Что такое описание в биологии 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общая масса всех молекул ДНК в 38 хромосомах одной Соматической клетки кванш в G1 периоде составляет 5*10 в минус 9 степени мг. Чему будет равна масса молекуле ДНК в конце телофазы митоз в каждой из лвух дочерних клеток?

19. Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду: 1) размножение личинки 4) образование цисты 2) внедрение личинки в тело малого прудовика 5) выход личинки из

Помогите ответить на вопросы! 1. Что такое экологические факторы? 2. Какие группы экологических факторов вам известны? + привести пример.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задание с.37 Выразите в одних и тех же единицах измерения высоту куста шиповника (150 см), растения мха (27 мм). Высота куста шиповника – 1500 мм Мха – 27 мм

Описание результатов исследования

ПЛАН 1. Метод описания в биологии. 2. Использование таблиц, схем, диаграмм. 3. Анализ результатов исследования.

Результаты любого исследования должны быть зафиксированы тем или иным способом, например, в виде научного описания. Что же такое описательный метод?

1. Метод описания в биологии. Прочитайте текст с.37 Что же такое описательный метод? Запись в тетрадь

2. Использование таблиц, схем, диаграмм. Прочитайте текст с.37-39, рассмотрите рис.19-22, Таблицу 1 с.34

Что такое таблица? Таблица – это представление количественных или других данных в форме строк и столбцов.

Что такое схема? Схема – представляют собой фигуры с надписями, соединенные линиями или стрелками. Фигуры иллюстрируют различные структурные компоненты то или иного объекта, а линии (стрелки) раскрывают связи между ними.

Что такое диаграмма? Диаграмма – графическое представление данных позволяющее оценить соотношение нескольких величин.

Что такое график? График – чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, показаны какие-либо числовые данные, описывающие процессы или явления.

3. Анализ результатов исследования. Прочитайте текст с.39-40

Закрепление. Задание 1. Определите максимальную высоту (в метрах) растения на третий год жизни. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет. Ответ: 2,5.

Закрепление. Задание 2. Какая из указанных систематических групп представляет около 50% всех известных видов? На диаграмме показано соотношение количества видов разных систематических групп.

ПОВТОРИМ! ЗАДАНИЕ 3. Бинокль наблюдать удаленные объекты Микроскоп ------ ----- измерять скорость Линейка ---- ----- измерять температуру Приборы и инструменты Что можно делать с их помощью

ПОВТОРИМ! ЗАДАНИЕ 4. Закончите предложения: 1. Для определения сроков распускания почек на дереве, цветения одуванчика необходимо воспользоваться методом ___________ 2. Для определения длины, высоты, ширины, предмета необходимо провести _____________ 3. Чтобы выяснить, чем питаются голуби, необходимо воспользоваться методом ___________

Рефлексия Я понял тему урока. Как я оцениваю свою работу на уроке. У меня были проблемы на уроке.

Описательный метод в биологии

Биология

Научный метод — это совокупность действий и приемов, которые используются при создании системы научных знаний. Существует несколько универсальных приемов, подходящих для любых отраслей науки. Самым старым из них является описательный метод. В биологии он применялся с глубокой древности и заключался в наблюдении за окружающей природой. Сейчас описательный метод может применяться как на макроскопическом, так и на микроскопическом уровне.

Основные методы в биологии

Биология — наука о жизни, ее формах и развитии. Для того чтобы понять природные явления, ученым нужно собирать и анализировать большое количество данных об окружающем мире. Для этого пользуются пять основных методов биологических исследований (таблица 1).

Таблица 1

Название метода Описание сути Пример
Описательный Наблюдение за живыми организмами при помощи органов чувств или приборов. Не предполагает вмешательство исследователя. Наблюдение за поведением животных, за раскрытием бутона цветка, за изменением веса животного с возрастом.
Сравнительный Сравнение признаков строения или поведения организмов, принадлежащих к разным систематическим группам. Сравнение костного строения конечностей приматов, птиц и китов. Сравнение эмбрионального развития.
Сравнительно-исторический Наблюдение за изменениями в строении животных в процессе эволюции. Эволюция копыта лошади.
Экспериментальный Исследователь вносит определенные изменения в условия существования объекта изучения и следит за результатом. Скрещивание между собой растений с разными признаками.
Моделирование Заключается в построении схемы, модели или графика там, где невозможно провести эксперимент или затруднено наблюдение. Синтез аминокислоты в клетке.

Эти методы являются универсальными. Кроме них, в разных отраслях науки имеются частные методы.

Наблюдение и описание

Самый старый метод, на котором основывалась классическая биология. Прежде чем выяснять суть какого-либо явления, необходимо собрать все факты о нем. А затем проанализировать и описать полученный материал. Наблюдения бывают:

  • прямые (непосредственное наблюдение за объектом);
  • косвенные (оценка результатов процесса).

Наблюдение за поведением земляных ос

Наблюдатель может следить за объектом без технических приспособлений. Например, наблюдение за поведением земляных ос. Чаще всего ученые используют специальное оборудование. Приборы могут быть простые: бинокль, очки ночного видения и т. д. В лабораториях чаще пользуются более сложными приборами, например, микроскопом. Объектом наблюдения может быть не только непосредственно организм или явление, но и результаты определенных действий. Например, изменение концентрации лейкоцитов в крови.

Описательный метод базируется не на рассеянном наблюдении, а на конкретном. То есть, перед наблюдателем стоит определенная цель, и он не может отвлекаться на посторонние факторы. Для успешного результата перед наблюдением требуется оценка задачи, разработка правильной стратегии и выбор необходимых технических средств. Кроме того, важную роль играет опыт наблюдателя, его собранность и аккуратность.

В процессе наблюдения все данные тщательно фиксируются и описываются. Описание может быть как числовым или буквенным, так и при помощи схем или рисунков.

На факты, полученные в процессе наблюдения, оказывает влияние большое число факторов. Например, место и время события или личный опыт наблюдателя. Поэтому после описания факта нужно подтвердить его экспериментально.

Прочие способы исследования

Способы исследования

Анализ данных, собранных во время наблюдения, рождает гипотезу, которая подтверждается или опровергается экспериментом. Гипотеза — предположение, которое требует проверки. Эксперимент — контролируемые изменения в процессе, целенаправленно вносимые ученым для наблюдения реакции живых организмов. Экспериментальный метод более сложный, чем описательный поэтому позволяет изучить объект на более глубоком уровне. Он обладает рядом очень важных особенностей:

  • экспериментатор вносит целенаправленные и контролируемые изменения в систему;
  • есть возможность устранения факторов, мешающих исследованию;
  • изучаемые объекты можно изолировать от посторонних внешних воздействий.

Таким образом, эксперимент позволяет выяснить скрытые стороны объекта или неявные связи в процессе, которые невозможно обнаружить при простом наблюдении. Еще в XVI в экспериментальный метод использовался учеными в биологии, как основа познания природы. А в XX в с развитием технологий он стал основным методом в работе биологов.

Биология состоит из нескольких наук, изучающих разные области. К ним относятся: генетика, ботаника, зоология, анатомия, микология и т. д. Для каждой отрасли науки существуют, кроме универсальных, частные методы биологии (таблица 2).

Таблица 2

Название В чем заключается
Генеалогический Составление родословной. Нужен для определения характера наследования различных признаков и заболеваний.
Палеонтологический Поиск останков древних организмов путем раскопок. Позволяет установить родство между древними и современными формами жизни.
Биохимический Исследование химических реакций, протекающих внутри живых организмов.
Центрифугирование Использование центрифуги для разделения смесей на составные части.
Цитологический Исследование строение клетки.

Кроме практических, есть теоретический метод — статистический. Он заключается в статической обработке всех результатов, полученных в результате исследования практическими методами. Статистический метод нужен для установления всех закономерностей.

Опыты для школьников

Опыты для школьников

Описательный метод основополагающий для изучения биологии, поэтому детей обучают ему с самого начала. Уже в 5 классе учитель проводит с учениками научную работу, связанную с наблюдением за определенным объектом. Например, за прорастанием семян фасоли.

В процессе наблюдения школьники должны заполнить дневник, куда записываются все проводимые измерения во время наблюдения. После завершения работы данные всего класса сравниваются и делаются выводы. Далее выдвигается гипотеза и следует опыт.

Школьники могут предположить, какие условия нужны для прорастания семени. Затем взять несколько семян и поместить в разные условия:

  • в холод;
  • в воду без доступа воздуха;
  • оставить без воды;
  • в условия с водой, воздухом и теплом.

Наблюдение за проращиванием

Это позволит выяснить, какие условия являются благоприятными для прорастания семян. И что случится, если эти условия не будут выполнены. Экспериментальные данные всех учащихся сравниваются и делаются выводы.

Все научные открытия являются синтезом работы нескольких научных методов и практических, и теоретических. Но описательный метод лежит в самом начале исследования и является первоисточником для ученого. Именно наблюдение за живой природой породило создание биологии как науки и впоследствии играло основную роль в ее развитии.

Азотофиксирующие бактерии - почвенные бактерии, преобразующие азот из воздуха в растворимую форму, пригодную для всасывания растениями; в симбиозе с бобовыми образуют клубеньки на корнях, такие бактерии называют клубеньковыми; в симбиозе обогащают почву азотом, повышая её урожайность.

Бактерии

Бактериальные заболевания - ангина, пневмония, тиф, холера, чума, дифтерия, дизентерия, менингит и другие.

Бактерии - древнейшие простейшие доядерные одноклеточные организмы.

Белки - органические вещества, основной "строительный" материал клетки.

Биология - изучает строение и жизнедеятельности организмов, их многообразие и влияние, историческое и индивидуальное развитие.

Биосфера - область распространения жизни на Земле.

Ботаника - наука о растениях.

Водоросли

Вайя (плосковетка) - листообразный побег у папоротников.

Вакуоль - окружённые мембраной пузырьки с клеточным соком (вода с растворёнными в ней веществами); может содержать пигменты (красящие вещества).

Виды бактерий - шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы.

Виды тканей - покровные, основные, механические, проводящие, образовательные.

Водоросли - древнейшие низшие растения, обитающие в разных местах с повышенной влажностью (соленая и пресная вода, кора деревьев, сырая почва, затенённые камни или здания), бывают одноклеточными и многоклеточными.

Высшие растения - растения, разделяющиеся на отдельные органы (корни, стебли, листья), сформированные из различных тканей.

Голосеменные - древняя группа высших семенных растений, включающая исключительно наземные деревья, кустарники или лианы; размножаются семенами, лежащими открыто на чешуйках шишек

Грибница (мицелий) - тело гриба, состоящее из тонких ветвящихся обычно белых нитей — гифов. Также включает в себя плодовые тела гриба (то, что мы называем грибами в быту).

Грибокорень (микориза) - симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений.

Дрожжи - одноклеточные грибы, состоящие из одной молекулы шарообразной формы, не образуют грибницы, размножаются почкованием.

Использование бактерий человеком - в сельском хозяйстве, промышленности, фармацевтике, очистке сточных вод и т.д.

Клетка - мельчайшая частица живого организма; дышит, питается, растёт и размножается.

Корневище - видоизменённый побег с недоразвитыми или отмирающими листьями, почками, придаточными корнями; служит для размножения и запасания питательных веществ.

Лишайники - группа организмов, получающихся в результате симбиоза гриба и водоросли; светолюбивы, растут медленно, но долго (50-100 лет), неприхотливы (встречаются в горах, пустыне и тундре, на деревьях, скалах, даже на стекле), но крайне чувствительны к загрязнениям окружающей среды (индикаторы чистоты воздуха).

Мхи

Межклетники - промежутки между клетками, заполненные воздухом.

Мембрана - своеобразный внутренний "фильтр" клетки, пропускающий одни вещества и не пропускающий другие, пока клетка жива.

Минеральные соли - неорганические вещества, используемые для синтеза органических молекул в клетках живых организмов.

Мукор (белая плесень) - род плесневых грибов, распространённый в верхнем слое почвы, на продуктах питания и органических остатках; мицелий мукора не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.

Мхи - древние многолетние низкорослые растения, обитающие в местах повышенной влажности; способствуют образованию болот и торфа.

Наблюдение - восприятие и фиксация объектов или явлений, без вмешательства в процесс.

Низшие растения - растения, не имеющие разделения на отдельные органы (корни, стебли, листья) и сложного тканевого строения.

Нуклеиновые кислоты - органические вещества, сохраняющие наследственную информацию и передающую её потомкам живых организмов.

Грибы

Палеоботаника - наука, изучающая ископаемые остатки древних растений.

Папоротники - древнейшие сосудистые растения травянистой или древесной формы.

Пеницилл - род плесневых грибов, поражающих грунт, растения, продукты питания; отличается от мукора многоклеточным строением.

Питание грибов - питаются готовыми органическими веществами, подобно животным, но путём всасывания, а не захвата, что роднит их с растениями.

Питание лишайника - водоросль образует органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми питается гриб, а гриб поставляет водоросли воду с минеральными веществами.

Пластиды - части растительной клетки, отвечающие за окраску растения и фотосинтез.

Плауны - вечнозеленые ветвящиеся многолетние травянистые растения.

Плесневые грибы - группа грибов, образующих ветвящиеся мицелии без видимых невооружённым глазом плодовых тел; поражают урожай и продукты питания, разрушают древесину, вызывают болезни животных и человека.

Покрытосеменные (цветковые) - самая молодая, но и самая многочисленная группа растений, отличающаяся наличием органа размножения - цветка, превращающегося впоследствии в плод с семенами внутри.

Признаки живого - клеточное строение. Дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и энергии, реагирование.

Применение грибов человеком - применяются в пищевых, хозяйственных и медицинских целях (продукты брожения, биотехнологии, антибиотики).

Размножение бактерий - бактерии размножаются делением, некоторые виды — спорами, длительно сохраняющимися в самых неблагоприятных условиях.

Размножение лишайников - кусочками слоевища или специальными клетками, разрывающими таллом, выходя наружу.

Ризоиды - прообраз корней — тонкие нити, которыми водоросли, а также мхи, лишайники и грибы прикрепляются к поверхности и получают влагу и питательные вещества.

Риниофиты - вымершие примитивные сосудистые растения, являвшиеся первыми наземным растениями, то есть переходной формой от водорослей к плаунам, хвощам и папоротникам.

Роль бактерий в природе - азлагают сложные органические вещества на простые, участвуя таким образом в круговороте веществ.

Строение клетки

Сапротрофы - живые организмы, питающиеся органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.

С ветовой микроскоп (устройство) - тубус (зрительная трубка с линзами), окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало.

Симбиоз - тесная связь между живыми организмами, полезная для каждого из них.

Спорангий - орган, производящий споры у грибов, водорослей, растений.

Среды обитания живого - наземно-воздушная, водная, почвенная, другие организмы (4).

Строение клетки - оболочка с порами, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли с клеточным соком и пигментами, пластиды.

Строение лишайника - тело лишайника образовано нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или цианобактерии.

Таллом (слоевище) - тело растения, не разделяющееся на отдельные органы и разнообразные ткани.

Ткань - группа клеток со сходным строением, происхождением и функциями.

Углеводы - органические вещества, основной источник энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки.

Фенология - наука о сезонных явлениях природы, сроках и причинах их наступления.

Фитонциды - выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.

Хвощи - многолетние сосудистые травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами.

Химический состав клетки - неорганические: вода (40-95%) и минеральные соли (1-1,5%; Органические: белки (10-20%), жиры (1-5%), углеводы (0,2-2%), нуклеиновые кислоты (1-2%).

Хлорофилл - зелёный пигмент, придающий зеленый цвет хлоропластам растений и участвующий в процессе фотосинтеза; присутствует в высших растениях, водорослях, цианобактериях и бактериях.

Хроматофор - пигментсодержащая и светоотражающая клетка организма, придающая окраску.

Царства живой природы - бактерии, Грибы, Растения и Животные (4).

Целлюлоза - нерастворимое в воде волокнистое вещество, придающее прочность оболочке клетки.

Цитоплазма - бесцветное вязкое вещество между мембраной и ядром клетки; при сильном изменении температуры разрушается, и клетка гибнет.

Экологические факторы - абиотические (климат), биотические и антропогенные (от деятельности человека).

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях с заведомо определенной целью.

Ядро и ядрышко - важнейшая часть клетки, сохраняющая и воспроизводящая наследственную информацию, а также регулирующая обмен веществ внутри клетки.

Читайте также: