Что такое октобас кратко

Обновлено: 02.07.2024

Массивный, очень редкий инструмент высотой около 3,5 метров с настолько низким звучанием, что люди не могут его услышать

Композиторы и оркестры предпочитают использовать самые низкие по звучанию инструменты ограниченно, лишь для достижения максимального эффекта. Немногие инструменты звучат ниже, чем огромный и странный октобас — один из самых редких в мире классических инструментов.

Октобас, изобретённый в 1850 году Жаном-Батистом Вийомом, должен был добавить в звучание оркестра чрезвычайно низкие ноты. Высота трёхструнного инструмента составляет 3,3-3,6 м, что примерно вдвое больше высоты контрабаса. Этот огромный бас способен издаёт настолько низкий звук, что некоторые ноты не попадают в диапазон слышимости человека — такие вибрации можно только почувствовать.

Этот редкий инструмент слишком большой, чтобы на нём играть. Его струны слишком крупные, чтобы нажимать на них пальцами. Поэтому, чтобы заставить их колебаться, требуется использовать педали и рычаги, управляющие механизмами, которые прижимают струны. Изначально предполагалось, что играть на октобасе должны два человека: один - смычком (который, хотя и короче, чем смычок контрабаса, очень тяжёлый), а другой - управлять рычажной системой.

Монреальский симфонический оркестр — единственный оркестр, где есть один из этих необычных инструментов, и композиторы до сих пор иногда пишут для него музыку. В наши дни на октобасе обычно играет один человек.

Полезно знать

Октобас является одним из экспонатов коллекции Музея музыкальных инструментов. Чтобы его увидеть, вам придётся заплатить 20 долларов за входной билет. Приготовьтесь отстоять длинную очередь. Выделите минимум два часа на осмотр всей экспозиции.

Что такое октобас и как на нем играть?

Главным струнным музыкальным инструментом, позволяющим извлечь предельно низкие звуки, считается контрабас. Однако мало кто знает, что в XVIII столетии скрипичных дел мастера сделали попытку получения самого низкого звучания за счёт увеличения его габаритов — именно так возник октобас, самый крупный струнный инструмент во всем мире. Из него можно извлечь мелодии, нижняя граница частотного диапазона которых даже не воспринимается человеческим ухом.



Особенности

История появления этого струнного инструмента началась несколько веков назад. Ее корни уходят в XVIII столетие. В то время умельцы, занимающиеся изготовлением скрипок, решили, что объема стандартного контрабаса мало для самого глубокого звучания. Так был создан контрабас-гигант, получивший название октобас. Данный инструмент известен также как октавный контрабас и субконтрабас. В лондонском музее Виктории и Альберта представлен один из самых популярных экземпляров, известный под названием Голиаф. Его длина составляет 2,6 м. Игра на нем была весьма трудоемким процессом и предполагала участие двух исполнителей. Один музыкант стоял на приступочке и зажимал струны, а другой старался извлечь мелодию при помощи смычка.

Это было сложно и неудобно, потому в 1849 г. мастер из Франции Жан Батист Вийом придумал новый инструмент с педалями и рычагами. Он имел всего три струны, а его высота доходила до 3,5 м.



Из-за внушительных размеров играть на нём можно было только при помощи специальных приспособлений. Музыканту приходилось взбираться на специально обустроенную площадку и работать с массивными педалями и рычажками.

Необходимость зажатия струн различными устройствами существенно ограничила возможности игры и сделала недоступным исполнение стремительных пассажей. Мастера так и не сумели добиться желаемого эффекта и не получили требуемой глубины насыщенности и мощности силы звучания. Струнный инструмент достиг максимального диапазона по нижним частотам, но это стало единственным преимуществом перед простым контрабасом. Эти недостатки не позволили субконтрабасу получить повсеместное признание. В наши дни он используется в больших оркестрах только в том случае, если композитор составляет для него отдельную партию.



Чем отличается от контрабаса?

Основное отличие октобаса от контрабаса — это размеры: октавный контрабас намного больше обычного. Его высота доходит до 4,5 м, поэтому поставить его можно отнюдь не в каждом помещении. Игра на габаритном инструменте сложнее в сравнении с контрабасом с технической точки зрения. Кроме того, октобас существенно проигрывает контрабасу по качеству звука — в его мелодиях недостает глубины, яркости и насыщенности.

Кроме того, в контрабасах был создан особый механизм, позволяющий удлинить самую низкую струну. Это позволило создавать дополнительные нижние аккорды.



Строй

В целом изобретателей разочаровало звучание октобаса: оно оказался менее насыщенным в сравнении с обычным контрабасом. Именно поэтому совершенствованию его строя в наши дни никакого внимания не уделяется.




Техника игры

Современные октобасы не столь велики, как самые первые модели. Тем не менее они имеют внушительные габариты, потому игра на них становится нелегкой задачей для исполнителя. Чтобы они могли извлекать мелодию, используются особые подставки. Зажатие струн в субконтрабасе осуществляется путем воздействия специализированного ручного устройства. В субконтрабас встроено 7 рычагов, благодаря чему можно зажимать все струны одновременно на каждом ладе. Во всём остальном техника музицирования на субконтрабасе ничем не отличается от игры на остальных скрипичных инструментах. Ограниченность работы на нём связана только с дискомфортным положением смычка и внушительными размерами. Именно поэтому темп игры всевозможных гам зачастую искажается.

В наши дни субконтрабас можно встретить в составе симфонических оркестров. Некоторые композиторы используют этот необычный инструмент для максимальной силы звучания своего музыкального произведения. Наиболее популярными современными произведениями для октобаса считаются труды американского музыканта Адама Гилберти. В наши дни попытки создать инструмент с низкочастотным звучанием не прекращаются. Сегодня появились и некоторые другие габаритные музыкальные инструменты, выполненные по схеме увеличения своих аналогов. К ним можно отнести контрабас-тромбон, контрабас-флейту, а также бас-тубу и некоторые другие.

Октобас изобрел французский скрипичный мастер Жан Батист Вийом в 1850 году. У этого музыкального инструмента три струны. Высота октобаса 3,48 метра. Из-за чрезвычайной длины грифа и толщины струн играть на нем можно лишь при помощи специально сконструированного приспособления. Музыканту нужно взобраться на оригинальную площадку и оперировать рычагами и педалями.

В этом видео вы можете посмотреть на октобас и услышать его звучание. Экспонат, запечатленный в ролике, находится на выставке в Музее музыкальных инструментов в Финиксе, штат Аризона.

Музыкальный инструмент октобас

В XVII веке скрипичных дел мастера пытались создать инструмент, звучание которого было бы ниже, чем у контрабаса. Многочисленные эксперименты привели к появлению в скрипичном семействе экземпляра гигантских габаритов. Широкого применения в музыкальной культуре октобас не получил, но некоторые симфонические оркестры используют его для придания особого колорита старинным классическим произведениям.

Что такое октобас

Крупный хордофон в семействе струнных скрипичных выглядит, как контрабас. Основное отличие между инструментами – размеры. У октобаса они намного больше – высота около четырех метров. Ширина корпуса в самом объемном месте достигает двух метров. Гриф трехструнный, оборудован настроечными колками. Верхняя часть корпуса имеет рычаги. Нажимая на них, музыкант осуществлял прижатие струн к планке.

Музыкальный инструмент октобас

Как звучит октобас

Инструмент производит низкий звук на грани возможностей человеческого слуха. Если бы существовали еще более низкие звуки, то люди их просто бы не слышали. Поэтому далее экспериментировать с размерами было бессмысленно.

История создания инструмента

В середине XVII века Париж увидел октобас на метр больше, чем английский. Его создал Жан Батист Вийом. Мастер внес конструктивные коррективы, чтобы сделать игру на большом контрабасе технически менее сложной. Он оснастил струнный музыкальный инструмент тяговым механизмом, который приводился в действие рядом рычагов в верхней части и педалями снизу.

История создания октобаса

Еще дальше пошел американец Джон Гейер. Его октобас был впечатляющей высоты – четыре с половиной метра. Разместить его можно было далеко не в любом помещении. Играть на гигантских инструментах было технически сложно. Разочаровывали они и своим неполноценным звучанием. По сравнению с контрабасом в нем было мало красок, насыщенности, глубины звука.

Как играют на октобасе

Игра на октобасе

Подобные инструменты

Увеличение размеров затронуло и духовые инструменты. Так появился контрабас-саксофон, высотой до двух метров, контрабас-флейта, размером с человеческий рост. За время существования октобаса нередко появлялись высказывания, что мастера трудились зря, плод их труда неинтересен и не расширяет возможностей оркестра.

Но исследования, эксперименты с низкими частотами позволили музыкантам сделать другие важные открытия. Для культуры же труд мастеров бесценен. Октобас долгое время был единственным инструментом, звучание которого граничит с возможностями человеческого слуха.

Читайте также: