­бие.

В насто­я­щее время – время ослаб­ле­ния и паде­ния веры – нам кажутся недо­сти­жи­мыми те уставы о посте, кото­рые в ста­рину строго выпол­ня­лись бла­го­че­сти­выми рус­скими семьями.

Вот, напри­мер, из чего состоит Вели­кий пост по цер­ков­ному уставу, обя­за­тель­ность кото­рого рас­про­стра­ня­лась в равной мере как на инока, так и на миря­нина.

По этому уставу в Вели­кий пост пола­га­ется: полное неяде­ние в тече­ние целого дня поне­дель­ника и втор­ника первой сед­мицы и пят­ницы Страст­ной сед­мицы.

Лишь для более слабых воз­можно вку­ше­ние пищи во втор­ник вече­ром первой сед­мицы. Во все осталь­ные дни Вели­кого поста, кроме суббот и вос­кре­се­ний, пола­га­ется только сухо­яде­ние и лишь одна­жды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Варе­ная пища с пост­ным маслом пола­га­ется лишь в суб­боты и вос­кре­се­нья. Вино раз­ре­ша­ется только в дни цер­ков­ных вос­по­ми­на­ний и при длин­ных служ­бах (напри­мер, в чет­верг на пятой сед­мице). Рыба – лишь в Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Верб­ное вос­кре­се­нье.

Хотя такая мера нам и кажется чрез­мерно суро­вой, она, однако, дости­жима для здо­ро­вого орга­низма.

В быту старой рус­ской пра­во­слав­ной семьи можно видеть стро­гое выпол­не­ние пост­ных дней и постов. Даже князья и цари пости­лись так, как теперь не постятся, может быть, и многие из мона­хов.

Так, царь Алек­сей Михай­ло­вич Вели­ким постом обедал лишь три раза в неделю – в чет­верг, суб­боту и вос­кре­се­нье, а в осталь­ные дни съедал только по кусочку чер­ного хлеба с солью, по соле­ному грибу или огурцу, запи­вая квасом.

Неко­то­рые еги­пет­ские иноки в древ­но­сти прак­ти­ко­вали в Вели­кий пост полное соро­ка­днев­ное воз­дер­жа­ние от пищи, следуя в этом отно­ше­нии при­меру Моисея и Самого Гос­пода.

Этот пост она совер­шила перед Рож­де­ством; он кон­чился в конце Рож­де­ствен­ской литур­гии, когда она вне­запно почув­ство­вала непре­одо­ли­мое жела­ние поесть. Не в силах более вла­деть собою, она тотчас же пошла в кухню для при­ня­тия пищи.

Необ­хо­димо заме­тить, однако, что опи­сан­ная выше и реко­мен­до­ван­ная цер­ко­вью норма для Вели­кого поста не счи­та­ется теперь всеми так строго обя­за­тель­ной для всех. Цер­ковь реко­мен­дует, как извест­ный мини­мум, лишь пере­ход постом на пост­ную пищу в согла­сии с ее ука­за­ни­ями для каж­дого из постов и пост­ных дней.

Есть и еще одна сто­рона у поста. Вот кон­чи­лось его время.. Цер­ковь тор­же­ственно справ­ляет празд­ник, завер­ша­ю­щий пост.

Пожа­лейте же сами себя те, кто пре­не­бре­гает, чуж­да­ется и бегает от поста.

Пост есть вос­пи­та­ние спо­соб­но­сти духа чело­ве­че­ского бороться против своих пора­бо­ти­те­лей – сатаны и раз­не­жен­ного и изба­ло­ван­ного тела. Послед­нее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего явля­ется гос­по­ди­ном души.

Мягкие вна­чале, уго­воры родных затем могут перейти в раз­дра­же­ние и упреки. Дух тьмы вос­ста­нет против постя­ще­гося через близ­ких, при­во­дит против поста доводы и посы­лает соблазны, как неко­гда про­бо­вал это сде­лать с постя­щимся в пустыне Гос­по­дом.

Пусть зара­нее пред­ви­дит все это хри­сти­а­нин. Пусть не ждет он также, что при­сту­пив к посту, он сразу будет полу­чать какие-либо бла­го­дат­ные уте­ше­ния, теп­лоту в сердце, слезы пока­я­ния и сосре­до­то­чен­ность в молитве.

Пост – это лече­ние, а послед­нее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздо­ров­ле­ния, а от поста ждать плодов Духа Свя­того – мира, радо­сти и любви.

По суще­ству своему пост есть подвиг и связан с верою и дерз­но­ве­нием. Пост угоден и при­я­тен Гос­поду как порыв души, тяну­щейся к чистоте, стре­мя­щейся сбро­сить цепи греха и осво­бо­дить дух от раб­ства телу.

Цер­ковь счи­тает его и одним из дей­ствен­ных средств, посред­ством кото­рых можно пере­ло­жить гнев Божий на милость или пре­кло­нить волю Гос­подню к испол­не­нию молит­вен­ного про­ше­ния.

Поэтому пост прак­ти­ку­ется в церкви как сред­ство под­го­товки себя к какому-либо начи­на­нию. Имея нужду в чем-либо, отдель­ные хри­сти­ане, иноки, мона­стыри или церкви накла­ды­вали на себя пост с уси­лен­ной молит­вой.

Заме­няя ско­ром­ную пищу более про­стой и деше­вой, или умень­шая ее коли­че­ство, хри­сти­а­нин может сокра­тить издержки на себя. А это даст ему воз­мож­ность больше средств обра­тить на дела мило­сер­дия.

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть само­цель, а лишь под­соб­ное сред­ство к очи­ще­нию сердца. И пост того, кто стре­мится к этой цели и не испол­няет запо­ве­дей Божиих – не может быть угод­ным Богу и явля­ется бес­плод­ным.

По суще­ству отно­ше­ние к посту явля­ется проб­ным камнем для души хри­сти­а­нина в его отно­ше­нии к Церкви Хри­сто­вой, а через послед­нюю – ко Христу.

Душа, живу­щая живой верой во Христа, не может пре­не­бре­гать постом. Иначе она объ­еди­нит себя с теми, кто рав­но­ду­шен ко Христу и рели­гии, с теми, кто, по словам прот. Вален­тина Свен­циц­кого:

«Едят все – и в Вели­кий Чет­верг, когда совер­ша­ется Тайная Вечеря и пре­да­ется Сын Чело­ве­че­ский; и в Вели­кую Пят­ницу, когда слышим мы плач Бого­ма­тери у гроба Рас­пя­того Сына в день Его погре­бе­ния.

Зна­че­ние и цель поста в жизни хри­сти­а­нина можно резю­ми­ро­вать сле­ду­ю­щими сло­вами прп. Исаака Сири­я­нина:

«Пост – ограж­де­ние всякой доб­ро­де­тели, начало борьбы, венец воз­дер­жан­ных, кра­сота дев­ства, источ­ник цело­муд­рия и бла­го­ра­зу­мия, учи­тель без­мол­вия, пред­ше­ствен­ник всех добрых дел…

Рас­су­ди­тель­ность в посте

Мило­сти хочу, а не жертвы.
( Мф.9:13 )
Пока­жите… в доб­ро­де­тели рас­су­ди­тель­ность.
( 2Пет.1:5 )
Все доброе в нас имеет некую черту,
перейдя кото­рую неза­метно обра­ща­ется во зло.
(прот. Вален­тин Свен­циц­кий)

Все выше­из­ло­жен­ное о посте отно­сится, однако, повто­ряем, лишь к здо­ро­вым людям. Как и для всякой доб­ро­де­тели, и для поста также нужна рас­су­ди­тель­ность.

Как пишет прп. Кас­сиан Рим­ля­нин: «Край­но­сти, как гово­рят святые отцы, с той и другой сто­роны равно вредны – и изли­ше­ство поста и пре­сы­ще­ние чрева. Знаем мы неко­то­рых, кото­рые, не быв побеж­дены чре­во­уго­дием, низ­ло­жены были без­мер­ным постом, и впали в ту же страсть чре­во­уго­дия, по при­чине сла­бо­сти, про­ис­шед­шей от чрез­мер­ного поста.

Притом неуме­рен­ное воз­дер­жа­ние вред­нее пре­сы­ще­ния, потому что от послед­него, в силу рас­ка­я­ния, можно перейти к пра­виль­ному дей­ство­ва­нию, а от пер­вого нельзя.

Общее пра­вило уме­рен­но­сти воз­дер­жа­ния состоит в том, что каждый сооб­разно с силами, состо­я­нием тела и воз­рас­том столько пищи вкушал, сколько нужно для под­дер­жа­ния здо­ро­вья тела, а не сколько тре­бует жела­ние насы­ще­ния.

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души чело­ве­че­ской, кото­рую Гос­подь велит скры­вать от других.

Гос­подь гово­рит: «Когда пости­тесь, не будьте унылы, как лице­меры, ибо они при­ни­мают на себя мрач­ные лица, чтобы пока­заться людям постя­щи­мися. Истинно говорю вам, что они уже полу­чают награду свою.

А поэтому хри­сти­а­нину надо скры­вать как свое пока­я­ние – молитву и внут­рен­ние слезы, так и свой пост и свое воз­дер­жа­ние в пище.

Здесь надо бояться вся­кого выяв­ле­ния своего отли­чия от окру­жа­ю­щих и уметь скры­вать от них свой подвиг и свои лише­ния.

Вот несколько при­ме­ров к тому из жизни святых и подвиж­ни­ков.

Прп. Мака­рий Вели­кий нико­гда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отка­зы­вался от вина, скры­вая свое воз­дер­жа­ние.

Оптин­скому старцу Лео­ниду при­шлось одна­жды про­жить несколько дней у епар­хи­аль­ного архи­ерея. Стол послед­него был обилен рыбою и раз­ными вкус­ными яст­вами, резко отли­ча­ясь от скром­ной скит­ской тра­пезы Оптин­ской пустыни.

Старец не отка­зы­вался от вкус­ных блюд, но когда вер­нулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы навер­сты­вая упу­щен­ное в гостях воз­дер­жа­ние.

Во всех тех слу­чаях, когда пост­ник должен при­ни­мать пищу вместе с дру­гими, более немощ­ными бра­тьями, он не должен, по ука­за­нию святых отцов, своим воз­дер­жа­нием делать им укор.

Не только ради сохра­не­ния себя от тще­сла­вия надо стре­миться не выстав­лять на вид своего поста.

Пост будет нера­зу­мен и тогда, когда он будет ста­вить пре­грады госте­при­им­ству уго­ща­ю­щих вас; мы этим будем уко­рять окру­жа­ю­щих в пре­не­бре­же­нии постом.

Про Мос­ков­ского мит­ро­по­лита Фила­рета рас­ска­зы­вают такой случай: как-то он пришел к своим духов­ным детям как раз к обеду. По долгу госте­при­им­ства, его надо было при­гла­сить к обеду. За столом пода­вали ско­ром­ное, а день был пост­ный.

Виду не подал мит­ро­по­лит и, не смущая хозяев, вкусил ско­ром­ного. Так снис­хож­де­ние к немощи духов­ных своих ближ­них и любовь он ставил выше, чем соблю­де­ние поста.

Как пишет мит­ро­по­лит Инно­кен­тий Мос­ков­ский: «Были при­меры, что даже монахи, как, напри­мер, святой Иоанн Лествич­ник, упо­треб­лял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно при­ча­щаться Святых Тайн и, нако­нец, не вос­пре­пят­ство­вало сде­латься святым…

Конечно, не бла­го­ра­зумно без нужды нару­шать пост упо­треб­ле­нием ско­ром­ной пищи. Тот, кто может соблю­сти пост раз­бо­ром пищи, тот соблю­дай; но, глав­ное, соблю­дай и не нару­шай поста душев­ного, и тогда пост твой будет при­я­тен Богу.

Но кто не имеет воз­мож­но­сти раз­би­рать пищу, тот упо­треб­ляй все, что Бог даст, но без изли­ше­ства; но зато непре­менно строго постись душой, умом и мыс­лями, и тогда пост твой так же будет при­я­тен Богу, как пост самого стро­гого пустын­ника.

Цель поста – облег­чить и усми­рить тело, обуз­ды­вать поже­ла­ния и обез­ору­жи­вать стра­сти.

Потому цер­ковь, спра­ши­вая тебя о пище, не столько спра­ши­вает о том – какую упо­треб­ля­ешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты упо­треб­ля­ешь ее?

Поэтому, учи­ты­вая необ­хо­ди­мость, можно и при боль­ном и слабом теле и пре­клон­ном воз­расте делать послаб­ле­ния и исклю­че­ния во время поста.

А болезнь более сего нака­за­ния и вме­ня­ется вместо поста – ценится даже более его. Кто пере­но­сит ее с тер­пе­нием, бла­го­даря Бога, тот через тер­пе­ние полу­чает плод спа­се­ния своего.

Вместо того, чтобы осла­бить силу тела постом, оно бывает уже ослаб­лено болез­нью.

Здесь пример непра­виль­ного поста.

Итак, всякое ослаб­ле­ние здо­ро­вья и тру­до­спо­соб­но­сти при посте гово­рит уже о его непра­виль­но­сти и пре­вы­ше­нии его нормы.

Лучше всего, когда постя­щи­еся руко­вод­ству­ются ука­за­ни­ями опыт­ных духов­ных руко­во­ди­те­лей. Сле­дует вспом­нить сле­ду­ю­щий случай из жизни прп. Пахо­мия Вели­кого. В одном из его мона­сты­рей в боль­нице лежал монах, исто­щен­ный болез­нью. Он попро­сил при­слу­жи­ва­ю­щих дать ему мяса. Те отка­зали ему в этой просьбе, исходя из правил мона­стыр­ского устава. Боль­ной попро­сил отне­сти себя к прп. Пахо­мию. Пре­по­доб­ный был пора­жен край­ним исто­ще­нием инока, запла­кал, глядя на боль­ного, и стал уко­рять боль­нич­ных братий за их жесто­ко­сер­дие. Он велел немед­ленно испол­нить просьбу боль­ного, чтобы укре­пить его осла­бев­шее тело и обод­рить унылую душу.

Однако, нару­ша­ю­щим пост по болезни или иной немощи, все же сле­дует пом­нить, что здесь может иметь место и какая-то доля мало­ве­рия и невоз­дер­жа­ния.

Говоря о посте как о ску­до­сти и изме­не­нии состава пищи, сле­дует заме­тить, что этот подвиг ни во что вме­ня­ется Гос­по­дом, если хри­сти­а­нин не будет в то же время соблю­дать Гос­под­них запо­ве­дей о любви, мило­сер­дии, само­от­вер­жен­ного слу­же­ния ближ­ним, словом, всего того, что спро­сится с него в день Страш­ного суда ( Мф.25:31-46 ).


1. Место, пункт, откуда можно наблюдать за кем-, чем-л. или охранять кого-, что-л. [Постников] отлично понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которую сейчас же последует военный суд. Лесков, Человек на часах. || чего или какой. Место, пункт, оснащенные техническим устройством для наблюдения за чем-л. Пост управления. Железнодорожный пост. Водомерный пост.На берегу надо основать постоянный гидрофизический обсервационный пост. Шулейкин, Дни прожитые. Центральный пост — это та же боевая рубка, но только находится она на несколько этажей ниже. Новиков-Прибой, Цусима.

2. Лицо или группа лиц, поставленные на определенном месте для охраны чего-л., наблюдения за чем-л. Сторожевой пост. Санитарный пост. Пост народного контроля.Люди шли шумно ---. Посты охранения их не обстреляли, и это значило, что идут не чужие. Марков, Строговы. [Капитан] слушал донесения передовых разведывательных постов и кивал головой. В. Кожевников, Поединок.

3. Ответственная должность. Пост директора завода.Ей хотелось, чтобы муж ее обязательно занимал высокий пост и не отказывал ей ни в чем. Шолохов-Синявский, Волгины.

ПОСТ 2 , -а́, предл. о посте́, в посту́ и в посте́. м. Предписываемое церковными правилами воздержание от скоромной пищи, а также период такого воздержания. Дома, по случаю поста, ничего не варили и не ставили самовара, и день поэтому казался очень длинным. Чехов, Убийство. Посты в семье соблюдались строго. --- Кроме постоянных постных дней — среды и пятницы, были многодневные посты 322 перед большими праздниками: перед рождеством, успеньем, петровым днем, а самый длинный, семинедельный великий пост — перед праздником пасхи. Кузьмин, Круг царя Соломона.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Пост — многозначное понятие (ряд терминов, фамилия, топоним).

ПОСТ 1 , а-а́, о по́сте, на посту́, мн. ы́, м. [фр. poste]. 1. Ответственная должность

(в органах управления; книжн.).

П. директора. Важный п. 2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на определенном месте для охранения чего-н., наблюдения за чем-н. (воен., спец.). Сторожевой п. Милицейский п. Расставить посты. || Место, пункт, откуда можно наблюдать, охранять. Занять свой п. Стоять на посту. 3. Род небольшой вспомгательной станции на двухпутных железных дорогах (ж.-д.). ◊

ПОСТ 2 , а́, о посте́, в посту́, м. 1. только ед. Предписываемое церковными правилами воздержание от принятия (скоромной) пищи. Сваха и подсваха вели под руки Евдокию, — от тяжелого платья, от поста, от страха у бедной подгибались ноги. А. Н. Толстой. Наложить на себя п. 2. Период времени, в к-рый церковью предписывается такое воздержание. Не все коту масленица, придет и великий пост. Пословица. 3. перен. Вообще — воздержание от чего-н. (разг. шутл.).

1. возвышенность в черте города Пятигорска

2. фамилия ◆ Пост, Альбертсон Ван Зо ◆ Пост, Марки

пост I

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

пост II

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

пост III

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: покалывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: