Анализ образовательных программ в специальных коррекционных школах

Обновлено: 07.07.2024

Итак, пришло время отдавать ребёнка в школу. Для того, чтобы выбрать вариант обучения, нужно пройти ПМПК и получить заключение с рекомендацией обучения по определённой программе. Вариант программы зависит от постановки диагноза.
Дети с лёгкой умственной отсталостью обучаются по 1 варианту адаптированной программы, а дети с умеренной и другими формами умственной отсталости, а также тяжёлыми множественными нарушениями развития обучаются по 2 варианту.

Рассмотрим эти два варианта программы более подробно и выясним, чем же они отличаются друг от друга?

1. Планируемые результаты освоения программы:
1 вариант предусматривает, что к концу учебного года ребёнок осваивает установленный объём программы, овладевает определенными знаниями и умениями. Уровень этих знаний и умений выражается в оценке. Т.е при освоении 1 варианта программы есть четко обозначенные критерии, по которым оценивается уровень знаний ребёнка.

2 вариант не имеет четко обозначенных промежуточных результатов освоения программы и опирается на индивидуальные особенности и возможности ребёнка – подразумеваются лишь возможные результаты освоения программы.
Простыми словами, если 1 вариант программы подразумевает, что ребёнок в определенном возрасте обязательно должен научиться читать, писать и считать, и дальше совершенствовать эти навыки, то при обучении по 2 варианту программы освоение этих навыков не закреплено за определенным возрастом и зависит от особенностей конкретного ребёнка. Один ребёнок может выучить буквы и начать читать в 3 классе, другой - только к 9-10 классу, а третий вообще не научится этого делать.

2. Длительность обучения:
1 вариант – 9-13 лет. Длительность обучения школа устанавливает самостоятельно. Определяется наличие или отсутствие 1 дополнительного класса.
2 вариант - 13 лет (с 1 дополнительным классом).

3. Возможность написания СИПР/СИОП (специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы):
1 вариант – только при обучении на дому/индивидуально (по медицинским показаниям).
2 вариант - есть.

4. Организация обучения:
1 вариант – так же, как и в массовой школе. С 1 по 4 класс - начальное образование. Все предметы, за исключением музыки и физкультуры (зависит от школы и от наличия профильных учителей) ведёт классный руководитель. С 5 по 9 (12) класс - среднее образование. Меняется классный руководитель, уроки ведут учителя-предметники. Проводятся коррекционные занятия с логопедом и психологом на протяжении всего периода обучения.

2 вариант - все предметы (за исключением музыки, физкультуры и труда), на протяжении всего периода обучения ведёт классный руководитель. Добавлены коррекционные курсы: занятия по сенсорному развитию, альтернативной коммуникации, предметно-практические действия и двигательное развитие.

5. Осваиваемые предметы и курсы:
1 вариант
Начальная школа: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, изо, ручной труд, музыка, физкультура.

Средняя школа 5-9 класс: русский язык, чтение (литературное чтение), математика, изо (5 класс), музыка (5 класс), природоведение (5-6 класс), мир истории (6 класс), география (6-9 класс), биология (7-9 класс), история Отечества (7-9 класс), информатика (7-9 класс), основы социальной жизни/социально-бытовая ориентировка, профильный труд, физкультура.

10-12 класс: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, обществоведение, основы социальной жизни, профильный труд, физкультура

Коррекционные курсы: ритмика, логопедические и психокоррекционные занятия.

2 вариант
1 (дополнительный)-4 класс: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, изо, человек, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, домоводство, музыка, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия.

5-12 класс: остаются те же предметы, добавляется труд.

Коррекционные курсы: предметно-практические действия, двигательное развитие, сенсорное развитие (занятия с психологом), альтернативная коммуникация (занятия с логопедом).

6. Окончание школы и дальнейший путь:
После окончания школы, обучающимся по 1 и 2 варианту программы выдаётся свидетельство об обучении.
1 вариант - с оценками, 2 вариант - без оценок.
Далее дети могут поступить в профессиональное училище (центры профессионального обучения) и получить рабочую профессию: столяр, швея, штукатур-маляр, каменщик, цветовод.
Срок обучения составляет 2 года.
Ребятам с легкой умственной отсталостью, для освоения доступны все предлагаемые профессии, а детям с умеренной умственной отсталостью или другими особенностями, доступны только некоторые профессии, которые не требуют точной координации движений и развитой мелкой моторики: цветовод, штукатур-маляр (нужно узнавать в конкретном училище).
Также дети-инвалиды, дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, могут проходить реабилитацию в центрах социальной адаптации инвалидов.

***
Почему важно не ошибиться с выбором программы обучения и постановкой диагноза?

В настоящее время в коррекционных школах увеличивается количество детей, с заключениями ПМПК, несоответствующими действительности (я говорю о смешении лёгкой умственной отсталости с , умеренной и тяжелой), и обучать таких ребятишек по 1 варианту программы не представляется возможным.
Почему же так происходит? Давайте разбираться.

ПМПК, скорее всего, не будут спорить с вами (да, это плохо, но такие уж у нас комиссии) и укажут в заключении то, на чём вы настаиваете.
Но подумайте, делаете ли вы этим лучше для своего ребёнка?
Получит ли ребенок пользу от такого обучения, необходимую коррекционную помощь?
Меняет ли от этого ваш ребёнок, мгновенно, свой уровень развития - овладевает речью и расширяет словарный запас, овладевает навыками самообслуживания, умением держать карандаш, сидеть за партой, выполняет указания учителя, подчиняет свои действия определённым правилам и требованиям?
Мне кажется, что ответ на все эти вопросы будет отрицательный.

Давайте подумаем, для чего же требовать от ребёнка невозможного, заставлять его учиться по той программе, которую он не усваивает - не может освоить отвлечённый счёт, научиться читать, писать (не списывать по буквам, а писать самостоятельно), а в большинстве случаев даже говорить? И все эти перечисленные умения ребёнок с лёгкой умственной отсталостью должен освоить и закрепить ещё в начальной школе.
А что уж говорить про 5-9 классы, в которых изучается история ( она предполагает развитое абстрактное и словесно-логическое мышление, умение ориентироваться во времени ), география, биология, азы геометрии.

Такое обучение, несоответствующее возможностям ребёнка, будет потраченным впустую временем, и не принесёт никакой пользы. Нагрузка на ребёнка будет запредельная , изучаемый материал слишком абстрактный и недоступный для его понимания . Обучение, которое опирается на то, что у ребёнка не сформировано, не только неэффективно, но и несёт вред для него, так как не ведёт к успешности ребёнка, упускает драгоценное для коррекции время.

К слову, 2 вариант программы предусматривает введение значительно большего количества коррекционных занятий - коррекционных курсов ( по сравнению с 1 вариантом, где коррекционных курсов не предусмотрено вообще). То есть с ребенком дополнительно проводятся коррекционные занятия - как занятия со всем классом с самим учителем-дефектологом (олигофренопедагогом), так и индивидуальные занятия с профильными специалистами: психолог, логопед.

Просто осознайте и примите, что от того, что в заключении ПМПК вы ожидаете увидеть слова "лёгкая умственная отсталость" - по факту ребёнок таким не стал, и этим вы ему только навредите. Здесь нужно думать не о том, каким вам хочется, чтобы был ваш ребёнок, а о том, какой он есть на самом деле, здесь и сейчас, и какая ему необходима коррекционная помощь.

Также стоит сказать о том, что от того, обучается ребенок по 1 или по 2 варианту программы – не меняется возможность дальнейшего обучения после окончания школы. Он также может поступить в профессиональное училище, если уровень его умений, навыков, самоконтроля и ответственности позволит ему овладеть профессией.

Помните, что каждый ребёнок должен быть успешен, для него это очень важно!

Поэтому занятия и упражнения должны быть посильными для него. Когда ребёнок успешен, а задания посильны для него - появляется мотивация к обучению, ребёнок испытывает радость и идёт в школу с хорошим настроением.
А если у ребёнка ничего не получается, он не может самостоятельно выполнить ни одного задания, не понимает о чём его спрашивают - будет ли он с радостью идти на школьные уроки? В таком случае возникает вопрос - а что ему дают такие уроки для его развития?
Представьте себя на его месте - вам в начальной школе начинают рассказывать высшую математику, философию или органическую химию, и требуют понимания и самостоятельного выполнения заданий. Представили? Захотелось ли вам сразу учиться, появилось хорошее настроение?
Вот и я думаю, что нет. А примерно такие чувства вы заставляете испытывать своего ребёнка.

При постановке диагноза лёгкая умственная отсталость также подразумевается обучение более сложному и координированному профильному труду в школе (столяр, швея), с продолжением его в специальных училищах. И как следствие, дальнейшая самостоятельная работа и самостоятельная жизнь в обществе. А ведь успешное обучение профессии целиком и полностью зависит от уровня развития саморегуляции, координации движений, мелкой моторики, умения планировать свою деятельность и подчинять её определенным правилам. Также успех зависит от того, насколько хорошо развит навык чтения, усвоены правила письма, арифметические действия и умение решать задачи, формируемые ещё в начальной школе.

- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Дефектолог Ася. Объединение родителей и педагогов", либо переходите по этой ссылке .

_______________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу.

Формирование целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами.

ВложениеРазмер
analiz_predm-prakt.1_klass.doc 139 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Анализ реализации рабочей программы

по коррекционному курсу

за I полугодие 2018 – 2019 учебный год

Классы: 1а, 1б, 1в, 1 г.

Учитель-дефектолог: Самиева Л.А.

Нормативное обоснование реализации рабочей программы.

Реализация программы осуществляется в соответствии с:

-нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

-Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

-нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

-правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее -ОО):

-Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;

-Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки . Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

В настоящее время существует множество самых различных коррекционных программ для детей раннего возраста, ориентированных на ту или иную патологию. Рассмотрим здесь лишь некоторые, наиболее популярные из них и постараемся выделить их достоинства и недостатки.

Основные особенности Программы Маккуэри.

– Цель Программы – помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной.

– Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются в процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше.

– Процесс обучения разбивается на маленькие ступеньки. Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее.

– Программа основана на продуманной системе оценок. Дети с трудностями в обучении учатся значительно лучше, если перед ними ставятся правильно выбранные задачи в правильно выбранное время. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, авторы выделяют особое время для точного определения того, что ребёнок способен делать в данный момент, и чему он готов учиться дальше.

Занятия в центре Маккуэри строятся следующим образом. Дети в возрасте 6-8 недель начинают посещать Центр вместе со своими семьями. Их привозят один раз в неделю для занятий с педагогом и специалистом по лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог и специалист по ЛФК рассказывают родителям об успехах малыша за последнюю неделю. Наблюдая за ребёнком, они определяют, готов ли он учиться чему-то новому, и если – да, что показывают родителям, как с ним нужно заниматься. Специалисты Центра дают родителям советы о том, как можно включить занятия с малышом в привычный ход жизни. Чтобы (если это возможно) не выделять для них специального времени.

С самого начала программа, которая составляется для каждого ребёнка индивидуально, предполагает одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития – к тонкой моторике, к восприятию речи, к общей моторике, к умению выражать свои чувства и потребности, к способности играть и взаимодействовать с другими людьми, к самообслуживанию.

Таким образом, данная программа представляет собой комплексный подход к развитию ребёнка, т.е. набор последовательно усложняющихся упражнений (наличие вертикальных связей и отсутствие горизонтальных), а не системный.

Первоначально данная программа создавалась для детей с синдромом Дауна. Хотя эти методики и пособия применялись в работе с детьми, имеющими аномалии всех типов от средней до тяжёлой степени, многие упражнения оказываются не приспособлены для работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Е.А. Стребелева в своей работе (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004) говорит о системном подходе к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания.

Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении. В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для обеспечения чувства защищённости, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям исследователи относят: адекватные способы общения взрослых с ребёнком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование – спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития каждого воспитанника.

Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребёнка, вторая – работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

Е.А. Стребелева считает, что разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребёнком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития:

- социальной (формы общения – вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта – совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции),

- физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики),

- познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности).

Содержание данной программы включает в себя задачи, методы и приёмы работы с ребёнком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребёнка и его потенциальные возможности, т.е. зону ближайшего развития. Индивидуальная программа планируется на небольшой период – на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:

– условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребёнком в семье;

– содержание работы (указываются задачи, методы и приёмы) с ребёнком по основным линиям его развития;

– виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;

– формы работы с родителями: консультации, обучение матери путём наблюдения за работой педагога-дефектолога с ребёнком; лекции с указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье.

Таким образом, индивидуальная программа развития ребёнка включает в себя набор упражнений по развитию каждого направления в отдельности, что представляет комплексный подход к развитию ребёнка.

Кондуктивная педагогика А. Петё (Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003 - 136 с.) является комплексной системой, нацеленной прежде всего на воспитание ребёнка. Она рассматривает нарушения опорно-двигательного аппарата не как болезнь или увечье, а как неопытность или незнание. Следовательно, задача состоит в том, чтобы устранять не просто двигательные нарушения как таковые, но обучать детей новой организации их жизни. Обучение не сводится к тренировке отдельных функций, которые остаются для детей чем-то чуждым и неинтересным. Оно проходит как освоение понятных им будничных дел и смысловых связей.

Комплексная функция не возникает в результате формирования частных функций – каждая из них легче развивается во взаимодействии друг с другом. Этот принцип кондуктивной педагогики позволяет кондуктологам воспринимать любого своего подопечного как целостный объект, который должен овладеть определённой совокупностью знаний и умений.

Многообразие установок позволяет опытному педагогу использовать природные способности самого ребёнка, которые становятся как бы исходным пунктом программы дальнейшего развития.

Однако, кондуктивнаяя педагогика имеет определённые критерии приёма пациентов. Терапия предназначена для детей в возрасте от трёх лет с церебральными нарушениями опорно-двигательной системы (спастический, атактический, дискинетический синдромы) и поперечным миелитом, а также для взрослых с множественным склерозом, синдромом Паркинсона и др. Таким образом, данная программа не предназначена для детей раннего возраста.

Важным условием приёма в качестве пациента является умение пить, пережёвывать и глотать твёрдую пищу.

Ребёнок должен иметь хорошую общую физическую форму, быть способным выдерживать физическую нагрузку и не страдать припадками.

Необходимы некоторая подвижность и коммуникабельность, а также желание учиться, иными словами, пациент должен понимать простые задания и предложения, кроме того, требуется активное и пассивное владение языком.

К отказу от приёма на занятия приводят такие сопутствующие диагнозы как слепота, глухота, тяжёлая умственная отсталость, аутизм, генетические отклонения, прогрессирующие болезни (мышечная дистрофия) и не поддающиеся лечению случаи эпилепсии.

И, наконец, представим ещё одну методику - Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: доречевой период. – М.: Просвещение, 1989). Она описывает систему комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в доречевой период.

Автор считает, что все дети в зависимости от уровня развития их голосовой активности могут быть отнесены к четырём группам, которые соответствуют четырём уровням доречевого развития: I уровень – отсутствие голосовой активности; II уровень – наличие недифференцированной голосовой активности; III уровень – гуление; IV уровень – лепет.

Архипова характеризует каждый уровень с точки зрения развития голосовой активности, сенсорного развития, ориентировочно-познавательной деятельности, двигательного развития, артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Однако очень часто уровень развития познавательной деятельности или мелкой моторики не соответствует уровню развития голосовой активности и артикуляционного аппарата. Поэтому по разным показателям ребёнка можно отнести одновременно к двум или трём уровням. Отсюда особенности построения коррекционной работы с ребёнком исходя из индивидуального, а не из дифференцированного подхода.

В описываемой в пособии коррекционной работе большое место уделяется дыхательным упражнениям, логопедическому массажу лицевой мускулатуры и языка, а также артикуляционной гимнастике. Авторы подробно останавливаются на расслабляющем и укрепляющем массаже лицевой мускулатуры, шеи, губ, языка, точечном массаже при гиперкинезах языка, пассивной и активной артикуляционной гимнастике на разных уровнях доречевого развития. Бесспорно, эти направления очень важны в работе с детьми, имеющими дизартрический синдром в органах артикуляции. Однако, в пособии недостаточно внимания уделяется развитию всех остальных психических функций, и они описываются обособленно, вне связи с другими процессами.

Читайте также: