Что такое пандус кратко

Обновлено: 05.07.2024

п а ндус, пандуса, муж. (франц. pente douce - легкий наклон, спуск) (тех.). Наклонная пологая плоскость, устраиваемая в зданиях вместо лестниц для входа и въезда (напр. в гаражах).

Архитектурный словарь

(от франц. pente douce - пологий склон)

прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъема автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т.д.

Пологий искусственный подъем без ступеней, - для пеших или повозок.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Военно-морской Словарь

пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта.

Энциклопедический словарь

(от франц. pente douce - пологий склон),

  1. наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.
  2. В театре - дежурная деталь декорационного оформления, позволяющая, наряду с лестницами и подъемно-опускными площадками, изменять уровень планшета сцены.

Словарь Ожегова

ПАНДУС, а, м. (спец.). Наклонная площадка, заменяющая лестницу или служащая для подъезда к зданию.

Словарь Ефремовой

м.
Наклонная пологая площадка для въезда или входа в здание, на мост, для переезда
с этажа на этаж и т.п.


Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок, лестницы, как правило, дублируют пандусом.

Существуют специальные улавливающие пандусы, которые устанавливаются на крутых поворотах автотрасс. Они способны остановить грузовик с отказавшими тормозами, или просто потерявший управление автомобиль. Такой пандус выполняется в виде криволинейной плоскости с постепенно увеличивающимся наклоном и рыхлой поверхностью, обеспечивающей увязание колёс. Впервые подобные пандусы построены в США. Автомобильные пандусы доказали свою высокую эффективность.

В театре пандусом называют дежурную деталь декорационного оформления, которая позволяет (наряду с лестницами и подъемно-опускными площадками) изменять уровень планшета сцены.

Для инвалидных колясок производятся пандусы алюминиевые, секционной конструкции — 2-3 секции, снабженные противоскользящими накладками и рифлением. Предназначены для удобства передвижения на креслах-колясках как в помещениях, так и на улице.


ПА́НДУС, -а, м. Архит. Наклонная плоскость у входа в здание, заменяющая лестницу, а также служащая для въезда экипажей, автомашин и т. п.

[От франц. pente douce — пологий наклон, спуск]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок лестницы, как правило, дублируют пандусом.

Откидной пандус, как правило, крепится к ступенькам (или к стене) на петли. Каждый откидной пандус комплектуется ручкой для удобства эксплуатации. В разложенном виде пандус опирается на каждую ступеньку лестницы, что позволяет равномерно распределить нагрузку при использовании. В сложенном виде толщина пандуса составляет около 40 мм, фиксируется на защелку вдоль стены.

Пандус изготавливается из оцинкованной стали, алюминия или нержавеющей стали толщиной 1-3 мм (в зависимости от свойств металла). Размеры полозьев - 40х200х20 мм. Расстояние между полозьями — 250-300 мм. По желанию заказчика расстояние между полозьями может быть и другим. Между собой полозья соединены поперечными направляющими. Разная высота бортов пандусов решает несколько задач. Высота внутреннего борта пандуса 20 мм делает пандус приспособленным даже для колясок-тростей и чемоданов с маленькими колесами. Высота внешнего борта пандуса 40 мм обеспечивает безопасность и препятствует соскальзыванию с пандуса. У пандусов безопасные борта – без острых кромок.

Откидные пандусы, их преимущества:

подходят для большинства детских колясок.

легки и удобны в использовании.

Поверхность рельс не скользит (при наличии противоскользящего покрытия).

Могут устанавливаться на лестницах любой ширины.

По закону управляющая организация обязана оборудовать пандусами подъезды многоквартирных домов для удобства проживания маломобильных групп граждан. При этом существуют и более дорогие, технически сложные модели, например, стационарные выдвижные пандусы с регулируемой шириной колеи.

Существуют специальные улавливающие пандусы, которые устанавливаются на крутых поворотах автотрасс. Они способны остановить грузовик с отказавшими тормозами или просто потерявший управление автомобиль. Такой пандус выполняется в виде криволинейной плоскости с постепенно увеличивающимся наклоном и рыхлой поверхностью, обеспечивающей увязание колёс. Впервые подобные пандусы построены в США. Автомобильные пандусы доказали свою высокую эффективность.

Существуют следующие виды пандусов 1. Пандус-книжка 2. Пандус раздвижной телескопический

ПА'НДУС, а, м. [фр. pente douce — легкий наклон, спуск] (тех.). Наклонная пологая плоскость, устраиваемая в зданиях вместо лестниц для входа и въезда (напр. в гаражах).

па́ндус

Пандус

1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Пандус.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова барский (прилагательное):

Пандус - это сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).

Пандус - это сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня поверхности пути на другой

Т.е. пандусом считается наклонная плоская поверхность, установленная в дополнение к лестнице, обеспечивающая доступ в здание инвалидам в креслах-колясках, а также людям, катящим коляски, тележки или пр.

Пандусы могут быть стационарные, не капитальные и передвижные.

Стационарные пандусы.

Стационарные пандусы

Не капитальными (сборно-разборными) считаются металлические пандусы, не имеющие глубокого (более 0,3 м) фундамента.

Стационарные пандусы

Они устанавливаются на длительный срок или на время действия некапитального сооружения и могут легко демонтироваться при необходимости ремонта коммуникаций, проходящими под ними.

Стационарные пандусы

Передвижные (переносные, мобильные) пандусы устанавливаются только на время их использования, а затем убираются.

Передвижные пандусы устанавливаются только на время их использования, а затем убираются

Наибольшее число нарушений при создании безбарьерной среды допускается при строительстве пандусов. Это связано как с ошибками проектировщиков, так и с тем, что очень часто в плотной городской застройке для размещения нормативного пандуса нет достаточного места перед входом в здание или внутри него.

Наибольшее число нарушений при создании безбарьерной среды допускается при строительстве пандусов

Незначительные отклонения от норматива с целью уменьшения габаритов пандуса обеспечивают его доступность для большинства колясочников.

При более значительных отклонениях от норматива по уклону и ширине пандусов инвалидам придется прибегнуть к помощи сопровождающего.

Допустимые отклонения для ненормативных пандусов определены опытным путем и не потребуют от сопровождающего чрезмерных усилий.

Прежде всего, установка пандусов необходима в местах перепада горизонтальных уровней, превышающего 1.4 см: на пешеходных путях, при входах и во внутренних помещениях зданий и сооружений.

В России почему-то считается, что все инвалиды могут без проблем преодолеть перепад в 4 см.

На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,4 см.

Пандус всегда состоит из Трех частей:

1 – горизонтальная площадка у основания пандуса;

2 – наклонная поверхность пандуса;

3 – горизонтальная площадка на верхнем уровне.

Пандус всегда состоит из Трех частей

Одна из самых распространенных ошибок при проектировании пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку у основания пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к наклонной части.

А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом человек самостоятельно не сможет!

Недоступно

А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом человек самостоятельно не сможет!

Распространенная ошибка: при установке пандуса не выполняется расширение входной площадки для безопасного маневрирования на кресле-коляске при открывании двери.

Недоступно

При установке пандуса не выполняется расширение входной площадки для безопасного маневрирования

Важным моментом строительства пандусов является то, что его покрытие должно представлять сплошное полотно.

Важным моментом пандусов является то, что его покрытие должно представлять сплошное полотно

СП 59.13330.2016- 6.1.2 Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8 %) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте

Уклон пандуса определяется как соотношение высоты подъема пандуса к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса.

Уклон пандуса определяется как соотношение высоты подъема пандуса к длине наклонного участка

Он может быть представлен как соотношение или выражен в процентах.

Он может быть представлен как соотношение или выражен в процентах

Если необходимо выполнить пандус возле ступени высотой 10 см, нужно отмерить от нее 2 метра и затем выровнять этот перепад в виде наклонной поверхности.

Если необходимо выполнить пандус возле ступени высотой 10 см

Пример. Разница уровней между нижней и верхней точкой съезда составляет H = 0,15 м.

Как правило, это высота бордюра без понижения (вровень с тротуаром) минус высота бордюра в месте съезда.

С помощью уровня определяется граница между наклонной и горизонтальной частью тротуара.

Измеряется наклонная часть тротуара L., например, она равна L = 1,4м.

Рассчитываем: (0,15:1,4) х100 % ~ 10 %.

Разница уровней между нижней и верхней точкой съезда составляет H = 0,15 м

Проще всего измерить уклон съезда угломером (уклономером, клинометром).

В этом случае можно получить точный результат сразу без всяких вычислений. Можно использовать электронный уровень (угломер).

При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%)

Ширина марша пандуса

Минимально допустимая ширина пандуса составляет 0,9 м. Норматив не ограничивает максимальную ширину пандуса.

Пандус шириной до 0,85 м считается частично доступным. Самостоятельный подъем по такому пандусу затруднен, так как при вращении колес кресла-коляски инвалид будет ударяться локтями о поручни.

Пандус шириной до 0,85 м считается частично доступным

Подъем возможен с сопровождающим, который будет катить коляску, на электрической коляске, при этом движения руками инвалиду не требуются.

Подъем возможен с сопровождающим, который будет катить коляску, на электрической коляск

Пандус шириной менее 0,85 м не признается пандусом для инвалидов. Объект с таким пандусом считается для колясочников недоступным.

СНиП 35-01 -3.29 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.

СП 59.13330.2016 - 5.1.15 Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Ширина пандуса, как правило, измеряется между поручнями, если они имеются на пандусе

Пример: при ширине пандуса между поручнями 1,0 м ширина поверхности марша пандуса (с учетом минимального диаметра поручней 4 см, необходимого промежутка между поручнем и стойкой 4 см и диаметра стойки крепления поручней 5 см) может быть больше на 15-30 см.

Пример: при ширине пандуса между поручнями 1,0 м ширина поверхности марша пандуса

На пандусе не должно быть препятствий, архитектурных элементов, сужающих его ширину. В этом случае измеряется ширина прохода от поручня до препятствия.

На пандусе не должно быть препятствий, архитектурных элементов, сужающих его ширину

СП 59.13330.2016 - 6.2.9 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,45 м при уклоне не более 1:20 (5 %).

При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10 %).

Что обозначают цифры

1:10 — 10% — один к десяти, т.е. при перепаде высот в 1 м, длина пандуса должна быть 10 м, при высоте 0,5 м — длина пандуса должна быть 5 м и т.д. В этом случае угол уклона пандуса будет соответствовать 5,7 градусам.

1:12 — 8% — один к двенадцати, т.е. при перепаде высоты в 1 м, длина пандуса должна быть 12 м, при высоте 0,5 м — длина пандуса должна быть не менее 6 метров и т.д.

Угол уклона пандуса будет равен 4,8 градусам.

1:20 — 5% — один к двадцати, т.е. при перепаде высот 1 м, длина пандуса должна быть 20 м, при высоте 0,5 м — 10 м.

Угол уклона пандуса будет равен 2,9 градусам.

Внутри зданий и на временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8 %) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м.

Внутри зданий и на временных сооружениях допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8 %)

При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий, и сооружений уклон пандуса 1:20 (5%) до 1:12 (8 %).

При проектировании и подлежащих капитальному ремонту уклон пандуса 1:20 (5%) до 1:12 (8 %)

По внешним (не примыкающим к стенам) боковым краям пандуса и горизонтальных площадок должны быть предусмотрены колесоотбойники (бортики) высотой не менее 0,05 м для предотвращения соскальзывания коляски, трости, ноги.

По внешним боковым краям пандуса и горизонтальных площадок должны быть предусмотрены колесоотбойники

Колесоотбойник – важнейшая часть пандуса, о которой ни в коем случае нельзя забывать!

Читайте также: