Что такое петроглифы кратко

Обновлено: 02.07.2024

ПЕТРО́ГЛИФЫ (от греч. π έτρος – ка­мень и γλυφ ή – резь­ба), изо­бра­же­ния на при­род­ных скаль­ных вы­хо­дах и ва­лу­нах, вы­пол­нен­ные вы­бив­кой (пи­ке­та­жем), гра­ви­ров­кой, при­шли­фов­кой и др. спо­со­ба­ми, свя­зан­ны­ми с уда­ле­ни­ем скаль­ной по­верх­но­сти, или со­че­та­ни­ем этих тех­ник. Для на­не­се­ния П. при­ме­ня­лись как ка­мен­ные, так и ме­тал­лич. ин­ст­ру­мен­ты (сле­ды ра­бо­ты ими раз­ли­ча­ют­ся); мог­ло ис­поль­зо­вать­ся од­но ору­дие (от­бой­ник) или два (по­сред­ник и удар­ник). Ино­гда при изу­че­нии П. уда­ёт­ся про­сле­дить тон­кие гра­ви­ров. ли­нии эс­ки­зов, сле­ды на­бро­сков, раз­мет­ку по­верх­но­сти, на ко­то­рую на­но­си­лись изо­бра­же­ния.


Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

Петроглифы (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή - резьба) — это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на скалах или отдельных камнях. Сейчас петроглифами принято называть любое изображение в камне, относящееся к периоду от древнейших культур до Средних веков. Наскальные рисунки являются уникальным археологическим памятником, позволяющим современным учёным узнать о быте первобытных племен.


Самыми распространёнными петроглифами являются рисунки животных, образы жилищ и сцены охоты. Часто встречаются петроглифы, использовавшиеся как некое подобие календаря. Немало рисунков, посвящённых теме смерти.

Как наносились петроглифы?

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца и железа), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими, как древесная смола, животный жир или кровь. Палитра цветов была довольно разнообразной, но наиболее популярным был красный.

Наносились краски на поверхность непосредственно пальцами, также применялись полые трубки, тростины, примитивные кисти и другие инструменты. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур.

Каково было их предназначение?

Однозначного мнения в научном мире о предназначении петроглифов нет. Вот лишь некоторые версии:

  • петроглифы были частью некоего магического ритуала, который, по представлениям первобытных людей, должен был принести удачу на охоте;
  • петроглифы помогали шаманам входить в состояние транса, общаться с духами предков и просить у них защиты;
  • петроглифы должны были предостеречь будущие поколения об опасности, которая может исходить от тех или иных животных, племён и т.д.;
  • петроглифы являлись оберегом от злых сил;
  • петроглифы были всего лишь рисунками и не несли в себе никакой особой смысловой нагрузки.

Люди рисовали не только то, что видели, но и свои фантазии. В связи с этим сторонники данной версии считают, что не совсем правильно изучать по петроглифам быт первобытного человека.

Где находятся петроглифы?

До наших дней сохранились сотни петроглифов, которые широко разбросаны по всей планете. Большинство было найдено в Евразии и Северной Америке.

Петроглифы - это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.

Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.

Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.

Петроглифы

Петроглифы

Петроглифы


Карельские петроглифы

Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью, ценность которых сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".

Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Например, такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, так как считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их.

Как бы то ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.

Наскальные изображения Карелии находятся в двух местах:

  • на севере, в Беломорском районе, в низовьях реки Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,
  • на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера в 18 км к югу от п.Шальский.

Беломорские петроглифы
(по материалам книги Надежды Лобановой "Тайны петроглифов Карелии")

Петроглифы

Наскальные святилища формировались в особых, очень живописных местах, посещаемых и почитаемых людьми ещё до появления выбивок, - в районах рыбных промыслов или сезонных миграций животных, близ оживлённых водных путей.

Территория Беломорских петроглифов не сохранилась в первоначальном виде. Она изменилась в связи со строительством ББК и ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной Выгостровской ГЭС. Над северной группой этого острова возведён защитный павильон из бетона.

Площадь распространения Беломорских петроглифов не превышает 1,5 кв.км. Известно 10 пунктов на больших (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин) и маленьких безымянных островах. Рисунки выбиты на прочных кристаллических сланцах серого цвета. В древности они находились у самой воды. Большинство выбивок небольшие (20-50 см.), но есть и гиганты 3-3,5 м длиной; присутствуют и очень маленькие – менее 5 см.

Если онежские гравировки отличают фантастичность и необычность образов, связанных вероятно, с мифами и преданиями, то беломорским памятникам свойственны реалистическое начало, ярко выраженная хозяйственная направленность.

Петроглифы

В Беломорье преобладают изображения лодок с экипажами, показанными в виде столбиков, или пустых. Загадочных образов почти нет, зато какие здесь развёрнутые повествовательные сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, батальные композиции! Всегда в них участвует человек. Он идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке, сражается, охотится, пляшет. Можно только поражаться, как древний мастер смог передать столько экспрессии в этих профильных, часто очень небольших фигур.

Петроглифы на восточном берегу Онежского озера

Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.

Петроглифы

Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 – 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.

Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая "триада" на оконечности мыса Бесов Нос: "бес" (двухметровая распластанная человеческая фигура), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов). Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский.

Петроглифы

Петроглифы

Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки - 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 - 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.

Петроглифы


Петроглиф "Лебедь"

Петроглифы

"Загадочные" рисунки Онежского побережья:

Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом".

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Существуют наскальные изображения, которые были выполнены краской, гравировкой, либо высеченные в виде рельефа. По мнению ученных они изначально выполняли обрядовые функции. Некоторые из обрядов были связаны с умилостивлением духа убитого животного. По этой причине возле наскальных изображений часто находят останки различных хищников.Подобные памятники существуют на территории всего обитаемого мира. Например, это Саймалуу-Таш в Кыргызстане, Тамгалы в Казахстане, Гобустан в Азербайджане, пещера Альтамира в Испании, Залавруга в Карелии (Россия), пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и другие во Франции.

Связанные понятия

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз на острове Калимантан в Малайзии.

Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный ) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком.

Менги́р (от брет. men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня или каменной глыбы, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Артефа́кт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) — в археологии — объект, подвергнутый в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые.

Упоминания в литературе

Европеоиды Сибири якобы получили с Юга плоды неолитической революции: колесо, плуг, керамику, технику сверления камня, земледелие, скотоводство. Они и создали афанасьевскую, андроновскую культуру русов и, возможно, умеренно монголоидизированную Окуневскую культуру. Последняя имела своего двойника на Ангаре – гласковскую культуру, которая дала очень похожий археологический материал и особенно близкие по характеру и форме петроглифы : лодки, лоси, спираль, маски. Все они, однако, имели художественно-декоративный стиль, характерный для всего индоевропейского мира. В направлении Якутии монголоидность этносов усиливается, но и здесь, на Лене, в Шишкинских скалах, прослеживаются всё те же сюжеты и стиль петроглифов, выполненных охрой.

Связанные понятия (продолжение)

Гео́глиф — нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример — геоглифы Наски).

Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад) — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры.

Культура плиточных могил (плиточные могилы, плиточники) — археологическая культура древних монголов конца бронзового, начала раннего железного века. По разным источникам датируется от 1300 до 300 гг. до н. э.

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных.

Человеколев (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура, возможно, представляет собой изображение божества и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет.

Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).

Ра́нний (нижний) палеоли́т — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила своё название в честь места, где были найдены первые.

Средний палеолит, или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.

Каменные орудия со стоянки Рубас-1 в Дербентском районе Дагестана датируются возрастом 2,2—2,3 млн лет назад. Стоянка Мухкай 2 слой 129 датируется возрастом от 2,5 до 1,9 млн л. н., стоянка Мухкай 2 слой 80 — возрастом 1,8 млн лет назад.

Стоя́нка — археологический термин для обозначения поселений (мест обитания) первобытных людей (эпох палеолита, неолита и бронзового века) или мест остановки кочевников.

Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.

Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. Назначение сооружений и методы строительства достаточно исследованы и описаны.

Микролит (др.-греч. μικρός — малый, λίθος — камень) — миниатюрное каменное орудие, которое использовалось человеком, начиная с позднего (верхнего) палеолита, наиболее характерно для мезолита, менее — для неолита, но встречается даже в бронзовом веке. Чаще всего микролиты изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров. Микролиты были обнаружены по всей территории Европы и Азии.

Скифо-сибирский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири.

Кро́млех — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος — камень), энеолит (от лат. aeneus — медный + греч. λίθος — камень) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.

Кельтеминарская культура — неолитическая культура оседлых фино-угорских народов рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до нашей эры. Находки на плато Устюрт, ранее включавшиеся в состав кельтеминарской культуры, выделены в айдабольскую культуру эпохи мезолита и неолита.

Чебаки (Све-Тах) — древнее сооружение-крепость эпохи бронзы (2 тысячелетие до н. э.), расположенное на правом берегу р. Чёрный Июс, на вершине горы Све-Тах в 4,5 км к северо-востоку от с. Чебаки Ширинского района Республики Хакасия (54°37′44″ с. ш. 89°15′01″ в. д.).

Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности.

Ка́менный я́щик — древнее погребальное сооружение прямоугольной формы из каменных плит. Стены могил состоят из четырёх вертикальных каменных плит, сверху могила закрывалась одной, иногда двумя плитами. Создавались в широком ареале в эпоху бронзы для захоронения одного человека или группы, и были известны у различных археологических культур. Над ящиком мог устраиваться курган, или он возводился как самостоятельное сооружение. Подобные памятники известны во всех районах Кавказа (а на Северном Кавказе.

Ни́жний палеоли́т на террито́рии Росси́и условно датируется временем от около 2 миллионов до около 35 тысяч лет назад и отражает древнейшие следы присутствия человека на территории современной Российской Федерации. Нижний палеолит — самый ранний этап в истории человечества. Согласно двухчленной периодизации палеолита, он подразделяется на три эпохи: олдувайскую, ашельскую и мустьерскую; их абсолютная хронология остаётся неясной.

Балба́л — тип каменной бабы; небольшой, иногда обработанный каменный столб. На Алтае и в Туве относятся к II веку до н. э.—VIII веку н. э.; в Центральной Азии к VI—IX вв. Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия в Казахстане, Тыве, Монголии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.

Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно.

Давлеканово — общее название археологических памятников каменного и железного веков, обнаруженных в городе Давлеканово. Оцененное время создания — от 12 тыс. до н.э. до 17—16 веков до н.э. Находится на северо-восточной окраине Давлеканово, на левом берегу реки Дёма.

Ымыяхтахская культура — археологическая культура Сибири эпохи неолита и бронзового века, существовавшая в интервале 2200—1300 гг. до н. э. Названа по поселению Ымыяхтах в Якутии, где была открыта.

Археологи́ческая культу́ра — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, и имеют общие черты.

Археоло́гия Росси́и — история материальной культуры на территории Российской Федерации с древнейших времён до конца Средневековья (XVII век).

Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре.

Сухая кладка — метод строительства, при котором здания или их элементы сооружаются из камня без использования связывающего раствора. Устойчивость сухой кладки обеспечивается наличием несущего фасада из тщательно подобранных друг к другу сцепляющихся камней. Это наиболее архаичный из методов каменной кладки. Обычно используется для сооружения стен, однако известны целые здания и мосты, сооружённые подобным методом.

Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).

Ело́вый мыс расположен в окрестностях Екатеринбурга на правобережье реки Исети, на берегу проточного Мелкого озера.

Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры.

Упоминания в литературе (продолжение)

О том, что европеоиды могли обитать в самом центре Евразии в столь далекие времена, свидетельствуют древние петроглифы , изображения колесниц и лучников, которые выбиты на скалах нашего и Гобийского Алтая в Монголии. Эти изображения в свое время описал академик Окладников. Кроме того, в могилах найдены останки колес с бронзовыми гвоздями. На Ангаре обнаружена масса древних захоронений, относящихся к мезолиту.

Разумеется, разброс отличий в масштабе всего мира намного шире, чем в Полинезии. В начале современной эпохи среди континентальных народов еще были те, кто обходился только каменными орудиями, как полинезийцы, однако в Южной Америке уже давно обитали общества, превосходно умевшие обрабатывать драгоценные металлы, а еще раньше евразийцы и африканцы научились использовать железо. Для Полинезии такая перспектива была закрыта изначально, так как, кроме Новой Зеландии, ни один полинезийский остров не имеет сколько-нибудь серьезных залежей металлов. Если в Евразии вовсю действовали мощные империи, когда Полинезия даже не была заселена, а позже империи сложились в Южной Америке и Мезоамерике, то максимум, что вообще смогла породить Полинезия, были две протоимперии, одна из которых (Гавайи) окончательно консолидировалась только после прибытия европейцев. В Евразии и Мезоамерике возникло собственное письмо, чего вовсе не случилось в Полинезии – за исключением, может быть, острова Пасхи, но и те загадочные петроглифы , которые были здесь найдены, могли быть результатом контактов с европейцами.

Читайте также: