Что такое непрерывное образование кратко

Обновлено: 02.07.2024

— процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Н.о. является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором Н.о. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей Н.о. как системы и специфических задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.

Н.о. как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования. Для государства Н.о. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом Н.о. является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны. Для мирового сообщества Н.о. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В мировой педагогике понятие "Н.о." выражается рядом терминов, среди которых "продолжающееся образование", "пожизненное образование", "пожизненное учение", "перманентное образование" и др. К понятию "Н.о." тесно примыкает "возобновляющееся образование", означающее получение образования "по частям" в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, гл.о. с работой. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам Н.о. (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 80-х гг. выходит "Международный журнал непрерывного образования"; с 1994 в Канаде издаётся международный электронный журнал "The International Journal of Continung Education Practice", посвящённый практике Н.о.

— образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласовынных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 55)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Вопрос реализации непрерывного образования в наш век актуально стоит для людей, желающих добиться успеха в профессиональной сфере. Его суть заключается в постоянном развитии индивида. Для этого используются единые, связанные образовательные учреждения, преемственные учебные программы. В современном мире непрерывность образования обеспечивается через возможности информационных технологий, компьютеризации.

Главная задача – формирование целеустремленности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия. Каждый специалист должен постоянно совершенствовать свой уровень. Яркий пример – хирург, который осваивает новые методики, технологии. В противном случае может появиться другой врач, претендующий на его место.

Что такое непрерывность образования – основные этапы

Непрерывность образования – это последовательное, регулярное, пожизненное пополнение багажа знаний человека. Каждая профессия требует много умений. В ходе постоянного совершенствования своих способностей специалист добивается успеха. Это не быстрый метод знакомства с новой отраслью деятельности. Технология непрерывности состоит из двух масштабных этапов:

  • Ребенок получает знания в детстве. Это комплекс воспитательных, юношеских, детских подходов к формированию личности. После человек вступает во взрослую жизнь;
  • Взрослый человек получает образование, изучает общество, впитывает знания от старших людей, педагогов. В этот этап входит практика, получение квалификации, самостоятельное развитие, самообучение.
  1. Пожизненное освоение навыков, жизненных принципов, психологическое, эстетическое изучение жизни.
  2. Начальная школа включает детский сад, начальные классы, кружки.
  3. Дополнительные занятия – углубленное изучение языка, посещение курсов программирования, дизайна, технических уроков.
  4. Учеба после университета, техникума включает дополнительное изучение специальности, курсы повышения квалификации.
  5. Профессиональное часто связано со сменой специализации. Человек знакомится с новым направлением деятельности, совершенствуется в этой области.

Непрерывное образование и самообразование

Непрерывное образование и самообразование

Самообразование – это твой выбор, основанный на личных предпочтениях, интересах. Индивид самостоятельно выбирает область работы, подбирает учебные материалы. Для получения знаний он не обращается к педагогам, не посещает университет, другие учебные заведения. Преимущество самообразования – в формировании ответственности. Основные задачи:

— процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Н.о. является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором Н.о. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей Н.о. как системы и специфических задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.

Н.о. как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования. Для государства Н.о. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом Н.о. является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.Для мирового сообщества Н.о. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В мировой педагогике понятие "Н.о." выражается рядом терминов, среди которых "продолжающееся образование", "пожизненное образование", "пожизненное учение", "перманентное образование" и др. К понятию "Н.о." тесно примыкает "возобновляющееся образование", означающее получение образования "по частям" в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, гл.о. с работой. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам Н.о. (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 80-х гг. выходит "Международный журнал непрерывного образования"; с 1994 в Канаде издаётся международный электронный журнал "The International Journal of Continung Education Practice", посвящённый практике Н.о.

— образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласовынных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 55)

Смотреть что такое НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в других словарях:

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

термин, не имеющий общепринятого определения. Он отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику, чтобы повысить ее социальную эффективность, т.е. сделать ее более соответствующей логике развития общества и человека на различных этапах их развития. Непрерывное образование мыслится как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и ее всестороннее развитие и обогащение духовного мира: от детско-юношеского образования до образования взрослых. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности. смотреть

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– образование, продолжающееся на протяжении всей сознательной жизни человека при отсутствии значительных разрывов во времени и целях. Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к образованности его членов, тем прочнее тенденция к тому, чтобы каждый человек имел желание и возможность для непрерывного совершенствования образования. Непрерывное образование понимается как восхождение человека к достижениям широко понимаемой культуры, овладение духовным богатством современной цивилизации в ее общечеловеческом понимании. Оно не зависит от возраста, первоначально приобретенной профессии или специальности, места жительства, но обязательно учитывает индивидуальные способности человека, мотивы, интересы, ценностные установки. смотреть

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющеекаждому возможности реализации собственной программы; целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности. смотреть

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, соответствующий потребностям личности и общества, организационно обеспеченный системой государственных, общественных и частных институтов. смотреть

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития. См. также Концепция непрерывного образования. смотреть

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ИКТ

Краткосрочные курсы, зачитываемые или не зачитываемые в кредит общей программы обучения, в целях развития и подтверждения компетенции и/или обновления сертификата по ИКТ. . смотреть

Представление о том, что необходимо учиться всю жизнь, впервые сформулировали античные мыслители.

Как самостоятельная концепция идея о непрерывном образовании начала разрабатываться в результате деятельности экспертов ЮНЕСКО в 1960-е гг. В 1965 г. данный термин впервые ввел в оборот ученый П. Ленгранд, в 1968 г. он был закреплен в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В 1970-е гг. концепция непрерывного образования широко освещалась в рамках деятельности различных международных организаций и постепенно получила мировое признание. Совет Европы рассматривал данную концепцию в первую очередь как средство выравнивания темпов развития разных стран посредством образования. По мнению экспертов СЕ, это должно было привести к углубленной интеграции европейских государств.

  • как обучение на протяжении всей жизни;
  • как образование взрослых;
  • как постоянное совершенствование трудовых навыков.

Непрерывное образование – это система учебных действий, направленная на непрерывный процесс роста общего и профессионального потенциала личности в соответствии с потребностями общества и самого человека.

Цели:

  • социализация;
  • профессиональная ориентация и повышение квалификации;
  • достижение определенного социального статуса;
  • общее развитие личности.

Функции:

  • компенсаторная;
  • адаптирующая;
  • развивающая;
  • рекреационная.

Компоненты:

  • государственные и общественные образовательные институты;
  • образовательные программы;
  • система управления;
  • социальная среда.

Признаки:

  • всеохватность;
  • открытость;
  • доступность;
  • длительность;
  • нацеленность в первую очередь на самообразование.

В процессе непрерывного обучения человек совершенствует знания в следующих основных сферах:

  • экономической;
  • социальной;
  • культурной;
  • политической;
  • технической.

В наши дни идея непрерывного образования стала еще более актуальна, поскольку:

  • интенсивными темпами внедряются инновационные технологии;
  • исчезают старые и появляются новые профессии;
  • знания быстро устаревают;
  • увеличивается продолжительность жизни.

Стратегия непрерывного образования легла в основу национальной образовательной политики многих государств. С 2000-х гг. участие населения в непрерывном образовательном процессе стало рассматриваться как одна из ключевых характеристик успешности страны, в том числе в области экономики и развития человеческого потенциала.

Понятие концепции в педагогике

Педагогика непрерывного образования – это концепция в педагогике, объясняющая необходимость обучения на протяжении всей жизни. На основе полученных знаний о формировании и развитии личности в процессе непрерывного образования вырабатываются методики и практические инструменты для реализации данной концепции.

Задачи:

  • сбор и изучение информации об образовательных запросах современного общества;
  • выявление закономерностей и тенденций в системе непрерывного обучения;
  • выработка новых форм управления непрерывным образованием;
  • поиск методов и средств для оптимизации обучения на протяжении всей жизни.

Что включает в себя, формы и модели системы

Непрерывное образование в широком смысле включает в себя все виды и компоненты образовательной деятельности. Оно распространяется на все население, независимо от возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности.

Формы:

Институализированные – формы обучения, осуществляемые на базе общественных институтов.

  • учреждения образования;
  • творческие ассоциации;
  • кружки;
  • клубы;
  • курсы.

Неинституализированные – связаны с самообразованием, самостоятельным поиском и обработкой информации.

В зарубежной литературе более распространена следующая классификация:

  • формальное образование – основано на деятельности учебных заведений, использующих взаимосвязанные, формализованные программы;
  • неформальное – любые формы организованной образовательной деятельности, не направленные на получение аттестата и не связанные с обязательными программами;
  • информальное – неорганизованная учебная деятельность, как индивидуальная, так и групповая. Ее особенностью является отсутствие четкой структуры.

Существуют 3 основных модели непрерывного образования.

Данная модель базируется на 3-х принципах:

Подразумевает приобретение взрослыми людьми знаний, умений и навыков, которые не были ими в свое время получены в рамках традиционных образовательных программ на стандартных этапах обучения (школа, колледж, ВУЗ). Включает в себя получение профессиональных компетенций, а также знаний, не связанных с работой.

  • адаптироваться к преобразованиям;
  • повысить конкурентоспособность на рынке труда;
  • приобрести новую востребованную профессию;
  • продвинуться по карьерной лестнице путем приобретения новых умений и навыков.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • возможность постоянного саморазвития;
  • профессиональный и карьерный рост;
  • расширение кругозора;
  • повышение коммуникативных навыков;
  • ощущение востребованности в личном и профессиональном плане;
  • адаптация к быстро меняющимся условиям современного мира.

Минусы:

  • полученные знания быстро устаревают;
  • огромное количество образовательных систем создают информационную перегруженность;
  • непрерывное образование требует больших временных, а часто и финансовых затрат;
  • в отсутствии четкого целеполагания обучение может превратиться в бессмысленное накопление разрозненных знаний.

Сложности непрерывного образования

Почему учиться тяжелее, чем кажется

Многие люди быстро загораются, но бросают курсы и тренинги уже после нескольких занятий. Это связано с тем, что:

  • недостаточно сформирована мотивация;
  • переоценены свои силы;
  • неправильно расставлены приоритеты;
  • не выработана способность к постоянному обучению.

Для того чтобы успешно учиться необходимы:

  • наличие осознанной мотивации;
  • постановка реальных целей;
  • умение отделять главное от второстепенного;
  • волевые усилия;
  • стремление к саморазвитию;
  • дисциплинированность;
  • навыки правильной организации времени.

Также следует учитывать, что с возрастом у многих людей ослабевает способность к обучению. Особенно это характерно для тех, у кого были длительные перерывы в самообразовании. Чтобы минимизировать сложности обучения во взрослом возрасте, необходимо сделать процесс образования непрерывным, а также заручиться поддержкой родных и близких.

Читайте также: