Что такое образовательное пространство в доу

Обновлено: 05.07.2024

Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитания и образование, на здоровье детей.

Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Когда возникает необходимость уединения, то для этого существует специально выделенное групповое пространство. Каждому ребенку определен его личный уголок, где он может хранить свои вещи: одежду, любимые домашние игрушки, семейный фотоальбом и др.

В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения

Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Особое значение в деятельности нашего педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства придается:

  • приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;
  • укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;
  • реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд;
  • ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.

Для развития ребенка очень важно, чтобы среда вокруг него была развивающей и здоровьесберегающей.

Предметно-пространственная среда детей среднего дошкольного возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольника пятого года жизни. Наиболее важная особенность – яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее. Именно поэтому образовательная среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

В начале учебного года мы – воспитатели группы, педагог-психолог, специалисты по физической и изобразительной деятельности совместно с родителями воспитанников разработали мини-проект по адаптации, реконструкции и модернизации имеющейся предметно-пространственной среды группового помещения с целью создания психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка.

Организация образовательного пространства в ДОУ

Источником формировании содержания образования стали основные нормы жизненного самоопределения личности: человек, общество, культура, природа, человеческая деятельность, в том числе и нравственная деятельность.

Культурологический подход к работе с книгой в ДОУ

Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.

Осваивая культуру, ребенок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной реализации, и ребенок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры — его прошлое и будущее.

Для осуществления культурологического подхода в эстетическом воспитании детей необходимо изменить содержание педагогического процесса в ДОУ. Прежде всего, встает необходимость решения следующих задач: развитие теории эстетической деятельности дошкольника; формирование личностно-культурологической теории детского художественного творчества и художественного обучения; разработка технологии культурологического подхода к развитию эстетической деятельности дошкольников.

Знакомясь с выдающимися произведениями, дети учатся понимать культуру и историю России. Важно, чтобы на занятиях культура предстала перед детьми не как музейная реликвия, не имеющая отношения к действительности, а как часть настоящего. Поэтому важно из информации о прошлом отобрать такую, которая как величайшая духовная и культурологическая ценность, оказывает влияние на людей сегодня. Национальные ценностные приоритеты, пережитые ребенком в художественной деятельности, переносятся ребенком в реальную жизнь. Эмоциональная окрашенность дает возможность почувствовать их значимость.

Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется.

Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых — сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Детей не просто знакомят с содержанием книг, но постоянно привлекают их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушное и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.

Информационный центр — уголок книг

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витри-нах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают.

Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.

Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины. К радости детей совершается покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где воспитатели умно и тактично ведут работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.

Создание книжного уголка – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запа-са литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Современный книжный уголок обогащен разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

План работы в книжном уголке раскрывает формы и методы участия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в его создании, оформлении, пополнении и эффективном использовании. Наличие рекомендаций по работе с книгой для родителей в условиях семейного воспитания доказывает актуальность, практическую значимость и ценность организации книжного уголка в образовательном пространстве группы.

Работа с родителями

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Воспитатели изучают запросы родителей через опросники, анкеты. Совместно решают актуальные вопросы воспитания детей в "Школе молодых родителей", на Совете родителей, используя активные формы (диспуты, брифинги, "Телефон доверия", "круглый стол" и т.д.). Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируют результаты детской деятельности в Дни открытых дверей. Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.

Реализации этого направления способствует профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.

Лариса Ковалева
Образовательное пространство современного детского сада.

Все усилия воспитателей детского сада, где я работаю заместителем заведующей, направлены на успешную социализацию детей, поддержку интереса и внимания каждого ребенка в разных видах детской деятельности, учет субъективной позиции ребенка. (ФГОС 1.2 п. 1,2,3; 3.2.)

В нашем ДОУ созданы условия для реализации основной общеобразовательной программы в полном объеме. Для осуществления художественно-эстетического воспитания детей (ФГОС 2.6.) создана изостудия, где работает педагог дополнительного образования, детям предоставляется возможность лепить, рисовать, выполнять аппликацию из любого материала.

Образовательное пространство современного детского сада.




Осуществление экологического воспитания оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка и формирование у него целостной картины мира. Педагог дополнительного образования по экологическому воспитанию формируют у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и

неживого в природе, воспитывают чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду. Педагог осуществляет образовательную деятельность культурно-экологического направленности на примере Воронежского края. Все это прививает у ребенка нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой. (ФГОС 1.6. п. 5; 2.6.(об образовательной области – познавательное развитие, речевое развитие и специально-коммуникативное).



Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения педагогом психологом. В наше время, когда растет излишняя информационная нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные записи, проводятся релаксационные упражнения, динамические паузы тщательно контролируется образовательная нагрузка. В детском саду педагогом психологом осуществляется психолого-педагогическое сопровождение развития, воспитания и образования детей.




В дошкольном образовательном учреждении работает педагог дополнительного образования по английскому языку. Содержание обучения английскому языку дошкольников легко интегрируется с другими видами деятельности детей в детском саду : музыка, физкультура, изодеятельность, экология, математика. В этом возрасте наблюдается активный интерес детей к познанию окружающего мира, будь то животные или овощи и фрукты, природа или транспорт. Наряду с усвоением названий предметов на русском языке происходит активное запоминание эквивалентов на английском языке, таким образом, пополняющийся словарный запас надолго остается в памяти. Обучение дошкольников английскому языку реализуется преимущественно с помощью игровых

методов. Игра является для ребенка естественной деятельностью, служит способом приобщения к миру взрослых, способом познания.



Фундаментом интеллектуального развития является сенсорное воспитание, которое организуется на принципах коммуникативно-познавательной деятельности и обогащено современными развивающими играми и технологиями: блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизинера, игры Воскобовича, кубики Никитина, Методики: ТРИЗ, РТР, РТВ, ИОС, мнемотехника,

моделирование и другие педагогические технологии. Первые шаги в мир математики дети делают вместе с педагогом дополнительного образования. Так формируются понятия, свойства и отношения предметов в окружающем мире (форма, цвет, размер, количество, число, часть, целое и др. ФГОС 2.6).


Русское народное творчество приобщает дошкольников к народной культуре, учит восхищаться силой рук и ума человека, развивает духовность. У детей проявляется интерес к истории русского народа, к его жизни в разные времена, к его великой музыке. Музыкальный руководитель, знакомит детей с различными музыкальными жанрами народной музыки: колыбельными песнями, частушками, обогащает детей теплотой классической музыки. Проводит музыкально-тематические праздники. В совместных мероприятиях педагогов, воспитателей, детей и родителей происходит сплочение и познание нового, как в народном творчестве, так и в отношениях взрослых и детей. Интеграция изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности, способствует – развитию полихудожественных способностей детей.


Групповые комнаты оборудованы в соответствии с требованиями ФГОС ДО к РППС. Многофункциональные игровые модули, сюжетно-ролевые игровые уголки, конструкторы, спортивный инвентарь и развивающие игры.





Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Приоритетное направления в круге современного детского чтения ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Е. И. ЧАРУШИН Обоснование включения творчества писателя в круг детского чтения. Творчество Е. И. Чарушина (1901.

Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.

Уголок природы как образовательное пространство экологического образования детей подготовительной группы Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, поэтому в нашей группе был создан уголок природы. Цель создания.

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями Здравствуйте хочу поделиться опытом своей работы с родителями за 2015-2016 учебный год. Основной целью работы педагога в целом,является.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Скибина Светлана Евгеньевна

методист структурного подразделения

Отделение дошкольного образования

Государственное бюджетное образовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 376,

Московский район, город Санкт-Петербург

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира.

Е. И. Тихеева (Российский педагог)

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), а также материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития, и является одним из важнейших и значимых условий реализации образовательной программы и обеспечения качества дошкольного образования (требования к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной организации (ФГОС п. 3.3)).

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Правильная организация образовательного пространства позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, а также решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Пространство дошкольного отделения в зависимости от возрастных особенностей детей разделено на этапы. Каждый этап (возрастная группа) имеет свою тематику, в рамках которой оформлены помещения групп учреждения. Пространство групп организовано в виде разграниченных уголков, оснащенных развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), что соответствует гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и является о дним из главных показателей качества дошкольного образования.

Также в рамках тематики групп для детей 1 раз в неделю проходят занятия. Содержание занятий построено в интересной и доступной для детей форме. В конце учебного года проводится подведение итогов в виде праздничных мероприятий, на которых дети в соответствии с тематикой группы показывают костюмированное представление.

Очень важно то, что дети, становясь взрослее, из года в год переходят из одной группы в другую, как бы путешествуя по разным историческим эпохам.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Образовательное пространство дошкольного отделения стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную и физическую активности ребенка, организовано в зависимости от возрастной специфики его развития (приложение).

Предметы, созданные руками педагогов и детей, приносят радость, дарят ощущение домашнего тепла и уюта. Дошкольное отделение принимает неповторимый облик и воспринимается как особый центр культурной и эстетической деятельности детей, педагогов и родителей.

ü создание готовых методических материалов (видеороликов, презентаций, сборника методических разработок) с целью распространения и обмена опытом работы по формированию современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений;

ü повышение эффективности использования кадрового потенциала и материально-технических ресурсов дошкольного отделения;

Впервые эти определения употребили в своих работах К.Ю. Комаров и Б.Эльконин.

Затем вопрос развития образовательного пространства в виде открытой системы исследовали в своих работах такие авторы как И.В. Шумакова, Ф.Т.Михайлов, В.Д.Гатальский, С.Г.Алексеев, Т.А.Фомина, Ю.В.Сенько и другие.

Проблему обозначения границ образовательного пространства рассматривали Г.Н.Прозументова, В.М.Степанов, К.Ю. Комаров, Л.Н.Ковалева, Н.А.Савченко, Г.И.Дубенчак, Ю.А.Джагаров, А.П.Лиферов и другие исследователи.

Пространство в образовании

Образовательное пространство в исследованиях педагогов

На основании этого образовательное пространство дошкольного учреждения можно назвать местом активного взаимодействия воспитателя, дошкольника и образовательной среды между ними.

Проводя параллель между образовательным пространством и пространством реальным, можно увидеть, что та или иная образовательная система выглядит и как вместилище, и как набор объектов, его наполняющих. При этом, по мнению И.Д.Фрумина, нельзя забывать о том, что в образовательное пространство включаются не только парты, стулья, портфели, тетради, учебники и сами ученики, но и, что намного важнее, отношения между субъектами образования, условия, факторы и связи между ними.

Принципы формирования образовательного пространства

Принципы формирования единого образовательного развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения, а также факторы, их обеспечивающие, Е.В. Шаталова определяет следующим образом:

  1. Принцип управления, основанный на том, что ДОУ – открытая самоорганизующаяся система.
  2. Принцип многообразия, подразумевающий, что все методы управления направлены на создание условий, достаточных для развития и разнообразия элементов образовательного пространства.
  3. Принцип единства, реализуемый путем установления и закрепления связей между элементами образовательного пространства, образующими некоторое единство многообразных форм.
  4. Принцип опережения, необходимый для обеспечения принципа многообразия, в соответствии с которым руководство ДОУ всегда должно быть готово к появлению новых элементов образовательного пространства, а также изменению отношений между ними.
  5. Принцип избыточности, позволяющий сохранить все элементы многообразного пространства и обеспечивающий широкое множество различных направлений развития системы образования ДОУ.

При этом Е.В. Шаталова отмечает, что для реализации целей всестороннего развития подрастающего поколения, образовательное развивающее пространство должно быть системой саморазвивающейся. Обеспечено это может быть только такой формой управления, которая сама представляет из себя и источник, и стимул для развития личности.

Трактовка образовательного развивающего пространства

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает образовательное развивающее пространство как единство и тесную связь всех компонентов (пространственно-предметных, социальных).

При этом качество процесса образования в ДОУ напрямую зависит от качества пространственно-предметного наполнения образовательной среды, качества отношений между ее субъектами, а также качества связи между всеми ее компонентами.

Как сказано в работах В.А.Ясвина, способность образовательного пространства обеспечить каждому из членов образовательного процесса возможности для саморазвития личности является главным критерием его качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) также говорит о необходимости создания новой модели дошкольных образовательных организаций в виде открытой образовательной системы.

Этот образовательный стандарт прописывает изменения в содержании, целях и задачах дошкольного образования, а также указывает на новые требования к условиям воплощения дошкольной образовательной программы, ее результатам и информационной открытости.

Из всего вышесказанного видно, что сегодня открытая образовательная система, являющаяся доступной для каждого участника образовательного процесса, находится в центре внимания дошкольной педагогики.

Таким образом, под образовательным развивающим пространством будем рассматривать сферу человеческой деятельности, в которой формирование и развитие человеческой личности осуществляется целенаправленно. В рамках такого пространства формируется интеллектуальный, экономический и социально-духовный потенциал новых членов общества.

Развиваем дошкольников с помощью игровых технологий
Игровые технологии в развивающем образовательном пространстве детского сада позволяют формировать у детей много качеств, таких как: инициативность и…

Читайте также: