Что такое пол виды пола обж кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главная функция одежды человека – защищать его организм от неблагоприятных внешних условий и воздействий.

С учетом гигиенических требований одежда должна соответствовать климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание, легко очищаться от пыли и грязи. Материал, из которого изготовлена одежда, должен удовлетворять требованиям – теплопроводности, воздухопроницаемости, гигроскопичности и водоемкости.

Головные уборы также должны отвечать гигиеническим требованиям: быть легкими и не быть тесными, чтобы не нарушать кровообращения головы.

Обувь предпочтительнее иметь из натуральной кожи: она не боится влаги, хорошо удерживает тепло и обеспечивает хорошую вентиляцию стопы. Обувь должна иметь соответствующие супинаторы. Тесная обувь приводит к врастанию ногтей, деформации костей стопы и уплощению ее свода. Обувь на высоком каблуке вызывает перенапряжение связок и мышц ноги.

В Толковом словаре дается определение нравственности как внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, то есть правил поведения, определяемых этими качествами. Нравственность – это один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Нравственные основы личности, жизненные позиции в основном закладываются в семье. Жизнь семьи, поведение родителей' оказывают определяющее влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

В.А. Сухомлинский говорил, что гражданское видение мира – это живая плоть и кровь нравственности. Он отмечал, что корни аморальных явлений в среде подростков и юношества (правонарушения, преступления, пьянство), питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств.

В семье беспредельны возможности индивидуального распознавания способностей ребенка, передачи ему традиций, опыта, накопленного многими поколениями.

Проблема взаимоотношения полов – одна из главных проблем, волнующих молодежь. Перестройка организма, его функций, изменения в психике – существенные особенности периода полового созревания. Если человек не понимает, что именно с ним происходит, он испытывает дискомфорт, способный привести к серьезным психическим нарушениям. Но если человек не понимает, что происходит с окружающими его людьми, – он причиняет дискомфорт им, создавая тем самым благоприятную почву для конфликтов. Безопасные отношения полов – это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям.

Формирование мужчины происходит прежде всего через формирование его отношения к женщине. Осознание себя как мужчины происходит тогда, когда юноша понимает не только свои физиологические отличия, но и нравственные. Для молодого человека важно не только знать, что происходит с его сверстницей в физическом плане, но и уметь сопереживать ей. Формирование чувственной сферы имеет такое же значение, как и приобретение знаний в области анатомии и.физиологии.

Совокупность правил и норм поведения называется этикетом. Регламентирует поведение людей не только этикет, но и право. Право – это свод законов, регулирующих поведение людей в обществе. Нарушение законов влечет за собой наказание.




В различных обществах и организациях существуют свои правила, которые обязаны выполнять их члены. Нарушение Устава организации влечет за собой исключение из нее. Нормы и правила этикета не носят законодательного характера, их нарушение не влечет за собой непосредственного наказания или исключения из какой-либо организации. главными регуляторами этикета являютcя нормы общественной морали и нравственные принципы самого индивида.

Что же побуждает человека следовать нормам этикета? Во-первых, выполняя требования поведения, принятые в обществе или в определенном круге людей, мы тем самым ощущаем и демонстрируем свою принадлежность к этому кругу. Во-вторых, выполняя общепринятые нормы, мы можем рассчитывать на доброжелательное отношение к нам окружающих. Кроме того, придерживаясь определенных правил поведения, человек тем не менее сохраняет свою индивидуальность. Но мало кто задумывается над тем, что невыполнение норм этикета может повлечь за собой весьма неприятные последствия, а в некоторых случаях стать причиной физических и психических травм.

Основой любого этикета является уважительное отношение к женщине. Это связано исторически с социальной ролью женщины-матери. Кроме того, женский организм менее приспособлен к физическим нагрузкам и сильнее подвержен физическим и психическим травмам. В справочниках по этикету содержится масса рекомендаций запретов, которыми должен руководствоваться мужчина в своем отношении к женщинам. Но как показывает практика, выучить эти правила и следовать им – еще не означает правильно вести себя с женщиной.

Юношу научили подавать девушке руку при выходе из трамвая. Он вышел из вагона первым и ждет, когда выйдет его спутница, совершенно не обращая внимания на других (в том числе и пожилых) женщин. Он твердо усвоил правило этикета, но его выполнение не сделало его воспитанным человеком.

Всем известно правило: при входе в помещение мужчина должен открыть дверь и пропустить женщину вперед. Но в зависимости от того, куда открывается дверь, вести себя следует по-разному. Если дверь открывается от себя, мужчина будет поставлен в затруднительное положение: придерживая дверь, он будет находиться в дверном проеме, и женщине придется не проходить, а протискиваться между ним и дверью. В этом случае следует войти самому и, придерживая дверь, дать возможность пройти спутнице. Получается, что правила поведения зависят от конструкции двери? Конечно, нет. Подходя с девушкой к двери, не надо вспоминать правило, а просто подумать о том, чтобы спутнице было комфортно и безопасно.

В темное помещение мужчина входит первым, тем самым, заботясь о 6езопасности женщины, а не о том, как он при этом выглядит со стороны. Вверх по лестнице мужчина идет чуть сзади дамы, независимо от длины ее юбки, чтобы поддержать спутницу, если она оступится. Соответственно вниз по лестнице мужчина идет чуть впереди дамы. Не обязательно, провожая девушку, забирать у нее сумочку – мужчина с дамской сумочкой в руках выглядит, по меньшей мере, странно, но помочь даме нести тяжелые вещи мужчина обязан всегда, независимо от того, его это спутница или нет.

Есть нормы поведения мужчины, прямо не влияющие на безопасность женщины. Например, нельзя разговаривать с дамой сидя, особенно если она в этот момент стоит, нельзя первым подавать ей руку, но здороваться с дамой следует первым. Выполнение этих правил создает базу для осознания мужчиной своей социальной роли и позволяет в более серьезных ситуациях вести себя по отношению к женщине по-мужски.

Рекомендации по безопасному поведению девушки можно разделить на две группы:

· как себя вести, чтобы не допустить нежелательных последствий;

· как себя вести, если эти последствия наступили.

Девушки 17 лет, физически сформированные, – объект внимания не только своих сверстников, но и многих мужчин вообще. Для того чтобы избежать небезопасного внимания к себе, в первую очередь нужно не провоцировать мужчину. Короткая юбка, обтягивающая кофточка, яркая косметика подчеркивают женственность и вполне уместны в ситуациях, не предполагающих не­желательных последствий. Так можно выглядеть на домашней вечеринке, школьном вечере или в компании очень близких друзей. Однако при этом нужно, помнить, что, по статистике, большой процент сексуальных посягательств приходится на долю именно, знакомых и друзей.

Многие правила поведения обусловлены конкретной ситуацией. Если на увеселительных мероприятиях допустимо стремиться быть центром внимания; то в общественных местах (на улице, в магазине, в транспорте) такое стремление может привести к недоразумениям и конфликтам.

Безопасное поведение на улице – это прежде всего умение правильно оценить обстановку.

Спровоцировать конфликт в кругу своих сверстников можно двусмысленным поведением, а порой и просто кокетством. Так, позволяя за собой ухаживать молодому человеку, девушка тем самым дает ему основания рассчитывать на ответную симпатию. Отсутствие у девушки встречного интереса к молодому человеку может вызвать у него агрессию по отношению к ней. Не­которые девушки осознанно или из кокетства провоцируют конфликты между ребятами. Те, в свою очередь, начинают выяснять отношения между собой, борясь за расположение этой девушки. Мало того, что провокация агрессии недопустима в любом случае, подобное выяснение отношений может распространиться и на саму зачинщицу этой провокации.

Требования старших к девушке соблюдать скромность, хранить девичью честь и достоинство – это не только забота о том, как будет выглядеть девушка в глазах окружающих, но и стремление обеспечить ее безопасность.

Требования к поведению ребят часто воспринимаются ими как ограничение их прав и свобод. Действительно, кризис юношеского возраста способствует проявлению различных асоциальных поступков и общество, стремясь обезопасить себя, сохранить общественный порядок, принимает определенные меры.

ЛЕКЦИЯ № 21. Нравственность и здоровье. Формирование, правильного

Гигиена одежды

Главная функция одежды человека – защищать его организм от неблагоприятных внешних условий и воздействий.

С учетом гигиенических требований одежда должна соответствовать климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание, легко очищаться от пыли и грязи. Материал, из которого изготовлена одежда, должен удовлетворять требованиям – теплопроводности, воздухопроницаемости, гигроскопичности и водоемкости.

Головные уборы также должны отвечать гигиеническим требованиям: быть легкими и не быть тесными, чтобы не нарушать кровообращения головы.

Обувь предпочтительнее иметь из натуральной кожи: она не боится влаги, хорошо удерживает тепло и обеспечивает хорошую вентиляцию стопы. Обувь должна иметь соответствующие супинаторы. Тесная обувь приводит к врастанию ногтей, деформации костей стопы и уплощению ее свода. Обувь на высоком каблуке вызывает перенапряжение связок и мышц ноги.

В Толковом словаре дается определение нравственности как внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, то есть правил поведения, определяемых этими качествами. Нравственность – это один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Нравственные основы личности, жизненные позиции в основном закладываются в семье. Жизнь семьи, поведение родителей' оказывают определяющее влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

В.А. Сухомлинский говорил, что гражданское видение мира – это живая плоть и кровь нравственности. Он отмечал, что корни аморальных явлений в среде подростков и юношества (правонарушения, преступления, пьянство), питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств.

В семье беспредельны возможности индивидуального распознавания способностей ребенка, передачи ему традиций, опыта, накопленного многими поколениями.

Проблема взаимоотношения полов – одна из главных проблем, волнующих молодежь. Перестройка организма, его функций, изменения в психике – существенные особенности периода полового созревания. Если человек не понимает, что именно с ним происходит, он испытывает дискомфорт, способный привести к серьезным психическим нарушениям. Но если человек не понимает, что происходит с окружающими его людьми, – он причиняет дискомфорт им, создавая тем самым благоприятную почву для конфликтов. Безопасные отношения полов – это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям.

Формирование мужчины происходит прежде всего через формирование его отношения к женщине. Осознание себя как мужчины происходит тогда, когда юноша понимает не только свои физиологические отличия, но и нравственные. Для молодого человека важно не только знать, что происходит с его сверстницей в физическом плане, но и уметь сопереживать ей. Формирование чувственной сферы имеет такое же значение, как и приобретение знаний в области анатомии и.физиологии.

Совокупность правил и норм поведения называется этикетом. Регламентирует поведение людей не только этикет, но и право. Право – это свод законов, регулирующих поведение людей в обществе. Нарушение законов влечет за собой наказание.

В различных обществах и организациях существуют свои правила, которые обязаны выполнять их члены. Нарушение Устава организации влечет за собой исключение из нее. Нормы и правила этикета не носят законодательного характера, их нарушение не влечет за собой непосредственного наказания или исключения из какой-либо организации. главными регуляторами этикета являютcя нормы общественной морали и нравственные принципы самого индивида.

Что же побуждает человека следовать нормам этикета? Во-первых, выполняя требования поведения, принятые в обществе или в определенном круге людей, мы тем самым ощущаем и демонстрируем свою принадлежность к этому кругу. Во-вторых, выполняя общепринятые нормы, мы можем рассчитывать на доброжелательное отношение к нам окружающих. Кроме того, придерживаясь определенных правил поведения, человек тем не менее сохраняет свою индивидуальность. Но мало кто задумывается над тем, что невыполнение норм этикета может повлечь за собой весьма неприятные последствия, а в некоторых случаях стать причиной физических и психических травм.

Основой любого этикета является уважительное отношение к женщине. Это связано исторически с социальной ролью женщины-матери. Кроме того, женский организм менее приспособлен к физическим нагрузкам и сильнее подвержен физическим и психическим травмам. В справочниках по этикету содержится масса рекомендаций запретов, которыми должен руководствоваться мужчина в своем отношении к женщинам. Но как показывает практика, выучить эти правила и следовать им – еще не означает правильно вести себя с женщиной.

Юношу научили подавать девушке руку при выходе из трамвая. Он вышел из вагона первым и ждет, когда выйдет его спутница, совершенно не обращая внимания на других (в том числе и пожилых) женщин. Он твердо усвоил правило этикета, но его выполнение не сделало его воспитанным человеком.

Всем известно правило: при входе в помещение мужчина должен открыть дверь и пропустить женщину вперед. Но в зависимости от того, куда открывается дверь, вести себя следует по-разному. Если дверь открывается от себя, мужчина будет поставлен в затруднительное положение: придерживая дверь, он будет находиться в дверном проеме, и женщине придется не проходить, а протискиваться между ним и дверью. В этом случае следует войти самому и, придерживая дверь, дать возможность пройти спутнице. Получается, что правила поведения зависят от конструкции двери? Конечно, нет. Подходя с девушкой к двери, не надо вспоминать правило, а просто подумать о том, чтобы спутнице было комфортно и безопасно.

В темное помещение мужчина входит первым, тем самым, заботясь о 6езопасности женщины, а не о том, как он при этом выглядит со стороны. Вверх по лестнице мужчина идет чуть сзади дамы, независимо от длины ее юбки, чтобы поддержать спутницу, если она оступится. Соответственно вниз по лестнице мужчина идет чуть впереди дамы. Не обязательно, провожая девушку, забирать у нее сумочку – мужчина с дамской сумочкой в руках выглядит, по меньшей мере, странно, но помочь даме нести тяжелые вещи мужчина обязан всегда, независимо от того, его это спутница или нет.

Есть нормы поведения мужчины, прямо не влияющие на безопасность женщины. Например, нельзя разговаривать с дамой сидя, особенно если она в этот момент стоит, нельзя первым подавать ей руку, но здороваться с дамой следует первым. Выполнение этих правил создает базу для осознания мужчиной своей социальной роли и позволяет в более серьезных ситуациях вести себя по отношению к женщине по-мужски.

Рекомендации по безопасному поведению девушки можно разделить на две группы:

· как себя вести, чтобы не допустить нежелательных последствий;

· как себя вести, если эти последствия наступили.

Девушки 17 лет, физически сформированные, – объект внимания не только своих сверстников, но и многих мужчин вообще. Для того чтобы избежать небезопасного внимания к себе, в первую очередь нужно не провоцировать мужчину. Короткая юбка, обтягивающая кофточка, яркая косметика подчеркивают женственность и вполне уместны в ситуациях, не предполагающих не­желательных последствий. Так можно выглядеть на домашней вечеринке, школьном вечере или в компании очень близких друзей. Однако при этом нужно, помнить, что, по статистике, большой процент сексуальных посягательств приходится на долю именно, знакомых и друзей.

Многие правила поведения обусловлены конкретной ситуацией. Если на увеселительных мероприятиях допустимо стремиться быть центром внимания; то в общественных местах (на улице, в магазине, в транспорте) такое стремление может привести к недоразумениям и конфликтам.

Безопасное поведение на улице – это прежде всего умение правильно оценить обстановку.

Спровоцировать конфликт в кругу своих сверстников можно двусмысленным поведением, а порой и просто кокетством. Так, позволяя за собой ухаживать молодому человеку, девушка тем самым дает ему основания рассчитывать на ответную симпатию. Отсутствие у девушки встречного интереса к молодому человеку может вызвать у него агрессию по отношению к ней. Не­которые девушки осознанно или из кокетства провоцируют конфликты между ребятами. Те, в свою очередь, начинают выяснять отношения между собой, борясь за расположение этой девушки. Мало того, что провокация агрессии недопустима в любом случае, подобное выяснение отношений может распространиться и на саму зачинщицу этой провокации.

Требования старших к девушке соблюдать скромность, хранить девичью честь и достоинство – это не только забота о том, как будет выглядеть девушка в глазах окружающих, но и стремление обеспечить ее безопасность.

Требования к поведению ребят часто воспринимаются ими как ограничение их прав и свобод. Действительно, кризис юношеского возраста способствует проявлению различных асоциальных поступков и общество, стремясь обезопасить себя, сохранить общественный порядок, принимает определенные меры.

Надлежащий уровень культуры взаимоотношения полов в обществе предполагает в первую очередь правильное взаимоотношение полов, базирующееся на половом воспитании. А половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Половое воспитание включает в себя такие моменты, как воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения. Главной целью полового воспитания является воспитание в каждом члене общества целостной личности, осознающей социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности. Половое воспитание имеет еще такую цель, как необходимость установления оптимальной отношений с людьми своего и противоположного пола. Получаемые подрастающим поколением в процессе полового воспитания в соответствии с возрастом правильные сведения о проявлениях мужского и женского пола должны способствовать просвещению в вопросах, касающихся вопросов пола. Еще одной важной целью полового воспитания является предупреждение интимных отношений в раннем возрасте. Как показывает российская медицинская статистика, в последние годы происходи постоянный рост случаев беременности у девочек 12–16 лет. При этом происходило значительное ухудшение их здоровья после родов или преждевременных выкидышей. Это ухудшение здоровья проявлялось во многих случаях в виде соматических и нервно-психических расстройств. Как известно, даже в Государственной Думе поднимался вопрос о снижении брачного возраста для девочек до 14 лет. Это говорит о серьезности проблемы надлежащего полового воспитания среди подрастающего поколения. Половое воспитание играет ведущую роль в сексуальном определении личности, реальном направления мужской и женской принадлежности, в формировании морально-нравственной позиции. К большому сожалению, многие средства массовой информации, включая телевидение, своей повседневной деятельностью не способствуют развитию культуры взаимоотношения полов, провоцируют развитие половой распущенности в молодежной среде, вседозволенности в интимных отношениях. Статистика органов МВД Российской Федерации свидетельствует, в частности, о росте числа случаев изнасилований, сексуальных домогательств в последние годы. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос о правильном половом воспитании, пропаганде культуры взаимоотношения полов, нравственном воспитании подрастающего поколения (в целом). Все перечисленное необходимо для установления максимального взаимопонимания между представителями противоположных полов при подготовке к вступлению в брак. Нормальные взаимоотношения между супругами в созданной семье невозможны без умения общаться с лицами противоположного пола, без умения находить взаимопонимание в любых ситуациях. Часто говорят о психологической загадке полов: мужчине недоступна женская логика и наоборот, а именно логика чувств, эмоций. Женщины более, чем мужчины, склонны к доверительному общению, менее сдержанны и более эмоциональны. У женщин, как правило, на первом месте во взаимоотношениях с мужчинами находятся этика, психологическая привлекательность мужчин (в первую очередь отсутствие грубости). У любого человека в подсознании таится какой-то неясный идеальный образ представителя другого пола. В большинстве случаев это "смесь" из мамы (папы), сестер (братьев), других родственников, первых учителей, артистов театра и кино, фотомоделей и т. д. Влюбляясь, находят в представителе другого пола черты, свойственные этому образу, созданному фантазией. Однако в дальнейшем может выясниться, что объект влюбленности вовсе не соответствует идеальному образу, и промелькнув как молния, влечение проходит. Но в ряде случаев неясный идеальный образ может совпасть, совместиться с объектом влюбленности, и тогда рождается более серьезное и продолжительное влечение, которое может протекать и без бурной влюбленности. Опорой брака в современности считают сексуальную любовь, глубокое влечение к конкретному представителю противоположного пола. Часто забывают о том, что влюбленность и любовь во многом явления разные. Влюбляются в большинстве случаев не в человека как личность, а в какие-то характерные для него внешние признаки: глаза, улыбку, тембр голоса, манеру говорить, осанку, даже в стиль одежды. Чтобы влюбиться, не обязательно знать человека основательно. Мужчинам свойственны размах и изменчивость чувств, сдержанность в эмоциях, для них характерно абстрактное, теоретическое мышление, на которое чувства воздействуют мало. Кроме того, они редко поддаются влиянию настроения и маловажных факторов при принятии решения. Мышление женщин более конкретно, образно и эмоционально (более зависимо от чувств). Но в большинстве случаев женский образ мышления позволяет лучше ориентироваться в отношениях с детьми, родственниками, друзьями и знакомыми. Женщины, как правило, превосходят мужчин в тонкости, сложности чувств и в богатстве их оттенков. Если в биологическом сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретную индивидуальность, т. е. половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер. При этом нравственные принципы каждого индивидуума играют весьма существенную роль в общей культуре взаимоотношения полов. Отсюда следует также важность нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения как залога формирования будущих нормальных брачных отношений в семье. Многие специалисты рассматривают культуру взаимоотношений полов как соблюдение нравственных, этических и правовых норм отношений между представителями одного пола и противоположных.

32. Что такое семейное законодательство Российской Федерации? В чем заключаются личные права и обязанности супругов

1) достижение обоими брачного возраста – 18 лет. Предельный возраст вступления в брак семейным законодательством не установлен, а также нет ограничений для регистрации брака при значительной разнице в возрасте;

2) взаимное согласие лиц, вступающих в брак. Если соблюдены предусмотренные законодательством условия для заключения брака и нет для этого никаких препятствий, а брак заключен с целью создания семьи, такой брак не может быть признан недействительным.

Статья 10 семейного законодательства РФ устанавливает не только условия для заключения брака, но и препятствия. В частности, не допускается заключение брака в следующих случаях:

1) между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии;

2) между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке;

3) между полнородными (два общих родителя) и неполнородными (один общий родитель) братьями и сестрами;


Пол — совокупность генетически детерминированных признаков особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения.

Принято говорить о существовании двух полов: мужского и женского, представляя их противоположными друг другу и в то же время взаимодополняющими. При этом надо иметь в виду, что в природе существует три типа полового размножения: изогамия, гетерогамия, и оогамия [1] . Во всех трёх случаях образуются половые клетки с разной (взаимодополняющей) генетической информацией, которые должны слиться друг с другом, чтобы дать начало новому организму. В связи с этим корректнее сказать, что особь принадлежит к мужскому или женскому полу только в случае оогамии, то есть полового размножения, при котором в качестве половых клеток образуются сперматозоид и яйцеклетка. В двух других случаях говорят, что пол не мужской и не женский, а просто разный. Некоторые исследователи рассматривают оогамию как крайний вариант гетерогамии.

Среди живых организмов, обладающих полом, имеются и те, у которых основной вклад в формирование пола вносят гены (млекопитающие, птицы, большинство двудомных растений), и те, у которых пол формируется преимущественно под влиянием факторов среды (многие рептилии); и те, у которых пол обусловлен и генетическими, и эпигенетическими факторами и может меняться в течение жизни (некоторые рыбы, амфибии и растения) [2] .

Содержание

Половой диморфизм



Полово́й диморфи́зм (от др.-греч. δι- — два, μορφή — форма) — анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов. Половой диморфизм может проявляться в различных физических признаках, например:

  • Размер. У млекопитающих и многих видов птиц самцы более крупные и тяжёлые, чем самки. У земноводных и членистоногих самки, как правило, крупнее самцов.
  • Волосяной покров. Борода у мужчин, грива у львов или бабуинов.
  • Окраска. Цвет оперения у птиц, особенно у утиных.
  • Кожа. Характерные наросты или дополнительные образования, такие как рога у оленевых, гребешок у петухов.
  • Зубы. Бивни у самцов индийского слона, более крупные клыки у самцов моржей и кабанов.

У позвоночных

Самец

Саме́ц (мужска́я о́собь) — форма живого организма, производящая мелкие, подвижные гаметы — сперматозоиды. В процессе оплодотворения происходит слияние сперматозоида с более крупной женской гаметой или яйцеклеткой. Мужские особи не могут размножаться без наличия хотя бы одной яйцеклетки, полученной от женской особи, хотя некоторые организмы могут размножаться как половым, так и бесполым путём.

Самка

Са́мка (женская особь) — форма живого организма, обладающая женскими половыми признаками своего вида и отличающаяся от мужской формы (самца) половым диморфизмом (различия в строении половых органов, вторичных половых признаков, скелета и др.).

Пол человека

Биологический пол человека — это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины.

Биологический пол — это также один из пяти компонентов человеческой сексуальности. Другие четыре компонента сексуальности — это сексуальная ориентация, сексуальная идентичность, гендерная идентичность и социальная гендерная роль.

В биологическом поле выделяют следующие компоненты:

  • Генетический пол, или хромосомный пол — зависит от набора половых хромосом: XY у мужчин, XX у женщин.
  • Гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз — яички либо яичники.
  • Внутренний генитальный пол, или пол внутренних половых органов — простата и семенные пузырьки либо матка и маточные трубы.
  • Наружный генитальный пол, или пол наружных половых органов — пенис и мошонка либо клитор, влагалище и половые губы.
  • Гормональный пол — преобладание в крови определённого вида половых гормонов: андрогенов (мужских) либо эстрогенов (женских).
  • Пол вторичных половых признаков — оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, голос, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др. Развитие вторичных половых признаков определяется как уровнем половых гормонов, так и расовыми, иными генетическими особенностями, характеристиками внешней среды.

У насекомых


Насекомые раздельнополы. Органы размножения самки обычно представлены парными яичниками и тянущимися по бокам яйцеводами, которые сливаются в один непарный проток, впадающий во влагалище. У самок имеются семяприемники и придаточные половые железы. У самцов имеются парные семенники, от которых отходят семяпроводы, тянущиеся по бокам тела. В нижней части семяпроводы расширяются, образуя семенные пузырьки, предназначенные для хранения спермы. Семяпроводы объединяются в общий семяизвергательный канал, открывающийся на способном увеличиваться или выдвигаться совокупительном органе. Придаточные железы секретируют семенную жидкость.

У насекомых (пчел и других перепончатокрылых, червецов), клещей, а также у коловраток из оподотворённых яиц получаются самки (или самки и самцы), а из неоподотворённых развиваются только самцы [3] .

Гермафродитизм

Гермафродитизм (по имени греческого бога Гермафродита греч. Ερμαφρόδιτος ) — одновременное или последовательное наличие мужских и женских половых признаков и репродуктивных органов у раздельнополых организмов.

Различают естественный гермафродитизм, присущий различным видам животных и растений (однодомность) и аномальный (патологический) гермафродитизм нормально раздельнополых животных (см. Гинандроморфизм, Интерсексуальность).

Пол растений

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учебные вопросы.

Определение репродуктивного здоровья человека. Особенности факторов, определяющих и влияющих на него.

Понятие пола индивида, основные этапы его формирования. Первичные и вторичные половые признаки. Общая характеристика половой функции человека.

Формирование правильного взаимоотношения полов.

Определение репродуктивного здоровья человека. Особенности факторов, определяющих и влияющих на него.

На биологическом уровне функционирования человека решаются две задачи – выжить и воспроизвести потомство. Решение первой задачи связано с адаптационными возможностями человека, высоким уровнем индивидуального здоровья. Вторая задача решается только репродуктивно здоровыми людьми.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье. В данном контексте мы видим, что репродуктивное здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека в широком смысле. Но, тем не менее, очевидна специфичность этой составляющей, что и позволяет выделить и рассматривать репродуктивное здоровье как бы отдельно.

Как на здоровье человека в целом, репродуктивное здоровье определяется рядом показателей, на него влияют различные условия и факторы. В идеале уровень репродуктивного здоровья оценивается по результатам репродуктивной функции – количеству состоявшихся зачатий и количеству своевременно родившихся детей при отсутствии каких-либо при этом искусственных ограничений. В современной жизни последние являются неизбежным, и поэтому реально репродуктивное здоровье рассматривается как результат сознательной регуляции человеком своей детородной функции.

Уровень репродуктивного здоровья зависит от ряда факторов, имеющих некоторую специфичность содержания и воздействия:

• репродуктивный потенциал человека, который зависит от генетически заложенной мощности репродуктивной системы человека. Например, это количество половых клеток, созревающих в организме мужчины или женщины в детородном возрасте;

• совместимость партнеров, которая прослеживается на различных уровнях: на генетическом, например, совместимость по Rh -фактору; на физиологическом и физическом, что связано со степенью анатомического сходства партнеров, с ритмом их жизнедеятельности, например, с биоритмами; на психологическом уровне, в этом случае рассматривается сходство, например, особенности характера и темпераментов партнеров;

• половая культура, определяет образ жизни, поведение индивидуума определенного пола в обществе;

• регулирование деторождения неизбежно оказывает влияние на уровень репродуктивного здоровья человека. Влияние этого фактора определяется целесообразностью и грамотностью использования различных методов контрацепции, осуществление планирования семьи.

Понятие пола индивида, основные этапы его формирования. Первичные и вторичные половые признаки. Общая характеристика половой функции человека.

Пол – это совокупность анатомических, физиологических, психологических и сексуальных признаков и особенностей, определяющих половую принадлежность индивида к мальчикам-мужчинам или девочкам-женщинам.

Секс характеризует собой межполовые, интимные отношения, половую жизнь.

Выделяют: генетический пол – определяется наличием половых хромосом. В каждой клетке человека находятся 23 пары хромосом: 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. Каждая пара аутосом у мужчины аналогична соответствующей паре у женщины. Генетически мужчина отличается от женщины строением и количеством половых хромосом – это одна Y -хромосома и одна X -хромосома, у женщины половые хромосомы одинаковы и представлены Х-хромосами. Информация, которая заложена в этих хромосомах, определяет развитие у будущего плода половых желез или гонад. Таким образом, генетический пол обуславливает формирование гонадного. Гонадный или истинный пол идентифицируется по основному показателю половой принадлежности – гистологическому строению половой железы, это могут быть или яичники, в которых созревают женские половые клетки – яйцеклетки, или могут быть яички, продуцирующие сперматозоиды, а также секретировать специфические половые гормоны женские или мужские.

В результате функционирования половых желез развивается организм с определенным внешним и внутренним строением, т.е. у индивида формируются как внутренние, так и внешние половые органы. В этом случае речь идет о морфологическом или соматическом поле субъекта. Строение наружных половых органов определяется как первичные половые признаки, по которым врач-акушер определяет гражданский пол новорожденного. В период полового созревания, связанного с активизацией деятельности половых желез появляются и вторичные половые признаки, проявляющиеся в анатом-физиологических и психологических изменениях индивидуума.

Гражданский пол во многом зависит от воспитания и других воздействий, которые оказываются на индивида в течение всей его жизни., например, выбор одежды, прически, игр и т.д.) и при этом обязательно происходит формирование полового сознания. В конце концов, человек выбирает определенный тип полового поведения в обществе, например, он определяется в выборе полового партнера.

Наука, изучающая специфику психологических и социальных аспектов взаимодействий полов, физиологию и патологию половой жизни, называется сексологией . Сексологи в своей работе опираются на знания, практический опыт самых разных направлений современной науки. В связи с этим принято выделять несколько аспектов:

1. Биолого-медицинский , который изучает вопросы строения, функционирования мужского и женского организмов, физиологию полого созревания, специфику половой функции. Половая функция является одной из основных биологических функций организма, наиболее ярко проявляющаяся с момента половой зрелости, определяющаяся способностью к воспроизводству полноценного потомства с последующим его воспитанием.

2. Психологический аспект включает изучение вопросов сексуального поведения. Личностные особенности половой жизни, сексуальность индивида на разных этапах его сексуальной жизни и т.п.

3. Социально-исторический аспект рассматривает специфику сексуального поведения, закрепленную в соответствии с моральными, религиозными, гражданскими и другими нормами, принятыми в том или обществе, также изучается реальное половое поведение, сексуальная символика, вопросы эволюции полового поведения и т.п.

Все эти звенья, определяющие методологическую основу сексологии, отражают единство усилий, целей, деятельности со стороны родителей, воспитателей, медиков, социологов и других специалистов в осуществлении полового воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Формирование правильного взаимоотношения полов.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач :

- рождение желанных здоровых детей;

- сохранение здоровья женщины;

- достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

- осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

Начнем этот раздел с разговора о значении семьи в жизни человека. Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.

Семья - это группа людей , связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодежи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего, это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.

Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Молодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответственность супругов за рождение здорового ребенка.

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность

намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Коротко затронем вопрос о нравственности и гигиене ранней, добрачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни не благоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбужден, беспокоен, плохо спит, часто вздрагивает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Важно отметить, что нормальная половая жизнь благотворно действует на здоровье, работоспособность и долголетие человека, но при этом подчеркнуть - основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать еще до брака, в период знакомства.

Особо стоит еще раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями.

В то же время в браке супруги познают взаимную любовь, имеют поддержку, утешение в сложных жизненных ситуациях. Православная Церковь считает, что только в браке возможна сексуальная близость, потому что брак является источником продолжения рода. В православной религии высоко ценится семья, где основные устои - это любовь между мужем и женой, родителями и детьми. Брак в христианстве рассматривается как обет взаимной любви и верности, который хранится в течение всей жизни.

Большинство мировых религий высоко ценит семью. Так, например, в исламе брак рассматривается как воля Аллаха, а брачные отношения являются не только источником деторождения, но и источником сексуального наслаждения. Супругам отводятся определенные социальные роли: муж обеспечивает материальное благополучие, жена воспитывает детей. Сексуальные отношения вне брака не приветствуются, так как не делают супружескую жизнь стабильной.

В современном обществе семья остается главной структурой. Семья, основанная на кровном родстве, малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В большинстве культур брак освящается традициями и связан с удовольствием и радостным подъемом, счастливыми ожиданиями и планами на будущее.

В то же время необходимо отметить, что пару, вступающую в брак, ожидает много проблем. В любом случае, если два человека сходятся, чтобы 24 ч в сутки проводить вместе, они столкнутся со многими проблемами. Каждый из супругов имеет свою сформировавшуюся систему поведения, свои взгляды на отношения в семье, свое понимание социальных ролей супругов. На этой почве могут возникнуть конфликты, когда ожидания приходят в противоречие с действительностью. С определенного момента начинается процесс переговоров по достижению баланса и гармонии в отношениях. Необходим элемент компромисса с обеих сторон. Важно хорошо помнить, что в природе не существует полностью совместимых людей, но в то же время каждый человек тренируем в определенной степени, т. е. может изменить свои взгляды на жизнь и свое поведение. Вот эти возможности и необходимо уметь использовать, продвигаясь друг к другv навстречу, создавая в семье атмосферу гармонии и любви.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника, понять его точку зрения. Поэтому очень важно до вступления в брак в период ухаживания более детально познакомиться, друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологический, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи. В совместной жизни главным можно считать умение понимать и простить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать недостатки.

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, оральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совместной жизни, помогает сохранить и пронести через всю жизнь чувства первой любви, обеспечить счастливую жизнь.


Обзор

Ребенок осознает, какого он пола, уже к 1,5–2 годам, однако можем ли мы, взрослые, ответить на вопрос, как формируется половая принадлежность человека?

Автор
Редакторы

Хороший ты парень, Наташка, Наташка.
Зачем ты, Наташка,
Девчонкой на свет родилась?

(из детской песенки)

Долгое время считалось, что пол — это нечто монолитное и непреложное, определенное для каждого человека с самого момента оплодотворения яйцеклетки и неизменное в течение всей его жизни. Однако в XX веке американский психолог и сексолог Джон Мани предположил, что пол — это сложная многоуровневая система, формирующаяся многоступенчато в ходе онтогенеза под влиянием огромного числа всевозможных факторов.

Первая ступенька

Хромосомы человека

Рисунок 1. Хромосомы человека. Слева: Хромосомный набор мужчины. Справа: Схема нерасхождения Х-хромосом при оогенезе.

Синдром Шерешевского-Тернера — наличие одной X-хромосомы при неизменности состава соматических хромосом. Такая женщина имеет недоразвитые яичники (и поэтому бесплодна), а также комплекс врожденных аномалий — низкий рост, патологию шейных позвонков и т.д. (рис. 2). Частота синдрома Тернера — 1 на 700 тыс. новорожденных.

Фотография женщины с синдромом Шерешевского-Тернера и ее кариотип

Рисунок 2. Фотография женщины с синдромом Шерешевского-Тернера и ее кариотип

Синдром Кляйнфельтера характеризуется наличием одной или нескольких дополнительных X-хромосом вдобавок к XY-кариотипу. Такие люди, как правило, имеют признаки обоих полов: высокий рост, маленький или среднего размера половой член, недоразвитые яички (сперматозоидов образуется мало, и они почти не жизнеспособные), но при этом округлые бедра и рост груди по женскому типу (рис. 3). Также у таких людей наблюдается снижение интеллекта, легочные расстройства и патология печени. Однако бывает, что статный молодой человек не имеет никаких признаков этого хромосомного нарушения, женится и лишь после неудачных попыток зачать ребенка узнает, что он не совсем мужчина. Частота рождения людей с синдромом Кляйнфельтера велика — 1 на 400 новорожденных.

Фотография больного с синдромом Кляйнфельтера и его кариотип

Рисунок 3. Фотография больного с синдромом Кляйнфельтера и его кариотип

Вторая и третья ступеньки

Развитие гонад [2] начинается на 4-й неделе внутриутробного развития человека, когда специальные зародышевые клетки — гонобласты — начинают мигрировать к будущим гонадам. Гены, регулируемые SRY-локусом, способствуют формированию яичек. Гонобласты образуют в них половые тяжи и начинают дифференцироваться в незрелые половые клетки (сперматогонии), покрытые эпителиальными клетками — предшественниками клеток Сертоли. Из мезенхимы, находящейся под зародышевым эпителием, дифференцируются клетки Лейдига, играющие важную роль в дальнейшем формировании внутренних и наружных половых органов.

Яичники женщин начинают формироваться на две недели позже, чем яички мужчин. Женские гонобласты, находящиеся в половых тяжах, начинают усиленно делиться, формируя овогонии — предшественники яйцеклеток, покрытые эпителиальными клетками, которые позже дифференцируются в фолликулярные клетки. Процесс формирования гамет заканчивается на 8 неделе внутриутробного развития, что знаменует собой прохождение организмом третьей ступеньки становления пола — гаметный пол.

Внутренние половые органы образуются из вольфовых (в случае мужского организма) и мюллеровых (в случае женского организма) протоков, которые изначально присутствуют у каждого зародыша независимо от пола. Вольфовы и мюллеровы протоки имеют различное происхождение и сначала являются частью мочевыводящей системы, однако в процессе образования почки они меняют квалификацию и принимают участие лишь в формировании половой системы.

Ступеньки 4–6

Формирование внешних и внутренних половых органов

Рисунок 4. Формирование внешних и внутренних половых органов под действием МИФа и андрогенов (преимущественно тестостерона)

В ходе развития гаметного, гормонального и морфологического пола возможны нарушения, которые могут привести к истинному или ложному гермафродитизму.

Истинный гермафродитизм — чрезвычайно редкое явление (в литературе описано всего около 150 случаев), когда у человека есть и мужские, и женские половые органы. Как правило, хромосомный набор таких больных соответствует женскому кариотипу XX, однако в силу тех или иных причин вольфов канал не дегенерирует, а дает начало мужской половой системе. Также описаны случаи истинного гермафродитизма, возникшего из-за генетического мозаицизма или химеризма, когда некоторые клетки имеют мужской кариотип, а некоторые — женский.

Ложный гермафродитизм встречается достаточно часто (в среднем у 1 из 2000 новорожденных) и характеризуется аномалиями внешних половых органов при неполноценности внутренних и, следовательно, при дисрегулированном гормональном фоне.

Совсем недавно в журнале Placenta вышла статья о том, что материнский организм по-разному реагирует на плод в зависимости от пола последнего [3]. Так, ученые обнаружили несколько биомаркеров, уровень которых в крови матери выше, если плод женского пола. Этими биомаркерами оказались белки PLGF, s-Flt1 и PAI-2, играющие важную роль в развитии и функционировании плаценты и, следовательно, в адаптации кровообращения женского организма к беременности. Более того, если уровень этих биомаркеров в случае беременности мальчиком оказывается таким же, как у девочек, то велик риск различных осложнений беременности, таких как преэклампсия, преждевременные роды и рождение плода с недостаточной массой тела.

На этапе становления половых органов процесс формирования пола во внутреутробном развитии заканчивается. Однако есть еще несколько важных ступенек к тому, чтобы человек в полной мере был мужского (или женского) пола.

Седьмая ступенька

В первую очередь, не стоит забывать о седьмой ступеньке — пубертатном гормональном поле. Под контролем гипоталамуса и гипофиза гонады подростка начинают вырабатывать большое количество половых гормонов, как мужских (андрогенов), так и женских (эстрогенов), и именно от баланса их сигналов зависит формирование вторичных половых признаков молодого человека, а во многом и его самоидентификация.

Ступеньки 8 и 9

Восьмая и девятая ступеньки являются скорее психологическими составляющими пола, но они не менее важны, чем предыдущие семь. Речь идет о так называемом гражданском (паспортном) и социальном полах.

Паспортный пол — это то, кем предстает человек для людей, его окружающих: сначала перед акушеркой (поэтому одно из названий — акушерский пол), а позже — перед учителями, работодателями, то, как он записан в официальных документах — свидетельстве о рождении и паспорте.

Основатель теории становления пола Джон Мани старался показать основополагающую роль социального окружения в этом процессе, но даже его ждало сокрушительное поражение: эксперимент провалился, а со временем вошел в топ-10 самых жестоких научных исследований. Тем не менее, никем не ставится под сомнение, что семья играет огромную роль в половой самоидентификации ребенка.

Брюс-Бренда Реймер

Рисунок 5. Брюс-Бренда Реймер — мальчик и девочка в одном лице

Так человек, начиная с первых часов своего существования, вынужден карабкаться со ступеньки на ступеньку, доказывая свою принадлежность к определенному полу. На каждом этапе возможны отклонения, и в конце концов то, кем будет ощущать себя ребенок, зависит от его воспитания, социальной роли, а отнюдь не только от хромосомного состава клеток его организма.

Читайте также: