Что такое образовательный потенциал в доу

Обновлено: 25.06.2024

Потенциал – это имеющаяся у человека, объекта, процесса или явления внутренняя возможность к росту, развитию и совершенствованию.

Потенциал отражает способность личности функционировать в качестве целостной системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных компонентов, которая может саморазвиваться, самореализовываться и самоутвердиться.

Что касается воспитательного потенциала, то он характеризует совокупность условий и средств, которые определяют педагогические возможности объекта, процесса, личности или явления.

Воспитательный потенциал, включает в себя следующие компоненты:

  • Материальная база;
  • Технические средства;
  • Условия быта;
  • Численность и структура воспитательной организации;
  • Развитость педагогического коллектива и характер взаимоотношений между его членами;
  • Нравственная, эмоциональная, психологическая, трудовая обстановка;
  • Жизненный опыт;
  • Уровень образованности и профессионализма.

Воспитательный потенциал отражает правила и нормы поведения, способности к построению взаимоотношений с другими людьми, навыки принятия осознанных решений.

Воспитательный потенциал является неустойчивой характеристикой. Он свидетельствует о динамике процессов и функций воспитательного института. Если происходит изменение функциональной роли того или иного воспитательного института, то изменяются и его воспитательные функции. Воспитательный потенциал, прежде всего, определяется этапом общественного развития, состоянием экономики и направлениями политического развития.

Методология изучения воспитательного потенциала

Воспитательный потенциал и его сущность можно описать посредством описания потенциального через актуальное т.е. через описание параметров и признаков проявления свойств различных объектов, процессов или явлений.

Исследование воспитательного потенциала реализуется на базе разнообразных подходов. Сюда может быть отнесен онтологический, деятельностный, личностный, аксиологический и др. кроме того, активно применяются комплексные методики исследований и нестандартные комбинации:

Готовые работы на аналогичную тему

Структурное устройство воспитательного потенциала

Воспитательный потенциал является открытой педагогической системой, которая состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, функционирование которых влияет на ее развитие. Также, данная система подвержена воздействию сторонних факторов окружающей среды.

Существуют различные подходы по выбору единиц подразделения системы воспитательного потенциала на отдельные компоненты. Так, предлагается детализировать воспитательный потенциал по ресурсам в него входящим: материальным и нематериальным, по разновидностям воспитательных потенциалов, составляющих данную систему, по носителям потенциала, по объектам и субъектам, по приоритетным компонентам.

Воспитательный потенциал любого социального субъекта может быть представлен следующим структурным строением:

  • Аксиологический компонент. В него входят ценности, нормы, лежащие в основе воспитательной системы педагогического воздействия и составляющие фундамент знаний для передачи между поколениями;
  • Телеологический компонент. Он включает целевое назначение воспитания и прохождения процесса социализации личностью;
  • Концептуальный компонент. В него входят основные идеи, взгляды на воспитание, воспитательные теории и концепции, которыми руководствуется субъект педагогической деятельности, носитель воспитательного потенциала;
  • Методический компонент. Это совокупность приемов, методов и форм организации воспитательной работы субъектами воспитательного потенциала;
  • Инструментальный компонент. В него включены все воспитательные средства, которые применяются в ходе реализации воспитательной деятельности;
  • Персональный компонент. Он отражает характеристики людей, которые реализуют воспитательный их мастерство и профессионализм, квалификацию в области педагогики;
  • Интерактивный компонент. Он характеризует умения субъекта воспитательного потенциала организовывать систему сотрудничества с внутренними и внешними и субъектами, институтами для решения основных целей и задач воспитания;
  • Финансовый компонент. В него входит материально-техническая база реализации воспитательного процесса.

Развитие воспитательного потенциала

Проблема развития воспитательного потенциала относится к насущным и актуальным в современном обществе. На сегодняшний день, развитие воспитательного потенциала, его отдельных компонентов и видов представлено не в полном объеме. Большое внимание уделяется исследованиям воспитательного потенциала семьи. Так, можно отметить следующие закономерности развития этого потенциала:

  1. У семьи присутствуют внутренние ресурсы и механизмы для развития ее потенциала. Они могут быть применены правильно, если на них не оказывают отрицательное воздействие внешние факторы;
  2. Семья может развивать свой потенциал за счет осознанной саморегуляции;
  3. Потенциал семьи развивается в открытом образовательном пространстве;
  4. Эффективное развитие семейного воспитательного потенциала возможно при создании синергетической социально-педагогической системы;
  5. Использование семьями информационных ресурсов для развития своего потенциала;
  6. Включение семьи в разнообразную общественно полезную деятельность повышает ее воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал может развиваться разнообразными способами. Например, эффективность воспитания возрастает при занятии учащимися субъектной позиции в его ходе или, когда программы обучения дополняются воспитательными аспектами.

Воспитательный потенциал семьи и школы можно развить за счет создания системы их взаимодействия. Должна существовать единая направленность воспитания и взаимная заинтересованность в достижении воспитательных целей и задач.

Автор: Богатенкова Наталья Алексеевна

Организация: МБДОУ Детский сад №4 комбинированного вида

Населенный пункт: Владимирская область, округ Муром

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, перед нами возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду по речевому развитию.

ФГОС направлен на формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии. Качество речевого развития дошкольника зависит от среды, которую создают в дошкольном образовательном учреждении.

Изменения в содержании образования вызывают необходимость искать новые пути организации образовательной среды. Дошкольная организация, как начальный этап социального института образования, обязана удовлетворить все потребности ребенка, учесть особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентировать их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса, способствовать развитию социокультурного пространства.

Территория образовательного учреждения - это своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства. Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития речи дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

При организации предметно-пространственной среды территории ДОУ в соответствии с ФГОС, мы решили создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий новым подходам к организации пространства под открытым небом.

Современный подход к созданию территории дошкольного образовательного учреждения требует, чтобы каждый компонент пространства был предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлял каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, способствовал развитию речевой активности.

Представляю объекты, которые организованы на территории детского сада, позволяющие успешно осуществлять работу по развитию речевой активности детей:

Чтобы погрузить детей в мир исследований и открытий, на территории ДОУ создана метеоплощадка. Используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала. Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр. Самодельное оборудование: дождемер, ветряные рукава, экваториальные солнечные часы, песочные часы. На метеостанции дети узнают много нового о погодных явлениях и изменениях, учатся наблюдать и экспериментировать. Создав метеоплощадку, мы обогатили среду элементами, стимулирующими речевую активность детей: педагоги ДОУ организуют здесь наблюдения, экскурсии, НОД, реализуют проектную деятельность. Работа в парах, помогает организовать наблюдение без приборов и с использованием имеющегося оборудования на Метеоплощадке, затем полученные данные фиксируют в карточках. Выполнив задание дети делятся впечатлениями в каком случае им было легче и интереснее проводить наблюдение. Разработан цикл наблюдений за явлениями природы в разные сезоны.

Поляна сказок – стимул к речевому творчеству дошкольников.

Уголок отдыха – объект, стимулирующий речевую активность дошкольников.

Тропа здоровья – объект, способствующий развитию речевой активности детей.

Начиная с 3-х лет, на протяжении летнего периода, с детьми организуется работа на тропе здоровья, где ребята выполняют различные упражнения со словесным сопровождением. Подбор игр и упражнений для картотеки по речевому развитию способствует развитию речевой активности детей.

Цель этих игр — развитие общих речевых навыков, координации речи и движения, грамматического строя речи, мелкой моторики, введение в словарь новых слов, а также звуковой культуры речи.

Уголок леса - объект, позволяющий с легкостью погружаться в мир экологических сказок.

На территории ДОУ растут как хвойные, так и лиственные деревья и кустарники. Наряду с оздоровительной и эстетической функции они выполняют познавательную и развивающую роль для всех участников образовательного процесса. Дети имеют возможность наблюдать за ростом и развитием пяти видов хвойных деревьев: лиственница, пихта, сосна, ёль, туя; а также за лиственными деревьями: рябина, клен, береза, тополь. Педагоги имеют возможность широко использовать парковую зону для реализации различных проектов и исследовательской деятельности.

Составлена картотека, где подобран речевой материал, в соответствии с сезоном, с учетом возраста дошкольников.

Аптекарская клумба - ключ к развитию речевой активности ребенка.

Создана модель организации предметно-пространственной среды ДОО и территории, способствующая эффективному речевому развитию дошкольников. Обновленная образовательная среда содержит пространственные и предметные стимулы речевого развития ребенка и, кроме того, является динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Индивидуализированная среда служит не только условием для развития речевой активности ребенка, но и влияет на повышение качества речевого развития детей дошкольного возраста посредством инновационных форм работы ДОУ, выступает как показатель профессиональной компетентности педагогов ДОУ: умение постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Объекты, организованные на территории ДОО позволяют:

- создавать условия для развития речевой активности детей

- успешно осуществлять деятельность по развитию речевой активности детей

- повышать качество речевого развития детей посредством инновационных форм работы

- совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.

Сегодня поиск новых подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО и территории продолжается, главным критерием при этом остаются творчество, талант и желание педагогов создать комфортные и развивающие условия для успешного речевого развития дошкольников. Понимая особую значимость проблемы повышения речевой активности детей, мы продолжим внедрение в образовательный процесс инновационных технологий.

С писок литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2013г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001.

4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,

Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой. – 2015

6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: / Н.А.Рыжова. М.: Линка-Пресс, 2004.


Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования может осуществляться как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов. Образовательный потенциал режимных моментов, которые определены распорядком дня той или иной возрастной группы, достаточно высок. Создание необходимых условий для правильной организации режима дня и систематическое их выполнение способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма. При этом должна соблюдаться повторяемость отдельных режимных процессов: питания, сна, прогулки, образовательной деятельности.

В ходе экспериментального исследования нами были определены следующие педагогические условия организации режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении: последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания; использование воспитателем многообразия приемов и методов, стимулирующих стремление ребенка к самостоятельности, освоения способов самоконтроля, оценка результата и его коррекции для достижения положительного эффекта; гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку; создание в группе развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействие воспитателя с родителями. Нами была разработана система мероприятий, способствующих использованию образовательного потенциала режимных моментов в воспитании детей дошкольного возраста. Анализ результатов опытно-педагогической работы показал эффективность таких методов и приемов как личный пример сотрудников детского сада, родителей; использование художественной литературы, фольклора; схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов) и др.

Событие = приставка со- (служит для образования имен существительных и глаголов со значением «общее участие в чем-либо) + слово бытие (бытиё), то есть жизнь.

Таким образом, события – элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС, обозначены целевые ориентиры, направленные на:

  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
  • формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Обратимся к комментариям к ФГОС (раздел 2, пункт 2.7.) : «Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

  1. Признаки образовательного события и его сущность.

Образовательное событие – это:

  • Значимое творческое действие.
  • Открытие смысла происходящего для каждого участника.
  • То, что развивает и то, что развивается.
  • То, что вместе создается, но индивидуально понимается.
  • Способ жизнетворчества человека.
  • Уникально, его нельзя повторить.

Необходимо четко понимать, какую идею хотим достичь вместе с детьми. Событие без продолжения не имеет смысла.

Признаки образовательного события:

  • яркое, запоминающееся, эмоциональное переживание, энергетика, желание вернуться в него снова,
  • дает положительный эффект,
  • решает многие проблемы,
  • базируется на принципиально новой идее,
  • ориентировано на будущее,
  • удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса,
  • погружение, концентрация в событие,
  • новизна, неповседневность,
  • человек хочет об этом рассказать, поделиться.

Чтобы образовательное событие соответствовало всем этим признакам, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:

  • событие – не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
  • проблема (а без нее нет события) должна иметь значимый характер;
  • у участников события должна быть возможность выбора форм и характера личного участия;
  • событийность предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного опыта. Авторы представляют проделанную работу, показывают ее результаты, демонстрируют компетентность.

Характеристики образовательного события:

  1. Идея (создание яркого эмоционального всплеска, погружение в атмосферу праздника, новизна события и т.п.).
  2. Выбор (места действия, материала, команды и т.п., т.е. проявление инициативы со стороны ребенка).
  3. Качественные изменения, которые ожидают от детей в ходе образовательного события.

Этапы осуществления образовательного события:

1 этап. Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап. Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.

Читайте также: