Что такое оздоровительная группа в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Детские сады отличаются разными образовательными программами.
Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании.

2. Детский сад комбинированного вида

Это означает, что учреждение включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании.

3. Детский сад компенсирующего типа (с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции)

В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах. В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае.

Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.

4. Детский сад общеразвивающего вида

Такое учреждение как правило имеет приоритетное осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического.

5. Детский сад присмотра и оздоровления

Учреждение функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры.

6. Детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования

Главные задачи подобных учреждений – достичь взаимотерпимости и взаимоуважения культур, бережного сохранения общечеловеческих духовных достижений, освоить культурные традиции, раскрыть творческие истоки народной культуры, отвергающие национальную исключительность и провозглашающие высокие человеческие истины взаимоуважения, добра, терпимости, достойного отношения друг к другу.

7. Дошкольные группы государственных образовательных учреждений

Как правило, в такие группы набираются дети с 6 лет для подготовки к поступлению в школу.

8. Центр развития ребенка – детский сад

В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.

9. Прогимназия

Первое важное отличие — систематическое изучение основ всех предметов, обязательных для начальной школы (математики, русского языка — в форме устного чтения, основ английского языка). Кроме того, в программу прогимназического обучения включены предметы так называемого эстетического цикла, способствующие всестороннему развитию личности. На помощь педагогам приходят музыка и хореография, лепка и рисование, ритмика и риторика, подвижные игры и плавание. Вот почему родителям, выбирающим прогимназию, необходимо в первую очередь обратить внимание на список предметов, предлагаемых ученикам: если он далеко не полон, то вряд ли данная прогимназия отвечает своему прямому назначению — готовить малыша к школе.
Вторая особенность прогимназии состоит в том, что уроки по всем предметам проводят в занимательной, преимущественно игровой форме. И это вполне естественно: с трех до шести-восьми лет маленький человек познает окружающий мир через игру.

Посещение прогимназии помогает ребенку войти в ритм непрерывного обучения, мягко погружает его в образовательную среду, так что реальная встреча со школой, необходимость соблюдения определенных требований, дисциплины, выполнения домашних заданий уже не становится тяжелым стрессом.

Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. По данным органов образования и здравоохранения состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается [7].

ГОС дошкольного образования ПМР ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

В МДОУ № 33 функционирует оздоровительная группа для часто длительно болеющих детей, которая находится под пристальным вниманием руководителей МДОУ № 33, медицинского персонала, воспитателей-методистов по физическому воспитанию. Длительность пребывания детей в оздоровительной группе составляет два года (старшая и подготовительная к школе группы).

Эффективность пребывания детей в данной группе определяется следующими показателями: а) положительная динамика по профилю оздоровления; б) снижение кратности острых заболеваний до трех и менее раз в течение года; в) уменьшение длительности течения острого заболевания; д) отсутствие осложненного течения острых заболеваний [5].

Организация работы в группе оздоровительной направленности строится в соответствии с Положением о группе оздоровительной направленности для часто длительно болеющих детей, разработанной нами на основании существующих в республике нормативно-правовых актов.

Для целенаправленной работы по оздоровлению детей в данной группе разработан : перспективный план оздоровительных мероприятий, журнал учета заболеваемости, дневник педагогических наблюдений за воспитанниками после занятий физических упражнений, лист здоровья на каждого ребенка, индивидуальный план оздоровительных мероприятий на каждого ребенка [10].

В нашем дошкольном учреждении в оздоровительной группе мы создали такую здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни.

Вся педагогическая деятельность строится в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал [2].

Основные направления оздоровительной работы в группе оздоровительной направленности.

Профилактическое: а) решение реабилитационных задач часто болеющих детей средствами физической культуры; б) предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики; в) выполнение санитарно-гигиенического режима пребывания ребёнка в ДОУ; г) консультирование и информирование семей об использовании эффективных технологий и методик оздоровления часто болеющих детей; д) соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ; е) формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Общеобразовательное : а) обучение основам оздоровительной гимнастики; б) совершенствование навыков владения детей самомассажем; в) обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений[1].

Коррекционное: а) укрепление жизненной ёмкости лёгких; б) укрепление и повышение физической работоспособности и выносливости; в) повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболевания.

Валеологическое: а) формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни); б) создание благоприятных условий для оздоровления организма; в) выработка гигиенических навыков.

Психологическое: а) улучшение эмоционального состояния; б) снятие психологической напряжённости; в) воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности; г) развитие коммуникативных навыков [4].

Между воспитателями, работающими в данной группе и специалистами ДОУ, существует тесная взаимосвязь по оздоровлению детей.

Ещё один аспект нашей деятельности, это взаимодействие дошкольного учреждения с семьей :

Пропаганда здорового образа жизни.

В наглядной форме : оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.

В устной форме : проведение индивидуальных бесед, родительских собраний и т. п. ; посещение родителями НОД, оформление постояннодействующей папки-передвижки, практические, ознакомление с протоколами контрольных срезов, оформление экрана заболеваемости и оформление фотостендов.

Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни : организация оздоровительной среды в группе, оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении, совместная организация спортивных мероприятий, изготовление тренажеров для стоп, участие в досугах и праздниках и т. д. [3].

Нельзя не обойти вниманием такой важный аспект нашей деятельности, как методическая работа

Методическая работа в учреждениях дошкольного образования направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

В МДОУ № 33 сложились разнообразные формы методической работы :

а) целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом;

б) работа над единой методической темой и семинары, мастер-классы, круглые столы, практическая консультация, КВН и т. д. ;

г) выставки тематических разработок и детских работ, организация наставничества и ознакомление с новинками методической литературы;

д) информационно-просветительская газета дли родителей и педагогов и создание методической копилки, информационного банка учебно-методической литературы;

е) отчеты педагогов по самообразованию и составление положений конкурсов и критериев их оценки.

Особое внимание уделяем работе над единой методической темой для специалистов и педагогов, работающих в оздоровительной группе.

Разрабатываются методические рекомендации, накапливаются практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, поделиться результатом своей работы и получить заслуженное одобрение.

В течение месяца обсуждаются разные проблемы, которые решаются с помощью деловых игр, тренингов, методических посиделок. Педагогами оздоровительной группы совместно со специалистами проводятся открытые просмотры интегрированных НОД, режимных моментов с показом методов и приемов работы с детьми по применению здоровьесберегающих технологий: с элементами музыкотерапии, применением технологии коррекции поведения, фонетической ритмикой, с элементами изотерапии [9].

Результаты работы над единой методической темой оформляются в виде методических папок, которые пополняют информационный банк учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.

Таким образом, организованная в ДОУ здоровьесберегающая методическая работа способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников, являются активными участниками методических объединений, городских и республиканских мероприятий, занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.

1. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. - М: Айрис-Пресс, 2006.-136с

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

5. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.

6. Лазарев М. Л. Здравствуй! : предшкольная подготовка: - М: Мнемозина, 2007.- 279с.

7. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М. :Просвещение. -1999.-221с.

8. Терновская, С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65.

9. Яковлева Т. С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г. -136с

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителями

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Семейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образования

Семейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образования Как социальный педагог дошкольного отделения гимназии хочу вам рассказать о семейных детских садах. 30 октября 2007 г. вышло постановление.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).

См. также:

При создании групп мы руководствовались следующим

Актуальностью работы по данному направлению является то, что в возрасте от 4 до 7 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания.

В группах оздоровительной направленности были созданы уголки здоровья, которые содержат разнообразные деревянные и резиновые массажеры, массажные мячи и кольца, дорожки с различными покрытиями (пуговицы, пробки пластмассовые, пробки из пробкового дерева, деревянные палочки), балансировочные подушки, гимнастические мячи, гимнастические палки, мешочки с песком, мелкие предметы для собирания стопами. Имеется инвентарь для проведения дыхательной гимнастики (трубочки, флаконы, надувные шарики, ленточки). Атрибуты для подвижных игр (маски, шапочки).

Также в группах имеется мебель (регулируемые столы и стулья), кровати с жестким ложе, магнитофоны.

Цель работы в группах оздоровительной направленности

создание благоприятных условий для правильного формирования опорно-двигательной системы организма воспитанников, с учётом индивидуальных особенностей физического развития, состояния здоровья и возможностей ДОУ, через комплекс оздоровительных мероприятий.

Нами были поставлены задачи

  • создавать условия для профилактики плоскостопия и нарушений осанки детей в течение дня;
  • предупреждать осложнения, связанные с пребыванием детей в длительном однообразном положении;
  • обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;
  • способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног;
  • формировать стереотип правильной ходьбы (не разводя носков);
  • обучать правильному (рациональному) дыханию, сочетанию движения и дыхания;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью через овладение элементарными правилами с точки зрения профилактики нарушений осанки и плоскостопия – правильная посадка за столом, правильное положение во время сна, правильный перенос предметов;
  • формировать у детей элементарные навыки выполнения самомассажа по Уманской;
  • способствовать оздоровлению организма детей через разные виды закаливания;
  • обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.

Работа по правильному формированию опорно-двигательной системы организма воспитанников строится на основе ряда педагогических принципов:

  • принцип систематичности (непрерывность, планомерность, регулярность проведения занятий); с обеспечением определённого подбора упражнений и последовательности их применения;
  • принцип постепенности перехода от лёгкого к трудному;
  • принцип постепенного повышения требований и постепенного нарастания физической нагрузки (важен для обеспечения адаптации организма ребёнка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач);
  • принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку; индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния здоровья;
  • принцип доступности;
  • принцип учёта возрастного развития движений;
  • принцип общего и специального воздействия;
  • принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и снижения эффективности физических упражнений;
  • принцип сознательности и активности (для решения лечебно-воспитательных задач и повышения психотерапевтического эффекта);
  • принцип регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
  • принцип разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2-3 недели обновлять 20-3-% упражнений;
  • принцип умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность оздоровительных мероприятий с детьми 3-4 лет от 5 до 15 минут; 4-5 лет – от 10 до 20 мин, в сочетании с дробной физической нагрузкой;
  • соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
  • принцип всестороннего воздействия на организм ребёнка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.

Работа с детьми в группах оздоровительной направленности включает в себя комплекс следующих мероприятий

Ортопедический режим

— Недопустимо длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.

— Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

— Надо следить за тем, чтобы дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками. Для переноски тяжестей, например, стула нужно приучать переносить его двумя руками, другие предметы, например, лейку с водой, переносить, меняя поочерёдно руки.

— Во время образовательной деятельности и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей.

Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела.

Не допускать, что бы дети сидели, скрестив ноги или зацепив их за ножки стула.

— Приучать стоять равномерно, распределяя нагрузку на обе ноги (ноги слегка расставлены, носки стоп развёрнуты наружу).

— На прогулке рекомендуется проводить упражнения на дыхание (в тёплое время года), подвижные игры. В ходе подвижной игры следить за правильностью выполнения движений, правилами игры. Одна из важных задач руководства игрой – это дозирование нагрузки. Регулировать физическую нагрузку в процессе игры можно разными способами:

  • сокращение длительности игры,
  • введение перерыва для отдыха,
  • изменение правил игры,
  • смена ролей играющих,
  • переключение на более спокойную игру.

— Проводить динамические физминутки по время НОД и образовательной деятельности в режимных моментах.

— Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

— в утреннюю гимнастику вводят специальные упражнения на укрепление свода стопы.

— Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут.

— Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения можно проводить под музыку.

— Использовать разнообразное оборудование и атрибуты что позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает упражнения более увлекательными и менее утомительными.

— Одежда должна быть легкой, не стесняющей движений.

— Во время прогулок организовывать трудовую деятельность. Это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка.

Распорядок оздоровительной работы в течение дня в группах оздоровительной направленности

Содержание оздоровительной работыВремя
Утренняя гимнастика с включением упражнений на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.Утром

После сна 5 мин.

Примечание:

— в течение всего дня следим за осанкой,
— посещение детьми бассейна по расписанию,
— при проведении НОД по физкультуре включаются упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Проведя анализ результативности оздоровительной работы было установлено следующее

  • значительно обогатилась развивающая предметно-пространственная оздоровительная среда: появились здоровье сберегающие коллекции (мыла, салфеток, носовых платков, щёток, расчёсок, дорожки здоровья с разным покрытием, массажеры для ног и рук;
  • дети приобрели навыки правильно сидеть, ходить, переносить некоторые предметы двумя руками (например, стулья);
  • воспитатели и дети выучили точки, используемые при массаже по Уманской;
  • воспитатели стали отчетливо понимать, что такое ортопедический режим;
  • дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, а если болеют, то сокращается количество дней пропущенных по болезни.

Из всего выше изложенного видно, что оздоровительная работа в детском саду это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из наших стен должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие навыками сохранения своего здоровья.

Организация работы групп оздоровительной направленности в ДОУ

Читайте также: