Что такое обучение какое значение оно имеет для человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образование понимается как долговременный процесс получения человеком знаний, а также ознакомление с приоритетными ценностями и нормами культуры, которые характерны для данного общества. Основной задачей образования является общая профессиональная подготовка членов общества. Кроме того, как социальный институт оно выполняет в жизни общества ряд важных функций.

  1. Социализация подрастающего поколения. Суть этой функции заключается в том, что образовательные учреждения занимаются воспитанием и прививают молодому поколению ценности, без которых человеку будет довольно сложно адаптироваться в обществе и соответствовать его ожиданиям.
  2. Профессиональная подготовка. Связана с необходимостью общества иметь квалифицированную рабочую силу, которая будет адаптирована к высокому уровню развития техники и текущим экономическим условиям.
  3. Аккультурация. Помогает человеку быстро адаптироваться в обществе, для чего ему необходимо владеть какой-либо профессией и обладать общими знаниями.

Развитию образования присущи следующие тенденции:

  • в мире осуществляется процесс всеобщего образования, то есть в подавляющем большинстве стран введено обязательное начальное образование;
  • прослеживается тенденция унификации образования, то есть вырабатываются общие критерии, характерные для общеобразовательных систем разных стран;
  • процесс образования становится непрерывным, это связано с необходимостью постоянно обновлять имеющиеся знания, которые быстро теряют свою актуальность вследствие научно-технического прогресса;
  • происходит гуманизация образования, то есть в ходе его получения учитываются интересы и особенности каждого человека;
  • больше внимания уделяют освоению гуманитарных знаний, то есть осуществляется гуманитаризация образования.

Образование является одной из главных сфер человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни человека и общества. Приоритетная задача образования заключается в приобщении индивида к достижениям человеческой цивилизации. В процессе обучения осуществляется передача учащемуся определённых данных и идёт подготовка к его самостоятельной творческой деятельности в выбранной сфере деятельности. Именно от качества образования, которое существует в отдельно взятом обществе, зачастую зависят темпы его экономического и политического развития. Вот почему каждое государство должно уделять огромное внимание развитию образования, выделять деньги для его финансирования, регулировать деятельность в сфере образования.

Образование

Под системой образования следует понимать совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также принципы, на которых строится функционирование образования. В системе образования Российской Федерации существуют следующие образовательные ступени:

  • дошкольное образование;
  • общее образование насчитывает три ступени — начальное общее образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 классы); основной целью общего образования является передача требуемого уровня общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
  • профессиональное образование состоит из следующих ступеней: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование; цель этого вида образования заключается в передаче специальных знаний, необходимых человеку для успешной деятельности в определённой сфере.

Основополагающим институтом современного образования является школа, которая отличается от других форм обучения многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.

Для развития российского образования характерны те же тенденции, что и во всём мире. В Российской Федерации осуществляется модернизация образования, важнейшими характеристиками которой являются:

Обучение в школе

Этот процесс имеет свои законы, принципы, условия, которые необходимо знать, чтобы повысить его эффективность.

Определение — что это

До начала XX века это понятие отождествлялось лишь с преподавательской деятельностью и означало односторонний процесс передачи знаний и опыта от преподавателя ученику. Позднее в педагогике обучением стали называть совместную деятельность, двусторонний процесс, включающий в себя как преподавание, так и усвоение материала.

Дети изучают глобус

Таким образом, обучение – это совместная, слаженная активность ученика и учителя, направленная на усвоение и развитие обучающимися индивидами знаний, навыков, способностей и умений.

Обучение это..

Процесс рассматривается как:

  1. передача информации, овладевание навыками и умениями;
  2. организация деятельности обучающихся;
  3. прямое взаимодействие учителя и ученика;
  4. совместная творческая активность и сотрудничество.

Основные принципы процесса обучения

Обучение строится на нескольких принципах, отсутствие которых может снизить эффективность процесса:

Чертим схему

  1. принцип научности – передача информации, содержащей элементы фантастики, исказит мировоззрение и создаст тем самым вероятные трудности в дальнейшей жизнедеятельности человека. Например, если на уроке физики рассказывать детям, что гравитации не существует, последствия могут быть весьма плачевными;
  2. принцип доступности – знания должны соответствовать психическому уровню развития учеников, предоставляться в полном объеме;
  3. принцип взаимосвязи жизни и обучения (зачем коту знать, как работает перфоратор?);
  4. систематичность и последовательность – одни знания должны вытекать из других. В противном случае, обучающийся не сможет сформировать полную, связную картину (при варке супа сначала в кастрюлю наливается вода, а не сыпется свежая зелень);
  5. принцип прочности – знания должны быть усвоены надолго, становясь частью личности и проявляясь в ее поведении. Для этого необходима мотивация со стороны последней, ее активная деятельность в самом процессе;
  6. наглядность процесса – материал должен предоставляться во всех возможных формах (мало объяснить ученикам, как делается табурет, трудовик должен показать это на деле). Чем больше органов чувств задействовано, тем эффективнее обучающий процесс;
  7. учет ученических особенностей – информация должна соответствовать возрасту ученика, его индивидуальным способностям и особенностям (умственно-отсталые дети учатся в коррекционных классах).

Методы и приемы обучения

Метод – это специально организованный способ обучения, содержащий определенный инструментарий и теорию.

Разработкой методологии (это что такое?) занимается методист – специалист в конкретном предмете изучения, координирующий работу преподавателя.

Прием – это специальный подход конкретного метода.

Работая в рамках одного и того же метода, преподаватель может использовать различные приемы, подбирая те, что лучше усваиваются конкретной группой или индивидом, увеличивая тем самым эффективность обучения.

Лекция

Чтобы яснее понять, что такое обучение, необходимо ознакомиться с его методологией. Существует множество классификаций методов обучения, но в современной науке выделяют лишь одну из них. Согласно ей, все методы можно разделить на:

  1. Словесные – знания и навыки передаются посредством речи через:
    1. рассказ (короткое изложение);
    2. беседа (диалог учителя с учеником в форме вопрос-ответ);
    3. лекция (полное изложение теории, законов, фактов и аргументов); ;
    4. объяснение (истолкование материала).
    1. демонстрационные (кинофильмы, приборы, опытные работы);
    2. иллюстрирующие (плакаты, таблички, графики, зарисовки и т.д.).

    Например, на уроках труда в младших классах девочки учатся варить борщ. Ученицы проходят весь процесс приготовления по этапам под наблюдением учителя, во взаимодействии с ним.

    Практические методы условно делят на:

    1. упражнения – многократные повторения одного и того же действия с целью доведения его до автоматизма. Чтобы ребенок научился искусно варить борщ, процесс приготовления нужно повторить много раз. После этого присутствие и направляющие подсказки преподавателя отпадают за ненужностью;
    2. лабораторные работы – исследование учениками каких-либо феноменов среды с использованием специальных средств и оборудования (опыты на уроке химии);
    3. практика – применение полученной информации, превращение ее в навыки и умения. Как правило, практическая работа предлагается обучающимся после предоставления определенного объема знаний.

    Функции обучения

    Обучение как процесс имеет три функции:

      Образовательная заключается в передаче знаний, навыков и умений ученику, чтобы последний в дальнейшем мог использовать их на практике.

    Урок труда

    Научные знания содержат в себе представления о мире, его законах и причинно-следственных связях, понятия, теории и факты. Индивид должен иметь полную, завершенную картину окружающей среды и знать, как с ней взаимодействовать.

    Обучение невозможно без воспитания, которое осуществляется согласно поставленным задачам. Последние могут меняться вместе с развитием общества.

    Важный аспект данной функции – формирование и развитие у индивидов мотивационной сферы. Это будет определять успешность процесса обучения (ребенок, который не хочет учиться в школе, точно не будет иметь высоких оценок).

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Нередко обучение ограничивается передачей информации, причем вырванной из контекста, не имеющей связи с реальностью. Потому такие знания не закрепляются в памяти, сводя на нет эффективность всего процесса.

    Сейчас такие задачки задают ученикам начальной школы, что и не каждый взрослый решит. Вообще же, на мой взгляд, образованию не хватает элемента шоу, ведь как здорово бы дети усваивали материал, если бы он преподносился в научно-популярном формате, главное ведь заинтересовать ребят, привить им любовь к науке и поиску истины.

    Кстати, в абсолютной пустоте гравитации не существует, так что, это не фантастика.

    Роль образования в развитии общества и жизни современного человека

    Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям.

    А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в жизни человека и какие функции оно выполняет? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашей статье.

    Доверь свою работу кандидату наук!

    Узнать стоимость бесплатно

    Роль образования в жизни человека

    Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.

    Даниэль Дефо

    Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.

    Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.

    Роль образования в жизни человека: аргументы

    • обучение, особенно высшее образование, помогает построить успешную карьеру и достичь профессиональных высот;
    • образованный человек уверен в себе и своих силах, умеет ставить цели, достигать их и решать жизненные задачи;
    • обучение формирует такие личные качества человека, как самодисциплинированность, воспитанность, уравновешенность, гибкость взглядов, любознательность, общительность и целеустремленность;
    • постоянное обучение — это ключ к насыщенной и яркой жизни.

    Роль образования в развитии общества

    Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.

    Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

    Функции образования в современном обществе

    Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:

    1. Экономической. Роль системы образования заключается в том, чтобы сформировать общественные группы, в которых люди получают современные и эффективные знания и смогут применить их в работе, улучшая экономические показатели страны и мирового сообщества.
    2. Социальной. Через обучение человек получает социальные навыки и учится взаимодействовать с людьми.
    3. Культурной. Одна из важнейших ролей образования в обществе — это передавать культурные ценности, воспитывать личность человека и раскрывать его творческие способности.

    Основные тенденции развития образования

    Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:

    1. Образование становится массовым и демократическим. Ещё недавно обучение являлось роскошью, доступной элитным представителям высшего общества. Но сегодня практически все страны мира ввели обязательное начальное образование. А университеты принимают всех, кто готов и хочет обучаться.
    2. Растёт продолжительность обучения. Знания становятся сложнее, а требования к профессиональным навыкам выше. Всё это увеличивает общую продолжительность учёбы.
    3. Образование становится более гуманным. Сегодня в центре внимания не учебная программа, а личность самих учащихся. Обучение выстраивают с учётом их интересов, особенностей и запросов.
    4. Увеличивается количество гуманитарных дисциплин. В современном обществе всё большую важность приобретают такие социальные навыки, или soft skills, как умение общаться и взаимодействовать. Поэтому растёт роль гуманитарных направлений — социологии, политологии, экономики, правоведения.
    5. Образование приобретает интернациональный характер. Это значит, что образовательные системы разных стран ищут точки соприкосновения, разрабатывают единые модели (Болонский процесс), развивают программы студенческого обмена и запускают другие инициативы. Что ещё раз доказывает высокую роль образования в жизни общества.
    6. Образование становится технологическим. В каждой школе и университете уже есть компьютерные классы, многие вузы предлагают полностью дистанционное обучение, внедряют адаптивное образование. Развитие технического прогресса активно влияет на обучение.


    Сложно представить обучение без компьютеров и ноутбуков

    Роль образования в развитии российского общества

    • увеличить процент самостоятельной работы в школах и вузах;
    • сохранять и передавать ценный опыт старших поколений;
    • повышать уровень накопленных знаний;
    • развивать внутренний потенциал учащихся;
    • давать образование, которое является современным и прогрессивным;
    • усиливать цивилизованные, гуманные, демократические и моральные принципы.

    Подытожим роль и задачи образования в современном российском обществе — воспитать уверенных в себе людей, которые способны эффективно справляться с вызовами времени.

    Надеемся, мы убедили вас в высокой роли образования в жизни человека и общества. Так что стоит задуматься о том, чтобы поступить в университет и получить диплом, если у вас его ещё нет.

    Боитесь, что не справитесь с контрольными, курсовыми и другими видами работ? Не переживайте! Вы всегда сможете обратиться за помощью в наш студенческий сервис.

    Обучение, или образование - это большой мыслительный процесс, который направлен на получение, обработку и запоминание различной информации. Все люди способны к обучению. Обучаться можно всему - знаниям, умениям, навыкам. Естественно, этот процесс происходит у всех абсолютно по-разному. Как правило, обучение - это специально организованный процесс, который мы начинаем применять еще с детства.

    • Основные составляющие процесса обучения
    • Признаки
    • Методы обучения
    • Структура процесса
    • Характеристики обучения
    • Компоненты

    Основные составляющие процесса обучения

    • Знаний. Эта часть включает факты, опыт прошлых поколений, которые человек применяет уже в своей жизнедеятельности.
    • Умений. Это то, что обучаемый может выполнить на практике с помощью теории от полученных знаний.
    • Навыки. То, что обучаемый обретает как долгосрочный, совершенный навык путем постоянной практики.

    Рис. 1. Процесс обучения

    Признаки

    • Двусторонний характер. Главным в процессе обучения должно быть и учение, и преподавание какого-то материала, то есть участвуют минимум 2 индивида.
    • Совместная деятельность учителя и ученика. Учитель должен поставить свои уроки так, чтобы ученики и учитель взаимодействовали на равных и были задействованы абсолютно все обучающиеся. Это содействует более эффективному усвоению знаний.
    • Руководство учителя. Учитель должен помогать, наставлять и делать подсказки в процессе всего обучения.
    • Организация. Как и любой другой процесс, здесь все должно быть слаженно и организованно, идти по заранее выстроенной схеме, во избежание недопонимания.
    • Единство. Необходимо сохранять все части учебного процесса для достижения максимально эффективного конечного результата.
    • Возраст. Нужно правильно обучать учеников разных возрастных групп, вкладывать в них именно те знания, которые они могут понять в соответствии со своим возрастом.
    • Управление. Важно управлять развитием и воспитанием учеников, направлять их в нужное русло.

    Методы обучения

    1. Словесные. Они подразделяются на несколько форм:
      • Рассказ. Самый распространенный метод словесного обучения. Учитель с помощью рассказа объясняет ученикам какую-то науку. Этот метод довольно прост для восприятия учащимися.
      • Лекция. Один из самых сложных методов для восприятия. Не каждый способен уловить всю суть передаваемых мыслей. Заключается в том, что педагог проводит длинную речь с целью научить чему-то учеников.
      • Беседа. Пожалуй, самый хороший метод для обучения. Учитель с помощью познавательной беседы с учениками дает новый материал для изучения. Как правило, ученики гораздо лучше запоминают все то, что было сказано в ходе беседы.
      • Работа с учебниками. Происходит работа учителя и учеников по учебнику. Чтение и разбор материала. Тоже достаточно эффективен, так как имеется наглядный пример по излагаемому материалу. Плюс некоторыми людьми гораздо проще воспринимается визуальная информация, чем просто на слух.
    2. Наглядные методы. С помощью наглядного пособия учитель показывает что-то ученикам, объясняет, помогает понять. Эффективный способ запоминания различного материала.
    3. Практический метод. Учитель и ученики делают что-то на практике с помощью полученных знаний по теории. Практика всегда лучше помогает закрепить теоретический материал.
    4. Игровые. Также в процессе обучения могут проводиться различные познавательные игры, которые помогают стимулировать процесс получения и обработки знаний. Способствуют более высокому их запоминанию. Особенно эффективен такой способ в дошкольных учреждениях и в классах начальной школы, где приходится работать с маленькими детьми.

    Структура процесса

    • Линейная. Эта структура подразумевает под собой непрерывный процесс получения знаний, где вся информация поступает от учителя к ученику в определенной последовательности.
    • Концентрация. В этой структуре ученикам позволено возвращаться к прошлому материалу, с целью его повторения и концентрации на полученных знаниях.
    • Спиральная. Здесь учитель формулирует вопрос по какой-либо теме, которая требует более расширенного спектра знаний или специального повторения при плохом усвоении.
    • Смешанная. В этой форме могут перемешиваться между собой несколько предыдущих структурных элементов.

    Важно! Для каждой группы учеников выбирается один или несколько структурных методов, которые подходят именно для этой группы, исходя из особенностей восприятия и возраста.

    Читайте также: