Что такое памятник кратко

Обновлено: 05.07.2024

Памятник являет собой идею, воплощенную в камень и призванную вызывать у человека определённые чувства и ассоциации при виде этой статуи.

Это понимали и в нацистской Германии, используя эстетику Древнего Рима в вперемежку с модерном и другими современными течениями искусства. Гитлер собирался строить новый Берлин, с огромными зданиями и башнями. Новая архитектура должна была внушать обывателю силу, мощь и гордость за свою страну и своего фюрера.

После перестройки и развала СССР, в новой РФ начали строится, новые памятники которые отвечали идеологии текущего времени. Появились памятники последнему русскому царю Николаю и другим деятелям дореволюционной России.

Вариант №2

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение, воздвигнутое в честь кого-либо, сохранившийся предмет культуры прошлого. Памятники помогают нам лучше узнать историю, познакомиться с великими людьми и событиями, прочувствовать все великолепие искусства. Давайте же познакомимся с самыми известными и древними памятниками мира, чтобы расширить свой кругозор.

Миланский Собор, Италия

Миланский Собор – самый яркий представитель усовершенствованного готического стиля, посвященный рождению Девы Марии. Дуомо ди Милано – так еще называют кафедральный собор – является одним из самых крупных соборов Европы, занимает четвертое место по величине, уступая Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро. Миланский Собор построен в стиле пламенеющей готики полностью из белого мрамора, он содержит огромное количество шпилей и скульптур. Его строительство было начато в 14 веке, а закончено в 19. По сей день Миланский Собор является действующим храмом. Этот памятник стремится увидеть каждый турист!

Большой Сфинкс, Египет

Строения Египта всегда были окутаны таинственностью и неизвестностью, которую мечтает разгадать ученый, историк, археолог и даже турист! Одним из таких строений является Большой египетский Сфинкс, высеченный из монолитной известковой скалы в 2494 году до Рождества Христова. Существует теория, что Сфинкс был посвящен Нилу и Солнцу, также он должен был охранять умерших фараонов, чьи пирамиды находились не так далеко от него.

Терракотовая армия, Китай

Терракотовая армия – огромный комплекс в Поднебесье, который состоит из множества тысяч глиняных солдат. Армия была захоронена с великим императором Цинь Шихуанди. Китайцы верили в загробную жизнь и после смерти императора хоронили и его подчиненных, чтобы они охраняли сон своего господина. У каждого воина терракотовой армии свое выражение лица, поза. На создание этого великого комплекса было потрачено 35 лет.

Тадж-Махал, Индия

Тадж-Махал – мавзолей из чистого белого мрамора, построенный по приказу падишаха Шах-Джахана в честь своей горячо любимой жены, умершей при родах. Мавзолей-мечеть выдержан в стиле моголов и является лучшим примером, который отображает культуру моголов. Здесь похоронены падишах, потомок Тамерлана, и его жена. Тадж-Махал причислен к объектам всемирного наследия и назван жемчужиной и шедевром мусульманского искусства.

Великая индийская стена, Индия

В мире, в котором многим известно только лишь о Великой Китайской Стене, существует Великая Индийская Стена, Страж Смерти! Она находится в Индии, в штате Раджастхан. Постройка этой стены заняла 100 лет. Ее длина внушает – 36 километров. Великая Индийская Стена была построена для защиты от нападения внешних врагов. Стена ни разу не обрушивалась, но в 1143 году, когда ее только начинали строить, она рухнула. Существует миф, что предсказатель тогдашнего правителя сказал, что стена не будет твердо стоять, пока боги не получат свое приношение. Тогда неизвестный странник принес себя в жертву, и на этом месте в честь него установили главные ворота стены.

Что же такое памятник? Памятник-это произведение искусства, целью которого является увековечивание памяти человека или важного события. Россия, постоянно, славилась большим количеством исторических композиций. Расскажем о самых известных из них.

Памятник Петру I (Москва).

Его автором является Зураб Церетели. Высота памятника составляет 98 метров и это сделало его самым величайшим в России. Так же он входит в топ самых высоких памятников всего мира. Открытие скульптуры приурочили к празднованию 850-летия Москвы в 1997 году. Находится он вблизи фабрики Красный октябрь. Памятник представляет собой уникальную работу, сделанную из бронзы высокого качества.

Известный памятник поражает своим угрожающим видом и высотой. Он достигает, около, 85 метров высоты и занимает 11 место в списке Гиннеса. Посвящен он героям сражения под Сталинградом и всем своим видом дает понять, что врагам на русскую землю посягать нельзя, а то хуже будет.

Памятник Георгию Победоносцу.

Георгия Победоносца, по праву, можно назвать покровителям Москвы. Его изображение можно увидеть на гербе города. В его честь соорудили 5 памятников в городе. Святой Георгий поражает копьем змею-символ зла и обмана. Поэтому данную скульптуру считают символичной и несущей глубокий смысл борьбы добра и зла. Памятники с изображением данного святого можно увидеть во многих других городах России.

Очень красивую статую, можно оценить, приехав в Санкт-Петербург. Сделан всадник из бронзы очень хорошего качества и он считается первым памятником в Санкт-Петербурге. Открыли его в 18 веке 82 года. Посвящен он величайшему Петру, который изображен храбрым всадником, удерживающим могучего коня на дыбах. Змея же на памятнике является символом вражеской силы.

Необыкновенные произведения искусств хранит наша родная земля. Каждый из нас обязан быть знаком с историей и с почестью относиться к героям своей страны.

5 класс, 4 класс

Памятники

Памятники

Гуляя по лесу или полю, можно сразу заметить удивительное растение колокольчик. Он приглянулся людям благодаря своей форме. С виду цветок напоминает маленький колокольчик, висящий на тоненьком стебельке, от этого и пошло его название. Колокольчик

Известная всем бабочка Адмирал очень красива. Передние крылья украшают ярко-красная полоска и белые пятнышки. На задних крылышках тоже есть красная полоска, но расположена она по краям. Бабочка довольно крупная. Размер ее переднего крыла

Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.


2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т. п. в память умершего; надгробие. Могильный памятник.Она почти каждый день после обеда приезжала на кладбище и, поджидая меня, читала надписи на крестах и памятниках. Чехов, Моя жизнь.

4. перен.; чего. То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т. п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л. Нельзя не пожалеть, что наши писатели слишком редко справляются со словарем Российской Академии. Он останется вечным памятником --- просвещенного труда наследников Ломоносова. Пушкин, Евгений Онегин (Примечания). А между тем и песня об отдельном герое, --- и песня о Ленинграде, несомненно, должны остаться памятниками нашей эпохи. Тихонов, Ленинградские писатели и Великая Отечественная война.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́мятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды.

В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.

На кладбищах устанавливаются надгробные памятники, часто воспроизводящие символы религии умершего (например, крест на христианских кладбищах).

ПА'МЯТНИК, а, м. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-н. лица или события. П. Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. П. скифской культуры. 4. Произведение древней письменности. Литературный п. П. русского письма и языка. || Произведение устной словесности. П. народного творчества. 5. перен. То, что поддерживает, заставляет хранить воспоминание о ком-чем-н., памятный след чьей-н. деятельности. Дворец Советов в Москве — величественный п. гению человечества Ленину. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. Пушкин.

па́мятник

1. архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-либо лица или события ◆ В Москве был торжественно открыт памятник генералу от инфантерии князю Петру Ивановичу Багратиону.

2. перен. объект, являющийся свидетельством исторического события, частью культурного наследия страны, народа, человечества

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова атрибуция (существительное):

1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве.

2. Сооружение на могиле в память умершего.

3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.

4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.

| Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.

Культурология. Словарь-справочник

1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и др.);

2) произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий. Наиболее развитый вид памятника – мемориальное сооружение.

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Структуралистам говорят: мы можем-де изучать памятник формальным анализом, но не поймем его, не зная, кому он был поставлен. Да, не поймем. А как вы надеетесь узнать, кому он был поставлен? Вся практика постструктуралистов теряет смысл и даже интерес, будучи перенесена на древние и чужие культуры, которых мы непосредственно не ощущаем, а разве что перевыдумываем.

Энциклопедия иудаизма

2) Каменный столп, который устанавливали в память о событии или как знак заключения союза. Когда Лаван предложил Яакову заключить союз, и взял Яаков камень и поставил его П. [. ] и собрали они камни и насыпали холм, и устроили трапезу на холме [. ] И сказал Лаван: Холм сей свидетель между мною и тобою отныне. (Быт. XXXI, 45-47).

После того, как сыны Израилевы перешли через Иордан, взял Иегошуа двенадцать камней из Иордана и поставил их как П. в Гилгале.

П. порою совращали сынов Израилевых, ибо многие ставили П. и жертвенные возвышения идолам, для жертвоприношений. О П., поставленных для идолопоклонства, повелел Господь сынам Израилевым: "Жертвенники их разрушьте, памятники их разбейте" (Втор. VII, 5).

3) Памятный камень на могиле усопшего. Праотец Яаков поставил такой обелиск на могиле Рахели. Сын царя Давида Авшалом поставил себе памятный камень еще при жизни.

Дизайн. Словарь терминов

ПАМЯТНИК – произведение монументальной скульптуры, устанавливаемое в честь определенного лица или события.

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

  1. объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
  2. Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.

Словарь Ожегова

ПАМЯТНИК, а, м.

1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чегон. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).

• Памятник природы природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-л. лица или события.
      2. устар. То, что является напоминанием о ком-л., чем-л.

      Большая Советская Энциклопедия

      в широком смысле ≈ объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники , П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

      В узком смысле ≈ произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства ≈ необходимая черта художественного П. независимо от его типа.

      Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ ≈ мегалиты и курганы , а также обелиски , пирамиды , и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

      В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288≈289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 7

      , стелы , арки триумфальные , триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111≈114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.≈ в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе ≈ кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек ( Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

      В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806≈37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528≈529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848≈55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России ≈ министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).

      С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды ). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920≈30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288≈289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941≈45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960≈1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда ≈ использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950≈70-х гг.≈ П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 7

      , К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368≈369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

      Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960≈1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. ≈ Z., 1971.

      1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: Археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

      2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. независимо от его типа.

      Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — Мегалиты и Курганы, а также Обелиски, пирамиды (См. Пирамида), и т. д. В последующие эпохи гробницы (См. Гробница) и надгробия (См. Надгробие) нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

      В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы (См. Стела), арки триумфальные (См. Арка триумфальная), триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения Донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного Храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

      В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).

      С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда)). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

      Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. — Z., 1971.

      Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.

      Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.

      Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.

      Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.

      Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.

      Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.

      Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37.

      Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37.

      Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.

      Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.

      Скульпторы Ю. Мауринь и др., архитекторы О. Остенберг и др. Памятник погибшим советским военнопленным близ Саласпилса. Бетон. 1967—70.

      Скульпторы Ю. Мауринь и др., архитекторы О. Остенберг и др. Памятник погибшим советским военнопленным близ Саласпилса. Бетон. 1967—70.

      Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967.

      Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967.

      Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970.

      Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970.

      Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969.

      Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969.

      Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114.

      Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме.

      Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме.

      Э. А. Бурдель. Памятник А. Мицкевичу в Париже. Бронза. 1909—29.

      Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67.

      Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857.

      В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946.

      Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941.

      Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941.

      Коллектив БПР. Памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане. Сталь, пластмасса. 1948.

      Г. Земла. Памятник силезским повстанцам в Катовице (Польша). Камень. 1960-е гг.

      Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Памятник" в других словарях:

      ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова

      Памятник — 1) в широком смысле объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые… … Художественная энциклопедия

      памятник — мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт Словарь русских синонимов. памятник 1. монумент, мемориал 2. см. свидетельство … Словарь синонимов

      Памятник — здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ПАМЯТНИК — на твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137. Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и… … Большой словарь русских поговорок

      ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для… … Современная энциклопедия

      ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, а, муж. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого чего н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П. обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники… … Толковый словарь Ожегова

      памятник — ПАМЯТНИК, мемориал, монумент … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

      ПАМЯТНИК — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).2) Произведение искусства, создается для увековечения людей … Большой Энциклопедический словарь

      Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

      Найдено определений: 50 памятник

      1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-либо лица или события.

      отт. устар. То, что является напоминанием о ком-либо, чем-либо.

      2. Каменное, бронзовое и т.п. сооружение на могиле умершего; надгробие.

      То, что сохранилось от прошедших эпох.

      ПА́МЯТНИК - сущ., м., употр. сравн. часто

      Морфология: (нет) чего? па́мятника, чему? па́мятнику, (вижу) что? па́мятник, чем? па́мятником, о чём? о па́мятнике; мн. что? па́мятники, (нет) чего? па́мятников, чему? па́мятникам, (вижу) что? па́мятники, чем? па́мятниками, чём? о па́мятниках

      1. Памятником называют скульптурное или архитектурное сооружение в память какого-либо человека, события (например, победы).

      Памятник Лермонтову. | Памятник в честь снятия блокады. | По вечерам поэты ходили к только что возведённому памятнику Маяковскому - читать свои стихи.

      2. Памятником называют каменную фигуру, плиту, скульптуру и т. д. на могиле человека.

      Могильный, надгробный памятник. | Через год после гибели певца на его могиле установили памятник - каменную гитару, увитую плющом.

      3. Памятником называют предмет, относящийся к культуре прошлого, имеющий историческую, культурную ценность.

      Архитектурный памятник прошлого века. | Памятник ушедшей эпохи. | Памятник древнерусской живописи. | Это книга кажется мне замечательным памятником русского искусства.

      4. Памятником называют древние тексты, древние литературные произведения.

      Мы знаем о событиях той эпохи только из письменных памятников.

      5. Памятником эпохи, культуры, традиции и т. д. называют то, что напоминает о давно ушедшей эпохе, культуре, традиции и т. д.

      ПА́МЯТНИК, памятника, муж.

      1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве.

      2. Сооружение на могиле в память умершего.

      3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.

      4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.

      || Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.

      ПА́МЯТНИК, -а, муж.

      1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

      2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).

      Памятник природы природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

      1) Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-л. лица или события.

      [Шабельский:] Честное слово, это не мошенник, а мыслитель, виртуоз! Памятник ему нужно поставить (Чехов).

      2) Сооружение на могиле в память умершего.

      - Нет, ребята, никаких памятников не ставьте, а положите мне на могилу плуг (Абрамов).

      3) Сохранившийся предмет культуры прошлого.

      Памятники древней письменности.

      Памятники материальной культуры.

      4) перен., чего То, что является ярким напоминанием о чем-л., служит свидетельством чего-л.

      Памятники славного прошлого.

      воспомина́ние (о чем), па́мять (о чем)

      Согласно иным классификациям: памятник в широком смысле - объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры включают предметы, являющиеся музейными экспонатами. Памятники могут быть разделены на следующие категории: археологические памятники, памятники истории, памятники архитектуры, памятники монументального искусства, памятники письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения. В узком смысле памятник - произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д.

      ПА́МЯТНИК, -а, м То же, что монумент.

      Разговорившись, мы подошли к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник, который в то время еще стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара… (В. Катаев).

      ПА́МЯТНИК -а; м.

      1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события. П. Пушкину в Москве. П. в честь освобождения страны. Памятник-мемориал на Мамаевом кургане.

      2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в память умершего; надгробие. Могильный п. Установить на могилу п. Надгробный п.

      3. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологические памятники. Архитектурный п. пятнадцатого века. Памятники древнерусской иконописи. // Произведение древней письменности. "Русская Правда" - п. делового письма.

      4. чего. То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т.п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л. Памятники славного исторического прошлого народа.

      па́мятник - 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

      2) Произведения искусства, созданные для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятника - мемориальные сооружения.

      1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

      2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.

      ПАМЯТНИК - 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

      2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.

      1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события.

      Памятник Пушкину в Москве. Памятник В. И. Ленину. Памятник в честь освобождения страны.

      2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т. п. в память умершего; надгробие.

      Она почти каждый день после обеда приезжала на кладбище и, поджидая меня, читала надписи на крестах и памятниках. Чехов, Моя жизнь.

      3. Сохранившийся предмет культуры прошлого.

      Я пленился видом дворца Олега Рязанского. Этот исторический памятник интересен своей замечательной архитектурой XVII века. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.

      По своим композициям и по яркости красок они [фрески XII в.] являлись интереснейшими памятниками древнерусской иконописи. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.

      Произведение древней письменности.

      Летописи сухи и заключают мало подробностей; грамот осталось нам от этого времени [XIII-XIV вв.] мало; других памятников - еще меньше. Чернышевский, История России с древнейших времен. Соч. С. Соловьева.

      4. перен.; чего.

      То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т. п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л.

      Нельзя не пожалеть, что наши писатели слишком редко справляются со словарем Российской Академии. Он останется вечным памятником --- просвещенного труда наследников Ломоносова. Пушкин, Евгений Онегин (Примечания).

      А между тем и песня об отдельном герое, --- и песня о Ленинграде, несомненно, должны остаться памятниками нашей эпохи. Тихонов, Ленинградские писатели и Великая Отечественная война.

      Памятник на твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137.

      Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и толстеньким, как настоящий пищевик (в настоящее время снят). Синдаловский, 2002, 135.

      ПАМЯТНИК, -а, ПАМЯТНИЧЕК, -чка, м. Ирон.

      Из арго демократически настроенной интеллигенции.

      кому-чему (в честь кого-чего) и кого-чего.

      1. кому, в честь кого-чего (скульптурное сооружение в честь какого-л. лица, события). Памятник Пушкину в Москве. Она вышла на площадь, широко раскинувшуюся вокруг памятника Кирову (Кетлинская). Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева (Пушкин). Но если слово памятник стоит в форме дат. падежа, то вместо второго дат. обычно употребляется род. падеж. В Казани я пробыл день. зашел на университетский двор, к памятнику Державина (Гончаров).

      2. чему (архитектурное сооружение в память какого-л. события). Вот за оградой, против памятника победе Донского расположилось. много народу (Гл. Успенский).

      3. чего (то, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т. п. кого-л., служит свидетельством чего-л.). Он [словарь Российской Академии] останется вечным памятником. просвещенного труда наследников Ломоносова (Пушкин).

      па́мятник, па́мятники, па́мятника, па́мятников, па́мятнику, па́мятникам, па́мятником, па́мятниками, па́мятнике, па́мятниках

      сущ., кол-во синонимов: 17

      1. монумент, мемориал

      мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт

      ПАМЯТНИК, мемориал, монумент

      Syn: монумент (приподн.)

      Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-, чего-либо; то, что сохранилось от культурного прошлого.

      Безмолвный, безыскусственный, бесхитростный, бесценный, вековечный, вековой, великий, величественный, внушительный, восхитительный, вычурный, гордый, грандиозный, грозный, декоративный, драгоценный, древний, загадочный, затейливый, знаменитый, известный, изумительный, колоритный, колоссальный, молчаливый, мрачный, незамысловатый, незатейливый, неповторимый, непритязательный, нерукотворный, оригинальный, победный, помпезный, поразительный, претенциозный, причудливый, простой, пышный, редкий, роскошный, скромный, старинный, стародавний, строгий, суровый, торжественный, феноменальный, фундаментальный, ценный, эффектный. Археологический, архитектурный, бронзовый, гранитный, могильный, мраморный, надгробный, намогильный, посмертный, скульптурный, письменный и т. п.

      памятник - скульптурное произведение, созданное для увековечения людей или исторических

      монумент - памятник значительных размеров.

      колонна. ростральная колонна.

      - Напоминание об исторических ошибках.

      - Архитектурное сооружение в память какого-либо лица, события.

      - Скульптурное памятное изображение.

      - Поэма древнеримского поэта Горация.

      - Стихотворение Владимира Высоцкого.

      - Ода русского поэта Гаврилы Державина.

      памятник (письменный)

      Памятник (письменный) - Любой запечатленный графически текст, рассматриваемый лингвистикой как свидетельство исторического состояния языка. Древнейший памятник восточнославянской (древнерусской) письменности относится к 1-й пол. Ⅹ века (надпись на глиняном сосуде из Гнёздова под Смоленском).

      памятник александру второму суворову

      Александр Второй Суворов имеет такое же отношение к основанию Одессы, как я к штурму Кандагара. На самом деле город основан не Вторым, а Второй, за которую, как и раньше, опять лучше не вспоминать. Невезучая какая-то эта царица .

      памятник гипсовой маме

      1970-1990-е гг. Гипсовая женская скульптура в безымянном садике на Манежной площади, напротив Дома радио. В настоящее время исчезла.

      памятник дикарю без штанов

      памятник импотенту

      Обелиск на площади Победы.

      памятник льву яшину

      Так называют все скульптуры городских львов с шарами. < В память о Л. И. Яшине (1929-1990) - знаменитом вратаре сборной Советского Союза по футболу.

      памятник минину и пожарскому

      Памятник Г. В. Плеханову на Московском проспекте, перед зданием Технологического института. < Памятник двух-фигурный и внешне напоминает знаменитый московский памятник Минину и Пожарскому.

      памятник на твоей могиле будет плакать!

      Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137.

      памятник никите михалкову

      Так петербуржцы называют скульптуру городового на Малой Конюшенной улице, так как он похож лицом и осанкой на известного кинорежиссера.

      памятник пищевикову

      Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и толстеньким, как настоящий пищевик (в настоящее время снят). Синдаловский, 2002, 135.

      1970-е гг. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности, где вождь Октября изображен маленьким и толстеньким, как настоящий пищевик. В настоящее время снят.

      памятник природы

      памятник трех рублей

      1970-е гг. Памятник А. В. Суворову. Говорят, что каждый подошедший к памятнику платил 3 рубля штрафа постоянно стоявшему здесь милиционеру. Милицейская традиция останавливать у памятника Суворову машины с целью взимания штрафов сохранилась до сих пор.

      памятник(нерукотворный)

      памятник(нерукотворный) - иноск.: содеянное, устроенное кем-нибудь доброе или дурное, о чем потомство не забудет; остатки прошлого, (собств.) сооружение в честь и память события, лица

      Ср. Ты памятник себе воздвиг нерукотворный,

      Хоть ты не ритор, не пиит,

      И за поступок твой позорный

      Тебе потомство отомстит.

      Избранник ты! а с умыслом ехидным

      В собранье полном смело лжешь

      Во вред сироткам безобидным.

      Хоть не Гораций ты: но весь - ты не умрешь.

      См. я памятник себе воздвиг нерукотворный.

      памятник-ансамбль

      памятник-мемориал

      памятник-обелиск

      памятник-пантеон

      памятники

      Лишь тот заслуживает памятника, кто в нем не нуждается.

      Ставить кому-нибудь памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.

      Пусть лучше будут спрашивать, почему мне не поставили памятник, чем наоборот.

      Нас восхищают лишь те монументы, которые возводились не на нашем горбу.

      Демонтируя памятники, не трогайте постаментов. Они еще могут пригодиться.

      Станислав Ежи Лец

      А не попробовать ли сразу возводить монументы на колесиках?

      В моем памятнике выдолбите маленькую дырочку на макушке, чтобы птицы прилетали туда пить.

      Я бы ставил собачкам памятники. Чтобы им было на что задрать ножку.

      Станислав Ежи Лец

      И осиновый кол есть вид памятника.

      1990-е гг. Члены националистического общества "Память" и их сторонники, агитировавшие за своих кандидатов у станций метро.

      памятники письменности

      Совокупность памятников письменности какого-л. народа, какой-л. эпохи.

      памятники природы

      Па́мятники приро́ды - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняемые государством.

      ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - ПА́МЯТНИКИ ПРИРО́ДЫ, природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады (см. ВОДОПАД) , геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

      ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

      Читайте также: