Что такое нрк в доу

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальное представления основ региональной культуры на основе краеведения, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач.

Задачи образовательной деятельности с детьми с целью приобщения к региональным особенностям родного края, формированием мотивационно-ценностной сферы:(из образовательной программы)

1.Формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии Южного Урала.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы Южного Урала, формировать общие представления об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Уральского региона).воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Урала.

3.Знакомить детей с историческим прошлым края, родного города (заповедник Аркаим, история золотодобычи).

6.Выделять положительные изменения, происходящие в родном городе (строительство новых жилых комплексов, объектов культуры и спорта, возведение памятников, благоустройство улиц, парка культуры и отдыха).

7.Приобщать детей к народным промыслам (каслинское литье, Златоустовская гравюра, камнерезное искусство, уральская роспись, декоративно-прикладное творчество умельцев родного города).

8.Дать представление о народных праздниках (Сабантуй, медовый, яблочный, ореховый и хлебный Спас и др.).

9.Приобщать детей к народным традициям, которые передаются из поколения к поколению (сказы, легенды, народные игры, танцы).

10.Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях. Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность, создание краеведческих уголков для детей и др.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).

При отборе краеведческих сведений для НОД важно придерживаться следующих правил:

- события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Содержание для включения в основную общеобразовательную программу ДОУ.

Природа Уральского региона (географические, климатические особенности);

Животный мир Уральского региона (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.

Растительный мир Уральского региона (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).

Культура и быт народов Уральского региона (быт, национальные праздники, игры);

Произведения устного народного творчества коренных народов Уральского региона, проживающих на территории Южного Урала: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Специально организованная НОД

Знакомство детей с особенностями Южного Урала включает в себя интеграцию 5 познавательных областей. По каждой области разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала. Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

hello_html_6f69b1c1.jpg

hello_html_m4cd1d764.jpg

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района.

В нашем детском саду уже на протяжении многих лет идет сотрудничество с городским музеем . Работа с музеем ведется в соответствии с тематическим планом культурно-образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

С целью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с №10 г. Пласта, нами разработаны дидактические игры, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических, национальных особенностей города. Разработанные нами дидактические игры позволяют наиболее полно Разработанные нами дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные .

Программа имеет методические указания, раскрывающие использования средств, методов, проемов в реализации идеи народной педагогики. Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста, однако подготовительный период ее реализации может быть начат в более ранние сроки. По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального

имеют возможность ознакомиться с

разработками консультаций, семинаров

- практикумов, педсоветов, занятий,

праздников, развлечений. Для работы

с детьми подобрана необходимая

художественная литература (сказки,

загадки, сборники стихов, журналы,

книги и картины, рассказывающие о

жизни народов Южного Урала,

имеются иллюстрации с изображением

растений и животных, пейзажей

природы, сборники музыкальных произведений.

Взаимодействие с родителями .

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском сад

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Южного Урала, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь .

hello_html_m7655b17.jpg

Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идёт о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.

Второй аспект решения рассматриваемой проблемы связан с реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента. Здесь возможны два пути:

1. Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности.

2. Включение в программу образовательных учреждений дисциплин, содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.

Т. национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:

- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

- способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

- создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;

- формирует региональную общность людей.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Условия для успешного решения поставленных задач:

1. Компетентность педагога по данной проблеме.

2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

3. Соответствующая предметно - развивающая среда.

4. Сотрудничество с семьёй, с учреждениями социального окружения.

Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:

  • интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
  • кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т.д.)

Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.

Работа по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Одним из перспективных методов в работе с семьёй является метод исследовательской проектной деятельности.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:

  • интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
  • интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • интерес и уважение к культуре и традициям татарского народа;
  • интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
  • восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь;

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"

Выступление на секционном заседании.


Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном.

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ.


перспективный план по национально-региональному компоненту во 2й младшей группе

Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживат.

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

У каждого дошкольного образовательного учреждения имеется своя основная образовательная программа. Где педагогический коллектив ставит свои задачи и цели, но в каждой программе есть раздел - национально-региональный компонент или этнокультурная составляющая (ЭКС).

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей республики и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Данный раздел разработан в соответствии с Региональной образовательной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р. К., к. п. н, доцент) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г. г., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий.

Основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента :

- обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры;

- достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность;

- включение в образовательную деятельность.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:

• воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе;

• побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края;

• способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства;

• активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия;

• сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым лексически минимумом (в соответствии с УМК);

- ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой родного края, формирование экологической культур

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

· социализация: игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);

· физическая культура: народные подвижные игры;

· познание (формирование целостной картины мира) : экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

· Художественное творчество (приобщение к искусству) : организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

· Художественная литература: чтение произведений татарских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывали, пальчиковые игры и др.);

· Музыка: знакомство с творчеством классиков татарской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент.

Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Цель методического пособия:

• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан;

• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привитие любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

• Привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций;

• Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;

• Формирование ценностно-смысловых представлений о мире посредствам сказок, народной музыки, игр, праздников, танцев.

Эти цели реализуются в процессе интеграции образовательных областей обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Результаты использование подвижных игр в образовательной деятельности в течение учебного года заключаются в следующем:

• дети знают татарские народные игры и игры народов Поволжья, могут самостоятельно организовать знакомые игры и игровые упражнения с элементами соревнования; соблюдать правила игр.

• закрепление речевого материала происходит в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к языку, так как дети в непринужденной обстановке погружаются в языковую среду;

по итогам диагностики повысились показатели физической подготовленности: ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.

Воспитатели групп закреплепляют пройденный материал в режимных моментах и отмечают, что у детей раскрываются творческие, организаторские способности, ребёнок учится самостоятельности.

В течении учебного года родители имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых занятиях ОД и принимать активное участи в совместной деятельности на спортивных мероприятиях.

Данное разработаное методическое пособие опробировано и пользуется успехом у коллег нашего детского сада, а самое главное приносит пользу и радость детям.

- рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры гуманитарно-педагогических наук Альметьевского государственнго института муниципальной службы Осиповой Л. Ф. ; старшего преподавателя по физической культуре Альметьевского государственнго института муниципальной службы Гуртовой М. Е. ;

Практика показала, что народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий, должны служить для укрепления здоровья детей. Они являются эффективным средством формирования положительных взаимоотношений сверстников в группе детского сада, также ценны и в педагогическом отношении, так как оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, физически укрепляют детей.

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт должно быть направлено на возрождение и культивирование национальных ценностей страны. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;
  • Познакомить детей с особенностями и традициями калмыцкого народа;
  • Формировать представления чувства любви к Родине, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.







Дети знакомятся с народным творчеством, устным, музыкальным, декоративно-прикладным. Проводятся беседы о родном крае, о животном и растительном мире, о природных ресурсах.

Уголок природы украшает календарь, изображающий ход времени по восточному календарю животного цикла. Животных я изготовила из солёного теста. Календарь представлен в таком виде , может подсказать творческому педагогу самые разные идеи. Ведь круг - универсальный символ времени в любой традиционной культуре. Стрелка времени, к примеру , может перемещаться от одного важного праздника к другому, представленному образами или картинками. Народные праздники приносят национальный колорит в жизнь детского коллектива.



Формирование у детей культуры поведения, становления личности этому способствуют следующие виды деятельности: знакомство с национальными праздниками, обычаями, традициями, заучивание стихов, песен, слушание народных мелодий, эпоса, разучивание народных игр, танцев, рассматривание произведений народных художников, писателей, скульпторов.




Дети совместно с родителями сопереживают события своего детского сада, поселка, района, города. Они активные участники всех мероприятий: конкурсов, соревнований, праздников – все это вводит дошкольников в общение с окружающим, способствует приобретению определенных социальных навыков, включая знания исторических корней своего рода, древо своей семьи, располагающей к изучению родного языка.



Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитывать в них маленьких патриотов.

Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.


Национально-региональный компонент в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт должно быть направлено на возрождение и культивирование национальных ценностей страны. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;

Познакомить детей с особенностями и традициями калмыцкого народа;

Формировать представления чувства любви к Родине, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.







Дети знакомятся с народным творчеством, устным, музыкальным, декоративно-прикладным. Проводятся беседы о родном крае, о животном и растительном мире, о природных ресурсах.

Уголок природы украшает календарь, изображающий ход времени по восточному календарю животного цикла. Животных я изготовила из солёного теста. Календарь представлен в таком виде , может подсказать творческому педагогу самые разные идеи. Ведь круг - универсальный символ времени в любой традиционной культуре. Стрелка времени, к примеру , может перемещаться от одного важного праздника к другому, представленному образами или картинками. Народные праздники приносят национальный колорит в жизнь детского коллектива.



Формирование у детей культуры поведения, становления личности этому способствуют следующие виды деятельности: знакомство с национальными праздниками, обычаями, традициями, заучивание стихов, песен, слушание народных мелодий, эпоса, разучивание народных игр, танцев, рассматривание произведений народных художников, писателей, скульпторов.




Дети совместно с родителями сопереживают события своего детского сада, поселка, района, города. Они активные участники всех мероприятий: конкурсов, соревнований, праздников – все это вводит дошкольников в общение с окружающим, способствует приобретению определенных социальных навыков, включая знания исторических корней своего рода, древо своей семьи, располагающей к изучению родного языка.



Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитывать в них маленьких патриотов.

Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

Читайте также: