Что такое парусная яхта кратко

Обновлено: 01.07.2024

И чтобы не быть выкинутым, мы подготовили для новичков в яхтинге небольшую статью с описанием устройства яхты и разъяснением некоторых названий.

Для начала разделим конструкцию яхты на 2 составные части: корпус и парусное вооружение, а далее опишем все, что к ним относится.

Корпус парусной яхты.

Сам корпус яхты состоит из бортов, транца, кормы, носа и палубы. Транец объединяет борта в задней части лодки. Обычно на нем располагают площадку для ныряния или дополнительно место хранения — рундук. Корма — задняя часть лодки, а нос — передняя. Настил, который прикрывает какое-либо помещение, расположенное снизу называется палубой.

В палубе размещаются кокпит (помещения для экипажа) и камбуз (кухня). На камбузе расположены все необходимое для приготовления пищи: газовая плита, мини-холодильник, раковина и прочие мелочи. Помещения для проживания называются каютами, под ними располагается трюм, на пол которого стелят специальный настил — пайол или слань.

Снизу корпуса расположены киль, бульб и перо руля. Киль служит для противодействия бокового сноса, а расположенный на нем бульб — для предотвращения опрокидывания яхты, смещая ее центр тяжести. Перо руля служит для задания направления яхте, оно соединено со штурвалом или румпелем.

Парусное вооружение чартерной яхты

Немного разобравшись с устройством корпуса яхты, перейдем к самому важному — парусному вооружению. Основные его части — это, как ни странно, паруса, а также рангоут и такелаж.

Яхта не всегда передвигается при помощи парусов. Бывает безветренная погода, низкие пролеты под мостами, например, путешествуя по Французским каналам и рекам Германии, акватории, где нельзя использовать паруса, в том числе и при заходе в марины. Для таких случаев парусные яхты оборудованы дизельными или бензиновыми двигателями.

Рангоут — это все то, на чем крепятся паруса. К нему относятся:

  • мачта с кра́спицами,
  • гик,
  • спина́кер-гик.

Мачта — это вертикальная высокая конструкция, которая крепится к корпусу на специальной подушке, именуемой степсом. Верх мачты называется топ, низ — шпор. Гик — горизонтальная балка, прикрепленная одним концом (пяткой) к мачте. Конструкция крепления пятки гика при помощи вертлюга позволяет гику ходить вправо-влево, вверх-вниз. Спинакер-гик — это рангоут, только для спинакера — специального легкого и большого паруса.

Такелаж — это все снасти, которые предназначены для крепления рангоута и управления парусами. Такелаж подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий поддерживает рангоут, а бегучий управляет и регулирует паруса. Также используется для установки флагов или сигналов.

Внутреннее устройство парусной яхты для чартера

Паруса, корпус, киль относятся к основным устройствам конструкции парусной яхты, но жизненно важные системы спрятаны в самом корпусе и на палубе.

Навигация на парусной яхте.

К навигационным системам относится GPS-навигация, радиоаппаратура, автопилот, радар, картплоттер, VHF, приборы штурмана, навигационные огни, карты, приливные таблицы и прочее.

Безопасность яхты.

Система безопасности состоит из таких основных параметров: живучесть судна, спасательная и оповещательная системы.

К живучести судна можно отнести осушительные помпы, противопожарные средства (огнетушители порошковые и пенные), герметики и инструменты для ремонта кингстонов.

Если экипаж не в состоянии побороть чрезвычайную ситуацию или кто-то из экипажа оказался за бортом судна, в силу вступает спасательная система яхты. В ее состав входят: спасательный плот, круг, жилеты, аптечка, маячки, бросательный конец.

Основные элементы из которых состоит система оповещения:

  • станция УКВ;
  • система оповещения по спутниковой связи Inmarsat;
  • SART — радиолокационный спасательный ответчик, распространяет сигнал на 70-м канале УКВ;
  • сигнальные ракеты, флаги, маячки, дымовые шашки, краски для окрашивания воды и прочее.

Бытовые системы парусной ятхы.

К бытовым системам можно отнести все, что обеспечивает все бытовые нужды: тепло, питьевая вода, пища и ее сохранение, а также сохранение удобства и комфорта.

Электричество на яхте.

Бортовая электросистема может выдавать ток на 12 В и через инвертор на 220 В. 12 В необходимо для пуска двигателя и работы большинства приборов, которые обеспечивают навигацию и безопасность. 220В — для бытовых приборов (фен, аудиооборудование, ТВ, зарядные для мобильных телефонов и ноутбуков)

Топливная система и двигатель на яхте.

В основном, топливная система парусной яхты похожа на автомобильную. За ней необходимо постоянно следить, заливать только качественные горюче-смазочные материалы и менять фильтры.

Для закрепления прочитанного материала, ниже показана схема яхты. Производители каждый год улучшают показатели управляемости и комфорта крейсерских яхт, но в целом, конструкция яхт везде практически одинакова. Как исключение — спортивные скоростные яхты, где больше внимания уделяют скорости, а не комфорту. Но это уже другая история.

А если вы хотите познакомиться ближе с яхтами и катамаранами, можете воспользоваться нашим удобным поиском по каталогу яхт, забронировать яхту, получить приятную скидку, и наслаждаться путешествием под парусом в выбранном яхтенном регионе.

Парусная Яхта – это судно, предназначенное для спорта или туризма. Считается что яхта – это показатель статуса, состояния и благополучия человека. Кто имеет яхту, тот по определению богат и может себе позволить роскошный отдыха и путешествия. Конечно, яхты бывают разные, и среди них можно найти интересующую вас модель по параметрам и цене.

Парусные яхты

Классификация парусных яхт

Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

Предназначение

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, первую очередь, разделим яхты на:
Яхты для путешествий – Гоночные яхты.

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае – обеспечить комфорт и надежность.
Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов – убежищ. То есть, яхты можно разделить на: Прогулочные, прибрежные яхты и мореходные, то есть крейсерские яхты.

  1. Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, они в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  2. Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Внутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  3. Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобств и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

Количество корпусов

Парусные лодки

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты.

Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких.

Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на Однокорпусные – Многокорпусные (катамараны и тримараны).

Способ создания остойчивости яхт

Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа:

  1. Во-первых, с помощью балласта, расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле).
  2. Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса, когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

Парусные яхты

Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу.

Материал корпуса

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных.

Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке – не редкость.

Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

Статус

По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

Парусное вооружение

Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

Одномачтовые яхты

Парусные яхты

Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них:

Парусные яхты


Йол – имеет основную переднюю мачту (“Грот-мачту”) и гораздо меньшего размера заднюю мачту (“Бизань-мачту”). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены (“зарифлены”) или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань – мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

Парусные яхты

Кеч – по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты.

Парусный спорт.jpg

Яхта — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Типы парусных яхт

В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции.

Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты: назначение и район плавания; конструкция корпуса и вооружение.

По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.

Основное назначение гоночных яхт — парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

Крейсерские яхты имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Основное назначение — крейсерские плавания и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

Крейсерско-гоночные яхты— наиболее распространённый тип яхт, сочетает в себе свойства выше приведённых яхт.

По конструкции корпуса.

Швертбот – это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль — шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец. Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса — плоского и широкого. Швертбот не может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.

Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

Промежуточный тип яхт совмещет характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами.

Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются катамараны и тримараны.

Яхты различаются также по размерам и классу.

Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт, определяющая разделение их на классы. Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

Корпус


Килевая яхта и ее части:

1 — носовой свес; 2 — плавник и фальшкиль; 3 — трюм; 4 — перо руля; 5 — кормовой свес; 6 — подзор; 7 — транец; 8 — ют; 9 — кокпит; 10 — рубка; 11 — входной люк; 12 — каюта; 13 — палуба; 14 — светлый (световой) люк; 15 — леерное ограждение; 16 — носовой и кормовой релинги; 17 — якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18 — бак; 19 — кубрик; 20 — форпик; 21 — компас.

Вооружение

Основные части вооружения яхты — паруса, рангоут и такелаж.

Паруса — основной движитель яхты.

Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом.

Такелаж — снасти, изготовленные из растительного или стального троса, — подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий — для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.


И, чтобы не разводить турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное вооружение . То, что находится в воде – это корпус, то, что находится на корпусе – это парусное вооружение.

Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.

Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.

Поворачивает яхта с помощью пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер - это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите - румпелем или штурвалом. Румпель - это горизонтально расположенная палка, соединённая через баллер с пером руля.

Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.

Знакомьтесь, яхта в профиль


Что у корпуса вверху…


Что у корпуса внутри…


Pulpit (корм. pushpit )

Bench in wardroom

Lengthwise b ulkhead

Door to the cabin

Как-то так это выглядит …


Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к изучению того, что у яхты над корпусом.

Парусное вооружение

Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.

Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).

Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут – это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.

Парус (sail) . Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа: два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).

Стороны этих треугольников называют шкато́рины , а углы, как это ни странно, просто углами.


Задняя шкаторина традиционного грота всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие пластины — латы , вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими (для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.

Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.

Ранго́ут ( spars ) — это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)


Главной частью рангоута является мачта . Верхний конец мачты называется топом , нижний — шпором . Шпор мачты опирается в степс — специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части яхты.

Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой , противоположный конец, упирающийся в морду рулевого — ноком . Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.

Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.

С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.

Такелаж ( rig ) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.


По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) – это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).


Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle) .

Бегучий такелаж (running rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены для ПОДЪЁМА парусов или частей рангоута .

Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) — служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом . Гика-шкот (main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления стакселем.

Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.

Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.

Грота-шкот ( main sheet ) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый у r гол разворачивают грот из рулона в мачте.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

Гика-шкот ( boom sheet ) управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.


Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели "завалить" вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!

Читайте также: