Что такое плосковыемчатая резьба кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ажурная резьба по дереву - это художественный способ обработки дерева, при которой фон полностью выбирается. В результате, остается только "бездонное" изображение. За счет этого изделия приобретают лёгкость и воздушность. Это похоже на объемную резьбу. Другое название - сквозная резьба.

Плосковыемчатая резьба отличается от ажурной тем, что у таких работ есть фон - плоская поверхность. Рисунок образует разного размера и формы выемки и углубления. Различают несколько видов такой резьбы: геометрическая, скобчатая и контурная.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность,

украшаемая изделие или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки.

В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть

контурной, геометрической или скобчатой.

Виды плосковыемчатой резьбы

1. Контурная резьба

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Она представляет собой линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломанных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины.

Выполняется резьба в два приема:

1-Надрезка. Установленный на контуре резак слегка наклоняют к поверхности рисунка, и углубив его кончик на 1,5-2 мм режут на себя.

2- Подрезка. Резак под наклоном в противоположную сторону также ведут на себя. В результате получается выемка в форме треугольника (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность выполнение контурной резьбы:

а- надрезка; в - подрезка

Рис. 2. Тумба украшенная контурной резьбой

Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций (рис. 3.).

Рис. 3. Элементы и изделия украшенные контурной резьбой

Контурная резьба позволяет наносить не только геометрические и растительные орнаменты, но и изображение людей, животных, различные сюжетные композиции.
Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят широкое применение для декоративного оформления изделий из древесины.

Для выполнения контурной резьбы наиболее подходят породы: : липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-за активно выраженной текстуры.

Для выполнения контурной резьбы применяют: ножи-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески.

2. Геометрическая резьба (трехгранно-выемчатая)

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают различные изделия. Основные элементы геометрической резьбы это двух, трех, четырехгранные, клиновидные выемки разной конфигурации, глубины и ширины. Основные элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники, ромбы составляющие ленточный орнамент, различные розетки.

Элементы геометрической резьбы

Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которых образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз. Кроме трехгранных используют двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми или изогнутыми сторонами (см. табл.)

Основные элементы геометрической резьбы

Сочетание и повторение этих элементов создают множество вариантов разнообразных орнаментов (см. табл.)

Орнаменты геометрической резьбы

а - с сиянием, б – с изогнутыми лучами,

в – шестилепестковая розетка

Пример композиции из геометрических орнаментов

Рис. 4. Композиция из геометрических орнаментов

Кроме простых геометрических композиций из простых элементов можно формировать анималистические, растительные и другие изображения (рис. 5).

Рис. 5. Анималистическое изображение из геометрических элементов

Техника выполнения геометрической резьбы

Многие элементы геометрической резьбы, особенно это касается различных розеток, необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку. Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или специальном приспособлении (рис. 6).

Рис. 6. Вращающиеся приспособление для закрепления заготовок:

1 - фиксатор, 2 – вращающиеся диск, 3 – заготовка, 4 – струбцины, 5 – ребра жесткости диска, 6 – подкладки, 7- столешница

Перед тем, как приступить к резьбе по дереву, необходимо четко знать, как правильно держать режущий инструмент. От этого зависит не только качество резьбы, но и безопасность работы. Способы правильного захвата инструмента представлены на рисунках.


Рис. 7. Захват ножа-косяка при резьбе на себя 1 способ


Рис. 8. Захват ножа-косяка при резьбе на себя 2 способ


Рис. 9. Захват ножа-косяка при резьбе от себя

Резьба трехгранных выемок – равносторонних треугольников с углублениями в центре.

1. Разметить при помощи линейки и карандаша будущий орнамент.

2. Определить положение орнамента на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы определить направление реза.

3. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра к вершинам.

4. Срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, нож-косяк при этом держат под наклоном (рис. 10)

Рис. 10. Резьба трехгранных выемок

  1. Разметить розетку с помощью линейки, циркуля и карандаша.
  2. Накалывание линии ножом-косяком по средним линиям треугольников от заданного центра к вершинам.
  3. Срезание боковых граней, учитывая направление волокон.

Красота узора розетки зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, ширина и глубина лучей одинаковыми.

Рис. 11. Резьба розетки

3. Скобчатая резьба

Скобчатая резьба является разновидностью геометрической, древесина накалывается полукруглой или плоской стамеской с кругленными краями и подрезается ножом-косяком или полукруглой стамеской. След от лезвия стамески на поверхности древесины похож на скобу или ноготь, поэтому скобчатую резьбу называют иногда ногтевидной.


Рис. 12. Технология выполнение скобчатой резьбы

Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры и как элементы рельефной и скульптурной резьбы.

В чаще всего в технике скобчатой резьбы украшают изделия по контуру или выполняют чешуйчатый орнамент.


Рис. 13. Элементы скобчатой резьбы

1. Буриков В. Г., Власов В.Н.

3. Федотов Г.Я. Бондарное дело.-М.: Культура и традиции, 2000.-248 с.:ил.

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 1

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 2

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 3

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 4

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 5

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 6

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 7

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 8

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 9

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 10

Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 11

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 12
Резьба по дереву. Основные виды., фото № 13

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Резьба по дереву. Основные виды., фото № 14

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

Существует несколько видов плоскостной резьбы, среди которых принято выделять плосковыемчатую и плоскорельефную резьбу.

Главной особенностью этого типа резьбы является то, что узор наносится на плоскую поверхность древесины. В зависимости от того, каким способом выводится рисунок, разделяют выемчатую резьбу, то есть рисунок предстает в виде углублений, и рельефную, когда рисунок выступает на поверхности. У каждого из этих видов есть множество разновидностей. Среди разновидностей плосковыемчатой резьбы выделяют геометрическую и скобчатую резьбу.

Плосковыемчатая геометрическая резьба

Из всех видов резьбы по дереву этот вид появился самым первым. Его древностью можно объяснить и простоту выполнения, и минимум инструментов, которые будут необходимы для работы: понадобится может только нож‑косяк.

Простота заключается в том, что древесина прорезается неглубоко. В отличие от других видов рисунок представляет собой неглубокие выемки.

Из‑за того что орнамент создается только из различных геометрических фигур (полосок, треугольников, квадратов, ромбов, окружностей и эллипсов), этот вид плоскостной резьбы и был назван геометрическим. При сочетании различных фигур создается необыкновенно красивый рисунок, который в древности носил не только декоративный, но и символический характер.

Все фигуры, которые используют при составлении геометрического орнамента, можно разделить на двух‑, трех– и четырехгранные выемки.

Двухгранную выемку вырезать очень легко. Это самый простой элемент орнамента геометрической резьбы. В зависимости от формы и размеров выемки могут быть прямыми и скошенными, глубокими и неглубокими (рис. 89).

Трехгранную выемку часто называют просто треугольником. Как и двухгранную выемку, ее достаточно часто используют в геометрической резьбе. Трехгранные выемки различаются не только размерами треугольников, но и тем, с какой стороны располагается выемка (рис. 90).

Рис. 90. Трехгранные выемки.

Если углубление находится у основания треугольника, то такая выемка будет называться основной. Если же углубление делается у вершины треугольника, то такая выемка будет называться вершинной, еще ее называют уголком. Делают центральные выемки, углубление которых находится по центру треугольника.

Четырехгранная выемка представляет собой квадратное углубление на поверхности древесины. Разновидностей таких выемок немного. Различают такие выемки или по форме (квадрат, ромб или прямоугольник), или по глубине прорезки (рис. 91).

Рис. 91. Четырехгранные выемки.

Геометрически фигуры не всегда содержат углы, они могут быть в форме круга или полукруга, которые при выборке древесины могут давать разнообразные глазки, лучики и фонарики. Используют такие элементы прежде всего для оживления композиции.

Даже сочетания одинаковых по форме выемок могут дать оригинальный орнамент, а чем сложнее выемка, тем разнообразнее можно сделать комбинации рисунка. Если сравнивать двухгранные выемки и трехгранные, то, конечно, треугольники дают больше вариаций. Здесь можно получить различные ромбики, змейки, цепочки и так называемые сияния. Рисунок может возникать не только при сочетании одинаковых треугольников, но и разных их типов, при этом орнамент получается более выразительным, чем при соединении треугольников одного вида.

Четырехгранные выемки при сочетании с себе подобными дают небольшое количество вариаций. Но при сочетании квадратов и прямоугольников с треугольниками и двухгранными выемками узор получают необыкновенно красивый (рис. 92).

Рис. 92. Выемки – глазки, ромбы, фонарики.

Последовательность выполнения геометрической плосковыемчатой резьбы

Ровный и точный орнамент получается только в том случае, если перед началом работы с точностью до миллиметра отмерить поверхность и разметить будущий рисунок.

Удобство геометрической резьбы состоит не только в простоте выполнения орнамента, но и в том, что очень удобно делать под нее разметку. Нанести геометрические фигуры достаточно легко. Для этого вам потребуются только карандаш с твердым графитом, чертежный угольник и деревянная линейка.

Перед тем как размещать на поверхности геометрические фигуры, следует тщательно измерить длину и ширину плоскости, на которую будет наноситься рисунок. После этого необходимо разделить плоскость на отдельные квадраты, проведя прямые линии, параллельные ширине и длине поверхности, отведенной под орнамент. Эти квадраты разбить на более маленькие, а затем на треугольники. Если в орнаменте предполагаются розетки, то в эту сетку для них вписывают окружности или овалы (рис. 93). Только после того, как вся разметка будет закончена, можно начинать вырезать фигуры. Последовательность вырезания выемок всегда идет от простых к более сложным, то есть сначала выполняют двухгранные выемки, потом треугольники, и только после этого приступают к выполнению четырехгранных.

Рис. 93. Разметка пространства композиции.

Для того чтобы сделать двухгранные выемки, кончик ножа‑косяка надо вогнать в древесину примерно на 3 мм, а затем полностью опустить на эту глубину все лезвие: получается продольный разрез. Теперь для прорезки торцовых граней от концов продольного разреза перпендикулярно к нему надо сделать два небольших разреза. Для того чтобы профиль получился более точным, кончик лезвия ножа надо устанавливать на окончание продольного разреза, а затем, не меняя положения ножа, погрузить его на 3 мм.

При прорезании боковых граней нож надо держать под углом в 30–40° и вести его вдоль продольного разреза. Если увеличить наклон лезвия ножа, то выемки получатся невыразительными.

После прорезания древесины с обеих сторон получится трехгранная щепка, которая должна легко отделиться. Если щепка плохо отделяется, то это значит, что где‑то грани прорезаны плохо.

Для устранения такого недостатка не следует выдирать щепку – может отколоться непрорезанный кусок и будет испорчена вся поверхность. Необходимо дополнительно прорезать все грани выемки. Техника выполнения трехгранных выемок немного сложнее. Кроме того, для каждого вида треугольника есть какие‑то свои особенности.

Вершинные треугольники, или уголки, прорезают в три приема. Сначала в вершину треугольника, где будет находиться максимальное углубление, строго под углом в 90° устанавливают кончик лезвия ножа. После этого на глубину 3 мм прорезают древесину сначала по линии одной боковой грани, а потом по другой. Затем кончик ножа ставят в прорезанную вершину, углубляют его на 3 мм в древесину и опускают все лезвие так, чтобы кромка лезвия чуть касалась противоположного вершине основания треугольника. После этого опять ставят нож в вершину и прорезают каждую сторону до срединной линии.

Центральные треугольники прорезают следующим образом: сначала чуть прорезают древесину вдоль по ребрам треугольника, затем до центра треугольника каждую сторону разрезают на необходимую глубину. В результате должна получиться цельная щепка в виде выпуклого треугольника. Если щепка плохо отделяется, то прорезают древесину по тем же направлениям еще раз.

Основную трехгранную выемку получают следующим образом: отмечают середину основания треугольника и от нее к вершине проводят срединную линию.

В точке середины основания углубляют в древесину на 3 мм лезвие ножа, а затем только опускают лезвие до соприкосновения с вершиной. После этого под углом в 30–40° лезвие утапливают в древесине и прорезают волокна от основания к вершине треугольника (рис. 94).

Рис. 94. Выполнение трехгранной выемки.

После того как выполнены двухгранные и трехгранные выемки, сделать четырехгранные не составит труда. Технология их прорезания повторяет все уже изученные приемы. Только перед тем, как выполнить такую выемку, чертят квадрат и вписывают в него другой, с меньшими сторонами. После этого на глубину примерно 3 мм надрезают стороны внутреннего квадрата. Затем устанавливают в вершинах внутреннего квадрата острие ножа, утапливают все лезвие по направлению к вершинам внешнего квадрата и прорезают древесину скосов квадрата. Центральную часть внутреннего квадрата выбирают с помощью обычной прямой стамески.

Вычертив рисунок на поверхности, начинают работу с прорезания граней по направлению расположения древесных волокон. Следом за ними прорезают грани, идущие против волокон древесины. В том случае, если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокну, то переворачивают заготовку, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом.

При прорезании граней вдоль волокон есть вероятность, что лезвие ножа может уйти за волокнами и отступить от намеченной линии. Лучше всего при прорезании древесины сделать несколько разрезов, а не вести одну непрерывную линию. С каждым новым разрезом нож прорезает древесину все глубже и глубже.

Более четкие контуры граней геометрических фигур получают в случае использования двух ножей‑косяков: одного с односторонней фаской, а другого – с двухсторонней. Первый необходим для прорезания граней выемок, а вторым делают срединную линию или реберные резы.

Лезвие ножа всегда устанавливают со стороны щепки, а не со стороны обрабатываемой грани, что делает грани более качественными и красивыми.

Плосковыемчатая скобчатая резьба

Свое название этот тип резьбы получил из‑за использования в геометрической резьбе совершенно нового элемента, который широко применяют в сочетании с контурной резьбой. Скоба как элемент резьбы встречается только в комбинациях с другими элементами. Из‑за того что характерной особенностью скобчатой резьбы является наличие различных округлых форм, игра светотеней орнамента получается более мягкой. Такая резьба не только красива, но и менее трудоемка в работе, требует меньше времени на выполнение каждого элемента.

Для этого вида резьбы используют достаточно большой набор полукруглых стамесок.

Последовательность выполнения плосковыемчатой скобчатой резьбы

Среди основных простейших элементов скобчатой резьбы выделяют различные глазки, скобы, лунки и ноготки, при соединении которых можно получить более сложные фигуры: розетки, цветки, листочки, круги, волны. Здесь используют два основных последовательных приема: насечку и подрезку. Для выполнения насечки ставят стамеску вертикально к плоскости рисунка, а затем немного надавливают на нее и прорезают контур элемента на нужную глубину. С помощью подрезки можно сделать все наклонные профили. Наиболее качественная подрезка получается, если поставить лезвие по направлению волокон, а не поперек них.

Как и в геометрической плосковыемчатой резьбе, элементы скобчатой резьбы можно сделать с углублением у внутреннего и у внешнего края. При этом для каждого отдельного вида элементов имеется своя технология выполнения.

Так, например, чтобы вырезать лунку с углублением у овального края, продавливают древесину полукруглой стамеской на 3 мм, а затем устанавливают нож под углом к поверхности и подрезают лунку на глубину просечки.

Для того чтобы сделать лунку с углублением в центре, сначала простым карандашом чертят середину будущей лунки, которую затем прорезают ножом‑косяком на глубину 3 мм. После этого, установив полукруглую стамеску под некоторым углом к поверхности, делают просечку с обеих сторон срединной линии.

В результате получается вогнутая выемка. Если древесина хорошо прорезана во всех направлениях, то щепка без труда отделяется от массива.

Внутренний ноготок делается достаточно легко: надсекают древесину полукруглой стамеской, а затем разрезают края насечки (рис. 95).

Рис. 95. Выполнение внутреннего ноготка.

Внешний ноготок делается практически так же: полукруглой стамеской надсекают древесину, затем ножом‑косяком подрезают и в завершение выравнивают плоскость скоса.

Используя только полукруглую стамеску, из самых простых элементов можно создать оригинальный орнамент. Так, постоянно поворачивая стамеску только в одну сторону и продавливая ею древесину, можно получить круг. А если поворачивать стамеску то влево, то вправо, получится своеобразный орнамент волны (рис. 96).

Рис. 96. Выполнение узоров.

Плосковыемчатая контурная резьба

Так же как и скобчатая резьба, этот вид в чистом виде достаточно редко используют. Чаще он дополняет скобчатую, геометрическую и плоскорельефную резьбу.

Отличие этого вида резьбы заключается в том, что по контуру орнамента делают двугранную выемку. Основными мотивами для этой резьбы являются различные растительные и животные орнаменты: деревья, листья, цветы, фигурки животных, птиц и даже человека. В отличие от скобчатой резьбы, где присутствует игра светотени, здесь создается впечатление некоторой однотонности с резкими и жесткими линиями. Этот вид резьбы требует внимания, терпения, высокого творческого потенциала и художественного вкуса, а также хорошо заточенных инструментов.

Последовательность выполнения плосковыемчатой контурной резьбы

Сначала аккуратно переносят узор на поверхность, затем из всех инструментов выбирают нож‑косяк и полукруглые стамески разного профиля.

По всему контуру рисунка делают сначала один надрез, а потом другой, чтобы лезвие стамески или ножа не повело по волокнам. При первом надрезе нож ставят с наклоном в правую сторону, а при втором надрезе нож немного наклоняют влево. Так получают длинную плавную двугранную выемку по контуру всего рисунка.

Если в некоторых местах изменить глубину и ширину выемок, контурные прорезы будут казаться более эффектно и рисунок от этого только выиграет. Можно сделать более крутым наклон со стороны рисунка, а со стороны фона – более пологим.

Плоскорельефная резьба

Этот тип резьбы в равной степени сочетает в себе плоскую поверхность, характерную для плоскостной резьбы, и невысокий рельеф изображения, характерный для рельефной резьбы. Здесь можно выделить две разновидности: заовальную и абрамцево‑кудринскую резьбу, каждая из которых имеет свои отличия.

Заовальная резьба во многом напоминает контурную плосковыемчатую резьбу. Но здесь в отличие от контурной резьбы края двугранных выемок закруглены, сделаны овальными. Со стороны фона выемку делают практически под углом 90°, зато со стороны фона – примерно 45°. В зависимости от того, выбирают общий фон или нет, выделяют заовальную резьбу с подушечным фоном и заовальную резьбу с выбранным фоном (рис. 97).

Рис. 97. Заовальная резьба.

Первый тип отличается тем, что рисунок располагают на нескольких уровнях, чем создают богатую игру светотени, да и графически такая композиция выигрывает. При втором типе резьбы рисунок четко и хорошо различим. Фон здесь обязательно выбирают, а выступающие подушечки создают богатую игру светотени.

Популярность и большая известность абрамцево‑кудринской плоскорельефной резьбы объясняется прежде всего тем, что она позволяет полностью передать не только контуры какого‑то элемента, но и его структуру. Светотень здесь намного богаче, чем при заовальной резьбе. Но абрамцево‑кудринская резьба может быть как с подушечным, так и с выбранным фоном.

Для работы необходимы следующие инструменты: плоские и полукруглые стамески, нож‑косяк и стамески‑клюкарзы.

Основные приемы, которые здесь используют, – это надрезка и подрезка. При первом приеме древесину прорезают вертикально поставленным ножом или стамеской примерно на глубину 1,5–2 мм. Подрезку делают ножом только со стороны фона, при этом рисунок остается незатронутым.

Перед началом работы обязательно в натуральную величину делают эскиз, а затем уже и чертеж орнамента. После этого переводят на поверхность древесины рисунок. Перед надрезкой обводят рисунок твердым простым карандашом. Если использовать карандаш с мягким графитным стержнем, то через несколько минут его контур расплывется.

После того как рисунок нанесен на поверхность, с помощью ножа‑косяка и плоской стамески заоваливают контур рисунка (рис. 98).

Рис. 98. Подрезка и заоваливание орнамента.

Кромки самого рисунка, в отличие от кромок фона, делают более круто.

Когда стал различим основной контур рисунка, наносят более мелкие детали: прожилки листьев, оперение птиц и др.

Весь фон выбирают только в том случае, если хотят сделать рисунок более выпуклым. Именно для этого используют стамески‑клюкарзы, как полукруглые, так и прямые. А если сделать на этом фоне узор из точек, то не только рисунок получится выразительным, но и сам фон. Такой рисунок можно сделать с помощью обычных пробойничков или чеканов.

Рельефная резьба

Рельефная и плоскорельефная резьба имеют достаточно много общих черт. Но все‑таки отличия тоже есть. Прежде всего это касается качества рельефа, который здесь более глубокий и неплоскостной. При этом он получается достаточно объемным, что достигается большой разницей уровней фона и орнамента.

В зависимости от разницы уровней фона и орнамента рельефную резьбу делят на барельефную и горельефную, которые по технике выполнения практически одинаковы между собой.

Первый этап работы – это выполнение эскиза и чертежа в натуральную величину, чтобы сразу учесть все нюансы работы. Если эскиз получается достаточно сложным или бумага не дает полного представления о будущем рельефе, то делают эскиз из пластилина. Только после этого переносят орнамент на поверхность, обводя его простым карандашом с твердым графитом.

Затем ножом аккуратно на 1,5–2 мм надрезают контур рисунка. Нож при этом обязательно должен находиться строго перпендикулярно к поверхности, чтобы при надрезке не оставить или не забрать несколько миллиметров фона или узора.

После этого делают подрезку, для которой берут полукруглые стамески (рис. 99).

Рис. 99. Подрезка контура рисунка.

При работе обязательно следят за тем, чтобы лезвие было направлено к поверхности под углом 45°, подрезают только фон, рисунок не затрагивают.

Когда явно будет обозначена граница фона и рисунка, выбирают древесину фона. Постепенно переходя от больших участков к более мелким, стараются выбирать фон на одной глубине. Прорезать контуры рельефа можно только после того, как полностью выбран фон и четко видны основные контуры рисунка. Для начала с краев орнамента стамеской или ножом срезают древесину под углом 45°, а затем круглой или полукруглой стамеской сглаживают все неровности и перепады. После этого поверхность фона обязательно зачищают узкой прямой стамеской или стамеской‑клюкарзой.

Зачистку начинают с больших участков, чтобы по ним уже выровнять поверхность небольших. Потом зачищают поверхность рельефа. Прорезание тонких и мелких деталей является заключительным этапом рельефной резьбы. Сюда относятся не только различные прожилки листьев, но и мелкий узор, оставляемый на поверхности фона пробойниками и чеканами.


Плосковыемчатая резьба


Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатой называют резьбу, у которой низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. Для нее характерна неглубокая порезка, чаше всего в виде геометрического или растительного орнамента.


Рис. 1. Разновидности плосковыемчатой резьбы:
а — геометрическая, б — контурная, в — завальная, г — завальная с выбранным фоном

Плосковыемчатая резьба имеет несколько разновидностей: геометрическая, контурная, завальная, завальная с выбранным фоном.

Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, создают богатейшее по форме и ритмам узорочье, применяемое для украшения различных предметов домашнего обихода.


Рис. 2. Разделочные доски, украшенные геометрической резьбой

На рис. 2 представлены разделочные доски, украшенные геометрической резьбой по мотивам старинных прялок.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности.

В то же время эта резьба не сложна по выполнению, она не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также составляет небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая художественную композицию изделия.

Контурная резьба характеризуется небольшими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической контурная резьба использует главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. Такого вида резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами — геометрической, завальной, а также с росписью. Как самостоятельный вид контурную резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.


Рис. 3. Панно с контурной резьбой

При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует большого внимания, умения и художественного вкуса.

Завальная резьба (или заоваленная), так же, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок, но выемки режутся более глубокими, а их кромки закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона более отлого.

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — завальной с подушечным фоном. По технике исполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной завальной резьбы.

Завальная резьба дает небольшую светотень. Как и контурная резьба, она декоративна только при отделке полированием. Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий — шкатулок, ковшиков, рамок.


Рис. 4. Декоративное блюдо, украшенное кудринской резьбой

Завальную резьбу с выбранным фоном выполняют так же, как и обычную завальную. Формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на большую или меньшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят. Игра светотени здесь несколько богаче, чем в завальной резьбе, но также небольшая. Поэтому такую резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В развитии плосковыемчатой резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, на формирование которой большое влияние оказало творчество В. П. Ворноскова, талантливого народного резчика из села Кудрино.

Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями, плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Читайте также: